Федеральный закон от 23.06.2016 n 183-фз

Статья 16. Основные формы работы Общественной палаты

1. Основными формами работы Общественной палаты являются пленарные заседания Общественной палаты, заседания совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты.

2. Пленарные заседания Общественной палаты проводятся не реже двух раз в год. По решению совета Общественной палаты может быть проведено внеочередное пленарное заседание.

3. В целях реализации функций, возложенных на Общественную палату настоящим Федеральным законом, Общественная палата вправе:

1) проводить гражданские форумы, слушания и иные мероприятия по общественно важным проблемам в порядке, установленном Регламентом Общественной палаты Российской Федерации;

2) давать заключения о нарушениях законодательства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также о нарушениях свободы слова в средствах массовой информации и направлять указанные заключения в компетентные государственные органы или должностным лицам;

3) проводить экспертизу проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, проектов законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проектов правовых актов органов местного самоуправления;

4) приглашать руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на пленарные заседания Общественной палаты;

5) направлять членов Общественной палаты, уполномоченных советом Общественной палаты, для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

6) направлять в соответствии со статьей 24 настоящего Федерального закона запросы Общественной палаты. В период между пленарными заседаниями Общественной палаты запросы от имени Общественной палаты направляются по решению совета Общественной палаты;

7) вступать в международные организации, заключать с ними соглашения о сотрудничестве, направлять членов Общественной палаты для участия в работе международных конференций, совещаний и в других мероприятиях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

8) участвовать в работе общественных палат субъектов Российской Федерации, а также направлять членов Общественной палаты для участия в мероприятиях, проводимых общероссийскими, межрегиональными и региональными общественными объединениями, иными некоммерческими организациями;

9) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в формировании общественных наблюдательных комиссий, приостановлении и прекращении деятельности состава общественной наблюдательной комиссии, наделении полномочиями и прекращении полномочий членов общественной наблюдательной комиссии, оказывать содействие общественным наблюдательным комиссиям в обеспечении их методическими материалами, документами и материалами, относящимися к деятельности общественных наблюдательных комиссий, а также проводить обучающие семинары в целях совершенствования деятельности общественных наблюдательных комиссий;

10) оказывать общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, общественным объединениям и иным некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации, содействие в обеспечении их методическими материалами, предоставлять документы и материалы, находящиеся в распоряжении Общественной палаты, а также проводить семинары в целях совершенствования деятельности указанных общественных палат, общественных объединений и иных некоммерческих организаций.

4. Общественная палата по представлению совета Общественной палаты утверждает Кодекс этики членов общественных наблюдательных комиссий.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 487-ФЗ “О внесении изменений в статьи 4 и 8 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации»

29 декабря 2016

Принят Государственной Думой 21 декабря 2016 года

Одобрен Советом Федерации 23 декабря 2016 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 15, ст. 1277; 2007, № 27, ст. 3216; 2008, № 24, ст. 2791; № 52, ст. 6238; 2011, № 19, ст. 2706; 2013, № 30, ст. 4068; № 52, ст. 7004) следующие изменения:

1) пункт 10 части 2 статьи 4 изложить в следующей редакции:

«10) процедуры отбора в члены Общественной палаты представителей общероссийских общественных объединений, иных некоммерческих организаций, предусмотренные частями 8, 9 и 12 статьи 8 настоящего Федерального закона;»;

2) в статье 8:

а) часть 8 изложить в следующей редакции:

«8. Не позднее пятидесяти дней со дня инициирования Президентом Российской Федерации процедуры формирования нового состава Общественной палаты члены Общественной палаты действующего состава, а также утвержденные Президентом Российской Федерации члены Общественной палаты совместно с членами Общественной палаты от общественных палат субъектов Российской Федерации нового состава образуют в соответствии с Регламентом Общественной палаты Российской Федерации рабочую группу для организации и проведения конкурса по отбору сорока трех членов Общественной палаты от общероссийских общественных объединений и иных некоммерческих организаций. В состав указанной рабочей группы входят семь членов Общественной палаты действующего состава, семь членов Общественной палаты из числа утвержденных Президентом Российской Федерации и семь членов Общественной палаты от общественных палат субъектов Российской Федерации нового состава.»;

б) в части 9 слова «Не позднее шестидесяти дней» заменить словами «Не позднее пятидесяти пяти дней»;

в) часть 11 изложить в следующей редакции:

«11. Не позднее десяти дней со дня истечения срока, установленного частью 10 настоящей статьи, рабочая группа, указанная в части 8 настоящей статьи, на основании поданных общероссийскими общественными объединениями и иными некоммерческими организациями заявлений и при наличии представленных сведений об общероссийских общественных объединениях, иных некоммерческих организациях и о выдвигаемых ими представителях в состав Общественной палаты включает выдвинутых представителей в список участников конкурсного отбора.»;

г) часть 12 изложить в следующей редакции:

«12. Не позднее дня, следующего за днем формирования списка, составленного в соответствии с частью 11 настоящей статьи, члены Общественной палаты, утвержденные Президентом Российской Федерации, и члены Общественной палаты от общественных палат субъектов Российской Федерации нового состава в течение пятнадцати дней голосуют в порядке, установленном Регламентом Общественной палаты Российской Федерации, по вопросу о приеме в члены Общественной палаты сорока трех представителей общероссийских общественных объединений и иных некоммерческих организаций.»;

д) часть 13 изложить в следующей редакции:

«13. По итогам голосования членов Общественной палаты, утвержденных Президентом Российской Федерации, и членов Общественной палаты от общественных палат субъектов Российской Федерации нового состава рабочая группа, указанная в части 8 настоящей статьи, не позднее пяти дней со дня истечения срока голосования, предусмотренного частью 12 настоящей статьи, определяет в состав Общественной палаты по три представителя общероссийских общественных объединений и иных некоммерческих организаций по тринадцати направлениям общественной деятельности, набравших большинство голосов (в порядке убывания количества голосов), а также четырех представителей общероссийских общественных объединений и иных некоммерческих организаций по одному направлению общественной деятельности, набравших большинство голосов (в порядке убывания количества голосов). Направление деятельности, по которому определяются четыре представителя общероссийских общественных объединений и иных некоммерческих организаций, устанавливается рабочей группой.»;

е) в части 16 слова «сто пятьдесят дней» заменить словами «сто пятнадцать дней»;

ж) в пункте 3 части 17 слова «по итогам рейтингового интернет-голосования» заменить словами «по итогам голосования».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль28 декабря 2016 года№ 487-ФЗ

Статья 2. Цели и задачи Общественной палаты

Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:

1) привлечения граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций;

2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов общественных объединений и иных некоммерческих организаций;

3) проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;

4) осуществления в соответствии с настоящим Федеральным законом общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;

5) выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, иных некоммерческих организаций и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, общественным объединениям и иным некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

7) привлечения граждан, общественных объединений, иных некоммерческих организаций и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций;

8) осуществления международного сотрудничества в соответствии с целями и задачами, определенными настоящей статьей, и участия в работе международных организаций, а также в работе международных конференций, совещаний и других мероприятиях.

Подготовка «народных» поправок к Конституции

Президент Российской Федерации 15 января 2020 года в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации
предложил внести в Конституцию России ряд поправок, направленных на дальнейшее развитие нашей страны19. Отдельно
Президент отметил, что необходимо провести голосование граждан страны по всему пакету
предложенных конституционных
поправок, так как данные новации
касаются существенных изменений
политической системы, деятельности исполнительной, законодательной и судебной власти.

В тот же день Президент Российской Федерации
подписал распоряжение о создании рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации20.
В состав рабочей группы вошли девять членов
Общественной палаты Российской Федерации21.

Гражданское общество приступило к активному
обсуждению проекта поправок. В свою очередь
Общественная палата Российской Федерации
предложила свою площадку для проведения
заседаний рабочей группы и стала центром сбора
и первичной обработки «народных» поправок
в Конституцию Российской Федерации. Общественные палаты субъектов Российской Федерации также включились в работу по сбору и обсуждению поправок в Конституцию22. Выработанные
предложения направлялись в Общественную палату Российской Федерации для их дальнейшего
представления на рассмотрение в ходе заседаний
рабочей группы.

Свыше 1150 обращений и предложений граждан
и организаций были направлены в Общественную
палату Российской Федерации, а всего, вместе
с предложениями от региональных общественных
палат, Общественной палатой в январе — марте
2020 года было обработано и систематизировано
свыше 2250 предложений и замечаний, связанных
с внесением изменений в Конституцию Р Ф. По итогам обработки, анализа и обобщения более 600
предложений были переданы в рабочую группу
и обсуждены в ходе ее заседаний.

Дважды, к первому и второму чтениям в Государственной Думе, Общественная палата рассматривала ключевой проект закона о конституционных
поправках23. В результате было учтено 11 предложений Общественной палаты.

Активное общественное участие на всех этапах
подготовки и обсуждения поправок к Конституции стало залогом общенационального консенсуса вокруг обновленного Основного закона страны.

В настоящее время идет процесс законодательного оформления новых положений Конституции
Российской Федерации. Граждане и организации активно обсуждают различные законодательные инициативы, направленные на реализацию
«народных» положений Конституции.

Завершен прием заявок на конкурс в общественные советы при федеральных органах исполнительной власти

В настоящее время проводится обработка комплектов документов кандидатов, проверка и анализ информации, представленной кандидатами и НКО.

С 15 февраля по 9 марта 2021 года Общественная палата Российской Федерации принимала заявления от граждан, представленных некоммерческими организациями, для участия в конкурсном отборе в составы общественных советов при:

  • Федеральном казначействе (16 чел.)
  • Министерстве спорта Российской Федерации (25 чел.)
  • Федеральном дорожном агентстве (22 чел.)
  • Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения (16 чел.)
  • Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (20 чел.)
  • Федеральной налоговой службе (30 чел.)
  • Федеральной пробирной палате (21 чел.) 

Донаборы в общественные советы при:

  • Министерстве здравоохранения Российской Федерации (11 чел.)
  • Министерстве просвещения Российской Федерации (7 чел.)
  • Министерстве экономического развития Российской Федерации (1 чел.)
  • Федеральном агентстве по недропользованию (6 чел.)
  • Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (1 чел.)

А также замена выбывших членов из составов Общественных советов при:

  • Федеральном агентстве по делам молодёжи (1 чел.)
  • Федеральном агентстве железнодорожного транспорта (1 чел.)
  • Федеральном агентстве морского и речного транспорта (1 чел.)
  • Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (1 чел.)
  • Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (1 чел.)
  • Федеральном агентстве по делам национальностей (1 чел.)

Для участия в конкурном отборе требовалось:

1) пройти авторизацию для входа в Личный кабинет на сайте os.oprf.ru;

2) заполнить анкетную форму;

3) прикрепить файл со сканом представления организации, выдвигающей кандидата в состав общественного совета;

4) распечатать и подписать документы;

5) направить распечатанный комплект собственноручно подписанных документов и оригинал представления выдвигающей организации в ФКУ «Аппарат Общественной палаты России» посредством почтовой связи, курьерской службы, а также нарочно по адресу: 125993, г. Москва, ГСП-3, Миусская пл., д. 7, стр. 1, Аппарат Общественной палаты Российской Федерации до 16 марта 2021 года включительно (на отправляемых конвертах должно указываться: «Конкурс в общественный совет при … (наименование ведомства)»). В разделе «получатель» указать: «Опустить в ящик «Для приема документов в общественные советы»». Сотрудники аппарата не ставят отметки о приеме документов курьерам.

Оригиналы документов, направленные курьерской службой или доставленные лично, необходимо было опустить в ящик «Для приема документов в общественные советы» в фойе Общественной палаты в будние дни с 9:00 до 20:00.

Важно: Регистрироваться на сайте и вносить изменения в анкету можно было с 15 февраля по 9 марта 2021 года до 18:00, прием оригиналов документов осуществлялся с 15 февраля по 16 марта 2021 года включительно

Статья 15. Прекращение и приостановление полномочий члена Общественной палаты

1. Полномочия члена Общественной палаты прекращаются в порядке, предусмотренном Регламентом Общественной палаты Российской Федерации, в случае:

1) истечения срока его полномочий;

2) подачи им заявления о выходе из состава Общественной палаты;

3) неспособности его по состоянию здоровья участвовать в работе Общественной палаты;

4) вступления в законную силу вынесенного в отношении его обвинительного приговора суда;

5) признания его недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

6) грубого нарушения им Кодекса этики — по решению не менее половины членов Общественной палаты, принятому на пленарном заседании Общественной палаты;

7) избрания его на должность Президента Российской Федерации, избрания депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избрания (назначения) членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избрания депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на выборную должность в органе местного самоуправления;

8) назначения его на государственную должность Российской Федерации, должность федеральной государственной службы, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации или должность муниципальной службы;

9) если по истечении тридцати дней со дня первого пленарного заседания Общественной палаты член Общественной палаты не выполнил требование части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона;

10) смерти члена Общественной палаты.

2. Полномочия члена Общественной палаты приостанавливаются в порядке, предусмотренном Регламентом Общественной палаты Российской Федерации, в случае:

1) предъявления ему в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, обвинения в совершении преступления;

2) назначения ему административного наказания в виде административного ареста;

3) регистрации его в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти, кандидата на выборную должность в органе местного самоуправления, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата (политической партии), а также в случае вхождения его в состав инициативной группы по проведению референдума в Российской Федерации.

Обзор документа

Внесены поправки в Закон об Общественной палате РФ. Изменен порядок ее формирования, а также увеличено количество членов.

Общественная палата теперь состоит из 166 (ранее — из 126) членов, представляющих 3 равнозначные группы. Это 83 представителя региональных общественных палат; 40 россиян, которых указом утвердит Президент РФ; 43 представителя общероссийских общественных объединений.

Первая половина, состоящая из 83 представителей субъектов Федерации, избирается на заседаниях региональных общественных палат — по 1 обладающему безупречной репутацией представителю от каждой палаты. Таким образом введено прямое равное представительство общественных палат субъектов Федерации в Общественной палате.

Вторая половина также состоит из 83 человек. Президент РФ по результатам консультаций с общественными объединениями, объединениями НКО, российскими академиями наук и творческими союзами определяет кандидатуры 40 россиян, имеющих особые заслуги перед страной и обществом, и предлагает им войти в состав Общественной палаты.

Еще 43 члена Общественной палаты избираются по итогам рейтингового интернет-голосования при помощи интернет-ресурса «Российская общественная инициатива».

Так, на сайте Общественной палаты объявляется конкурс по отбору ее членов от общероссийских общественных объединений по 14 направлениям общественной деятельности. Каждое объединение указывает в своем заявлении 1 представителя — кандидата в состав Общественной палаты.

В голосовании могут принимать участие граждане России, обладающие активным избирательным правом.

По результатам голосования рабочая группа определит в состав Общественной палаты по 3 представителя общероссийских общественных объединений по каждому направлению общественной деятельности, набравших большинство голосов. Также будет выбран 1 представитель, который получил наибольшее число голосов среди занявших четвертые места в своих направлениях деятельности.

Кроме того, членом Общественной палаты не могут быть лица, имеющие двойное гражданство.

Процедура формирования нового состава Общественной палаты РФ начинается не позднее 15 января 2014 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Что такое Общественная палата и зачем она нужна?

33087

Общественная палата — это консультативный орган, осуществляющий взаимодействие граждан с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях учёта потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной и муниципальной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

Общественные палаты создаются на местном, территориальном и федеральном уровнях. Общественная палата Российской Федерации действует на основании Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации». Цель её деятельности — согласование интересов граждан, общественных объединений и государства. На муниципальном уровне общественные палаты в качестве основной цели своей деятельности имеют повышение качества жизни жителей муниципального образования, выработке и реализации механизмов участия граждан в принятии важных для муниципалитета решений. Общественные палаты являются одним из важных элементов гражданского общества.

Участие граждан в делах любой общественной палаты, включая членство — добровольное занятие, на которое человек может согласиться, а может и не согласиться, ведь работа в палате осуществляется на общественных началах. Доступ в неё закрыт только госслужащим, лицам имеющим судимость, двойное гражданство или недееспособным. Общественная палата Российской Федерации формируется из трех групп — кандидатов, выбранных и назначенных Президентом России, кандидатов, выдвинутых общественными палатами субъектов федерации и кандидатами от общественных объединений, которых в палату выбирают в ходе голосования в сети интернет. Палата формируется на три года.

Члены Общественной палаты Российской Федерации в своей деятельности руководствуются не только федеральным законодательством, но и принятым палатой Кодексом этики.

Общественные палаты осуществляют общественные экспертизы разного рода проектов нормативно-правовых актов и деятельности государственных органов, нарушений законодательства РФ органами государственной власти и местного самоуправления, нарушения свободы слова в СМИ, поддерживают гражданские инициативы, проводят гражданские форумы, слушания по наиболее общественно важным и острым вопросам. Общественные палаты осуществляют свою работу в рамках пленарных заседаний, заседаний совета палаты, комиссий и рабочих групп. Руководит палатой Председатель, имеющий заместителей и Совет палаты. Конечно же есть у палат свои секретари и аппарат.

Общественные палаты в ходе своей деятельности могут обращаться с запросами в органы государственной власти, последние обязаны отвечать на эти запросы и предоставлять необходимую информацию. Решения общественных палат — заключения, предложения, обращения — носят рекомендательных характер. О результатах своей деятельности Общественные палаты сообщают в ежегодных отчетах.

Общественная Палата РФ в 2014-м году принимала участие в решении разнообразных проблем: вносила рекомендации Верховному суду, когда тот обобщал практику по изъятию незаконно проданных добросовестным приобретателям квартир, защищала территорию детского дома в Новой Москве, здание центра детского творчества в Сургуте, помогала снизить сроки заключения, добивалась помилования, решала коммунальные проблемы, защищала права студентов на дешевые и доступные общежития, проверяла безопасность важных объектов, инициировала расследования по обращением о подозрении в коррупции и т.д.

назад
вперёд

Подведены итоги конкурсного отбора в Общественные советы при Рослесхозе, Росрыболовстве, ФАНО России, Росавтодоре и Казначействе России

Создан Общественный совет при Федеральном агенстве лесного хозяйства.

Ссылка на приказ Рослесхоза — /files/prikaz_rosleshoza.tif

Создан Общественный совет при Федеральном агенстве по рыболовству.

Ссылка на приказ Росрыболовства — /files/prikaz_rosrybolovstvo.pdf

Создан Общественный совет при Федеральном агенстве научных организаций.

Ссылка на приказ ФАНО России — /files/prikaz_fano.pdf

Создан Общественный совет при Федеральном дорожном агенстве.

Ссылка на приказ Росавтодора — /files/prikaz_rosavtodor.pdf

Создан Общественный совет при Федеральном казначействе.