Элементы юридического состава налога: основные и факультативные

Элементы налога

В Налоговом Кодексе закреплены данные основания. Таким образом, в статье 17 говорится то, что налог признается установленным только в случае определения налогоплательщиков и элементов налогообложения, в частности:

  • объекта налогообложения;
  • налоговой базы;
  • налогового периода;
  • налоговой ставки;
  • порядка расчета налога;
  • порядка и сроков уплаты налога.

Замечание 1

В некоторых случаях при определении налога в законодательном акте, касающемся налогов и сборов, могут предполагаться налоговые льготы с основаниями для их применения плательщиком налога.

В данной ситуации сформулирован конкретный алгоритм построения особых законодательных актов, регулирующих уплату соответствующих налогов/сборов. В случае если законодательством не установлен или не определен хотя бы 1 из составляющих юридической структуры налога, значит, это говорит об отсутствии налоговой обязанности, так как сложный юридический состав ее появления не закреплен в правовых нормах.

Юридические составляющие налога обладают унифицированной структурой, особым порядком расположения статей. Наряду с этим, порой в законодательстве о налоге есть какая-то специальная норма (касаемо бюджетного возмещения, особого порядка и перечня вычетов, льгот и т.п.), которую нельзя применить по иным налогам.

Комментарий к ст. 379 НК РФ

Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период — один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (ст. 55 Налогового кодекса).

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. Но устанавливать иные отчетные периоды законодательные (представительные) органы субъектов РФ не вправе.

На наш взгляд, предоставление законодательным (представительным) органам субъектов РФ права при установлении налога не устанавливать отчетные периоды может привести к возникновению проблемных ситуаций.

Допустим, что одна организация, назовем ее — фирма А, находится в регионе, где установлены отчетные периоды. Другая организация, скажем, фирма Б, зарегистрирована в регионе, в котором отчетные периоды по налогу на имущество не установлены. При этом между этими организациями заключен договор совместной деятельности, согласно которому общие дела товарищей ведет фирма Б.

В рамках заключенного договора о совместной деятельности фирма Б приобрела в январе здание. В результате в конце первого квартала у фирмы А возникает объект налогообложения (пропорционально доле в общем имуществе товарищей). В соответствии со своим региональным законодательством она должна определить налоговую базу, исчислить сумму авансового платежа и произвести уплату. При этом исчисление должно быть осуществлено на основе данных, предоставленных фирмой Б.

Но в регионе, где находится фирма Б, не установлены отчетные периоды, а также не установлены обязанности налогоплательщиков по внесению авансовых платежей по налогу на имущество. Если данная организация не предоставляет информацию об объекте налогообложения, фирма А не может правильно и своевременно выполнить свои обязанности налогоплательщика по налогу на имущество организаций. При этом фирма Б не нарушает никаких обязанностей, установленных своим региональным законодательством.

Факультативные элементы юридического состава налога

Группу обязательных элементов дополняет группа факультативных элементов, раскрытие которых при установлении налога не обязатель­но, а возможно. Соответственно отсутствие факультативных элементов не может приводить к ситуации, когда налог будет считаться неуста­новленным.

К факультативным элементам следует отнести:

  • налоговые льготы и основания для их применения;
  • порядок возмещения налога;
  • отчетный период;
  • получателя налога.

Каждый налог характеризуется своей совокупностью этих фа­культативных элементов, которые дополняют обязательные элемен­ты, позволяя тем самым лучше раскрыть внутреннее устройство налога и сделать его более понятным для налогоплательщиков.

Налоговая льгота — факультативный элемент, характеризующий предоставление налоговым законодательством отдельным категори­ям налогоплательщиков (плательщикам сборов) исключительных преимуществ, включая возможность не уплачивать налог (сбор) или уплачивать в меньшем размере, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика (плательщика сбора). Налоговые льготы могут уменьшать налоговую базу, налоговую ставку, налоговый оклад и производить отсрочку или рассрочку уплаты налога.

Отчетный период — факультативный элемент, характеризую­щий срок, по истечении которого налогоплательщиком уплачива­ются авансовые платежи по налогу и предоставляется соответст­вующая отчетность. В некоторых налогах налоговый и отчетный периоды совпадают (например, НДС, НДПИ), в некоторых — раз­личаются (например, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций).

Источник налога — факультативный элемент, характеризующий соответствующий экономический показатель налогоплательщика, за счет которого следует уплачивать налог. Источник налога (выручка, прибыль или доходы) не выбирается налогоплательщиком произ­вольно, а регламентируется законодательством о налогах и сборах.

Получатель налога — факультативный элемент, характеризую­щий субъекта, которому предназначается сумма налога. Такими субъектами являются государственные внебюджетные фонды и бюджеты различных уровней. Получатель налога может быть уста­новлен как законодательством о налогах и сборах, так и бюджет­ным законодательством.

Комментарий к Статье 57 НК РФ

Настоящая статья устанавливает правила установления сроков уплаты налогов и сборов, из них следует, что:

— сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому отдельному налогу и сбору (т.е. общих сроков уплаты налогов и сборов нет);

— изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (ст. ст. 63 — 68 НК РФ).

Срок уплаты налога и сбора считается соблюденным, если налогоплательщик и (или) плательщик сборов (их представители) исполнили данную обязанность в момент, указанный:

— в п. 2 ст. 45 НК РФ;

— в ст. 78 НК РФ;

— в других нормах НК РФ.

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора (ст. ст. 72 — 77 НК РФ), а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ст. ст. 114, 116 — 126 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов определяются:

1) календарной датой;

2) истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями. В случае определения сроков для совершения действий периодом времени, действие может быть совершено в течение всего периода;

3) указанием на событие, которое должно наступить или произойти (например, окончание отсрочки по уплате налогов и сборов — ст. 64 НК РФ);

4) указанием на действие, которое должно быть совершено (например, осуществление зачета суммы излишне уплаченного налога в счет платежей по другому налогу).

Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются только Кодексом. При этом они устанавливаются применительно к каждому такому действию. В зависимости от того, какой участник налоговых правоотношений должен совершить действие, эти сроки также могут быть различными.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога (но не сбора) возникает не ранее даты получения плательщиком налогового уведомления.

Перечень налогов, имеющих статус региональных в РФ ↑

Статус региональных имеют следующие налоги, взимаемые на территории Российской Федерации:

  • транспортный, налагается на определенные категории техники;
  • на доход от ведения игорного бизнеса;
  • налог на имущество различных организаций.

При этом следует учитывать, что налог на игорный бизнес и имущество организаций обязаны платить только юридические лица, индивидуальные предприниматели.

В то же время налог транспортный платят также лица физические, владеющие частным транспортом – автомобилями, мотоциклами и иным.

Каково назначение

Причем данное требование государства является безусловным по причине невозможности существования последнего при отсутствии налоговых сборов.

Назначение региональных налогов обозначается непосредственно в их названии. Все уплаченные физическими и юридическими лицам средства перечисляются в региональные бюджеты, аккумулируются там.

Далее полученные средства используются для выполнения непосредственно самими властями регионов своих функций.

Ранее особой категорией являлся налог транспортный. В течение долгого времени он перечислялся в бюджет специализированной организации под названием «Дорожный фонд».

Подобное предприятие имелось во всех регионах страны и выполняло функцию поддержания дорожной инфраструктуры в надлежащем состоянии.

Впоследствии фонды были упразднены, транспортный налог используется местными властями на свое усмотрение. Также как и остальные налоги регионального характера, поступающие в местный бюджет.

Кем устанавливаются элементы таких налогов

Сегодня все без исключения элементы региональных налогов устанавливаются:

  1. Налоговым кодексом Российской Федерации.
  2. Законодательными органами субъектов РФ.

Именно в этом заключается самое важное отличие региональных налогов от федеральных. Порядок внесения изменения или же иные действия осуществляются всегда в два этапа:

Порядок внесения изменения или же иные действия осуществляются всегда в два этапа:

Первый Определяется НК РФ
Второй Определяется законом субъекта РФ

При этом Налоговый кодекс РФ является приоритетным документом, и он устанавливает рамки, в пределах которых допускается внесение каких-либо изменений на региональном уровне в следующие элементы налогообложения:

  • порядок уплаты;
  • налоговые ставки;
  • сроки уплаты.

Ранее, до того как НК РФ вступил в силу и возможности по изменению налогового законодательства региональными властями никак не регулировались, существовало множество налоговых сборов.

Так как в большинстве случаев чиновники злоупотребляли своим правом увеличивать ставки, а также изменять сроки уплаты авансовых и иных платежей.

Налоговый кодекс позволяет предотвратить необоснованное увеличение различных налогов.

Определение налоговой ставки

Определение налоговой ставки существенно различается для разных типов налоговых сборов.

Определяется она на региональном уровне властями с учетом следующих факторов:

  • возможностей самих налогоплательщиков;
  • потребностей бюджета региона;
  • экономической обстановке в стране и конкретной сфере деятельности;
  • положений Налогового кодекса Российской Федерации.

Регулирующие размер налоговой ставки власти обязаны учитывать, прежде всего, финансовые возможности самих плательщиков. Особенно это касается транспортного налога.

Видео: налогообложение в России

https://youtube.com/watch?v=kq1pqH0qkZs

Так как существенная часть поступлений формируется не только юридическими лицами, но также физическими.

При возникновении острого дефицита и недостатка средств местные власти могут увеличить налоговую ставку исходя из сложного финансового положения самого региона, недостатка средств в нем.

В то же время при определении величины налоговой ставки власти всегда должны осуществлять регулирование только в рамках, установленных НК РФ.

Контролем в данной сфере в обязательном порядке должна заниматься прокуратура и максимально быстро реагировать при возникновении каких-либо нарушений.

Ставки по некоторых налоговым сборам подвергаются дифференциации в зависимости от некоторых факторов.

Причем осуществляться это может не только региональными органами власти, но также федеральными.

Например, ставка транспортного налога зависит от следующих факторов:
• мощности установленного в ТС мотора;
• года выпуска;
• вместимости кузова;
• категории транспортного средства.

Период

Под ним следует понимать временной отрезок, по окончании которого определяются база и сумма обязательного платежа. Для большей части существующих налогов таким периодом является календарный год. По отдельным типам отчислений могут предусматриваться сокращенные сроки. Например, налоговым периодом по НДС считается 1 мес. Существует еще одна временная категория. Она именуется отчетным периодом. По его завершении отчисляются авансовые платежи. К примеру, выплата подоходного корпоративного налога осуществляется ежемесячными суммами. Отчетным периодом является в данном случае месяц. Налоговым периодом будет выступать год.

Из истории вопроса.

Несколько лет назад налоговое ведомство в целях единообразного применения норм Налогового кодекса рекомендовало нижестоящим налоговым органам руководствоваться следующим.

В случае если обнаружение недоимки по одному налогу согласно положениям НК РФ влечет уменьшение иного связанного с ним и подлежащего уплате налогоплательщиком налога, налоговым органам необходимо учитывать, что п. 8 ст. 101 НК РФ не предусмотрено отражение в решении уменьшенных по результатам налоговой проверки налогов. (Иными словами, если в ходе ВНП произведены доначисления налогов, которые в силу пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ отражаются в прочих расходах, то инспекция не обязана учитывать их с целью корректировки базы по налогу на прибыль.)

В то же время невключение инспекторами по результатам проверки в расходы доначислений по иным налогам не лишало налогоплательщиков права на подачу «уточненки» по налогу на прибыль в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

Такие рекомендации были даны в п. 1 Письма от 29.08.2011 № АС-4-2/14018, который Письмом от 07.06.2018 № СА-4-7/11051@ был признан утратившим силу в связи со сложившейся судебной практикой.

Уровни налогообложения

Кроме того, что перечисленные принципы должны всегда браться во внимание, есть еще необходимость следить за исполнением таких обязанностей аж на трех уровнях. Система налогообложения и сборов распределяется как бы на три среза, в зависимости от территориального и субординационного устройства государства:

Система налогообложения и сборов распределяется как бы на три среза, в зависимости от территориального и субординационного устройства государства:

  • на федеральные налоги/сборы,
  • на региональные,
  • на местные.

Каждый из перечисленных уровней имеет свои особенности. Уровень взимания и начисления прописан в Налоговом кодексе, а также отдельно регулируется местными положениями. Ставки некоторых отчислений разнятся в зависимости от местности.

Федеральный уровень

Все федеральные налоги перечислены в Налоговом кодексе. Хотите вы или не хотите, но они обязательны для всех, и ни в каком городе страны от них не спрятаться. Нет, конечно, каждый не обязан платить полностью все виды, но если гражданин имеет какое-то отношение к облагаемому производству или денежному обороту – то придется немножко поделиться. В отличие от остальных налогов, эти должны направляться непосредственно в казну. Федеральная система налогов, а точнее ее уровень, включает следующие виды сборов:

  1. На добавленную стоимость (НДС). Его, как правило, оплачивают бизнесмены, «частники» которые имеют дела связанные с услугами, позволяющими получать выгоду.
  2. Акцизы.
  3. На доход. Он касается всех, включая физ лиц и любых бизнесменов. Так уж повелось, что если вы что-то получаете, то обязаны отдать процент в фонд государства, хотя бы за то, что вам была дана такая возможность – получить.
  4. На ископаемые. Это, прежде всего, касается тех, кто занимается их разработкой и добычей.
  5. Единый социальный налог.
  6. Водный и другие виды сборов, что предусмотрены статьей 13 НК.

Региональный уровень

Кроме того, что Налоговый кодекс дает перечень федеральных налогов, там содержатся еще и региональные, то есть те, которые распространяются не на всех, а только на жителей конкретной части страны. Такие отчисления должны переходить в соответствующую ячейку бюджета. Система налогообложения в России предлагает субъектам федерации самостоятельно издавать законы, которые бы расширяли их полномочия для ведения дел с налогообложением. Безусловно, существуют и рамки, но это, как правило, не так уж и утешает, ведь налоги все равно обязательны для всех, кто проживает в конкретном регионе. Итак, какие же сборы сюда входят? На них можно посмотреть в статье 14 НК:

  • на имущество организаций,
  • на игровой бизнес,
  • транспортный налог, с которым придется столкнуться всем имеющим, или планирующим обзавестись автомобилем.

Официальные полномочия, которые достались региональным органам власти, как правило, касаются не столько назначения новых налогов, чему не могут не радоваться граждане, сколько порядка и способа уплаты, предусмотренных законом. На уровне федерального законодательства дается «добро» на распределение налоговых ставок в каких-то рамках, а вот конкретный процент или сумму для своего региона, система налоговых органов РФ этого конкретного субъекта устанавливает на свое усмотрение.

Безусловно, все аргументируется существование огромных объемов работ и денежной необходимости в субъекте федерации, поэтому, на минимальную границу этого диапазона, как правило, рассчитывать не приходится.

https://youtube.com/watch?v=GOBdlZNdpHc

Местный уровень

И если кто-то почувствовал азарт в уплате всех предыдущих видов налога, то его порадует наличие еще и местных обязательных сборов. Такие существуют на уровне муниципальных управлений и предписаны НК РФ по совместительству с нормативными актами местных самоуправленцев. Приятно, что оплачивая эти налоги, есть надежда на то, что вы реально увидите результат – куда именно пошли деньги налогоплательщиков, ведь все сборы местного уровня переходят непосредственно в бюджет муниципалитета. Правда государство похлопотало и здесь, оставляя на местном уровне только земельные сборы и имущественный налог физических лиц. Впрочем, спасибо говорят муниципалитеты, а плательщики подсчитывают свои деньги после того, как пришлось раскошелиться по всем трем уровням.

Таким образом, налоговая система РФ на местном уровне, подобно региональным, способны самостоятельно решать только вопросы налоговой ставки (в случае, если государство предоставит возможность), а также решать: когда и как жители должны все это выплатить.

Срок определяется совокупностью событий.

Иногда конкретные сроки приходится исчислять, исходя из совокупности отдельных налоговых норм или событий, их определяющих.

Один из таких случаев – приостановление операций организации по ее счетам в банке (п. 7 ст. 76 НК РФ). Согласно данному пункту период приостановления исчисляется с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении банковских операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления этих операций.

Другой пример – период выставления счета-фактуры (этот момент актуален в том числе для некоторых «упрощенцев»).

Пунктом 3 ст. 168 НК РФ определено, что счет-фактура должен быть выставлен покупателю не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Как видим, в этой норме в качестве основной отправной точки для исчисления обозначенного пятидневного срока поименован день отгрузки. Причем в Письме Минфина России от 18.10.2018 № 03-07-14/74899 подчеркнуто, что день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) подлежит включению в указанный пятидневный срок. Между тем какие-либо квалифицирующие признаки для идентификации такого дня ни в п. 3 ст. 168 НК РФ, ни в этом письме не названы.

Но такие разъяснения были даны контролерами ранее. В частности, в письмах Минфина России от 09.11.2011 № 03-07-09/40, от 28.07.2011 № 03-07-09/23, ФНС России от 13.12.2012 № ЕД-4-3/21217@ сказано, что под датой отгрузки товаров, работ, услуг, передачи имущественных прав следует понимать дату первого по времени составления первичного документа (например, товарной накладной), оформленного на покупателя, заказчика или перевозчика.

К примеру, продавец 11 декабря 2018 года отгрузил товары и оформил товарную накладную. С учетом Письма Минфина России № 03-07-14/74899 течение срока выставления счета-фактуры начинается с указанной даты. Значит, последний день для выставления счета-фактуры покупателю – 15 декабря. Это суббота, получается, срок нужно перенести на ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ), то есть на 17 декабря.

Но ведь по факту составление первичного документа по разным причинам может не совпадать по времени с днем фактической отгрузки товара покупателю. И буквально в п. 3 ст. 168 НК РФ говорится именно о дате отгрузке, а не о дате оформления первичного документа.

Пример срока, определяемого совокупностью налоговых норм, – срок для подачи апелляционной жалобы на решение по налоговой проверке. В частности, такая жалоба может быть подана в течение месяца со дня вручения решения по проверке (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139.1 НК РФ). Отсчет указанного периода начинается со следующего после даты вручения решения дня (п. 2 ст. 6.1 НК РФ), а заканчивается соответствующим дате вручения днем следующего месяца (п. 5 ст. 6.1 НК РФ). К примеру, если решение было вручено налогоплательщику 15 ноября 2018 года, то срок для подачи апелляционной жалобы истекает в 24.00 17 декабря 2018 года (так как 16-е число – воскресенье) (п. 7, 8 ст. 6.1 НК РФ). Почему именно месяц? Все просто. Итоговое решение по налоговой проверке вступает в силу по истечении месяца со дня его вручения налогоплательщику (или его представителю) (п. 9 ст. 101 НК РФ). Соответственно, если налогоплательщик намерен обжаловать в апелляционном порядке решение по проверке, сроки вступления его в законную силу будут иными (ст. 101.2 НК РФ). В части, в которой решение не отменено и не обжаловано, – со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе. Если апелляционная жалоба оставлена управлением без рассмотрения, решение по проверке вступает в силу со дня принятия управлением соответствующего решения, но не ранее истечения срока подачи жалобы.

* * *

Итак, для правильного исчисления налогов (выполнения обязанностей и реализации прав, предусмотренных НК РФ), а также защиты своих интересов в налоговых спорах важно правильно исчислять сроки. В данном материале приведены основные принципы исчисление сроков в налоговых с учетом норм, определяющих их, разъяснений официальных органов и судебной практики

Конечно, в статье были рассмотрены не все возможные сложные ситуации. Вместе с тем полагаем, что при помощи вышеизложенного механизма определение сроков в налоговых наши читатели самостоятельно с успехом справятся с любыми вычислениями.

Отношения в области почтовой связи регулируются в том числе Федеральным законом от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (п. 2 ст. 17 Закона № 126-ФЗ).

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Апелляционное обжалование решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган

Это стадия спора — очень важная и здесь есть ряд преимуществ:

Во-первых, подача апелляционной жалобы отложит момент вступления решения в законную силу до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе или со дня принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения (пункт 9 статьи 101, статья 101.2 НК РФ). В этом случае у организации появляется отсрочка от уплаты налогов, пени и штрафов, отраженных в решении налоговой инспекции.

Во-вторых, есть шанс, что вышестоящий налоговый орган может принять решение в пользу организации, то есть отменить полностью или в части решение нижестоящей инспекции и принять по делу новое решение., которое вступит в силу со дня его принятия ( НК РФ).

Но, в настоящее время, как показывает статистика, процент жалоб налогоплательщиков, которые удовлетворяют вышестоящие налоговые органы в рамках досудебного обжалования, неуклонно сокращается

Поэтому особо важно уделить внимание подготовке своей позиции и подтверждающих ее документов

Жалоба на любое решение ИФНС составляется в письменной форме и может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При составлении апелляционной жалобы рекомендуем:

  • излагать свои доводы четко, ясно, делая ссылки на конкретные нормы законодательства; 

  • если в решении несколько нарушений, то рекомендуем разделить его на эпизоды;

  • отражать все доводы и доказательства, чтобы потом это не было использовано против организации налоговым органом и не возникал вопрос при рассмотрении в суде;

  • ссылаться на документы, которые подтверждают выводы организации, и безусловно, они должны быть составлены безупречно, не говоря уже о том, организация должна быть готова представить их в случае необходимости;

  • в доводах указывать разъяснения ФНС России и Минфина, а также решения судов по аналогичным ситуациям

Также хотим обратить внимание на следующие моменты:

  • срок подачи апелляционной жалобы лучше не нарушать, так как законодательство не предусматривает возможность его восстановления. Если апелляционная жалоба подана с нарушением срока, то вышестоящий налоговый орган оставит ее без рассмотрения. Основание –подпункт 2 пункта 1, НК РФ

  • четко соблюдать все требования к содержанию жалобы, предусмотренные налоговым кодексом. (пункты 2- 6 статьи 139.2 НК РФ)

  • апелляционная жалоба на решение подается в вышестоящий налоговый орган не напрямую, а через налоговый орган вынесший это решение. Это значит, что именно инспекция, руководитель которой (его заместитель) вынес решение по проверке, должна передать жалобу со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Передать жалобу вместе со всеми документами налоговые органы должны в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы. ( НК РФ).При этом Налоговый кодекс РФ никак не регулирует ситуацию, когда апелляционная жалоба направляется налогоплательщиком по ошибке непосредственно в вышестоящий налоговый орган. На практике часто такие жалобы остаются без рассмотрения. Иногда вышестоящий налоговый орган принимает такую жалобу к рассмотрению, но не в апелляционном, а в обычном порядке

По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган обязан принять одно из следующих решений:

  • отменить решение нижестоящего налогового органа,

  • оставить решение нижестоящего налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения,

  • отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение.  

Если организация уже оспорила решение инспекции в апелляционном порядке полностью, его новое административное обжалование по тем же эпизодам в том же налоговом органе бесперспективно. Вышестоящий налоговый орган не станет рассматривать поданную организацией обычную жалобу, сославшись на ее повторность ( НК РФ).

Однако в течение трех месяцев после принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе организация может обжаловать его в ФНС России ( НК РФ).

Если организация не подавала апелляционную жалобу на решение, то по истечению месяца с даты вручения решения, оно вступит в силу.

Например, решение, врученное организации 01.10.2018 г. и не обжалованное в апелляционном порядке, вступит в силу 02.11.2018 г.

Однако, у организации есть возможность обжаловать решение, вступившее в силу, в течение года со дня, когда оно вынесено ( НК РФ).

Факультативные элементы налогообложения

Налоговые льготы

Как говорилось выше, помимо обязательных элементов налогообложения есть также факультативные. Они не производят особого влияния на функции налогоплательщика, но при этом не менее важны.

Помимо обязательных выплат в государственный бюджет, существует и возможность не платить налог, либо уплачивать его частично — это налоговые льготы.

Их можно разделить на три группы:

  • освобождение от уплаты налога. Оно может носить абсолютный характер, относительно уплаты налога. Полное освобождение в этом случае происходит за счет предоставленных налоговых привилегий;
  • налоговые изъятия. Они дают возможность исключать из круга объектов или налоговой базы отдельные элементы;
  • налоговые скидки. Благодаря им у налогоплательщика появляется право уменьшать налоговую базу на сумму определенных расходов. Их разновидностью являются лимитированные и нелимитированные скидки.

К числу льгот также относится понижение налоговой ставки, которое позволяет

уплачивать налог в зависимости от более низкой ставки по сравнению с общей.

В применение налоговых льгот есть очень много плюсов. Ведь снижение ставок, установление различных налоговых вычетов и расширение перечня доходов, которые не облагаются налогом, ведет к регулированию социально-политической ситуации в стране.

Понятие налога на прибыль и НДС

Один из видов налога — это налог на добавленную стоимость(НДС). Он накладывается на все, что могут продать организации или индивидуальные предприниматели, причем налог уплачивается на всех этапах производства. Данный налог является косвенным и взимается только после реализации товаров. На территории РФ НДС действует с 1992 года и регулируется 21 главой НК РФ.

Замечание 4

Существуют определенные группы налогоплательщиков, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость. В основном это такие организации и предприниматели, у которых выручка от реализации товаров и услуг за три календарных месяца не превысила установленную величину, или в случае перехода на специальные налоговые режимы.

Рассматривая налог на прибыль, можно сделать вывод, что он является основным инструментом, который пополняет государственную казну. В отличие от НДС, налог на прибыль прямой и взимается непосредственно с доходов организаций. Прибылью считается доход от деятельности организаций за вычетом суммы установленных скидок и издержек.