Оглавление
Комментарий к статье 190 УИК РФ
1. Комментируемая статья регламентирует порядок реализации ответственности условно осужденного, не выполняющего предписания суда о правомерном поведении в течение испытательного срока и выполнении определенных обязанностей (например, не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления УИИ; не посещать определенные места; пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании; осуществлять материальную поддержку семьи).
Невыполнение условно осужденным вышеназванных предписаний может повлечь следующие правовые последствия: 1) возложение судом на условно осужденного дополнительных обязанностей; 2) продление испытательного срока; 3) отмену условного осуждения и исполнения назначенного приговором суда наказания. Каждая из этих мер может быть применена судом лишь при наличии соответствующего представления органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного. Поэтому комментируемая статья определяет основания направления в суд таких представлений.
2. Из текста комментируемой статьи (ч. 1, 2) следует, что представление о возложении дополнительных обязанностей или продлении испытательного срока условно осужденному может быть направлено УИИ в суд лишь при неоднократных нарушениях условно осужденным общественного порядка либо неоднократном неисполнении возложенных на него обязанностей и законных требований УИИ. Такой вывод следует из указаний закона о том, что при нарушении условно осужденным возложенных на него обязанностей направлению представления в суд должно предшествовать письменное предупреждение условно осужденного о возможности отмены условного осуждения
Факты совершения административных правонарушений должны быть подтверждены соответствующими протоколами.
Сравнительный анализ норм уголовного и уголовно-исполнительного права показывает, что в случае совершения условно осужденным неосторожного преступления либо умышленного преступления небольшой тяжести вопрос об отмене условного осуждения, продлении испытательного срока или возложении на условно осужденного дополнительных обязанностей рассматривается судом по собственной инициативе и внесение соответствующего представления УИИ необязательно. При совершении преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления представления УИИ не требуется, поскольку условное осуждение отменяется в обязательном порядке.
3
Представление об отмене условного осуждения вносится УИИ, как указано в ч. 4 комментируемой статьи, в случаях: 1) систематического или злостного неисполнения условно осужденным возложенных на него судом обязанностей; 2) если условно осужденный скрылся от контроля. При этом понятие систематического неисполнения обязанностей раскрывается в ч. 5, а понятие скрывающегося от контроля условно осужденного — в ч. 6 комментируемой статьи. Понятие злостного неисполнения обязанностей в законе не раскрывается
Можно предположить, что злостность здесь рассматривается как синоним систематичности.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в ч. 3 ст
74 УК РФ в качестве основания отмены условного осуждения названо лишь систематическое или злостное неисполнение условно осужденным возложенных на него судом обязанностей и не упоминается о случаях, когда осужденный скрылся от контроля. Кроме того, ни в упомянутой уголовно-правовой норме, ни в ч. 4 комментируемой статьи не выделено в качестве основания отмены условного осуждения систематическое совершение условно осужденным административных правонарушений в течение испытательного срока. Представляется, что в этих случаях имеет место некоторое несовершенство закона, прежде всего уголовного.
Если вам нужна помощь Адвоката
Комментарий к статье 187 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ
1. Контроль за поведением условно осужденных осуществляется УИИ по месту жительства условно осужденного, а в отношении военнослужащих — командованием воинских частей. При этом командование воинских частей осуществляет контроль за лицами, осужденными условно во время прохождения военной службы.
2. Правовые основы деятельности, задачи, права и обязанности УИИ установлены Положением об УИИ.
3. Законодательством предусматривается привлечение к контролю за условно осужденными не только сотрудников УИИ, но и работников служб органов внутренних дел.
Контролировать поведение условно осужденных при исполнении своих служебных обязанностей и в пределах их компетенции должны сотрудники полиции.
Контроль за поведением условно осужденных по месту жительства должен возлагаться на полицию общественной безопасности, в частности на участковых инспекторов полиции. Помощь УИИ должны оказывать не только участковые инспекторы, но и работники других подразделений полиции общественной безопасности, в частности патрульно-постовой службы.
4. Уголовно-исполнительные инспекции должны работать во взаимодействии не только со службами и подразделениями органов внутренних дел, но и с администрацией предприятий, учреждений и организаций, где работают осужденные, органами местного самоуправления, прокуратурой, судами.
Комментарий к статье 188 УИК РФ
1. Порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных определяется комментируемой статьей УИК и разд. V Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 12 апреля 2005 г. N 38. В комментируемой статье определены основные направления деятельности УИИ по контролю за условно осужденными: 1) персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока; 2) контроль за соблюдением условно осужденным правопорядка; 3) контроль за исполнением возложенных судом на условно осужденного обязанностей; 4) исполнение назначенного условно осужденному дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 5) взаимодействие с другими службами органов внутренних дел и командованием воинских частей по осуществлению контроля за условно осужденным; 6) взаимодействие с судом в части исполнения приговора об условном осуждении (о понятии и целях контроля за поведением осужденных см. комментарий к ст. 183 УИК).
К числу задач, решаемых при этом УИИ, относятся: 1) изучение личности условно осужденного, условий его жизни и ближайшего окружения; 2) сбор и анализ информации о поведении данного лица по месту работы (учебы) и в быту, позволяющей судить о его исправлении, возможности досрочной отмены условного осуждения и снятии с него судимости, сокращения либо продления испытательного срока; 3) информирование компетентных органов о совершенных условно осужденным в течение испытательного срока правонарушениях для привлечения его к установленной законом ответственности, о фактах невыполнения возложенных на него судом обязанностей; 4) подготовка представлений в суд о полной или частичной отмене либо дополнении установленных для условно осужденного обязанностей, о продлении испытательного срока, об отмене условного осуждения с освобождением от наказания либо с применением назначенного наказания.
Контроль за условно осужденными осуществляется с соблюдением принципов уголовного и уголовно-исполнительного законодательства и не направлен на причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.
2. Закон наделяет УИИ определенными властными полномочиями, необходимыми для осуществления контроля. Из текста ч. 4, 5 комментируемой статьи следует, что УИИ имеют право приглашать условно осужденного для бесед, требовать от него отчета о своем поведении, выносить в установленном порядке постановления о принудительном приводе в случае неявки условно осужденного без уважительных причин, а также проводить первоначальные розыскные мероприятия при уклонении его от отбывания наказания либо когда его местонахождение неизвестно. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» сотрудники УИИ имеют право посещать осужденных по месту их нахождения, включая место жительства и работы, с целью контроля за поведением, соблюдения ими установленных обязанностей или запретов. Кроме того, УИИ могут влиять на режим осуществления контроля, который во многом зависит от количества и характера возложенных судом на условно осужденного обязанностей (см. комментарий к ст. 190 УИК).
3. В случае призыва на военную службу условно осужденный снимается с учета УИИ, а командованию воинской части по месту его службы направляется приговор суда и сведения о поведении условно осужденного в период нахождения на учете в УИИ, о примененных к нему правоограничениях и т.п. Для обеспечения надлежащего контроля за условно осужденным законом предусмотрен десятидневный срок, в течение которого командование воинской части должно сообщить в УИИ о постановке условно осужденного на учет. При отсутствии такого сообщения УИИ должна направить в воинскую часть соответствующий запрос.
По окончании условно осужденным военной службы командование воинской части в тот же срок должно сообщить УИИ по месту жительства условно осужденного о его убытии из части. Если при этом испытательный срок не истек, УИИ ставит условно осужденного на учет и проводит иные мероприятия по осуществлению контроля.
Если вам нужна помощь Адвоката
Общая характеристика контроля, осуществляемого в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества и освобожденных от отбывания наказания
Опыт борьбы с преступностью в России и многих других странах показал целесообразность осуществления определенного контроля за лицами, осужденными к некоторым видам наказаний, не связанным с изоляцией от общества, с применением уголовно-правовых мер условного характера, а также лиц, освобожденных от отбывания наказания, в целях предупреждения рецидива преступлений, закрепления достигнутых ранее положительных результатов воспитательного воздействия на осужденного (освобожденного), создания благоприятных условий для его социальной адаптации. В юридической литературе такой контроль называют «криминологическим», «профилактическим», «посткриминальным», «постпенитенциарным» и др. Его суть заключается в осуществлении специализированным государственным органом наблюдения за поведением соответствующего лица с последующим направлением в суд выводов и предложений о целесообразности принятия необходимых мер. В предусмотренных законом случаях контролирующий орган наделяется правом самостоятельного применения некоторых мер предупреждения и пресечения правонарушений.
В механизме уголовно-правового регулирования такой контроль является относительно самостоятельным элементом, выступающим в качестве вспомогательного по отношению к уголовной ответственности. Обеспечивая проверку эффективности применения уголовной ответственности — основного средства уголовно-правового регулирования, он в то же время как бы заменяет или дополняет применение уголовного наказания.25
Контроль за поведением указанных выше категорий осужденных и освобожденных обычно осуществляется путем применения предусмотренных законом и нормативными правовыми актами особых мер, которые по механизму предупредительного воздействия можно подразделить на две группы: а) властные полномочия, предоставляемые органам, осуществляющим контроль, право осуществлять учет лиц, состоящих под контролем; изменять интенсивность и продолжительность контроля; информировать суд и другие компетентные органы о совершенных лицом правонарушениях и других отклонениях в его поведении для принятия необходимых мер; получать необходимую информацию о лице, состоящем под контролем, требовать от него должного поведения; б) пра- воограничения, касающиеся выбора места жительства или работы, сферы передвижения лица в Пределах определенного места жительства, запрещающие или предписывающие ему совершение определенных действий, выполнение возложенных на него обязанностей. В определенных случаях за невыполнение законных требований суда или органа, осуществляющего контроль, лицо подвергается уголовному наказанию.
В предыдущих разделах учебника были рассмотрены особенности правового регулирования контроля, осуществляемого в отношении некоторых категорий лиц, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества. Помимо этого нормы российского уголовного права (ст. 73, 79, 82 УК РФ) в общей форме указывают на необходимость контроля со стороны специализированных государственных органов за поведением: а) осужденных условно; б) осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, отбывание наказания которым отсрочено; в) условно-досрочно освобожденных. В связи с этим УИК РФ содержит нормы, раскрывающие содержание контрольной деятельности, права и обязанности субъектов, в ней участвующих. Наряду с этим нормами административного законодательства предусмотрено осуществление надзора за отдельными категориями лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.
Объем правового регулирования контроля, осуществляемого в отношении каждой из названных категорий лиц, неодинаков. Наиболее полно регламентированы вопросы контроля за поведением условно осужденных, которым посвящена отдельная гл. 24 УИК РФ.
Другой комментарий к статье 190 УИК РФ
1 — 3. Комментируемая статья регламентирует порядок реализации ответственности условно осужденного, не выполняющего соответствующих предписаний суда. Из содержания ст. ст. 73, 74 УК РФ следует, что основаниями таких предписаний являются: а) правомерное поведение осужденного в течение испытательного срока, являющееся доказательством его исправления; б) выполнение осужденным возложенных на него обязанностей. Суд как при назначении условного осуждения, так и в период испытательного срока может возлагать на осужденного исполнение определенных обязанностей, способствующих его исправлению (например, не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления уголовно-исполнительной инспекции; не посещать определенные места; пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании; осуществлять материальную поддержку семьи).
Невыполнение осужденным вышеназванных предписаний может повлечь следующие правовые последствия: 1) возложение судом на осужденного дополнительных обязанностей; 2) продление испытательного срока; 3) отмену условного осуждения и исполнение назначенного приговором суда наказания. Каждая из этих мер может быть применена судом лишь при наличии соответствующего представления органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного. Поэтому комментируемая статья определяет основания направления в суд таких представлений.
Из текста комментируемой статьи (ч. ч. 1 и 2) следует, что представление о возложении дополнительных обязанностей или продлении испытательного срока может быть направлено уголовно-исполнительной инспекцией в суд лишь при неоднократных нарушениях осужденным общественного порядка либо неоднократном неисполнении возложенных на него обязанностей и законных требований инспекции. Такой вывод следует из указаний закона о том, что при нарушении обязанностей направлению представления должно предшествовать письменное предупреждение осужденного о возможности отмены условного осуждения. Факты совершения административных правонарушений должны быть подтверждены соответствующими протоколами.
Сравнительный анализ норм уголовного и уголовно-исполнительного права показывает, что в случае совершения условно осужденным неосторожного преступления либо умышленного преступления небольшой тяжести вопрос об отмене условного осуждения, продлении испытательного срока или возложении на осужденного дополнительных обязанностей рассматривается судом по собственной инициативе и внесение уголовно-исполнительной инспекцией соответствующего представления необязательно. При совершении преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления представления не требуется, поскольку условное осуждение отменяется в обязательном порядке
4 — 6. Представление об отмене условного осуждения вносится уголовно-исполнительной инспекцией, как указано в ч. 4 комментируемой статьи, в случаях: 1) систематического или злостного неисполнения условно осужденным возложенных на него судом обязанностей; 2) если осужденный скрылся от контроля. При этом понятие систематического неисполнения обязанностей раскрывается в ч. 5, а понятие скрывающегося от контроля осужденного — в ч. 6 комментируемой статьи. Понятие злостного неисполнения обязанностей в законе не раскрывается. Можно предположить, что злостность здесь рассматривается как синоним систематичности.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в ч. 3 ст
74 УК РФ названо лишь систематическое или злостное неисполнение условно осужденным возложенных на него судом обязанностей как основание отмены условного осуждения и не упоминается о случаях, когда осужденный скрылся от контроля. Кроме того, ни в упомянутой уголовно-правовой норме, ни в ч. 4 комментируемой статьи не выделено в качестве основания отмены условного осуждения систематическое совершение условно осужденным административных правонарушений в течение испытательного срока. Представляется, что в этих случаях имеет место некоторое несовершенство закона, прежде всего уголовного.
Комментарий к статье 190 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ
1. Комментируемая статья устанавливает следующие основания для предупреждения осужденного о возможности отмены условного осуждения:
1) уклонение от исполнения возложенных на него судом обязанностей, под которым понимается разовое невыполнение осужденным конкретной обязанности без уважительных причин;
2) нарушение общественного порядка, за которое установлена административная ответственность, повлекшее наложение административного взыскания.
Отмеченные основания дают право УИИ предупредить осужденного о возможности отмены условного осуждения. Такое предупреждение выносится в письменной форме.
2. Неявка условно осужденного в УИИ для отчета или по вызову, а также неисполнение возложенных на него судом обязанностей могут явиться основанием для направления начальником инспекции в суд соответствующего представления о целесообразности возложения на осужденного дополнительных обязанностей.
3. Уклонение от исполнения возложенных на него обязанностей и нарушение общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание, являются также основаниями для направления в суд представления о продлении испытательного срока.
4. Начальник УИИ направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении назначенного приговором суда наказания в случае систематического или злостного неисполнения возложенных на осужденного судом обязанностей.
5. Систематическим нарушением возложенных на осужденного обязанностей является совершение запрещенных действий или невыполнение предписаний более двух раз в течение года либо продолжительного времени (более 30 дней).
6. Если местонахождение осужденного не установлено УИИ в течение более 30 дней, он признается скрывающимся от контроля. Данный факт является основанием розыска таких осужденных полицией по материалам, предоставленным ей УИИ.
Комментарий к ст. 188 УИК РФ
-
1
Согласно ст. 99 ТК сверхурочной считается работа, производимая работником по инициативе работодателя, работа за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального количества рабочих часов за учетный период.
Основанием для привлечения работника к сверхурочным работам является приказ (распоряжение) работодателя. Сверхурочной работа признается на практике и тогда, когда она производилась не только с ведома работодателя, но и с ведома непосредственного руководителя работ (мастера, начальника участка и т.д.). Работа признается сверхурочной независимо от того, входила ли она в круг обязанностей работника или нет.
Законодатель различает случаи привлечения работника к сверхурочным работам с его письменного согласия или без такового.
-
2
Привлечение к сверхурочным работам производится работодателем с письменного согласия работника в следующих случаях:
1) при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь порчу или гибель имущества работодателя (в т.ч. имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;
2) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников;
3) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.
Поскольку ТК не допускает применения сверхурочных работ в вышеуказанных случаях без письменного согласия работника, то при отказе работника от выполнения таких работ он не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
-
3
Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия допускается в следующих случаях:
1) при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
2) при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование систем водоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта, связи;
3) при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
При привлечении работника к сверхурочным работам в данных исключительных случаях его согласия не требуется; следовательно, отказ приступить к выполнению работ может быть расценен как дисциплинарный проступок, за совершение которого работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (см. ст. 193 и коммент. к ней).
Другой комментарий к статье 187 УИК РФ
1. Комментируемая статья возлагает основные обязанности по осуществлению контроля в отношении условно осужденных на уголовно-исполнительные инспекции. Кроме уголовно-исполнительных инспекций, в контроле за условно осужденными несовершеннолетними должны участвовать и другие органы и учреждения, входящие в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (см. комментарий к ст. 183 УИК РФ).
В отношении условно осужденных военнослужащих, согласно положениям ч. 1 комментируемой статьи, контроль осуществляется командованием их воинских частей. При этом оно действует в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами Минобороны России.
2. В процессе контроля могут возникать проблемы, решить которые уголовно-исполнительные инспекции не в состоянии без помощи органов внутренних дел, например при изучении поведения условно осужденного в быту, в общественных местах, при его розыске и др. Поэтому закон позволяет привлекать к осуществлению контроля за условно осужденными участковых уполномоченных, сотрудников криминальной милиции и других служб органов внутренних дел. Однако их участие носит эпизодический характер и не снимает с уголовно-исполнительной инспекции ответственности за поведение условно осужденных, находящихся под ее контролем.