Иерархия нормативно-правовых актов рф

Оглавление

Отличительные черты указов

Нормативные документы, изданные президентом:

  1. Не могут противоречить действующим ФЗ.
  2. Обладают приоритетным значением относительно прочих подзаконных актов.
  3. Регулируют различные сферы жизни общества.
  4. Обладают общеобязательным характером.
  5. Включают в себя правовые нормы.

Исходя из полномочий президента, указы могут быть:

  1. В рамках собственной компетенции.
  2. На основе полномочий, переданных ему правительством.
  3. Подлежащими утверждению в Совете Федерации. К ним, например, относят указы о введении военного, чрезвычайного положений, представления о назначении судей Конституционного, Высшего арбитражного и Верховного Судов, Генерального прокурора.

Виды законов

На основании юридической силы, можно классифицировать следующие виды законов. Наибольшую силу имеет Конституция (закон законов), которая также является основополагающим учредительным политико-правовым актом, закрепляющим конституционный строй, права и свободы граждан. Помимо этого, ею определяется форма правления и государственного устройства, а также учреждаются федеральные органы государственной власти.

Следующим видом закона является Федеральный конституционный закон, который принимается относительно вопросов, предусмотренных и органически связанных с Конституцией (к примеру, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде Российской Федерации, о судебной системе, о референдумах, о Правительстве Российской Федерации и т.д.)

Федеральные законы являются актами текущего законодательства, которые посвящены отдельным сторонам в социально-экономической, политической и духовной жизни общественности (к примеру, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и Семейный кодекс Российской Федерации и другие).

Законы субъектов Федерации издаются в лице представительных органов и распространяются исключительно на соответствующей территории (к примеру, закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и др.).

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Закон и его виды можно классифицировать на основании различных отличительных черт:

  • субъекты законотворчества (которые были приняты народов на референдуме или в лице законодательного органа);
  • предмет правового регулирования (конституционный, административный, гражданский, уголовный и другие);
  • срок действия (постоянный или временный закон);
  • характер (текущий и чрезвычайный);
  • сфера действия (общефедеральный и региональный);
  • содержание (экономический, бюджетный, социальный, политический и другие);
  • степень систематизации (обычный и кодификационный, или органический – Гражданский или Уголовный кодекс РФ и другие);
  • значимость норм, которые в нем содержатся (конституционный и обыкновенный);
  • объем регулирования (общий и специальный).

Срок действия нормативно-правового акта

НПА, как и всякий юридический документ, имеет свои нормы в вопросе временных рамок. Известно, что его срок чаще всего постоянен. Бывают и временные, у которых обозначен срок. 

Рассмотрим пределы действия любого НПА с точки зрения времени:

  • вступление в полную силу;
  • прекращение действия (потеря силы);
  • «обратная сторона закона»;
  • «переживание закона».

Что интересно, законодательство РФ пошло по более простому пути, исключив третий период. Получается, что практически любой закон в России по умолчанию не имеет обратной силы, что не позволяет рассматривать дела, определенные законом уже после их совершения. 

При этом с «переживанием закона» ситуация получается обратной — было множество случаев, когда к актуальному НПА применяются устаревшие нормы.

Возникает один достаточно интересный вопрос — что можно считать за конечную точку действия нормативных актов? Правильно — утрату законной силы, которая возможна по ряду причин.

№ п/п. Причина Описание
1 Истечение срока действия Является самой частой причиной. Как уже говорилось ранее, у каждого акта есть своя продолжительность действия. Чаще всего срок устанавливают у тех НПА, которые были приняты во время военного или чрезвычайного положения. Хотя и в мирное время принимают такого рода акты.
2 Замена одного акта другим Вследствие обстоятельств, когда какой-либо пункт НПА или он полностью уже устарел, проводится замена на более актуальную версию. 
3 Установление новых правил поведения Когда простой замены актов уже не хватает, законодательная власть проводит глобальные изменения в виде изменения госстроя или Конституции, формирования Парламента и так далее.

Нормативно-правовой акт. Понятие, виды, иерархия

Итак, учитывая все вышеприведённые аспекты, можно выделить два направления, согласно которым строится иерархия нормативно-правовых актов в России, а именно:

  1. Вертикальное – это способ распространения норм права и систематизации НПА от Конституции РФ до отдельно взятых государственных ведомств. Помимо этого, существует территориальный принцип, который формирует суть вертикального направления. Согласно ему, все нормативные акты делятся на федеральные (действуют на территории всего государства) и региональные.
  2. Горизонтальное, когда акты равны по своей юридической силе, но имеют совершенно разный приоритет в момент применения. Подобное случается, когда два нормативных акта субъекта Российской Федерации равной юридической силы, но их применение ограничено территориями регионов. Другая ситуация возможна с федеральными законами. Каждый из них наделён равной юридической силой без исключения, однако тот или иной закон применим в отдельной юридической сфере. Наглядно описанное различие прослеживает между процессуальными и материальными актами.

Таким образом, иерархия нормативных правовых актов в государстве существует за счёт таких факторов: их юридической силы, отраслевого и территориального деления, а также общего регулятора правовой системы – конституции. Каждый уровень системы НПА несет уникальное значение для государства и общества, о чём будет сказано далее. Необходимо также разбираться в дефиниции самого термина «нормативно-правовой акт». На сегодняшний день в теории государства и права это понятие расшифровывается следующим образом, а именно: установленной формы документ, официального характера, который имеет правовую природу. Другими словами, НПА – это способ регулирования общества посредством норм права.

Кто утверждает поправки в ФЗ?

В Государственной Думе проводится несколько чтений. Во время этих чтений депутаты обсуждают, рассматривают, предлагают и регулируют изменения и поправки в положениях ФЗ. После обсуждений в Государственной Думе все рассмотренные изменения в документах и бумагах передаются в Совет Федерации. Там анализируются поправки, предложенные депутатами Государственной Думы в течение нескольких недель. Если Совет Федерации принимает поправки, они передаются на подписание Президенту Российской Федерации, но в случае отклонения Советом поправок, проводятся другие процедуры.

Согласно статье 208 Бюджетного Кодекса, в случае отклонения изменений Советом Федерации бумаги передаются в согласительную комиссию. Уполномоченный орган обязан разрешить разногласия. Согласительная комиссия анализирует бумаги и изменения, предлагает решение и отправляет бумаги Государственной Думе.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Отсутствие законов: последствия

Итак, предположим, что все законы в один день упразднятся и людям будет дана неограниченная свобода действий. На первый взгляд, полная свобода — звучит очень заманчиво, однако какие последствия она повлечет за собой? Представьте себе, что ни одно убийство, ни одно ограбление, изнасилование, шантаж, клевета, махинация и все в этом роде не предполагает какого-либо наказания для человека. Считаете ли вы, что человечество доросло до того уровня, что готово творить исключительное добро?

К сожалению, ответ очевиден. Отсутствие законов предполагает отсутствие страха перед наказанием. Что, в свою очередь, означает лишь одно — беспредел. Можно назвать это и анархией, которая подразумевает отсутствие власти и полный произвол. Анархисты, как правило, выступают против всей многовековой системы общества, проповедуя необходимость в освобождении человека от всевозможных норм, обязанностей, законов и правил. То есть, согласно некоторым суждениям подобных течений, человек должен быть свободен от любой власти над ним другого человека.

Допустим, что если человек совершил убийство, его не вправе судить другие люди. Получается, что завтра он сможет убить кого-то еще, если ему этого захочется. Тем временем общество, наблюдающее за происходящим, привыкнет к такой картине. И послезавтра убивать будет каждый третий, если не каждый человек вообще. Беззаконие повлечет за собой огромное количество преступлений, смуту и хаос, пока человечество не усвоит очень важный принцип: “Свобода — это не когда ты делаешь то, что хочешь, а когда ты не делаешь того, чего не хочешь”.

Евросоюз

Каждое государство-член Европейского Союза (ЕС) имеет свои собственные законы, а также общее законодательство ЕС. Основополагающий договор, Римский договор 1957 года и все последующие договоры, такие как Маастрихтский договор , Ниццкий договор и Лиссабонский договор , являются основным первичным законодательством. Римский договор дает право принимать подзаконные акты.

Государства-члены должны передать некоторые полномочия национальной юрисдикции Европейскому Союзу; эти делегированные полномочия осуществляются Комиссией , Советом и Европейским парламентом, действующими согласованно, после консультаций с Европейским экономическим и социальным комитетом и Европейским комитетом регионов . Полномочия реализуются посредством обязательных Правил, Директив, Решений, а также Рекомендаций и Заключений, не имеющих обязательной силы.

  • Regulation закон , который является обязательным в полном объеме и непосредственно применимо во всех государствах — членах без необходимости осуществления на национальном уровне. Граждане ЕС могут иметь право преследовать нарушения правил и договоров, как в деле Van Gend en Loos v Nederlandse Administratie der Belastingen .
  • Директива является для того , чтобы государства — члены принять законодательство. Он является «обязательным в отношении результата, который должен быть достигнут», но государства-члены могут выбрать свою собственную форму реализации. Граждане ЕС могут иметь право преследовать невыполнение, как в деле Франкович против Италии .
  • Решение является закон , который устраняет проблему конкретной. Адресаты могут оспорить решение в судебном порядке.

Комиссия может принимать меры исполнительной власти в соответствии с политикой и может даже действовать квазисудебно в вопросах законодательства ЕС о конкуренции, полномочия, определенные в статьях 101 и 102 Договора о функционировании Европейского Союза . Привилегированные стороны, такие как государства-члены, учреждения ЕС и лица с особым статусом, могут инициировать судебный процесс. Например, Комиссия может подать в суд на государства-члены за нарушение обязательств ЕС, а государства-члены могут подать в суд на учреждения или другие государства-члены за нарушение законодательства ЕС.

Виды нормативных правовых документов

Условно все нормативные правовые акты можно разделить на 4 группы:

  1. международные акты;
  2. законы;
  3. подзаконные акты;
  4. региональное законодательство.

Международные правовые акты регулируют отношение России с другими странами. Для обычных людей это не очень интересно, поэтому раскрывать их подробно мы не будем.

Законы являются основными НПА, которые регулируют основные отношения внутри России. Они принимаются путем референдума или выносятся законодательным органом РФ (Федеральное собрание).

Все законы можно условно разделить на 3 вида (распределение по значимости):

  1. Конституция;
  2. федеральные конституционные законы;
  3. федеральные законы и кодексы.

Конституция обладает высшей юридической силой. Все законы, подзаконные акты и региональное законодательство должны соответствовать основному закону России.

Федеральных конституционных законов в России всего около 150. Они более точно описывают основные принципы российского законодательства, указанные в Конституции. Например, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении». Этот закон был принят в исполнение статьи 87 Конституции РФ, в которой указано, что в случае агрессии или непосредственной угрозе в отношении России, Президент РФ вводит режим военного положения. А вот правила введения данного режима, как он ограничивает и защищает права и жизни местных жителей, прописывает Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ.

Третий вид законов – это федеральные законы и кодексы. Нормы, которые они регулируют, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам. Примерами могут служить Налоговый и Семейный кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей». Каждый федеральный закон или кодекс регулирует определенную сферу деятельности в полной мере.

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов, то есть они необходимы для реализации законодательных норм и их уточнения. Все подзаконные акты можно условно разделить на 3 вида (по значимости):

  1. акты Президента РФ;
  2. акты Правительства РФ;
  3. нормативно-правовые акты ведомств и министерств.

Акты Президента РФ – это указы и распоряжения, которые издает президент. Они обязаны соответствовать всем нормам, указанным в законах и Конституции. Например, Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239, который вводит меры безопасности для людей из-за коронавируса. Он является обязательным к исполнению, так как уточняет правила действия в условиях ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Или же Распоряжение Президента РФ от 06.09.1993 № 613-рп (в редакции от 24.10.2018), которое регулирует основные правила в отношении назначения и выплат стипендий Президента России.

К актам Правительства РФ относятся постановления и распоряжения Правительства России. Эти нормативные правовые акты имеют высший приоритет в отношении всех региональных НПА и актов федеральных органов исполнительной власти. Они регулируют те или иные действия в отношении конкретного вопроса, являются обязательными для исполнения и имеют юридическую силу в регулировании действий других ведомств и министерств. Например, Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р, которое ограничивает въезд иностранцев на территорию России из-за коронавирусной инфекции и обязывает ФСБ, Роспотребнадзор и другие федеральные органы исполнительной власти контролировать данное поручение. Или же Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257, которое утверждает положение о защите интересов кредиторов в делах о банкротстве.

Третий вид подзаконных актов – это разного рода ведомственные акты. К ним могут относиться, например, распоряжение председателя Совета Федерации РФ или постановление Государственной думы РФ. Ведомственные акты должны полностью соответствовать нормам Конституции, законов и подзаконным актам по подчиненности (актам Президента РФ и Правительства РФ).

Региональное законодательство – это разного нормативные правовые документы местных органов власти. Например, Постановление Правительства г. Москвы или другого субъекта РФ. Их юридическая сила распространяется только в отношении определенной территории. Чаще всего региональные НПА издаются на основании распоряжений Президента РФ, Правительства РФ и других ведомств и министерств.

Разновидности нормативно-правовых актов в РФ

Любое НПА делится на три вида. У каждого из них есть свои особенности:

  • закон;
  • подзаконные акты (ниже по ступени в сравнении с любым законом);
  • международные законы (ответвление от основного вида закона).

Рассмотрим каждый из этих трех видов НПА по отдельности.

Закон

Данная часть НПА обладает высшей юридической силой. Издается она Государственной думой, являющимся высшим законодательным органом гос. власти. 

Все законы, относящиеся к конкретным субъектам РФ принимаются, как правило, законодательными органами, расположенные там же. Они, конечно же, регулируют вопросы совместного ведения страны по определенному пути вместе с правительством всей страны (ст. 72 Конституции РФ). Сами субъекты при этом ведут свои дела сами без вмешательства главного исполнительного органа страны (ст. 73 Конституции РФ). 

Законы субъектов РФ, как и любые другие, никоим образом не должны идти наперекор Конституции РФ (во всех без исключения случаях). Напротив, их нужно исполнять, причем неукоснительно.

По своей значимости федеральные законы можно разделить на две группы:

№ п/п.
Вид закона
Описание
1
Конституционные законы
Регулируют вопросы, связанные с общественной жизнью (например, судебную систему РФ). Все вопросы урегулированы, однако их добавление в Конституцию позволяет проработать как можно детальнее

Важно, чтобы эти законы самой конституции не противоречили.
2
Прочие законы
Ими регулируют все остальные вопросы, важность которых не меньше, чем у конституционных (например, вопрос с акционерными обществами или образованием). Они также не должны противоречить Конституции РФ.

Разновидностью законов служат кодексы, которые относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Они по сути являются теми же актами, но уже сложными и систематизированными. Это выражается уже в оглавлении, где для каждой нормы и отрасли права установлено свое место.

Пример. УК РФ — кладезь всех норм касательно преступления и наказания, ГК РФ собирает в себе нормы, которые регулируют имущественные отношения.

Как правило, любой кодекс состоит из двух частей: 

  • общая;
  • особенная. 

В общей части собраны все нормы, которые имеют значение для применения любой нормы из особенной части. т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. 

Пример. В общей части УК РФ можно найти разные данные: нормы о возрасте уголовной ответственности, понятия преступления и наказания, их виды и правила их применения. Особенная часть УК РФ характеризуется наличием информации о том или ином наказании за конкретное деяние.

Подзаконный акт (общефедеральный, субъектов федерации, муниципальный)

Подзаконные акты — другой вид НПА, которые изданы с целью исполнения указанных законов. Сами подзаконные акты выстраиваются по определенной иерархии. 

Прописание норм в подзаконном акте, как правило, соответствует тому, как прописаны законы в документах, имеющих большую юридическую силуу.

Расскажем ниже о видах подзаконных актов:

  • указы и распоряжения от президента страны;
  • распоряжения и постановления от главного исполнительного органа в государстве — Правительства РФ;
  • инструкции, приказы, а также положения ведомств и министерств — все они отвечают за регулирование общественных отношений;
  • постановления, решения и распоряжения от местных органов гос. управления;
  • акты, изданные муниципальными органами;
  • предписания как локальный подзаконный акт (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Международные законы

Данный вид НПА резко отличается от двух прочих тем, что они принимаются вне российской юрисдикции. Они делятся на два отличающихся друг от друга вида: 

  • директивы — они дают правительствам определенных стран выбор реализации принятых международных обязательств;
  • постановления — в них имеются требования, которые неукоснительно исполняются, причем не одним, а всеми государствами.

Зачем нужно соблюдать законы?

  1. без соблюдения законов в государстве наступит полный хаос и беспредел. Закон устанавливает порядок в обществе. Закон – это своеобразное соглашение, которое регулирует отношения между людьми и государством. Без законопроектов отношения в обществе ничем не будут регулироваться и каждый начнет делать, что ему вздумается. А это приведет к довольно печальным последствиям;
  2. соблюдение законов освобождает человека от наказания. Преступник всегда будет наказан и это понятно каждому. Никому не хочется по своей воле сесть за решетку или заплатить огромный штраф. А если не соблюдать закон, то это и приведет к таким последствиям. Поэтому для того, чтобы избежать сурового наказания и нужно вести себя в рамках закона;
  3. законы защищают человека и его имущество. Если представить хоть на минуту, что будет твориться в стране, если все люди перестанут соблюдать законы, то станет страшно за свою жизнь, за жизнь близких и свое имущество. На улицах будут бегать воры, насильники и убийцы, а полной анархии не нужно никому;
  4. законопослушных граждан защищает государство. Человек, который не нарушает закон, никогда не будет наказан государством, его имущество никто не арестует и не посадит человека в тюрьму. А если человек нарушает закон, то, какое отношение к себе он хочет получить от государства?

Виды подзаконных актов

Существуют различные виды подзаконных актов.

  1. Основными из них являются Указы Президента Российской Федерации, которые обязательно должны быть исполнены на территории России, но не должны противоречить Конституции Российской Федерации и ее федеральным законам (на основании 90 статьи Конституции Российской Федерации); Они должны быть подготовлены в пределах полномочий президента и быть предусмотрены на основании конституционных и законодательных норм. Президентом в качестве главы государства принимаются акты, занимающие место сразу после законов.Важная роль отдается указам, и в подавляющем большинстве с их помощью главой государства реализуются его полномочия и элементы правового статуса. На сегодняшний день сфера регулирования, которую охватывают указы, достаточно широка. Издание нормативных указов обусловлено пробелами в праве. Определенные, немногочисленные указы, к примеру о введении военного или чрезвычайного положения, должны быть утверждены в лице Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Акты Президента РФ можно найти в качестве публикаций в официальных изданиях. Конституционный Суд Российской Федерации может проверить конституционность актов Президента. Ежегодные полсания Президента Российской Федерации Федеральном Собранию являются официальным документом и имеют большую политическую значимость, при этом в них не содержатся нормы права, на основании чего они не носят нормативный характер.
  2. На втором месте по значимости среди подзаконных актов находятся постановления Правительства Российской Федерации, которые обязательны к исполнению на территории РФ. Особенность актов Правительства заключается в том, что их могут принять исключительно на основании и во исполнение законов Российской Федерации. Данные постановления должны быть подписаны в лице Председателя Правительства Российской Федерации и опубликованы не позже, чем спустя 15 дней после того, как были приняты.
  3. Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти являются актам, которые принимаются на основании законов Российской Федерации, указов Президента, постановлений Правительства и регулируют общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данных исполнительных структур. Среди них можно обнаружить те, которые имеют общее значение и могут выходить за рамки определенных министерств и ведомств, распространяясь на широкий перечень субъектов. К примеру, акты, принятые Министерством финансов Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Центральным банком, Государственным таможенным комитетом, Федеральным надзором РФ оп ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службой лесного хозяйства РФ и другими.
  4. Решения и постановления, принятые местными органами государственной власти, например областными представительными законодательными структурами – Саратовской областной Думой, Астраханским областным Представительным Собранием и другими.
  5. Решения, распоряжения, постановления местных органов гос. управления (областные главы администраций, губернаторы и т.д.).
  6. Нормативные акты, принятые муниципальными (негосударственными) органами. Данные акты могут приниматься в пределах компетенции данных структур и действовать на территории определенных районов, городов, сел и т.д.
  7. Локальные нормативные акты, которые являются нормативными предписаниями, принятыми на уровне конкретных предприятий, учреждений и организаций. Данные акты регулируют внутреннюю жизнь, например правила внутреннего трудового распорядка.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Заключение

Как видно, процедура утверждения законов достаточно сложна в России. Между тем, по мнению экспертов, наличие нескольких стадий вполне себя оправдывает. Аргументируют свою позицию авторы, в первую очередь, масштабами самой страны. Выработать закон, максимально удовлетворяющий потребности всего населения, достаточно проблематично. Необходимо учитывать разные факторы, доминирующие в том или ином регионе. Только после тщательного изучения ситуации, прогнозирования последствий можно выносить тот или иной закон на обсуждение. Именно поэтому в качестве обязательной стадии предусмотрено одобрение нормативного акта Советом Федерации. В этом органе присутствуют представители от каждого региона. Зная ситуацию в своем субъекте, они могут предположить, какие последствия возникнут при введении того или иного закона в действие

Немаловажное значение имеет своевременное подписание и обнародование нормативного акта. Одобрение закона Президентом направлено на предотвращение злоупотребления властью представительными органами

Право вето позволяет сохранять баланс сил и интересов. В рамках правоприменения особое значение имеет своевременное доведение содержания закона до сведения общественности. Если граждане не будут знать сути положений, то они, разумеется, не смогут их соблюдать. Аналогичная ситуация и с уполномоченными органами, обязанными осуществлять контроль исполнения законов. Если содержание нормативных актов не будет доведено до их сведения, структуры не смогут применять меры ответственности к нарушителям.

Выводы

Источник права – официальный письменный документ, в котором выражены и закреплены нормы права. НПА – наиболее распространённая разновидность источников права. Две основные разновидности НПА – закон и подзаконный акт. Все подзаконные акты направлены на то, чтобы дополнять или если это необходимо уточнять содержание действующих законов. НПА имеют строгую иерархию в соответствии со своей юридической силой. Конституция – основной закон РФ, определяющий главнейшие принципы, согласно которым устроены государство и право.

Право

  • 15 сложных планов по блоку «Право»
  • Базовые термины по праву, которые проверяют на экзамене
  • Система и отрасли российского права
  • Права, свободы и обязанности человека

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ