Понятие континентального шельфа

Статья 43. Права должностных лиц органов охраны

Должностные лица органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей имеют право:

1) останавливать и осматривать российские и иностранные суда и иные плавучие средства (далее — суда), искусственные острова, установки и сооружения, осуществляющие:

региональное геологическое изучение, геологическое изучение, разведку и добычу минеральных ресурсов континентального шельфа;

рыболовство;

морские ресурсные и морские научные исследования;

захоронение отходов и других материалов;

иную деятельность на континентальном шельфе;

2) проверять на судах, искусственных островах, установках и сооружениях документы на право осуществления деятельности, указанной в пункте 1 части первой настоящей статьи;

3) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации:

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;

задерживать нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации и изымать у них орудия добычи (вылова) водных биоресурсов, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, а также документы и все незаконно добытое;

преследовать и задерживать суда-нарушители, осуществляющие деятельность, указанную в пункте 1 части первой настоящей статьи, и доставлять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда — в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);

налагать на нарушителей штрафы или передавать материалы о совершенных нарушениях в суды Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) останавливать суда, если имеются достаточные основания считать, что эти суда произвели незаконное захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе. У капитана остановленного судна может быть затребована информация, необходимая для того, чтобы установить, было ли совершено нарушение, а само судно может быть осмотрено с составлением протокола об осмотре с последующим задержанием, если для этого имеются достаточные основания;

5) составлять протоколы о нарушениях настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации при остановке или прекращении деятельности, указанной в пункте 1 части первой настоящей статьи, задержании нарушителей и судов-нарушителей, об изъятии орудий добычи (вылова), оборудования, инструментов, установок и других предметов, а также документов и всего незаконно добытого. Порядок преследования, остановки, осмотра и задержания судов, осмотра искусственных островов, установок и сооружений, порядок составления протоколов и порядок нахождения задержанных судов-нарушителей в портах Российской Федерации определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;

6) применять оружие против нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации для отражения их нападения и прекращения сопротивления в случае, если жизнь должностных лиц органов охраны подвергается непосредственной опасности. Применению оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применения и предупредительный выстрел вверх.

Военные корабли и летательные аппараты федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности могут применять оружие против судов-нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации в ответ на применение ими силы, а также в других исключительных случаях при преследовании по горячим следам, когда исчерпаны все другие обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания нарушителей. Применению оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применения и предупредительные выстрелы. Порядок применения оружия определяется Правительством Российской Федерации.

Должностные лица органов охраны пользуются правами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, также в отношении судов, находящихся в территориальном море или во внутренних водах Российской Федерации, если имеются достаточные основания полагать, что эти суда нарушили на континентальном шельфе настоящий Федеральный закон или международные договоры Российской Федерации.

Полномочия судов общей юрисдикции

Вдаваться в подробности деятельности каждого нет смысла. Объясню почему на простом примере, на пальцах. Когда человек подает в суд на физическое лицо или юридическое лицо, он использует паспорт. Персональные данные паспорта РФ — это есть основа осуществления юрисдикции всех судов РФ.

С позиции судов, как только персональные данные появились в каком-либо иске, автоматически включаются полномочия судебной системы. Суть в том, что человек попавший под иск, или подавший иск теряет статус человека и рассматривается судом, как физическое лицо.

Это значит, что с точки зрения управляющей компании, коей является РФ, физическое лицо подало заявление в коммерческую фирму. Не человек. Суды не работают с человеком.

Как только такое заявление принимается, в силу вступает договорные отношения. Другими словами заключается договор на проведение судебных слушаний и вынесения решения, с которым все участники согласны.

В своей прошлой статье, я документально привел факты, о том, что Конституционный Суд РФ — это фирма. Все остальные суды — это дочерние предприятия Конституционного суда. Кем же тогда в «глазах закона» являются физические и юридические лица? Собственно, ссылаясь на международное коммерческое право, можно сказать, что это товары.

2 или более товара, с разных сторон не поделили имущество. К примеру квартиру. Принадлежит ли эта квартира товару №1 с паспортом №1 или товару №2 с паспортом №2? Для судебной системы, важна лишь юрисдикция. Она позволяет проводить судебные разбирательства, за вознаграждение (пошлина) между недееспособными лицами.

Смена юрисдикции СССР на юрисдикцию РФ

Почему недееспособными? С точки зрения закона обе стороны суда не могут быть собственниками имущества. Ни у одного, ни у второго, собственности нет. Квартира, которую они делят, принадлежит опекуну, т.е. РФ. Почему? Заявление, которое человек подписывал на получение паспорта РФ, по форме 1П — это заявление о недееспособности. Факты изложены тут.

Данные свои внесли, подпись о недееспособности поставили, теперь человек находится в статусе «товара». Может ли товар иметь собственное имущество? Ответ и так очевиден. Однако, почему бы фирме не заработать денег на товарах, которые делят не свое имущество?

Заодно просто посмеяться над тем, как товары устраивают представление. За их же счет. Как говорится: «No personal, just buisiness — ничего личного, только бизнес!»

К тому же, у всех есть глаза, но не все понимают смысл увиденного и прочитанного. Все кто считает себя собственником имущества — я вас поздравляю! Вы являетесь собственниками права на имущество, которое выдала фирма РФ на персону. А точнее ее дочернее предприятие — Росреестр. Именно там проводят операции по уступке прав собственности по:

  • договору купли-продаже права,
  • или по уступке права дарения.

Потерянные права и свободы

Право можно дать, и можно также забрать, причем у недееспособного. В отличие от СССР, где вся собственность принадлежала народу, в юрисдикции РФ эта собственность перешла фирме РФ. Кто разрешил проводить такую операцию? Большинство недееспособного народа, введенного в морок красивой жизнью капитализма. Когда это произошло? 12.12.1993 — читайте Уведомление тут.

В общем, не разобравшись, в понятиях, правилах международного коммерческого права — все вдруг решили, что теперь будет, как в США. Ну и чего в итоге, на сегодняшний день добились? Это я вас спрашиваю, тех стариков, которым сейчас по 60-70 лет? Тех офицеров Советской Армии которые нарушили свою присягу, и вступили в ЧВК Российская Армия.

Ну это так, лишь прелюдия. Откуда вдруг в судах появились черные мантии, на телах судей? Почему юрисдикция РФ по Конституции на континентальном шельфе, т.е. в море, а РФ ее осуществляет на суше. Сейчас об этом узнаете, только небольшой экскурс в прошлое.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 02/07/2021  документом  Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О рыболовстве и сохранении водных биологических… № 338-ФЗ от 02/07/2021Вступила в силу с: 13/07/2021

Редакция от 11/06/2021, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием… № 170-ФЗ от 11/06/2021Вступила в силу с: 01/07/2021

Редакция от 13/07/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 46 Федерального закона Об охране окружающей среды и отдельные… № 207-ФЗ от 13/07/2020Вступила в силу с: 01/01/2021

Редакция от 16/12/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской… № 431-ФЗ от 16/12/2019Вступила в силу с: 14/06/2020

Редакция от 03/07/2016, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов… № 349-ФЗ от 03/07/2016Вступила в силу с: 01/01/2019

Редакция от 28/11/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 7 Федерального закона О континентальном шельфе Российской Федерации № 443-ФЗ от 28/11/2018Вступила в силу с: 09/12/2018

Редакция от 02/05/2015, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации № 127-ФЗ от 02/05/2015Вступила в силу с: 13/05/2015

Редакция от 14/10/2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные… № 307-ФЗ от 14/10/2014Вступила в силу с: 15/11/2014

Редакция от 03/02/2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации… № 15-ФЗ от 03/02/2014Вступила в силу с: 04/02/2014

Редакция от 30/09/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской… № 268-ФЗ от 30/09/2013Вступила в силу с: 01/10/2013

Редакция от 30/12/2012, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О континентальном шельфе Российской Федерации и Федеральный… № 287-ФЗ от 30/12/2012Вступила в силу с: 01/07/2013

Редакция от 04/03/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О промышленной безопасности опасных производственных объектов… № 22-ФЗ от 04/03/2013Вступила в силу с: 15/03/2013

Редакция от 30/12/2012, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Закон Российской Федерации О недрах и отдельные законодательные акты Российской… № 323-ФЗ от 30/12/2012Вступила в силу с: 11/01/2013

Редакция от 21/11/2011, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты… № 331-ФЗ от 21/11/2011Вступила в силу с: 01/01/2012

Редакция от 18/07/2011, принята документом Федеральный Закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления… № 242-ФЗ от 18/07/2011Вступила в силу с: 01/08/2011

Статья 16. Искусственные острова, установки и сооружения

Создавать искусственные острова, установки и сооружения на континентальном шельфе могут:

федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, физические и юридические лица Российской Федерации (далее для настоящей главы — российские заявители);

иностранные государства, их физические и юридические лица, компетентные международные организации (далее для настоящей главы — иностранные заявители);

пользователи недр, осуществляющие региональное геологическое изучение, геологическое изучение, разведку и добычу минеральных ресурсов континентального шельфа на основании соответствующей лицензии и в соответствии с проектной документацией, указанных в статье 16.1 настоящего Федерального закона (далее — пользователи недр);

российские и иностранные юридические лица, привлекаемые на договорной основе пользователями недр для создания, эксплуатации и использования искусственных островов, установок, сооружений (далее — исполнители);

российские заявители, иностранные заявители и иные лица, являющиеся инвесторами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

Порядок создания, эксплуатации, использования искусственных островов, установок, сооружений на континентальном шельфе устанавливается международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Искусственные острова, установки и сооружения не обладают статусом островов и не имеют территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

Вокруг искусственных островов, установок, сооружений устанавливаются зоны безопасности, которые простираются не более чем на 500 метров от каждой точки внешнего края искусственных островов, установок, сооружений. Зоны безопасности вокруг искусственных островов, установок, сооружений устанавливаются с момента начала работ по созданию искусственных островов, установок, сооружений в местах их расположения на континентальном шельфе, постановке или иных аналогичных операций и ликвидируются после их удаления.

Федеральные органы исполнительной власти, определенные Президентом Российской Федерации, устанавливают в этих зонах надлежащие меры по обеспечению безопасности судоходства, искусственных островов, установок и сооружений. Информация о мерах по обеспечению безопасности публикуется в «Извещениях мореплавателям».

О создании искусственных островов, установок и сооружений, об установлении вокруг них зон безопасности, а также о полном или частичном удалении искусственных островов, установок и сооружений с указанием глубины, географических координат, размеров тех искусственных островов, установок и сооружений, которые удалены не полностью, физические и юридические лица, являющиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности субъектами транспортной инфраструктуры и (или) застройщиками объектов транспортной инфраструктуры, сообщают в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, для опубликования в «Извещениях мореплавателям». Границы зон безопасности вокруг искусственных островов, установок и сооружений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по представлению субъектами транспортной инфраструктуры и (или) застройщиками предложений по определению указанных границ.

Искусственные острова, установки и сооружения не создаются на признанных морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства.

Создание, эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений на континентальном шельфе могут осуществляться для:

обеспечения обороны страны и безопасности государства;

регионального геологического изучения;

геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов;

проведения морских ресурсных исследований водных биоресурсов и осуществления рыболовства;

проведения морских научных исследований;

иных целей, не противоречащих международным договорам Российской Федерации, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам.

Полярные секторы

Острота вопроса в плане распределения арктических зон на территориальные секторы возникла уже в начале XX века. Для этого Советским Союзом 15 апреля 1926 года предприняты первые попытки закрепить за собой полярные зоны. Центральным комитетом принят документ о провозглашении территорий (земли и острова), принадлежащими СССР, которые известны и в дальнейшем будут открыты в пределах Северного Ледовитого океана от границ побережья СССР.Исключением являются восточные острова Шпицбергена, так как были признаны СССР за Норвегией. Между тем, Норвегия не признает восточные границы полярного сектора за РФ.

Территориальная целостность РФ

По оценкам множества экспертов, институт государства Российской Федерации не располагает претензиями в области территориальной целостности. Относительно официального мнения, бывшие республики могучего государства СССР в период изменения конституционного строя образовали 15 самостоятельных, признанных мировыми державами государств. Кроме этого, образовано несколько территориальных самообразований, претендующих на определенный статус.

Все изменения в территориальном вопросе РФ тесно взаимосвязаны с направлением суверенного института правления, затрагивая интересы других мировых держав. Зачастую трудно отделить внешние и внутренние политические интересы, так как они тесно переплетены между собой.

Территориальная целостность определяется следующими нормами и документами:

  • конституцией и ФЗ Российской Федерации;
  • международными соглашениями с другими государственными институтами.

Преимущества России

В юрисдикции Российской Федерации находится значительная территория Арктического континентального шельфа, что дает ей право на осуществление следующей деятельности.

  1. Разведка и разработка минеральных и живых ресурсов. Стоит отметить, что осуществлять данную деятельность другие государства могут только с согласия РФ.
  2. Осуществление и регулировка буровых работ для любых целей.
  3. Исключительное право на искусственные сооружения. В области юрисдикции государства право на установку и сооружение искусственных островов и объектов, предназначенных для разработки полезных ископаемых. На территории данных сооружений РФ имеет права в области таможни, санитарии и прочих норм и правил, в том числе в области безопасности.
  4. Проводить морские научные исследования.
  5. Защищать природные ресурсы континентального шельфа и экологию региона, в связи с промыслами в области разработки источников полезных ископаемых и захоронения отходов.
  6. Прокладывать транспортные и коммуникационные маршруты, в том числе для транспортировки газовых и нефтяных продуктов.

Правовой режим континентального шельфа регламентируется нормами международного права и соответствующими нормативно-правовыми актами российского государства. Стоит отметить важную деталь, исходящую из права деятельности РФ на территории континентального шельфа. Правовой статус этого государства, как и любой другой страны, претендующей на континентальный шельф, не затрагивает воздушного и морского пространства. А это означает, что зона вод континентального шельфа нейтральна, и никто не может ограничивать права и свободы по международному судоходству и воздухоплаванию.

Формирование и развитие концепции континентального шельфа.

Стремительное развитие научно-технического прогресса и потребности экономического роста после Второй мировой войны актуализировали вопросы поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна. На этом фоне в США 28 сентября 1945 г. вышла в свет прокламация президента Трумэна, в которой заявлялось, что «правительство Соединенных Штатов рассматривает природные ресурсы недр и морского дна континентального шельфа на территории открытого моря, прилегающего к побережью Соединенных Штатов, как принадлежащие Соединенным Штатам, и находящиеся под их юрисдикцией и контролем».

Односторонние действия США были восприняты значительным числом государств как сигнал к разделу не только природных морских ресурсов шельфа, но и самого шельфа и покрывающих его вод. Прокламация вызвала цепную реакцию по принятию законодательных актов и распространению юрисдикции прибрежных государств на континентальный шельф.

В связи с такими акциями, которые могли привести к острым конфликтам между государствами, возникла необходимость в международно-правовой регламентации континентального шельфа. В начале 1950-х годов этой проблемой занялась Комиссия международного права ООН. С тех пор вопрос о статусе континентального шельфа не сходил с ее повестки дня.

Комиссией международного права был подготовлен проект Конвенции о континентальном шельфе (далее – Конвенция 1958 г.), который затем был рассмотрен на Конференции ООН по морскому праву, состоявшейся в 1958 году. Конференция одобрила проект Конвенции и открыла его для подписания. Данная конвенция и сегодня насчитывает более 50 государств-участников.

Согласно ст. 1 Конвенции 1958 г. термин континентальный шельф относится «к поверхности и недрам морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, до глубины 200 метров, или, за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов».

Конвенция также определяет правовой статус континентального шельфа, признавая и закрепляя за всеми прибрежными государствами суверенные права над ним в целях разведки и разработки его естественных богатств, а также устанавливает правила делимитации континентального шельфа в случае, когда берега государств расположены один против другого, и в случае смежных берегов.

Правовой режим континентального шельфа получил дальнейшее развитие на третьей Конференции ООН по морскому праву (1973–1982). Ее работа завершилась подписанием 10 декабря 1982 г. всеобъемлющей Конвенции ООН по морскому праву (далее – Конвенция 1982 г.), которая вступила в силу 16 ноября 1994 г.; Россия — участница с 26 февраля 1997 г. В Части VI Конвенции 1982 г. предусматривается сложная система юридического определения внешней границы подводной окраины материка и регламентируются права и обязанности прибрежных и других государств-участников в отношении континентального шельфа.

Претенденты, имеющие право влияния на территорию

Международное право предполагает распределение зон влияния на Арктическом шельфе среди России, Соединенных штатов Америки, Канады, Дании, Норвегии.

Активность в области распределения особых экономических зон предельно актуальна в годы глобального потепления и таяния ледников, что делает более доступной разведку и добычу полезных ископаемых. Стоит отметить, что в регионе сосредоточено более 25 % всех запасов углеводородов. Российская Федерация — претендент на четверть мировых запасов.

Не стоит удивляться остроте вопроса в распределении сфер влияния между странами Арктического договора. Россия активно проводит разведку и добычу полезных ископаемых на шельфах Карского и Баренцева морей. По оценкам экспертов, открыты богатые и уникальные месторождения газа. Шестая часть рыбной продукции добывается именно в этом регионе. Кроме того, проложенный Северный морской путь является самым коротким путем от Европы до Америки и Азии. Потенциал данного региона способен прокормить не только одну отдельно взятую страну, но и весь мир в течение многих десятков лет.

Активную инвестиционную деятельность определяет огромное количество углеводородного сырья (более 130 млрд тонн условного топлива и 73 млрд м³ газа). Согласно геологической разведке зон шельфа, расположение полезных месторождений присутствует на более чем половине территории.

Наиболее перспективная территория приходится на Российский континентальный шельф в Арктике. Здесь сосредоточено около четверти всех мировых запасов углеводородов.

Комиссия ООН по границам континентального шельфа.

Поскольку достаточно сложно проконтролировать толщину осадочных пород или определить, где кончается подводная окраина материка, в Конвенции 1982 г. предусматривается создание специальной Комиссии по границам континентального шельфа. Комиссия состоит из 21 члена, являющихся специалистами в области геологии, геофизики или гидрографии, которые выбираются государствами-участниками с учетом принципа справедливого географического представительства.

В функции Комиссии входит рассмотрение представляемых прибрежными государствами данных и вынесение рекомендаций по вопросам, касающимся установления внешних границ континентального шельфа за пределами 200 морских миль. Необходимо подчеркнуть, что Комиссия не устанавливает границ континентального шельфа, она лишь выносит рекомендации, в то время как решение остается на усмотрение прибрежного государства. Кроме того, Комиссия предоставляет научно-технические консультации по просьбе заинтересованных государства в ходе подготовки данных относительно таких границ. Границы шельфа, установленные прибрежным государством на основе указанных рекомендаций, являются окончательными и для всех обязательными (ст. 76, п. 8 Конвенции 1982 г.).

Геологические исследования вразрез с нормативно-правовыми актами

Статьей 67 Конституции РФ также определен порядок осуществления деятельности на континентальном шельфе, при этом идет ссылка на нормы международного права и ФЗ о континентальном шельфе от 30.11.1995.

Однако мнения научно-исследовательских групп о способе территориальной разметки и определении вод континентального шельфа нередко расходятся. Геологи, в свою очередь, имеют различную от понятия международного соглашения трактовку о данном морском участке. Подразумевается пологая часть материка, продолжающаяся под морскими глубинами до тех мест, где она переходит в материковый склон, что и определяет границы шельфа.

Однако Комиссией международного права в 1956 году отмечена непригодность геологического определения для закрепления его основополагающими документами.