Приказ мвд рф от 05.05.2012 n 403

Оглавление

В каких случаях протокол не составляется?

При установлении административного правонарушения не всегда требуется оформление протокола. В некоторых случаях достаточно постановления о назначении санкции.

Если совершено налоговое правонарушение и оно выявлено во время проверки автоматизированной системы ИФНС, то протокол составлен не будет. Естественно, нарушитель должен согласиться с фактом совершения проступка и признать свою вину. Это касается таких нарушений как ведение деятельности без кассовой техники, использование не соответствующей требованиям кассы, невыдача клиенту чека.

Кроме того, в сферах дорожного движения и благоустройства территории, если нарушение зафиксировано автоматическим техническим средством, протоколы также не составляются. Постановления выносятся без участия нарушителя и направляются по почте в течение 3 дней.

Например, водитель проехал на красный свет светофора и его зафиксировала камера. Через несколько дней ему стоит ожидать из ГИБДД постановление с фотофиксацией его нарушения и квитанцию на оплату штрафа. Протокола о правонарушении в данном случае не будет.

Кто имеет право составить протокол об административном правонарушении?

Не каждый человек или должностное лицо может вынести протокол о правонарушении. Это вправе делать сотрудники:

  • полиции;
  • ИФНС (инспекции налоговой федеральной службы);
  • МЧС (министерства по чрезвычайным ситуациям);
  • Росреестра (Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии);
  • таможни и органов экспортного контроля;
  • пограничной службы;
  • трудовой инспекции;
  • органов социальной защиты;
  • Росздравнадзора (Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения)
  • других государственных структур.

Полный список должностных лиц, имеющих право оформить документ об административном правонарушении, вы можете посмотреть в конце статьи.

Подследственность КоАП РФ

Если работник того или иного госоргана не уполномочен протоколировать конкретное правонарушение, это вовсе не значит, что правонарушение будет оставлено без внимания.

В таком случае сотрудник госучреждения может задокументировать выявленное нарушение, собрать доказательства и направить материал в соответствующую структуру по подследственности.

К примеру, работники правоохранительных органов по смыслу закона вообще обязаны выявлять любые правонарушения, регистрировать их в территориальном органе и направлять по компетентности.

Привлечь гражданина к административному наказанию можно лишь при наличии доказательств и соблюдении требований закона при оформлении документов. Знание этих постулатов может помочь избежать неправомерного привлечения к ответственности, что, к сожалению случается.

Смотрите полезное видео, в котором подробно разъясняются правила составления протокола об административном нарушении:

В каком порядке и как заключается протокол?

При составлении протокола должны присутствовать двое понятых. Это важный момент, о котором многие забывают. Если пригласить понятых невозможно, то обязательно производится видеофиксация происходящего. Если это правило не соблюдено, документ составлен неправильно, а если же соблюдено, можно приступить к заполнению протокола. бланк протокола об административном правонарушении в формате .doc (Word) Вне зависимости от того, по какой причине заключается протокол, как правило, он именуется следующим образом – «Протокол об административном правонарушении»

Но важно отметить, что если нарушение закона произошло на дороге, он называется так: «Протокол осмотра места совершения административного правонарушения» Итак, в документе должно быть зафиксировано:

  • когда и где заполняется бланк;
  • Ф.И.О. и должность персоны, которая заполняет бланк;
  • Ф.И.О. и полные сведения о персоне, являющейся нарушителем, то есть о том, кто сидел за рулем автотранспорта;
  • гос. регистрационный знак, тип, марка и модель автотранспорта;
  • статья КоАП, которая предусматривает наказание за совершенное деяние;
  • Ф.И.О. и места жительства потерпевших, далее – понятых и очевидцев (если они присутствовали);
  • иные данные, нужные для произведения процессуальных процедур.

образец заполнения протокола в формате .doc (Word) В бланк нужно вписать детальную информацию, касающуюся правонарушения. К примеру, если оно было совершено на автотранспорте, указываются:

  • меры, предпринятые должностным лицом, в хронологической последовательности;
  • материал и качество дороги, наличие разметки на ней, освещенность участка;
  • если АП произошло на перекрестке, должно быть указано, регулируемый ли перекресток, работал ли светофор, присутствуют ли знаки, регулирующие приоритет и другие параметры движения автотранспорта;
  • объяснение своих действий физлицом (или представителем юридического лица), в отношении которого открывается дело;
  • иные, существенные для точного расследования дела, обстоятельства.


После внесения указанных выше данных действия таковы:

  • При производстве фото-, видео- и других средств фиксации места, где произошло дорожное происшествие, в бланке делается соответствующая запись и к нему прилагаются результаты фиксации.
  • Прилагаются заявления лиц, которые присутствовали при осмотре места. Должностное лицо должно предварительно разъяснить очевидцам их права и обязанности, о чем также делается запись.
  • Обвиняемому предоставляется возможность изучить содержание документа. При необходимости в графе «Объяснения» он может внести свои правки.

После окончания составления протокола его подписывает должностное лицо и персоны, присутствующие при осмотре, а также обвиняемый. Последний может отказаться ставить подпись, но запись об этом должна обязательно быть отображена в документе. Копия протокола со всеми подписями обязательно вручается (под расписку) обвиняемому.

Другой комментарий к статье 28.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. КоАП предусмотрено составление следующих разновидностей протоколов: протокола о взятии проб и образцов; протокола о применении мер обеспечения производства по делу (см. п. 4 комментария к ст. 28.1); протокола об административном правонарушении; протокола рассмотрения дела об административном правонарушении, составляемого при рассмотрении дела коллегиальным органом (см. комментарий к ст. 29.8).

Согласно ч. 1 данной статьи протокол об административном правонарушении не составляется в следующих случаях:

— при возбуждении прокурором дел об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 ст. 28.4 КоАП. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения прокурором постановления о возбуждении дела;

— при назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа на месте совершения административного правонарушения — в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП.

2. По смыслу ч. 2 комментируемой статьи к иным сведениям, необходимым для разрешения дела, которые должны быть отражены в протоколе, относятся сведения о вещественных доказательствах, а также показания специальных технических средств (см. соответственно ч. 2 ст. 26.5, ч. 2 ст. 26.7 КоАП).

О статусе физического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, см. соответственно комментарии к ст. 25.1, 25.4. Составление протокола об административном правонарушении свидетельствует о возбуждении дела и представляет собой одно из начальных процессуальных действий, осуществляемых при производстве по делу, поэтому протокол составляется в отношении указанных лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения.

3. Применительно к делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судьями арбитражных судов (см. абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП), абз. 3 п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 установлено, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 КоАП, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу ч. 2 ст. 206 АПК либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК).

О корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1.

Комментарий к статье 28.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Прежде всего, следует отметить, что в данную статью постоянно вносятся изменения. Так Федеральными законами от 28.12.2013 N 415-ФЗ, от 21.12.2013 N 375-ФЗ, от 21.12.2013 N 363-ФЗ с 22 июня 2014 и с 1 января 2015 года комментируемая статья будет дополнена некоторыми составами правонарушений.

2. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемым Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Помимо случаев, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в настоящей статье.

Таким образом, комментируемая статья говорит о том, каким именно должностным лицам разрешено составлять протоколы об административном правонарушении. Причем ч. 1 комментируемой статьи первоначально отсылает нас к гл. 23 Кодекса, где в ст. 23.3 перечислены должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, которые также могут составлять протоколы об административном правонарушении.

3. В ч. 2 комментируемой статьи законодатель дополняет перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении по причине того, что рассмотрение дела отнесено к компетенции суда или должностного лица, которое непосредственно не осуществляет контроль за тем или иным правоотношением.

Так, исчерпывающий Перечень должностных лиц установлен Приказом МВД России от 05.05.2012 N 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию».

Комментарий к статье 28.1. КоАП РФ:

1. Возбуждение дела об административном правонарушении является первоначальной стадией производства по делу, имеющей решающее значение в определении события административного правонарушения, фиксации обстоятельств, относящихся к этому событию, определении подведомственности (подсудности) рассмотрения дела.

2. Комментируемой статьей (ч. ч. 1, 1.1, 1.2) установлен исчерпывающий перечень поводов к возбуждению дела об административном правонарушении, в соответствии с которым производство по делу может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, а также материалов, содержащих такие данные, обоснованных сообщений и заявлений физических и юридических лиц, средств массовой информации. По делам об административных правонарушениях, предусматривающих в качестве административного наказания дисквалификацию, в п. 3 ч. 1 данной статьи определены специальные субъекты, от которых могут быть приняты имеющие значение для возбуждения дела сообщения.

По делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в п. п. 4, 5 ч. 1 настоящей статьи в качестве повода для возбуждения дела об административном правонарушении указаны положения о фиксации административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Это обусловлено нормами ч. 3 ст. 1.5 настоящего Кодекса, в соответствии с которыми общее правило презумпции невиновности не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими вышеуказанные функции.

3. Положения ч. ч. 2 и 3 данной статьи, напрямую связанные с содержанием ст. 28.3 Кодекса, устанавливают, что дело об определенном административном правонарушении, предусмотренном Кодексом, могут возбуждать только уполномоченные на это должностные лица. В связи с этим, а также с учетом специфики производства по делам об административных правонарушениях по сравнению с уголовным процессом решение о возбуждении дела об административном правонарушении принимается уполномоченным должностным лицом самостоятельно без согласования с прокурором (о полномочиях прокурора см. комментарий к ст. 28.4).

При принятии решения о возбуждении дела об административном правонарушении весьма важна его правильная первоначальная квалификация. Ряд статей Кодекса содержат составы административных правонарушений, пограничные с преступлениями. Следует учитывать, что отграничение указанных противоправных действий от уголовно наказуемых деяний осуществляется по соответствующим статьям УК РФ, содержащим квалифицирующие признаки преступлений (например, размер причиненного ущерба). При оценке отличий административных правонарушений от дисциплинарных проступков необходимо учитывать положения ст. 2.5 Кодекса.

4. Частью 4 комментируемой статьи определены процессуальные действия, с момента совершения которых дело об административном правонарушении считается возбужденным. К ним относятся действия, связанные с оформлением указанных в данной статье Кодекса протоколов, определений, постановлений, относящихся к производству по делу об административном правонарушении.

5. Положения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренные ч. 5 комментируемой статьи, напрямую связаны с п. п. 2 и 3 ч. 1 данной статьи, относящими поступившие к уполномоченному должностному лицу материалы, сообщения и заявления к поводам для возбуждения дела об административном правонарушении.

В ч. 4 ст. 30.1 Кодекса предусмотрено, что определение об отказе в возбуждении дела обжалуется в соответствии с правилами, установленными в главе 30 Кодекса.

Кто составляет протокол об административном правонарушении

Лица, уполномоченные протоколировать административные нарушения, определяются статьей 28.3 КоАП России.

В первую очередь, это сотрудники тех госорганов, которые наделены правом рассмотрения административных материалов по соответствующим статьям кодекса в пределах их компетенции.

Однако, часть вторая ст. 28.3 содержит перечень государственных структур, имеющих право на составление протоколов по конкретным статьям кодекса с последующей передачей материала для его рассмотрения по подследственности согласно 23-й главе КоАП.

Последняя редакция статьи предусматривает 92 уполномоченных госоргана. В данном случае, нет нужды перечислять все эти структуры, поскольку их подробный перечень имеется в соответствующей норме административного закона.

Скорее всего, Вам пригодится информация о том, как пользоваться Федеральным порталом проектов нормативно-правовых актов.

Следующий комментарий к статье 28.3 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 28.3 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Данная статья определяет перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы о тех или иных видах административных правонарушений. Данный перечень содержит более 80 субъектов (например, должностные лица налоговых, таможенных, пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел и т.д.). В соответствии с данной статьей протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

2. Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти, а в субъектах РФ — органами исполнительной власти субъектов РФ. При этом право составлять протокол предоставляется также лицам организаций, не входящих в систему органов исполнительной власти.

Например, об отдельных правонарушениях протоколы составляют: члены избирательной комиссии, комиссии референдума, члены комиссий по делам несовершеннолетних, инспектора Счетной палаты РФ, должностные лица государственных внебюджетных фондов.

3. Таким образом, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, дело об административном правонарушении возвращается для устранения недостатков (ст. 28.8).

Ст. 28.3 КоАП РФ с комментариями

Государственные структуры, должностные лица которых обладают полномочиями на составление протоколов, можно разделить на 5 больших групп:

  1. Правоохранительные органы.
  2. Администрация.
  3. Налоговые органы.
  4. Разрешительные структуры
  5. Надзорные органы

Важно помнить: не всякий сотрудник соответствующего госоргана уполномочен составить протокол. Это должны быть сотрудники соответствующих инспекций, причем не всякие сотрудники.. Очевидно, что водитель или секретарь такой инспекции не вправе оформлять протокол

В названиях должностей должны присутствовать слова: уполномоченный, инспектор или специалист. С полицией ситуация более понятна, чем с гражданскими службами. Оформлять материалы могут только офицеры, что нетрудно определить по знакам различия. Кроме того, специальное звание указано в служебном удостоверении. Причем полицейский также должен быть уполномоченным или инспектором

Очевидно, что водитель или секретарь такой инспекции не вправе оформлять протокол. В названиях должностей должны присутствовать слова: уполномоченный, инспектор или специалист. С полицией ситуация более понятна, чем с гражданскими службами. Оформлять материалы могут только офицеры, что нетрудно определить по знакам различия. Кроме того, специальное звание указано в служебном удостоверении. Причем полицейский также должен быть уполномоченным или инспектором.

Комментарий к статье 28.5. КоАП РФ:

1. Согласно ст. 4.5 Кодекса постановление по делу по общему правилу может быть вынесено не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. В этой же статье предусмотрена возможность более длительного расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении за нарушение отдельных отраслей законодательства и при рассмотрении дел судьями. Однако законодатель, учитывая принцип оперативности производства по делам об административных правонарушениях, установил общее правило о том, что протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления факта совершения правонарушения.

2. Однако иногда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении. Для получения необходимой информации могут потребоваться дополнительные меры по формированию доказательственной базы (см. комментарий к ст. 26.2). Следует также иметь в виду, что в целях установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применять предусмотренные Кодексом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 27.1).

В случаях, когда немедленное составление протокола невозможно, он должен быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. Имеется еще одно исключение из общего правила, предусмотренного в ч. 1 комментируемой статьи. В соответствии со ст. 28.7 Кодекса по некоторым категориям дел об административных правонарушениях может потребоваться осуществление экспертизы и иных процессуальных действий, связанных со значительными временными затратами. Для таких ситуаций предусмотрено проведение административного расследования, срок которого не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела. Однако в исключительных случаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом (см. комментарий к ст. 28.7). После окончания административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу (см. комментарий к ст. 28.7).

4. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) разъяснено, что установленные в комментируемой статье сроки не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.

Комментарий к статье 28.2 КоАП РФ

1. Под протоколом об административном правонарушении понимается такой документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом деяния и характеризующие личность нарушителя. Протокол о совершении административного правонарушения составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором, а также когда административное наказание налагается без составления протокола.

2. Частью 2 ст. 28.2 КоАП законодательно определяется содержание протокола об административном правонарушении, он должен содержать сведения, необходимые для квалификации административного правонарушения и привлечения виновного лица к ответственности.

В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол, фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, место, время совершения правонарушения и т.д. Существенное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении, поскольку в случае составления протокола неуполномоченным лицом он признается ничтожным <162>.

———————————
<162> См., например: Приказ ФТС РФ от 15 марта 2005 г. N 198 (с изм. от 6 мая 2006 г.) «О должностных лицах таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» и др.

3. В целях составления протокола для установления личности нарушителя допускаются такие меры, как: доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств, осмотр помещений, изъятие вещей и документов.

4. Комментируемая статья была дополнена частью 4.1, согласно которой в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие, а копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.