Статья 38.1. государственный портовый контроль

Комментарий к Статье 2 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ

Отношения, возникающие в сфере деятельности на ВВТ, регулируются системой нормативно-правовых актов различных уровней. Правда, признак системности здесь просматривается не всегда, хотя значительных коллизий и нет, но некоторая рассогласованность встречается.

По сути, комментируемая статья содержит перечень видов источников законодательства о деятельности на ВВТ. Термин «законодательство» здесь применяется в широком понимании с включением в него и подзаконных актов. Источник здесь трактуется в собственно юридическом смысле (такие источники некоторые авторы в теории отождествляют с формами права), тогда как, допустим, материальные источники норм КВВТ РФ — это те экономические условия, наличие которых детерминировало принятие соответствующих норм. Здесь фактически идет речь об источниках именно законодательства, а не права, так как отрасль транспортного права у нас в окончательном виде пока не сложилась. Транспорт регулируется нормами различных отраслей и институтов права, среди которых превалируют нормы гражданского и административного права.

Конституция РФ, являясь фундаментом и одновременно ядром всей системы права, содержит основополагающие положения, как прямо, так и опосредованно относящиеся к транспортной области. Например, ст. 71 Конституции РФ, устанавливающая разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов и относящая транспорт к ведению РФ. Содержатся в Конституции РФ и основы гражданского права с их дальнейшим закреплением в ГК РФ. Нормы ГК РФ, имеющие непосредственное отношение к ВВТ, — это, в частности, правила о перевозках (гл. 40 ГК РФ), об аренде транспортных средств (параграф 3 гл. 34 ГК РФ), о возмещении вреда (гл. 59 ГК РФ), а также общие положения о сделках, сроках, обязательствах и многие другие нормы. Сам КВВТ РФ, выступая в роли кодифицированного законодательного акта, наиболее детально регулирует вопросы, связанные с деятельностью в области внутреннего водного транспорта. Среди иных федеральных законов, относящихся к деятельности на ВВТ, можно отнести Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Вопросы платы за земельные участки, занимаемые организациями ВВТ, регулируются ЗК РФ. Среди нормативных правовых актов Правительства РФ можно назвать, например, Перечень ВВП РФ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 N 1800-Р.

На Минтранс РФ, его структурные подразделения и подведомственные ему органы приходится наибольший удельный вес подзаконных актов в сфере ВВТ. Здесь можно отметить, например, Приказ Ространснадзора от 24.08.2012 N АК-432фс «Об утверждении Положения об Управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта».

Следует отметить, что КВВТ РФ содержит огромное число норм, отсылающих к подзаконным актам, что является благодатной почвой для ведомственного нормотворчества со всеми возможными, в том числе и негативными, последствиями этого. Такая ситуация продиктована сложившейся обстановкой в сфере использования ВВТ и самим его характером, требующего комплексного нормативного воздействия, — отметил по этому поводу В. Марков, комментируя проект КВВТ РФ, поэтому не исключается целесообразность конкретизации норм посредством издания подзаконных актов.

Что касается иерархии актов по их юридической силе — здесь сложностей нет: подзаконные акты не должны противоречить закону, закон — Конституции РФ, а среди подзаконных актов — нормативные акты министерств и ведомств не должны противоречить актам Президента РФ и Правительства РФ.

Комментарий к Статье 34 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ

1. Императивной является обязанность судовладельца подготовить и поддерживать судно в таком состоянии, чтобы оно соответствовало требованиям обеспечения безопасности судоходства.

Именно так по смыслу п. 2 рассматриваемой статьи 34 КВВТ России надлежит понимать готовность судна к плаванию. Иными словами, техническая, экологическая, противопожарная, санитарная и иные виды безопасности должны быть в наличии, составляя единый комплекс соответствия требованиям безопасности. Следует отметить, что данные требования содержатся не только в законодательстве о ВВТ, но и в нормах экологического, санитарного и иных отраслей и институтов законодательства, так или иначе соприкасающихся с регулированием безопасности судоходства как непосредственно, так и косвенно. Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа меньше по численности, чем предусмотрено Положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утв. Приказом Минтранса РФ от 01.11.2002 N 138.

2. Минтранс РФ является главным контролирующим и координирующим органом в области обеспечения безопасности судоходства, реализуя свои полномочия в данной сфере как непосредственно, так и путем деятельности структурных подразделений и подведомственных организаций.

Минтранс РФ принимает нормативные правовые акты РФ в области безопасности судоходства. В целом же вопросы безопасности судоходства регулируются следующими нормативными правовыми актами РФ:

— Правилами плавания по ВВП РФ;

— Правилами движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне ВВП РФ, утв. Приказом Минтранса от 10.07.2013 N 235;

— Правилами пропуска судов через шлюзы ВВП, утв. Приказом Минтранса от 03.03.2014 N 58.

3. Администрации бассейнов ВВП являются главным обеспечительным звеном в системе на местах, в бассейнах. Рассматриваемый пункт ст. 34 КВВТ РФ устанавливает их обязанности в области обеспечения безопасности судоходства. О содержании ВВП и НГО говорилось в комментарии к ст. 7 и ст. 8 КВВТ РФ. Данные программы разрабатываются на основе федеральных программ гарантированных габаритов судовых ходов и категорий средств навигационного оборудования по каждому бассейну. Администрация бассейнов ВВП вправе осуществлять такое обеспечение и содержание как своими средствами, так и с привлечением сторонних специализированных организаций. Правила пропуска судов через шлюзы ВВП утверждены Приказом Минтранса РФ от 03.03.2014 N 58. Согласно данному Приказу пропуск судов через шлюзы включает в себя операции по организации движения судов по подходным каналам в пределах дальних светофоров, заход судов в камеру шлюза и выход из нее, а также шлюзование, после проведения которых может быть начат пропуск судов через шлюз в том же или во встречном (далее — двусторонний пропуск) направлениях.

Что касается диспетчерского регулирования движения судов по ВВП, то подробнее об этом смотри Приказ Минтранса РФ от 01.03.2010 N 47 «Об утверждении Порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации».

4. Обязанность владельцев ГТС и иных сооружений на ВВП (в пределах береговой полосы и на акватории ВВП и прилегающей территории) информировать администрации бассейнов ВВП обо всех случаях угрозы безопасности судоходства является императивной, но действует она не всегда. К ответственности за ее нарушение можно привлекать только лиц, непосредственно отвечающих на данных сооружениях за безопасность судоходства.

Комментарий к Статье 68 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ

1. В случае, когда нет необходимости в осуществлении систематических, регулярных перевозок грузов в определенные сроки и в обусловленных объемах, когда нет выраженной необходимости в элементах планирования отношений между перевозчиком и грузоотправителем на долгосрочный период, применяется рассмотренная выше система заявок. В случае необходимости систематических перевозок грузов, когда необходим четкий элемент планирования объемов и сроков подачи грузов и предоставления транспортных средств, применяется организационный договор, или договор об организации перевозок грузов. Основные правила такого договора содержатся в ст. 798 ГК РФ. Главная цель этого договора — согласовать сроки и объем подачи грузов к перевозке и предъявления транспортных средств (судов) к приему грузов.

Сущность договора в том, что грузоотправитель обязуется в установленные сроки и в установленном объеме предъявлять к перевозке грузы, а перевозчик — принимать эти грузы к перевозке. Данный договор не является договором перевозки, по своей конструкции он носит консенсуальный характер, то есть считается заключенным с момента согласования условий договора, и является взаимным. Существенными условиями данного договора являются объем, срок и порядок расчетов. При отсутствии одного из них договор считается незаключенным. В договор могут включаться и иные условия, в частности, права и обязанности сторон. Обязанность перевозчика — подавать исправные и пригодные в техническом отношении суда. Обязанность грузоотправителя — обеспечить безопасность груза и его сопровождение в установленных случаях и иное. Условия ответственности сторон, детальное регулирование порядка расчетов, порядка изменения сроков и объема перевозок, а также иные условия могут быть включены в содержание. Договор заключается в простой письменной форме.

2. По своей природе организационный договор напоминает предварительный договор (ст. 429 ГК РФ), но он им не является по смыслу ст. 798 ГК РФ, согласно которой в организационном договоре должны содержаться объем, срок, порядок расчетов и иные условия организационного характера. Данная статья ничего не говорит о том, что в организационный договор должны включаться существенные условия самого договора перевозки, как это должно было бы быть по смыслу п. 3 ст. 429 ГК РФ. Назначение договора об организации перевозок — организовать, спланировать предстоящие перевозки, он поэтому так и называется. В него могут и не входить условия, которые должны содержаться в самих договорах перевозки, заключенных на его основании

У организационного договора есть самостоятельный предмет и условия — согласование объемов и сроков предъявления и приема грузов к перевозке, а также организационные моменты предъявления и принятия грузов к перевозке. Но в п. 2 комментируемой статьи содержится правило, согласно которому условия перевозок, согласованные в организационном договоре, считаются включенными в сам договор перевозки, если только иное не предусмотрено договором перевозки. Данное правило является диспозитивным. Стороны в самом договоре перевозки, осуществляемом в отдельном рейсе, могут и изменить некоторые условия, содержащиеся в организационном договоре. Если в организационном договоре согласованы все условия отдельного договора перевозки груза и если иное договором не установлено, то можно применять данные условия организационного договора как предварительного договора, тем более что п. 1 комментируемой статьи не оговаривает, какие именно иные условия могут быть включены в организационный договор, оставляя это на усмотрение сторон. Но на практике иногда не является целесообразным включать в организационный договор все условия относительно договора перевозки, так как ситуация может меняться, и эти условия целесообразно согласовывать в самом договоре перевозки.

Как при системе заявок, так и при организационном договоре порождаются взаимные обязанности сторон: грузоотправителя — предъявить в определенном объеме в установленный срок груз к перевозке и перевозчика — подать судно и принять груз к перевозке.

Статья 35. Классификация и освидетельствование судов и плавучих объектов

1. Подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.

Порядок наделения организаций, в том числе иностранных классификационных обществ, полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, включая требования, которым они должны соответствовать, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

2. Классификация и освидетельствование судов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с положением о классификации и об освидетельствовании судов, правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилами классификации и постройки судов с выдачей свидетельств о классификации и иных судовых документов, указанных в подпунктах 3, 4 и 6 пункта 1 статьи 14 настоящего Кодекса и подтверждающих соответствие судов этим правилам.

В положении о классификации и об освидетельствовании судов определяются порядок осуществления классификации и освидетельствования судов, основания отказа в выдаче, основания приостановления или прекращения действия свидетельств о классификации и иных судовых документов, указанных в подпунктах 3, 4 и 6 пункта 1 статьи 14 настоящего Кодекса.

Положение о классификации и об освидетельствовании судов утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Правила освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правила технического наблюдения за постройкой судов, правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правила классификации и постройки судов, правила классификации и освидетельствования плавучих объектов утверждаются и издаются организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов. Правила предотвращения загрязнения окружающей среды с судов утверждаются и издаются организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.

3. Маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов с выдачей свидетельств о соответствии плавучих объектов, подтверждающих соответствие плавучих объектов этим правилам. Организации, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранные классификационные общества, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, при невыполнении этих правил не выдают свидетельства о соответствии плавучих объектов, приостанавливают или прекращают действие ранее выданных ими свидетельств о соответствии плавучих объектов.

Статья 10. Использование поверхностных водных объектов для целей водного транспорта, пользование береговой полосой в пределах внутренних водных путей и земельными участками, используемыми или занимаемыми организациями внутреннего водного транспорта

1. За пределами территорий поселений организации внутреннего водного транспорта по согласованию в части обеспечения безопасности судоходства с администрациями соответствующих бассейнов внутренних водных путей вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу, установленную в соответствии с водным законодательством.

2. Администрации бассейнов внутренних водных путей имеют право:

пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационного оборудования;

осуществлять рубки произрастающих на береговой полосе деревьев и кустарников для обеспечения безопасности судоходства, в том числе видимости береговых средств навигационного оборудования, а также для геодезического обоснования при съемках участков русел рек. Установка береговых средств навигационного оборудования и прокладка просек для обеспечения их видимости могут проводиться также за пределами береговой полосы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации;

использовать безвозмездно для проведения указанных в настоящем пункте работ грунт, в том числе донный, камень, гравий, деревья и кустарники, находящиеся в пределах береговой полосы;

разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке;

разрешать строительство временных строений и проведение других необходимых работ в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами.

3. Лица, использующие береговую полосу для проведения временных работ, после их окончания обязаны очистить береговую полосу и обустроить ее.

4. Установка на береговой полосе каких-либо постоянных огней, направленных в сторону судовых ходов, за исключением навигационных огней, запрещается. Владельцы временных огней должны согласовать их установку с администрацией бассейна внутренних водных путей и обеспечить ограждение таких огней со стороны судовых ходов.

5. Не допускается использовать внутренние водные пути и береговую полосу для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства.

6. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.

7. Использование водных объектов для целей рыболовства в случае, если такие объекты используются для целей судоходства, допускается по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.

8. Право пользования береговой полосой не распространяется на особо охраняемые природные территории, территории гидротехнических сооружений, земельные участки, на которых размещены мелиоративные сооружения, полосы отвода автомобильных и железных дорог, земельные участки, укрепленные специальными сооружениями, и на другие земли, предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации и иным законодательством Российской Федерации.

9. Предоставление земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, и выделение участков акватории внутренних водных путей, строительство на них каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляются в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации, по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.

10. Пользование береговой полосой, прилегающей к внутренним водным путям, на участках пограничных зон Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

11. Запрещается оставление на водных объектах и на береговой полосе безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование.

12. Использование донного грунта, извлеченного при создании и содержании внутренних водных путей Российской Федерации, а также при строительстве, реконструкции, эксплуатации инфраструктуры внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Объекты, субъекты и основные понятия

Данный кодекс является своего рода аналогом кодекса торгового мореплавания. Последний отличается большим объёмом, сложностью и наличием иностранной специфики.

Между этими двумя документами есть и грани соприкосновения. Они касаются судов, осуществляющих движение по маршрутам, связывающим морские и речные линии. Несмотря на перемещение судов не только по морю, но и по рекам или озёрам, вся деятельность людей по обеспечению этого процесса регулируется кодексом торгового мореплавания.

КВВТ РФ регулирует взаимоотношения, которые возникают между пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, а так же организациями, обеспечивающими судоходство на внутренних водоёмах. Объектами действия данного кодекса являются порты, а так же водные суда и пути (ст. 1).

В кодексе содержится подробная расшифровка понятия внутренних водных путей

Это особенно важно для территории России, отличающейся высоким уровнем разнообразия природных условий и водоёмов

Как следует из положения статьи 7, внутренние водные пути делятся на две части – федерального и регионального значения. Их список формируется и утверждается Правительством РФ. К федеральным относят пути (ст. 7):

  • определённые в качестве таковых на основании заключения международных договоров;
  • с разрешённым плаванием под иностранными флагами;
  • находящиеся в пределах трансграничных водоёмов;
  • перемещения грузов в районы Крайнего Севера;
  • соединяющие крупные административные и стратегически важные центры;
  • находящиеся на территориях нескольких субъектов федерации.

К водным путям регионального значения относятся преимущественно маршруты, проложенные в пределах одного субъекта федерации.

Данным кодексом регулируется использование не только собственно водоёмов, но и берегов. Службам обеспечения движения водного транспорта разрешено (ст. 10):

  • возводить временные или постоянные постройки за пределами поселений;
  • проводить рубки деревьев для размещения навигационного оборудования и обеспечения его видимости;
  • безвозмездно использовать природные ресурсы, находящиеся на берегу водоёма.

Судно как элементарная единица КВВТ РФ

В качестве объекта данного кодекса признаются любые средства передвижения по воде, имеющие государственную идентификацию и минимально необходимый экипаж. Для приобретения собственных идентификационных признаков судно должно иметь номер и название. Номер присваивается государственной организацией, осуществляющей регистрацию судов. Название судно получает от собственного владельца.

Зарегистрированное и названое судно должно обеспечить свою узнаваемость. Это осуществляется путём нанесения номера и названия на борта и некоторые другие части плавсредства. Кроме того, каждое судно должно иметь свои позывные сигналы. Большим судам, обладающим спутниковыми средствами связи, присваиваются персональные номера для судовой станции и избирательного вызова (статья 13 КВВТ).

Кроме того, кодекс предписывает каждому владельцу судна иметь на борту определённый пакет документов, именуемых судовыми. К ним относятся свидетельства:

  • о праве собственности;
  • мерительное;
  • пассажирское;
  • о минимальном составе экипажа;
  • о предотвращении загрязнений;
  • санитарное.

Каждое официальное плавсредство должно иметь на борту судовую роль, а так же судовой и машинный журналы. Все документы выдаются соответствующими государственными органами, а после истечения срока их действия сдаются в тот же орган.

Форма собственности на суда кодексом не ограничивается. В собственность плавсредство переходит с момента его регистрации в органах специального реестра. Постановка на учёт может осуществляться и относительно ещё не построенного судна, которое приобрело свой номер и название (ст. 15).

Экипаж

Существуют три кодекса, которые подробно описывают экипажи разных типов гражданских судов. Это воздушный кодекс (экипажи летательных аппаратов), КТМ РФ и КВВТ РФ. В любом из этих документов содержится информация о минимальном составе экипажа. При этом максимальный состав не определяется. Суда не могут эксплуатироваться, если состав экипажа не соответствует его утверждённому минимальному составу.

Весь экипаж делится на две части – командный и судовой. На пассажирских судах ещё существует третья часть, которая состоит из людей, обслуживающих пассажиров. Минимальный состав зависит от типа судов. Все средства, относящиеся к маломерному типу, обслуживаются минимально возможным количеством людей, то есть одним человеком (ст. 26).