Нормативный правовой акт

Роль законных актов в юриспруденции

Правотворческие акты в сфере законодательного поля являются нормативными установленными документами, которые издаются компетентными властными органами или представительствами социальных структур с целью урегулирования юридических отношений и наведения порядка.

Правовые акты делятся на нормативные и ненормативные, они обладают общими признаками и некоторыми отличиями

Для служителей государственного порядка и закона, а также для желающих быть осведомленными в законе, очень важно знать и понимать, что между ними есть общего. Из статьи мы узнаем их основные отличия

В чем же разница между ненормативными актами и нормативными актами? В первую очередь нужно конкретизировать их значения и указать на общие признаки. Данные виды законодательных актов – это законная правотворческая документация, оформленная определенным структурным органом государственного полномочия. Формирование таких законных актов находится в сфере компетенции наивысших органов законодательной государственной власти, а также органы исполнительного назначения, ведомственные учреждения. Они вступают в законное действие после их принятия, но между ними есть ряд отличий.

Требования, предъявляемые к нормативно-правовой документации

Так как нормативные документы являют собой правовые акты, установленные уполномоченными должностными лицами, то к ним предъявляется ряд требований.

К ключевым из них относятся:

  1. Применение в реальной жизни – НПА должны соответствовать существующей действительности, например, принятие закона о запрете общения с инопланетянами не будет соответствовать объективной реальности.
  2. Строгая структура – обязательно наличие следующих элементов: вводная часть (преамбула), субъекты, права и обязанности, льготы и санкции – это стандарт ГОСТ.
  3. Простота формулировок – несмотря на то, что составляются НПА высокообразованными людьми, направлены они на обычных граждан, а значит должны быть им понятны.

Основные виды и их реквизиты указаны в документации законодательного собрания РФ.

Признаки НПА

Базовые характерные черты нормы права:

  1. Направлены на регуляцию поведения всех субъектов общества – людей, организаций и социальных групп.
  2. Не персонализированы – направлены на всех людей, проживающих на определенной территории.
  3. Должны исполнятся всеми, на кого направлены.
  4. Имеют непосредственную связь с государством – формируются и фиксируются им и в случае нарушения санкционируются (применяют на практике правила наказания).
  5. Определены формально – зафиксированы в письменном виде.

Определить НПА можно, если ему присущи следующие черты:

  • представляется в виде заверенной письменной бумаги,
  • бумага утвержденной формы и структуры, с реквизитами,
  • имеются последствия правотворческой деятельности,
  • принимается уполномоченными лицами правовой деятельности,
  • базируется на правовых нормах и регулирует их,
  • соблюдение порядка норм права при принятии бумаги,
  • является обязательным к исполнению,
  • предусматривает публикацию для широкого круга людей,
  • возможен для повторной реализации.

Акты президента России

Иерархия подзаконных нормативно-правовых актов возглавляется указами и распоряжениями президента РФ. Данные документы не могут противоречить федеральным законам и Конституции. Основным предметом НПА президента являются вопросы ведения федерации, другими словами, сфера управления страной. Как и законы, они обязательны для применения на территории всей Российской Федерации без исключения. В конституции описаны следующие НПА, издаваемые президентом: указы и распоряжения. Хотя особых отличий в них нет, учёные-правоведы разделяют данные термины следующим образом:

  • Указами называются решения президента России нормативного характера. Как правило, они многократного или постоянного действия. Также решениями называются документы, которыми освобождаются или назначаются лица на государственные должности, даётся политическое убежище, присваиваются государственные награды, чины, почётные звания и т. п.
  • Распоряжения – это президентские решения, имеющие оперативный характер. Они не могут содержать нормативные предписания. Чаще всего предметом является работа Администрации президента РФ.

Президентские акты во многом дополняют законодательство России, потому что их издание происходит намного динамичнее, хотя количество вопросов регулирования значительно уже, чем у федеральных законов. Тут прослеживается главный принцип института президентства – сугубо управленческий характер.

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

  • нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

  • время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

  • нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

  • на временные акты;

  • акты неопределенно длительного действия.

Правовая система Российской Федерации

Правовая система РФ имеет несколько более специфическую структуру, чем та, которая была представлена выше. Прежде всего, в неё входит не только национальная система юридических норм, но также обязательства международно-правовой России перед зарубежными государствами. Структура также дополняется уровнем правовой культуры населения и сформированной юридической практикой. Иерархия нормативно-правовых актов РФ выстроена от существующей конституции, демократического режима, а также некоторых исторических аспектов. Именно иерархичность структуры позволяет эффективно использовать всю правовую систему государства в повседневной жизни. Более того, структурированность норм помогает гражданам глубже осознавать и понимать суть юридической деятельности, а также пользоваться своими свободами.

Что такое нормативные правовые документы

Нормативные правовые документы являются одной из трех частей всей правовой информации. Вообще к правовой информации относятся законы, указы, постановления, нормативно-технические регламенты, разъясняющие письма и другие научные материалы, которые охватывают все сферы правовой деятельности.

К официальной правовой информации относятся все исходящие документы государственных органов, которые имеют юридическую силу и регулируют общественные отношения. Или, как по-другому называют официальную правовую информацию, это нормативные правовые акты. К ним относятся федеральные законы, законы, указы Президента и постановления.

Информацию индивидуально-правового характера составляют различные организации, которые не имеют государственных полномочий. Такие документы направлены на создание или прекращение конкретных правоотношений. К ним относятся договоры, допсоглашения, иски и другие документы, которые регулируют определенные правоотношения

Другие разъясняющие документы – это различная статистическая и другая информация, которая отображает эффективную реализацию правовых норм. К ним относятся образцы разных видов заявлений и деловых бумаг, комментарии законодательства, научные статьи, материалы по подготовке и обсуждении законопроектов и другие.

Назначения

Трудность понимания этих двух видов правовых документов состоит не столько в их отличиях, а по большей мере в их общих признаках. Основоположное общее правило нормативных и ненормативных актов состоит в сфере распространения, поскольку их действия обязывает к подчинению со стороны всех гражданских лиц, государственных или общественных органов.

Главное отличие состоит в структуре и органах, которые их издают. Эти отличия возникают на законотворческом этапе, а на последующем этапе действий они практически одинаково работают (ведь на то они и законы), за исключением того, что нормативные акты используются многократно, а ненормативные – однократно.

Нормативные акты регламентируют обобщенные правила и нормы общественных отношений между людьми. Они применяются ко всем участникам правовых отношений или затрагивают определенную группу. Их юридическая сила действует на постоянной основе. Они применяются многократно, но в силу динамичности и появления трансформаций общественной, социальной, экономической жизни могут претерпевать дополнительные уточнения, предписания. В таком случаи эти предписания – это нормативные или ненормативные акты?

Именно форму вспомогательных законных приложений и уточнений, предписаний приобретают ненормативные акты. Они устанавливают не общие и основоположные поведенческие аспекты субъектов правовых отношений, а выражают скорее конкретные распоряжения, актуальные в определенный момент предписания. Сфера их распространения касается определенного юридического лица или индивидуума, применение является однократным, а их сила прекращает действовать после определенных действий в рамках этого же предписания. Также разница между двумя видами акта состоит еще и в их форме выражения содержания.

Понятие правовой системы

Иерархия нормативно-правовых актов напрямую зависит от правовой системы, которая является сложной социально-политической структурой. Её понятие трактуется по-разному многими учёными, однако существует наиболее «классическая» дефиниция. Правовая система – это совокупность трёх основных и очень важных элементов: правовой культуры, системы права и процесса правореализации. Иерархия нормативно-правовых актов во многом зависит от каждого элемента системы, потому что эти две категории взаимодополняют друг друга. Во-первых, нормативные акты являются одним из источников права в государстве, во-вторых, правовая система обеспечивает иерархию НПА путём правореализации и повышения правовой культуры общества. Таким образом, мы говорим о непрерывном процессе, который действует постоянно. Иерархия нормативно-правовых актов РФ напрямую связана с правовой системой этого государства, о которой будет рассказано более подробно далее в статье.

Общий порядок вступления в силу нормативно-правовых актов

Статьей 12 ТК РФ определено, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Основными документами, регулирующими вопросы вступления в силу правовых актов, являются:

  • Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее — Указ N 763);
  • Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

В соответствии с данными документами некоторые нормативные акты подлежат государственной регистрации. Приказом Минюста России от 04.05.2007 N 88 утверждены Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов, уточняющие перечень документов, нуждающихся в регистрации. В него входят документы:

а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:

  • гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции РФ и иных законодательных актах РФ;
  • механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций (типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти), в том числе организаций, выполняющих в соответствии с законодательством РФ отдельные государственные функции;

в) имеющие межведомственный характер — содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти или организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

На государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Зарегистрированные правовые акты должны быть обнародованы, доведены до сведения граждан (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Обычно это происходит путем официальной публикации новых законов, постановлений, распоряжений и прочих актов в печатных изданиях. Но что считается официальным опубликованием?

Чтобы нормативный акт считался официально опубликованным, должны быть соблюдены определенные правила:

  • нормативный акт размещен в печатном издании, которое распространяется свободно, то есть не подписное;
  • издание, в котором публикуется текст документа, законодательно определено в качестве источника опубликования для конкретного вида правовых актов (например, официальным печатным изданием МВД является газета «Щит и меч» <1>);
  • правовой акт опубликован полностью, без сокращений.

<1> Приказ МВД РФ от 07.05.2008 N 405 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Министерства внутренних дел Российской федерации, признанных Министерством юстиции Российской федерации не нуждающимися в государственной регистрации».

Пунктом 9 Указа N 763 установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете». Причем сделано это должно быть в течение десяти дней после дня их регистрации. Также документ должен публиковаться в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ.

Не прошедшие государственную регистрацию нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Акты, имеющие нормативный характер и издаваемые ПФР, ФСС и ФФОМС, также подлежат государственной регистрации в соответствии с Указом Президента РФ от 20.03.2001 N 318.

В некоторых случаях для вступления в силу акта требуется соблюдение особенных условий. И даже если в таком документе установлена дата его вступления в силу, это означает, что без соблюдения специальных условий он вступит в силу позднее.

Правительственные НПА

Согласно компетенции правительства России, нормативно-правовые акты данного органа могут выдаваться по ряду чётко выделенных вопросов:

  • Для разработки федерального бюджета.
  • Проведения кредитной и финансовой политики.
  • С целью проведения политических программ в области культуры.
  • Реализация мер по обеспечению неприкосновенности границ, правопорядка, законности, борьбы с преступностью и т. п.

Помимо представленного списка, именно правительство отвечает за реализацию конституционных норм и федеральных законов. Иерархия соподчинения нормативно-правовых актов в РФ наглядно прослеживается во взаимосвязи законов и подзаконных актов правительства. Благодаря последним, законодательство реализуется в повседневной жизни граждан, проще говоря, нормы права действуют должным образом. Нормативные акты правительства имеют две основные формы:

  • Постановления – акты многократного действия, нормативного характера, действующие на неограниченное количество лиц.
  • Распоряжения – акты ненормативного характера.

Юридическая сила нормативных правовых актов, иерархия которых основана на вертикальном подчинении, имеет немаловажное значение в процессе издания распоряжений и постановлений правительства России. Они не могут противоречить указам президента, законам и конституции, иначе их действие прекращается

Таким образом, акты правительства Российской Федерации имеют меньшую юридическую силу в сравнении с иными федеральными документами. Но они наделены приоритетом перед ведомственными и территориальными нормативными актами.

Как создаются НПА

Все нормативные документы проходят установленную конституцией государства последовательность подготовки, а называется эта подготовка – нормотворчество. Процесс нормотворчества включает в себя совокупность действий, совершающихся в определенный промежуток времени для его подготовки.

Поэтапная расшифровка создания нормативно-правового документа:

  1. Создание проекта:
    • выдвижение вопроса о необходимости принять правовой акт и утверждение решения создания проекта,
    • материально-техническое обеспечение проекта,
    • схема сбора необходимой информации об общественных отношениях, которые нуждаются в урегулировании,
    • подготовка концепции проекта, который раскрывает цели готовящегося к изданию документа. На этой стадии принимается инициатива проекта.
  2. Рассмотрение проекта. Проект изучается и корректируется уполномоченными органами и службами. Выясняется список доказательств обоснованности проекта в экономической, социально-политической и юридической сферах.
  3. После рассмотрения проекта, компетентным субъектом принимается решение вернуть на доработку, принять документ или вовсе отклонить его.
  4. Окончательная стадия – это подпись уполномоченными лицами и официальная публикация, после которой он вступает в силу. Документу присваивается регистрация и он вносится в реестр.

Разделение власти

Иерархия в системе нормативных правовых актов во многом зависит от принципа разделения властей. Во-первых, законодательные органы издают наиболее важные НПА, имеющие наибольшую юридическую силу на всей территории России. Исполнительные органы также наделены правом выдавать определённого рода НПА, которые действуют исключительно в сфере работы того или иного ведомства. Что касается судебных органов, то они не выдают нормативные акты, но имеют право толковать суть федеральных законов и конституционных норм, если возникла проблема в процессе правоприменения. Большую роль играют международно-правовые акты. Если они санкционированы соответствующими органами власти и не противоречат существующей Конституции РФ, то их нормы имеют приоритет перед другими нормативными актами государства.

Что можно узнать на портале

Государственный Портал оснащен удобной навигацией, разобраться с которой сможет любой пользователь, и проявить себя в качестве разработчика и корректора документов федерального уровня.

  1. Меню «Узнать» позволяет органам власти разместить сведения о подготовке проектного варианта НПА и результаты их обсуждения общественностью.
  2. «Обсудить» проектные акты можно в свободном доступе, для этого следует воспользоваться кнопкой и в открывшемся меню заполнить графы, и начать обсуждение.
  3. Возможность «Оценить» проекты юридических документов. После прочтения акта, используя кнопку  каждому гражданину возможно оставить положительную или отрицательную рецензию на выбранный законодательный акт и этим высказать общественное мнение.
  4. Антикоррупционная экспертиза – важнейший момент для нормативно-правового акта. Проводить ее могут физические и юридические лица, аккредитированные для подобного вида деятельности. Только с таким заключением для НПА разработчик акта может дать ему право на дальнейшую юридическую реализацию.
  5. Проверка НПА — функция портала, утратившая силу. До 12 февраля 2016 года пользователи системы могли указать степень влияния законов на сферы жизнедеятельности. Но при желании во вкладке есть образец заявления для внесения в НПА соответствующих предложений.

Органы, их издающие

В целом нормативные и ненормативные правовые акты являются способами на пути урегулирования сфер общественной жизни. Их выполнение через соблюдение предписанных юридических норм и принципов гарантирует благополучие и порядок.

Стоит отметить и особенности органов, издающих подобные документы. Например, органы, специализирующиеся на судебных разбирательствах, издают исключительно ненормативные акты и только в специальной, свойственной только им форме. Любой судебный орган сам по себе призван заниматься реализацией юридических последствий уклонений от правовых актов, а также контролировать соблюдение законов.

К ненормативным актам могут принадлежать, например, решения органов налогообложения по поводу привлечения определенных лиц к ответственности, предписания органов антимонопольного направления, документация федерального значения.

Они составляются органами законодательной направленности, органами федерального значения, ведомственными организациями, органами самоуправления.

В состав подавляющего количества актов нормативного вида входят ненормативные правовые предписания. Подобная оплошность в юриспруденции является категорически недопустимой, поскольку приводит к лишней путанице и неразберихе.

Вспомогательные дополнения, отмена действия, изменения не могут выражаться нормативно-правовой документацией. Такого рода нарушения приводят к фальсификациям юридических данных и того же рода спекуляциям для односторонней выгоды. Виной тому зачастую некомпетентные органы или учреждения, превышающие полномочия.

Нормативные и ненормативные акты, издающиеся по одному и тому же предмету, могут противоречить друг другу.

Это неминуемо приводит к разрушению стойкости правоотношений и законодательной системы, отсутствие соответствия между формой и содержанием, подрывает юридические принципы и нормы законопослушного общества, разрушает правотворческую систему в целом.

Соотношение нормативных правовых и правоприменительных актов

Часто смешивают нормативные и индивидуально-правовые акты.

Действительно, между ними много общего:

  1. оба они носят категоричный и властный характер, поддерживаемый силой государственного принуждения к исполнению имеющихся в них предписаний;
  2. их издает (принимает) строго определенный круг специально на то уполномоченных лиц;
  3. они имеют четкую структуру и атрибутику, нарушение требований которой делает их недействительными;
  4. они напрямую регулируют общественные отношения;
  5. имеют одинаковую направленность на упорядочение отношений, укрепление законности и обеспечения правопорядка и др.

Отличительные черты (характерные признаки) правоприменительного акта указаны выше.

Субъекты нормативно-правовых отношений

Оценивая и анализируя отличия нормативного и ненормативного правового акта, следует настоятельно отметить и подчеркнуть факт того, что первые служат способом выявления властной воли государства. А она, в свою очередь, опосредована регулирующими общественную жизнь правовыми нормами. Специфика нормативных актов состоит в том, что государство при помощи них может добиться определенной цели в экономической, социальной, финансовой, политической, внешнеторговой сфере общественной жизни. Главная задача государства состоит в правильном донесении этого до граждан и информированности о правопорядке и законах как можно скорее и лучше. То есть по факту субъектами таких отношений являются фактически все члены гражданского общества.

Отличие нормативного и ненормативного правового акта состоит также в том, что исполнителем ненормативных предписаний может быть любое гражданское лицо. При этом данный человек должен участвовать в более узконаправленных правовых отношениях. То есть ненормативной документацией оперируют на различных стадиях юридических процессов в различных сферах.