Оглавление
○ Несоблюдение дистанции – закон и практика.
То, что мы называем несоблюдением дистанции, на языке закона, а именно ПДД звучит так: пункт 9.10.
«Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.»
Три строчки вмещают в себя огромное количество происшествий, многие из которых заканчиваются ДТП и трагедией.
Особую опасность нарушение представляет для мотоциклистов и водителей скутеров. Обманчивая легкость перестроения и подрезания более тяжелых автомобилей заставляет забыть, что защита владельцев этих ТС абсолютно разная.
Но закон для всех один. По существу, статья 9.10 относится только к тем, кто находится в движении транспортного потока. Въезд в припаркованный или стоящий на обочине автомобиль квалифицируется другой статьей. Иногда к указанной статье инспектор добавляет пункт ПДД 10.1.
«Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля….. При возникновении опасности для движения…он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.»
Примеры нарушений и последствия.
Ситуация первая.
С обочины выезжает автомобиль и резко встраивается в идущий ряд, что называется «впритык». При незначительном торможении в него въезжает другой участник движения, не успевший отреагировать на внезапное «встраивание» и сразу последовавшее торможение или снижение скорости потока. Здесь вина ложится на того, кто не уступил дорогу, не учел дистанцию, не убедился в безопасности проводимого маневра и выехал на дорогу.
Ситуация вторая.
Загородная трасса, главная дорога с хорошим трафиком. Машины движутся в потоке и внезапно одна из них останавливается, чтобы повернуть на второстепенную с пересечением встречного потока. Идущая за ней плавно въезжает ей в бампер, поскольку не увидела горящие «стопы» и вовремя не среагировала на остановку.
По приезду ДПС хозяин авто утверждает, что машина исправна и задние фары работали до тех пор, пока их не повредило при столкновении. Однако, при просмотре данных с авторегистратора, выясняется – у остановившейся машины при торможении не сработали стоп-сигналы.
Опустим эмоциональные объяснения между владельцами ТС и оставим только то, что работающее записывающее устройство часто помогает восстановить объективную картину случившегося – но, в данном случае, не оправдывает того, кто не успел среагировать на внезапную остановку впереди идущего ТС. Пункты 9.10 и 10.1 – должен соблюдать дистанцию, боковые интервалы и снижение скорости до остановки ТС.
Причины столкновения
Рассмотрим возможные причины ДТП в пределах полосы:
- Движение автомобилей с разной скоростью. Например, белый автомобиль едет со скоростью 40 км/ч, а оранжевый — 90 км/ч.
- Экстренное торможение белого автомобиля. Например, на дороге может неожиданно появиться ребенок, либо на полосу мог резко перестроиться зеленый автомобиль, который участником столкновения не является. Также экстренное торможение может быть выполнено и без необходимости, т.е. просто так.
- Движение оранжевого автомобиля на слишком малом расстоянии от белого.
- Движение белого автомобиля задним ходом, либо его откат назад на уклоне. ДТП при движении задним ходом рассмотрено в рамках отдельной статьи.
Штрафы за езду по встречной полосе
Разворот или поворот
Разворот или поворот в любом случае предполагает пересечение полосы для встречного движения. Поэтому выполнять такие маневры можно только на перекрестках или в тех местах, где это разрешено соответствующими знаками или дорожной разметкой.
При этом движение на встречу потоку перед выполнением маневра категорически запрещено. Во всех остальных случаях выполнение разворота или поворота будет наказано штрафом от 1000 до 1500 рублей.
Объезд
Пожалуй, самой спорной ситуацией, при которой может потребоваться использование полосы для встречного транспорта, является объезд препятствия, которым может стать:
- ремонт дороги;
- автомобильная авария;
- транспортное средство на аварийной сигнализации и с выставленным знаком;
- упавшее дерево, перегородившее проезд, или другие предметы, исключающие возможность движения прямо.
Также препятствием может считаться дефект дорожного полотна, который создает опасность для проезда в своей полосе.
Объезжать препятствие с выездом на встречную полосу разрешено лишь в трех случаях:
- на двухполосной дороге;
- на дороге с тремя полосами без заезда на крайнюю левую полосу;
- при отсутствии трамвайных или железнодорожных путей.
Во всех остальных ситуациях объезд препятствия с выездом на встречную полосу будет наказан штрафом в размере от 1000 до 1500 рублей.
Обгон
Обгон транспортного средства является наиболее распространенной причиной выезда на полосу для встречного движения.
Если данный маневр на участке дороги не предусмотрен, запрещен соответствующими знаками или сплошной дорожной разметкой, то водитель, нарушивший правила, будет наказан штрафом в размере 5000 рублей, либо лишением водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Штрафные санкции предусмотрены и за выполнение обгона на перекрестке. Денежного взыскания в размере 5000 рублей не избежать, если обгон был выполнен:
- на регулируемом перекрестке;
- на второстепенной дороге нерегулируемого перекрестка.
Заезд за сплошную линию разметки
Если на дорожном полотне нанесена сплошная разметка, автомобилист не имеет права ее нарушать. Даже если заезд за сплошные линии был выполнен непреднамеренно, а по невнимательности, наказания избежать не получится.
Одно колесо автомобиля, пересекшее запрещающую разметку и оказавшееся на полосе встречного движения, может стать причиной для немалого штрафа в 5000 рублей.
Не исключается в данном случае и более серьезное наказание в виде лишения прав на 4-6 месяцев.
При одностороннем движении
В случае если движение на участке дороги осуществляется только в одном направлении, то выезд навстречу движущемуся потоку также будет являться нарушением ПДД, за которое водителю придется заплатить 5000 рублей, либо отдать права на 4-6 месяцев.
При реверсивном движении
Как правило, реверсивные полосы создаются для разгрузки заторов в наиболее загруженных местах дорог с плотным движением, которое на данных участках может менять свое направление в зависимости от сигнала специальных светофоров.
Реверсивные полосы на сегодняшний день есть далеко не в каждом городе, поэтому некоторые водители нарушают правила движения по таким дорогам неосознанно, а из-за невнимательности.
Тем не менее, при несоблюдении требований светофора во время выезда на реверсивную полосу водителю придется отдать в государственную казну 1000 рублей. Если же автомобилист выехал на реверсивную полосу при неработающем светофоре, ему придется заплатить штраф в 5000 рублей.
По встречным трамвайным путям
Если водитель по каким-либо причинам выехал на встречные трамвайные пути, этот маневр будет рассматриваться как движение через сплошную линию. В данном случае нарушителя ждут штраф в размере 5000 рублей или лишение прав на срок до полугода.
Отягчающие и смягчающие обстоятельства
Рассматривая обстоятельства, при которых произошло дорожное происшествие, полиция может вынести виновнику ДТП более мягкий или же наоборот, самый строгий вердикт. Способствуют таким решениям смягчающие и отягчающие факторы, имеющие место во время аварии. К первой категории относят следующие события:
- Инициатор ДТП искренне раскаивается в содеянном и готов сотрудничать с представителями ГИБДД в интересах следствия;
- Виновной стороной выступает женщина, которая воспитывает несовершеннолетнего ребенка или же находится в положении;
- За рулем на момент аварии находился человек, не достигший шестнадцатилетнего возраста;
- Инициатору дорожно-транспортного происшествия удалось доказать инспекторам ГАИ необходимость своего маневра, ставшего причиной ДТП.
В перечисленных случаях суд может вынести нарушителю самый мягкий приговор, предусмотренный КоАПом или же ограничиться письменным предупреждением (от компенсации вреда пострадавшему решение судьи гражданина не освобождает).
А вот лишение свободы, арест водительского удостоверения с дальнейшей отправкой автомобиля на штраф-площадку, общественные работы – это те суровые меры, которые применяются к человеку при отягчающих обстоятельствах:
- Управление транспортным средством под воздействием наркотических или алкогольных препаратов;
- Совершение противоправных действий после попадания в ДТП (попытка скрыться с места аварии, сопротивление при задержании сотрудниками полиции и т. д.);
- Нарушение конкретной статьи гражданином происходит не впервые, за короткий промежуток времени;
- Дорожно-транспортное происшествие было заранее спланировано, с целью мести, личного удовлетворения или материальной выгоды.
Как правильно располагать ТС?
Чтобы занять правильное место на дороге, нужно разобраться в правилах и рассмотреть каждый случай отдельно. Это поможет лучше понять основные принципы размещения транспортных средств.
Основной элемент дороги
Сама дорога является специальной полосой, которая предназначена для движения транспорта. Дорожное полотно считается основным элементом дороги.
На дороге есть еще множество элементов, и каждый из них имеет значение – это разметка, количество полос, трамвайные пути, остановки общественного транспорта и пешеходные переходы. Каждый элемент будет влиять на правильность расположения машины.
Дорожное полотно без обозначений
Если на дороге нет никаких знаков и разметки, водителям придется самостоятельно разделить её на полосы, мысленно представив, сколько автомобилей сможет спокойно проехать по этому участку.
Многополосная проезжая часть
Дорога считается многополосной, если на ней больше трёх полос для движения, половина полос разрешает движение в одну сторону, а другая половина в противоположную. При движении на такой дороге придется учитывать некоторые особенности, например, обгон и объезд невозможен по встречной полосе. Но развернуться или повернуть налево можно на перекрестке или на других участках дороги, где эти маневры не будут противоречить разметке и знакам.
Трехполосное дорожное полотно
Обычно это дороги с двусторонним движением, две из которых движутся в одном направлении, а одна в противоположном. Как и на других дорогах, здесь запрещено выезжать на встречную полосу.
На таких дорогах рекомендуется ехать в правой полосе, а занимать левую можно только при занятой правой, так как левая полоса предназначена для маневров.
Например, водитель может ехать по левой полосе в том случае, если планирует совершить поворот, обгон или разворот, а если он просто едет по ней при свободной правой полосе, это считается нарушением.
Трехполосная дорога с прерывистой сплошной
Если с одной стороны линия разметки является непрерывной, а с другой стороны идет пунктиром, это означает, что пересечь её можно только со стороны прерывистой линии.
Например, если такая разметка размещена на перекрестке, то со стороны прерывистой разметки можно выполнить поворот или разворот, а со сплошной стороны нельзя.
Двухполосная проезжая часть
Двухполосной считается дорога, у которой есть по одной полосе в каждую сторону движения. Если полосы разделены сплошной разметкой, то пересекать её нельзя. Если линия разметки прерывистая, то ситуация является более сложной, поскольку четких рекомендаций в ПДД по этому поводу нет.
Движение по выделенным полосам
Если на дороге есть несколько полос движения, направленных в одну сторону, нужно обратить внимание на разрешённую скорость. Если дорога за городом, и можно ехать быстрее 80 км/ч, то машины с максимальной скоростью должны ехать по правой полосе
В населенных пунктах автомобилисты могут занимать любую полосу.
Смена полосы движения
Сменить полосу движения на дороге можно в любой момент, за исключением тех случаев, когда машин на дороге очень много и все полосы заняты. В таких ситуациях перестроиться можно только для дальнейшего совершения маневра, например, поворота. Также смену полосы может запрещать сплошная разметка.
Трамвайные пути
Если на дороге есть трамвайные рельсы, их тоже необходимо учитывать.
Водитель может использовать их, если рельсы находятся с левой стороны дороги, на одном уровне с ней, а трамвай движется в попутном направлении. Только тогда, если другие полосы заняты, автомобиль может ехать по трамвайным путям.
Дорога с реверсивным движением
Двигаться по таким дорогам можно только в крайней левой полосе. Выезжать на неё можно только для перестройки, перед этим убедившись, что это не запрещено.
Как определить виновного в ДТП при несоблюдении дистанции?
Потребность держаться на безопасном расстоянии от других автомобилей зафиксирована в пункте 9.9 ПДД РФ. Здесь говорится, что водитель обязан выбрать такую дистанцию от впереди идущего транспортного средства, которая позволила бы ему избежать столкновения. Правило распространяется и на боковые интервалы. Доказать возникновение нарушения проблематично. Дело в том, что инспектор не может измерить расстояние между движущимися автомобилями.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-67 Москва; +7 (812) 425-62-04 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-29-86 Бесплатный звонок для всей России. Дополнительно несоблюдение дистанции можно трактовать, как неоправданно быструю езду
В этой ситуации происходит нарушение пункта 10.1 ПДД РФ. Здесь говорится, что водитель обязан ехать со скоростью, не превышающей установленного ограничения и учитывая интенсивность движения, габариты автомобиля, перевозимого груза, метеорологические и дорожные условия. Особое внимание необходимо уделять видимости в направлении движения. В 2021 году человек обязан выбирать скорость, которая позволит ему беспрепятственно контролировать транспортное средство и соблюдать ПДД РФ. Если обнаружена опасность, которую можно предотвратить, необходимо снизить скорость вплоть до остановки
Дополнительно несоблюдение дистанции можно трактовать, как неоправданно быструю езду. В этой ситуации происходит нарушение пункта 10.1 ПДД РФ. Здесь говорится, что водитель обязан ехать со скоростью, не превышающей установленного ограничения и учитывая интенсивность движения, габариты автомобиля, перевозимого груза, метеорологические и дорожные условия
Особое внимание необходимо уделять видимости в направлении движения. В 2021 году человек обязан выбирать скорость, которая позволит ему беспрепятственно контролировать транспортное средство и соблюдать ПДД РФ
Если обнаружена опасность, которую можно предотвратить, необходимо снизить скорость вплоть до остановки.
В действующем законодательстве отсутствует указание дистанции, которую обязан соблюдать водитель. Фактически она признается условной величиной. Аналогичные правила действуют в отношении бокового интервала. В пункте 9.10 говорится, что необходимо соблюдать дистанцию, обеспечивающую безопасное движение по дороге и препятствующую возникновению ДТП. Поэтому наказать гражданина за нарушение правила проблематично. Обычно штраф за несоблюдение дистанции в 2021 году вменяют, если уже произошло столкновение.
Виновного в ДТП при несоблюдении дистанции определяет группа разбора. Ее формируют в ГИБДД из сотрудников организации. Группа разбора руководствуется положениями ПДД РФ, КоАП РФ и Административным регламентом (утвержден приказом МВД РФ №664 от 23 августа 2017 года). Виновника в ДТП при несоблюдении дистанции в 2021 году определяют с учетом следующих параметров:
- погодные условия, в которых произошло ДТП;
- длина тормозного пути;
- состояние автомобиля;
- присутствие знаков и разметки;
- полученные повреждения.
От чего зависит допустимый интервал между ТС
Законодательно точные критерии безопасной дистанции для движущегося автотранспорта не регламентированы. То есть конкретных цифр и метража ни в параграфах ПДД, ни в иных правовых актах не зафиксировано.
Автолюбитель самостоятельно определяет оптимальный промежуток между его собственной машиной и теми, что движутся впереди нее и по бокам. Обычно интервал выявляется с учетом таких факторов:
- качество дороги (ямы, мокрый асфальт, ухабы сыграют в сторону увеличения дистанции);
- плотность движения (в пробке интервал меньше, тогда как на широкой магистрали промежуток до другого авто должен быть больше);
- технические характеристики и в целом состояние ТС (для легковых авто допускается снижение дистанции, тогда как для крупногабаритного транспорта таковая увеличивается);
- изношенность резины – чем больше таковая, тем больше должен быть интервал между автомобилями.
Вдобавок важно обращать внимание на параметры и показатели впереди идущего ТС. Например, от лесовоза, груженого бревнами либо от большой фуры с прицепом рекомендовано держаться на увеличенном расстоянии
Дополнительно стоит упомянуть пункт 10.1 (скорость передвижения), несколько более полно раскрывающий вопрос о дистанции, поскольку скорость ТС имеет к таковой непосредственное отношение. Параграф гласит, что вести машину необходимо, не превышая ограничения, установленные на конкретном отрезке пути.
При этом требуется учитывать:
- условия погоды, например, видимость;
- особенности автотранспортного средства;
- интенсивность движения на магистрали;
- свойства дорожного покрытия.
В любом случае скорость должна обеспечить автовладельцу возможность полностью контролировать перемещение своего авто и, если потребуется, суметь грамотно отреагировать и избежать столкновения при экстренном торможении впереди идущего ТС. При необходимости гражданину рекомендуется скинуть скорость либо вовсе остановить машину, однако действовать таким образом, чтобы не усугубить происходящее.
Из сказанного следует, что водитель должен самостоятельно предвидеть, как именно может развиться ситуация на дороге, и на основании наблюдения выбирать подходящую дистанцию в соответствии с каждым из указанных факторов. Первичным здесь должно быть желание минимизировать риск возникновения транспортной аварии.
Автовладельцы обязаны исключить излишнюю плотность движения – не прижимать авто друг к другу (минимальный боковой интервал составляет 50 см), устанавливать допустимую скорость передвижения, просчитывать маневренность, если в этом имеется необходимость.
Советы от экспертов
Безусловно, определить точное безопасное расстояние не поможет даже ПДД. Дистанция между автомобилями при движении должна постоянно контролироваться водителем. Однако инспектора ДПС дают несколько советов новичкам, чтобы максимально обезопасить их от возможного столкновения.
- Если автомобиль двигается по территории с ограниченной видимостью, то в этом случае дистанцию необходимо увеличить хотя бы в два раза от положенной. Именно тогда водитель будет чувствовать себя максимально безопасно, даже если впереди передвигающаяся машина аварийно остановится.
- Если водитель передвигается на нагруженном ТС, то в таком случае дистанцию необходимо увеличить в 1,5 раза, так как тормозной путь у машины из-за массы увеличится.
- Перед поворотом ни в коем случае нельзя резко тормозить. Сбрасывать скорость нужно плавно, и убедившись, что те машины, которые едут сзади, находятся на безопасном расстоянии.
ДТП при несоблюдении дистанции и бокового интервала, в каких случаях выписывается штраф
Неисполнение предписания ПДД распространенный случай на российских дорогах.
Обусловлено это тем, что значительная часть водителей, искренне заблуждается в том, что они контролируют ситуацию во время езды, либо чересчур самонадеянны за рулем, а иногда просто не желают соблюдать правовые нормы ПДД.
Все эти действия практически в 100% случаев приводят к плачевным результатам – ДТП.
Рассматриваемый вид столкновения может произойти только в ходе движения. Управляющий машиной гражданин либо не соблюдает безопасную дистанцию (п. 9.10) либо едет со скоростью превышающей допустимую на этом участке магистрали (п.10.1).
Условия для наложения административного взыскания возникают на основании несоблюдения этих двух пунктов. Выписать штраф можно только после свершившейся аварии, во время движения машины это невозможно зафиксировать.
Выделим основные причины столкновения:
- Впереди идущий транспорт резко и неожиданно тормозит.
- Запоздалая реакция на резко возникшую ситуацию.
- Происходит авария.
Чтобы наложить административное взыскание, необходимо рассмотреть каждый из этих случаев в отдельности. Изучить все субъективные и объективные факторы, ставшие причиной произошедшего. Ведь не всегда в столкновении виноват только едущий сзади транспорт.
Экстренное торможение
Тормозить на дороге разрешено лишь для предотвращения столкновения (п. 10.5). Поэтому если машина резко затормозила, то движущийся сзади водитель обязан оперативно среагировать.
Необходимо учитывать, что даже при резком торможении ТС мгновенно не остановиться, оно прокатится несколько метров по асфальту. Поэтому дистанция сзади едущей машины не мгновенно сократится до нуля. Если же промежуток между автомобилями составляет пять и более метров, то шансы возникновения ДТП минимальны.
В случае, если подобное происшествие произошло и один из участников движения ударил второго из-за резкого торможения первого, то штраф будет наложен на того, кто въехал сзади. При полном соблюдении всех предписаний Правил, подобного развития событий не произошло бы.
Не успел среагировать
Это весьма распространенный случай, происходящий и с опытными, и с начинающими водителями на трассе.
Приведем пример. С второстепенной дороги на главную магистраль въезжает легковая машина, и вклинивается в движущийся ряд транспортных средств, притормаживает, замедляя движение всей колоны. В него после этого действия врезается другой участник движения.
Виноватым будет признан владелец второго автомобиля, так он не вычислил безопасную дистанцию. Он должен был проанализировать в соответствии с п. 10.1 ПДД появление в потоке нового субъекта и снизить скорость движения, тем самым увеличив безопасный интервал.
Еще периодически возникают проблемы с реакцией человека, когда он перестраивается в соседний ряд, где скорость может быть выше и следовавшая по соседней полосе автомашина бьет в бок, так как управляющий ею водитель вовремя не среагировал.
При осуществлении перестроения целесообразно учесть безопасный интервал и скорость движения. При наличии видеорегистратора и свидетелей доказать вину водителя, осуществившего маневр не составит труда.
Аварийная ситуация
Нередко на дороге происходят столкновения по рассматриваемой причине.
Если впереди двигавшийся транспорт врезается в препятствие или иное авто, то соответственно он резко останавливается и создает препятствие. Сзади едущая автомашина не всегда успевает, затормозит и врезается в участников ДТП.
Почему это происходит даже при соблюдении безопасного расстояния? Резко ставшее впереди транспортное средство уже не двигается и соответственно тормозящий сзади автомобиль, даже находясь на расстоянии 15-20 метров, не сможет мгновенно остановиться даже с учетом скорости движения 60 км/ч.
В связи с этим и происходит еще одна авария. Вина здесь второго водителя весьма спорна и чаще всего, он соблюдал все требования ПДД, поэтому вероятней всего к ответственности привлечен не будет.
В каких случаях выписывается штраф за несоблюдение дистанции
Чтобы избежать аварии в некоторых ситуациях придется использовать экстренное торможение. Не всегда реакции будет достаточно, чтобы избежать столкновения с другими участниками движения. Существуют некоторые обстоятельства, при которых водитель двигавшегося сзади автомобиля может быть признан виновным.
Поэтому, чтобы избежать происшествий на дороге, транспорт должен передвигаться на безопасном расстоянии. Ехать за рулем нужно не только с учетом максимально допустимой скорости, но и погодных условий, температуры окружающего воздуха, присутствия груза, прицепного устройства и так далее. Это позволит избежать столкновения при резком торможении, так как будет соблюдена безопасная дистанция.
Когда второй водитель не успел среагировать на торможение, его признают виновным. Есть только некоторые ситуации, когда можно попробовать доказать невиновность. Основной мотив для этого — отсутствовала аварийная ситуация, когда в движении на дороге находилась одна машина, а вторая стояла у обочины.
Нарушение требований сигнала светофора
К сожалению, эта причина является самой распространенный и, одновременно, приводящей к наибольшим повреждениям и человеческим жертвам. Каждый автолюбитель хоть раз пытался «проскочить» на мигающий зеленый или желтый. Если на таком перекрестке он встретится со «спешащим» водителем, выезжающим на желтый, то это может стать причиной серьезной аварии.
За несоблюдение сигналов светофора предусмотрен штраф (ст. 12.10 КоАП РФ):
- за первое нарушение – 1 000 рублей;
- за повторное – 5 000 рублей или лишение прав на полгода.
Правила дорожного движения направлены на снижение числа аварийных ситуаций на дорогах и буквально «написаны кровью». Их безоговорочное соблюдение поможет обезопасить всех участников движения, сохранить их имущество, здоровье и жизнь.
Главная →
Интересное →
Нарушение правил проезда пешеходных переходов
Согласно новым правилам, водитель обязан не создавать помеху пешеходам. Например, при подъезде к пешеходному переходу без светофора автолюбитель должен оценить наличие людей, желающих перейти дорогу, и определить необходимость остановки.
Если водитель видит, что человек подошел к «зебре» и не смотрит по сторонам, а беседует по телефону, то он вправе не уступать ему дорогу. К сожалению, такая трактовка и необходимость «предугадывать» действия других людей часто ведут к авариям.
Штраф за нарушение правила проезда «зебры» предусмотрен статьей 12.18 КоАП РФ, его размер – от 1 500 до 2 500 рублей.
Если тормозить и таранить виновника
Ст. 10.1 ПДД не дает четких рекомендаций, что лучше делать – таранить опасность при торможении или пытаться увернуться. Но судебная практика показывает, что если при экстренном торможении таранить виновника, есть хороший шанс в итоге доказать свою правоту.
Виновным водитель станет только в случае, если он протаранил препятствие или совершил наезд и при этом не тормозил по каким-либо причинам.
Вина пешехода не снимает ответственности с водителя
Классический пример – пешеходы, нарушающие правила перехода. Они зачастую могут выскакивать в самых неожиданных местах. При этом вина пешехода не снимает ответственности с водителя, особенно, если пострадавший в ДТП прохожий погиб. В таком случае водителю вполне светит колония-поселение или крупный штраф.
Как избежать наказания
Вероятность на успешное разрешение спора для врезавшегося водителя крайне мала. Однако при очевидном наличии вины в действиях впереди идущего водителя следует доказывать свою правоту. Если рассмотрение происходит в судебном порядке – судья будет обязан изучить все нюансы и особенности произошедшего. По этой причине необходимо собрать как можно больше доказательств (записи с камер, фотографии места произошедшего, различные схемы и планы).
ВАЖНО !!! Также нельзя соглашаться со своей виной на стадии составления протокола. Напротив, водитель должен указывать на различные ошибки со стороны другого участника аварии, а также на неточности в действиях инспектора
Ответственность за несоблюдение дистанции
Нарушение указанных выше требований означает несоблюдение дистанции. Штраф в административном порядке в этом случае неизбежен. При этом имеется в виду и соблюдение водителями боковой дистанции, например, при обгоне или выезде с парковки. Слишком близкое нахождение друг к другу двух автомобилей, следующих друг за другом, может привести к их столкновению, например, если первый автомобиль резко затормозит. В этом случае вторая машина при несоблюдении дистанции может наехать на нее. Ее водитель должен избежать столкновения благодаря соблюдению оптимальной дистанции между своим автомобилем и впереди идущим (пункт 9.10 ПДД).
Внимание! Ответственность за нарушение дистанции наступает только в том случае, если оба ТС находились во время столкновения в движении. В противном случае ответственность наступает за нарушение другого правила
Штраф за несоблюдение дистанции составляет 1 500 рублей. Его размер предусмотрен ч.1 ст.12.15. КоАП РФ.
Плательщик может снизить размер причитающего к уплате штрафа. Если оплата будет произведена им в течение 20 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа, то сумма платежа составит всего 750 рублей (п.1.3. ст.32.2 КоАП РФ).
Сложность представляет вопрос о том, кого из водителей признать виновным в аварии. Обычно им является водитель второго автомобиля. Хотя возможно наличие вины водителя впереди идущего автомобиля или обоих водителей
Чтобы утверждать это, стоит принять во внимание следующие обстоятельства и установить:
- степень повреждений, которые нанесены автомобилям участников аварии;
- их техническое состояние;
- наличие дорожных знаков и разметок на данном промежутке дороги;
- длину тормозного пути;
- интенсивность движения;
- состояние дорожного полотна;
- погодные условия.
Какой штраф за нарушение 9.10?
Отдельного частного штрафа за дистанцию или боковой интервал в актуальном на 2021 год Административном кодексе нет. Пункт 9.10 относится к разделу расположения транспортных средств на дороге, и в КоАП есть штраф за любые нарушения такого расположения – часть 1 статьи 12.15, наказывающая водителей штрафом 1 500 рублей.
Штраф за нарушение 9.10 – 1 500 рублей по ч.1 ст. 12.5 КоАП.
Эта финансовая санкция не может быть выписана инспектором ДПС при простой остановке водителя на дороге. Как мы уже описали выше, нарушение пункта 9.10 прецедентное – только при ДТП пункт считается нарушенным. Это касается как несоблюдения дистанции, так и бокового интервала.
Но при случившейся аварии также вместе со штрафом за нарушением пункта 9.10 могут быть выписаны наказания по другим статьям. Нередко несоблюдение дистанции приводит к ДТП с причинением вреда здоровью или даже жизни потерпевших (потерпевшими в этом случае также могут считаться и пассажиры в машине виновника). Тогда будет выписана ещё и одна из санкций в рамках статьи 12.24 Кодекса, влекущая вплоть до лишения прав, а в ряде случаев виновник может быть привлечён к уголовной ответственности.