Причинение тяжкого вреда здоровью при дтп

Основания отмены приговора или возврата дела прокурору

Приговоры в отношении преступлений, рассматриваемых в статье 264 Уголовного Кодекса, могут быть отменены и возвращены прокурору в следующих случаях:

  1. Отсутствие в обвинительном документе ссылок на соответствующие пункты ППД, правила эксплуатации ТС, несоблюдение которых привели к печальным последствиям.

Важно! Основанием к отмене приговора апелляционным судом будет отсутствие указаний на конкретные пункты Правил.

  1. Отсутствие в приговоре прямого указания, в чём состоит нарушение.
  2. Наличие в обвинительном приговоре пунктов Правил, где нарушения не соответствуют реальным обстоятельствам дела. В соответствии со статьёй 237 УПК РФ судья может самостоятельно либо по настоянию ответчика возвратить дело в прокуратуру. Сторона обвинения должна конкретно указать пункты Правил, которые были нарушены и вызвали последствия, описанные в ст. №264.

Комментарий к статье 263.1 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения по обеспечению транспортной безопасности как состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, т.е. противоправных действий (бездействия), в том числе террористических актов, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекших за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавших угрозу наступления таких последствий.

Дополнительным объектом преступления являются здоровье и жизнь человека (последнее — только в ч. ч. 2 и 3), отношения собственности.

2. Объективная сторона преступления описана с помощью бланкетной диспозиции как неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Транспортная инфраструктура — это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

Транспортные средства — воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами (п. 11 ст. 1 указанного Федерального закона).

Требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. В настоящее время не принят ни один такой нормативный правовой акт, и поэтому следует руководствоваться ранее принятыми нормативными актами, обеспечивающими транспортную безопасность (ст. 8 указанного Федерального закона).

3. Состав преступления описан в законе как материальный и предполагает причинение крупного ущерба (примечание к статье) или тяжкого вреда здоровью человека.

4

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины

5. Субъект преступления специальный — лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, т.е. лицо, на которое в установленном порядке возложены обязанности по соблюдению требований транспортной безопасности.

6. Квалифицированный состав преступления (ч

2) предполагает ответственность за совершение рассматриваемого деяния, повлекшее по неосторожности смерть человека, а особо квалифицированный (ч. 3) — смерть двух или более лиц

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Статья 270 УК устанавливает ответственность за неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Объектом преступления являются общественные отношения по обеспечению неотложной помощи людям, терпящим бедствие на море и на иных водных путях. Требования об оказании капитаном корабля помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, содержатся в международных конвенциях и национальном законодательстве.

Объективная сторона преступления выражается в несовершении действий, которые требовалось совершить капитану корабля в конкретной ситуации в связи с тем, что на море или на ином водном пути люди терпят бедствие. Терпящими бедствие должны признаваться люди, оказавшиеся без помощи в воде, на борту тонущего корабля, в лодке, на плоту и т.п., жизни которых создалась реальная угроза.

Состав преступления является формальным, для оконченного преступления необязательно, чтобы неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие, привело к их гибели.

Ответственность капитана за неоказание помощи исключается, когда эта помощь была сопряжена с серьезной и реальной опасностью для своего судна (например, опасность взрыва, пожара) и находившихся на нем экипажа и пассажиров.

Субъектом преступления признается капитан судна или лицо, выполняющее его обязанности во время возникновения ситуации, требующей оказания помощи людям, терпящим бедствие. Действия членов экипажа, не выполнивших требования капитана судна об оказании помощи людям, терпящим бедствие, могут быть квалифицированы по ст. 125 УК. Также по ст. 125 УК могут быть квалифицированы действия владельцев водных транспортных средств (катеров, лодок, шлюпок), оставивших без помощи лиц, оказавшихся в воде в опасном для жизни состоянии.

С субъективной стороны преступление совершается умышлено: лицо сознает необходимость оказания помощи людям, терпящим бедствие намореили на ином водном пути, и возможность оказания этой помощи без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, но не оказывает этой помощи.

Оттягчающие обстоятельства

Ответственность за последствия не соблюдения правил, рассматриваемых в статье 264, бывает более высокой, если нарушения произошли при оттягчающих обстоятельствах. 

Тяжкий вред здоровью, причинённый по неосторожности

Тяжким считается вред, нанесённый людям, в случае утраты ими работоспособности не менее, чем на треть. Таковым он является и при утрате своих функций отдельными органами, их полной потере, неисправимом обезображивании лица, других последствиях.

Преступления данного рода классифицируются как совершённые по легкомыслию (виновник предвидел опасные последствия своих действий или бездействий, но надеялся на их предотвращение) или небрежности (не было предвидения тяжёлых последствий).

Наказание за неосторожное нанесение третьему лицу тяжкого вреда предусматривается в первой части ст. 264 УК РФ

Так, нарушение водителем ПДД, что привело к тяжким последствиям для здоровья потерпевшего, наказывается следующим образом.

Виновному лицу присуждается:

  • срок до 2-х лет лишения свободы с невозможностью работать на конкретных должностях и около 3-х лет вести определённую деятельность;
  • арест на 6 месяцев.

Если деяние осуществило лицо в нетрезвом состоянии либо виновник оставил место совершения преступления, то ему назначается более суровое наказание. Это могут быть принудительные работы (до 5 лет) или ограниченность свободы на 3-7 лет. В обоих случаях виновное лицо лишается на 3 года права ведения конкретной деятельности, занятия определённых должностей.      

ДТП со смертью одного потерпевшего или двух и более лиц

Зачастую результатом дорожно-транспортного происшествия становится смерть человека. Гибель пешеходов возможна при наезде на них, а водителей и пассажиров ТС – из-за столкновения автомобилей.

Ответственность за причинение смерти одному человеку при ДТП устанавливается в части 3 или 4 ст. 264 УК России. За наступление смертельного исхода у двух и более человек в результате ДТП меры ответственности водителя рассматриваются в частях 5 (трезвый водитель) и 6 (если он пьяный) этой статьи.

Наказание за аварию со смертельным исходом (особенно при 2-х и более пострадавших) предусматривает ограничение свободы и обязательное лишение водительских прав. Оно ужесточается при нахождении нарушителя в состоянии любого вида опьянения.

Для водителя смягчающими обстоятельствами в случае смерти потерпевших может быть несоблюдение последними правил безопасности. Например, не использование ремней безопасности, мотошлемов и других средств. Не выполнение водителем обязанностей, обеспечивающих безопасность пассажиров, исключает смягчение приговора.

Наказание за нанесение тяжелых увечий

Наказание за причинение тяжкого вреда при ДТП подразумевает два вида ответственности – моральную и уголовную. Поведение подсудимого до и после автокатастрофы имеет значение для вынесения окончательного вердикта. Решением суда по тяжкому вреду может быть любой из нижеперечисленных пунктов:

  • тюремное заключение сроком до 3 лет;
  • изъятие водительских прав или принудительный труд сроком до 2 или 3 лет;
  • арест до 6 месяцев;
  • лишение свободы или права управления автотранспортом до 2 лет.

Содействие подсудимого в ходе ведения дела и предварительного расследования снижает исправительные меры до 2/3 по максимальному значению.

Следует понимать, что при тяжелейших обстоятельствах по судебным инстанциям придется ходить страхователю полиса ОСАГО. Именно страхователь отвечает за страхование ГО тех лиц, которые допущены к управлению автомобиля. Собственник авто, не являющийся страхователем автогражданки, может не иметь прямого отношения к происходящему, если не стал участником автоаварии.

Соответственно просроченный полис по ОСАГО или просто его отсутствие снимают со страховщиков всю ответственность. Компенсационные требования в таком случае предъявляются только к виновнику ДТП. Выплата совершается из личных сбережений инициатора аварии либо добровольно, либо через суд.

Отягощающие и смягчающие обстоятельства

При проведении следственных мероприятий учитываются факторы, которые сопутствовали ДТП. Во многих случаях они влияют на исход дела и окончательный приговор в отношении виновника. В этих целях проводится комплекс экспертиз и проверок, направленных на определение деталей происшествия. Если будет доказано, что водитель не имел возможности предотвратить столкновение, он может быть освобожден от уголовной ответственности.

В число обстоятельств, смягчающих вину, входят следующие:

  • Беременность;
  • Наличие маленьких детей или близких родственников, которые нуждаются в уходе;
  • Добровольное возмещение материального и морального ущерба.

Более суровое наказание грозит при наличии отягощающих факторов:

  • Водитель предпринял попытку скрыться с места ДТП;
  • Виновник ездил с недействительными правами или без них;
  • Авария произошла по причине превышения скоростного режима;
  • Водитель не пропустил пешехода на зебре или поехал на запрещающий сигнал светофора;
  • В ДТП пострадали несовершеннолетние;
  • Виновник задержан в состоянии опьянения.

Также отягощающим обстоятельством считаются случаи аварий с участием водителя, имеющего подобные приводы в прошлом. Вышеописанные критерии указывают на то, что виновник является злостным нарушителем и заслуживает наказания. Таким образом, последствия ДТП со смертельным исходом для водителя зависят от наличия смягчающих и отягощающих обстоятельств.

Как смягчить наказание

Смягчение наказания можно получить при установлении определенных обстоятельств:

  1. у виновника ДТП на попечении и содержании находится хотя бы один несовершеннолетний ребенок;
  2. подсудимый оказывает существенную помощь следствию в разбирательстве данного происшествия;
  3. явка в отделение полиции с повинной и полное признание вины;
  4. сразу после совершенного ДТП его виновник оказывал реальную помощь пострадавшим. Сам вызвал «скорую помощь», выполнял необходимые медицинские процедуры;
  5. наличие положительных отзывов с работы, соседей, других общественных организаций;

Суд может принять решение о смягчении наказания, если пострадавшей стороной были нарушены пункты действующего ПДД. Подобное правило будет работать с единственным исключением, когда гражданин, управляющий ТС, не создал условия для безопасности пассажиров.

Как определяется степень опьянения водителя

Сразу нужно уточнить, что голословное утверждение, что водитель пьян, не является законным основанием для лишения прав и применения других карательных мер, предусмотренных действующим законодательством. Для этого необходимо провести освидетельствование, которое выполняется на месте или в медучреждении.

Важно! Даже если от водителя идёт отчетливый аромат спиртного, а поведение указывает на состояние алкогольного опьянения, без результатов освидетельствования, инспектор ДПС не может составить протокол о вождении в нетрезвом виде. Рассмотрим, как проходит медосвидетельствование

Рассмотрим, как проходит медосвидетельствование.


Таблица содержания алкоголя в крови

По факту

Для проверки нарушителей на месте используются алкотестеры. Инспектор может предложить «подуть в трубочку», если у него есть веские основания предполагать, что водитель находится за рулём в нетрезвом виде. Основаниями для таких подозрений являются следующие признаки:

  1. Отчетливый запах спиртного.
  2. Несвязная речь.
  3. Нарушенная моторика.
  4. Специфический для алкогольного опьянения цвет лица.

    Результат содержания алкоголя на алкотестере

Здесь нужно уточнить, что алкотестеры не всегда показывают точные данные. Бывают случаи, когда инспекторы специально подсовывают водителям испорченные приборы, с целью получения денег. Поэтому любой водитель может отказаться от прохождения такого освидетельствования на месте, без каких-либо правовых последствий. По этому факту составляется протокол. Однако здесь есть один нюанс. Отказавшись дуть в алкотестер, водитель обязан пройти медосвидетельствование, чтобы снять подозрения в употреблении алкоголя.

В медучреждении

Учитывая, что у инспектора ДПС есть веские основания предполагать, что водитель находится за рулём в нетрезвом виде, он отстраняет его от управления автотранспортным средством. В медицинское учреждение водитель отправляется на машине ДПС. Здесь у подозреваемого берут кровь и мочу на анализ. Процедура проводится в присутствии двух понятых, ведётся видеосъёмка или диктофонная запись.


Бланк акта медосвидетельствования

Вердикт о состоянии водителя выносит работник медицинского учреждения, после изучения образцов. Если анализ не выявил допустимого превышения промилле, водителя отпускают. Интересно, что гражданин может отказаться от прохождения медосвидетельствования на алкоголь. Однако в этом случае, он признаётся виновным в совершённом правонарушении, со всеми вытекающими правовыми последствиями.


Образец протокола медосвидетельствования

Установленные нормы

Для каждого способа освидетельствования предусмотрены свои допустимые нормы. Наказание за езду в нетрезвом виде назначается в случаях, если количество промилле превышает следующие значения:

  1. Показания алкотестера (анализ выдыхаемого воздуха) — 0.16 мг/л.
  2. Концентрация в крови — 0.35 мг/л.

Читать так же: Где взять кредит с плохой кредитной историей?

Здесь нужно уточнить, что решающую роль играет медицинское освидетельствование. Допустим, что при анализе выдыхаемого воздуха, алкотестер показал 0.18 промилле. При этом при исследовании крови в медучреждении было выявлено 0.32 промилле, что не превышает допустимого значения. В этом случае, водителя обязаны отпустить.


Когда можно садится за руль

Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов

В ч

1 говорится о нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба. В ч

2 предусматривается повышенная ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть одного человека, в ч. 3 — за причинение по неосторожности смерти двум или более лицам.

Трубопроводы являются специфичным видом транспортного средства, с их помощью осуществляется транспортировка жидких, газообразных, сыпучих и иных материалов на дальние расстояния. Содержимым трубопровода могут быть нефть и нефтепродукты, газ и газовый конденсат, вода и другие жидкости, перемещаемые под большим давлением.

Под трубопроводом понимается комплекс технических средств, предназначенных для транспортировки материалов на расстояние. В комплекс входят: трубы, запорная арматура, контрольно-измерительные приборы, компрессорные станции, хранилища материалов, автоматические регуляторы давления и т.д.

Трубопровод должен быть магистральным, главным, таким, по которому  передается основной поток материалов. Участки трубопровода, представляющие собой ответвления от магистрального, предназначенные для доставки транспортируемого материала конкретным потребителям, предметом рассматриваемого преступления не являются.

К нарушению правил строительства трубопровода следует относить такое нарушение, которое создает угрозу безопасной эксплуатации сооружения, т.е. повлекло вредные последствия в процессе использования трубопровода. Нарушение иных строительных норм и правил квалифицируется при наличии соответствующих оснований по ст. 216 как нарушение правил при ведении строительных работ.

Аналогичным образом следует оценивать и нарушение правил при производстве ремонтных работ.

Нарушение строительных и ремонтных правил, влияющих на безопасность эксплуатации трубопровода, может выразиться в некачественном выполнении работ по сварке труб, допуске прогиба труб сверх установленной нормы, неточности в регулировании средств автоматики и связи, отступлении от требований норм при устройстве запоров, емкостей, фундаментов и т.д., в связи с чем происходит разрушение или повреждение трубопровода.

Нарушение правил эксплуатации трубопровода предполагает отступление от установленных правил использования трубопровода по назначению в соответствии с его техническими возможностями. Им может признаваться превышение давления в трубопроводе, невнимательность при работе с контрольными и измерительными приборами, непроведение профилактического технического обслуживания машин, агрегатов и автоматики, допуск к работе лиц, находящихся в состоянии опьянения либо не прошедших инструктаж и специальной подготовки и т.д.

Основным поражающим фактором при нарушении правил строительства, эксплуатации или ремонта трубопровода является транспортируемый материал. В результате разрушений и повреждений происходит утечка нефти и нефтепродуктов, газов, жидкости, что может привести к последствиям, указанным в данной статье. Те же последствия, наступившие в результе воздействия иных факторов (например, поражения электротоком, травмирования людей при разрушении фундамента и т.д.), указывают на наличие иного преступления.

В качестве опасных последствий статья предусматривает наряду с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, гибелью людей, также и крупный ущерб. Ущерб может быть материальным (например, вред, связанный с утратой транспортируемого материала, разрушением трубопровода и т.д.), экологическим (заражение окружающей среды содержимым трубопровода) либо организационным (перерыв в работе магистрали). Ущерб должен быть крупным, это значит, что пострадавшие должны понести существенные затраты в связи с допущенной аварией.

Вина имеет форму неосторожности

Состав и криминалистическая характеристика преступления

Основное противоправное деяние, возникающее в данной сфере — это умышленное нарушение человеком правил безопасного движения и выпуска в эксплуатацию автотранспорта и прочих машин. Именно по этой причине криминалистический состав преступления, чаще всего, определяется, исходя из характеристик именно этих двух правонарушений.

По нормам российского законодательства, к понятию «дорожно-транспортного происшествия» могут быть отнесены не только бытовые ситуации, но и ряд исключительных случаев, которые люди, по ошибке, не относят к данной категории правонарушений.

  1. Столкновение двух ТС.
  2. Наезд транспортного средства на гужевой транспорт, пешехода.
  3. Выпадение пассажира из автомобиля.
  4. Переворот транспорта.
  5. Прочие происшествия на дороге с участием транспорта (к примеру, падение автомобиля с обрыва).

Благодаря такому грамотному определению, в случае возникновения или совершения угрозы для безопасности дорожного движения, уполномоченные лица могут определить виновника ДТП, который впоследствии будет привлечен к ответственности. Криминалистическая характеристика преступного деяния состоит из нескольких взаимосвязанных характеристик ДТП, обстоятельств случившегося, личных свойств участников произошедшего, в частности, особенностей их поведения.

Комментарий к Статье 350 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства является уставной порядок вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин, обеспечивающий безопасность их движения.

Правила вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины определены Правилами дорожного движения, Наставлением по автомобильной службе, руководствами и инструкциями по эксплуатации различных видов боевых и специальных машин.

2. К боевым машинам относятся танки, бронетранспортеры, самоходные артиллерийские и ракетные установки, машины с передвижными командными пунктами и др. Специальные машины представляют собой самоходные технические средства, предназначенные для выполнения специальных функций: строительных, пожарных, медицинских, ремонтных и т.п. Транспортные машины (легковые и грузовые) предназначены для перевозки личного состава, вооружения, боеприпасов, имущества и других грузов.

3. Одним из признаков, отличающих квалификацию деяния по коммент. статье от квалификации по ст. 264, является принадлежность машины воинским частям и учреждениям Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

4. Объективная сторона составов преступления представляет собой деяние (действие или бездействие), выраженное в превышении скорости, неправильном обгоне и проезде перекрестков дорог и т.д. Нарушение правил эксплуатации может быть связано с неправильной регулировкой тормозов, рулевого управления, системы освещения и т.п.

5. Уголовно наказуемыми нарушениями правил вождения и эксплуатации машин являются только такие, которые повлекли причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1), смерть человека (ч. 2), смерть двух или более лиц (ч. 3).

6

Субъективная сторона составов преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности

7. Субъектом нарушения правил вождения может быть любой военнослужащий, а правил эксплуатации машин — только военнослужащий, на которого возложена обязанность по эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин.

8. Деяния, описанные в ч. 1, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, в ч. 2 и 3 — средней тяжести.

Нарушение правил международных полетов

Оно выражается в несоблюдении указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета и ином нарушении правил международных полетов.

Правила международных полетов — это правила безопасного пересечения воздушного пространства различных государств. Отступление от них влечет аварии и катастрофы, многочисленные жертвы, крупный материальный ущерб, нарушение нормальной работы аэропортов, осложнение межгосударственных отношений.

Порядок пользования воздушным пространством Российской Федерации определяется Законом РФ «О государственной границе Российской Федерации», отдельными международными соглашениями и специальными правилами, установленными Правительством РФ.

К нарушениям правил международных полетов относятся: незаконное пересечение государственной границы как в сторону России, так и обратно, полет с просроченным разрешением, несоблюдение коридоров пролета, посадка в аэропортах, не открытых для международных полетов, либо вылет из таких аэропортов, залет в запретные районы, отключение дальней связи, невключение опознавательных сигналов и пр.

Вид воздушного транспортного средства значения не имеет, им может быть самолет, вертолет, дирижабль и др.

Не образует преступления вынужденное нарушение правил, например, вследствие потери ориентировки, технической неполадки, плохой видимости, действия различных помех, в связи с доставкой раненых и больных и т.п.

Вина может быть как умышленной, так и неосторожной. Субъектом преступления может быть любое лицо с шестнадцатилетнего возраста: гражданин России, иностранец либо лицо без гражданства

Субъектом преступления может быть любое лицо с шестнадцатилетнего возраста: гражданин России, иностранец либо лицо без гражданства.

показать содержание

В чем отличие от причинения смерти по неосторожности?

Причинение человеку смерти по неосторожности также является преступлением. Все особенности статьи 109 УК РФ мы рассматривали вот здесь

Схожесть рассматриваемых составов состоит в том, что объектом преступления в обоих случаях является жизнь человека.

На первый взгляд и проявление такой формы вины как неосторожность является общим признаком. Но в статье 109 это основной признак субъективной стороны, а для 111 статьи – неосторожность причинения смерти, является лишь квалифицирующим признаком при наступлении более опасных общественных последствий – таких, как смерть

И установлена эта ответственность законодателем скорее для отграничения от еще более тяжкого и опасного состава – умышленного причинения смерти человеку, т.е. убийства.

Основным же отличием составов является именно форма вины, так как в целом состав 111 является умышленным, а 109 полностью неосторожным.

При совершении преступления по 109 статье субъект может совершать вполне безобидные на первый взгляд вещи, предугадать последствия причинения смерти кому-либо в результате которых, является не простым делом, не говоря уже о каких-либо злых намерениях гражданина.

Когда осуществляется сценарий 111 статьи – минимум, о чем можно говорить, так это о наличии желания у субъекта причинить опасный для жизни вред здоровью человека и совершения им волевых действий для наступления таких последствий.

Да, наступления смерти он не хочет, но дубасит, например, человека «от всей души».

Существенные различия имеются также и в общественной опасности данных преступлений, и в размерах применяемых наказаний до 2 лет лишения по статье 109 и до 15 по ст. 111 УК РФ соответственно.

Рассмотрим пару классических примеров таких составов.

Пример 1. А., употребив спиртного, вспомнил старые обиды на своего соседа Г. из-за установки забора между их земельными участками.

А. взяв охотничье ружье, вышел во двор и решил попугать соседа и подпортить тот самый забор, произвел два выстрела из ружья в направлении участка соседа.

Забор был изготовлен из металлического профлиста и заряженная в патрон пуля с легкостью его пробила, в дальнейшем угодив соседу прямо в грудь. От ранения сосед Г. скончался на месте.

Опрошенный А. пояснил, что он ни в коем случае не хотел причинения не то, что смерти, а даже малейших повреждений своему соседу, с которым он почти 20 лет жил в мире и согласии.

Ружье с его слов было заряжено патронами с дробью, как в нем оказался патрон с пулей он не понимал. И наступления таких трагических последствий А. не предвидел, хотя по обстоятельствам мог их предвидеть и должен был это сделать.

В результате расследования уголовного дела с учетом всех обстоятельств суд вынес приговор по ст.109 УК РФ и назначил А. к отбытию 1 год лишения свободы в колонии общего режима.

Пример 2. В ходе ссоры из-за вкусовых предпочтений алкогольных напитков В. избивал гражданина С. в течение 15 минут. Бил его сначала руками, потом ногами и деревянной палкой по телу.

С. с телесными повреждениями доставили в больницу в тяжелом состоянии и с подозрением на разрывы внутренних органов, прооперировали.

В результате у С. был установлен разрыв поджелудочной железы (повреждение, квалифицируемое как опасное для жизни). Через два дня после операции С. умер от панкреонекроза.

Причинная связь между нанесенными телесными повреждениями и смертью экспертизой была установлена. С. умер из-за повреждения именно поджелудочной железы, которую не удалось восстановить после операции.

В свое оправдание В. говорил на следствии и в суде, что не хотел убивать С., в связи с чем не наносил ему ударов палкой по голове, хотел лишь «проучить» его и сделать больно.

Суд согласился исходя из обстоятельств дела с мнением В. и осудил его по части 4 ст.111 УК РФ, назначив наказание – 12 лет лишения свободы за нанесение тяжких телесных повреждений, повлекшие смерть.

Как видно из приведенных примеров умысел субъектов в обоих случаях не был направлен на умышленное причинение смерти другому человеку. Здесь просматривается и различная опасность для общества этих преступлений, и их тяжесть.

Наверняка хладнокровное избиение имеет большую опасность чем необдуманная стрельба по забору соседа (хотя обращение с оружием изначально требует особого к нему отношения и использования по определенным правилам).

Как итог мы видим разницу в назначенных судом наказаний по рассмотренным составам, с учетом изучения конкретных обстоятельств каждого случая.

Если вы попали в ситуацию, связанную с причинением вреда здоровью или смерти другому человеку, не оставайтесь наедине с правосудием, воспользуйтесь услугами адвоката по уголовным делам. Кроме того, на нашем сайте можно бесплатно задать вопрос.

Как компенсируется моральный и материальный ущерб

Привлечение гражданина к административной, уголовной ответственности не освобождает его от обязанности возместить причиненный вред потерпевшему, его родственникам. Сама процедура во многом зависит от того, имелся ли у виновника полис ОСАГО.

На данный момент законодательством установлен порог выплат в зависимости от того, насколько серьезными стали травмы. Вот конкретные цифры.

Лимиты компенсации при причинении вреда здоровью:

  • 500 000 руб. – при летальном исходе, наступлении 1 группы инвалидности, на ребенка-инвалида;
  • 350 000 руб. – в случае со 2 группой инвалидности;
  • 250 000 руб. – для инвалидов 3 группы.

Понятно, что страховка далеко не всегда покрывает полностью нанесенный урон. В таком случае, разница взыскивается с причастного к ДТП. Если же страховка у него отсутствовала, гражданин отвечает самостоятельно в полном объеме. Отдельного внимания заслуживает ситуация, когда виновник ДТП погибает.

В серьезных происшествиях вред причиняется одновременно людям и транспорту. В отношении машин максимум по страховому покрытию ограничен 400 000 рублей. И компенсация предоставляется посредством организации ремонта по ОСАГО. Когда восстановление машины обходится дороже, недостающая сумма взыскивается с виновника.

Моральный вред

Он возмещается вне зависимости от покрытия ущерба здоровью. Более того, взыскание моральной составляющей при ДТП не связано с наличием вины.

Право на получение ущерба имеют как потерпевший, так и его ближайшие родственники – в случае с летальным исходом. Конкретная денежная сумма определяется самостоятельно заинтересованной стороной на основе понесенных физических, душевных страданий.

Когда в отношении виновника аварии еще расследуется уголовное дело, моральный вред взыскивается посредством обращения с гражданским иском. Решение по нему принимается одновременно с вынесением приговора.