Виды неналоговых доходов бюджетов

Другой комментарий к статье 41 Бюджетного Кодекса РФ

Статья представлена в новой редакции.

К доходам от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах относятся:

— согласно ст. 13 НК РФ, такие федеральные налоги и сборы, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина;

— согласно ст. 14 НК РФ, такие региональные налоги, как налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог;

— согласно ст. 15 НК РФ, такие местные налоги, как земельный налог и налог на имущество физических лиц;

— согласно ст. 18 НК РФ, такие специальные налоговые режимы, как система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Перечень неналоговых доходов, установленных п. 3 ст. 41 БК РФ, является не исчерпывающим и должен быть дополнен неналоговыми доходами, установленными ст. 51, 57 и 62 БК РФ (неналоговые доходы федерального, региональных и местных бюджетов).

К безвозмездным поступлениям относятся соответственно дотации, субвенции, субсидии и иные трансферты из других бюджетов бюджетной системы. В отличие от прежней новая редакция БК РФ не содержит в ст. 6 определение указанных финансовых потоков, поскольку в соответствующих главах и статьях БК РФ они используются применительно к конкретным видам бюджетных ассигнований.

Вместе с тем, исходя из смысла нового бюджетного законодательства (например, ст. 129 — 142.4), общее содержание этих понятий остается прежним, а именно:

— дотации — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе;

— субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

— субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу, на условиях долевого финансирования целевых расходов.

О неналоговых доходах бюджета РФ

К неналоговым доходам относятся поступления от деятельности, приносящей прибыль:

  1. Сдача в аренду имущества, принадлежащего государству.
  2. Административные выплаты.
  3. Компенсации государству.
  4. Прибыль от реализации имущества, находящегося в госсобственности, кроме поступлений от продажи, регламентированных законодательством от приватизации.

Неналоговые доходы формируются также за счет поступлений от использования имущества, принадлежащего государству. Это могут быть дивиденды по ценным бумагам, поступления от размещения финансовых средств и прочих способов участия в капитале.

В эту же категорию включены различные штрафы и удержания. Неналоговые доходы формируются в том числе из отчислений с зарплаты осужденных к ограничению по службе (военной), исправительным работам, лиц, освобожденных от уголовной ответственности с привлечением к административной. В эту же категорию входят штрафы за правонарушения и преступления.

Статья 41. Виды доходов бюджетов

1. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.

3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
  • доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства самообложения граждан;
  • иные неналоговые доходы.

4. К безвозмездным поступлениям относятся:

  • дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
  • субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

6. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.

Доходы бюджета от пользования имуществом

Доходы бюджетов от использования имущества, которым владеет государство или муниципалитет:

  • доходы, которые были получены в качестве платы за аренду или другой платы за то, что было передано в возмездное пользование государственное и муниципальное имущество, исключая имущество бюджетного и автономного учреждения, а также имущество государственного и муниципального унитарного предприятия, включая казенные;
  • денежные средства, которые были получены в виде процентов на остаток бюджетных средств на счете Центрального Банка Российской Федерации и кредитных организаций;
  • доходы, которые были получены за счет передачи имущества, которым владеет государство или муниципалитет (исключая имущество бюджетного и автономного учреждений, имущество государственноо и муниципального унитарного предприятий, включая казенные, и имущество, которое было передано в доверительное управление юридического лица, созданного на основании организационно-правовой формы государственной компании) в залог или доверительное управление;
  • доход от платы за использование бюджетных кредитов;
  • доход как прибыль, приходящаяся на долю уставного (складочного) капитала хозяйственного товарищества или общества, дивидендов от акций, которые принадлежат РФ, ее субъектам и муниципальным образованиям, исключая случаи, которые установлены на основании федеральных законов;
  • часть прибыли от государственного или муниципального унитарного предприятия, которая остается после того, как были уплачены все налоги и обязательные платежи;
  • иные доходы, предусмотренные на основании законодательства Российской Федерации от пользования имуществом, которое находится в государственной или муниципальной собственности, исключая имуществом бюджетных или автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, включая казенные.

Замечание 2

Один из основных источников неналогового дохода – это поступления от продаж и пользования имуществом, которым владеет государство или муниципалитет.

Неналоговые доходы от продажи имущества, которым владеет государство или муниципалитет, могут образовываться на основании средств возмездного отчуждения имущества, которое находится во владении РФ, ее субъектов, муниципального образования в собственность физического или юридического лица, на основании 1 статьи Федерального закона от 21.12.2001 под номером 178-Ф3 «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Доход от платных услуг, которые оказываются в лице казенных учреждений. На основании 161 статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляется, что казенные учреждения могут заниматься деятельностью, которая приносит доход, исключительно если данное право предусмотрено на основании его учредительного документа. Доходы, которые получают в результате осуществления указанной деятельности, далее идут в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Казенным учреждением осуществляются операции по бюджетным средствами через лицевые счета, которые были открыты им на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Определение 1

К доходам от платных услуг, которые оказываются в лице бюджетных учреждений могут относиться: плата за предоставленную информацию из единого государственного реестра налогоплательщиков; плата за то, чтобы были рассмотрены ходатайства, которые предусмотрены на основании антимонопольного законодательства; плата за предоставленные сведения, которые содержаться в Едином госреестре юридических лиц и Едином государственном реестре ИП; плата за оказание РФ услуг, другие виды платных услуг.

Региональный уровень

Налоговые доходы бюджетных фондов субъектов образуются за счет соответствующих сборов и прочих обязательных отчислений. Их список и тарифы определяются в НК. Пропорции распределения этих поступлений между региональным и местным уровнями устанавливаются в ФЗ, регламентирующем основы территориального самоуправления, а также Законом о бюджете субъекта на предстоящий год.

Кроме этого, в формировании прибыли участвует часть регулирующих федеральных отчислений, распределяемых по нормативам, определенных в соответствующих правовых актах. Исключение составляют доходы, которые передаются на местный уровень по правилам бюджетного регулирования.

Другой компонент

Неналоговые региональные доходы образуются за счет определенных отчислений:

  1. Поступления от реализации имущества, которое находится в распоряжении субъектов.
  2. Часть доходов унитарных предприятий, образованных региональной властью. Она принимается в расчет после уплаты всех обязательных отчислений, установленных в законодательстве субъекта.
  3. Поступления от платных услуг, которые оказывают бюджетные организации, находящиеся в ведении региональных госорганов. Порядок и нормативы для их отчисления определяются в федеральном законодательстве и правовых актах субъектов.

Анализ

Среди наиболее распространенных методов прогнозирования и планирования бюджета следует отметить способы:

  • экономического анализа;
  • математического моделирования;
  • экстраполяции;
  • балансовый;
  • индексный и проч.

Экономический анализ выступает в качестве неотъемлемого элемента процесса прогнозирования и планирования. Он реализуется как на микро-, так и на макроуровне. В ходе анализа применяется системный подход. Ключевой структурой выступает хозяйство и его части. Суть метода заключается в том, что определенный процесс либо явление разделяется на составные компоненты, после чего выявляется взаимосвязь и воздействие каждого элемента друг на друга и на развитие экономики.

Анализ способствует раскрытию сути процесса, установлению закономерности изменений в плановом периоде. Он позволяет оценить имеющиеся возможности и варианты достижения целей. Невозможно прогнозировать расходы без анализа исполнения бюджета. Он дает возможность установить степень реализации показателей за прошедший период.

На стадии формирования статей основной упор делается на обнаружение резервов увеличения доходной части. В этой связи анализу подвергается деятельность всех органов власти. В его рамках проверяется, насколько эффективно используется государственная или муниципальная собственность, своевременность и полнота обязательных отчислений и проч. Все это способствует определению наиболее результативных направлений деятельности уполномоченных органов, выявлению недочетов и ошибок в работе.

Доходы федерального бюджета

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет;
  • налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) – по нормативу 100 %;
  • налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ;
  • налога на добавленную стоимость;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья;
  • акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого;
  • акцизов на спиртосодержащую продукцию;
  • акцизов на табачную продукцию;
  • акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей – по нормативу 40 %;
  • акцизов на автомобили легковые и мотоциклы;
  • акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный);
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного);
  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых);
  • налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный);
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного);
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты);
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам);
  • водного налога;
  • единого социального налога по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемой в федеральный бюджет;
  • государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты).

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

  • доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, – после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме;
  • части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • прочих лицензионных сборов;
  • таможенных пошлин и таможенных сборов;
  • платежей за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню;
  • платы за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий;
  • платы за пользование водными объектами;
  • платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • консульских сборов;
  • патентных пошлин;
  • платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

  • прибыль Банка России, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей – по нормативам, установленным федеральными законами;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности.

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.