Оглавление
273-ФЗ
Последняя редакция закона «Об образовании», утвержденная в 2014-м, вступила в силу с начала 2015-го года, включает следующую правовую информацию:
- Структура образования, стандарты и программы.
- Язык и формы обучения.
- Образовательная деятельность государственных и частных организаций.
- Права обучающихся и их законных представителей.
- Педагогическая деятельность.
- Международное сотрудничество.
- Финансовые вопросы, определяющие обеспечение организаций, платные услуги, образовательное кредитование и т. п.
Новшеством стало введение в закон правил использования в обучении электронных ресурсов и реализации образовательных программ через Интернет. Документ постоянно корректируется, последние изменения вносились в ФЗ № 273 в конце 2017 года, они касались назначения социальных стипендий.
О втором высшем
Высшему и второму высшему образованию в законе посвящены статьи от 69-й до 72-й. В них закреплено следующее:
- Современное вузовское образование делится на 3 последовательных уровня:
- бакалавриат;
- специалитет и магистратура;
- подготовка высококвалифицированных научных кадров.
- Для поступления на любой уровень обучения нужно иметь диплом об окончании нижестоящей ступени.
- Образовательные стандарты одинаковы для всех вузов страны, за исключением тех, которые наделены статусом национального исследовательского либо федерального университета (например, МГУ или НИУ ВШЭ). Такие учебные заведения вправе устанавливать собственные, не противоречащие федеральным, нормы для всех уровней – бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, интернатуры.
- Обучение в рамках того или иного образовательного уровня является вторым высшим образованием, если у студента уже есть диплом об окончании такого же либо более высокого уровня по любому профилю. То есть образование будет считаться вторым для учащихся:
- бакалавриата – при наличии диплома бакалавра, специалиста, магистра;
- магистратуры – при наличии диплома магистра или специалиста;
- ординатуры либо ассистентуры-стажировки – после окончания учебы по программам этого же уровня;
- поступающих на программы подготовки научных работников и педагогических кадров – при наличии диплома аспирантуры либо степени кандидата.
Вопросы второго высшего образования военнослужащих регулирует .
Бакалавриат
В наше время высшая школа приобрела сложную структуру. Возникло сразу несколько новых видов высшего образования. Из них низший уровень – бакалавриат. Студент, окончив ВУЗ, получает диплом выпускника заведения высшего профессионального образования, но разница с магистратурой в том, что образование это – только на базовом уровне. Обучение бакалавра идет четыре года, в ходе которого студент приобретает общие знания научного и профессионального содержания без узкой учебной специализации.
Фундаментальный уровень подготовки дает возможность легче приспособиться к регулярно изменяющемуся рынку вакансий, где нужно осваивать сопредельные профессии. В наши дни многим работодателям достаточно диплома базового высшего образования новичка. Нужные знания и навыки ему дадут на конкретном месте работы с ее спецификой.
С другой стороны, есть различные варианты. Студент приобретает диплом бакалавра, затем он может сразу продолжить учебу в магистратуре, а может взять перерыв. Через какое-то конкретное время, когда практический опыт будет набран, он уже более осмысленно сможет пойти на учебу в магистратуре любого ВУЗа России или зарубежья.
Общая характеристика
Высшее образование в нашей стране, созданное в советское время, представляет собой целостную структуру, объединяющую сейчас более шести с половиной сотен ВУЗов государственного образца. В них учатся более девяти миллионов человек, среди которых много иностранных граждан. Учеба проводится по целому ряду направлений: медицинскому, инженерно-техническому, финансово-экономическому и гуманитарному. Дисциплины, представленные студентам, дают возможность обучаться по различным видам специальностей высшего образования всем желающим. Главное – иметь документ об окончании среднего (школы) или специального учебного заведения (ПТУ, техникум, колледж).
Будет достаточно бакалавра?
И тем не менее, диплом имеет значение: есть места, где с недоумением посмотрят на выпускников престижных ВУЗов, понимая, что с ними что-то произошло, какая-то тёмная история, раз они обратили внимание на не слишком перспективное место. Есть и обратные примеры: компании, основанные выпускниками определенного ВУЗа, предпочитают его и для своих работников; в некоторых компаниях есть список приоритетных ВУЗов, из которых берут на практику, стажировки и потом расстраивают кандидатов на трудоустройство
В большинстве же случаев трудоустройства ВУЗ учтут, но больше внимания обратят на самого кандидата
Но здесь важно оговориться, что последнему важно добраться до интервью
В нашей стране пока не сложилось понимание бакалавриата как законченного высшего образования, что смазывает картину с профессиями, где не требуется длительное время на приобретение исследовательских или управленческих компетенций.
Часто, когда мы говорим об излишнем образовании, не учитывается деление на бакалавриат и магистратуру, которую многие заканчивают для получения «полного» образования, отсрочки от армии, чтобы «отстреляться» и больше не учиться (что в корне не верно), непонимания бакалаврского диплома работодателем и т.д.
Бакалавриат вполне обеспечивает задачи социализации молодежи, воспитания, получения профессии. Многие исполнительские позиции в министерствах и ведомствах, в туризме, организациях социальной сферы вполне успешно замещаются бакалаврами и продолжение обучения реально требуется через 5-10 лет, когда специалист устоялся в понимании профессии, хочет что-то поменять или обеспечить возможности карьерного роста. Это европейский или американский вариант получения образования, который у нас пока не приживается. Зато сквозное обучение в бакалавриате и магистратуре в течение 6 лет часто приводит к рассуждениям об излишнем высшем образовании.
Формы обучения на специалитете
После специалитета отсутствует возможность пойти учиться в магистратуру на бюджетной основе
Существует очная, очно-заочная и заочная формы обучения, позволяющие получить диплом специалиста высокой квалификации.
- Дневная программа предполагает посещение лекций, практических занятий, коллоквиумов, а также сдачу экзаменов. Надо постоянно посещать ВУЗ, чтобы освоить большие объемы теоретического материала. Студентам предоставляется возможность пройти производственную практику. В вузах существует программа обмена студентами с другими странами, а также распределение после окончания курса. Срок обучения на специалитете составляет пять лет.
- Очно-заочная форма предполагает посещение вуза два-четыре раза в неделю по вечерам. Студенты имеют право работать, при этом должны сдавать все зачеты и экзамены. Сколько учиться: пять с половиной лет.
- Заочная форма предполагает посещение вуза во время сессии. Студентам дается ограниченное количество лекций, проводятся контрольные работы, зачеты и экзамены. Большой объем информации осваиваются обучающимися самостоятельно. Студенты одновременно имеют право работать. Срок обучения на специалитете составит пять с половиной – шесть лет.
Студентам специалитета предоставляется отсрочка от армии
Программу курса можно освоить экстерном. Дисциплины осваиваются самостоятельно, затем дистанционно сдаются экзамены. Студент лишается всех льгот. Они сдают не менее двадцати дисциплин в год.
Структура ВУЗовского образования
Надо признать, что сфера российского ВУЗовского образования прямо соединена с историей. Например, с его появлением и развитием. Та структура, которая имеется сейчас, возникла не сразу. Она создавалась по крупицам целыми веками, постепенно подходя к нынешнему состоянию.
Текущее высшее профессиональное образование в нашей стране имеет сложную структуру, в которой определяют разные виды высшего профессионального образования в России: базовый период приобретения специальности – около пяти лет, затем студенту дается квалификация «специалист». После этого можно учиться в аспирантуре, обучение идет в рамках трех лет. Есть возможность приобрести уровень «бакалавр наук» и «магистр наук», период образования — четыре и два года соответственно.
Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 165-ФЗ “О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (документ не вступил в силу)
8 июня 2020
Принят Государственной Думой 27 мая 2020 года
Одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 6, ст. 562; N 19, ст. 2289; 2015, N 1, ст. 53; N 29, ст. 4364; 2016, N 1, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289; 2018, N 53, ст. 8423; 2019, N 52, ст. 7796) следующие изменения:
1) в статье 46:
а) часть 1 дополнить словами «, если иное не установлено настоящим Федеральным законом»;
б) дополнить частями 3 — 5 следующего содержания:
«3. Лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам.
4. К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем.
5. Порядок допуска лиц, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, к занятию педагогической деятельностью устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.»;
2) статью 108 дополнить частью 18 следующего содержания:
«18. На педагогических работников, принятых на работу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежащих аттестации и признанных аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности, не распространяется требование части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона о наличии среднего профессионального образования или высшего образования.».
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Москва, Кремль8 июня 2020 года№ 165-ФЗ
Может ли быть второе высшее образование бесплатным?
Момент платности второй профессии оговорен в базовом документе — ФЗ-273, согласно статьям которого: бесплатное образование на любом из уровней доступно только на условии его первого получения. Условие платности определяется для каждой ступени подготовки: платить нужно за второй бакалавриат, магистратуру, аспирантуру.
Есть исключения.
- Магистратура. Закон не запрещает абитуриенту перейти на смежную/принципиально новую профессию при переходе на последующую ступень. Бакалавр экономики может бесплатно поступить (если внутренние правила вуза это разрешают) на магистрат по направлениям смежных профессий — финансовое дело, банковские операции.
- Аспирантура. По аналогии с магистратом, только здесь, учитывая преимущественно самостоятельный формат обучения, осваивать новую спецификацию на порядок сложнее.
- Делегирование обязательства ее оплаты другому участнику правовых отношений.
В последнем случае обучение может покрываться государственным грантом, выданным за особые заслуги. Или же оплату производит работодатель студента, финансово заинтересованный в переподготовке ценного кадра.
Дипломированные выпускники военных вузов имеют законное право получить гражданскую профессию (де-факто вторую, де-юре первую) бесплатно.
Специалитет
Это вид высшего образования, который имеет серьезное распространение, как правило, только по России. Срок учебы — 5 лет. Выпускник ВУЗа приобретает диплом специалиста. Положительные стороны здесь в том, что:
- специалитет дает возможность учиться как в магистратуре, так и сразу в научной аспирантуре;
- можно работать на должности в государственном или частном предприятии, по должностной инструкции, предполагающей наличие у сотрудника диплома о высшем образовании;
- работодатели охотнее принимают на работу в свою фирму или государственное учреждение специалистов, поскольку считают (что, в принципе, будет чистой правдой), что этот уровень отличается более хорошей подготовкой.
Среди негативных сторон следует отметить следующие, наиболее видимые моменты:
- учеба на один год дольше;
- найти нужную специальность гораздо сложнее.
Специалитет дает более меньший выбор специальностей, чем бакалавриат, поскольку это более узкий спектр подготовки. Хотя этот вид обучения объединяет не так уж и мало потенциально хороших и перспективных специальностей. При этом надо поинтересоваться — существует ли обучение специалистов в каком-то конкретном направлении.
Что дает высшее образование
Окончив вуз, вы получите:
- Профессию. Прежде всего вы получите знания по специальности, что позволит работать в определенной сфере. Если вы выберете востребованную профессию на рынке труда, то никогда не останетесь без работы.
- Преимущество при трудоустройстве. Большинство работодателей отдает предпочтение специалистам с высшим образованием. Ведь наличие диплома подтверждает, что вы обладаете как минимум базовыми знаниями и начальными навыками в профессии, имеете высокий интеллект и достаточный уровень культуры.
- Перспективу карьерного роста. Особенно это касается государственных организаций. На более высокие должности можно рассчитывать только при наличии высшего образования.
- Глубокие знания в определенной сфере. Даже если вы не будете работать по специальности, полученные знания могут пригодиться и в другой сфере. Например, окончив юридический факультет, вы сможете легко ориентироваться в законах. С экономическими специальностями, вы приобретаете финансовую грамотность, что пригодится в любой сфере жизни.
- Возможность открыть свое дело. Да, чтобы стать предпринимателем, не обязательно иметь высшее образование. Но все же специальные знания могут открыть перед вами новые возможности. Например, если вы получили профессию стоматолога – сможете открыть свой частный кабинет. Став юристом, сможете оказывать индивидуальные консультации и т. д.
Кроме профессиональных возможностей, высшее образование позволяет получить много полезных навыков и качеств, которые пригодятся в повседневной жизни. В вузе вы научитесь:
- Быстро находить и обрабатывать большое количество информации. Во время обучения вам придется изучить много профильных дисциплин, вы будете писать курсовые, рефераты, контрольные. Одних учебников здесь будет недостаточно. Вы научитесь быстро находить нужную информацию, что пригодится в любой сфере жизни.
- Самостоятельно обучаться. Здесь не будут все «разжевывать», как в школе, а укажут лишь нужное направление. Способность к самообразованию нужна в любой профессии.
- Общаться и договариваться с разными людьми. В вузе вы получите первые серьезные коммуникативные навыки. Вас ждет новое и непривычное для вас окружение. Вам придется научиться находить общий язык с преподавателями и однокурсниками, работать в команде.
- Работать с компьютерными программами. C какими именно, все зависит от специальности, как минимум это – Word и Excel. В век компьютерных технологий этот навык особенно полезен.
- Самостоятельности и ответственности. Вуз – это первый шаг во взрослую жизнь. Здесь никто больше не будет водить вас за ручку и решать ваши проблемы. Вы научитесь сами принимать решения, нести за них ответственность. Особенно хорошую школу выживания пройдете, если поступите в другой город. Здесь помимо учебы вас будут ждать бытовые проблемы.
- Планировать и организовывать свое время. В вузе вас ждет жизнь по графику, близкому к рабочему. Чтобы все успевать, придется научиться правильно планировать свое время и распределять задачи по их приоритетности. Такой навык точно пригодится в повседневной жизни.
Все эти полезные навыки и возможности вы получите только в том случае, если пойдете в вуз за знаниями, а не «корочкой».
Так нужен ли диплом в современном мире?
Сегодня часто и вполне справедливо говорят, что российский рынок сегодня насыщен кандидатами с высшим образованием, но правильнее говорить о пресыщении специалистами с дипломами, не гарантирующими возможность исполнения специалистом требуемых функций. В нашей стране значительное количество выпускников работают не по специальности, а значит их диплом влияет на общекультурные компетенции, но не на профессиональные навыки и умения, по сути, получаемые в первые годы работы.
Не удивительно, что работодатель дополнительно не расценивает время, проведённое в ВУЗе, считая позитивным только общий культурный уровень, желание и умение обучаться. Поэтому если работать по полученной в ВУЗе профессии, отдача будет выше, чем просто от высшего образования, которое сегодня рассматривается как необходимое, но не достаточное условие для успешной карьеры.
Потребность в компетентных работниках сохраняется и в условиях продолжающейся пандемии
Поэтому очень важно обеспечить студентам практико-ориентированные занятия, участие в них работодателей (пусть и дистанционно), привлекать их к совместных с ВУЗом проектам. Все это дает возможность выпускникам получить знания, мягкие компетенции, накопить необходимые рекомендации и знакомства
В ряде случаев можно и нужно использовать профессиональные стандарты для корректировки образовательных программ, а также внедрять сдачу экзаменов на профессиональные сертификаты для студентов, это позволяет быстро обновлять программы с учетом мнения профессионального сообщества, удовлетворить запрос работодателей.
Принимая решении о поступлении в тот или иной ВУЗ, нужно понимать, что полученный в итоге диплом точно будет рассматриваться не только как дополнительное преимущество, но и необходимое условие для работы во многих компаниях. А вот правильный выбор получаемой профессии увеличит отдачу от высшего образования, в этом случае можно рассчитывать на сравнимую с общемировые цифрами отдачу в 10-20%.
Относится ли неполное высшее к профессиональному образованию
У студентов часто возникает недопонимание, с какого момента образование начинает считаться полным. Например, чтобы стать бакалавром, достаточно отучиться 4 курса. И в этом случае бакалавриат – это неполное высшее или все же полное?
Специалисты утверждают, что бакалавриат – это уровень пройденной первой ступени высшего образования, и последняя ступень здесь – магистратура. Впрочем, отличия бакалавриата от магистратуры есть и во многом другом. Но помнить нужно только одно: бакалавриат – это законченное высшее образование (согласно Болонской системе).
Стоит отличать бакалавриат и от среднего профессионального образования, после которого в свет выходят полноценные специалисты с квалификацией «рабочих или служащих и специалистов среднего звена». Такие люди потом могут работать по полученному профилю без необходимости получать дополнительную квалификацию. При этом неоконченное высшее не дает вам право ни на какую квалификацию и принимается к рассмотрению только по желанию нанимателя.
В любом случае вы должны помнить: работодатель хоть и смотрит на наличие высшего образования по предмету, но все же ставит практические навыки прежде всего. Но первое впечатление все же создает обложка. Если на этом сложном пути у вас иссякли или вот-вот иссякнут последние силы, если вы потеряли стойкость духа и напористость, не переживайте: сервис студенческой помощи поможет донести эту ношу до конца.
Трудности текущего момента
Разумеется, Россию наших дней невозможно представить без текущих вопросов и прогнозов планирования в системе современного высшего образования. Среди самых острых проблем, пожалуй, нужно выделить вопрос платного обучения. С конца девяностых годов приобрести «корочки» об образовании в России можно и с помощью финансов. Конечно, можно смотреть на это, как хорошую возможность для некоторых не очень способных категорий россиян, однако такой вариант одновременно создает большое количество неоднозначных вопросов.
Ведь это одна из ведущих причин, приведшей к существенному падению уровня высшей школы. Так как все можно получить за деньги, от текущих оценок до дипломов о высшем образовании, их стали получать лентяи и откровенные двоечники. Из финансовой составляющей вытекает другая проблема – серьезная коррупция в органах высшего образования. И в последнее время она делается все крупнее. Проблемы высшей школы в России очень актуальны, а разрешаются очень неторопливо. Однако хорошо уже то, что в сфере образования есть хоть какие-то реформы.
Все это надо понимать, когда речь идет о будущем в уровнях высшего образования. Общая информация об учебе в России показывает, что этому очень сильно способствуют наши достижения в науке. Формирование нано- и биотехнологий совершенно точно в скором будущем приведет к росту числа новых специальностей. И одновременно с этим и к очередным учебным программам, методам и эффективным формам образования.
Что такое послевузовское образование?
Главная задача последипломного образования – подготовка научных кадров и преподавателей для работы в высших учебных заведениях. Претенденты на ученую степень в дальнейшем, как правило, посвящают себя научно-педагогической карьере, успешно совмещая преподавательскую деятельность с научными исследованиями.
Отметим, что для поступления в аспирантуру, на очную или заочную форму обучения, необходимо иметь диплом специалиста или магистра. В докторантуру можно поступить только при условии наличия ученой степени кандидата наук. Чтобы получить первую ученую степень кандидата наук, нужно написать диссертацию – научную работу, обобщающую итоги исследований, которые проводились на протяжении 3-4 лет после окончания ВУЗа. Успешная защита кандидатской диссертации позволяет не только претендовать на звание доцента (или старшего научного сотрудника), но и вести преподавательскую деятельность в высшем учебном заведении.
Следующая ступень после присвоения степени кандидата наук – докторантура, где послевузовское обучение продолжается 3 года на дневном отделении или 4 года – на заочном. Если кандидат наук прикреплен к ВУЗу или НИИ, время подготовки докторской диссертации может быть не ограниченным, а докторская степень присваивается после ее защиты. В некоторых отраслях науки (например – в астрономии) для получения ученой степени требуется более длительный период подготовки – 5-8 лет.
Базовые принципы
Фундамент отечественного университетского образования основывается на всемирно знаменитой школе, оригинальных знаниях и научной деятельности русских ученых, а также на большой тяге наших земляков к наукам.
ВУЗовское образование в России подкреплено утилитарными навыками дипломированных преподавателей, большинство из которых находятся на уровне кандидата или доктора наук, а часть даже получили звание профессора. Высшее образование позволяет не только приобрести прекрасные знания, блестящие умения, специализированные навыки, но и дает право рассчитывать на более высокое положение в обществе, так как документы российского образца об образовании высоко ценятся в большинстве зарубежных государств.
Новому поколению можно выбрать и виды образовательных учреждений высшего образования в нашей стране. Их существует три:
- университет;
- академия;
- институт.
Все три вида учреждений дают полноценное высшее образование. Различаться они могут только аккредитацией и перечнем доступных направлений подготовки.
Наконец, надо отметить, что Россия – это государство с богатой историей, вековыми традициями, многообразной культурой, бесподобной природой и ее богатствами, со своей национальной спецификой
Приобретая высшее образование, студент одновременно становится частью обширного российского потенциала, присоединяется к практике поколений, отечественной истории, становится важной частью России
Оценочная система
Оценочная система в ВУЗах на всех видах высшего образования находится в общих рамках отечественного образования. Наиболее качественной отметкой будет «5» – отлично; уровнем ниже стоит «4» – хорошо; последняя положительная оценка – это «3» – удовлетворительно; провальная оценка – «2» – неудовлетворительно. Оценка «1» — единица, — вопреки твердо циркулирующему предположению, не ставится.
Существует форма оценки «зачет» и «незачет». При получении «неуда» или «незачета» обучающийся имеет право пересдать курс, обговорив дату пересдачи с преподавателем. На этот процесс ему отводится две попытки. И если студент не может использовать их, возникает опасность исключения из ВУЗа.
Отдельные нерадивые студенты совсем не допускаются деканатом к сдаче экзаменов. Причиной обычного «недопуска», как правило, является отсутствие на академических занятиях. Впрочем, и эта проблема решаема, если существует уважительная причина, если студент забывает про лень и к началу сессии отрабатывает необходимый минимум. Тогда профессор (доцент) разрешает двоечнику сдавать нужный экзаменам.
Кроме отрицательных учебных форм различных оценок, ВУЗовское образование в нашей стране имеет и поощрительную аттестацию. Студент может «заработать» «зачет» или хорошую оценку на экзамене заранее («автоматом») без сдачи учебного курса, при условии, что полный семестр прилежно посещал все лекции и семинары, активно работал на занятиях и выполнял все требования профессора.
Особенности медицинского образования
Несколько по-другому обстоит положение дел в сфере медицинского образования, где существуют другие виды учреждений высшего профессионального образования. Здесь период обучения напрямую зависит от выбранной специализации: специальность клинического психолога, фармацевта или стоматолога студенту дастся через те же пять лет. На таких специальностях, как педиатрия, спортивная медицина и лечебное дело молодому специалисту нужно грызть гранит науки уже шесть лет. Затем обучение в медицинском ВУЗе можно продлить, учась в интернатуре (один год). Отталкиваясь от специальности и вкусов молодого специалиста, можно обучаться в клинической ординатуре (срок от двух до пяти лет). Или устроиться в аспирантуру, период обучения в ней будет три года.
Зачем нужен документ о неполном высшем образовании
Справка о незаконченном высшем образовании – это документ, который покажет, сколько курсов отучился студент, какие предметы прошел и в каком количестве. А это значит, что работодатель сможет увидеть прямое доказательство вашей учебы и определенных знаний.
Он может понадобиться в одном из следующих случаев:
- Нужно внести в трудовую книжку период обучения в вузе. И это подходит не только для полного, но и для неполного высшего образования.
- В будущем студент захочет продолжить обучение. При наличии справки он сможет восстановиться на курс, с которого был отчислен.
- Студент хочет учиться в другом вузе. Наличие справки позволит ему не проходить обучение по уже пройденным дисциплинам.