Обоснование начальной максимальной цены контракта (нмцк): новые особенности в 2021 году

Оглавление

Тарифный метод

Здесь, как и в предыдущем варианте, начальная цена представляет собой произведение количества закупаемого объекта и тарифа. Отличаются оба эти метода только тем, что в первом применяется максимальная стоимость в пределах нормирования госзакупок, а во втором используется определённый уровень стоимости на некоторые закупочные объекты.

Формула определения искомого значения этим методом выглядит так:

НМЦКтариф = VЦтариф,

в которой:

  • НМЦКтариф — НМЦК, определяемая тарифным методом;
  • V — количество (объём) закупочных объектов;
  • Цтариф — цена (тариф) единицы товара, работы, услуги, определённая в пределах госрегулирования цен (тарифов) или установленная муниципальным правовым актом.

Размещение в ЕИС

При размещении сведений о НМЦК в единой информационной системе (ЕИС) на её официальном сайте необходимо указывать способ закупки, величину НМЦ и время, остающееся до окончания подачи заявок на участие в закупочных действиях.

Название закупки НМЦК Срок размещения на сайте ЕИС
Открытый электронный конкурс Любой размер Минимум за 15 рабочих дней
Электронный аукцион Свыше 3 млн. руб.
3 млн. руб и ниже
Более 250 тыс. руб.
Минимум за 15 календарных дней
Минимум за 7 календарных дней
Минимум за 7 календарных дней
Запрос котировок биржи на бумажном носителе Не свыше 250 тыс. руб. Минимум за 4 рабочих дня
Запрос биржевых котировок в электронной форме Любой размер Минимум за 5 рабочих дней
Запрос предложений в электронной форме Любой размер Минимум за 5 рабочих дней до проведения запроса

Прочие рекомендации

Ч. 16 ст. 34 44-ФЗ устанавливает случаи, которые вместе со случаями, указанными в правительственных документах, могут служить критериями для заказчика, оценивающего заявки участников закупок с позиции стоимости жизненного цикла товаров или возведённых в процессе выполнения строительных работ объектов.

Кроме того, можно использовать информацию, содержащуюся в:

  • каталогах, описаниях товаров, рекламной продукции;
  • биржевых котировках;
  • государственной статотчётности;
  • официальных источниках информации госорганов и муниципальных образований;
  • информационно-ценовых агентствах;
  • общедоступных данных анализа рынка.

Являясь краеугольным камнем в закупочной деятельности, начальная (минимальная) цена контракта может как стимулировать процесс закупок, экономя при этом бюджетные средства, так и полностью его приостановить при грубых ошибках в её определении. Однако при всей сложности данного процесса точное следование методическим рекомендациям гарантирует конечных успех госзакупок.

Особенности определения сопоставимости

Идентичность услуг и объектов определяется в соответствии со следующей схемой:

Идентичные товары. Законодательное обоснование: часть 13 статья 22 ФЗ №44. Товары сравниваются по функциональным, техническим и эксплуатационным свойствам. Учитывать можно также производителя, страну, из которой поступил товар

Во внимание не принимаются мелкие различия.

Идентичные работы. Законодательное обоснование: часть 13 статьи 22 ФЗ №44

Работы сравниваются по качественным характеристикам. Во внимание принимаются используемые технологии и методики, деловая репутация подрядчика.

Однородные товары (неидентичные). Законодательное обоснование: часть 14 статьи 22 ФЗ №44. Во внимание принимаются сходные свойства, характеристики, которые позволяют объектам выполнять аналогичные функции, возможность коммерческой взаимозаменяемости. Учитывается качество товаров, страна их происхождения, репутация производителя.

Однородные работы (неидентичные). Учитываются похожие характеристики, которые позволяют работам быть взаимозаменяемыми. Во внимание принимается качество работ, репутация подрядчика на рынке, форма и объем оказываемых услуг, уникальность.

В рамках метода сопоставимых рыночных цен применяются следующие сведения:

  • Коэффициенты, полученные в результате применения установленной формулы и обоснованные заказчиком.
  • Информация о рыночных ценах, которая присутствует в открытом доступе.
  • Данные о ценах, которые получены в результате запроса, направленного поставщику.

ВАЖНО! Ключевое правило – открытый доступ к используемой информации. Нужно это для того, чтобы расчеты могли проверить другие лица

Обоснование метода и его суть

Рассмотрим основные особенности метода сопоставимых рыночных цен:

  • Применение метода предполагает предварительный анализ рынка на предмет средних цен на аналогичные объекты.
  • Характеристики объекта, цена которого взята за пример, должны быть сопоставимыми с характеристиками основного предмета.
  • Данные о цене на объекты должны быть проверяемыми. Нельзя брать данные из закрытых источников. Информация берется, к примеру, из рекламных буклетов, коммерческих предложений.
  • Заказчик имеет право использовать рассчитанные им коэффициенты для перерасчета цен. При этом учитываются отличия между объектами: характеристики, условия поставки, особенности исполнения обязательств.
  • Сведения о стоимости должны быть получены минимум от пяти поставщиков. То есть требуется получить информацию о средней цене.

Вопрос: Вправе ли заказчик определить и обосновать начальную (максимальную) цену контракта на выполнение текущего ремонта помещения посредством применения проектно-сметного метода или обязан применять только метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)?Посмотреть ответ

Определенную рассмотренным методом стоимость требуется обосновать. Процедура обоснования регулируется Постановлением Правительства от 5 июня 2017 года №555. Сначала нужно взять несколько коммерческих предложений. Затем рассчитывается средняя стоимость по формуле:

Х = (Х1 + Х2 + Х3 + Х4) / n

Где

  • Х – это коммерческое предложение,
  • n – это их общее количество.

В дальнейшем требуется определить коэффициент вариаций, который устанавливает их однородность. Для этого требуется найти среднюю квадратическую (Д). Определяется она по следующей формуле:

Следующий этап – нахождение коэффициента. Для этого применяется формула:

К = Д / Х * 100%

В результате мы получаем определенный коэффициент. Его значение позволяет определить однородность показателей:

  • Менее 10% — незначительная изменчивость, полученную среднюю стоимость можно использовать для определения цены.
  • 10-20% — средняя изменчивость, показатель можно использовать для определения цены.
  • 20-33% — средняя высокая изменчивость. Среднюю стоимость не рекомендуется использовать для определения цены. Желательно провести дополнительный анализ рынка.
  • Больше 33% — неоднородные значения, полученный показатель нельзя использовать при расчете цены.

Вопрос: При запросе заказчиком ценовых предложений для обоснования начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) обязательно ли организация, представляющая такие коммерческие предложения, должна иметь опыт выполнения (оказания) аналогичных работ (услуг)?Посмотреть ответ

Очень важно ориентироваться именно на полученный коэффициент. Если он будет высоким, рассчитанная стоимость не может являться объективной

Проектно-сметный метод обоснования НМЦК

Исходя из положений части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе, данный метод может применяться в случаях:

а) закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства. Причём для использования проектно-сметного метода необходимо, чтобы такие работы подразумевали составление проектно-сметной документации, в ином случае обоснование необходимо проводить методом анализа рынка8;

б) закупки реставрационных работ, то есть работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора.

Также данный метод может применяться при определении НМЦК на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

В Письме Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2015 г. № Д28и-3795 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отмечается, что согласно п. 6.1 Методических рекомендаций основанием для определения НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом, в случае если заказчик воспользовался правом определения НМЦК проектно-сметным методом основанием для такой НМЦК при осуществлении работ на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений также должна являться проектная документация9.

Важно обратить внимание на то, что, как разъясняется Минфином России, укрупненный сводный сметный расчет предпроектной документации не является основанием для определения НМЦК. Так как при отсутствии проектной документации невозможно определить объем работ, подлежащих выполнению при строительстве, в том числе, определить стоимость таких работ, в связи с чем невозможно установить НМЦК. При этом в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство должно осуществляться исключительно при наличии проектной документации10

При этом в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство должно осуществляться исключительно при наличии проектной документации10.

Приведем пример нарушения определения НМЦК проектно-сметным методом.

Основанием для определения НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6.1 раздела VI Приказа № 567).

УФАС при рассмотрении жалобы установил несоответствие раздела аукционной документации «Обоснование начальной (максимальной) цены государственного контракта» и сметной документации по разработке вариантов интерьеров и дизайн-проекта по объекту «Республиканский театр кукол в г. Йошкар-Ола» сделало вывод об отсутствии обоснования НМЦК на сумму расхождений и о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64, части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе11.

Составление проектно-сметной документации, проектной документации на реставрацию, а также сметного расчёта на текущий ремонт осуществляется специалистами-сметчиками в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Необходимо отметить, что проектно-сметная документация подлежит в случаях, определённых ст. 49 ГрК РФ, экспертизе, а в случае, если финансирование работ производится из федерального бюджета – и проверке достоверности определения сметной стоимости в соответствии с Положением, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427.

Когда НМЦК не обосновывают

В ст. 93 Федеральной контрактной системы указано, когда не требуется обоснование НМЦК, — если заказчик проводит закупку у единственного поставщика. Когда организация заключает контракт с единственным исполнителем на сумму до 600 000 рублей по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, документально обосновывать начальную цену контракта не требуется.

Если заказчик проводит электронную закупку малого объема на сумму до 3 миллионов рублей по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ, ему в обязательном порядке потребуется обоснование НМЦК с единственным поставщиком для торгов на электронной площадке. Для обоснования начальной цены используют форму из приказа № 567. Обосновывать НМЦК для всех остальных закупок малого объема — это права, а не обязанности заказчика.

Нормативный метод обоснования НМЦК

Если на закупаемые товар, работу или услугу распространяется нормирование в сфере закупок, то для обоснования НМЦК возможно использовать нормативный метод.

Нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 Закона № 44-ФЗ, в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг. Согласно пункту 2 части 3 статьи 19 Закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения)6.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 № 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов» общий объем затрат, связанных с закупкой товаров, работ и услуг, рассчитанный на основе нормативных затрат, не может превышать объема лимитов бюджетных обязательств, доведенных до федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов как получателей средств соответствующего бюджета на закупку товаров, работ и услуг в рамках исполнения соответственно федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов.

В частности, метод заключается в использовании предельных цен товара, работы, услуги, установленных приказами о нормировании, размещенными в ЕИС в сфере закупок.

Так, например, в системе МВД России предельная цена услуги по заправке картриджей для принтеров (печатающих устройств) в расчёте на 1 картридж составляет 700 рублей, в соответствии с разделом 6 главы II приложения к Распоряжение МВД России от 13.07.2018 № 1/7962 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций МВД России и подведомственных казенных учреждений в части закупок товаров, работ, услуг».

Нормативный метод возможно сочетать с методом сопоставимых рыночных цен, однако в этом случае НМЦК, определённая с помощью метода анализа рынка, не должна превышать нормативную.

Какие закупки имеют особенности обоснования НМЦК

Не все начальные (максимальные) цены обосновываются вышеуказанными пятью методами расчета. Для некоторых заказов используют иные виды обоснования начальной максимальной цены ФЗ 44, которые зависят от отраслевых особенностей закупки. Вот основные нормативы:

  1. Градостроительная сфера. Стоимость строительных работ определяется по приказу Минстроя № 841/пр от 23.12.2019.
  2. Государственный оборонный заказ (ч. 21 ст. 22 44-ФЗ). Цены на ГОЗ рассчитываются посредством государственного регулирования по .
  3. Энергосервисные контракты (ч. 19 ст. 108 44-ФЗ). Расчет осуществляется в соответствии с .
  4. Отдельные виды медицинского оборудования , лекарственные препараты для медицинского использования (), медицинские изделия (приказ Минздрава № 450н от 15.07.2020).
  5. Стандартное жилье, приобретаемое у единственного поставщика (ч. 21.1 ст. 22 44-ФЗ, .
  6. Услуги по регулярным перевозкам пассажиров, багажа в автобусах и трамваях (ч. 21.2 ст. 22 44-ФЗ, ст. 14 , приказ Минтранса № 158 от 30.05.2019).
  7. Заключение контрактов в регионах со встречными инвестиционными обязательствами (п. 3 ч. 3 ст. 111.4 44-ФЗ, пп. «в» п. 1 ПП РФ № 1166 от 12.11.2016).
  8. Работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта, включенные в один лот по ч. 16.1 ст. 34 ФКС. НМЦК рассчитывают по методам из ст. 22 44-ФЗ и получают аудиторское заключение обоснования предполагаемой стоимости капитального строительства (ПП РФ № 563 от 12.05.2017). Для контрактов, предметом которых является и подготовка проектной документации, инженерных изысканий и выполнение строительных работ (ч. 56 ст. 112), цену определяют по .
  9. Охранные услуги. НМЦК рассчитывают по .

Обоснование НМЦК

Назначаемый размер данного показателя должен быть обоснован с помощью присовокупления к расчёту использованных при этом документов и справочной информации. Обоснование, подлежащее публикации в открытом доступе в интернете, при этом не должно нести в себе названий поставщиков, подрядчиков, исполнителей. Для обоснования НМЦК постановление 567 предлагает следующую её форму, состоящую из:

1. Указания на предмет контракта.

2. Таблицы, поля которой нужно заполнить:

Основные характеристики объекта закупки  
Используемый метод определения с его обоснованием  
Расчёт  
  Дата подготовки обоснования

3. Подписей работника контрактной службы или контрактного управляющего, а также ФИО исполнителя.

Какие методы применяются для обоснования НМЦК и от чего зависит их выбор

Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ представляет собой действия заказчика по расчету стоимости конкретной закупки.

Процедура определения начальной цены регулируется статьей 22 Федеральной контрактной системы. В п. 1 ст. 22 44-ФЗ приводятся методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ:

  • метод сопоставимых рыночных цен или анализ рынка;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • нормативный;
  • затратный.

Начальная (максимальная) цена контракта рассчитывается задолго до осуществления самой закупки — еще на этапе планирования (ст. 16 44-ФЗ). НМЦК на приобретаемые товары, работы и услуги необходимо рассчитать при подготовке плана-графика. В Федеральной контрактной системе не указано, нужна или нет дата обоснования НМЦК, но ее следует поставить для выявления актуальности рыночных цен.

Заказчик самостоятельно определяет, каким способом рассчитать начальную стоимость контракта. Выбранная методология зависит от закупаемого объекта и специфики предмета закупки. К примеру, нормативный метод используется в случае заказа таких товаров, работ или услуг, реализация которых осуществляется в соответствии с законодательным нормативом. Проектно-сметный метод надлежит использовать при закупке строительных или ремонтных работ. Тарифный метод применяется для тех ТРУ, стоимость которых регулируется государством.

ВАЖНО!
Приоритетным способом по умолчанию признается анализ рынка или метод сопоставимых рыночных цен.

Порядок разработки документации

Обоснование НМЦК проектно-сметным методом предполагает составление:

  • проектной документации, которая, в соответствии с Постановлением Правительства от 16.02.2008 № 87, состоит из текстовой части (сведения об объекте, описание принятых технических решений, их обоснование, ссылки на нормативные документы) и графической, отображающей принятые решения наглядно;
  • сметной документации — набора локальных смет, посвященных отдельным участкам работ. Каждая смета включает в себя перечень необходимых к проведению работ. Одна строка сметы — это один вид работы, стоимость единицы этой работы, необходимый объем и конечная стоимость.

Сметы составляются на основании сборников территориальных или федеральных единичных расценок. Единичная расценка — стоимость единицы той или иной работы с учетом всех необходимых для ее выполнения затрат и важных условий.

Пример обоснования цены контракта

Рассмотрим пример обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ. В закупке № 0891200000619008536 ГКУ «Забайкальский центр государственных закупок» обосновал НМЦК с помощью локального сметного расчета и сводного сметного расчета.

Локальный сметный расчет НМЦК содержит четыре раздела и 49 пунктов. Каждый пункт — это либо отдельный вид работ, либо отдельное наименование необходимого технического приспособления. Каждый пункт содержит ссылку на сборник единичных расценок, количество необходимых единиц, стоимость единицы, общую стоимость.

В закупке одна локальная смета, но их и больше, если того требует предмет.

Сводный сметный расчет обобщает стоимости, которые получены при расчете всех локальных смет — в этом случае одной, учитывает непредвиденные расходы и налоги. В итоге сумма, полученная в сводном сметном расчете, и берется в качестве НМЦК.

Регламентация определения НМКЦ

Определение НМКЦ регламентируется № 44-ФЗ и Методическими рекомендациями Минэкономразвития РФ, которые предлагают механизм его наиболее точной формулировки. Однако в некоторых закупочных сферах имеются свои особенности, которые приходится учитывать при составлении определений.

Так, проведение закупок, которые включаются в состав государственного оборонного заказа, регламентируются ФЗ № 275-ФЗ. В его ст. 7 очерчивается круг основных обязанностей заказчика, в которые входит и требование формирования им начальной (максимальной) цены государственного контракта посредством конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков). От заказчика также требуется формировать цену госконтракта при размещении гособоронзаказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на основании законодательства РФ.

В Постановлении правительства РФ № 847-ФЗ на Минздрав в роли заказчика возлагается обязанность определения методики расчёта НМЦК при закупке изделий медицинского назначения, особенно лекарств. При этом заказчик, кроме НМКЦ, должен ещё и назначать начальную референтную цену за единицу товара, работы, услуги, что выделяется в отдельное понятие закупочной деятельности.

Какие документы нужны для обоснования

Обоснование НМЦК проектно-сметным методом предполагает последовательное издание пакета документов, состоящего из:

  • дефектной ведомости. Базовый документ, фиксирующий потребность заказчика в проведении определенного перечня работ и их состав. Дефектная ведомость лежит в основе расчетов;
  • локальных сметных расчетов или просто смет. Локальная смета — это частный пример обоснования НМЦК при проектно-сметном методе и первичный документ, устанавливающий стоимость отдельного участка работ. Часто строительство или реконструкция больших объектов требует проведения множества различных видов работ, строительства отдельных участков, выполнения отдельных этапов. На каждую отдельную часть составляется локальная смета;
  • проектно-сметной документации. Это весь объем сметной и проектной документации, которая имеет отношение к конкретному проекту. В документацию включаются все составленные по отдельности локальные сметы, необходимые планы, чертежи, схемы. Пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ с 01.07.2019 введено правило о том, что если заказчик проводит тендер, НМЦК которого обоснована проектно-сметной документацией, такая документация одновременно выполняет функцию описания предмета закупки. Отдельно описывать предмет, как того требует Федеральный закон № 44-ФЗ, в этих случаях не требуется;
  • заключения по результатам проверки сметной стоимости. Необходимость проведения этой проверки установлена пунктом 6.2 Приказа Министерства экономического развития от 02.10.2013 № 567, где сказано, что проверке подвергнута документация, если на нужды проекта будут расходоваться бюджетные средства. Порядок и условия проверки сметной стоимости для НМЦК конкретизированы в Постановлении Правительства от 18.05.2009 № 427. Сказано, что цель проверки — установить наличие или отсутствие в сформированной цене превышения нормативных цен на строительство. Проверка НМЦК проводится отдельно от экспертизы документации, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ;
  • заключения государственной экспертизы. Экспертиза является обязательным этапом контроля, призванным не допустить возведение объектов, чьи свойства противоречат действующим нормам, потенциально небезопасных в эксплуатации. Ей подвергнут каждый образец обоснования проектно-сметным методом по 44-ФЗ. Правила проведения экспертизы установлены в статье 49 Градостроительного кодекса.

Стандартные методы расчета НМЦК

Закон № 44-ФЗ предусматривает несколько способов для того, чтобы определить НМЦК: анализ ранка, нормативный метод, тарифный, проектно-сметный и затратный. Более подробно суть этих методов раскрыта в Методических рекомендациях из Приказ Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. № 567.

Анализ рынка

Метод анализа рынка является приоритетным. Это значит, что заказчики должны использовать его в первую очередь и лишь при невозможности этого в силу закона или других причин прибегнуть к одному из прочих.

Базируется метод на сравнении цена на товары, работы или услуги, аналогичные или однородные объекту закупки. Данные о стоимости можно получить как из ЕИС, так и из интернета, рекламных каталогов и прочих открытых источников информации. Еще один вариант — запросить цену у поставщиков. В расчете НМЦК должны участвовать как минимум три результата таких запросов из пяти, сделанных заказчиком.

Нормативный метод

Метод расчета НМЦК по нормативу должен применяться при закупке тех товаров, работ или услуг, для которых такой норматив установлен. Это, например, мебель, канцелярские товары, медицинские «расходники». Проверить, установлен ли для организации того или иного типа норматив на затраты по объекту закупки, заказчик может в ЕИС. Если да, то выходить за рамки предельных затрат нельзя. При этом можно рассчитывать цену закупки методом рыночного анализа, однако она все равно должна укладываться в рамки норматива.

Тарифный метод

Метод определения НМЦК на основе тарифов, как и нормативный, применяется для отдельных объектов закупки — тех, стоимость которых регулируется. Тарифы на те или иные товары, работы или услуги устанавливаются в подзаконных актах разных уровней. Именно на них заказчику следует сослаться при обосновании НМЦК закупки.

Проектно-сметный метод

Расчет НМЦК на основе проекта и сметы применяется в области закупки строительных работ, а именно по сооружению, реконструкции и ремонту (как капитальному, так и текущему) объектов, включая работы по сохранению памятников культурного наследия.

Затратный метод

Метод расчета НМЦК по затратам применяется тогда, когда невозможно применить ни один из описанных выше методов. Кроме того, затратный метод используют для уточнения цены, которая получена одним из них.

При расчете НМЦК этим методом заказчик должен учесть все затраты, которые возникают у поставщика. Это производственные расходы или затраты на приобретение, расходы по реализации и логистике, а также все прочие. Кроме того, следует учесть норму прибыли поставщика, которая является обычной для конкретной сферы. Взять ее можно из контрактов, размещенных в ЕИС. Суммируя все затраты и заложенную прибыль, заказчик получит НМЦК, рассчитанную затратным методом.

Что такое НМЦК в госзакупках и её обоснование

Обычно на аукционах торги начинаются с установленной минимальной цены на продаваемый товар. При госзакупках наблюдается обратный процесс, когда в их начале заявляется цена по максимуму.

Это объясняется тем, что в ходе закупочного процесса в конкурентное состязание вступают не покупатели, а продавцы (поставщики, подрядчики, исполнители) закупочных объектов и где в роли единственного покупателя выступает государство. И ему невыгодно, чтобы партнёры по закупке заламывали неподъёмные цены.

Поэтому перед госзакупками на каждый заказываемый вид объектов закупки устанавливается потолок, выше которого поднимать их стоимость непозволительно. НМЦК фиксируется в извещениях о предстоящем проведении закупок, их документации, в первую очередь в плане-графике, приглашениях для участия в закрытых закупках.

При этом НМЦК, будучи ценовым потолком будущей закупки, берётся вовсе не с этого потолка. Её размеры базируются на положениях ст. 22 44-ФЗ, а также на Приказе Минэкономразвития России № 567.

Это свидетельствует о важности данного процесса, в котором должен соблюдаться необходимый и зачастую непростой баланс между необходимостью эффективно расходовать бюджетные средства и, с другой стороны, учитывать интересы участников закупки. При этом могут создаться следующие ситуации:

При этом могут создаться следующие ситуации:

  1. При занижении заказчиком НМЦК в госзакупках у поставщиков может исчезнуть стимул к участию в закупке, что грозит её непроведением. В подобной ситуации заказчику грозит опасность заключения контракта с недобросовестными партнёрами, которые, согласившись на низкую цену, в ответ поставят некачественный закупочный объект. Установление заказчиком заниженной стоимости чаще всего происходит при использовании цен, уже утративших на момент закупки свою актуальность, или без коррекции на возможную инфляцию.
  2. При завышении НМЦК наблюдается неэффективное использование средств бюджета. Иногда высокая цена привлекает большое число участников закупки, в результате чего их конкурентная борьба в процессе торгов сбивает цену до оптимальной. Однако чаще происходит процесс имитации бурных торгов, которая позволяет снизить цену всего лишь не более чем на 1%.
  3. При точном соответствии заявленной НМЦК рыночной закупка получается взаимовыгодной для участвующих в ней сторон, в результате чего средства бюджета тратятся рационально при надлежащем качестве получаемых взамен объектов закупки. Для участников закупки их выгода выражается в активном участии в торгах.

При определении НМЦК заказчик призван базироваться на принципах:

  • недопущения дискриминации партнёров по закупкам;
  • неограничения конкуренции;
  • эффективного и целевого расходования средств бюджета;
  • уменьшения издержек на заказываемые услуги.

Примерная форма обоснования НМЦК

https://youtube.com/watch?v=XBbwNzyJJ_g