Оперативно-розыскные мероприятия: понятие и основания проведения

Оглавление

Содержание

  • Введение
  • Об авторах
  • Условные сокращения
  • Глава 1. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел как вид деятельности
  • § 1. Сущность оперативно-розыскной деятельности и ее значение в борьбе с преступностью
  • § 2. Принципы оперативно-розыскной деятельности
  • § 3. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности
  • § 4. Этические основы оперативно-розыскной деятельности
  • § 5. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • Глава 2. Участники оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 1. Органы и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в органах внутренних дел
  • § 2. Обязанности и права оперативных подразделений органов внутренних дел
  • § 3. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
  • § 4. Социальная и правовая защита должностных лиц оперативных подразделений органов внутренних дел
  • § 5. Лица, участвующие в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 6. Понятие, виды и содержание содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел
  • Глава 3. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 1. Понятие и объекты учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 2. Виды и формы учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 3. Информационно-аналитическая работа в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • Глава 4. Виды оперативно-розыскных мероприятий
  • § 1. Понятие оперативно-розыскного мероприятия
  • § 2. Опрос
  • § 3. Наведение справок
  • § 4. Сбор образцов для сравнительного исследования
  • § 5. Проверочная закупка
  • § 6. Исследование предметов и документов
  • § 7. Наблюдение
  • § 8. Отождествление личности
  • § 9. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
  • § 10. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
  • § 11. Прослушивание телефонных переговоров
  • § 12. Снятие информации с технических каналов связи
  • § 13. Оперативное внедрение
  • § 14. Контролируемая поставка
  • § 15. Оперативный эксперимент
  • § 16. Получение компьютерной информации
  • § 17. Личный сыск как комплекс оперативно-розыскных мероприятий
  • Глава 5. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 1. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 2. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 3. Соблюдение прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий
  • Глава 6. Документирование действий проверяемых лиц
  • § 1. Понятие и сущность документирования преступных действий проверяемых лиц
  • § 2. Основные направления документирования преступных действий проверяемых лиц
  • Глава 7. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности
  • § 1. Понятие и сущность использования результатов оперативно-розыскной деятельности
  • § 2. Порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности
  • Глава 8. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел
  • § 1. Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 2. Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 3. Конституционный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • Глава 9. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел
  • § 1. Предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 2. Порядок представления прокурору оперативно-служебных документов и процедура прокурорской проверки
  • § 3. Акты прокурорского надзора и порядок реагирования оперативных подразделений при их получении

Содержание ОРМ

Оперативный эксперимент может включать в себя:

  1. Создание, воспроизведение, использование условий, в которых будут проявляться преступные намерения подозреваемых субъектов.
  2. Обнаружение объектов посягательств.
  3. Установление и ведение скрытого контроля.
  4. Проверку оперативной информации опытным путем с фиксацией полученных результатов и контролируемых событий.

В ходе эксперимента могут совершаться действия психологической направленности. К примеру, уполномоченные лица могут проверять реакцию подозреваемого на присутствие какого-либо человека, демонстрируемый предмет, фотографии и т. д.

Содержание

  • Введение
  • Об авторах
  • Условные сокращения
  • Глава 1. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел как вид деятельности
  • § 1. Сущность оперативно-розыскной деятельности и ее значение в борьбе с преступностью
  • § 2. Принципы оперативно-розыскной деятельности
  • § 3. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности
  • § 4. Этические основы оперативно-розыскной деятельности
  • § 5. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • Глава 2. Участники оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 1. Органы и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в органах внутренних дел
  • § 2. Обязанности и права оперативных подразделений органов внутренних дел
  • § 3. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
  • § 4. Социальная и правовая защита должностных лиц оперативных подразделений органов внутренних дел
  • § 5. Лица, участвующие в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 6. Понятие, виды и содержание содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел
  • Глава 3. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 1. Понятие и объекты учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 2. Виды и формы учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 3. Информационно-аналитическая работа в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • Глава 4. Виды оперативно-розыскных мероприятий
  • § 1. Понятие оперативно-розыскного мероприятия
  • § 2. Опрос
  • § 3. Наведение справок
  • § 4. Сбор образцов для сравнительного исследования
  • § 5. Проверочная закупка
  • § 6. Исследование предметов и документов
  • § 7. Наблюдение
  • § 8. Отождествление личности
  • § 9. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
  • § 10. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
  • § 11. Прослушивание телефонных переговоров
  • § 12. Снятие информации с технических каналов связи
  • § 13. Оперативное внедрение
  • § 14. Контролируемая поставка
  • § 15. Оперативный эксперимент
  • § 16. Получение компьютерной информации
  • § 17. Личный сыск как комплекс оперативно-розыскных мероприятий
  • Глава 5. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 1. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 2. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 3. Соблюдение прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий
  • Глава 6. Документирование действий проверяемых лиц
  • § 1. Понятие и сущность документирования преступных действий проверяемых лиц
  • § 2. Основные направления документирования преступных действий проверяемых лиц
  • Глава 7. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности
  • § 1. Понятие и сущность использования результатов оперативно-розыскной деятельности
  • § 2. Порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности
  • Глава 8. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел
  • § 1. Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 2. Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 3. Конституционный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • Глава 9. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел
  • § 1. Предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 2. Порядок представления прокурору оперативно-служебных документов и процедура прокурорской проверки
  • § 3. Акты прокурорского надзора и порядок реагирования оперативных подразделений при их получении

Содержание

  • Введение
  • Об авторах
  • Условные сокращения
  • Глава 1. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел как вид деятельности
  • § 1. Сущность оперативно-розыскной деятельности и ее значение в борьбе с преступностью
  • § 2. Принципы оперативно-розыскной деятельности
  • § 3. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности
  • § 4. Этические основы оперативно-розыскной деятельности
  • § 5. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • Глава 2. Участники оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 1. Органы и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в органах внутренних дел
  • § 2. Обязанности и права оперативных подразделений органов внутренних дел
  • § 3. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
  • § 4. Социальная и правовая защита должностных лиц оперативных подразделений органов внутренних дел
  • § 5. Лица, участвующие в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 6. Понятие, виды и содержание содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел
  • Глава 3. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 1. Понятие и объекты учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 2. Виды и формы учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 3. Информационно-аналитическая работа в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • Глава 4. Виды оперативно-розыскных мероприятий
  • § 1. Понятие оперативно-розыскного мероприятия
  • § 2. Опрос
  • § 3. Наведение справок
  • § 4. Сбор образцов для сравнительного исследования
  • § 5. Проверочная закупка
  • § 6. Исследование предметов и документов
  • § 7. Наблюдение
  • § 8. Отождествление личности
  • § 9. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
  • § 10. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
  • § 11. Прослушивание телефонных переговоров
  • § 12. Снятие информации с технических каналов связи
  • § 13. Оперативное внедрение
  • § 14. Контролируемая поставка
  • § 15. Оперативный эксперимент
  • § 16. Получение компьютерной информации
  • § 17. Личный сыск как комплекс оперативно-розыскных мероприятий
  • Глава 5. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 1. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 2. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 3. Соблюдение прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий
  • Глава 6. Документирование действий проверяемых лиц
  • § 1. Понятие и сущность документирования преступных действий проверяемых лиц
  • § 2. Основные направления документирования преступных действий проверяемых лиц
  • Глава 7. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности
  • § 1. Понятие и сущность использования результатов оперативно-розыскной деятельности
  • § 2. Порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности
  • Глава 8. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел
  • § 1. Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 2. Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 3. Конституционный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • Глава 9. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел
  • § 1. Предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 2. Порядок представления прокурору оперативно-служебных документов и процедура прокурорской проверки
  • § 3. Акты прокурорского надзора и порядок реагирования оперативных подразделений при их получении

Содержание

  • Введение
  • Об авторах
  • Условные сокращения
  • Глава 1. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел как вид деятельности
  • § 1. Сущность оперативно-розыскной деятельности и ее значение в борьбе с преступностью
  • § 2. Принципы оперативно-розыскной деятельности
  • § 3. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности
  • § 4. Этические основы оперативно-розыскной деятельности
  • § 5. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • Глава 2. Участники оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 1. Органы и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в органах внутренних дел
  • § 2. Обязанности и права оперативных подразделений органов внутренних дел
  • § 3. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
  • § 4. Социальная и правовая защита должностных лиц оперативных подразделений органов внутренних дел
  • § 5. Лица, участвующие в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 6. Понятие, виды и содержание содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел
  • Глава 3. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 1. Понятие и объекты учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 2. Виды и формы учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 3. Информационно-аналитическая работа в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • Глава 4. Виды оперативно-розыскных мероприятий
  • § 1. Понятие оперативно-розыскного мероприятия
  • § 2. Опрос
  • § 3. Наведение справок
  • § 4. Сбор образцов для сравнительного исследования
  • § 5. Проверочная закупка
  • § 6. Исследование предметов и документов
  • § 7. Наблюдение
  • § 8. Отождествление личности
  • § 9. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
  • § 10. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
  • § 11. Прослушивание телефонных переговоров
  • § 12. Снятие информации с технических каналов связи
  • § 13. Оперативное внедрение
  • § 14. Контролируемая поставка
  • § 15. Оперативный эксперимент
  • § 16. Получение компьютерной информации
  • § 17. Личный сыск как комплекс оперативно-розыскных мероприятий
  • Глава 5. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 1. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 2. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 3. Соблюдение прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий
  • Глава 6. Документирование действий проверяемых лиц
  • § 1. Понятие и сущность документирования преступных действий проверяемых лиц
  • § 2. Основные направления документирования преступных действий проверяемых лиц
  • Глава 7. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности
  • § 1. Понятие и сущность использования результатов оперативно-розыскной деятельности
  • § 2. Порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности
  • Глава 8. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел
  • § 1. Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 2. Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 3. Конституционный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • Глава 9. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел
  • § 1. Предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 2. Порядок представления прокурору оперативно-служебных документов и процедура прокурорской проверки
  • § 3. Акты прокурорского надзора и порядок реагирования оперативных подразделений при их получении

Содержание

  • Введение
  • Об авторах
  • Условные сокращения
  • Глава 1. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел как вид деятельности
  • § 1. Сущность оперативно-розыскной деятельности и ее значение в борьбе с преступностью
  • § 2. Принципы оперативно-розыскной деятельности
  • § 3. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности
  • § 4. Этические основы оперативно-розыскной деятельности
  • § 5. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • Глава 2. Участники оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 1. Органы и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в органах внутренних дел
  • § 2. Обязанности и права оперативных подразделений органов внутренних дел
  • § 3. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
  • § 4. Социальная и правовая защита должностных лиц оперативных подразделений органов внутренних дел
  • § 5. Лица, участвующие в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 6. Понятие, виды и содержание содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел
  • Глава 3. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 1. Понятие и объекты учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 2. Виды и формы учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 3. Информационно-аналитическая работа в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • Глава 4. Виды оперативно-розыскных мероприятий
  • § 1. Понятие оперативно-розыскного мероприятия
  • § 2. Опрос
  • § 3. Наведение справок
  • § 4. Сбор образцов для сравнительного исследования
  • § 5. Проверочная закупка
  • § 6. Исследование предметов и документов
  • § 7. Наблюдение
  • § 8. Отождествление личности
  • § 9. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
  • § 10. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
  • § 11. Прослушивание телефонных переговоров
  • § 12. Снятие информации с технических каналов связи
  • § 13. Оперативное внедрение
  • § 14. Контролируемая поставка
  • § 15. Оперативный эксперимент
  • § 16. Получение компьютерной информации
  • § 17. Личный сыск как комплекс оперативно-розыскных мероприятий
  • Глава 5. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 1. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 2. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 3. Соблюдение прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий
  • Глава 6. Документирование действий проверяемых лиц
  • § 1. Понятие и сущность документирования преступных действий проверяемых лиц
  • § 2. Основные направления документирования преступных действий проверяемых лиц
  • Глава 7. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности
  • § 1. Понятие и сущность использования результатов оперативно-розыскной деятельности
  • § 2. Порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности
  • Глава 8. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел
  • § 1. Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 2. Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 3. Конституционный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • Глава 9. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел
  • § 1. Предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 2. Порядок представления прокурору оперативно-служебных документов и процедура прокурорской проверки
  • § 3. Акты прокурорского надзора и порядок реагирования оперативных подразделений при их получении

Подготовительный этап

Перед проведением эксперимента руководителю оперативно-розыскного отдела необходимо убедиться, что:

  • характер условий, которые созданы сотрудниками, в разумной степени является очевидным для объекта наблюдения и, соответственно, верно им оценен;
  • есть основания полагать, что запланированное мероприятие позволит выявить скрытую противоправную деятельность, обнаружить разыскиваемого гражданина или украденные ценности;
  • формирование для объекта, совершающего преднамеренные действия, соответствующих условий оправдано в силу противоправности сделки, в которой он намеревается участвовать.

Классификация

Проанализировав накопленный практический опыт, специалисты выделяют 2 основных типа эксперимента. Классификация осуществляется в зависимости от цели проведения ОРМ.

Эксперимент первого типа направлен на обнаружение неизвестных субъектов. Его суть состоит в использовании контролируемых предварительно подготовленных объектов – приманок. Они размещаются в предполагаемых местах совершения преступления. К примеру, если говорить о кражах на вокзалах, станциях, в аэропортах, то такими предметами могут служить чемоданы, сумки, оставленные в залах ожидания, автомобили, брошенные на стоянке

Для выявления грабежей, разбоев оперативники используют экипировку, привлекающую внимание преступников, и направляются в места вероятного совершения противоправных действий

В некоторых случаях проводятся достаточно масштабные действия. К примеру, для проведения эксперимента создаются фирмы, подыскиваются квартиры, магазины для обнаружения субъектов, причастных к экономическим преступлениям, в том числе сбывающих украденное, запрещенные товары и пр.

Второй тип экспериментов используется для фиксации событий и непосредственного задержания граждан, обоснованно подозреваемых в незаконных действиях. Обычно такие мероприятия проводятся в отношении взяточников, наркоторговцев, продавцов оружия и пр.

Задачи, решаемые проведением ОРМ

ОРМ – неотъемлемая часть работы государственных органов, занимающихся процессом противодействия преступности. В рамках данных мероприятий решаются следующие задачи.

Таблица 2. Какие задачи решаются проведением оперативно-розыскных мероприятий

Задача Описание
Добыча первичной информации Одной из задач, преследуемых проведением рассмотренных нами мероприятий, является добывание так называемых первичных сведений, касающихся:преступлений, совершенных или планируемых к совершению;
лиц, непосредственно принимавших участие в рассматриваемых преступлениях.
Кроме того, на этом же этапе проводится и проверка данных, и лишь при условии, что они подтверждены, с ними ведется дальнейшая работа.
Выявление и обнаружение Аналогичным образом в ходе оперативно-розыскной деятельности производится выявление людей, в той или иной степени осведомленных относительно того, в рамках каких обстоятельств совершалось рассматриваемое преступление. Также по следам, оставленным имеющими к делу отношение лицами, производится обнаружение необходимых для следствия предметов и официальных бумаг.
Обеспечение доказательств Кроме того, проведение ОРМ позволяет обнаружить те или иные доказательства преступной деятельности, и обеспечить их наличие для рассмотрения инициированного дела.

ОРМ – неотъемлемая часть работы государственных органов, занимающихся процессом противодействия преступности

Трактовка понятия

К сожалению, в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» определение рассматриваемого мероприятия не раскрыто. Формулировка, однако, присутствует в Рекомендательном законодательном акте «О борьбе с преступностью», утвержденном Постановлением Ассамблеи стран-участниц СНГ в 1996 г.

В 26 статье указанного документа понятие «оперативный эксперимент» определяется следующим образом. Под ним понимается воспроизведение обстановки, действий, прочих обстоятельств события, совершение осуществление необходимых мероприятий для пресечения преступлений, обнаружения субъектов, их подготавливающих ибо совершающих. Целью оперативного эксперимента может являться также проверка и оценка информации о возможных незаконных действиях, получение новых сведений о преступной деятельности.

Это определение во многом схоже с трактовкой такого понятия, как «следственный эксперимент». Об этом оперативном разыскном мероприятии говорится в 181 статье УПК.

ОРМ: описание и основные признаки

ОРМ или оперативно-розыскные мероприятия – некая совокупность, включающая в себя действия аналогичного характера, производимые отдельно друг от друга. Так, например, мероприятием интересующего нас вида могут считаться следующие события:

  • контроль посылок, традиционным способом отправленных по почте;
  • проведение оперативного осмотра;
  • осуществление закупки с целью проведения проверки купленного товара;
  • контрольные процедуры в сетях электросвязи.

Сложность интересующих нас мероприятий может варьироваться. Так, например, наиболее сложной формой считаются операции оперативно-розыскного характера.

Мероприятия оперативно-розыскного характера направлены на предотвращение преступлений, и впоследствии производят такой благоприятный эффект, как снижение уровня преступности в целом

Основные признаки оперативно-розыскных мероприятий позволяют обозначить наиболее точную картину того, что же они из себя представляют. Рассмотрим признаки далее в таблице.

Таблица 1. Признаки оперативно-розыскных мероприятий

Признак Описание
Социальная значимость Рассматриваемые деяния характеризуются высокой значимости для общественности.
Умысел Все искомые деяния совершаются умышленно и заранее продуманно.
Законность Все действия, входящие в рамки обозначенных нами мероприятий, носят, безусловно, законный характер, и предусмотрены нормативно-правовыми актами нашей страны.
Конфиденциальность Еще один уникальный признак ОРМ – конфиденциальность, актуальная:как для управленческой деятельности, осуществляемой в рамках проведения рассматриваемых мероприятий;
так и для системы специализированных приемов сысковой деятельности.

Фактически, оперативно-розыскные мероприятия можно обозначить, как способы, использование которых служит последующей добыче истинной информации, отображающей ту или иную ситуацию.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий осуществляется согласно нормативно-правовым актам, регулирующим аналогичного рода деятельность в целом.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий непосредственно направлено на выявление важных для следствия сведений и приостановление деятельности преступного характера, угрожающей общественному порядку

Совершение ряда интересующих нас деяний производится во всех случаях, оговоренных законодательством страны, в отношении граждан, которые относятся к категории:

  • проверяемых – это такие лица, о которых известно, что они готовятся к совершению преступлений, при этом, обозначенные данные все же требуют проверки;
  • разрабатываемых – это граждане, о которых государственные структуры давно копят те или иные документы и прочие материалы;
  • иных.

Сотрудники государственных структур, осуществляющие ОРМ, должны понимать, что закон устанавливает определенные ограничения, которые нужно учитывать в рамках осуществления интересующей нас деятельности.

  1. Так, например, строго запрещается воздействовать на граждан в ходе мероприятий при помощи таких методов, как:
    • шантаж;
    • угроза и т.д.
  2. Также закон налагает запрет на совершение действий, в той или иной мере несущих угрозу:
    • жизни какого-либо гражданина;
    • здоровью лица.
  3. Нельзя также совершать деяния, угрожающие какой-либо организации, либо создавать такие условия, которые максимально затруднят ее деятельность.
  4. Запрет распространяется также на подмену процессуальных действий оперативно-розыскными.

Как и любая иная деятельность государственных структур, оперативно-розыскные мероприятия ограничиваются законодательными актами, то есть в их рамках можно производить только те действия, которые обозначены в нормативно-правовой документации

Представление результатов

После проведения эксперимента и фиксации полученных сведений руководитель оперативно-розыскного отдела выносит постановление. На его основании задокументированные результаты ОРМ передаются следственному органу, дознавателю или в судебную инстанцию. Кроме этого, при необходимости утверждается постановление о рассекречивании сведений, отнесенных к гостайне.

Фактическая передача материалов осуществляется по сопроводительным документам.

При необходимости и в отсутствии угрозы расшифровки источников поступления сведений, способов их получения, зафиксированные в ходе ОРМ результаты могут рассекречиваться отдельным протоколом или актом. Его составляет уполномоченный оперативный сотрудник.

Фиксация результата

Полученные в ходе эксперимента сведения отражаются в рапорте. Если целью ОРМ является выявление преступления или обнаружение субъекта, причастного к нему, результат фиксируется в специальном акте. Этот документ должен оформляться по правилам, предусмотренным для протокола следственного эксперимента. При этом информацию, составляющую гостайну, не отражается.

В вводной части документа указывают:

  1. Цель, время, обстановку, условия проведения.
  2. Схему расстановки участников.
  3. Местонахождение контролируемого субъекта, лиц, привлеченных к наблюдению за ним.
  4. Используемые технические средства.
  5. Замечания участников.

Если к ОРМ привлекается специалист, сведения о нем также отражаются в акте.

К документу должны прилагаться рапорты организатора эксперимента, иных его участников, объяснения лиц, задержанных в ходе мероприятия, показания очевидцев, прочие материалы, в том числе видео- и аудиозаписи.

↑оЕПЕВЕМЭ нпл

гЮЙНМ нА нпд СЯРЮМНБХК ОЕПЕВЕМЭ нпл, Й ВХЯКС ЙНРНПШУ НРМНЯЪРЯЪ:

  1. НОПНЯ;
  2. МЮБЕДЕМХЕ ЯОПЮБНЙ;
  3. ХГЗЪРХЕ НАПЮГЖНБ ДКЪ ЯПЮБМХРЕКЭМНЦН ХЯЯКЕДНБЮМХЪ;
  4. ОПНБЕПНВМЮЪ ГЮЙСОЙЮ;
  5. ХЯЯКЕДНБЮМХЕ ОПЕДЛЕРНБ Х ДНЙСЛЕМРНБ;
  6. МЮАКЧДЕМХЕ;
  7. НРНФДЕЯРБКЕМХЕ КХВМНЯРХ;
  8. НАЯКЕДНБЮМХЕ ОНЛЕЫЕМХИ, ГДЮМХИ, ЯННПСФЕМХИ, СВЮЯРЙНБ ЛЕЯРМНЯРХ Х РПЮМЯОНПРМШУ ЯПЕДЯРБ;
  9. ЙНМРПНКЭ ОНВРНБШУ НРОПЮБКЕМХИ, РЕКЕЦПЮТМШУ Х ХМШУ ЯННАЫЕМХИ;
  10. ОПНЯКСЬХБЮМХЕ РЕКЕТНММШУ ОЕПЕЦНБНПНБ;
  11. ЯМЪРХЕ ХМТНПЛЮЖХХ Я РЕУМХВЕЯЙХУ ЙЮМЮКНБ ЯБЪГХ;
  12. НОЕПЮРХБМНЕ БМЕДПЕМХЕ;
  13. ЙНМРПНКХПСЕЛЮЪ ОНЯРЮБЙЮ;
  14. НОЕПЮРХБМШИ ЩЙЯОЕПХЛЕМР.

дЮММШИ ОЕПЕВЕМЭ ЪБКЪЕРЯЪ ХЯВЕПОШБЮЧЫХЛ, ЕЦН ХГЛЕМЕМХЕ КХАН ДНОНКМЕМХЕ БНГЛНФМН РНКЭЙН ТЕДЕПЮКЭМШЛ ГЮЙНМНЛ.

Проведение ОРМ: общеобязательные условия

Общеобязательными условиями для проведения таких ОРМ являются:

  • наличие судебного решения;
  • наличие специальной информации об объектах ОРД, перечисленных в статье 2 Закона об ОРД ;
  • документально оформленное задание оперативного подразделения (в форме мотивированного постановления, утвержденного соответствующим руководителем).

При этом прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Кроме того, следует отметить, что, если целью указанных оперативно-розыскных мероприятий является обеспечение безопасности органов, осуществляющих ОРД, их проведение разрешается без судебного решения при наличии согласия защищаемого лица в письменной форме (часть 8 статьи 8 Закона об ОРД);

Безопасность и ее виды

В конце XIX в. в российской истории начинает активно использоваться понятие «безопасность». При этом акцент делался на «охрану общественной безопасности».

Этот вид деятельности был направлен на борьбу с государственными преступлениями. А также являлся исключительной привилегией политического сыска.

В нынешнее время под понятием «государственная безопасность» понимается регламентированная законом система общественных отношений. Она проявляется в защиье первостепенных интересов государства (суверенитет, конституционный строй, территориальная целостность, обороноспособность и др.), как политической организации современного российского общества, от внутренних и внешних угроз, которые позволяют ему продолжать свою жизнедеятельность и развитие.

Одним из звеньев государственной безопасности является военная безопасность. Обеспечивается она не только состоянием вооруженных сил, но и другими институтами общества, которые поддерживают оборонную мощь страны на требуемом уровне для установления наиболее выгодных отношений с другими державами.

Важную роль в ее обеспечении играют государственные органы, такие как ФСБ России, СВР и органы, осуществляющие ОРД – оперативные подразделения внешней разведки Минобороны России.

Экономическая безопасность

Определение 4

Экономическая безопасность – состояние защищенности экономической системы страны, которое обеспечивает достаточный уровень оборонной, политической и социальной жизнедеятельности и развития экономики государства. А также недосягаемость государственных экономических интересов по отношению к любого вида угрозам, как внешним, так и внутренним. Это стабильные условия защищенности общества, национальной экономики, региона или сферы хозяйственной деятельности.

При осуществлении экономической безопасности обеспечиваются:

  • действенная угода общественных потребностей в обстановке военной и социально-политической стабильности страны;
  • технологический суверенитет и неуязвимость государства от внутренних и внешних угроз;
  • защита интересов страны на мировом и на российском рынках, несмотря на трансформацию тактических целей России и аналогичные изменения внутренних и внешних угроз.

Уровень развития национальной экономики зависит от ее надлежащей защиты оперативно-розыскными и другими средствами.

Экономическая безопасность в демократических странах, подчиняющихся закону, представляет собой умение сохранять хорошие условия жизнедеятельности граждан, надежно оснащать возможностями экономику, а также предоставлять все необходимые средства и институты государства (включая спецслужбы и правоохранительные структуры) защите национальных государственных интересов в сфере экономики от материальных ущербов как внутренних, так и внешних.

Платформой национальной безопасности является экономическая безопасность. Так как именно от нее зависит безопасность других областей существования государства, общества, личности.

Замечание 4

В настоящий момент экономическая безопасность, являющаяся важнейшим критерием изменений, происходящих в государстве, выдвигается на первый план. Это обусловлено состоянием экономики, криминализацией общественных связей, недоработкой системы организации государственной власти и гражданского общества. Недоработки правоохранительных органов сегодня проявляются максимально отчетливо. Смена приоритетных задач влекла за собой неоднократную смену названия служб, которые специализируются на борьбе с экономическими правонарушениями. В конце концов привело это к усилению итак немалого количества преступных группировок. А средой, подпитывающих их, стали противозаконные формы получение и легализация незаконных доходов и теневая экономика.

Экологическая безопасность

Определение 5

Экологическая безопасность – это состояние защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека, государства, мирового общества от негативного влияния различных явлений и антропогенных факторов.

Она является комплектующей национальной безопасности и может быть применена к личности, населению какой-либо территории, государству, технологиям и производствам, географической зоне. Потребность в ее обеспечении отмечена в п. 85 Указа Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года».

Сопровождение экологической безопасности значит сведение до минимума опасности отрицательного воздействия вредных факторов окружающей природной среды. А также сведение до возможно малой вероятности, при помощи метода адекватных оперативно-розыскных мер, последствий экологических аварий и катастроф.