Оспаривание нормативных правовых актов

Оглавление

Возвращение заявления судом, отказ в принятии к производству и оставление без движения административного иска

В течение трех дней со дня получения заявления суд должен решить вопрос о его принятии либо об отказе в принятии (ст. 127).

Законодатель приводит незакрытый общий перечень оснований для отказа в принятии заявления:

  • заявление подлежит рассмотрению в порядке иного судопроизводства;
  • заявление подано лицом в защиту иных лиц, когда такое право законодательство не предоставляет заявителю;
  • из поданного заявления не следует, что действием или бездействием госоргана затрагиваются или нарушаются права гражданина;
  • если уже имеется решение суда по данному спору между теми же сторонами.

Законодатель предусмотрел незакрытый общий перечень оснований для возвращения заявления (ст. 129):

  • не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, если законодательством такой порядок является обязательным;
  • дело неподсудно данному суду;
  • заявление подано недееспособным лицом;
  • заявление не подписано или подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или подачу в суд;
  • в производстве этого или иного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
  • поступило заявление о возвращении заявления;
  • не исправлены недостатки заявления в срок, установленный судом в определении об оставлении заявления без движения.

При возвращении заявления истец не лишен возможности повторно обратиться в суд с этим же требованием, в отличие от ситуации при отказе в принятии заявления, которое препятствует впоследующем повторно обращаться по этим же требованиям.

При подаче заявления с нарушениями требований к форме и содержанию административного искового заявления суд оставляет его без движения и предоставляет заявителю разумный срок для исправления недостатков (ст. 130).

Тем не менее, законодательством предусмотрена возможность обжаловать отказ в принятии заявления, оставление без движения и возвращение путем подачи частной жалобы в вышестоящий суд (ст. 128-130, ст. 313).

Предъявление административного иска о признании НПА недействующим

Оспорить нормативный правовой акт можно, обратившись в суд с исковым требованием о признании его не действующим полностью или в части. Правила, которыми следует руководствоваться в таком случае, изложены в Кодексе административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ). Нормы Гражданского процессуального кодекса РФ и Арбитражного процессуального кодекса РФ при обжаловании нормативных актов в суде общей юрисдикции, по общему правилу, не применяются. Подробнее о применимых законах при оспаривании НПА Факультет Медицинского Права рассказывал в статье «Оспаривание актов органов власти в сфере здравоохранения (общие положения)».

В соответствии со ст. 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части можно подать в суд в двух случаях:

  • если в отношении медицинской организации применен оспариваемый нормативный правовой акт, или
  • если медицинское учреждение является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и полагает, что этим актом нарушены или нарушаются его права, свободы и законные интересы.

Первый случай касается ситуаций, в которых по отношению к медицинскому учреждению применен нормативный правовой акт, положения которого медицинское учреждение считает не соответствующими закону

Здесь не важно, какой орган издал этот акт – Министерство здравоохранения РФ или, к примеру, Министерство финансов в лице Федеральной налоговой службы РФ, важен факт применения НПА в отношении медицинской организации

Второй случай – это оспаривание медицинским учреждением нормативных актов, изданных в сфере здравоохранения и медицины и, таким образом, обязательных для исполнения медучреждением. Ключевым моментом здесь является именно сфера действия оспариваемого акта. В судебной практике большинство ситуаций связано с оспариванием разного рода приказов, порядков и инструкций, утвержденных Министерством здравоохранения РФ. В качестве примера можно привести Решение Верховного Суда РФ от 01.03.2018 N АКПИ17-1185 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 4 и 9 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология», утв. Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 919н» и т.п. Подробнее о порядках оказания медицинской помощи смотрите в разделе «Медицинская деятельность: правила и порядки», «Порядки и правила оказания медицинской помощи».

Последствия признания НПА не действующим полностью или в части

Согласно ст. 216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части:

  • этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты;
  • не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают.

Если при таких обстоятельствах выявляется недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Решение суда о признании НПА не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием административным ответчиком такого же акта.

Юридическая помощь

Представленная в статье информация носит исключительно ознакомительный характер и не является полноценной юридической консультацией по конкретному вопросу (проблеме).

При необходимости Факультет Медицинского Права окажет юридическую помощь медицинской организации (иной организации сферы здравоохранения), которая стала участником судебного спора с пациентом (и не только с ним, но и с любым другим лицом) или, наоборот, сама намеревается обратиться за судебной защитой своих прав и законных интересов. Дополнительная информация об услугах Факультета Медицинского Права имеется в разделе «Представление интересов медицинской организации (иной организации сферы здравоохранения) в суде».

Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц

1. Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.

2. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

3. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

4. В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться:

1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения;

2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение;

3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

5. В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:

1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;

2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;

3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

6. В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующими органом или лицом об исполнении решения суда.

7. Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

8. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

9. Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в органы, осуществляющие публичные полномочия, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

Решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании НПА суд принимает одно из следующих решений:

  • об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый медицинской организацией НПА полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
  • об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Порядок принятия решения определяется правилами гл. 15 КАС РФ. применительно к содержанию решения нужно заметить следующее. Если при рассмотрении административного дела об оспаривании НПА суд установит, что применение на практике оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствует истолкованию данного НПА или его отдельных положений, выявленному судом с учетом места данного акта в системе нормативных правовых актов, суд указывает на это в мотивировочной и резолютивной частях своего решения. Помимо этого в резолютивной части решения должны содержаться:

  • указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого НПА не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших;
  • указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица;
  • сведения, указанные в п. п. 4 и 5 ч. 6 ст. 180 КАС РФ;
  • другие сведения о вопросах, разрешенных судом исходя из конкретных обстоятельств административного дела, в том числе о выявленном судом содержании нормативного правового акта или его отдельных положений.

Решение суда по административному делу о признании НПА не действующим полностью или в части вступает в законную силу в порядке ст. 186 КАС РФ. Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, их представителями и иными лицами, права, свободы и законные интересы которых затронуты в соответствии со ст. 217 КАС РФ.

Административный порядок обжалования решений, действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти и его должностных лиц

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также рассмотрением обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»(далее – Закон об обращениях граждан). Установленный Законом об обращениях граждан порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц.

Гражданин, организация, считающие, что их права и законные интересы нарушены, вправе обжаловать нормативный правовой акт Федерального казначейства, а также решения, действия (бездействие) Федерального казначейства (территориального органа Федерального казначейства) и его должностных лиц, направив в Федеральное казначейство (территориальный орган Федерального казначейства) соответствующую жалобу.

При этом жалоба должна содержать просьбу гражданина (организации) о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц (с обоснованием излагаемых доводов).

Жалоба, поступившая в Федеральное казначейство, в его территориальный орган подлежит обязательному рассмотрению.

В случае необходимости рассматривающие обращение должностное лицо, рассматривающее жалобу, может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Жалоба, поступившая в Федеральное казначейство, в его территориальный орган, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Закона об обращениях граждан, срок рассмотрения жалобы может быть не более чем на 30 дней (о чем уведомляется лицо, направившее жалобу).

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется. В случае, если в соответствии указанным с запретом невозможно направление жалобы на рассмотрение должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в жалобе вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме.

Жалоба должна содержать:

1) фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

2) наименование органа, должностного лица либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, должностного лица либо государственного служащего;

4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего.

Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Меры предварительной защиты по административному иску об оспаривании НПА

Факультет Медицинского Права обращает внимание на то, что можно потребовать в суде принять по административному иску меру предварительной защиты в виде запрета применять оспариваемый НПА или его оспариваемые положения в отношении административного истца, то есть самой медицинской организации, обратившейся в суд. Каких-либо иных обеспечительных мер ст

211 КАС РФ не допускает. Последнее означает, что медицинская организация не сможет заявить о приостановлении действия НПА в отношении неопределенного круга лиц, или, в случае ошибочного заявления таких требований, в применении предварительной защиты суд медицинской организации сможет отказать.

Рассмотрение заявлений об оспаривании нормативных правовых актов

Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются (ст. 213 КАС РФ):

  • судом в срок, не превышающий 2 месяцев со дня подачи административного искового заявления;
  • Верховным Судом РФ в течение 3 месяцев со дня его подачи.

В период избирательной кампании, кампании референдума административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, принятых избирательными комиссиями, либо нормативных правовых актов по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, которые регулируют отношения, связанные с данными избирательной кампанией, кампанией референдума, рассматриваются судом в срок, установленный ч. 1 ст. 241  Кодекса:

  • поступившее в суд в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, — в течение 5 дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования;
  • поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно.

Административное дело об оспаривании закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования рассматривается судом в 10-дневный срок со дня поступления административного искового заявления в суд.

Административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора, который

  • дает заключение по этому административному делу — если административное дело возбуждено не на основании административного искового заявления прокурора;
  • не дает заключение по этому административному делу — если административное дело возбуждено на основании административного искового заявления прокурора.

Извещаются о времени и месте судебного заседания:

  1. лица, участвующие в деле об оспаривании нормативного правового акта, их представители, а также
  2. иные участники судебного разбирательства.

Не является препятствием к рассмотрению административного дела неявка (если явка таких лиц не была признана судом обязательной):

  • лица, обратившегося в суд,
  • прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения по административному делу, а также
  • представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, а в случае неявки таких представителей наложить судебный штраф в порядке и размере, установленных статьями 122 и 123 Кодекса.

Подробнее

Размер налагаемого судебного штрафа не может превышать:

  • на орган государственной власти, иной государственный орган 100 тысяч рублей,
  • на орган местного самоуправления, иные органы и организации, которые наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями, — 80 тысяч рублей,
  • на организацию — 50 тысяч рублей,
  • на должностное лицо — 30 тысяч рублей,
  • на государственного или муниципального служащего — 10 тысяч рублей,
  • на гражданина — 5 тысяч рублей.

Судебные штрафы, наложенные судом на должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления и других органов, организаций, на государственных и муниципальных служащих, взыскиваются из личных средств этих лиц.

Судебные штрафы взыскиваются в доход федерального бюджета.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд:

  • проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются;
  • не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим.

Требования к административному исковому заявлению

Чтоб суд принял административный иск медицинского учреждения об оспаривании НПА и возбудил административное производство, исковое заявление должно отвечать установленным законом требованиям. В первую очередь форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч. ч. 1, 8 и 9 ст. 125 КАС РФ. То есть иск должен быть составлен в письменной форме и подписан административным истцом, или он может быть подан посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с соблюдением требований подачи документов в суд в электронной форме, см. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.12.2016 № 251 «Об утверждении Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа»).

В административном исковом заявлении об оспаривании НПА обязательно нужно указать следующую информацию:

  • сведения, предусмотренные п. п. 1, 2, 4 и 8 ч. 2 и ч. 6 статьи 125 КАС РФ;
  • наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый НПА;
  • наименование, номер, дату принятия оспариваемого НПА, источник и дату его опубликования;
  • сведения о применении оспариваемого НПА к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;
  • сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;
  • наименование и отдельные положения НПА, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;
  • ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в ч. 3 ст. 209 КАС РФ;
  • требование о признании оспариваемого НПА недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

К административному исковому заявлению о признании НПА недействующим прилагаются документы, указанные в п.п. 1, 2, 4 и 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ, документы, подтверждающие сведения, указанные в п. 4 ч. 2 ст. 209 КАС РФ, а также копия оспариваемого нормативного правового акта.

Если все требования административным истцом соблюдены, судья принимает заявление и возбуждает административное производство. Если же чего-то не хватает или есть какие-то недочеты, то судья, руководствуясь ч. 3 ст. 210 КАС РФ, может оставить исковое заявление без движения, установив разумный срок для устранения соответствующих недостатков.

Некоторые особенности оспаривания

Первым делом необходимо определиться с подсудностью дела об оспаривании НПА. 

Подсудность определяется главой 2 КАС, в частности ст. 20, 21 КАС. 

Дела об оспаривании НПА рассматривают суды общей юрисдикции разных уровней (региональные суды субъектов РФ, Верховный суд РФ). Т.е. дела об оспаривании нормативных правовых актов не рассматриваются арбитражными судами. 

Общим правилом установлено, что лица участвующие в деле, доказывают те обстоятельства на которые они ссылаются. Это правило установлено КАС. Однако по делам об оспаривании законности нормативных правовых актов бремя доказывания возлагается на соответствующие орган.  При этом лица, обратившиеся в суд с административным иском об оспаривании нормативного правового акта, обязаны: 

  • указывать, каким нормативным правовым актам, противоречит оспариваемый акты;
  • подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
  • подтверждать иные факты, на которые лицо обратившееся с административным актом ссылается как на основания своих требований.

Нормативный акт можно оспаривать как полностью так и в части. 
По результатам рассмотрения административного иска, суд принимает одно из следующих решений:

  • об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
  • об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В случае признания судом НПА не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.

Как происходит рассмотрение таких споров

Перед тем как рассказать о том, как происходит рассмотрение данной категории дел, нужно разобраться, какие суды, имеют право рассматривать такие споры.

  1. Мировые судьи рассматривают дела, в которых требуется вынесение судебных приказов по наложению административно-правовых санкций (например, штрафов), которые налагаются государственными органами на ИП, юридические лица, и граждан.
  2. Граждане, а также различные юридические лица, организации и учреждения, которые связаны с военной сферой, имеют право обращаться по защите своих прав в Военные суды регионов.
  3. Районным судам подведомственны все дела, которые связаны с выдачей ненормативных правовых актов государственными органами, которые находятся на административных участках, что обслуживают такие суды.
  4. Верховным судам субъектов Федерации, а также краевым областным судам, подведомственные споры, в которых выступают высшие органы власти субъектов, областей и краевых образований. Также эти суды рассматривают споры с муниципальными властями, различными экзаменационными, квалификационными комиссиями, которые назначают и увольняют судей, запрещают средства массовой информации, дают разъяснения Законам, и другим нормативным актам. Также сюда относится расформирование избирательных комиссий.
  5. Верховный Суд РФ, также выполняет роль суда первой инстанции по таким спорам. Оспаривание актов Президента нашей страны, Правительства, Постановления Государственной Думы, которые не носят в себе функции Законов, а также других высших государственных органов, куда можно отнести Генеральную прокуратуру, Следственный комитет и другие.

Апелляционные суды

Второй частью рассмотрения таких споров, являются апелляционные жалобы. Их имеют право подавать не только граждане и юридические лица, но и государственные образования (органы).

На решение районного суда, такая жалоба подается в областной, краевой либо Верховный суд субъекта Федерации. Если постановление принято по результатам рассмотрения дела краевым, областным или Верховным судом субъекта Федерации, то апелляционная жалоба может быть подана только в Верховный Суд нашей страны.

Особое место процесс обжалования занимает, когда решение вынес Верховный Суд Российской Федерации (ВС РФ). Апелляция подается в этот же судебный орган, но рассматривает ее судебная палата по административным делам.

Кассационные суды

После того, как суды первой и второй инстанций приняли решения, с которыми одна из сторон не согласна, то она имеет право подать кассационную жалобу. Если с районными, областными, краевыми и Верховными судами субъектов РФ понятно, их кассационной инстанцией является только судебная палата по административным спорам ВС РФ.

Но некоторые вопросы возникают, когда апелляция рассматривалась судебной палатой по административным делам ВС РФ. В КАС прописано, что кассацию на такое решение должны рассматривать судьи Верховного суда, из разных судебных палат, которые формируют специальную коллегию, и рассматривают кассационную жалобу.

Существуют специально установленные сроки, в течение которых можно подать административный иск, апелляцию, и кассацию. Если сторона их пропустила, они должны обратиться со специальным заявлением, в котором попросить восстановить эти сроки.

Срок для оспаривания НПА в суде

По общему правилу административный иск о признании нормативного правового акта недействующим можно подать в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта. Несоблюдение данного положения влечет за собой следующие последствия. Так,

  • если на момент подачи административного иска оспариваемый акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие, то в соответствии с ч. 1 ст. 210 КАС РФ судья откажет в принятии искового заявления;
  • если на момент подачи административного искового заявления о признании НПА недействующим он или его оспариваемые положения не вступили в силу, то судья по правилам ч. 2 ст. 210 КАС РФ такой иск возвратит.

В случае, если в период судебного разбирательства дела оспариваемый НПА утратит силу, будет отменен или изменен и перестанет, таким образом, затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, суд вправе прекратить производство по делу на основании п. 1 ч. 2 ст. 214 КАС РФ.