Ответственность по административному праву

Оглавление

Освобождение от ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 24.5 КоАП РФ

В рассматриваемой норме перечислены случаи, когда административная ответственность исключается.

Лицо освобождается от наказания, если:

  1. Нет события нарушения, то есть не было противоправного действия (бездействия), за которое предусмотрена ответственность.
  2. Нет состава нарушения, то есть как минимум одного из четырех его обязательных элементов.
  3. Нарушитель не достиг возраста привлечения к ответственности.
  4. Нарушитель является невменяемым.
  5. Правонарушитель действовал в состоянии крайней необходимости (то есть должен был совершить нарушение, чтобы предотвратить более серьезное правонарушение или преступление, либо причинение вреда имуществу, жизни, здоровью людей).
  6. Правонарушитель был амнистирован.
  7. Закон, который устанавливал административную ответственность, утратил силу.
  8. Истекли сроки давности привлечения к ответственности, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ.
  9. Нарушитель уже был привлечен к ответственности за те же действия по той же статье, которая ему вменена, либо производство по аналогичному делу уже было прекращено.
  10. Правонарушитель умер.
  11. Юридическое лицо, привлекаемое к ответственности, ликвидировано.

Случаи, когда лицо должно быть освобождено от ответственности

По результатам рассмотрения административных дел могут выноситься 2 вида решений: о назначении наказания либо о прекращении производства. Прекращение производства по делу означает в том числе освобождение привлекаемого лица от наказания, т. е. по факту — освобождение от административной ответственности.

КоАП РФ прямо не указывает, в каких случаях возможно освобождение от административной ответственности и что такое «освобождение». В широком понимании освобождение от ответственности — любой случай, когда лицу по тем или иным причинам не назначается наказание.

В силу ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ производство по делу (и, соответственно, освобождение от административной ответственности) возможно в различных случаях, а именно:

  1. При наличии обстоятельств, которые перечислены в ст. 24.5 КоАП РФ.
  2. При признании правонарушения малозначительным.
  3. В случае обнаружения в действиях лица признаков преступления.
  4. В иных случаях, предусмотренных некоторыми статьями КоАП РФ.

Подробнее обо всех перечисленных основаниях для освобождения от ответственности расскажем далее.

Специальные случаи освобождения от административного наказания

Комиссия по делам несовершеннолетних — один из органов, рассматривающих дела. О правонарушениях, которые совершили несовершеннолетние (с 16 до 18 лет). И этот орган вправе освободить нарушителя от административной ответственности. Однако при этом применит иные меры, которые предусматривает специальное законодательство РФ. Это индивидуальная профилактическая работы. Основы ее закрепляет закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». А также иные многочисленные программы и законы в этой сфере. Решение принимается с учетом обстоятельств дела и личности нарушителя.

Не секрет, что огромное количество постановлений за нарушения в области дорожного движения фиксируют камеры. И административный штраф придет собственнику транспортного средства. А если транспортом управлял не собственник? Ведь постановление-то уже вынесено. Тогда такой собственник может написать жалобу на постановление. И доказать, что в момент совершения нарушения автомобилем управляло иное лицо. В том числе в результате противоправных действий. Тогда уполномоченный орган вынесет решение об освобождении от административной ответственности собственника. аналогичный порядок действует и для собственников земельных участков при фиксации нарушений правил в области благоустройства территорий.

От административной ответственности освобождается гражданин, который добровольно сдал наркотические средства (и т.п. средства и вещества). Однако в том случае, если не преследовал цели их продажи. Такое же решение будет принято, если гражданин добровольно обратился в медицинскую организацию за лечением от наркомании. Или добровольно направлен на социальную реабилитацию. Эти основания действуют для лиц, употребляющих наркотики или психотропные средства (а также в отношении хранения, перевозки, изготовления без цели сбыта).

Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, несут ответственность за административные правонарушения, как правило, по дисциплинарным уставам (положениям). Кроме правонарушений (ст. 2.5. КоАП РФ), за совершение которых ответственность наступает на общих основаниях.

Примечания к ряду статей Особенной части КоАП РФ устанавливают специальные основания освобождения от административной ответственности, связанные с поведением лица после совершения нарушения.

Административная ответственность. Освобождение от административной ответственности. Ограничение административной ответственности

Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Основные черты административной ответственности:

  • имеет собственную нормативно-правовую основу — устанавливается как законами, так и подзаконными актами либо их нормами об административном правонарушении;
  • основанием административной ответственности является административное правонарушение;
  • субъекты административной ответственности — как физические лица, так и коллективные образования;
  • за административные правонарушения предусмотрены административные взыскания;
  • административные взыскания налагаются органами и их должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей;
  • применение административных взысканий не влечет судимости и увольнения с работы;
  • меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Согласно ст. 21 КоАП РФ основанием освобождения от административной ответственности является характер правонарушения и личность нарушителя. Условия освобождения от административной ответственности:

  • наличие в действиях (бездействии) правонарушителя состава административного правонарушения;
  • целесообразность применения к лицу, совершившему его, меры общественного воздействия;
  • принятие решения об освобождении от административной ответственности органом (должностным лицом), уполномоченным решать дело о данном правонарушении.

Согласно ст. 22 КоАП РФ освобождение от административной ответственности возможно при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Основания освобождения от административной ответственности можно разделить на общие и специальные (связанные с возрастом физического лица либо его поведением). Общим основанием является малозначительность административного правонарушения. К специальным основаниям относится возраст лица, совершившего административное правонарушение. Физическое лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с учетом его возраста, конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, данных о лице, совершившем административное правонарушение.

Ограничение административной ответственности может выражаться в ограничении применения к тем или иным субъектам административного правонарушения взысканий либо оснований для их применения. В первом случае лицо признается субъектом административного правонарушения, но к нему не может быть применено любое взыскание, предусмотренное за данное правонарушение. Ограничения оснований для применения административного взыскания установлены для военнослужащих и приравненных к ним лиц, судей, прокуроров, лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью.

Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции, разрешается в соответствии с нормами международного права. Возможно досрочное освобождение от административного взыскания.

Что это такое

Основным вариантом административного воздействия на правонарушителей является штраф в денежной форме. Его характеристика определена статьей 3.5 КоАП РФ:

  • назначить санкцию может не только суд, но и должностное лицо или уполномоченный орган, рассматривающий административное дело;
  • закон предусматривает минимальную сумму штрафа – 100 руб., а за нарушение ПДД наказание не может быть менее 500 руб.;
  • максимально возможная сумма штрафа будет зависеть от конкретного состава Особенной части КоАП РФ, а также статуса правонарушителя.

В ст. 3.5 КоАП РФ зафиксирован предельный размер денежной суммы, которая может быть взыскана с нарушителя. Он не может превышать 5000 руб. (для частных лиц), 50 тыс. руб. (для должностных лиц), 1 млн. руб. (на юр.лицо и ИП). В этой же статье указаны исключения, позволяющие назначить штраф в существенно большей сумме – они соответствуют отдельным составам правонарушений.

От характера допущенного правонарушения зависит и порядок определения суммы санкции:

  • штраф в виде фиксированной суммы – является базовым вариантом наказания;
  • в сумме, кратной неуплаченных налогов, сборов, пошлины и иных обязательных платежей в бюджеты;
  • кратно стоимости государственного или муниципального контракта;
  • исходя из размера неисполненных обязательств по договорам (например, за нарушение прав потребителей);
  • в кратном размере от кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • иные варианты кратного исчисления, указанные в ст. 3.5 КоАП РФ.

Например, если статьей КоАП РФ предусмотрена возможность наложения штрафа за нарушение правил дорожного движения, он будет исчисляться всегда в твердой фиксированной сумме (минимальный и максимальный предел будет указан в конкретной статье кодекса). Если речь идет о нарушения порядка оплаты налогов, либо представления отчетности, для расчета санкции устанавливается размер ущерба.

Специальным случаем определения размера наказания является ответственность за неисполнение предыдущей санкции. Например, за просроченный штраф ГИБДД допускается наложение новых санкций. В этом случае с нарушителя взыскивается двукратный размер ранее назначенного штрафа.

В ст. 3.5 КоАП РФ указана единственная категория граждан, которым не может устанавливаться штраф – призывники, проходящие службы в рядах ВС РФ, а также курсанты военных ВУЗов до заключения первого контракта о прохождении службы.

Незаконное аннулирование санкций

Возможность освобождения человека от положенной ответственности часто становится причиной для совершения незаконных действий. В адвокатской практике встречаются ситуации, когда освобождение было проведено незаконно.

При появлении подозрений относительно проведенного незаконно освобождения, следует обратиться к следующим лицам:

  • Сотрудники вышестоящих должностей;
  • Прокурор;
  • Суд более высокой инстанции.

Стоит отметить, что подобная форма освобождения от санкций не обязательно является незаконной. Но проводится намеренно. Это характерно для ситуаций, когда пострадавший от проступка получил компенсацию или страховку за ранее уничтоженную или украденную вещь.

На фоне подобного возмещения причиненного ущерба и принимается решение освободить виновного от ранее назначенной ответственности.

Случаи, когда к нарушителю не могут применяться определенные виды наказаний

При наличии определенных оснований возможно ограничение административной ответственности. Ограничение предполагает, что лицо, признанное виновным, по каким-то причинам освобождается от конкретного вида наказания.

Так, КоАП РФ предусматривает возможность назначения различных видов наказаний, в том числе:

  1. Штрафа.
  2. Ареста.
  3. Дисквалификации.
  4. Выдворения.
  5. Лишения специального права (например, водительского удостоверения).
  6. Приостановление деятельности.

При этом арест не может назначаться беременным женщинам, несовершеннолетним, инвалидам, военнослужащим и некоторым другим категориям граждан. Соответственно, если статья КоАП РФ будет предусматривать наказание в виде ареста, то назначить его не имеют права.

Штраф, в свою очередь, не может быть назначен гражданам, проходящим службу по призыву и имеющим звания старшин и сержантов, а также солдатам и матросам.

Лишить специального права нельзя тех, кто им не обладает, например, охотничьего билета нельзя лишить того, кто его не получил.

Дисквалификацию нельзя назначить физическим и юридическим лицам, поскольку данный вид наказания предусмотрен только для должностных лиц.

Выдворение назначается исключительно иностранным гражданам. Соответственно, граждане РФ не могут быть подвергнуты данному наказанию, как и должностные лица и организации.

Приостановление деятельности может быть назначено только организациям, но не физическим лицам.

***

Таким образом, КоАП РФ предусматривает различные основания для освобождения от административной ответственности. Кроме того, предусмотрены случаи ограничения ответственности, предполагающие, что тот или иной вид наказания не может быть назначен определенной категории лиц.

Понятие и структура административной ответственности

Действенным способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать противоправные деяния, выступает юридическая ответственность.

Юридическая ответственность характеризуется тремя специфическими признаками: 1) представляет собой вид государственного принуждения; 2) единственным основанием применения ответственности выступает правонарушение; 3) выражается в применении негативных, отрицательных мер к лицу, совершившему правонарушение.

Юридическая ответственность как вид государственного принуждения характеризуется тем, что таким способом приводится в действие санкция нарушенной нормы права.

Юридическая ответственность является государственным принуждением, однако далеко не всякая принудительная мера государства является юридической ответственностью.

Основное отличие юридической ответственности от иных форм государственного принуждения состоит в том, что она применяется за совершенное правонарушение. Применение ответственности всегда характеризуется отрицательными последствиями для правонарушителя. Такие последствия могут быть:

  • психологическими;
  • имущественными;
  • организационно-правовыми.

Психологические меры выражаются в осуждении государством поведения правонарушителя.

Лишения имущественного плана, которые вынужден претерпевать правонарушитель, могут выражаться в уплате им штрафа, пени, неустойки, отбытии исправительных работ, лишении конфискованного имущества.

Организационно-правовые меры сводятся к ограничению прав и свобод правонарушителя. Это, в частности, может быть административный арест, лишение специального права, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение свободы на определенный срок или пожизненно.

Таким образом, юридическая ответственность – это психологические, имущественные и иные лишения, которые по решению компетентного государственного органа претерпевает гражданин или иное лицо за совершенное им правонарушение.

В механизме правового регулирования юридическая ответственность выполняет три функции – общепревентивную, частнопревентивную и правовосстановительную.

Частнопревентивная функция ответственности состоит в применении санкции к правонарушителю конкретной нормы.

Правовосстановительная функция юридической ответственности направлена на восстановление нарушенного права и полное удовлетворение потребностей и интересов управомоченных лиц.

В числе основных принципов юридической ответственности чаще всего называют следующие принципы: законности; обоснованности; справедливости; неотвратимости юридической ответственности; презумпции невиновности; права на защиту лица, привлеченного к ответственности; недопустимости привлечения к ответственности за одно и то же правонарушения два и более раз.

Структура административной ответственности:

  1. основания административной ответственности (юридические, фактические, процессуальные);
  2. субъекты ответственности;
  3. условия ответственности, в том числе наличие вины, неистечение срока давности и т. д.;
  4. меры ответственности – конкретные виды административных взысканий;
  5. административное производство.

Комментарий к Ст. 14.1.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Комментируемая статья вступает в силу с 1 января 2015 г.

2. Объектами правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Порядок лицензирования в этой сфере регламентирован ЖК РФ.

3. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна.

4. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 КоАП РФ. Так, лицензионными требованиями являются:

— регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

— наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;

— отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

— отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

— отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии.

Кроме этого, Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» установлено, что до 1 мая 2015 г. юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии должны соответствовать лицензионному требованию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ (соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ).

5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

6. Субъектами административных правонарушений являются индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица.

7. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

8. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям (п. 69 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) и судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Характерные черты и функции административной ответственности

Свое внешнее воспроизведение данная ответственность открывает в административной взаимосвязи, которая складывается между органом (должностным лицом), имеющим право осуществлять функционирование по привлечению к административной ответственности, и личностью, обязанной претерпеть, утвержденные административным законодательством определенные ограничения в связи с нарушением данного законодательства.

Свойственные черты

Для ответственности административного характера как одного из видов государственного принуждения свойственны следующие отличительные характерные черты:

  • основным фактором для привлечения к административной ответственности является реализованное административное правовое преступление;
  • административная ответственность утверждена как для физических, так и для юридических лиц;
  • основополагающие параметры для ответственности административного плана (составы административных правовых нарушений) утверждаются КоАП и законодательством субъектов РФ, касающегося вышеуказанной ответственности;
  • ответственность такого характера устанавливается для физического или юридического лица неизменно после реализации им административного правонарушения, при подтверждении вины данного лица в полной мере;
  • привлечь к административной ответственности имеют право судьи судов общей подсудности, арбитражных судов, организации (должностные лица) исполняющей власти, комиссии ПДН и обеспечению их прав, объединенные организации, формируемые соответственно законам субъектов РФ;
  • ответственность этого плана представляет собой форму менее строгую, нежели уголовная, так как она не повлечет за собой тяжелых законодательных последствий для правового преступника (к примеру, для физического лица наличия судимости или увольнения с работы, аннулировании юридического лица);
  • последовательность действий понуждения к ответственности административного характера строго подчиняется системе утвержденных процессуальных и административных законодательных методов, заключающихся в КоАП;
  • процедура принуждения к ответственности административного плана более сложная по характеру в сравнении с процедурой привлечения к дисциплинарной ответственности, но отличается меньшей трудностью и большей результативностью в сравнении с уголовным процессом;
  • опротестование деятельности и постановлений органов (должностных лиц) по вопросам административной ответственности происходит в судебном или административном порядке;
  • назначение мер административной ответственности определяет для правонарушителя установление специального негативного правового последствия, в форме указания срока исполнения административного наказания, которое ему назначено.

На протяжении одного года со дня осуществления решения о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП) лицо можно считать привлеченным к административной ответственности.

Виды функций

Этот вид ответственности выполняет защитную (компенсационную) и профилактическую (превентивную) функции. Защитная (компенсационная) функция административной ответственности несет в себе вытеснение и ликвидацию социально-общественных отношений, которые не соответствуют административно-правовым понятиям.

Содержание защитной функции административной ответственности определяет собой утверждение для личности, которая совершила административное правовое нарушение, ограничения и ущемления, призванные возместить ущерб, причиненный охраняемому законом общественному отношению.

Профилактическая (превентивная) функция административной ответственности несет в себе предотвращение совершения административных правонарушений. Указанная функция административной ответственности подразделяется на частную превенцию и общую превенцию.

Целью частной превенции является то, что административная ответственность должна быть направлена на недопущение осуществления в будущем таких правовых нарушений лицом, совершившим административное правонарушение.

Принципом общей превенции является установление оснований и условий, которые способствовали реализации административного правонарушения, и предотвращению осуществления административных правонарушений иными субъектами права.

Основания для полного освобождения

Существует несколько главных оснований для полного освобождения от положенной по закону административной ответственности.

Малозначительность

По сути это тщательный анализ и оценка наступивших после нарушения закона последствий. Решение относительно полного освобождения от положенных санкций и от ответственности по причине малозначительности принимается сотрудником, который ведет это дело.

Подобный вердикт может быть принят, если присутствуют такие обстоятельства:

  • проявились незначительные последствия;
  • полное их отсутствие.

При наличии данных факторов освобождение будет осуществляться по закону.

Невменяемость

Речь идет о состоянии, при котором человек в момент совершения правонарушения по той или иной причине не мог полностью осознавать, что нарушает закон. С подобными проблемами сталкиваются такие лица:

  1. Недееспособные по официальному решению проведенного судебного заседания.
  2. Страдающие слабоумием.
  3. Имеющие психические отклонения и иные расстройства.

Применение иного вида наказания

Еще одно достаточно веское основание для освобождения от ответственности. Оно применяется при наличии более серьезных наказаний, соответствующих КоАП РФ. Подобная мера и вид санкций может применяться для лиц, которые имеют особый статус. Обычно для них предусмотрены определенные меры привлечения к законной ответственности по установленным дисциплинарным уставам. Это могут быть сотрудники ОВД, военные и прочие граждане, занимающие ответственные должности.

Случаи, когда к нарушителю не могут применяться определенные виды наказаний

При наличии определенных оснований возможно ограничение административной ответственности. Ограничение предполагает, что лицо, признанное виновным, по каким-то причинам освобождается от конкретного вида наказания.

Так, КоАП РФ предусматривает возможность назначения различных видов наказаний, в том числе:

  1. Штрафа.
  2. Ареста.
  3. Дисквалификации.
  4. Выдворения.
  5. Лишения специального права (например, водительского удостоверения).
  6. Приостановление деятельности.

При этом арест не может назначаться беременным женщинам, несовершеннолетним, инвалидам, военнослужащим и некоторым другим категориям граждан. Соответственно, если статья КоАП РФ будет предусматривать наказание в виде ареста, то назначить его не имеют права.

Штраф, в свою очередь, не может быть назначен гражданам, проходящим службу по призыву и имеющим звания старшин и сержантов, а также солдатам и матросам.

Лишить специального права нельзя тех, кто им не обладает, например, охотничьего билета нельзя лишить того, кто его не получил.

Дисквалификацию нельзя назначить физическим и юридическим лицам, поскольку данный вид наказания предусмотрен только для должностных лиц.

Выдворение назначается исключительно иностранным гражданам. Соответственно, граждане РФ не могут быть подвергнуты данному наказанию, как и должностные лица и организации.

Приостановление деятельности может быть назначено только организациям, но не физическим лицам.

***

Таким образом, КоАП РФ предусматривает различные основания для освобождения от административной ответственности. Кроме того, предусмотрены случаи ограничения ответственности, предполагающие, что тот или иной вид наказания не может быть назначен определенной категории лиц.