Постановления пленума верховного суда

Отличие постановления от решений выносимые ППВС РФ

Председатель Верховного Суда СССР В.  И. Теребилов отличал решения, выносимые Пленумом Верховного Суда по конкретному делу, от постановлений Пленума. Если решения по конкретным делам являются обязательными лишь в  отношении сторон по данному делу, то ППВС «обязательны не только для разрешения конкретного уголовного или гражданского дела, но и для других дел, где применяется соответствующая норма. В  связи с  тем, что пленарное заседание дает разъяснения правовых норм, которыми должны руководствоваться все суды при отправлении правосудия, данные разъяснения также являются юридически обязательными для органов следствия и всех тех, кто участвует в судебных разбирательствах».

Содержание и форма ППВС как носителей новых норм права.

Издаваемые Пленумом Верховного Суда постановления аналогичны по форме актам, которые бесспорно являются юридически обязательными, когда издаются Правительством и  другими органами исполнительной власти. Официально ППВС содержат толкование смысла законов «на основании и  во исполнение законов», так же как это делают обычные подзаконные нормативные акты.

Юристы признали, что Постановление Пленума Верховного суда РФ может содержать новые нормы права, заполняющие пробелы в законах или изменяющие закон.

Подводя итог, можно выделить определенные причины, не позволяющие признавать обязательный характер за постановлениями Пленума ВС РФ:

  1. отсутствие нормативного предписания, закрепляющего обязательный характер;
  2. неимение Пленумом ВС РФ права нормотворчества;
  3. отсутствие возможности противостоять незаконным постановлениям Пленума ВС РФ (т.е. их нельзя обжаловать или проверить на соответствие Конституции РФ).

Пленум верховного суда сформировавший постановление, являются обязательным. Здесь необходимо оговориться, что мы рассматриваем обязательность, которая по своему содержанию не совпадает с общеобязательностью. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права.

Иными словами, свойство общеобязательности применимо к нормам права, которые действуют в отношении неопределенного круга лиц, а судебная практика имеет ограниченный субъектный состав своего воздействия и прежде всего адресована нижестоящим судам, поэтому применительно к постановлениям Пленума ВС РФ мы будем использовать понятие «обязательность».

Позиция ЕСЧП по данному вопросу

Косвенное признание юридической силы ППВС как источника права дал и Европейский Суд по правам человека. Так, в деле «Бакланов против России» заявитель ссылался на то, что на момент рассмотрения дела в национальном законодательстве не имелось правовых оснований конфискации, а единственным нормативным актом, регулировавшим указанный вопрос, являлось постановление Пленума Верховного Суда СССР. Отметив, что «остается неясным, какое правовое положение послужило основанием конфискации, за исключением ППВС СССР, которое, тем не менее, полагаем, содержит ссылку на недействующее законодательство», установил, что «рассматриваемый закон, а именно ППВС СССР не был сформулирован с такой четкостью, которая позволила бы заявителю предвидеть последствия своих действий».

Таким образом, Европейский Суд по правам человека расценил ППВС СССР как «нормативный правовой акт» в значении Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, а именно как акт органа государственной власти, содержащий нормы права. С точки зрения теории национального права, под такое определение подходит нормативный правовой акт, который в свою очередь выступает источником права.

Еще по теме 8.3 Пленум Верховного Суда РФ. Состав, полномочия, порядок формирования Пленума. Разъяснения Пленума по вопросам судебной практики, их значение:

  1. 2.2. Изучение нормативных правовых актов, решений Конституционного Суда РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, ознакомление с судебной практикой, методической литературой
  2. Разъяснения Верховного Суда РФ к главе 12 КоАП Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 11.11.2008 г. п. 6.
  3. 8.5 Судебные коллегии Верховного Суда РФ. Их состав, порядок формирования, полномочия
  4. 6.2 Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, его состав, порядок образования и судебные полномочия
  5. 8.1 Верховный Суд Российской Федерации — судебный орган, возглавляющий системы гражданских и военных судов общей юрисдикции. Состав и структура Верховного Суда РФ. Порядок формирования
  6. 9.6.2.1 Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ
  7. 11.1 Конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации, его место в судебной системе Российской Федерации. Состав, порядок образования, полномочия этого суда. Юридическое значение принимаемых им решений
  8. 6.3 Судебные коллегии верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов их состав, порядок образования, полномочия
  9. 10.2 Численный состав Конституционного суда РФ. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного суда РФ, срок полномочий. Порядок прекращения или приостановления полномочий судьи Конституционного суда РФ
  10. 13.4 Организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции. Судебный департамент при Верховном суде РФ, система его органов и учреждений, организация и полномочия
  11. ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ Н. И. БУХАРИНА НА ОБЪЕДИНЕННОМ ПЛЕНУМЕ ЦК И ЦКК ВКП(б). 18 АПРЕЛЯ 1929 г.
  12. 8.7 Заместители председателя Верховного Суда РФ, председатели судебных коллегий. Их полномочия
  13. 9.5.2.1 Президиум, судебные коллегии федерального арбитражного суда округа. Порядок их формирования, компетенция. Судебные составы федерального арбитражного суда округа
  14. 6.1 Верховные суды республик. Краевые, областные, городские (в городах Москва, Санкт-Петербург) суды, суды автономной области и автономных округов, их место в судебной системе. Состав, структура этих судов, порядок формирования, компетенция
  15. 5.1 Районный суд — основное звено гражданских судов общей юрисдикции. Его состав. Порядок образования. Его полномочия и роль в судебной системе
  16. 10.1. Конституционный суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его место в российской судебной системе. Полномочия и принципы деятельности Конституционного суда РФ
  17. 6.4 Председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, их права и обязанности, порядок назначения на должность. Организация работы и аппарат суда субъекта Российской Федерации
  18. 12.3.3.1 Порядок формирования и полномочия квалификационных коллегий судей

Примеры постановлений

  1. Постановление Пленума ВС РФ №56 от 26.12.2017 года, и другими действующими нормативными актами «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов.
  2. Постановление пленума ВС РФ №1 от 10.02.2009 года, о применении 125 УПК РФ.
  3. Постановление пленума ВС РФ №6 от 11.05.2020 года, о некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств.
  4. Постановление пленума ВС РФ №13 от 30.06.2020 года, о применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции.
  5. Постановление пленума ВС РФ №11 от 24.06.2008 года, о подготовке гражданских дел к судебному разбирательству.
  6. Постановление пленума ВС РФ №13 от 26 июня 2008 года, о применении норм гражданского процессуального кодекса российской федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции».
  7. Постановление пленума ВС РФ №1 от 21.12.2006 года, о некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела.

Поделиться с друзьями

Ссылки по теме:

Обзор документа

Пленум ВС РФ сформулировал выводы, которые должны учитываться при рассмотрении уголовных дел экстремистской направленности.

Даны рекомендации относительно квалификации такого рода преступлений.

Отмечено, что в первую очередь в отношении них подлежит доказыванию соответствующий мотив их совершения. Если он установлен, преступление против жизни и здоровья уже не может квалифицироваться как предусматривающее иные мотив или цель.

Подчеркивается, что преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды (либо по аналогичным мотивам в отношении какой-либо соцгруппы), следует отграничивать от деяний, совершенных на почве личных неприязненных отношений.

Приведены обстоятельства, на которые следует ориентироваться для этого.

Разъяснено, что понимать под публичными призывами к экстремистской деятельности.

Указывается, что вопрос о публичности подобных призывов должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, размещение на сайтах, в блогах или на форумах и т. д.).

Под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в т. ч. применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц.

При этом перечисленные действия уголовно наказуемы, только если они совершены публично или с использованием СМИ.

Пленум напомнил, что, исходя из международных актов, критика в СМИ в адрес должностных лиц (профессиональных политиков), их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц.

Поэтому критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды.

Также рассмотрены особенности, касающиеся иных составов преступлений экстремистской направленности.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Квалифицирующие признаки

С угрозой убийством, а также совершенное с особой жестокостью

Ответственность за изнасилование, соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам, установлена в п. «б» ч. 2 ст. 132 УК. Правила его квалификации изложены в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 декабря 2014 г. N 16. Для квалификации преступных действий по данному пункту не имеет значения, намеревался ли виновный реально применить соответствующее насилие; достаточно восприятия угрозы потерпевшей как реальной.

При квалификации содеянного по пункту «б» части 2 статьи 132 или пункту «б» части 2 статьи 132 УК РФ надлежит исходить из того, что понятие особой жестокости связывается как со способом совершения изнасилования или насильственных действий сексуального характера, так и с другими обстоятельствами, свидетельствующими о проявлении виновным особой жестокости. При этом необходимо установить, что умыслом виновного охватывалось совершение таких преступлений с особой жестокостью.

Особая жестокость может выражаться, в частности, в пытках, истязании, глумлении над потерпевшим лицом, причинении ему особых страданий в процессе совершения изнасилования или иных действий сексуального характера, в совершении изнасилования или иных действий сексуального характера в присутствии его близких, а также в способе подавления сопротивления, вызывающем тяжелые физические либо нравственные страдания самого потерпевшего лица или других лиц.

Признанные эксперты по статье 132 УК РФ

Разъяснения законодательства. Защита на следствии и в суде. Профессиональная оценка правовой перспективы.

Группой лиц по предварительному сговору

Изнасилование и насильственные действия сексуального характера следует признавать совершенными группой лиц (группой лиц по предварительному сговору, организованной группой) не только в тех случаях, когда несколькими лицами подвергаются сексуальному насилию одно или несколько потерпевших лиц, но и тогда, когда виновные, действуя согласованно и применяя насилие или угрожая применением насилия в отношении нескольких лиц, затем совершают насильственное половое сношение либо насильственные действия сексуального характера с каждым или хотя бы с одним из них.

Изнасилованием и насильственными действиями сексуального характера, совершенными группой лиц (группой лиц по предварительному сговору, организованной группой), должны признаваться не только действия лиц, непосредственно совершивших насильственное половое сношение или насильственные действия сексуального характера, но и действия лиц, содействовавших им путем применения физического или психического насилия к потерпевшему лицу или к другим лицам. При этом действия лиц, лично не совершавших насильственного полового сношения или насильственных действий сексуального характера, но путем применения насилия или угроз содействовавших другим лицам в совершении преступления, следует квалифицировать как соисполнительство в совершении изнасилования или насильственных действий сексуального характера.

Повлекшее заражение венерическим заболеванием

Ответственность за изнасилование, повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием (п. «в» ч. 2), наступает в случаях, когда лицо, заразившее потерпевшее лицо венерическим заболеванием, знало о наличии у него этого заболевания, предвидело возможность или неизбежность заражения и желало или допускало такое заражение, а равно когда оно предвидело возможность заражения потерпевшего лица, но самонадеянно рассчитывало на предотвращение этого последствия. При этом дополнительной квалификации по ст. 121 УК не требуется

В отношении несовершеннолетнего либо в отношении лица, не достигшего 14 летнего возраста

Под изнасилованием несовершеннолетней (п. «а» ч. 3) следует понимать изнасилование потерпевшей, не достигшей на момент совершения преступления 18 лет; изнасилование потерпевшей, не достигшей 14 лет, квалифицируется по п. «б» ч. 4 ст. 132 УК. Для квалификации по данным пунктам следует установить, что виновное лицо знало о возрасте потерпевшей (являлось родственником, знакомым, соседом; внешний облик потерпевшей явно свидетельствовал о ее возрасте) или допускало его (предполагало по внешним признакам и т.п.) (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 декабря 2014 г. N 16). При этом добросовестное заблуждение в возрасте (например, потерпевшее лицо в силу акселерации выглядит взрослее своего возраста) исключает вменение виновному данного квалифицирующего признака.