Антимонопольное законодательство

Оглавление

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Лицами, подлежащими ответственности за правонарушения в области рекламы, являются:

  • юрлица и их должностные лица;
  • физлица (в т. ч. ИП);
  • должностные лица государственных и муниципальных органов.

Такие нарушения могут привести к следующим видам ответственности:

  • гражданско-правовой;
  • уголовной;
  • административной;
  • дисциплинарной (косвенным образом для должностных лиц госорганов). 

Гражданско-правовая ответственность наступает вследствие причинения вреда подобными нарушениями (например, вред, нанесенный имуществу физлица из-за неправдивой рекламы). Такие отношения регулируются гл. 59 Гражданского кодекса.

  1. Нарушения, совершенные должностными лицами в процессе их функционирования.
  2. Нарушения, совершенные должностными лицами при их взаимодействии с ФАС.

К 1-й группе относятся:

  • злоупотребления доминирующим положением (ст. 14.31, 14.31.2 КоАП);
  • соглашения предпринимателей, ограничивающие конкуренцию (ст. 14.32 КоАП);
  • недобросовестные действия, направленные против конкуренции (ст. 14.33 КоАП).

К 2-й группе относятся:

  • неисполнение предписания ФАС (ст. 19.5 КоАП);
  • непредставление в ФАС информации, ходатайств, заявлений, обязательных в силу закона (ст. 19.8 КоАП). 

Антимонопольное регулирование в сфере рекламы

В данной области действует закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Этот закон выполняет следующие задачи:

  • следование идее честной конкуренции на рынках;
  • осуществление права потребителя на получение честной рекламы;
  • гарантирование единого экономического пространства;
  • профилактика нарушений в сфере рекламы;
  • борьба с противоправной рекламой;
  • благоприятствование социальной рекламе. 

В законе установлены и определены:

  • общие требования к рекламе;
  • исчерпывающий перечень товаров, реклама которых запрещена;
  • особенности разных способов распространения рекламы (например, на телевидении, на радио, на транспорте);
  • особенности рекламы разных видов товаров (например, алкогольной продукции, лекарств, ценных бумаг).
  • правила государственного надзора в этой области;
  • полномочия надзорного органа (ФАС) при осуществлении надзора;
  • ответственность за нарушения в области рекламы. 

Понятие естественной монополии

Поскольку регулирование, осуществляемое законом № 135-ФЗ, было рассмотрено в вышеупомянутых статьях, в данной статье мы рассмотрим антимонопольные правила, содержащиеся в иных нормативных актах. Так, некоторым своеобразием отличается подход законодателя к работе естественных монополий, деятельность которых лишь частично урегулирована законом № 135-ФЗ.

Признаки естественной монополии:

  • нужды потребителей лучше удовлетворяются в отсутствие конкуренции;
  • возможность заменить товар/услугу отсутствует;
  • потребность в товаре/услуге при повышении цен на них стабильна и неизменна.
  • 2 последних признака свидетельствуют о том, что такие товары относятся к жизненно необходимым.

Сферы деятельности, рынки которых находятся в состоянии естественной монополии, определены в ст. 4 закона № 147-ФЗ.

ФАС в своем письме от 06.07.2018 № АЦ/51469/18 указала, что для отнесения организации к субъектам естественной монополии необходимо установить 2 основных критерия:

  • наличие (в собственности, в аренде и т. п.) у предприятия имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности;
  • наличие факта осуществления регулируемой деятельности.

Косвенным признаком отнесения предприятия к субъектам естественной монополии является факт наличия установленного тарифа. 

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Законом «О защите конкуренции» предусмотрена ответственность за нарушение антимонопольного законодательства (ст. ст. 36, 37).

Коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов РФ (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.

За нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком РФ) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций (ст. 38).

Новая редакция ст. 178 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за следующее:

заключение ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий;

неоднократное злоупотребление доминированием, выразившееся в установлении и (или) поддержании монопольной цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок.

Уголовная ответственность наступает, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству (1 млн руб. и более) либо повлекли извлечение дохода в крупном размере (5 млн руб. и более).

Второй антимонопольный пакет законов устанавливает административную ответственность государственных и муниципальных служащих (ст. 3.11 КоАП РФ).

В КоАП РФ включена норма, устанавливающая административную ответственность государственных и муниципальных служащих за нарушение антимонопольного законодательства.

Повторное нарушение государственным или муниципальным служащим антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность в виде дисквалификации на срок до 3 лет.

Основными целями антимонопольной политики государства являются: формирование единого экономического и правового пространства, обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности, создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках. Эти цели реализуются принятием специальных антимонопольных законов, а также путем контроля за его выполнением.

Г.И.Мартыненко

К. э. н.,

профессор,

специалист

в области конкурентной политики,

товарных рынков,

предпринимательства

Государственный контроль за капиталом

Для этой цели создаются антимонопольные законопроекты, предназначение которых состоит в надзоре над монополистическими тенденциями в стране.

Следует отметить, что тотальный контроль со стороны государства может нанести существенный вред экономике. Правительство не должно препятствовать естественному развитию фирм, которое может стать отличной сферой для развития конкурентных преимуществ.

Таким образом, государственный контроль не всегда приносит достаточную эффективность. Он обладает неопределенностью из-за недостаточной информации о размахе и особенностях монополизации в стране. Однако в целом он способен создать благоприятные условия для формирования здоровой конкурентной среды.

Антимонопольная политика

Монополия отрицательно влияет на современную экономику. К ее последствиям можно отнести завышение цен, недопроизводство, неэффективное использование имеющихся ресурсов и так далее.

Выделяют 3 направления антимонопольной политики:

  1. Стимулирование предпринимательской активности.
  2. Поддержка конкуренции.
  3. Принятие антимонопольных правовых актов.

Правительство может регулировать экономику против монополии двумя способами:

  1. Прямой — направлен на пресечение монопольных действий отдельных хозяйствующих субъектов на рынке.
  2. Косвенный — включает финансово-кредитные инструменты для предупреждения появления монопольных явлений в стране.

Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках

Под недобросовестной конкуренциейпонимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Признаки недобросовестной конкуренции:

а) недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями, возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена;
б) данные действия будут рассматриваться как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости;
в) субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты, то есть российские и иностранные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели;
г) целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;
д) в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации. Достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.

Формы недобросовестной конкуренции определены в разделе III Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». К их числу, в частности, относятся:

  1. распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  2. введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
  3. некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  4. продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, продукции, работ, услуг;
  5. получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Следует иметь в виду, что перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в ст. 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», не является исчерпывающим.

Российское антимонопольное законодательство

Обратите внимание! Фундаментальным актом является закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ. В нём определены основы защиты конкуренции, а также методы подавления монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ регулирует отношения в условиях естественных монополий, формирование и создание которых иногда оправдано по причине возможности обеспечения рынка товарами лишь одним предприятием.

Помимо указанных актов, нормы антимонопольного законодательства РФ содержат:

  1. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 в виде запрета, ограничения, дискриминации на пользование недрами.
  2. Закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 № 60-ФЗ указывает на недопущение отказа заключения государственного контракта с поставщиками, занимающими доминирующее положение на рынке.
  3. ФЗ «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ.
  4. Иные акты.

Важно! Отношения в этой сфере могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, а также актами антимонопольного органа. В качестве примера можно привести приказ ФАС РФ «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» от 25.04.2006 № 108. 

Зачем соответствовать требованиям антимонопольного законодательства?

Удельный вес закупок в объеме ВВП России растет с каждым годом. Это свидетельствует о значительном влиянии государства на совокупный спрос продукции отраслей российской экономики и, следовательно, о наличии больших потенциальных возможностей для его стимулирования в целях социально-экономического развития и обеспечения экономического роста.

Если компания хочет получить доступ к деньгам и заказчикам (клиентам), осуществляющим регламентированные закупки, тогда ей жизненно необходим антимонопольный комплаенс.

Также одна из задач антимонопольного комплаенса — упростить данную юридическую схему и в облеченном виде (например, в виде алгоритмов действий, поведенческих моделей, регламентов и т.п.) донести до конкретных исполнителей, что можно делать, а чего делать не следует, потому что есть риски ответственности.

Антимонопольный комплаенс как система управления позволяет:

  • Избегать непонятных претензий госорганов;
  • Колоссальных убытков (в том числе оборотных штрафов);
  • Дает возможность тратить время и силы на развитие бизнеса, не отвлекаясь на решение других проблем.

Как соответствовать требованиям антимонопольного законодательства?

Президент России 1 марта 2020 г. подписал Закон 33-ФЗ, закрепляющий положения о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (иначе — о системе антимонопольного комплаенса). Цель внедрения антимонопольного комплаенса — вовремя обнаружить и предотвратить нарушения антимонопольного законодательства и их пагубные последствия, а в случае выявления их антимонопольным органом — смягчить ответственность.

Антимонопольный комплаенс представляет собой не только внутренний акт компании, но и грамотно выстроенную систему, которая позволяет его соблюдать. Комплаенс-служба — это «внутренний маленький антимонопольный орган» со своими правилами и регламентами, направленными на контроль деятельности организации.

Государственное регулирование антимонопольной деятельности

Государство воздействует на предпринимательскую деятельность с целью противодействия монополистическим проявлениям посредством различных мер:

  • экономических,
  • административных,
  • правовых.

Весь комплекс мер, применяемых государством в определенной сфере, именуется государственной политикой. Такая политика противодействия проявлениям монополизма освещена в статье «Государственная антимонопольная политика — цели и задачи». 

Государство использует следующие способы борьбы с монополистической деятельностью:

  • ограничение монополизации рынков;
  • запрет на введение монополистических цен;
  • содействие конкуренции на рынках;
  • непрерывное отслеживание правонарушений в этой области.

Подробно перечисленные способы противодействия рассмотрены в статьях «Государственный контроль за экономической концентраций», «Что не является признаком монополистической деятельности?» и «Понятие и виды недобросовестной конкуренции». 

С чего начать внедрение антимонопольного комплаенса?

Для начала необходимо провести антимонопольный аудит — важно оценить риски компании. Эти действия станут подготовкой к дальнейшей работе.

  1. Определить требования антимонопольного законодательства, которые распространяются на деятельность организации. Для этого нужно:

Исследовать законодательство, а также административную и судебную практику по интересующим компанию направлениям;
Определить долю на рынке

Это важно знать, поскольку значительная занимаемая доля возлагает дополнительные обязанности. Данные действия следует осуществлять регулярно, даже если при первоначальном аудите доля окажется незначительной — так удастся не упустить момент ее изменения;
Учесть выход, в том числе планируемый, на новые рынки и их специфику.

  1. Оценить риски компании, исходя из антимонопольных требований. В этом поможет анализ:
  • Внутреннего взаимодействия сотрудников компании (корпоративные мессенджеры, электронная почта, системы электронного документооборота);
  • Сайта компании и документов, предназначенных для распространения среди неопределенного круга лиц;
  • Прошлого опыта привлечения компании к ответственности антимонопольными органами, судами;
  • Переписки с контрагентами и их антимонопольных рисков.
  1. Оценить вероятность возникновения негативных последствий.
  2. Смоделировать антимонопольные нарушения: провести опрос работников и обсуждение с ними их действий в гипотетических ситуациях (можно использовать формы диалога, тестирования, тренинга).

Антимонопольный аудит дает возможность понять, необходима ли организации строго выстроенная система комплаенса или достаточно регулярной оценки рисков.

При выявлении пробелов в правовой культуре сотрудников и их неподготовленности к возникающим угрозам, при наличии рисков привлечения организации к ответственности за антимонопольные нарушения необходимо составить внутренний акт или несколько связанных между собой документов и обучить сотрудников.

Правовое обеспечение конкуренции

Конкуренция представляет собой необходимый элемент для развития рыночной экономики. По этой причине требуется государственное регулирование конкуренции.

Замечание 1

Статьей 4 п. 7 ФЗ от 26 июля 2006 № 135 «О защите конкуренции» она определяется в качестве соперничества определенных субъектов хозяйствования (фирм, предприятий, компаний, организаций), в ходе которого действия каждого могут исключать или ограничивать возможность других в одностороннем порядке влиять на общие условия обращения продукции на определенных товарных рынках.

Конкуренция представляет собой борьбу производителей или поставщиков, предприятий, организаций за максимально выгодные условия выпуска и продажи продукции, оказания услуг, выполнения работ для достижения лучшего результата коммерческой деятельности.

Рыночная система в виде основного содержания конкуренции предполагает борьбу за покупателей, включая максимальное удовлетворение его потребностей. Также это может быть борьба за рыночную долю, успех которой зависит от степени качества и цен на продукцию.

При наличии свободной конкуренции рост доходов одних предприятий способен сопровождаться разорением других, концентрируется и централизуется производство и капитал, что приводит к формированию монополий и захвату ими власти на рынках. По этой причине, чтобы этого не происходило, используется антимонопольное законодательство в качестве инструмента поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности.

Опыт развитых рыночных государств в области создания и использования антимонопольного законодательства отражает необходимость этой формы регулирования рыночных отношений со стороны государства Европейские страны считают конкуренцию одной из основ построения свободной экономики, что получило свое развитие после того, как были ликвидированы средневековые наследственные и сословные привилегии.

Пример 1

Во Франции средневековую систему цехов ликвидировали в 1789 году. в Англии это произошло после отмены законов об ученичестве в 1813 году. Примерно в это же время окончательно цеха были ликвидированы в Германии. В Российской империи не существовала подобная западноевропейская система цехов, а сдерживание развития конкуренции происходило через крепостное право, отмененное в 1861 году. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года содержало наказание и заключение в тюрьму за картельные сговоры, выражающиеся «непомерным возвышением цен на жизненные припасы».

Юридическая литература относит создание первого закона, запрещающего монопольные соглашения, к Канаде (1889 г.), к США (закон Шермана).

В соответствии с американским законом Шермана, который широко известен как Хартия экономической свободы (1890 г.) формирование монополий — это преступление. Оно влекло за собой уголовное наказание в виде штрафа до 5 000 долларов (впоследствии его повысили до 50 000 долларов), тюремного заключения (до 1 года). В дальнейшем по этому образцу принимались законы в Австралии и Новой Зеландии. В европейских государствах антимонопольное законодательство сформировалось в 1930-х гг. (в Бельгии в 1935 г., в Нидерландах в 1935 г., в Дании в 1937 г.).

В это время в нашем государстве существовало социалистическое общество, где действовала плановая государственная экономика. В 1990 годы становление антимонопольной политики осуществляется при наличии условий безудержной либерализации экономики страны. При использовании субъектами предпринимательства различных методов и способов конкуренции на товарных рынках органы власти в государстве должны учитывать тенденции его монополизации, включая масштаб и характер злоупотребления доминирующим положением, последствия недобросовестной конкуренции. По этой причине целью государственной политики может являться формирование и использование организационных и правовых основ защиты конкуренции.

антимонополистические законы в РФ и за рубежом

Разработка законов, направленных на запрет монополии — одна из важных мер, предпринимаемая для борьбы с возникающими отрицательными факторами монополии. В современной экономике оно сосредоточено на охрану олигополии.

Под ней понимается совокупность нескольких крупных производителей, выпускающих преобладающую часть продукции, что дает им возможность самостоятельно устанавливать цены и влиять на спрос и предложение. В данном случае, их важная черта — взаимодействие монопольных и конкурентных сил.

Выделяют 2 формы антимонопольной политики в зарубежных странах:

  1. Американская — запрет на подписание любых монополистических контрактов. К ней относятся США, Америка, Аргентина и так далее.
  2. Западно-европейская — запрет на заключение тех соглашений, которые навредят конкуренции в определенной отрасли. Применяется в Австралии, Новой Зеландии, Западной Европе и так далее.

В России антимонополистические законы основаны на Конституции, ГК и федеральных законопроектов. Согласно ФЗ «О защите конкуренции», если организация занимает доминирующее положение на рынке — это не является противоправным нарушением.

Отличительной особенностью современной экономики является зависимость от монополий в определенных отраслях. Это связано с привычками, пришедших еще из СССР.

Совокупность антимонопольных законов в России формировалась одновременно с приватизацией и созданием рыночной экономики. Первый нормативно-правовой акт хотели подписать в 1908 году, где за основу был взят известный закон Шермана. Однако современниками он был принят в штыки, вследствие чего он был отвергнут.

В настоящее время в России присутствует монопольно высокие цены,  а в странах с возрастающей конкуренцией — монопольно низкие. Антимонопольная политика преимущественно направлена на взаимоотношения с потребителями, а не с конкурентами. Она включает в себя меры по пресечению заключения соглашений, которые ограничивают конкурентные отношения.

Проблемы антимонопольного регулирования

Регулирование в данной области должно способствовать конкуренции на рынках при сбалансированности интересов всех участников — как предпринимателей, так и потребителей.

Для достижения этой цели была разработана и утверждена Президиумом ФАС 03.07.2019 «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года». В этом документе констатировано, что к 2019 году в Российской Федерации сформирована современная правовая и организационная основа защиты конкуренции.

В качестве приоритетных направлений деятельности ФАС указаны:

  • обеспечение реализации целей, задач и основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции при реализации национальных проектов;
  • совершенствование правовых и организационных механизмов защиты конкуренции;
  • создание эффективных механизмов развития конкуренции на федеральном, региональном и местном уровне, в том числе снижение доли государственного участия в экономике;
  • совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации и др.

***

Объем статьи не позволяет коснуться всего корпуса нормативных актов антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности. Система регулирования опирается на основополагающий закон в этой области — закон № 135-ФЗ, базирующийся на положениях Конституции РФ. Кроме того, в систему входит значительное количество норм, включенных в разнообразные нормативные документы (от законов до подзаконных актов), регулирующие разные сферы предпринимательства. Главным госорганом, контролирующим соблюдение антимонопольного законодательства, является ФАС.

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Обязательные требования

В Законе № 33-ФЗ указаны обязательные требования к документу, закрепляющему антимонопольный комплаенс:

  • Порядок оценки антимонопольных рисков;
  • Меры по снижению рисков;
  • Меры, направленные на контроль за функционированием комплаенса;
  • Порядок ознакомления работников с внутренним актом;
  • Информация об ответственном должностном лице.

Также этот Закон предусматривает право на согласование разработанного антимонопольного комплаенса в ФАС. В течение 30 дней центральный аппарат должен предоставить заключение о соответствии или несоответствии документов антимонопольному законодательству.