О бесплатной юридической помощи

Кому положена помощь

Согласно статье 20 комментируемого закона преференцией на протежирование обладают:
  1. Люди с ежемесячным доходом меньше прожиточной корзины по региону на одного человека в семье.
  2. Нетрудоспособные лица 1 и 2 группы.
  3. Ветераны ВОВ, Герои Советского союза и России.
  4. Дети инвалиды, сироты, воспитывающиеся опекуном. Причем получить содействие вправе попечитель, если тема обращения касается интересов ребенка.
  5. Предполагаемые усыновители, обращающиеся за консультацией по вопросам передачи ребенка в семью.
  6. Пожилые люди, проживающие в организациях социального обслуживания.
  7. Несовершеннолетние, пребывающие в пенитенциарном учреждении.
  8. Недееспособные люди (их представители).
  9. Супруг, дети и родители умершего в чрезвычайной ситуации.

Круг получателей вправе быть расширен региональными НПА.

Общие положения ФЗ 324

Закон об оказании юридической помощи был принят Государственной Думой 2 ноября 2011 года, а одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года. Последние изменения в него были внесены 28 ноября 2015 года. ФЗ об оказании бесплатной юридической помощи содержит 7 глав и 31 статью. Этот закон регламентирует процессы и способы получения гражданами РФ квалификационной, эффективной и бесплатной юридической помощи. Также закон предоставляет нормы и процессы информирования и обучения граждан всем тонкостям их прав.

  • В первой главе описаны общие положения закона. Перечислены цели, задачи и сфера, на которую закон влияет. Описаны права граждан России на получение бесплатных юридических консультаций и на получение юр. специалиста. Оформлена информация о возникающих в этой области правоотношениях. Описан вектор развития внешней и внутренней политики РФ в настоящей сфере. Перечислены основные принципы и нюансы оказания бесплатной помощи. Даны списки видов и категорий такой помощи. Перечислены субъекты, оказывающие гражданам бесплатную юр. помощь. Оформлены требования и условия для специалистов;
  • В главе второй перечислены полномочия, права и обязанности различных госучреждений в области оказания бесплатной юр. помощи гражданам. Перечислены полномочия президента РФ, органов местного самоупр., правительства России, прокуратуры, госорганов исполн. власти, госорганов субъектов РФ в области оказания бесплатной юр. помощи;
  • В главе номер три оформлена информация об основных принципах и нюансах системы оказания описываемой помощи гражданам. Перечислены лица, являющиеся участниками настоящей системы. Описаны процессы оказания помощи, если гражданин обращается к фед. органам исполн. власти. Также описаны процессы оказания помощи, если лицо обращается к гос. юридическим бюро, нотариусам и адвокатам (подробнее о ФЗ об адвокатуре тут:). Даны списки категорий граждан, имеющих право получить описываемую юридическую помощь. Подробно оформлена информация о процессах получения юр. помощи по государственной программе;
  • В г. четыре описаны особенности и нюансы получения помощи по негосударственным программам. Перечислены лица, являющиеся участниками негосударственных программ. Описаны процессы оказания помощи, если гражданин обращается в специальные клиники и центры. Дан список центров, в которых лицо может получить бесплатную юр. помощь. Оформлена информация о взаимодействиях государственных органов и негосударственных центров с целью оказания бесплатной юр. помощи гражданам. Описана государственная поддержка таких центров и клиник;
  • В пятой г. описана деятельность по информированию граждан РФ при получении бесплатных юридических консультаций и по правовому просвещению;
  • В шестой оформлена экономическая сторона описываемой области, финансирование и бюджет;
  • В седьмой оформлены дополнительные положения и заключительные условия и требования закона.

Регулирование и контроль просвещения населения и оказания гражданам бесплатных юридических консультаций и помощи осуществляется настоящим Федеральным законом, Конституцией РФ, другими ФЗ, актами субъектов России и уголовно-процессуальными законами.

Федеральный закон о психиатрической помощи читайте здесь:

Кому полагается бесплатная юридическая помощь по закону?

Согласно 20 статье «О бесплатной юридической помощи в РФ» ФЗ, существуют определенные категории граждан, имеющие право получить бесплатную юр. консультацию.

В статье перечислены следующие категории:

  • Семья, в которой общий доход на всех составляет сумму ниже, чем установленный в России прожиточный минимум;
  • Лица, пострадавшие во время или после чрезвычайных ситуаций и катастроф, перечисленных в настоящем ФЗ;
  • Лица, получившие инвалидность первой или второй группы;
  • Лица, являющиеся временно или постоянно недееспособными;
  • Граждане, являющиеся ветеранами Великой Отечественной Войны, а также получившие статус Герой Российской Федерации или Герой СССР;
  • Несовершеннолетние граждане, проживающие в детских домах или в специальных центрах, либо отбывающие срок в местах лишения свободы (вместо ребенка может обратиться его представитель);
  • Пожилые граждане, проживающие в домах престарелых или в других соответствующих центрах;
  • Дети, оставшиеся без родителей или дети-инвалиды (вместо несовершеннолетнего может обратиться его представитель).

В случае если лицо не имеет гражданства РФ или является иностранным, то получить оно может бесплатную юр. помощь или консультацию согласно условиям международных договоров и других ФЗ.

Комментарий к Ст. 48 Конституции Российской Федерации

1. Под квалифицированной юридической помощью подразумевается главным образом адвокатская юридическая помощь. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 января 1997 г. N 2-П, «гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии».

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

Часть 3 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека особо оговаривает гарантии права на юридическое представительство по уголовным делам. Европейский Суд постановил, что «право каждого обвиняемого в совершении уголовного преступления на защиту адвоката, в необходимых случаях назначенного официально, является одной из фундаментальных черт справедливого судебного разбирательства».

Процессуальными правами адвокат наделяется только с момента вступления в гражданское дело. До этого он может оказывать юридическую помощь любому обратившемуся к нему лицу, давая консультации, разъясняя законодательство, составляя документы правового характера. Человек вправе обратиться в любую коллегию адвокатов.

В России действует Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре)*(240), пришедший на смену Положению об адвокатуре в РСФСР от 20 ноября 1980 г.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона об адвокатуре, адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатура — это профессиональное сообщество адвокатов, которое, как институт гражданского общества, не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности и принципа равноправия адвокатов.

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из Закона об адвокатуре, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Таким образом, диспозиция комментируемой статьи получила законодательную конкретизацию.

2. Под задержанным понимается лицо, в отношении которого органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором применена мера процессуального принуждения на срок не более 48 часов с момента его фактического задержания по подозрению в совершении преступления.

Заключенный под стражу — лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо обвиняемый, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом.

Обвиняемый — лицо, в отношении которого выдвинуто утверждение о совершении им деяния, запрещенного уголовным законом.

Свое продолжение комментируемая конституционная норма получила в ст. 49 УПК РФ, согласно которой защитник допускается к участию в уголовном деле с момента фактического задержания лица в качестве подозреваемого в определенных законом случаях, в частности: при применении к лицу заключения под стражу, с момента возбуждения уголовного дела по делам частного обвинения, по всем остальным делам — с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. В качестве защитников допускаются адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката.

Законодательное регулирование вопроса

Ч.1 ст.48 Конституции РФ закрепила преференцию на получение квалифицированной помощи юриста для всех людей без исключения. Правовая норма не содержит ограничений по признаку наличия или отсутствия подданства России. Иными словами, на юридическую помощь вправе рассчитывать любой человек вне зависимости от гражданско-правовой связи с каким-либо государством. В основном разговор идет о возмездных услугах юриста, но в случаях, предусмотренных законодательством помощь оказывается без взимания платы.

В 2005 году народные избранники стали создавать специализированную систему на госуровне с целью разрешения вопросов юридического характера людям, признанным официально нуждающимися. Помощь в рамках опытного исследования оказывалась на основании правительственного Постановления №534 от 22.08.2005.

На сегодня безвозмездные услуги поверенного оказываются согласно положениям ФЗ №324. Закон расширил круг получателей бесплатной помощи юриста.

Вопросы, с какими можно обращаться

Безвозмездная поддержка юристов оказывается в следующих ситуациях:
  • оформление сделок с недвижимыми объектами, принадлежащими на праве собственности обратившемуся;
  • признание за индивидом прерогативы владения и пользования жилым помещением, оформление документации по эксплуатации жилища сиротами;
  • содействие в процессе переоформления земельного участка во владение или пожизненное пользование;
  • защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
  • разрешение конфликтов с руководством (например, при отказе в заключении трудового соглашения, просрочке выплат зарплаты);
  • признание индивида незанятым, подача документов на биржу труда, оформление пособия по безработице;
  • компенсирование вреда, связанного с потерей трудоспособности единственного кормильца в семье;
  • реабилитация и восстановление в гражданстве людей, пострадавших от политических репрессий;
  • защита законных интересов детей-сирот;
  • предоставление нуждающимся социального пособия;
  • требование об алиментах, установление или оспаривание отцовства;
  • возмещение морального ущерба после психиатрического лечения, повлекшего ухудшение здоровья пациента;
  • подача исковой жалоба на действие или бездействие местных уполномоченных учреждений.

Таким образом, правовая поддержка специалиста может оказаться бесплатной, если обратившийся подпадает под конкретную категорию индивидов. Помощь оказывается, как по гражданским делам, так и в рамках уголовного процесса. Зачастую бесплатная юридическая поддержка является для человека, испытывающего нужду и попавшего в неприятную, противозаконную ситуацию последней надеждой. Как показывает практика, пользование услугами такого рода распространено среди населения.

Квалифицированная юридическая помощь

Непосредственно понятие «квалифицированная юридическая помощь» затрагивает ее преобладающую часть – это наличие у субъекта, который предоставляет ее, надлежащего опыта. Такой навык выражается, например, в сдаче соответствующего экзамена установленного законом для получения статуса. Нужно различать качество помощи, которую предоставляют лица, имеющие высшее юридическое образование и лица получившие, в утвержденном законом порядке, статус посредством сдачи экзамена. Более того, наличие статуса подразумевает не только вспомогательные квалифицированные возможности, но и способ профессионального контроля в виде обязательства за неудовлетворительное качество такой помощи и этические искажения. Таковой является дисциплинарная ответственность, а именно установленная в адвокатском сообществе.

Замечание 2

Вполне справедливо относительно этого обозначил знаменитый российский адвокат Г. М. Резник: квалифицированной помощью соответственно с мировой практикой, которую предоставляют специалисты по праву, может быть оказана лицами имеющими как минимум юридическое образование. Вместе с тем, они обязаны соблюдать профессиональные стандарты и этические нормы, поддерживаемые квалифицированным контролем. За пределами таких стандартов и норм, юридическая помощь не может называться профессиональной.

Выделяется и тот факт, что ст. 48 Конституции, определяющая право на профессиональную юридическую помощь, фигурирует во главе блока статей, закрепляющих право личности в уголовном судопроизводстве (ст. 48–54). Есть вероятность, что этим мотивировано законодательство и на практике участие в роли защитника в уголовном судопроизводстве лиц, носящих статус адвоката. С целью выявления ясности в этом вопросе и официальном расширении понятия «квалифицированная юридическая помощь» на иные отрасли права, надлежит установление федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации». Этот проект в настоящее время уже создается надлежащей законодательной процедурой в Государственной Думе.

Документы, которые потребуются для получения помощи юридического характера

Замечание 1

Список актов, которые потребуются для получения лицам Российской Федерации помощи юридической направленности бесплатно, а также четкий порядок предоставления отмеченных актов определяются конкретными законами и другими правовыми актами нормативного порядка субъектов Российской Федерации.

Основу правового характера для процесса определения прожиточного минимума в Российской Федерации и, конечно, его учета во время осуществлении мер защиты социального характера лиц, выступающих в роли граждан Российской Федерации составляет специальный закон Федерального порядка от 1997 года 24 октября № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Опираясь на 1 статью вышеуказанного закона среднедушевой доход семьи (это имеет отношение также к гражданам, которые проживают уединенно) определяется как совокупная сумма доходов каждого члена семьи, деленная на число всех членов семьи. Под минимумом прожиточного характера понимается определенная стоимостная оценка потребительской корзины, и требующиеся сборы, а также платежи.

Размер того минимума, который называется прожиточным в отношении одного лица (а точнее гражданина) населения, а также по главным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (за исключением каких-либо определенных ситуаций) определяется ежеквартально основываясь на корзине потребительского назначения, и данных органа федеральной направленности власти исполнительного характера по специальной статистике отражающей уровень потребительских цен на продукты питания, а также непродовольственные товары, и какие-то конкретные услуги, а также различные расходы по платежам обязательного порядка, и сборам.

Граждане имеют право на получение квалифицированной юридической помощи

12 декабря 2013 года отмечается 20-летие Конституции Российской Федерации – основополагающего документа в правовой системе нашего государства. Статьей 48 Конституции каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Во исполнение этой статьи в Управлении Роспотребнадзора проводятся бесплатные консультации как в устной, так и письменной форме.

Разъяснения положений законодательства в сфере защиты прав потребителей можно получить в общественной приемной Управления. Прием граждан, представителей юридических лиц, общественных организаций и индивидуальных предпринимателей проводится регулярно по понедельникам с 16 до 18 часов. Кроме того, по четвергам с 14 до 16 часов всех желающих принимают начальник и заместители начальника отдела защиты прав потребителей. Сельским жителям проще обратиться в территориальные отделы Управления в Волжском, Горномарийском, Сернурском и Советском районах, где правовая помощь оказывается по четвергам с 9 до 12 часов.

Для удобства потребителей по средам проводится консультирование в режиме онлайн через программу ICQ. Номера «аськи» специалистов ведомства опубликованы на официальном сайте Управления 12.rospotrebnadzor.ruв разделе «Направления деятельности/Защита прав потребителей/Правовая поддержка онлайн».

В рамках оказания бесплатной юридической помощи огромное внимание уделяется правовому просвещению населения. На сайте 12.rospotrebnadzor.ruсистематически размещаются материалы разъясняющего характера о защите прав потребителей в различных секторах потребительского рынка, полезные не только для покупателей, но и для продавцов и исполнителей услуг

Подобные статьи пользуются большим спросом у средств массовой информации. Кстати, в Управлении сложилась многолетняя практика проведения пресс-конференций, посвященных Всемирному дню защиты прав потребителей и Всемирному дню без табака, на которые приглашаются журналисты ведущих печатных изданий, информационных агентств, теле- и радиоканалов.

Кроме того, вся необходимая информация для посетителей, включающая образцы претензий и исковых заявлений, размещена на стендах в фойе здания Управления. Постоянно обновляется и пополняется раздаточный материал в виде памяток для потребителей.

Наряду с традиционными способами, информирование о правах потребителей и механизмах их реализации осуществляется в индивидуальном порядке по телефонам бесплатной «горячей линии» 8-800-707-61-77, (8362) 68-19-44.

Различия между юридической помощью и услугой

Часто обсуждаются научные споры, касаемые различия между понятиями «юридическая помощь» и «юридическая услуга». Подозрительно, что такое разделение имеет некоторые правовые последствия. Вдобавок, можно проделать сравнение, которое идет из толкового словаря С. И. Ожегова: помощь – это поддержание кого-то в чем-нибудь, содействие в чем-нибудь, которое приносит успокоение; услуга – это действие, которое идет на пользу и в помощь другому.

Исходя из таких определений понятно, что эти два понятия весьма похожи по своей сути и навряд ли нужно их разделять. Любой из этих терминов может одинаково использоваться во всех видах юридической деятельности.

Замечание 3

Но при этом удостаивается внимания и позиция В. В. Печерского: основной линией остается реальность предоставления адвокатами юридической помощи и услуг, а у лиц, оказывающих только юридические услуги такой возможности нет.

Бесспорно, значительным станет установление Федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи» в Российской Федерации, так как это ускорение того «правового барьера», о котором говорил в своей книге В. Ю. Зорькин. Такой закон даст возможность реально гарантировать право граждан на профессиональную юридическую помощь, а также качественно разделить это понятие и понятие «юридическая помощь», при этом оставить за личностью право выбора какой-либо помощи.

Неоднозначным является введение в вышеупомянутый проект закона в ряд субъектов профессиональной юридической помощи нотариусов и патентных поверенных.

Соответственно с Основами законодательства РФ о нотариате, установленными Верховным Советом РФ 11.02.1993 № 4462-1, такая функциональность исполняется посредством выполнения нотариусами установленных законодательством актов нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Их число относительно с базовым законом ограничено и составляет – 20. В положениях о нотариате не используются понятия «квалифицированная юридическая помощь» и «юридическая помощь».

Соответственно со ст. 16, нотариус должен оказывать физическим и юридическим лицам поддержку в реализации их прав и защите интересов. А также объяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях выполняемых нотариальным действием. Делается это для того, чтобы юридическая неосведомленность не могла применяться им в ущерб.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Права человека

Одновременно с этим можно исходить из иных принципов, например, взять за основу систематизацию прав человека, при этом отнести защиту прав личности только к компетенции субъектов профессиональной юридической помощи. Несомненно, в такой ситуации адвокатура обязана подчиниться определенной реорганизации, исходя из принципов структурной разработки судебного механизма.

Пример 1

Такое происходило в дореволюционной России и сохраняется в нынешнее время в числе зарубежных стран, включая Германию.

Целесообразно вспомнить вердикт ЕСПЧ № 127-В от 30.11.1987 по делу «Н. против Бельгии», в котором суд указал: институт адвокатуры, исполняя прилюдную деятельность, является частью судебной структуры.

С точки зрения защиты прав человека, предоставление адвокатского сообщества в определенную юридическую функциональность утверждается материалами Всемирной конференции по правам личности.

Всемирная конвенция по правам личности:

  • указывает, что механизм организации правовых последствий имеет особенный значимый смысл для недискриминационного и многостороннего осуществления прав человека;
  • является неотъемлемой частью процессов демократии и прочного развития (Вена, 25.06.1993);
  • включает в себя правоохранительные органы, органы прокуратуры и сотрудников независимых судебных органов и адвокатуры, пропорционально с используемыми стандартами, имеющимися в международных договорах о правах человека.

С целью введения определенности в вопросе осуществления конституционного права на профессиональную юридическую помощь рекомендуется следующая формулировка понятия: квалифицированная юридическая помощь – это юридическая функциональность в отношении защиты прав, свобод и законных интересов юридических и физических лиц, а также гарантирование доступа к правосудию. Выполняется это членами адвокатского сообщества и лицами, у которых есть ученая степень по юридической специальности. Кроме этого, в пределах должностной ответственности нотариусами и сотрудниками органов государственной власти и местного самоуправления.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Субъекты квалифицированной юридической помощи

Согласно с Федеральном законом от 30.12.2008 № 316-ΦЗ «О патентных поверенных», патентный поверенный первоочередно выполняет полномочия по ведению дел и деятельности по правовой обороне итогов интеллектуальных мероприятий. Возникает сомнение, что такая узкоспециализированная функциональность относится к юридической деятельности.

Замечание 4

Более того, для аттестации и регистрации граждан в роли патентного поверенного, не нужно обязательное наличие высшего юридического образования. Исходя из вышесказанного, вполне реально оставить в составе субъектов квалифицированной юридической помощи адвокатов и лиц, у которых есть ученая степень по юридической специальности, то есть лиц соответствующих со статьей 53.

В Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде РФ» могут быть представители сторон в конституционном судопроизводстве. Также нотариусы, сотрудники органов государственного управления и муниципальных учреждений с обязательным разъяснением лицам, обратившимся в данные органы, правовых последствий их действий, для того чтобы обеспечить защиту прав, свобод и законных интересов обратившегося лица. В отношении последней группы лиц, с целью гарантирования конституционного обеспечения права личности на профессиональную юридическую помощь, должно быть не правом, а обязательством, которое установлено в Основах законодательства РФ о нотариате. Его неисполнение, соответственно с планом федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации», обязано нести дисциплинарную ответственность.

Для формулировки сути, функции и места понятия «квалифицированная юридическая помощь», в национальном законодательстве могут быть применены разные методы и формулы. Как рекомендуют авторы вышеупомянутого законопроекта, такое возможно совершить отталкиваясь от изначального определения субъектов правоотношений и видов функциональности.