Лекция 12. «правительство российской федерации»

Министерства и ведомства

В структуру Правительства входят следующие министерства:

  • МВД (внутренних дел).
  • МЧС (по делам гражданской обороны, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
  • МИД (иностранных дел).
  • Минобороны.
  • Минюст.
  • Минздрав.
  • Минкультуры.
  • Минобрнауки.
  • Минприроды (природных ресурсов и экологии).
  • Минпромторг.
  • Министерство по развитию Дальневосточного региона.
  • Министерство по делам Крыма.
  • Министрество по делам Северного Кавказа.
  • Минкомсвязь (связи и массовых коммуникаций).
  • Минсельхоз.
  • Минспорт.
  • Минстрой (строительства и ЖКХ).
  • Минтранс.
  • Минтруд (труда и социальной защиты).
  • Минфин.
  • Минэкономразвития.
  • Минэнерго.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Экономическая сфера

Полномочия Правительства страны в области экономики:

  • Реализация и контроль экономических вопросов.
  • Обеспечение целостности и единства экономического пространства, свободы деятельности, перемещения финансовых средств, услуг, товаров.
  • Составление прогнозов, относящихся к социально-экономическому развитию страны.
  • Разработка и реализация программ развития приоритетных отраслей.
  • Создание инвестиционной и структурной политики, принятие решений, направленных на её реализацию.
  • Исполнение управления федеральной собственностью.
  • Реализация вопросов в сфере инвестиционного, финансового, экономического, международного экономического сотрудничества.
  • Общее руководство таможенной отраслью.
  • Принятие мер по защите отечественных услуг, товаров, производителей.
  • Комплектование мобилизационного экономического плана страны.
  • Обеспечение полноценного функционирования оборонной производственной отрасли РФ.

Принцип формирования и роспуска

Государственная функция правительства как основной структуры, представляющей высшую исполнительную власть, состоит в распорядительной и организационной деятельности, это важнейшее звено системы разделения государственного аппарата.

  • Правительство страны.
  • Органы федерального значения (Ведомства и Министерства, Комитеты, Агентства).
  • Органы государственных субъектов.

Порядок формирования начинается с назначения Председателя правительства. Президент страны выносит кандидатуру на эту должность на рассмотрение Государственной Думы. Конституционное право обязывает лидера государства соблюдать определенные нормы для реализации этого шага. Законом предусмотрено несколько ситуаций:

  • После отставки прежнего правительства должен быть соблюден двухнедельный срок.
  • Отклонение представленной кандидатуры Госдумой реализуется в течение недели.

Кандидатуру Председателя вправе выдвигать только Президент страны. Если между лидером государства и депутатами возникают разногласия по этому вопросу, путь их решения определен Конституцией. Дума может быть распущена после трехкратного отклонения внесенных на рассмотрение кандидатур. Правительство, порядок формирования и полномочия которого подчиняются строгим законодательным и конституционным принципам, не может функционировать без назначения Председателя.

После проведения соответствующего назначения, наступает момент для выбора кандидатур на должности заместителей, министров федерального значения. Председатель Правительства представляет список лиц Президенту, который реализует выбор и назначение. Процесс не является публичным. Таким образом, фактическое количество членов, входящих в эту структуру определяется лидером государства. Срок полномочий Правительства зависит от избрания или переизбрания Президента.

Общая компетенция

Общие полномочия правительства можно обозначить таким образом:

  • Организация исполнения внешней и внутренней политики страны.
  • Выстраивание единства системы исполнительной вертикали в РФ. Направление и контроль деятельности полномочных органов.
  • Регулирование социально-экономической сферы.
  • Формирование целевых программ и обеспечение условий для их исполнения.
  • Реализация прав законодательной инициативы.
  • Передача полномочий исполнительным органам, если это не противоречит Конституции.
  • Функции и полномочия Правительства в этой области касаются осуществления решений, переданных в структуру федеральными исполнительными органами.
  • Предоставление ежегодной отчетности об итогах деятельности.
  • Направление в палаты Федерального Собрания страны информации о разработке и сроках принятия правовых нормативных актов.

Акты Правительства

  • Издание распоряжений и постановлений, обеспечение их исполнения.
  • Нормативные акты по оперативным и текущим задачам, выпускаемые в форме постановлений.
  • Ненормативные акты, выпускаемые в форме распоряжений.
  • Акты являются обязательными к реализации на всей территории государства.
  • Любой документ должен быть подписан Председателем.
  • Постановления, за исключением тех, которые являются государственной тайной, подлежат обязательной публикации.

Полномочия Президента и Правительства нормируются Конституцией страны. При осуществлении своей деятельности правящие структуры принимают множество программ, касающихся функционирования всего государства.

Понятие Правительства, порядок его формирования и состав

Правительство — высший орган исполнительной власти в Российской Федерации, который состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Точная структура Правительства не зависит от Конституции. Она определяется федеральным законом. В противном случае при каждом ее изменении пришлось бы принимать поправки к Конституции.

Правительство формируется Президентом, который согласовывает с Государственной Думой лишь одну кандидатуру — Председателя. Все остальные члены назначаются указом главы государства.

Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Он также предлагает кандидатуры на должности его заместителей и федеральных министров.

Председатель в соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Особая роль Председателя Правительства заключается еще и в том, что он является вторым должностным лицом в государстве, которое может замещать Президента и исполнять его обязанности в случае смерти, добровольного ухода в отставку или импичмента (отстранения от должности). Глава Правительства в этом случае является исполняющим обязанности Президента РФ и наделяется всеми его полномочиями, кроме полномочий по роспуску Госдумы, инициирования референдума и внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Правительство подотчетно прежде всего главе государства. Его полномочия заканчиваются в момент принесения присяги новым Президентом. Оно также подотчетно нижней палате парламента.

Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Тот, в свою очередь, может также принять решение об отставке Правительства.

Государственная Дума имеет право выразить недоверие Правительству. Постановление об этом принимается большинством голосов от общего числа депутатов нижней палаты. Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если нижняя палата в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, глава государства объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если нижняя палата в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и о назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительства оно по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового. Все члены приобретают статус исполняющих обязанности и не могут подписывать подзаконные нормативные акты.

Социальная сфера

Полномочия Правительства в этой области таковы:

  • Создание условий для проведения единой социальной политики.
  • Реализация гражданских прав, гарантированных Конституцией страны, в области социального обеспечения.
  • Развитие сферы соц. обеспечения и благотворительности.
  • Исполнение трудовых прав граждан.
  • Разработка программ, направленных на устранение безработицы, обеспечение их выполнения.
  • Исполнение единой миграционной политики государства.
  • Реализация гражданских прав в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья.
  • Содействие решению вопросов материнства, семьи, детства, молодежной политики.
  • Взаимодействие с религиозными организациями и общественными объединениями.
  • Полномочия Правительства в социальной сфере касаются принятия и внедрение мер по развитию туризма, спорта, физической культуры, курортной и санаторной сферы.

Полномочия Правительства РФ

Правительство Российской Федерации:

  • разрабатывает и направляет в Государственную Думу федеральный бюджет, следит за его исполнением и представляет об этом отчет;
  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • осуществляет проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;
  • управляет федеральной собственностью;
  • осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
  • принимает меры по соблюдению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента.

Это не полный перечень полномочий Правительства. Он не является исчерпывающим. Правительство также осуществляет и иные полномочия по управлению государством, поскольку выступает высшим исполнительным органом в РФ.

Порядок деятельности Правительства определяется федеральным конституционным законом. На основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента оно издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Эти документы имеют силу подзаконных актов. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены главой государства.

показать содержание

Основные полномочия Правительства РФ

Правительство РФ в качестве высшего органа исполнения федеральной власти наделено обширным спектром полномочий.

Замечание 1

Компетенция правительства РФ заключается в организации проведения политики страны внутреннего и внешнего характера; осуществлении регулирования экономики и социальной сферы; обеспечении единых аспектов исполнительной власти, направлении и контроле работы органов государства; разрабатывании целевых программ федерального уровня, обеспечении их реализации; проведении предоставленного права законодательной инициативы.

Основные направления деятельности рассматриваемого органа фиксирует и контролирует Председатель Правительства РФ. Он же призван систематически давать Президенту информацию о его работе.

Компетенция правительства Российской Федерации включает несколько полномочий:

  • осуществление политики государства, включая внутреннюю и внешнюю;
  • регулирование и контроль в социальной сфере и экономике;
  • обеспечение единого положения между системой исполнительной власти страны, контроль и направление действий соответствующих органов;
  • разработка целевых программ федерального уровня, включая обеспечение их работы;
  • законодательная инициатива.

Замечание 2

В соответствии с соглашениями органов исполнительной власти субъектов РФ рассматриваемый орган производит передачу для них определенных полномочий, что не должно вступать в противоречие с законодательством и Конституцией РФ.

Члены правительства осуществляют полномочия, которые передают им органы исполнительной власти субъектов на основе определенных соглашений.

Правительство каждый год направляет в адрес Госдумы отчетные документы о результатах своей работы, включая вопросы, которые поставила Госдума.

Также Правительством в палаты Федерального Собрания (ФС) направляются сведения, касающиеся разработки и предполагаемых сроках принятия нормативно-правовых актов, принятие которых предусматривают федеральные законы.

Правительство имеет право осуществлять делегирование части своих полномочий некоторым федеральным органам исполнительной власти. Это происходит в ситуациях, когда законодательно данные полномочия не отнесены в число исключительных. При наличии определенных соглашений с исполнительными органами власти, работающими в субъектах РФ, Правительство может передать им часть собственных полномочий или принять долю их полномочий.

Организация и порядок деятельности Правительства РФ

Деятельность Правительства РФ осуществляется в соответствии:

На заседаниях Правительства решаются наиболее важные вопросы государственного управления, хозяйственной и социально-культурной жизни.

    • вопросы подготовки и исполнения федерального бюджета, а также внебюджетных фондов,
    • проекты программ экономического и социального развития,
    • предложения об объеме выпуска государственных ценных бумаг,
    • проекты приватизации федеральной государственной собственности,
    • предложения об установлении и изменении ставок налогообложения,

а также принимаются решения

    • о подготовке предложений об образовании,
    • реорганизации и ликвидации министерств и государственных комитетов РФ и положений о них,
    • о подписании международных договоров и др.

Рассмотрение в Правительстве вопросов, относящихся к его полномочиям, проводится на заседаниях Правительства, Президиума Правительства Председателем Правительства и его заместителями (в соответствии с распределением обязанностей), на заседаниях образуемых Правительством координационных и совещательных органов с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций.

Заседания Правительства проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание Правительства считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Правительства. Заседания проходят под руководством Председателя Правительства. При его отсутствии заседания проводит заместитель Председателя Правительства. На заседаниях Правительства, согласно Конституции РФ, может председательствовать Президент РФ. Решения Правительства принимаются, как правило, общим согласием; по решению председательствующего может быть проведено голосование, в этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих.

Деятельность Правительства осуществляется на основе текущих и перспективных программ и планов. Правительство планирует проведение своих заседаний, законопроектную деятельность и осуществление контроля за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ требований федерального законодательства. Перспективное планирование осуществляется путем принятия программы действия Правительства на определенный период, комплексного плана по ее реализации, федеральных целевых программ и иных актов Правительства. Работа Правительства, а также членов Правительства организуется в соответствии с планами на определенный период. Плановые мероприятия проводятся, как правило, в установленные дни недели. Заседания Правительства планируются, как правило, поквартально.

Подготовительная работа к заседаниям строго упорядочена. Так, материалы по вопросам, включенным в план заседаний Правительства, представляются не позднее чем за 15 дней до даты, определенной планом. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, других государственных органов и организаций, на которых возложена подготовка соответствующих материалов, несут персональную ответственность за их качество и своевременность представления. Проект повестки дня заседания Правительства формируется руководителем Аппарата Правительства по согласованию с заместителями Председателя Правительства и представляется Председателю Правительства. Одобренный им проект повестки дня заседания и соответствующие материалы не позднее чем за пять дней до даты заседания рассылаются его участникам.

В заседаниях Правительства участвуют как члены Правительства, так и лица, приглашенные на заседание для участия в рассмотрении соответствующих вопросов. По каждому из рассматриваемых на заседании Правительства вопросов приглашаются лица, имеющие непосредственное отношение к соответствующему вопросу.

По вопросам, рассмотренным на заседании Правительства, оформляются протокольные решения, принимаются и издаются в установленном порядке постановления и распоряжения Правительства. Протокол подписывается председательствовавшим на заседании.

Кредитная, финансовая, бюджетная политика

Полномочия Правительства в этой сфере можно обозначить следующим образом:

  • Обеспечение проведения единой денежной, финансовой, кредитной политики.
  • Разработка и предоставление федерального бюджета Госдуме и обеспечение его исполнения, выработка соответствующей отчетности.
  • Разработка и внедрение налоговой политики.
  • Исполнение совершенствования бюджетной структуры.
  • Контроль за рынком ценных бумаг.
  • Управление государственными долгами (внешними и внутренними).
  • Валютный контроль и регулирование.
  • Руководство финансовой и валютной деятельностью, касающейся отношений с другими государствами.
  • Разработка и реализация мер по проведению единой ценовой политики.

Структура правительства Российской Федерации

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей, а также федеральных министров. Каждая из этих ролей подразумевает набор определенных задач, функций и обязанностей.

Председатель правительства Российской Федерации

Председатель Правительства РФ является главным должностным лицом исполнительной ветви власти. В соответствии с Конституцией РФ глава правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. В течение недели после назначения новый Председатель Правительства вносит на рассмотрение Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а также о кандидатах на посты федеральных министров. Основная функция Председателя Правительства — определение направлений деятельности и организация работы Правительства РФ. Освобождение Председателя от должности одновременно влечет за собой отставку всего Правительства РФ.

С 16.01.2020 г. должность Председателя Правительства Российской Федерации занимает М.В. Мишустин.

Заместители Председателя Правительства Российской Федерации

На текущий момент у Председателя Правительства девять заместителей. Каждый из них ответственен за определенный спектр вопросов внешней и внутренней политики РФ: реализацию национальных проектов, социальную, импортно-экспортную, инвестиционную политику, контроль за исполнением указов Президента, политику в области сельского хозяйства и прочее.

Кроме того, в обязанности заместителей Председателя Правительства входит подготовка предложений и рекомендаций Председателю, Президенту и Государственной Думе по вопросам национальной безопасности, а также координация действий федеральных министерств.

Федеральные министры

Сейчас в России функционирует 21 федеральное министерство, которые отвечают за решение всего спектра вопросов жизнедеятельности общества и государства. В функции руководителей министерств в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» входят:

  • участие с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ;
  • участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечение их исполнения;
  • участие в выработке и реализации политики Правительства РФ;
  • осуществляют руководство соответствующими федеральными министерствами;
  • координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств.

Роспуск

Конституция страны также регулирует вопросы отставки Правительства. Законом предусмотрены разнообразные основания для реализации этих мер, в зависимости от того, кто стал инициатором процесса. Правительство на заседании, в присутствии всех своих членов, может принять решение об отставке, о чем подписывается соответствующее заявление. В данном случае роспуск является добровольным.

В другом случае инициатором может выступить глава государства. Причины могут быть самые разные, но обычно они касаются обострения противоречий. Кроме того, данной структуре может выразить недоверие Палата Федерального собрания или Госдума. Парламент вправе выразить свой вотум. Решение об отставке принимает Президент, в случае положительной оценки реализуется прекращение полномочий Правительства, структура распускается.