Право бессрочного пользования земельным участком

Оглавление

Порядок предоставления

Решение о предоставлении участка выносит орган местного самоуправления, которому принадлежит данная территория, т.е. ее владелец. Собственником может являться районная или городская администрация, в организационной структуре которой обычно присутствует комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ). Именно это подразделение несет ответственность за согласование заявок и соблюдение регламента процедуры.

Поскольку земельный участок передается на безвозмездной основе, проведения торгов не требуется – решение выносится уполномоченным лицом и подтверждается соответствующим постановлением администрации.

Однако возможно и получение отказа – в некоторых случаях комитет вынужден принять отрицательное решение:

  • лицо-заявитель предоставил неполный перечень документов;
  • документы содержат недостоверную или ошибочную информацию;
  • гражданин, обратившийся с заявлением, не может представлять интересы предприятия;
  • участок, на который претендует организация, изъят из оборота, ограничен или находится вне собственности администрации;
  • кадастровый учет испрашиваемого участка осуществлен неверно;
  • по интересующему участку ведется судебное разбирательство, и уже есть вступившие в силу решения суда.

Для того чтобы исключить возможный риск отрицательного решения, рекомендуется предварительно уточнить необходимую информацию по интересующему участку и получить ответы на возникшие вопросы, обратившись в КУМИ.

Специалисты комитета в рабочем режиме осуществляют разъяснения по вопросам предоставления услуги и оформления нужных «бумаг» согласно графику приема посетителей. При необходимости можно получить ответ специалиста и в письменном виде, обратившись посредством электронной почты или официальным письмом.

Дело в том, что алгоритм процедуры оформления права бессрочного пользования участком зависит от того, есть ли в Росреестре сведения о его кадастровом учете. Проще всего, если запрашиваемый участок стоит на кадастровом учете.

Тогда для подачи заявления в комитет о предоставлении в бессрочное пользование никаких предварительных действий, кроме сбора бумаг, не потребуется. Если же участок отсутствует в системе кадастрового учета, необходимо предварительное согласование земли с администрацией и ее постановка на учет заинтересованным лицом.

В некоторых случаях может отсутствовать даже план межевания территории.

В этом случае необходимо подготовить схему расположения испрашиваемого участка на общей муниципальной территории и написать заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, приложив к нему план-схему.

Если разработанная заявителем схема участка не одобряется комитетом по управлению муниципальным имуществом или иными уполномоченными лицами, с согласия первого может быть утвержден альтернативный вариант.

При вынесении положительного решения, заинтересованное юридическое лицо берет на себя организацию проведения кадастровых работ в соответствии с проектом межевания, после чего уполномоченный орган осуществляет постановку земельного участка на кадастровый учет и государственную регистрацию права публичной собственности.

Дело в том, что предварительное согласование отвечает непосредственным интересам юридического лица, претендующего на земельный надел – в случае отказа ему не придется нести бесполезные расходы в связи с кадастровыми работами.

Срок действия решения о согласовании – 2 года с момента подписания. Только по завершении вышеописанных процедур юридическое лицо может подать в КУМИ заявление о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование.

Документы, которые необходимо подготовить для оформления права бессрочного пользования участком:

  • заявление юридического лица по форме, установленной законом (образец заявления, как правило, выдается специалистами администрации вместе с рекомендациями по его заполнению);
  • документ, подтверждающий полномочия заявителя;
  • выписка из Единого государственного реестра прав на участок;
  • кадастровый паспорт;
  • выписка из ЕГРЮЛ, действительная на дату подачи заявления.

Последние три документа могут быть получены и без участия заявителя, в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Впрочем, если «на руках» у представителя юридического лица имеются вышеупомянутые бумаги, он вправе предоставить их вместе с заявлением.

Подачу документов можно осуществить через районное подразделение МФЦ.

Право постоянного бессрочного пользования земельным участком

В процессе использования предоставленного надела у владельца имеются свои права и обязанности, о которых необходимо знать и соблюдать.

В случае игнорирования установленных прав есть большая вероятность изъятия земли.

Права и обязанности пользователя

Если гражданами установлено право постоянного пользования на бессрочной основе земельным наделом, Земельным Кодексом допускается возможность:

  • использовать имеющиеся недра и водоемы, которые расположены на участке;
  • возводить дома, открывать частное дело и даже производственный цех согласно целевому использованию;
  • культивировать надел;
  • оформлять право собственности на себя, причем на бесплатной основе.

Одновременно с этим, российским законодательством предусмотрены и некоторые обязанности, а именно:

  • надел используется исключительно по своему целевому назначению;
  • запрещено загрязнять участок;
  • предпринимать меры по охране от пожара;
  • категорически исключать вероятности истощения грунта и утраты плодородности.

Право на постоянное бессрочное использование земельным наделом не является правом собственности, поэтому категорически запрещается:

  • перепродавать наделы;
  • заниматься обменом либо оформлять на него дарственную;
  • передавать в аренду;
  • включать в список наследственной массы.

Ограничения могут быть сняты исключительно после получения прав собственности.

Основания для прекращения права бессрочного пользования

Основной причиной, по которой БП прекращает существовать, является переоформление участка в собственность или аренду. Законодательство предусматривает условия, при которых надел изымается принудительно, по решению администрации муниципалитета или суда:

  • ЗУ необходим для реализации местного проекта по постройке объекта общего пользования.
  • Нарушение правил эксплуатации надела, в результате которых значительно ухудшилось его состояние, земля пришла в запустение.
  • Пользователь не выполняет мероприятия по повышению плодородия почвы.
  • Способ использования не соответствует ВРИ.
  • Нарушение прав соседей.
  • Загрязнение окружающей среды, вред экологии.

Если пользователю надел не нужен, он имеет право отказаться от него добровольно – для этого необходимо обратиться с заявлением в многофункциональный центр.

Что это такое

Закон не позволяет физическим лицам, которые являются гражданами Российской Федерации, получить землю в бессрочную эксплуатацию, и на данный момент это является прерогативой юрлиц, которые относятся к органам государственной или муниципальной власти.

Но при наличии у человека права, которое было дано до вступления в силу нового закона, он может пользоваться участком.

Решение о том, чтобы участок был передан хозяйственнику на бессрочной основе, выносится муниципальными органами, и они уполномочены заниматься такими вопросами.

Но в некоторых случаях это не может состояться без участия государственных служащих, уполномоченных заниматься передачей имущества человеку.

Каким субъектам предоставляется по Земельному кодексу РФ

  • местные и государственные органы власти;
  • бюджетные организации;
  • предприятия государственной формы владения;
  • центры президентского наследия.

Вышеперечисленные организации могут не оформлять права собственности, и просто осуществлять деятельность на земле, без необходимости ее получать во владение.

С физлицами ситуация немного другая, поскольку государство активно движет эксплуататоров участков переоформить юридический статус.

Что же до земель, которые могут быть переданы юридическим лицам в данный момент, то ограничений мало, и решение остается на совести властей.

Но есть и ограничения, которые не позволяют передать некоторые участки в бессрочное использование:

  • государственные заповедные зоны;
  • земли лесного фонда;
  • территории, принадлежащие водному фонду;
  • земли, где произошла радиационная авария и на момент передачи они заражены;
  • стратегически важные для государства.

Правда особые случаи все же имеются, к примеру, это военные действия или чрезвычайные ситуации.

Кому могут отказать

А вот касательно ухода за ними работает и государство и субъект, которому дано право хозяйствования, ведь участки, которые эффективно работают, более востребованы.

Но сами детали применения земельного ресурса, будь-то строительство или садово-огородная деятельность, гражданином определяются самостоятельно. Но при этом государственные структуры часто отказывают в передаче участка.

  • у заявителя нет гражданства России;
  • запрос делается несовершеннолетним;
  • земля ранее была изъята из оборота;
  • субъект хозяйствования уже ведет деятельность или имеет намерения эксплуатировать участок не по назначению;
  • желание не основано на законодательстве.

Даже один из пунктов станет причиной, по которой человеку откажут в переоформлении участка, и у гражданина возникнут проблемы с уже имеющимся правом.

Чтобы все же оформить землю в собственность, гражданин должен обратиться в администрацию для вынесения такого постановления, после чего регистрирует землю в кадастровом органе.

Новоявленный владелец обзаводится номером и выпиской из ЕГРН, а составление плана участка и все технические детали становятся заботой кадастрового инженера.

При отсутствии нормального контакта с ними, необходимо обращаться в суд. Юридические лица тоже могут получить отказ в дальнейшем использовании участка:

  • если они портили его, ухудшали состояние почвы или ресурсов, расположенных на ней;
  • земля применялась не по назначению;
  • санитарные нормы, утвержденные на государственном уровне нарушались;
  • из-за строительных работ, проводимых хозяйствующим субъектом, экологическая обстановка сильно ухудшилась;
  • иные ситуации, при которых наносится вред земле.

Законные основания

Все особенности получения земель в бессрочное пользование прописаны в законодательных актах, причем основанием является Земельный Кодекс Российской Федерации.

А в статье 268 оговаривается, на каких основаниях можно получить право на бессрочную эксплуатацию земель. Нюансы использования и владения таким объектом прописаны в статье 269 ГК РФ.

Статья 20 Земельного кодекса полностью оговаривает перечень юридических лиц, имеющих право на процедуру передачи участка, а также момент, связанный с правом переоформления.

Правда это не будет касаться тех людей, которые получили право на использование участков до принятия нового кодекса в 2001 году, и они могут продолжать на них работать.

Видео: по данной теме

Можно ли перевести земельный надел с бессрочного пользования в собственность

В СССР территориальные отрезки, находящиеся в государственном ведении, передавались гражданам на пожизненной основе с возможностью распоряжаться ими на свое усмотрение. Однако в России ситуация изменилась. В 2012 году в Земельный кодекс были внесены правки. По ним такие угодья нельзя отчуждать. По закону они принадлежат государству. Допустимо их эксплуатировать (выращивать растения, воздвигать дома), но не продавать или дарить. Чтобы отдать такую землю третьим лицам, ее понадобится перевести в разряд собственности. Для этого достаточно написать соответствующее заявление и отнести его в местное самоуправление вместе с пакетом документации, куда входит:

  • свидетельство о праве на угодье;
  • паспорт заявителя;
  • акт о предоставлении надела в эксплуатацию;
  • чек об уплате госпошлины;
  • выписка из похозяйственной книги;
  • соглашение купли-продажи.

На рассмотрение прошения уходит до 30 дней. При положительном решении заявитель регистрирует землю на себя в Росреестре и получает выписку из ЕГРН. С этого момента он уже не пользуется государственным участком как арендатор, а становится его полновластным хозяином. Тогда происходит автоматическое прекращение бессрочной эксплуатации территории, человек становится полноправным владельцем собственного надела и вправе делать с ним, что хочет (в том числе наследовать, продавать, дарить).

Возможность пользоваться местностью, принадлежащей государству, расценивается как вещное право. Данные земельные ресурсы предоставляются только бюджетным структурам, а не частным лицам. На таких участках допустимо выращивать сельскохозяйственные культуры, разводить скот и строить жилища. Но передавать их третьим лицам запрещено. Чтобы это сделать, придется переоформить надел на себя. Делается это в отделениях МФЦ либо подразделениях Росреестра. Чтобы перевести землю в свою собственность, понадобится собрать документацию, после чего территория станет принадлежать только заявителю.

Как развивалось рассматриваемое право в РФ до принятия ЗК РФ

Российские власти изначально рассматривали его как пережиток советской системы и неоднократно предпринимали попытки исключить из российского земельного законодательства.

В ЗК РСФСР от 1991 г. право бессрочного пользования земельным участком давалось только юрлицам. Граждане же, получившие землю по нему еще по советскому законодательству, законом РФ о земельной реформе от 1993 г. обязывались переоформить ее в собственность или взять в аренду. Тем же законом запрещалось предоставление земельных участков на этом виде права.

Однако вновь принятый в 1994 г. ГК РФ снова ввел этот титул применительно к гражданам, который и сохраняется в нем по настоящее время. Достаточно вспомнить, что это были за годы, чтобы понять, как политическая борьба отражалась в изменениях законодательства.

Возможности пользователей участков. Пределы осуществления правомочий землепользователей

Каждый земельный участок, который предоставляется гражданину на основании прав постоянного использования, должен эксплуатироваться исключительно по прямому целевому предназначению, а также в допустимых пределах. Такие нормы устанавливаются нормами Земельного и Гражданского кодексов РФ и регламентируются законодательными актами исполнительных органов, которые предоставили право на использование территории.

Граждане, которые приобрели участок для постоянного использования на неопределенный срок, не имеют права заключать в отношении данной территории какие-либо финансовые или юридические сделки – передавать для пользования третьим лицам на основании договора об аренде или же предоставлять в бесплатное использование на ограниченный срок. Наличие добровольного согласия законного собственника участка земли не является основанием для заключения подобных сделок.

Те лица, которые используют земельные участки на основании прав бессрочного использования на постоянной основе, не могут самостоятельно распоряжаться правовым положением данного участка. Исключением могут являться следующие случаи:

Установление сервитута в отношении участка возможно для обеспечения государственных интересов, а также для удовлетворения потребностей жителей муниципальных округов и местного населения.

Процедура не требует изъятия участков и возможна при условии проведения общественного слушания. Сервитуты устанавливаются для передвижения по определенной территории для выполнения важных государственных и муниципальных работ;

Передача земельной территории в бесплатное пользование в форме служебного надела.

Данная процедура осуществляется уполномоченными учреждениями в пользу своих сотрудников на срок, в течение которого будет являться действительным заключенный ранее трудовой договор.

Порядок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (в собственность, в аренду)

В Концепции развития гражданского законодательства РФ (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком должно быть сохранено без установления какого-либо срока, на которое оно сохраняется, и без изменения его содержания. Однако оно не должно возникать в будущем. Для его постепенного исчезновения следует разработать механизмы, которые создадут стимулы для трансформации этого права в другие вещные права, предусмотренные ГК (абз. 6.6 разд. IV “Законодательство о вещных правах” Концепции).

В настоящее время актуальны является введение права постоянного землевладения (эмфитевзис), положение о котором нашли свое отражение в проекте изменений Гражданского кодекса (ст. 299 ГК РФ в редакции проекта Федерального закона N 47538-6 “О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации”).

Землепользователи, не указанные в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ, обязаны переоформить земельные участки по своему желанию в аренду или в собственность до января 2012 г., а земельные участки, на которых находятся линейные объекты (линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги и железнодорожные линии и др.), – до января 2016 г. (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”).

Кроме того, в п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства” разъяснялось, что если право собственности на здание, строение или иную недвижимость перешло после введения в действие ЗК РФ к лицу, которое в соответствии с действующим законодательством не может обладать земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, такому лицу надлежит по своему выбору переоформить названное право на право аренды земельного участка или приобрести его в собственность.

Коммерческие и некоммерческие организации могут переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на иное право, в том числе право аренды земельных участков без проведения торгов, в соответствии с правилами, установленными гл. V.1 ЗК РФ (п. 2 ст. 39.9, пп. 11 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).

С 01.01.2013 КоАП РФ дополнен ст. 7.34, устанавливающей ответственность юридических лиц за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.

На основании п. п. 2.1 и 3 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” (далее – Закон о введении в действие ЗК РФ) оформление в собственность граждан, некоммерческих организаций, созданных до дня вступления в силу указанного Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, организаций, при которых до дня вступления в силу Закона о введение в действие ЗК РФ были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, гаражных потребительских кооперативов земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается, в связи с чем имеются основания полагать, что данное вещное право на земельные участки еще будет существовать продолжительное время.

В абз. 6 п. 2.1 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ предусмотрено, что переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками должно быть осуществлено до 01.01.2024 в порядке, установленном данным Законом.

Приватизация ЗУ находящегося в БП

На законодательном уровне закреплено право собственников, получивших землю на приватизацию этого объекта недвижимого имущества. В частности правовое регулирование осуществляется Законом №178 о приватизации, а также ФЗ №122 о государственной регистрации. Основываясь на этих положениях, земельная территория должна быть либо арендована, либо приватизирована.

Сроки для приватизации участков полученных ранее в бессрочное пользование не ограничены. Единственное ограничение это оформление такого участка в собственность с помощью упрощенного порядка, так называемой «дачной амнистии», возможно было до 1 марта 2018 года. После этой даты приватизировать по упрощенной системе уже не получится.

Правом на приватизацию обладают те лица, которые получили ЗУ в БП и начали на нем возведение дома. Наследники таких собственников не смогут приватизировать землю. Им остается либо выкупать, либо арендовать участок.

Если на земельной территории уже стоит дом, то собственнику для приватизации необходимо направить заявление в местную администрацию с требованием передать часть территории, находящейся под его постройками.

Образец заявления на приватизацию ЗУ

Рассмотрение и принятие решения о возможности приватизации конкретного ЗУ занимает примерно 14 дней. При положительном ответе наступает следующий этап: оформление необходимой документации.

Приватизация участка, полученного в садовом товариществе после 1 марта 2018 года, происходит путем направления заявления в администрацию района. В заявлении указываются все данные о ЗУ и цель его дальнейшего использования собственником. Участок, выделенный индивидуально проходит регистрацию через Росреестр со всеми необходимыми документами.

Вопрос с приватизацией участка бессрочного пользования можно решить самостоятельно либо с помощью доверенного лица. Для этого потребуется юридическое подтверждение в виде доверенности на представителя. Им может быть, например:

  • Председатель садового товарищества;
  • Сотрудник юридической компании.

Порядок приватизации разделяется на два вида в зависимости от попадания под действие «дачной амнистии» или нет.

Когда происходит оформление? Приватизация до 1 марта 2018 После 1 марта
Согласование с муниципальным образованием, являющимся собственником Согласие администрации не требуется Требуется согласие
Регистрация в Росреестре требуется необходима

Подготавливая пакет документов в администрацию района для приватизации ЗУ нужно убедиться, что в нём присутствуют:

  1. Заявление от заинтересованного лица, получившего ранее этот участок на праве БП;
  2. Свидетельство, подтверждающее это право, а также на строения;
  3. Кадастровый план, в случае нахождения участка на учете ;
  4. Технический паспорт на дом и любую другую постройку;
  5. Документ, подтверждающий личность заявителя.

Для заявителей, подпадающих под действие «дачной амнистии» при обращении в Росреестр потребуются только паспортные данные гражданина и документ о предоставлении земельного надела в его пользование.

Переоформление земли

Процедура переоформления земельного надела автоматически влечет за собой необходимость в подписании соответствующего договора.

При игнорировании правил его формирования есть вероятность признания сделки недействительной.

Договор

В зависимости от того, к какой именно категории относится лицо, обладающее правом пользования наделом на бессрочной основе, земли могут иметь различную правопредоставляющую документацию.

Договор бессрочного использования земельного надела в обязательном порядке должен отображать:

  • реквизиты каждого участника сделки;
  • предмет соглашения;
  • адрес месторасположения надела и его занимаемую территорию;
  • тип земельного участка;
  • кадастровый план (предоставляется в форме приложения);
  • кадастровый паспорт;
  • период передачи участка в использование;
  • обобщенные правила использования надела.

Соглашение права на постоянное использование должно обязательно быть зарегистрировано.

Предметом соглашения принято считать надел с конкретными границами. Под этим подразумевается передача того земельного участка, по отношению к которому были проведены работы по межеванию и в конечном итоге присвоен кадастровый номер.

Безвозмездное срочное пользование земельными участками

Означает бесплатное пользование землей. Различают 3 вида такого пользования:

  1. земля находится в ведении государства — участки могут быть даны в пользование только муниципальным образованиям, органам местного самуправления. Другие претенденты могут оформить только арендное соглашение;
  2. участок принадлежит предприятиям, заводам, фабрикам;
  3. принадлежит гражданам и юридическим образованиям (участок может быть передан другим лицам на основе договора).

Договор предполагает следующие основные пункты:

  1. одна сторона передает участок, другая принимает, при этом обязуется вернуть землю в установленные договором сроки;
  2. принимающая сторона будет называться землепользователем, что влечет за собой ряд обязанностей — использовать землю по прямому назначению, работами на участке не наносить вред окружающей среде, организовать охрану земель, водных ресурсов, находящихся на территории участка, не допускать ухудшения качества земли, почвы и прочее.

Кому дают право БП

До 2001 года участки на этом праве мог получить кто угодно, в том числе граждане и организации. Но в 2001 году приняли ЗК РФ. Этот кодекс лишил частников права БП: в 2018 году участки на праве БП дают только органам власти (федеральным, региональным, местным), государственным и муниципальным учреждениям и предприятиям. Причины этому две:

  1. Право БП — пережиток Советского Союза, где не было частной собственности. В той системе право БП стало возможностью законно владеть землёй. Но в современной России частная собственность есть, и почему бы ею не пользоваться. Тем более что пользователи участком на праве БП ограничены в правах по сравнению с собственником (например, не распоряжаются ЗУ).
  2. Создать единообразие в российской системе отношений по поводу земли. Одни владеют участками на праве БП, потому что получили его до 2001 года, другие — на праве собственности, так как в 2002 году уже не было права БП.

Соответственно, сейчас гражданам и организациям откажут в предоставлении участков на праве БП. Но тот, кто до 2001 года получил участки на праве БП, не потерял свои права и ЗУ. Однако новый кодекс обязал переоформить право БП на право собственности или аренды. В идеале, к 2018 году у частников не должно было остаться участков на праве БП, ведь за 17 лет можно успеть не только переоформить участок, но и построить там дом, посадить дерево и вырастить сына. Но до сих пор находятся те, кто по разным причинам переоформлением не занимались: проблемы с документами на ЗУ, некогда или просто не знали.

Мои знакомые — супружеская пара — жили в дальнем Подмосковье (Воскресенск) и захотели перебраться поближе к Москве (в Железнодорожный). Для этого они решили продать свой ЗУ, а вырученные деньги использовать на покупку квартиры (без кредита не обошлось, но деньги за участок тоже пригодились). Они подали объявление, вскоре нашёлся покупатель. Заключили договор, взяли деньги и пошли в Росреестр, чтобы зарегистрировать право собственности на нового владельца. А в Росреестре выяснилось, что участок у моих знакомых находился на праве БП, а значит, продавать они его не имели права. Договор аннулировали, а участок пришлось переоформить в собственность. Только после этого участок продали.

Прекращение права

Право может быть аннулировано в том случае, если:

  • гражданин принял решение об отказе на добровольной основе;
  • органы самоуправления приняли решение в одностороннем порядке.

Факторами добровольного отказа могут быть:

  • поправка условий, согласно которым надел передан в право собственности;
  • отсутствие желания владельца вести занятость на участке;
  • отсутствие возможности вести занятость по различным на то причинам.

Согласно российскому законодательству, собственники вправе сделать это, путем возврата земли в собственность местного муниципалитета. Но на сегодня это является редкостью.
В большинстве случаев отказ влечет за собой процедуру приватизации либо же выкуп.

Нередко процедура изъятия инициируется из-за полученных жалоб соседей. В таких ситуациях будет сформирована специальная комиссия, которая проведет необходимую проверку изложенных в письменной форме жалоб.

При подтверждении обстоятельств дело подлежит передаче в судебный орган.

Факторами, которые могут послужить, как грубые нарушения установленных правил использования земельных наделов, принято считать:

  • установлен факт использования надела не по целевому назначению;
  • фиксация факта ухудшения состояния грунта, отравление различными химикатами и так далее;
  • полное несоответствие системы природоохранной зоны либо культурного наследования;
  • выявлен факт грубого нарушения санитарных норм, которые оказывают серьезное пагубное воздействие на качество участка.

В любой ситуации окончательное слово остается за судебным органом, который решает – изъять участок либо оставить.

Документы

В условиях постоянно меняющихся политических, экономических, социальных норм документы о подтверждении прав на землю должны меняться в зависимости требований закона.

Виды документов

Среди документов, позволяющих определить статус собственника земельного участка, выделяют два вида:

  1. правоустанавливающие;
  2. правоудостоверяющие.

Взаимосвязь между этими видами можно отследить по схеме:

Связь между правоустанавливающими и правоудостоверяющими документами

К правоудостоверяющим документам относятся, те, которые указывают на факт возникновения или перехода права. Например:

  • постановление, решение либо распоряжение о выделении ЗУ муниципальными органами;
  • акты, составленные государственными органами о передаче земельной территории;
  • свидетельство о наследовании ЗУ;
  • судебный акт;
  • гражданско-правовое соглашение, устанавливающее право собственности лица (купля-продажа, мена, дарение, приватизация).

Записи кадастрового учёта основаны на правоустанавливающем документе, тогда как правоудостоверяющий (свидетельство) является результатом регистрирования.

Основные требования

Оформление и структура документов на ЗУ установлена специальными регламентами. Например, документы, выданные в Советском Союзе, являются действующими и не ограничены по сроку давности как устанавливающие факт передачи земли в бессрочное пользование. Провести имущественную сделку по таким бумагам не получится, так как они теряют свою юридическую силу и требуют переоформления в Росреестре.

Основное требование для документов на это совокупность правоустанавливающих и правоудостоверяющих фактов, а также соответствие учетных записей в них. Изменения оформляются в соответствии с требованиями регламента. Для перерегистрации земельного участка потребуются план межевания и акт о согласовании границ. При проведении межевания возможно увеличение размеров участка, если позволяет близлежащая свободная территория.

Сроки

Срок действия документов устанавливается для того, чтобы знать в течении какого периода времени они будут юридически дееспособными. Действующий регламент установил необходимость менять документы с внесенными изменениями каждые 5 лет. За это время государственный кадастровый учет проводит ревизионные работы.

Для собственников же срок имеет значение при проведении имущественных сделок. Если последнее обновление документации было больше 5 лет назад или не проводилось вообще, то предстоит процедура перерегистрации.

Срок действия правоустанавливающих документов признается регламентом бессрочным и не подлежит проведению перерегистрации.

Юридическая сила старых документов

На основании Закона о государственной регистрации прав документы старого образца являются действительными и на сегодняшний день. Обменивать их на новые не нужно. Это правило действует только для тех документов, которые являются основанием имущественного права гражданина или организации на ЗУ.

При утрате документов нужно обратиться в Росреестр за восстановлением либо получением выписки из кадастра, что равно по юридической силе оригиналу свидетельства. Если сведения в Росреестре не найдены, то нужно сделать запрос в архив муниципалитета через главу администрации. Истребование данных происходит не бесплатно.

Кадастровый паспорт — Росреестр

Выписка из архивных данных вместе с приложенным актом о земельном участке будут являться основанием для обращения в Росреестр за регистрацией территории. Постановка участка на кадастровый учет облагается государственной пошлиной. Законом установлен 20-дневный срок, чтобы получить документы и зарегистрировать участок в Кадастровой палате.

Как оформить общедолевую землю в собственность?

С 2005 года появилось новое для России понятие: общедолевая собственность.

Порядок переоформления

То, что земельный участок находится в общедолевой собственности, означает, что у него несколько хозяев, каждому из которых принадлежит некая доля от общей собственности.

Отсюда вытекают особенности условий его пользования, продажи, межевания.

Но может сложиться ситуация, когда один или несколько владельцев хотят выделить свою часть надела. Поэтому возникает необходимость переоформления участка.

В случае, когда остальные собственники согласны, раздел происходит на добровольной основе. Для этого необходимо провести межевание, определить новые границы. Полученные после этой процедуры документы передаются в местную администрацию для их подписания. Далее нужно получить разрешение от комитета по управлению собственностью на деление участка.

Может сложиться так, что участок, находящийся в общей долевой собственности является неделимым. Это значит, что на нем возведено строение и обозначить границы или разделить землю невозможно без нарушения целостности здания. Тогда возможны два варианта:

  • для всех собственников устанавливаются равные доли;
  • один собственник выкупает у остальных принадлежащие им доли земли и строение, расположенное на ней.

После этого можно проводить государственную регистрацию.

Заявление

Для того, чтобы провести разделение общего участка, кроме документов потребуется еще заявление.

В нем должны быть указаны ФИО, паспортные и контактные данные гражданина, желающего выделить свою долю, полные данные на общую собственность, описание выделяемого участка. Документ должен быть подписан заявителем, на нем обязательно указывается дата его составления.

Государственная регистрация договора

Заявление, полученные на первом этапе документы, а также договор о приобретении земли и кадастровые паспорта необходимо сдать в регистрирующий орган, который в течение 14 календарных дней выдаст документ на право использования выделенного участка.

Стоимость

Для проведения процедуры переоформления земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, каждый владелец должен уплатить госпошлину от 200 руб. При регистрации в Росреестре также взимается пошлина, размер которой зависит от стоимости доли участка.