Статья 140. поводы и основание для возбуждения уголовного дела

Оглавление

Когда возможен отказ

Оформление документов в правоохранительный орган должным образом гарантирует, что заявку примут. Обычно заявление рассматривают в срок до 3 дней, однако период могут продлить до 10 дней. В редких ситуациях прокурор затянет принятие решения на месяц. Данные показатели применяются вне зависимости от категории преступления.

После того как будут проведены обязательные мероприятия, может быть дан как положительный, так и отрицательный ответ. Отказ происходит только на законных основаниях. Рассмотрим возможные причины для России, потому как в Украине и других странах действуют свои законы.

Когда отказывают:

  1. Доказано, что преступление не было совершено.
  2. Отсутствуют признаки, указывающие на предполагаемое правонарушение.
  3. Смерть обвиняемого.
  4. Истекли сроки давности.
  5. Наказание положено по Административному или Гражданскому кодексу.
  6. Человек не достиг возраста уголовной ответственности.

В течение 24 часов постановление об отказе направляется заявителю и прокурору. Будет дана возможность обжаловать решение, о чем людям сообщают сотрудники правоохранительных органов.

О чем гласит ст. 140?

В статье 140 УПК РФ перечислены виды поводов и оснований, совокупность которых дает право следователю возбуждать уголовное дело в результате выявления признаков состава преступления. Положения в этой статье – отправная точка не только в расследовании, но и уголовном преследовании.

В рассматриваемой статье отдельной частью представлены положения, указывающие на правила возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Эта правка появилась в статье лишь в 2011 году.

Основные положения статьи 140 УПК РФ

Что является основанием для возбуждения уголовного дела? В рассматриваемой статье, а конкретно в ее второй части сказано, что им выступает наличие данных, указывающих на основные признаки преступления.

К числу последних нужно отнести:

  • опасность деяния для общества,
  • противоправность действия либо бездействия,
  • виновность лица, совершившего противоправное действие,
  • наличие возможности привлечения к ответственности в соответствии с положениями УК.

В УПК РФ, а конкретно в 140 статье кодекса, перечислены все виды поводов для возбуждения уголовного дела. Они таковы:

  • устное или письменное заявление о готовящемся или состоявшемся действии, противоречащем уголовному закону,
  • явка с повинной лица, совершившего действия, противоречащие законам РФ,
  • постановление сотрудника прокуратуры о направлении материалов следователю для принятия им решения о возможности возбуждения уголовного дела.

Представленный перечень является исчерпывающим.

В каких случаях применимы положения статьи?

Положения рассматриваемой статьи применимы во всех случаях, когда органами предварительного следствия выносится решение о возможности возбуждения дела и преследования конкретного лица

При этом важно наличие повода и основания. Только совокупность данных элементов дает право представителю юстиции возбуждать уголовное дело

При этом существует ряд ситуаций, условия которых исключают возможность возбуждения дела при наличии повода и оснований. Они таковы:

  1. Истечение сроков давности, предусмотренных первой частью 78 УК РФ. Максимальный срок давности предусмотрен для особо тяжких преступлений. Он равен 15 годам.
  2. Смерть лица подозреваемого в совершении противоправного деяния.
  3. Примирение сторон, или неподача заявления в полицию потерпевшим.
  4. Малолетний возраста субъекта. Наступления уголовной ответственности в РФ возможно с 14 лет для тяжких и особо тяжких преступлений, и с 16 для всех остальных.
  5. Планируемое преступление, о котором было сообщено заявителем, не было совершено,
  6. Лицо, совершившее противоправное действие, может быть обвинено в соответствии не с уголовным, а гражданским или административным законодательством.

Субъекты

Для возбуждения дела важно определить понятия его объекта и субъекта. Объектом выступает правовой статус преступника. Под субъектами понимаются человек, совершивший правонарушение и правоохранительные органы, наделенные полномочиями со стороны государства

Данные субъекты наделены соответствующими правами

Под субъектами понимаются человек, совершивший правонарушение и правоохранительные органы, наделенные полномочиями со стороны государства. Данные субъекты наделены соответствующими правами.

Власть обязует преступника терпеть последствия его деяний, а преступник обязывает власть применять наказание в соответствие с законом, чтобы не допустить незаконного ущемления его интересов.

Уголовная ответственность является правоотношениями между государством и преступником.

Возбудить уголовное дело имеют право следующие лица:

  • следователь;
  • руководитель следственного органа;
  • орган дознания;
  • начальник подразделения дознания;
  • дознаватель.

Функции органов дознания могут также выполнять (ст. 40 УПК):

  • капитаны морских и речных судов дальнего плавания;
  • руководители удаленных геологоразведочных и антарктических станций;
  • главы дипломатических и консульских учреждений.

Основание для возбуждения дела

Под этим понятием подразумевают фактические сведения о присутствии в рассматриваемом деянии законодательно прописанных признаков злодеяния.

В УК РФ не предоставлена исчерпывающая информация о характеристиках оснований для открытия следственного производства. Оговаривается лишь, что необходимо наличие достаточно аргументированных сведений. Например, сообщение физлица о краже его личного имущества из квартиры и выявленное в ходе осмотра подтверждение являются вескими основаниями.

После выявления повода для судебного производства переходят к рассмотрению оснований

Юристы трактуют эту норму следующим образом. Если присутствуют минимальные сведения о факте преступления, дело должно быть возбуждено. Это мнение основано на том, что во время расширенной проверки уведомления о совершенном злодеянии у злоумышленников появляется возможность скрыть следы преступления.

Особенности:

Для открытия производства не важно установлена ли личность злоумышленника.
Случаи, составляющие исключение, — злодеяние имеет специфический субъект. В этой ситуации основанием будет считаться факт совершения его специальным субъектом.
Чаще всего в качестве основания рассматриваются следующие случаи:
следы взлома на дверном косяке;
свидетельства насильственной смерти на теле.

Информация о злодеянии выкристаллизовывается после сбора касающихся злодеяния сведений

В процессе следственных действий возможна переквалификация на иной состав преступления.

Учитывая перечисленные признаки, главным основанием для производства уголовного дела являются фактические сведения, касающиеся объекта и объективной стороны злодеяния.

Признаки стадии возбуждения дела

  1. У нее есть временные рамки (согласно нормам уголовно-процессуального законодательства, с момента поступления сообщения о преступлении до момента возбуждения дела должно пройти не более семидесяти двух часов). В случаях, определенных третьей частью 144 статьи УПК РФ, решением прокурора, начальника отдела следствия или руководителя органа дознания срок может продлиться до 240 часов.
  2. На этой стадии осуществляется деятельность по рассмотрению заявления о преступном деянии и принятию необходимого решения, которое обусловлено задачами, поставленными на этой стадии.
  3. Основная цель стадии – установление условий (процессуальных), которые необходимы для принятия обоснованного и законного решения о возбуждении дела уголовного типа. Таким образом, на стадии возбуждения дела необходимо установить, законен ли повод и достаточно ли оснований для заведения дела, либо имеется процессуальный повод для отказа в возбуждении уголовного дела.
  4. Задачи начальной стадии заключаются в приеме, регистрации, разрешении заявлений о преступлении наряду с поиском и закреплением найденных следов совершенного деяния, а также принятием мер, которые будут способствовать предотвращению и пресечению совершенного или планируемого преступления.
  5. Особенностью стадии является круг составляющих ее субъектов. В этот круг входят заявитель (сделавший официальное сообщение) и сотрудники правоохранительных органов (следователь, дознаватель, прокурор), которые обязаны принять заявление и проверить указанные в нем факты.
  6. При осуществлении действий на стадии заведения дела правоотношения возникают, развиваются и заканчиваются исключительно между вышеуказанными субъектами. Привлечение иных лиц на этой стадии недопустимо.
  7. Стадия заведения дела отличается применяемыми на ней средствами: получение сведений о заявителе; проверка документов; уточнение некоторых данных из сообщения об уголовном правонарушении; затребование у СМИ сведений, материалов или документов, которые подтверждают сообщение о правонарушении; истребование сведений о предоставившем эти данные лице. В некоторых случаях законом допускается использовать такое средство, как исследование места преступления, освидетельствование или назначение экспертизы судебного типа. Эти средства являются допустимыми, когда необходимо безотлагательно проверить поступившее сообщение.
  8. Юридический факт, который вызывает возникновение правоотношений на стадии заведения дела — это законный повод. Юридический факт, завершающий правоотношения — составление постановления с указанием в нем выводов уполномоченного лица о том, что необходимо провести проверку факта осуществления преступных действий (проверка осуществляется в форме следствия или дознания с использованием соответствующих процессуальных методов и средств). Если проверка не дала положительных результатов, завершающим юридическим фактом будет постановление об отказе в заведении дела.

Стадия заведения дела характеризуется тем, что на ней только фиксируется факт того, что были обнаружены признаки преступления. О составе преступления на этой стадии речи не идет. На этапе заведения дела имеются только отрывочные факты и некоторые элементы состава правонарушения (объект и объективная сторона). Все остальные элементы устанавливаются только на предварительном этапе расследования, когда обвинение предъявляется конкретному человеку с дальнейшей передачей дела в судебный орган.

Стадия заведения дела отличается тем, что осуществление каких-либо действий по производству следственных действий невозможно без согласования постановления, завершающего стадию, с прокурором.

Заявление о возбуждении уголовного дела

Составление документа подчиняется общим правилам:

  1. С правой стороны указывается адресат, к которому обращается гражданин, например, следователь.
  2. С этой же стороны прописываются полные данные заявителя.
  3. В середине – наименование документа. Например, гражданин может воспользоваться такой формулировкой, как «заявление о преступлении».
  4. В середине заявления прописываются обстоятельства, при которых произошло правонарушение. Они излагаются лаконично и кратко. Заявитель должен перечислить все имеющиеся у него доказательства правонарушения.
  5. В документе гражданин указывает на требование о возбуждении уг.дела.
  6. В заявлении делается сноска о том, что гражданин осведомлен об ответственности за ложный донос.
  7. Документы, свидетельствующие о преступлении, прикладываются к заявлению.
  8. Проставление даты, подписи.

Заявление передается представителю уполномоченного органа.

Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

  1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
    1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.
    1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.
  2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.
  3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
  4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
  5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.
  6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Юридическое лицо

Наиболее популярными путями мошеннических действий, осуществляемых юр. лицами, является пирамида, где обещают получить большие деньги, чтобы обеспечить себя на долгое время. Схема направлена на то, чтобы привлечь большое количество людей, а поэтому и незаконный доход от нее получается высоким.

Львиная часть прибыли поступает на счета первых участников, в то время как остальные только осуществляют вклады и надеются на дальнейшую прибыль. Статья 159 УК РФ, по которой преступников привлекают к наказанию, содержит следующие принудительные меры к ним.

  1. Штраф, размер которого доходит до одного млн руб.
  2. Лишение свободы сроком от шести до десяти лет.

Исправительные работы в данном случае в качестве меры наказания не рассматриваются.

Какие бы мошеннические схемы ни применялись юридическим лицом, оно не может привлекаться к уголовной ответственности. По совершенным преступлениям наказываются только физические лица. Каждый человек должен понести наказание, предусмотренное статьей УК РФ, за которую он был привлечен к ответственности.

Комментарий к ст. 146 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.

1. К уголовным делам публичного обвинения относятся дела, предусмотренные ч. 5 ст. 20 УПК (см. коммент. к этой статье).

2. Компетенция в решении вопроса о возбуждении уголовного дела публичного обвинения прокурора, следователя и дознавателя различна.

Прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, за исключением тех, которые преследуются в порядке частного и частно-публичного обвинения. В случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК, прокурор вправе возбудить уголовное дело частно-публичного и частного обвинения (см. коммент. к ст. 20).

3. Следователь, орган дознания и дознаватель возбуждают уголовное дело с согласия прокурора.

4. Решение о возбуждении уголовного дела принимается при наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела, если при этом нет сведений о наличии какого-либо из обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (см. коммент. к ст. 24).

5. Нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции влечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.

6. Постановление о возбуждении уголовного дела должно содержать сведения, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи. Структурно оно состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. О формах постановления о возбуждении уголовного дела и постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству см. приложения 12 – 14 к ст. 476 УПК.

7. Уголовное дело возбуждается как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретного лица (см. коммент. к ст. 46).

8. Уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица в случаях, когда фактические данные преступления указывают на совершение деяния этим лицом (неуплата алиментов, сведения о взятке, о злоупотреблении служебным положением и т.д.). В Определении Судебной коллегии ВС РФ от 28.02.2006 N 46-дп05-77 по делу К. было указано, что судебные решения по делу о злоупотреблении должностными полномочиями оставлены без изменения, поскольку для возбуждения уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 285 и ч. 2 ст. 286 УК, установление конкретного должностного лица, занимающего государственную должность и допустившего злоупотребление и превышение, является обязательным, а возбуждение уголовного дела по факту злоупотребления неопределенным кругом лиц является незаконным.

9. Постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное следователем или дознавателем, незамедлительно направляется прокурору вместе с материалами, указанными в ч. 4 комментируемой статьи. О форме постановления об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела см. приложение 22 к ст. 476 УПК.

10. В случае, если решение о возбуждении было принято преждевременно, по недостаточно проверенному материалу и имеется возможность провести дополнительные проверочные действия в пределах срока, установленного законом, прокурор возвращает материалы для дополнительной проверки с тем, чтобы собрать достаточные данные для возбуждения уголовного дела или обоснованного отказа в этом. Срок такой проверки – не более 5 суток.

11. О порядке возбуждения уголовного дела в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, судьи КС РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции и некоторых других лиц см. коммент. к ст. 448.

Заключение судебной коллегии областного суда о наличии в действиях депутата областной Думы признаков состава преступления изменено с исключением из него указания на состав преступления и включением в него указания о признаках преступления, поскольку судебная коллегия ошибочно дала заключение о наличии признаков состава преступления, так как признаки состава преступления являются более широким понятием, чем признаки преступления (Определение ВС РФ от 30.06.2005 N 72-о05-21).

Как возбуждается УД

Процедура возбуждения УД четко описана в УПК. Правом принимать решение наделены органы дознания, прокурор и следователь.

Процесс состоит из нескольких этапов:

  1. Получение информации особытии.
  2. Вынесение постановления о заведении УД.
  3. Сообщение о об этом прокурору, подозреваемому и потерпевшему. Им направляются копии документа.
  4. Проверка законности действий дознавателя и правильности решения прокурором. Прокурор имеет право затребовать необходимые документы и отменить решение дознавателя, если оснований будет недостаточно.

В постановлении обязательно указывается дата, место вынесения, лицо, которое работает по делу, отмечаются, по какому поводу и на каком основании дело заведено, также описываются статьи, по которым открыто дело.

Постановление выносится в течение 72 часов с момента получения информации о событии.

В некоторых случаях следователь или дознаватель могут ходатайствовать о продлении сроков до 10 дней. Начальник дознания или следствия удовлетворяют или отклоняют ходатайство.

Когда требуется провести серьезную документальную ревизию, то срок продляется до 30 дней.

Этап открытия дела является первым шагом, который фиксирует факт, что преступление обнаружено. Уточнение факта события, состава правонарушения или их отсутствие происходит на стадии следствия.

Поводы и основания для возбуждения уголовного дела:

https://youtube.com/watch?v=WjKc-DUiLig%3Fecver%3D1

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:


Поделиться с друзьями:

Комментарии:

Стадии возбуждения дела: их значение и понятие

Возбуждение дела об уголовном правонарушении включает в себя три понятия, рассматриваемых с разных правовых позиций:

  1. В области теории права возбуждение дела является уголовно-процессуальным институтом, который представляет собой совокупность норм уголовно-правового характера, которые регламентируют правоотношения, возникающие в процессе приема, регистрации, исследования и разрешения сообщений об уголовных правонарушениях.
  2. В области правоприменения возбуждение дела — это решение, которое выносится соответствующим должностным лицом в виде постановления, которое завершает рассмотрение заявления о совершенном или планируемом преступлении. Также возбуждение дела – это юридический факт, означающий начало расследования уголовного правонарушения.
  3. В области судебного права возбуждение дела является начальной стадией судопроизводства уголовного типа, которая характеризуется самостоятельностью поставленных задач, процессуальными методами и средствами, решениями и сроками.

Повод для возбуждения дела

Поводами для возбуждения производства являются:

  • письменное либо устное заявление;
  • информация о злодеянии либо готовящемся преступлении, поступившая из альтернативных каналов;
  • явка с повинной;
  • постановление прокурора.

Аргументы для открытия дела постоянно подвергаются критике

Заявление о преступлении

Этот документ составляется либо регистрируется во время обращения физического лица в правоохранительную инстанцию. Заявление принимается как в устной, так и в письменной форме. В нем должны указываться сведения о злодеянии с просьбой принять соответствующие меры по его предотвращению или раскрытию.

Законодательно предусмотрено несколько моментов, имеющих отношение к подобному заявлению:

  1. Если уведомление о злодеянии оформлено письменно, оно подлежит регистрации и последующему рассмотрению независимо от метода его доставки.
  2. В случае, если заявление было получено в ходе следственного действия — допросе, например, оно должно быть запротоколировано.
  3. Если оно было высказано устно при личной явке информатора, также оформляется специальный протокол.
  4. Если уведомление было вербальным, но заявитель по весомым обстоятельствам не имеет возможности присутствовать во время оформления протокола, составляется рапорт.
  5. Если физическое лицо лично проинформировало о злодеянии, он получает талон, в котором содержится информация о регистрации в Книге учета.

На законодательном уровне прописано, что уведомления, сделанные анонимно, не являются поводом для открытия дела

Однако они должны приниматься во внимание сотрудниками компетентных органов. Каждое заявление о планируемом либо осуществленном злодеянии должно проверяться сотрудником компетентных органов дознания

С этой целью проводятся негласные или гласные оперативно-розыскные процедуры и затем выносится решение о целесообразности производства уголовного дела

Каждое заявление о планируемом либо осуществленном злодеянии должно проверяться сотрудником компетентных органов дознания. С этой целью проводятся негласные или гласные оперативно-розыскные процедуры и затем выносится решение о целесообразности производства уголовного дела.

Явка с повинной

Сделанное добровольно уведомление физлица о совершенном им злодеянии. Принимается и в устном, и в письменном виде. В первом варианте оно оформляется протоколом.

Внедренный в систему инструмент явки с повинной содержит правовые мотиваторы для следующих действий:

  • профилактика преступлений;
  • побуждение злоумышленников об информировании с последующим раскаянием;
  • убеждение в рациональности явки.

Этим способом государство стимулирует постпреступное поведение и заинтересовывает в оказании содействия во время раскрытия преступлений.

Явка с повинной — великолепный мотивационный инструмент

Подобные сообщения как повод для открытия дела подразумевают все случаи информирования о злодеянии за исключением явки с повинной, заявления и прокурорских постановлений.

К альтернативным источникам информации относятся следующие:

  1. Материалы, выявленные в процессе служебной деятельности направленных на обнаружение факта злодеяния сотрудников госорганов.
  2. Сведения, собранные в процессе проводимого правоохранительными инстанциями расследования, которые являются побочным результатом их деятельности. Например, извещение от сотрудника МРЭО об утере водительского удостоверения.
  3. Данные, полученные по телеграфу, факсу, телефону или радио. Также под эту категорию попадает информация от сотрудников медицинских учреждений о гражданах, поступивших с имеющими признаками результата преступных действий травмами.
  4. Письма или опубликованные в масс-медиа материалы, которые прямо или косвенно касаются совершенных злодеяний.

Основываясь на этих данных компетентные инстанции выносят решение о целесообразности открытия уголовного дела.

Заявление о преступлении и сообщение, полученное из альтернативных источников — разные методы информирования

Постановление прокурора

Прокурорское постановление о передаче материалов — одна из разновидностей сообщения, поступившего из альтернативных источников. Не следует путать его с рапортом представителя органов внутренних дел о выявлении признаков злодеяния. Этот документ относится к категории заявлений.

Комментарий к ст. 140 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.

1. Возбуждение уголовного дела является первой стадией уголовного процесса, цель которой – установить, имеются ли правовые основания для того, чтобы начать уголовное судопроизводство и осуществление процессуальных действий в полном объеме, включая применение мер принуждения.

2. Содержание стадии возбуждения уголовного дела составляют: получение и фиксация первичной информации о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении (далее – информация о преступлении); осуществление проверочных действий на предмет, имел ли в действительности место факт общественно опасного деяния, на который указано в информации; вынесение решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

3. Акт возбуждения уголовного дела является формальной предпосылкой для осуществления расследования и разрешения дела по существу. Пока не вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, запрещается осуществлять какие-либо следственные действия (за исключением осмотра места преступления) и применять меры принуждения.

4. В возбуждении уголовного дела находит воплощение принцип публичности уголовного процесса, суть которого заключается в том, что в случае обнаружения признаков преступления прокурор, а также дознаватель и следователь с согласия прокурора обязаны возбудить уголовное дело (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 20 УПК).

5. Лица, участвующие в стадии возбуждения уголовного дела, не имеют статуса участника уголовного процесса и называются соответственно заявитель, очевидец, опрашиваемый и т.п.

6. Источник информации о преступлении, надлежаще оформленный и переданный лицу или органу, уполномоченному принимать решение о возбуждении уголовного дела, называется поводом к возбуждению уголовного дела. В отличие от УПК РСФСР, в котором давался исчерпывающий перечень поводов к возбуждению уголовного дела, УПК признает поводом фактически любой источник информации о преступлении, идентифицирующийся с его автором (физическим или юридическим лицом).

7. По делам частного и частно-публичного обвинения поводом к возбуждению уголовного дела может служить только заявление самого потерпевшего, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК (см. коммент. к этой статье).

8. Поводы, названные в п. 1 и 3 комментируемой статьи, охватывают устные и письменные обращения физических и юридических лиц в органы прокуратуры, следствия и дознания (см. коммент. к ст. 141).

9. О форме и содержании явки с повинной как повода к возбуждению уголовного дела см. коммент. к ст. 142.

К предусмотренным п. 3 ч. 1 комментируемой статьи сообщениям о преступлении могут быть отнесены: письма и материалы руководителей и должностных лиц организаций, публикации, теле- и радиопередачи и тому подобные сообщения в СМИ, рапорт должностного лица.

10. При применении п. 3 ч. 1 комментируемой статьи следует учитывать, что в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 11 Закона об ОРД результаты ОРД могут служить поводом для возбуждения уголовного дела. Они представляются органу дознания, следователю или в суд на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной Приказом ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13.05.1998 N 175/226/336/201/286/410/56 (БНА. 1998. N 23).

11. Поводы к возбуждению уголовного дела должны содержать информацию о наличии данных, указывающих на признаки преступления. Только в этом случае они могут служить основанием к проверке и принятию решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

12. Заявления и сообщения подлежат регистрации и учету. Укрытие преступлений от регистрации рассматривается как грубое нарушение законности. По каждому факту нарушения порядка регистрации и учета преступлений руководители ОВД и прокуратуры обязаны определять роль и ответственность не только сотрудников, которым это вменено в служебные обязанности, но и руководителей, своевременно не выявивших и не устранивших способствующие этому условия (Приказ МВД России и Генпрокуратуры России от 28.11.2001 N 1058/72 “О мерах по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел при регистрации и учете преступлений”).