Оглавление
Нюансы процедуры по заключению договоров с ресурсоснабжением в целях содержания общего имущества МКД
Договор ресурсоснабжения с управляющей компанией имеет определенные условия и нюансы. Собственника недвижимости и исполнителя объединяет общая цель – коммунальные услуги, т. е. их оказание и оплата. ГВС и холодная вода должна поступать в МКД без перебоев и УО или ТСЖ гарантируют этот процесс, при своевременной оплате в предыдущий период. Непосредственную инициативу по проверке счетчиков берет на себя ответственное лицо, назначенное организацией. В МКД и новостройке контроль общедомового оборудования происходит по графику.
Обязательно должно быть взаимодействие между жильцами и проверяющими органами. В отношении плательщиков разработаны защитные программы, направленные на ликвидацию двойных квитанций, которые могут присылаться гражданам в тот период, когда они переходят в РСО. Если потребитель не согласен с начислениями, он может потребовать разъяснений, либо списать штрафные санкции через суд. После перехода в ресурсоснабжающую организацию уже она будет нести ответственность за регулярное предоставление платежной документации населению.
Минстрой предупреждает о разграничении зон обязанностей в случае заключения прямого договора. После подписания контракта, управляющая компания будет являться единственным ответственным лицом за снабжение, качество таких услуг внутри МКД и надлежащего содержания внутридомовых инженерных коммуникаций.
Обязанность УК заключить договор с ресурсоснабжающей компанией
Переходить в УК должны все жильцы на основании проведенного голосования на общем собрании. Подписание контракта необходимо, т. к. это прописано в законодательстве – п. 1 ст. 421 ГК РФ. Подобные договора можно заключать в одностороннем порядке. Соглашение с компанией дает гарантии о предоставлении услуг в полном объеме, а права населения не будут ущемляться. В п. 1 ст. 426 ГК РФ содержится подробная информация о сферах деятельности, на которые распространяются коммерческие контракты.
Договор заключается для того, чтобы исполнялись позиции п. 1 ст. 157 ЖК РФ и к нему прикладываются правила, которые постановило Правительство. УК обязаны предоставлять услуги в полном объеме, иначе следует прекращение договоренностей.
Правила 2020 года, обязательные к исполнению
Основная позиция – это соотношение взаимодействий между исполнителем и потребителем, а также соблюдение правил. Примеров некорректного сотрудничества много. ТСЖ, УК или другие формы управления не вправе отказаться от заключения соглашения.
Каждый МКД имеет свободу выбора согласно пункту №12 ст. 161 ЖК РФ. Ресурсоснабжающие компании обязаны предоставлять поставку ресурсов в полном объеме. Прекращение подачи может быть связано с форс-мажорными ситуациями, но никак не с решением руководства организации.
Существенные условия
Несмотря на то, что большинство УК – это коммерческие предприятия, им не позволено заключать контракты в одностороннем порядке. Организация вправе лишь предлагать свои услуги и оформлять заявки.
Решение принимается на собрании в МКД. Приложенные акты, с которыми нужно ознакомиться, перечислены в п. п. 6, 7 Правил. Отказаться от заключения соглашения возможно. Причины прописаны в п. 13. Если МКД получил сразу несколько заявок, то уполномоченные граждане или товарищество могут выбирать между компаниями. Уступки в этом случае не предусмотрены. Принимающая сторона вправе подписать контракт с предприятием по собственному усмотрению.
Образец договора УК с РСО
Федеральный закон предусматривает подписания публичного или коммерческого контракта как с юридическим лицом, так и с физическим, если в его роли выступает индивидуальный предприниматель.
Все пункты обязательны к заполнению.
Информационная система ГИС специально разработана в помощь гражданам, где они могут:
- жаловаться;
- добавлять комментарии;
- обсуждать минусы и плюсы того или иного предприятия;
- проводить сравнительный анализ УК.
Заключение соглашения напрямую возможно только в том случае, если УК подписывает контракт с владельцем частной собственности. Когда объект нежилой, т. е. выступает, как коммерческое помещение, то прямое взаимодействие также допустимо.
Основания для расторжения
Прежде чем управлять процессом снабжения, договор должны утвердить члены товарищества. Пункт 12 прописывает основания для расторжения контракта. Причиной может быть тот факт, что организация не использует коммунальный ресурс из централизованных сетей.
Схема денежных потоков и преимущества перехода на прямые договора
При запросе, ответ на заявку от УК или ЖКХ должен быть получен в течение 30 дней, согласно п. 1 ст. 445 ГК РФ. Если у компании аннулируется лицензия, то это также является причиной для расторжения контракта. Процесс может происходить в одностороннем порядке.
Когда применяется пункт 25.1 Правил 124?
Пункт 25.1 Правил 124 подлежит применению в случае, предусмотренном указанным пунктом, а именно: «в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года».
Указанное положение регулирует отношения между ИКУ и РСО исключительно в части определения объема подлежащей оплате от ИКУ в пользу РСО тепловой энергии, предоставленной с целью предоставления потребителям коммунальной услуги по отоплению, и исключительно в случае принятия органом госвласти субъекта РФ решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года. Других случаев применения пункта 25.1 Правил 124 не предусмотрено.
Пункт 25.1 Правил 124 утверждает порядок определения подлежащего оплате объема теплоэнергии, поставленного с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) и помещений многоквартирных домов (далее — МКД) — как оборудованных общедомовыми (для жилых домов — индивидуальными) приборами учета теплоэнергии, так и не оборудованных указанными приборами.
Необходимо отметить, что Правила 124 утверждены Правительством РФ во исполнение статьи 157 ЖК РФ. При этом ЖК РФ в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ и части 8 статьи 5 ЖК РФ имеет приоритет перед нормами иных отраслей законодательства РФ. Следовательно, нормы Правил 124 имеют приоритет над нормами гражданского законодательства РФ — в том числе над статьями 539, 544 ГК РФ и положениями федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ.
Пункт 25.1 Правил 124 не подлежит применению при определении объемов подлежащих оплате иных коммунальных ресурсов, кроме теплоэнергии в целях предоставления услуги по отоплению, а также не подлежит применению в случае оплаты отопления в течение отопительного периода.
Порядок применения пункта 25.1 Правил 124
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, объем подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса (теплоэнергии), поставленного с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению собственникам и пользователям помещений МКД, оборудованного ОПУ, определяется в соответствии с подпунктом «а» пункта 25.1 Правил 124.
Данная норма устанавливает, что в указанном случае подлежащий оплате от ИКУ в пользу РСО объем теплоэнергии определяется «исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) … прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний — исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета».
При этом фактический объем потребленной МКД теплоэнергии определяется в соответствии с пунктом 21 Правил 124, однако, определенный фактический объем потребленной теплоэнергии применяется для определения размера корректировки, а также для определения среднемесячного объема потребления в целях его применения для расчетов в следующем году. Определенный фактический объем потребленной за расчетный период (месяц) тепловой энергии не применяется при определении подлежащего оплате от ИКУ в пользу РСО размера платы за коммунальный ресурс (теплоэнергию), поставленную с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению.
Постановление 491 с последними изменениями
Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (по состоянию на 01.05.19) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» — Постановление 491 с последними изменениями.
Утвержденные Правила 491 регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее — общее имущество).
В состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее — помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее — оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Постановление 491 с последними изменениями
1. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме
I. Определение состава общего имущества I(1). Требования, в соответствии с которыми определяется перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах II. Требования к содержанию общего имущества III. Несение собственниками помещений общих расходов на содержание общего имущества IV. Контроль за содержанием общего имущества
2. Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность
Формула определения объема потребляемого ресурса по договору МКД с РСО, не оборудованного общедомовыми устройствами учета
Договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества требует ежемесячной платы. Для подписания соглашения потребуется представить бумагу, с которой ознакомились все жильцы, о чем свидетельствуют визирование. Подписание контракта – это согласия на условии УО и переход на их обеспечение.
Будущие расчеты производятся по формуле:
Vд = Vодпу – Vпотр, где:
- Vодпу – объем поступающего ресурса, который фиксируют сведения счетчиков за конкретное время;
- Vпотр – израсходованное количество, подлежащее оплате.
Схема оплаты за КУ при прямых и не прямых договорах с РСО
В итоге при вычислении получается разница между общедомовым потреблением и сумами, которые финансово обеспечиваются владельцами и пользователями квартир. Согласно ПП №21.1, если при вычислении показатели уходят в минус, то их обнуляют.
Нюансы процедуры по заключению договоров с ресурсоснабжением в целях содержания общего имущества МКД
Договор ресурсоснабжения с управляющей компанией имеет определенные условия и нюансы. Собственника недвижимости и исполнителя объединяет общая цель – коммунальные услуги, т. е. их оказание и оплата. ГВС и холодная вода должна поступать в МКД без перебоев и УО или ТСЖ гарантируют этот процесс, при своевременной оплате в предыдущий период. Непосредственную инициативу по проверке счетчиков берет на себя ответственное лицо, назначенное организацией. В МКД и новостройке контроль общедомового оборудования происходит по графику.
Обязательно должно быть взаимодействие между жильцами и проверяющими органами. В отношении плательщиков разработаны защитные программы, направленные на ликвидацию двойных квитанций, которые могут присылаться гражданам в тот период, когда они переходят в РСО. Если потребитель не согласен с начислениями, он может потребовать разъяснений, либо списать штрафные санкции через суд. После перехода в ресурсоснабжающую организацию уже она будет нести ответственность за регулярное предоставление платежной документации населению.
Минстрой предупреждает о разграничении зон обязанностей в случае заключения прямого договора. После подписания контракта, управляющая компания будет являться единственным ответственным лицом за снабжение, качество таких услуг внутри МКД и надлежащего содержания внутридомовых инженерных коммуникаций.
Обратитесь в суд, если нет ответа
В течение 30 дней после получения заявки на заключение договора ресурсоснабжения РСО предоставляет ответ. Это может быть:
- согласие на заключение договора;
- предложение иных условий договора;
- отказ от заключения договора по основаниям, предусмотренным п. 13 ПП РФ № 124.
Если в указанный срок ресурсоснабжающая организация не ответила на заявку или отказала по иным основаниям, исполнитель коммунальной услуги вправе обратится в суд с требованием
о понуждении РСО к заключению договора (п. 11 ПП РФ № 124).
В случае, когда ресурсоснабжающая организация проигнорировала заявку на заключение договора о закупке коммунальных ресурсов для содержания общего имущества в МКД и в течение 30 дней не предоставила ответ, такой договор считается заключённым с даты направления заявки (п. 11 ПП РФ № 124).
Отказ РСО от заключения договора ресурсоснабжения в соответствии с п. 13 ПП РФ № 124 не распространяется на случаи приобретения коммунальных ресурсов для содержания общего имущества МКД.
Определите исполнителя КУ
Постановление Правительства РФ от 29.06.2016 № 603 внесло изменения в определение понятия «исполнитель коммунальных услуг» в договоре ресурсоснабжения (п. 2 ПП РФ от 14.02.2012 № 124). Теперь оно отличается от формулировки, данной в ПП РФ № 354.
Исполнитель коммунальных услуг для целей договора ресурсоснабжения – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, у которого есть обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и/или которое предоставляет потребителю коммунальные услуги в случаях, когда такая обязанность возложена на него договором управления МКД или уставом ТСЖ/ЖСК.
То есть если в МКД выбран способ управления управляющей организацией или создано ТСЖ/ЖСК, то исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация или ТСЖ/ЖСК соответственно.
В случае, когда ТСЖ заключило договор управления с управляющей организацией, по договору ресурсоснабжения исполнителем коммунальной услуги будет управляющая организация, если в договоре управления между ТСЖ и УО прописана её обязанность обслуживать общее имущество МКД и/или предоставлять коммунальные услуги.
Исполнитель коммунальной услуги обращается в РСО для заключения договора ресурсоснабжения (п. 4 ПП РФ №124).
ЖК РФ. Статья 156. Размер платы за жилое помещение¶
- 9.1.
- Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы,
потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме,
при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают
возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании
общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(часть 9.1 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ; - 9.2.
-
Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения
в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании
и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии
коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего
вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества
в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,
по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового)
прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной
информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов
и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе
платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных
ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном
доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения
этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи
принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения
об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание
жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых
при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:(часть 9.2 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ)
- 9.3
- При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и
организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на
оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего
имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления
соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании
общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной
власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти
субъектов Российской Федерации.
(часть 9.3 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 258-ФЗ)
Фискализация (ККТ) Принцип формирования реквизитов кассовых чеков за ЖКУ¶
- Письмо ФНС России от 20.02.2019 N ЕД-4-20/2929@ «О направлении методических указаний» — методические указания по формированию фискальных документов. Одновременно методические указания на сайте ФНС России https://kkt-online.nalog.ru в разделе «Материалы» — «Методические указания для ФФД 1.05 и 1.1»
- Письмо ФНС России от 03.09.2020 N АБ-4-20/14236@ «О формировании кассового чека и применении ККТ при зачете аванса за услуги в сфере ЖКХ (включая услуги ресурсоснабжающих организаций) и при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги»
- Письмо ФНС России от 21.01.2021 N АБ-4-20/605@ «О применении ККТ и формировании кассового чека (БСО) при расчетах за жилищно-коммунальные услуги, в том числе при осуществлении расчетов покупателей (клиентов) через агента (платежного агента)»
Общий перечень реквизитов фискального документа указан в таблице 4 Приказа ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20_662@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию»
При описании используются сокращения и обозначения данного Приказа.
Заполнение тегов Предмета расчета (1059)
Значения тегов выбираются из списка значений, согласно Приказа ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@:
Тег 1214 «Признак способа расчета» — формат указан Таблица 24
Тег 1212 «Признак предмета расчета» — формат указан Таблица 25
Тег 1199 «Ставка НДС» — формат указан Таблица 8
Практика применения новых Правил №124 в 2020 году в ЖКХ
Несмотря на то, что правила были утверждены не так давно, многие МКД активно заключают договора с управленческими компаниями.
Рассмотрим пример из практики: УК подала заявку и подписала прямой договор по обслуживанию дома. Анализ контракта не занял много времени и члены правления МКД быстро приняли решение. Сложнее было организовать переход к публичной оферте и прекратить обязательства с предыдущим поставщиком.
В будущем аналитики уверены, что будет немало проблем, пока система не станет отлаженной. Основная неразбериха может возникнуть из-за двойных квитанций. Граждане должны обезопасить себя и внимательно изучать платежное поручение, прежде чем перечислять оплату его.
Посмотрите видео: «Прямые договора и прямые расчёты между РСО и потребителем.»
Нововведения по-разному комментируются в государственных структурах. Некоторые уверены, что правила внесли смуту в отлаженный процесс снабжения и расчетов. С другой стороны, теперь каждый МКД будет прикреплен к конкретной управленческой компании, что значительно упростит систему расчета и сократит компьютерные ошибки в начислении счетов к оплате. Перед подписанием соглашения стоит убедиться в том, что ТСЖ или УК обладают достаточными ресурсами для полноценного обеспечения граждан светом, водой и газом.
Заключение договора ТСЖ с РСО
При подписании контракта заполняется типовой бланк, согласно требованиям, правилам и законодательным нормам.
Алгоритм действий:
- ТСЖ или УК подает заявку в МКД.
- Уполномоченные изучают договор.
- Если товарищество только создано, то совет правления должен заключить соглашение в течение семи рабочих дней. Когда происходит расторжение контракта с другой организацией, то для подписания договора с предприятием предоставляются аналогичные сроки.
- Необходимо собрать основную документацию (правоустанавливающие сертификаты).
- Просмотреть бумаги, которые подтверждают, что у УК есть полномочия, а также изучить документацию по подключению.
К заявке прилагается протокол ОСС и вынесенное решение собственников. УК нужно представить информацию о размерах квадратных метров всех помещений в МКД. Дополнительно прикрепляются нормативные акты, регулирующие отношения в сфере ресурсоснабжения.
Выводы
Из представленного в настоящей статье анализа следует, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, для МКД, оборудованных ОПУ теплоэнергии, при расчете стоимости коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, подлежащей оплате от ИКУ в пользу РСО, применяется именно пункт 25.1 Правил 124. То есть объем подлежащего оплате за расчетный период (месяц) коммунального ресурса определяется как среднемесячный объем потребления такого ресурса за предыдущий год (либо по нормативу потребления при отсутствии сведений о среднемесячном объеме), и один раз в год проводится корректировка платы. Указанная норма применяется в отношениях, возникших из договоров ресурсоснабжения, заключенных как после введения пункта 25.1 Правил 124 в действие, так и до вступления данного положения в силу. Применение в указанном случае пункта 21 Правил 124 для определения подлежащего оплате объема коммунального ресурса за расчетный период (месяц) не основано на законе.
*************************************************************************************
*************************************************************************************
Распечатать