Статья 204 ук рф. коммерческий подкуп (действующая редакция)

Отличие коммерческого подкупа от взятки

По смыслу эти преступления практически идентичны, у них много сходных признаков:

  • моментом завершения состава преступления является передача или получение хотя бы небольшой доли неправомерного вознаграждения;
  • цель этих правонарушений – корысть;
  • вина участников – их осознанный умысел, то есть лицо понимало, что данное действие несет общественную опасность, и все же совершало его.

Однако между взяткой и коммерческим подкупом есть ряд процессуальных отличий. Сравним взятку и коммерческий подкуп в следующей таблице.

Основание для сравнения Взятка Коммерческий подкуп
1 Статья Уголовного кодекса Ст. 290, 291 Ст. 204
2 Сфера осуществления Государственные и административные организации Коммерческие организации
3 Вид правонарушения Должностное Коммерческое
4 Объект преступления Социальные отношения, лежащие в основе правомерной работы упомянутых организаций Реализация прав и обязанностей уполномоченного (управляющего) лица в коммерческой структуре
5 Потенциальные субъекты преступления «Берущие» и «дающие» должностные лица, использующие свое служебное положение Лица, в трудовых договорах которых прописана хоть одна функция управления
6. Время совершения правонарушения Может быть дана (получена) как до, так и после желаемого действия Дается (получается) только по предварительной договоренности, до выполнения требуемого деяния
7. Степень тяжести правонарушения Небольшая При передаче – небольшая, при получении – большая

Отличие коммерческого подкупа от взятки

По смыслу эти преступления практически идентичны, у них много сходных признаков:

  • моментом завершения состава преступления является передача или получение хотя бы небольшой доли неправомерного вознаграждения;
  • цель этих правонарушений – корысть;
  • вина участников – их осознанный умысел, то есть лицо понимало, что данное действие несет общественную опасность, и все же совершало его.

Однако между взяткой и коммерческим подкупом есть ряд процессуальных отличий. Сравним взятку и коммерческий подкуп в следующей таблице.

Основание для сравнения Взятка Коммерческий подкуп
1 Статья Уголовного кодекса Ст. 290, 291 Ст. 204
2 Сфера осуществления Государственные и административные организации Коммерческие организации
3 Вид правонарушения Должностное Коммерческое
4 Объект преступления Социальные отношения, лежащие в основе правомерной работы упомянутых организаций Реализация прав и обязанностей уполномоченного (управляющего) лица в коммерческой структуре
5 Потенциальные субъекты преступления «Берущие» и «дающие» должностные лица, использующие свое служебное положение Лица, в трудовых договорах которых прописана хоть одна функция управления
6. Время совершения правонарушения Может быть дана (получена) как до, так и после желаемого действия Дается (получается) только по предварительной договоренности, до выполнения требуемого деяния
7. Степень тяжести правонарушения Небольшая При передаче – небольшая, при получении – большая

Комментарий к Ст. 304 УК РФ

1. Основным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В качестве дополнительного объекта могут выступать общественные отношения, связанные с обеспечением деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, коммерческих и иных негосударственных организаций, репутацией конкретных должностных лиц или лиц, выполняющих управленческие функции в негосударственных организациях.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

Учитывая, что одной из целей совершения данного преступления выступает искусственное создание доказательств совершения преступления, комментируемую статью можно рассматривать в качестве специальной нормы по отношению к ст. 303 УК.

2. Для объективной стороны преступления характерны активные действия, выражающиеся в попытке передачи должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг или иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера. При этом для признания наличия в действиях виновного состава преступления не имеет значения, осознавало ли лицо, которому передавались деньги или иное имущество, этот факт, или деньги были подброшены незаметно для него либо вручены обманным путем. Лицо же, принявшее вручаемые ему деньги или иное имущество, поддавшись на уговоры и не осознавая провокационного характера совершаемых в отношении его действий, может быть привлечено к ответственности за покушение на получение взятки или на коммерческий подкуп.

3. Оконченным данное преступление следует считать с момента, когда лицо, которому в провокационных целях передаются деньги, ценности или иное имущество, их принимает. Если же, к примеру, это лицо, не замечая положенных ему в конверт денег, выбрасывает конверт в мусоропровод, лицо, передавшее конверт, может нести ответственность только за покушение на преступление.

4. В качестве субъекта преступления могут выступать как должностные лица (прежде всего оперативные сотрудники правоохранительных органов), так и иные граждане, обладающие общими признаками субъекта преступления: вменяемостью и возрастом не менее 16 лет.

5. В качестве обязательного признака субъективной стороны преступления выступают цели искусственного создания доказательств или шантажа. С учетом этого о составе данного преступления можно говорить только при наличии в действиях виновного прямого умысла, т.е. он должен осознавать, что деньги и имущество передаются должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, передаются не с целью получения от него той или иной услуги, входящей в круг его служебных полномочий, а для представления его перед правоохранительными органами как взяткополучателя.

От провокации взятки следует отличать оперативный эксперимент — оперативно-розыскное мероприятие, проводимое в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 29.11.2012) и имеющее своей целью изобличение в совершении преступления лица, инициировавшего дачу взятки или коммерческий подкуп. В отличие от оперативного эксперимента, при провокации взятки инициатива в передаче денег или оказании имущественной услуги исходит от лица, передающего деньги или оказывающего услугу, которое при этом изначально стремится сформировать доказательство совершения должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, преступления.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349; 1997. N 29. Ст. 3502; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 2. Ст. 233; 2000. N 1 (ч. 1). Ст. 8; 2001. N 13. Ст. 1140; 2003. N 2. Ст. 167; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2005. N 49. Ст. 5128; 2007. N 31. Ст. 4008, 4011; 2008. N 18. Ст. 1941; N 52 (ч. 1). Ст. 6227, 6235, 6248; 2011. N 1. Ст. 16; N 48. Ст. 6730; N 50. Ст. 7366; 2012. N 29. Ст. 3994; N 49. Ст. 6752.

Подталкивание сотрудниками правоохранительных органов или иными лицами должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, к получению материального вознаграждения или услуг материального характера при отсутствии данных о наличии у последнего стремления к получении указанной выгоды должно расцениваться как обстоятельство, исключающее уголовную ответственность за получение взятки.

Квалификация коммерческого подкупа

Наличие квалифицирующих признаков позволяет определить тяжесть данного преступления. С юридической точки зрения коммерческий подкуп имеет два отягчающих фактора – действие по предварительному сговору и вымогательство.

Предварительный сговор группой лиц

Данный признак указывает на то, что получение или дача взятки осуществлялась группой лиц, которые предварительно организовались и сговорились для этой цели. О таких преступлениях свидетельствуют следующие признаки:

  • под группой подразумевается участие в сговоре от 2 лиц;
  • участники подкупа заранее договорились о своих действиях.

Если в подкупе были замешаны граждане, не исполняющие управленческих функций, то с юридической точки зрения они будут считаться  подстрекателями, пособниками или даже организаторами преступления. Для таких лиц ответственность наступит по статье 34 УК РФ.

Вымогательство

Вымогательство представляет собой настойчивое требование предоставить активы или совершить действие (бездействовать). Как правило, вымогательство сопровождается такими признаками:

  • подкрепляется угрозами нанесения ущерба лицу или его интересам;
  • озвучивается управленцем, который действует якобы от имени организации.

Важным аспектом является то, что угроза должна быть действительно опасной для интересов гражданина, которые охраняются законом. Например, принуждение к совершению действий под угрозой здоровью члена семьи – это явный признак вымогательства.

Комментарий к статье 204 УК РФ:

1. Предметом преступления могут быть деньги (любая валюта), ценные бумаги (чеки, облигации, векселя), иное имущество (промышленные и продовольственные товары, недвижимость), услуги имущественного характера, имеющие стоимостной эквивалент и обычно подлежащие оплате (оплаченная туристическая путевка, гостиничные услуги, ремонт квартиры и др.), а также иные имущественные права (бесплатная аренда помещения, автомобиля и т.д.).

2. Признак незаконности передачи или получения вознаграждения имеет место, если такого рода действия:

  • прямо запрещены действующими нормативными правовыми актами либо учредительными документами;
  • не предполагаются как вознаграждение за законную деятельность в заключенном соглашении;
  • не определяются содержанием оказываемой услуги, иного вида правомерной деятельности лица;
  • осуществляются тайно либо под прикрытием совершения законных действий.

3. Действие (бездействие) лица, выполняющего управленческие функции, за которое ему передается вознаграждение, может быть как законным, так и противозаконным, но должно быть обязательно связано с занимаемым положением, кругом осуществляемых субъектом прав и выполняемых обязанностей либо фактическими возможностями, основанными на служебном авторитете, осведомленности, доступе к информации.

4. Действие (бездействие) совершается в интересах дающего, если оно удовлетворяет потребности, приносит выгоду и преимущества как самому этому лицу, так и названным им лицам, а также в случае, если оно противоречит интересам коммерческой или иной организации, в которой подкупаемое лицо выполняет управленческие функции.

5. Передача незаконного вознаграждения, оказание услуги имущественного характера или предоставление имущественных прав могут быть осуществлены тем, кто заинтересован в соответствующем поведении лица, выполняющего управленческие функции, лично или через посредника.

6. Коммерческий подкуп в двух его разновидностях (незаконная передача вознаграждения и незаконное его получение) признается оконченным преступлением в одно и то же время — с момента принятия предмета подкупа в виде того или иного имущества или начала незаконного пользования услугами имущественного характера лицом, выполняющим управленческие функции, или с его ведома членами семьи или иными близкими лицами.

7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

8. Субъект преступления:

  • при получении предмета подкупа специальный — лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой и иной организации;
  • при осуществлении подкупа общий.

9. Незаконное получение материальных ценностей или услуг считается совершенным по предварительному сговору группой лиц, если соглашение об этом было достигнуто как минимум между двумя субъектами этого преступления до того, как один из них уже получил хотя бы часть незаконного вознаграждения.

10. Передачу и получение незаконного вознаграждения можно признать совершенными организованной группой и в случае, если соответствующие действия, составляющие объективную сторону преступления, выполняет один участник организованной группы, исполняющий ее задания.

11. Под незаконным получением вознаграждения, сопряженным с вымогательством (п. «б» ч. 4 ст. 204), понимают требование со стороны лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать ему материальные ценности или оказать безвозмездно услугу имущественного характера под угрозой нарушения законных интересов дающего (близких ему лиц, организации, интересы которой он представляет) или умышленного помещения последнего в такие условия, при которых он вынужден передать вознаграждение для обеспечения своих правоохраняемых интересов.

Разница между понятиями «коммерческий подкуп» и «взяточничество»

Понятия взяточничества и подкупа на экономическом уровне считаются очень похожими по смыслу, имеющими ряд идентичных особенностей, с законодательной точки зрения. Тождественными в этих преступлениях являются следующие моменты:

  1. Составами обеих преступлений выступает получение или передача противозаконного вознаграждения.
  2. Нарушения являются аналогичными по предмету преступления, который в обоих случаях являет собой денежные активы, материальные блага или корысть имущественного характера.
  3. Координационным умыслом обеих преступлений является корысть, подразумевающая неправомерное происхождение.
  4. Осознанность участников об осуществлении ими неправомерных действий.

Несмотря на достойное количество аналогичных аспектов между преступлениями, они имеют и ряд отличий:

  1. Правонарушение, именуемое «взяточничеством», идентифицируются статьями закона 290 и 291, коммерческий подкуп идентифицируется судом по статье 204.
  2. Фундаментальное отличие преступлений заключается в объекте незаконного посягательства. При взяточничестве объектом выступают интересы государственных учреждений, подкуп инкриминируется, если в результате правонарушения страдают интересы промышленной сферы.
  3. Следующее отличие правонарушений заключается в трактовке злодеяния, а именно в мере санкций за содеянное. Если взятку давал или получал сотрудник государственной структуры, то правонарушение относится к взяточничеству, за которое предусматривается приговор небольшой степени тяжести. В случае с «коммерческим подкупом» судебный вердикт характеризуется повышенной суровостью.

Коммерческий подкуп состав преступления

Ст. 204 УК РФ коммерческий подкуп описывает как противоправную передачу материальных благ, имущественных прав или оказание услуг лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или другой организации, в обмен на действия или бездействие в интересах передающего или лиц, которых он представляет. Обратное действие, то есть получение таких благ лицом, осуществляющим управленческие функции, также образует состав коммерческого подкупа.

Как и любая другая норма Особенной части УК, ст. 204 позволяет выделить объективную и субъективную стороны преступления, определить его объект и субъект. Анализ этих элементов дает возможность выделить основные отличия от иных сходных составов и правильно квалифицировать действия субъекта. 

Субъект преступления 

Говоря о субъекте преступления, необходимо отметить, что ст. 204 УК сформулирована таким образом, что предусматривает одновременно ответственность как для лица, получающего материальные блага или услуги, так и для того, кто их передает или оказывает. Таким образом, ответственность обоих субъектов преступления может оказаться весьма значительной.

Понести ответственность за противоправную передачу благ или оказание услуги может физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Оно может представлять как свои личные интересы, так и интересы третьих физических или юридических лиц.

Получателем вознаграждения может быть только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной негосударственной организации. Таким образом, в данном случае УК предусматривает исключительно специальный субъект.

Отдельно стоит отметить случай соучастия. Ч. 2 рассматриваемой статьи предусматривает возможность совершения такого преступления и группой лиц по предварительному сговору. Оно может совершаться силами лиц, не обладающих признаками специального субъекта. Если таковое совершается не путем посредничества, которое образует самостоятельный состав, то оно должно быть квалифицировано по ст. 204, но с отсылкой к ст. 33 УК РФ. Такую позицию озвучивает и Пленум Верховного суда в постановлении от 09.07.2013 № 24. 

Объективная и субъективная стороны коммерческого подкупа 

Коммерческий подкуп УК РФ определяет как преступление, совершаемое исключительно с умыслом. Это значит, что субъекты осознают преступность своих действий и желают наступления противоправных последствий.

Объективная сторона коммерческого подкупа может выражаться как в передаче предмета преступления, так и в его получении. То есть речь идет о преступлении с так называемым двойным субъектом. Причем если в первом случае таковым может быть любое вменяемое лицо от 16 лет и старше, то во втором — исключительно лицо, исполняющее управленческие функции в негосударственном предприятии, то есть специальный субъект.

Специальный субъект соглашается действовать или бездействовать в интересах предложившего подкуп или представляемых им лиц. Само преступление считается завершенным с момента принятия вознаграждения. То есть исполнение условий договоренности сторон подкупа в объективную сторону не входит. 

Объект и предмет коммерческого подкупа 

Говоря об объекте этого преступления, можно выделить основной и дополнительный. Основной — это интересы и общественные отношения, складывающиеся в ходе осуществления управленческой деятельности на коммерческом или ином предприятии. Однако данные отношения тесно взаимосвязаны с иными, формирующими дополнительный объект преступного посягательства.

Речь может идти об уроне, наносимом:

  • материальным и нематериальным интересам, правам и законным интересам третьих лиц, осуществляющих экономическую деятельность;
  • имиджу служащего коммерческой или иной организации. 

Предмет коммерческого подкупа разнообразен. УК включает в список:

  • деньги и ценные бумаги;
  • имущество и имущественные права;
  • услуги имущественного характера. 

Последняя формулировка представляется весьма расплывчатой, поэтому она разъясняется в постановлении Пленума ВС от 09.07.2013 № 24. Под имущественными услугами можно понимать:

  • предоставление кредита на облегченных условиях;
  • предоставляемые бесплатно либо по заниженной стоимости туристические путевки;
  • оказание услуг по ремонту и строительству;
  • передачу в пользование недвижимости и автотранспорта;
  • прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами. 

В последнее время отмечается большая изобретательность субъектов подкупа в сфере передачи предмета подкупа. Субъекты договариваются о намеренном проигрыше (например, в азартных играх), передаче предмета родственникам и т. д. Это создает серьезные сложности в доказывании факта совершения преступления. 

Взятка – что это такое?

В российском законодательстве используется своя терминология взяточничества. Согласно нормам РФ, взяткой является получения должностным лицом, являющимся муниципальным, военными или государственным служащим какого-либо вознаграждение в качестве оплаты за совершение противоправных или противозаконных действий, или наоборот, за отказ от исполнения каких-либо обязательств.

Взятка может даваться с целью:

  • покровительства;
  • попустительства;
  • оказания каких-либо услуг и т.д.

Отличительные характеристики

Отличительные черты взяток предусматривают наличие следующих факторов в процедуру передачи вознаграждения:

  • в ситуации в качестве получающего или дающего выступает должностное лицо, занимающее какой-либо пост на муниципальной, военной или государственной службе;
  • в ситуации передачи вознаграждения получатель приобретает материальную выгоду;
  • цель передаваемого вознаграждения заключается в совершении каких-либо действий должностным лицом, или наоборот – для его бездействия.

Виды взяток

В Российском законодательстве имеется отдельная классификация взяток. Они различаются по пяти параметрам:

  1. Классификация по цели предоставления взятки. Различают незаконные вознаграждения, дающиеся в целях:
    • покровительства;
    • попечительства;
    • совершения или несовершения каких-либо юридически весомых деяний;
    • лоббирования интересов и т.д.
  2. Классификация по получателю взятки:
    • муниципальный служащий – доктор, учитель, сотрудник социальной службы и т.д.;
    • военнослужащий;
    • государственный служащий – полицейский, сотрудник миграционной службы, работник ведомства пожарной охраны ит.д.
  3. Классификация по способы передачи взятки:
    • открытый – прямая передача денежных средств или какого-либо другого вознаграждения (банковский перевод, передача наличных денежных средств и т.д.);
    • скрытый – совершение подставных покупок, «выигрыш» тендеров, оформление подставных договоров дарения и т.д.
  4. Классификация по типу взятки:
    • передаваемая с целью подкупа;
    • передаваемая в качестве незаконного вознаграждения.
  5. Классификация по размеру взятки:
    • значительный;
    • крупный;
    • особо крупный.

Сумма взятки

Суммы взятки делятся на четыре категории:

  • мелкая взятка – суммы меньше 25 тыс. руб.;
  • значительная взятка – свыше 25 тыс. руб.;
  • крупная взятка – свыше 150 тыс. руб.;
  • особо крупная взятка – свыше 1 млн. руб.

На некоторых информационных ресурсах сети часто можно встретить тезис о том, что в российском законодательстве якобы существует понятие «минимальная взятка», согласно которому если передаваемая сумма меньше определенного значения, то совершаемая процедура не характеризуется как взяточничество.

На самом деле никакой такой нормы и законодательно закрепленного определения не существует. Если совершаемая операция имеет все отличительные черты взяточничества, то она признается незаконной. В судебной практике Российской Федерации встречались случаи, когда уголовное преследование началось из-за дачи взяток на сумму в 500 – 1 000 руб. Конечно, зачастую подобные дела не заканчиваются вынесением серьезных приговоров, однако то, что дача даже малой суммы является нарушением закона – это факт.

Юридическая терминология взяточничества

Независимо от того, была ли получена взятка или нет, была ли завершена операция по передаче вознаграждения или все закончилось на стадии предложения – в любом случае ситуация классифицируется как нарушение закона.

В ходе судебных разбирательства взятка будет приниматься во внимание в качестве оконченного деяния, если должностное лицо получило и приняло передаваемое вознаграждение. Причем факт того, выполнит ли служащий свою часть данного обещания или нет за полученные денежные средства или другие материальные блага, не играет роли

Если имело место быть только предложение о взятке, но непосредственно сама передача денежных средств или каких-либо других благ не состоялась, то ситуация будет классифицироваться как покушение на незаконную передачи вознаграждения.

Подобный аспект также преследуется по закону, однако наказывается гораздо реже. Причина этого в том, что не если передача взятки не состоялась, то привлечь принимающую и отдающую сторону операцию к ответственности удастся только в случае доказательства наличия состава преступления. Сделать это удается не всегда.

Комментарий к Ст. 204.1 Уголовного кодекса

1. Посредником в коммерческом подкупе является лицо, которое непосредственно передает предмет коммерческого подкупа по поручению дающего подкуп или получающего его либо иным образом способствует в достижении либо реализации соглашения между ними о передаче и получении подкупа при условии, что последний передается (получается) в значительном размере (примечание 1 к ст. 204 УК). От передающего и получающего подкуп посредник отличается тем, что действует не в своих интересах и не по своей инициативе. Посредничество в коммерческом подкупе в незначительном размере ненаказуемо.

2. В ч. 4 данной статьи содержится самостоятельный состав преступления: обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе. Наказуемость подобных действий должна быть обусловлена конкретными действиями во исполнение преступного намерения (см. п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24). Как и в ч. 1, ответственность за эти действия наступает, только если речь идет о предмете коммерческого подкупа в значительном размере.

3. Слова «незаконное вознаграждение» в диспозиции статьи самостоятельного значения не имеют и использованы как синоним коммерческого подкупа.

4. О примечании к статье см. комментарий к ст. 204 УК.

Основные отличия составов преступлений

Обе статьи направлены на борьбу с коррупцией и совершенствовались каждый раз после подписания Россией очередной международной конвенции по борьбе с коррупцией. Последние изменения в регулировании приходятся на 2016 год. 

Основные отличия двух видов преступлений:

1. Объект посягательства для преступлений различен, поэтому они разнесены в разные главы УК РФ. Участники коррупционной сделки при коммерческом подкупе посягают на интересы службы в предпринимательстве и в общественных организациях, при взятке преступники совершают преступления против государственной власти и интересов государственной службы.

2. Различен облик преступника – получателя мзды. При коммерческом подкупе это лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной, например, общественной, организации. При служебном типе преступления это должностное лицо, иностранное должностное лицо или должностное лицо международной организации. Под должностным лицом по смыслу ст. 285 УК РФ понимается лицо, выполняющее функции представителя власти или занимающее ответственный пост в исполнительной власти, госкомпаниях и госкорпорациях, в Вооруженных силах.

3. Из различия в субъекте возникает и третий момент – бизнес-вариант деяния строго национален. 290 ст. УК позволяет привлечь к ответственности российского гражданина за дачу взятки иностранному подданному. Интересен в этой ситуации такой вид наказания, как лишение иностранного должностного лица или должностного лица международной организации права занимать определенные должности. Очевидно, что это наказание применительно только для должностей в России, иностранные граждане априори лишены этого права. 

4. Различна сфера интересов получателя мзды. При получении мзды в бизнесе его интересы лежат строго в области предпринимательской деятельности, в сравниваемом случае он оказывается заинтересованным в нарушении нормального функционирования работы государственного аппарата в своих интересах.

5. Различен состав требований должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в частной организации. При коммерческом подкупе имущественные блага передаются только за определенные действия или бездействие, а в случае предложения мзды чиновнику предметом требований может стать общее покровительство по службе или попустительство. 

6. Вводится критерий законности действий. В случае преступления в сфере бизнеса ответственность возрастет, если от получателя имущественных благ требуются заведомо незаконные действия или бездействие. При получении мзды чиновником совершение любых шагов, мотивированных их оплатой, за меньшую мзду менее наказуемо, чем получение взятки в крупном размере.

7. Подкуп всегда предварителен, он осуществляется за совершение определенных действий и перед ними. Сравниваемый состав преступления может выражаться в форме предварительного стимулирования и последующей благодарности за уже совершенные действия.

8. Ответственность субъектов преступления дифференцирована. При подкупе равную ответственность несут обе стороны коррупционной сделки, при взятке ответственность государственного чиновника или офицера всегда выше, чем у простого гражданина, передающего мзду.

9. Различие в тяжести наказания. Штраф кратен сумме полученного имущества. Если она предоставлена в особо крупном размере (более миллиона рублей), то наказание виновнику может быть назначено в виде штрафа, превышающего размер полученного блага в 50 раз для коммерческого типа деяния и в 100 раз для служебного. Различается и максимальный размер наказания в виде лишения свободы. Для коммерческих преступлений он составит 12 лет, а если пострадали интересы государственной службы, виновному грозит 15 лет.

10. За взятку в небольшом или значительном размере лица, занимающие государственную должность, или руководители органов местного самоуправления несут большую ответственность, чем другие субъекты преступления. Если она получена в крупном размере, мера ответственности уравнивается.

Анализируя различия между взяткой и коммерческим подкупом, можно увидеть, что законодатель намного строже относится к тем, кто совершает преступления против государственной службы, чем к тем, кто получает мзду от невыполнения служебных обязанностей в коммерческих организациях. При этом интересным моментом является то, что руководители компаний с участием государства на уровне контрольного пакета, действующих в сфере исключительно коммерческого оборота, вне зависимости от размера их активов и сферы деятельности наказываются за взятку так же строго, как и государственные чиновники.

Ответственность

Виновному в совершении преступления может грозить обеим сторонам, при этом принимающий заплатит больше дающего.

Также наказание будет строже при наличии отягчающих обстоятельств, например, сговоре нескольких людей.

Для управляющего предусмотрена следующая максимальная ответственность:

  1. Штраф суммой до 5 миллионов рублей, суммой в заработок виновного за 5 лет или в размере суммы подкупа, умноженной на 90.
  2. Тюремное заключение сроком до 6 лет.
  3. Запрет на занятие некоторых должностей в течение 5 лет.

Для гражданина, дающего подкуп, предусмотрены следующие наказания:

  1. Штраф до 2,5 миллионов рублей, суммой в заработок виновного за 2,5 года или в размере суммы подкупа, умноженной на 70.
  2. Тюремное заключение сроком до 8 лет.
  3. Запрет на занятие некоторых должностей в течение 5 лет.

При этом дающий подкуп может избежать последствий, если согласится сотрудничать со следователями, или если он стал жертвой вымогательства.

Замечание юриста: поблажки для управляющего не предусмотрены: наказание может быть только смягчено, но не отменено совсем.

В России коммерческий подкуп – малораспространенное преступление, хотя его процент постепенно увеличивается. Если в 2000 году процент осужденных за его совершение составлял 0,01% от общего числа, то в 2011 году он вырос до 0,05%.

Смотрите видео, в котором на конкретном случае рассматривается пример коммерческого подкупа:

Статья 204 УК РФ с комментариями

Последняя редакция закона была проведена в апреле 2018 года.

Сегодня статья состоит из 8 пунктов: первая половина относится к лицам, дающим подкуп, вторая – к получающим его.

Для граждан, обвиненных в даче подкупа, предусмотрены:

  1. Штраф размером до 400 тысяч рублей или тюремный срок до 2 лет.
  2. До 800 тысяч рублей штрафа или до 3 лет тюремного заключения при значительном размере преступления.
  3. До 1,5 миллионов рублей штрафа или до 7 лет тюремного заключения при крупном размере преступления, совершении преступления в группе или если преступление состояло в бездействии виновного.
  4. До 2,5 миллионов рублей штрафа или до 8 лет тюремного заключения при особо крупном размере преступления.

Лица, получающие подкуп, наказываются:

  1. До 700 тысяч рублей штрафа или до 3 лет тюремного заключения.
  2. До миллиона рублей штрафа или до 5 лет тюремного заключения при значительном размере преступления.
  3. До 3 миллионов рублей штрафа или до 5 лет тюремного заключения при крупном размере преступления, совершении преступления в группе или если преступление связано с вымогательством.
  4. До 5 миллионов рублей штрафа или до 6 лет тюремного заключения при особо крупном размере преступления.

Стоит отметить: также виновные будут лишены права претендовать на определенные должности.

  1. Разъяснены минимальные суммы упомянутых выше размеров: значительным признается сумма в 25 тысяч рублей, крупной – в 150 тысяч, особо крупной – в миллион.
  2. Если гражданин, обвиненный в даче подкупа, подвергся вымогательству или сотрудничал со следствием, он может избежать наказания.