Разъяснение основных положений законов о предпринимательской деятельности 2021 года

Оглавление

? Плановые и внеплановые проверки

О плановых и внеплановых проверках — вторая глава 294 ФЗ

Вокруг проверок контролирующих органов много мифов: например, что компании не могут проверять три года. Отчасти это правда, но только в рамках плановых проверок, а бывают еще внеплановые — обо всём этом написано во второй главе закона о государственном контроле. Итак, проверки:

  • плановые — не чаще чем раз в три года. На сайте контролирующего органа можно заранее посмотреть, будут ли проверять компанию в этом году;
  • внеплановые — в любое время по жалобе клиента или даже конкурента. Часто о внеплановых не предупреждают.

Кто проверяет бизнес в России — в Деле

Выездные проверки налоговой к этому закону не относятся — налоговая может прийти в любое время без предупреждений. Правда, опытные бухгалтеры замечают, что перед этим налоговики начинают усиленно запрашивать разные документы, и это как бы маячок перед проверкой.

Открытие расчётного счёта

Касательно расчётного счёта об ИП закон не содержит каких-либо указаний. Это означает, что индивидуальному предпринимателю не запрещается работать наличными деньгами, минуя банковские сервисы. Иначе говоря, «наличкой».

Преимущество таких потоков в том, что бизнесмен может скрыть обороты, а значит, оптимизировать налоги. Причём по закону наказать за такое ведение дел налоговая служба не вправе.

Однако здесь есть существенные риски следующего рода:

  1. Организации стараются работать только через расчётные счета, поскольку для них действует ограничение по наличным расчётам в пределах 100 тысяч рублей по одной сделке. Такие средства сейчас недостаточны даже для оформления разовой закупки.
  2. Авторитет бизнесмена выше, если он обладает счетами в банках.
  3. Удалённые расчёты вести весьма затруднительно наличными деньгами.

Предприниматель вправе самостоятельно решать, открывать ли ему расчётный счёт в банке или работать наличными деньгами. Правовая база РФ не содержит наказания за отсутствие сотрудничества с банковскими учреждениями.

Давление на нелегальную самозанятость

Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели в некоторых случаях могут не учитывать интересы государства и общества в целом. Согласовать интересы предпринимателей и общества позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства. Они могут быть прямыми (директивными) и косвенными (экономическими).

Гражданский кодекс РФ приводит расширенное определение понятия «предпринимательская деятельность».

Граждане РФ, выбравшие коммерцию, обладают следующими свойствами:

  • выбор дела производится по своей воле и занимается им в дальнейшем самостоятельно;
  • предстоящие опасности и неудачи на выбранном поприще целиком его дело, он же несёт и ответственность за итоги работы;
  • вся деятельность направлена на извлечение дохода от выбранного вида занятий;
  • основа прибыли – реализация собственной продукции, услуг, приобретённых для перепродажи товаров, выполнение работ;
  • заниматься выбранным делом ИП вправе после прохождения регистрационных процедур и внесения его в реестр предпринимателей.

Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса является одним из основных направлений государственной поддержки, поскольку низкая доступность финансовых ресурсов признана одной из ключевых проблем в деятельности малых предприятий.

Признаки предпринимательской деятельности

Первым признаком является систематичность. Деятельность осуществляется в течение определенного периода времени, итогом является систематическое получение прибыли. В законодательстве не определены четкие позиции по систематичности. Применяются следующие критерии: доля прибыли от предпринимательства в числе общих доходов, размер прибыли, периодичность получения прибыли.

Следующим признаком можно назвать самостоятельность деятельности. В этом понятии содержатся две составляющие: организационная самостоятельность и имущественная самостоятельность.

Замечание 1

Под организационной самостоятельностью понимается наличие возможности принятия независимых решений. Деятельность носит волевой характер.

Под имущественной самостоятельностью понимается существование обособленного имущества, направленного на осуществление деятельности.

Третьим признаком является наличие риска в осуществлении предпринимательской деятельности. В бизнесе всегда существует вероятность неполучения результата, который ожидается или запланирован.

Самостоятельная имущественная ответственность тоже является признаком данного рода деятельности. Такая ответственность зависит от формы организации.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности в обязательном порядке включают в себя легальный характер предпринимательства. Существует установленная законом регистрация лиц, которые являются предпринимателями. Если деятельность ведется без регистрации, это считается правонарушением и наказывается в соответствии со статьями 14.1 КоАП и ст. 171 УК.

Особенности предпринимательской деятельности

Право РФ дает легальное определение предпринимательству в Гражданском кодексе.

Определение 1

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность лица (как юридического, так и физического). Она ведется в гражданском обороте, осуществляется от собственного имени, на свой риск и под собственную ответственность имущественного характера. Лицо должно направлять эту деятельность на систематическое получение прибыли.

Предприниматель способен получать прибыль при осуществлении нескольких действий:

  • пользование имуществом,
  • продажа изделий, которые могут быть выпущены, переработаны или приобретены для реализации,
  • выполнение определенной работы,
  • оказание услуг.

К деятельности предпринимателя нельзя отнести ремесло, адвокатскую деятельность, частную деятельность нотариуса, услуги по агроэкотуризму, деятельность лица по использованию своих ценных бумаг, банковского счета как платежа или сохранение денежных средств, разовую продажу физическим лицом на торговых площадках (рынок), где можно осуществлять торговлю в соответствии с законом.

Законы, регулирующие предпринимательскую деятельность

1. Законы, устанавливающие требования к осуществлению предпринимательской деятельности. ФЗ «О регистрации юридических лиц и ИП» от 8 августа, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» 4 мая 2011 г., ФЗ «О техническом регулировании», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «О не состоятельности (банкротстве)», ФЗ «О не состоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

2. Законы, регулирующие правовое положение участников предпринимательской деятельности. ФЗ «Об акционерных обществах, ООО, производственных кооперативах, о государственных и муниципальных предприятиях, о крестьянско-фермерских хозяйствах».

3. Законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности. ФЗ «О рекламе», ФЗ «Об аудиторской деятельности», ФЗ «Об организации страховой дела», ФЗ «О банках и банковской деятельности».

4. Законы, регулирующие материальные блага и результаты интеллектуальной деятельности и связанные с ними средства индивидуализации. ФЗ «О коммерческой тайне», ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

5. Законы, направленные на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294 — ФЗ; ФЗ от 7 мая 2013 г. «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей», АПК РФ (посвящён разрешению экономических споров), ФЗ «О третейских судах».

6. Законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность субъектов предпринимательства. ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», ФЗ «Об экспортном контроле», ФЗ «О специальных защитных андидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ФЗ «О таможенном регулировании».

Федеральный закон о предпринимательской деятельности в 2019 году

Что он регламентирует?

Другие законопроекты, оказывающие влияние на предпринимательскую деятельность

Правовые регулирующие нормы

Помогает ли государственное регулирование развитию предпринимательской деятельности?

Извлечение прибыли и профессионализм в бизнесе

Еще одним признаком является направленность на извлечение прибыли систематически.

Определение 2

Прибыль – полученный доход с вычетом величины понесенных расходов.

Основным здесь является деятельность, а не факт получения прибыли. Если такая деятельность приносит убытки, то она тоже является предпринимательской.

Признак профессионализма предполагает, что предприниматель обладает знаниями и навыками в сфере бизнеса. В нашей стране данное требование не является обязательным для большинства видов предпринимательской деятельности, но в других странах (Германия, Франция), оно указано в качестве обязательного.

Предпринимательская деятельность классифицируется по разным основаниям: по форме собственности (частная, государственная, муниципальная), по числу участников (частная, коллективная), по характеру деятельности (производство, услуги, работы, торговля). Выделяют несколько видов предпринимательства:

  • производственное;

  • коммерческо-торговое;

  • финансово-кредитное;

  • страховое;

  • посредническое.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

? Онлайн-кассы

О применении контрольно-кассовой техники — 55 ФЗ

Закон об онлайн-кассах действует с февраля 2017 года, но до сих пор в нем постоянно что-то меняется. Если кратко, предприниматель должен поставить кассу с фискальным накопителем, которая выдает чек покупателю и отправляет информацию о продаже оператору фискальных данных.

С июля 2019 года все-все компании и предприниматели, которые работают с физлицами, должны поставить онлайн-кассу. Отсрочку до 2021 года получили немногие — ИП без сотрудников, которые что-то производят сами или выполняют услуги, например вяжут шапки, делают сыр, ремонтируют обувь.

Помогает ли государственное регулирование развитию предпринимательской деятельности?

Способы государственного регулирования предпринимательской деятельности могут быть как негативными, так и позитивными. Государство должно максимально быстро выявлять отрицательные тенденции и принимать все возможные меры по их устранению.

Польза

Плюсы государственного регулирования заключаются в следующем:

  • малый и средний бизнес получает защиту от монополий и недобросовестных конкурентов;
  • каждый коммерсант может обжаловать действия проверяющих органов;
  • любой участник рынка вправе получить информацию о своих правах и обязанностях;
  • установлена сбалансированная система законных сдержек для каждого субъекта предпринимательской деятельности.

Минусы государственного регулирования:

  • устанавливаемые меры могут быть использованы для давления на определенных субъектов бизнеса;
  • во время вмешательства государства в предпринимательскую деятельность граждан может возникнуть социальная напряжённость в обществе;
  • наличие неточностей и противоречий, существующих в связи с отсутствием единого закона о предприятиях, может создавать трудности в работе бизнесменов;
  • принятые государством меры могут привести к безработице и дефициту бюджета.

Формы предпринимательской деятельности и их государственное регулирование

Правовую форму осуществления предпринимательской деятельности считают внешним выражением, которое зафиксировано законом, положением субъекта, которое ведет эту деятельность, порядок формирования и использования имущества и ответственности в хозяйстве.

Это понятие состоит из нескольких элементов:

  • статус самого субъекта, сообщение об этом государственным органам;
  • имущественные отношения по поводу создания базы для предпринимательства, по поводу распределения его результатов;
  • ответственность в пределах выбранной формы и вовне (перед контрагентами и потребителями).

Принято различать несколько форм предпринимательской деятельности:

  1. без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
  2. с образованием юридического лица (хозяйственные товарищества, как полные, так и коммандитные; хозяйственные общества, с ограниченной ответственностью, дополнительной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа, унитарные предприятия, производственные кооперативы и крестьянские, фермерские хозяйства).

Регулирование предпринимательской деятельности государством представляет собой целенаправленную деятельность определенных законодательных и иных органов. Они с помощью системы различных форм, методов способны обеспечивать достижение поставленных целей и решать важные экономические, социальные и другие задачи в процессе регламентации хозяйственных отношений.

Функции государства в сфере регулирования предпринимательства включают:

  1. Защиту экономического правопорядка.
  2. Формирование хозяйственных целей, включая сроки их достижения.
  3. Распределение и перераспределение с помощью бюджета доходов между отраслями и регионами.
  4. Стимулирование с помощью субсидий и дотаций обеспечения развития организаций, отраслей в заданном направлении.
  5. Контроль хозяйственного законодательства.

Важнейшими формами государственного регулирования являются:

  1. Планирование в виде организационной деятельности компетентных органов государства в области выбора и постановки целей, определения приоритетов, выработки мероприятий.
  2. Прогнозирование в качестве подготовки прогнозов о возможном экономическом состоянии, путях развития экономики.
  3. Денежная политика, включая налоги, цены, кредиты.
  4. Антимонопольное регулирование, которое концентрируется на защите основ рынка, проявляясь в формировании рыночных условий для конкуренции.

Способами регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства могут являться:

  1. Административно-распорядительные, имеющие в основе авторитет государственной власти. Включают запрещающие, разрешающие и предупреждающие мероприятия.
  2. Экономические меры, реализация которых происходит через экономические регуляторы, включая цену, налоги, финансовые средства (льготы, кредиты, бюджетные инвестиции).

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Члены биржи могут быть полными или неполными. Полные члены биржи имеют право на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи и на определенное уставом количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях ее секций.

В каждой стране приняты свои обозначения правовых форм, например «Ltd», «Pic», «Inc», «Corp», «AG», «GMBH» и т.д.

Сроки рассмотрения предусмотренных частью 2 настоящей статьи обращений субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются соответственно федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В каждой стране приняты свои обозначения правовых форм, например «Ltd», «Pic», «Inc», «Corp», «AG», «GMBH» и т.д.

Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий. Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежегодных обследований деятельности микропредприятий.

Законодательство для ИП по сути распределено по нескольким правовым актам. Отдельного текста, где собраны были все нормы, не создавалось. Однако предоставляемые предпринимателям права и налагаемые на них обязанности позволяют сделать вывод, что по большинству направлений фактически эти субъекты хозяйствования приравнены к юридическим лицам.

Очевидно, что в этом плане более эффективным было бы наличие единых общих основ регулирующих деятельность иностранных инвесторов, сосредоточенных в рамках одного нормативно-правового акта. Примечательно, что такая тенденция характерна для некоторых государств на постсоветском пространстве

В частности, следует обратить внимание на Инвестиционный кодекс Республики Беларусь.

Есть вопрос по выбору микрозайма, займа под залог или другого финансового продукта? Наши консультанты окажут быструю и квалифицированную помощь по удобному для вас способу связи.

В настоящее время в научной литературе идет дискуссия по поводу возможности признания судебного прецедента источником права в России.

В системе права предпринимательское право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного) гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др.

Каждый, кто имеет собственный бизнес, рано или поздно сталкивается с государственным регулированием. Скучные бюрократические процедуры, налоги, бесконечные отчёты перед санитарно-эпидемическими станциями, ограничения и запреты — все эти вещи знакомы любому предпринимателю, и у многих они вызывают плохо скрываемое раздражение. Финансирование субъектов МП осуществляется на конкурсной основе под конкретные инвестиционные проекты или бизнес-планы, представляемые на экспертизу в соответствующий уполномоченный орган.

Российский Закон от 25 декабря 1990 года № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (утратил силу) закрепил право граждан вести предпринимательскую деятельность как индивидуально, не применяя наемный труд, так и создавая предприятия с привлечением наемных работников.

Действие ГК РФ пронизывает повседневную экономическую, имущественную жизнь как граждан, так и социальных организаций. Нормы ГК РФ распространяются как на граждан, так и на физиче­ских и юридических лиц, занимающихся предпринимательской де­ятельностью.

? Блокировка счетов

О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем — 115 ФЗ

Речь о том самом 115 ФЗ — законе, который помогает бороться с незаконным обналичиванием денег. Закон касается банков и предпринимателей: первые следят, чтобы вторые не совершали серых операций. Например:

  • не переводили деньги подставным компаниям и тем самым не уходили от налогов;
  • не получали на счет деньги от взяток, мошеннических схем, торговли оружием;
  • не выводили слишком много наличных.

Если действия предпринимателя кажутся банку подозрительными, он блокирует интернет-переводы и просит рассказать, что за деньги и куда идут. А критерии, по которым определяют подозрительные операции, и сформулированы в 115 ФЗ.

Этот закон вызвал негодование в бизнес-сообществе: люди не понимали, почему они должны отчитываться перед банком за свои же деньги и с чего вдруг их блокируют. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, стоит помнить об этом законе.

Читать в «Деле»

Как банки проверяют компании

Отдельные источники права, регулирующие предпринимательство

В статье было отмечено, что к регулирующим предпринимательскую деятельность законам, помимо ГК РФ, НК РФ, УК РФ, КоАП РФ, относятся законы № 135-ФЗ, 184-ФЗ, 315-ФЗ и 294-ФЗ.

Затронем также иные регулирующие предпринимательскую деятельность источники права:

  • правовые аспекты взаимоотношений субъектов ПД с нанимаемыми ими сотрудниками регулируются трудовым законодательством, в частности Трудовым кодексом РФ;
  • по вопросам деловой репутации субъектов ПД действует ГОСТ Р 66.1.03-2016 «Национальный стандарт РФ. Оценка опыта и деловой репутации субъектов ПД…», утв. и введенный в действие приказом Росстандарта от 17.02.2016 № 54-ст;
  • выпущены письма госорганов по отдельным аспектам ПД, например письмо Минфина РФ «Об использовании понятия “ПД” в законодательстве РФ о налогах и сборах» от 27.03.2018 № 03-02-08/19058. 
  • «В России вводится обязательная классификация гостиниц»;
  • «Частные юристы и бухгалтеры должны зарегистрироваться в Росфинмониторинге». 

Проблемы госрегулирования предпринимательства

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в РФ сопряжено с широким спектром проблем. К проблемам правового регулирования предпринимательской деятельности относятся:

  • вопросы адекватного определения видов ПД, требующих получения лицензии;
  • соотношение техрегулирования и свободы ПД;
  • определение оптимального налогообложения;
  • вопросы естественных монополий;
  • снижение административной нагрузки на бизнес, в частности оптимизация проведения проверок;
  • проблемы регулирования ПД в отдельных секторах экономики, в частности вопросы конкуренции в вопросах энергетики. 

Правовое регулирование предпринимательства

Главный источник, в соответствии с которым регулируют работу бизнеса государственные органы, — конституция страны. В ней есть все ключевые принципы, на которых и базируется актуальное законодательство. Известно, что никаких противоречий с конституцией быть не должно. А если они есть, правомерность действий можно доказать через суд, опираясь на главный правовой документ страны.

Кроме того, при рассмотрении правил и норм создания различных субъектов предпринимательской деятельности необходимо обращаться к Гражданскому кодексу. Именно там обозначены правила признания субъектов предпринимательства, их организации, а также порядка работы. Существуют особые законы и законодательные акты федерального уровня, которые также рассматривают принципы функционирования бизнеса. Например, это законы об ООО, Об акционерных обществах, а также акты о правилах регистрации ИП, юридических лиц.

Потребуется учитывать и те законы, которые регулируют конкретный сектор современного рынка. Например, это акты для обеспечения контроля и поддержки конкретных типов предпринимательства: «О связи», «О рекламе». Существует и соответствующий закон федерального уровня «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Большую роль играет Закон о защите прав потребителей: он четко регулирует все стороны взаимодействия граждан, покупателей и клиентов с бизнесменами. Для грамотного взаимодействия с налоговыми органами понадобится ознакомиться с Налоговым кодексом в его актуальной редакции. Если речь идет об обязанностях, правах работников, работодателей, потребуется искать ответы на свои вопросы в Трудовом кодексе РФ.

Иногда нельзя принять решение или дать однозначный ответ, пока не изучишь указы Президента страны, недавние подзаконные акты, указания и рекомендации соответствующих ведомств, министерств.

Что такое государственное регулирование

Термин «государственное регулирование» по-прежнему непонятен многим, но на самом деле всё довольно просто — под регулированием в экономике подразумевают деятельность государственных органов, через которую осуществляется политика страны в сфере предпринимательства.

Эта деятельность преследует несколько очень важных целей, которые нужны для нормального функционирования экономики и социальных отношений:

  • охрана окружающей среды. Для этого и принимаются разнообразные международные договоры вроде Парижского соглашения, которое обязывает государства, его подписавшие, ограничить выброс углекислого газа в атмосферу, осуществляемый промышленными предприятиями. Различные государственные инициативы по ограничению производства экологически опасных товаров (вроде полиэтиленовых пакетов) тоже относятся к этому пункту. Само собой, подобные регуляции затрагивают лишь крупные предприятия, деятельность которых может противоречить принятым в стране экологическим стандартам. Мелким предпринимателям можно не беспокоиться;

  • контроль экономических циклов. Под экономическими циклами подразумеваются колебания экономической активности от спада, рецессии или стагнации до подъёма, оживления экономики. Для того чтобы как-то влиять на эту активность, выравнивая её в кризисные периоды, государство может проводить девальвацию валюты, устанавливать контроль над ценами, увеличивать пошлины и менять налоговую политику. Сюда же входит регулирование времени работы супермаркетов и магазинов, ведь если этого не делать — страна может рано или поздно столкнуться с кризисом перепроизводства;

  • обеспечение приемлемого уровня занятости населения. Свободное предпринимательство выгодно государству, поскольку даёт новые рабочие места. Страны с чрезмерным государственным давлением на предпринимателей (Латинская Америка, ряд постсоветских государств) испытывают традиционные проблемы с высокой безработицей, которые правительство пытается решать, создавая центры занятости и новые государственные предприятия;

  • защита жизни и здоровья потребителей. С этой целью государство может оказывать давление на ту часть предпринимателей, которая, по мнению Министерства здравоохранения или любого иного экспертного органа, занимается производством и продажей товаров, вредящих здоровью населения. Отсюда разнообразные «сухие законы», государственная пропаганда здорового образа жизни и даже такие экзотические нормативные акты, как европейская инструкция от октября 2014 года, запрещающая в странах Евросоюза продажу любых шоколадных изделий, напоминающих сигары и сигареты. По мнению чиновников, разработавших и принявших эту инструкцию, подобные сладости «вырабатывают у детей курительные навыки». Законы, запрещающие продажу алкоголя после определённого времени суток, тоже относятся к этому разделу;
  • поддержка конкуренции на рынке. Этот пункт подразумевает, прежде всего, различные антимонопольные акты, направленные на сохранение равных прав в предпринимательской сфере;

  • поддержка малого предпринимательства. Типичный пример из российской практики — выделение государственными центрами занятости субсидии в 58800 рублей, которая покрывает расходы начинающего предпринимателя на госрегистрацию, изготовление печатей и штампов, приобретение бланков, аренду помещения на первый срок и так далее;
  • защита прав предпринимателей. Разрешение неизбежных противоречий между бизнесменами и государством, обеспечение коммерсантам соблюдение их прав, гарантируемых законом. В России для этого существует даже отдельная должность — уполномоченный по защите прав предпринимателей, который назначается лично президентом.

? Незаконное предпринимательство

Незаконное предпринимательство — статья 171 уголовного кодекса

В уголовном кодексе есть фраза «незаконное предпринимательство» — это когда человек занимается бизнесом без регистрации или лицензии. Что считается бизнесом, а что нет — зависит от регулярности. Один раз продать шубу на Авито — не бизнес, а постоянно возить шубы из Турции и продавать в инстаграме — уже бизнес.

За незаконное предпринимательство штрафуют, размер штрафа зависит от того, сколько успели заработать. Если прибыль больше девяти миллионов, штраф до 500 000 рублей, а может быть и лишение свободы до пяти лет. Если успели продать только десять шуб, можно отделаться штрафом до двух тысяч рублей. Кроме штрафа придется заплатить налог в 13% как физлицо со всего, что заработали.

Конечно, в полиции нет отдела, который ловит незаконных предпринимателей, зато есть налоговая. Она заметит, если на карту постоянно падают похожие суммы от разных людей или человек вдруг пошел и купил машину за наличные. А еще налоговая любит устраивать контрольные закупки — например, заказать торт у кондитера в инстаграме, а при получении попросить документики. Конкуренты также могут нажаловаться в налоговую, как и соседи.

Кажется, что если человек печет торты на заказ или учит детей грамоте, — это не бизнес, а подработка. Но и это незаконное предпринимательство, правда, статус ИП тут необязателен, можно оформиться самозанятым.

О правовых формах организаций — в Деле

Зато если масштабы бизнеса больше десяти шуб, возможно, лучше зарегистрировать организацию.

Читать в «Деле»

Веду бизнес без ИП. Как меня вычислит налоговая?