Состав конституционного суда рф. порядок формирования и полномочия

Статус судей и их ограничения

Конституционный судья независим, что закреплено законодательно. Его статус характеризуется несменяемостью, неприкосновенностью и гарантией прав. Он не может занимать какие-либо ещё государственные и общественные должности, осуществлять предпринимательскую и коммерческую деятельность, за исключением преподавания, науки и другого творчества. Также исключается его принадлежность к политическим партиям и движениям, материальная поддержка, принятие участия в политических акциях и избирательных кампаниях, к тому же он не может публично высказываться по вопросам, которые являются предметом рассмотрения суда.

В каких случаях полномочия судьи Конституционного суда РФ могут быть прекращены?

Исполнение обязанностей судьи приостанавливаются в случае получения судебного решения на лишение его свободы, при заведении на него уголовного дела, а также ввиду его нездоровья и невозможности в связи с этим выполнять обязанности. Полномочия судьи могут быть прекращены при нарушении процедуры, которая производится при назначении на должность, при наступлении предельного возраста семидесяти лет, самостоятельного заявления об отставке, если теряется гражданство страны, при наличии обвинения в совершении уголовного деяния и вынесении в отношении него обвинительного приговора, совершении действий, которые влекут за собой ущерб достоинству и чести лица, при осуществлении занятий, которые недопустимы с занимаемой должностью, отсутствии на заседаниях. Судья лишается своих прав, если не участвует более двух раз подряд в голосовании без уважительных на то причин, становится недееспособным, объявляется умершим или безвестно отсутствующим. При наступлении одного из вышеперечисленных условий президенту страны направляется принятое Конституционным судом представление, служащее уведомлением о наличии освободившейся вакансии.

Понятие Конституционного Суда

В России практически все ветви власти имеют единый верховный орган. Например, законодательная сфера регулируется Парламентом, исполнительная – Кабинетом Министром и т. п. При этом в отношении судебной ветви управления существует множество заблуждений. Суть в том, что конституционная инстанция, особенности которой будут указаны далее, хоть и входит в судебную линейку управления, не возглавляет её. Однако данное ведомство наделено большим количеством исключительных полномочий, коих нет у других структур.

Таким образом, Конституционный Суд – это абсолютно самостоятельный орган, который осуществляет специальный вид контроля, входит в ведение одноименной ветви власти, а также осуществляет судопроизводство специфического типа.

Новость подробнее

6 июля 2021 года Конституционный Суд РФ опубликовал Постановление №32-П, принятое в соответствии со статьей 47.1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

6 июля 2021 года Конституционный Суд РФ защитил интересы малочисленных коренных народов Севера.

Дело о проверке конституционности части 1 ст. 3 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и части 1 ст. 19 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» рассматривалось в связи с жалобой гражданина Андрея Федоровича Данилова. Постановление ​основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.

История вопроса

Андрей Данилов – представитель саамов, одного из коренных малочисленных народов Севера. Он обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области с просьбой разрешить ему охоту в целях ведения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности, но получил отказ. Суды, в которых А.Данилов пытался оспорить это решение, указали, что заявитель трудоустроен и получает стабильный доход, живет в благоустроенной квартире в городе Оленегорске, который не относится к территориям традиционного проживания коренных малочисленных народов, а одна лишь принадлежность к саамам не может служить основанием для предоставления ему права на охоту на особых условиях. Также суды сочли не относящимся к традиционному и образ жизни А.Данилова, несмотря на его занятие традиционным природопользованием – собиранием дикоросов и традиционными ремеслами – изготовлением сувениров, изделий культового и хозяйственного назначения, инвентаря, музыкальных инструментов и строений жилищ национального вида – кувакс. 

Позиция Суда

Требования о необходимости соблюдения мест традиционного проживания и ведения традиционной деятельности для распространения гарантий прав коренных малочисленных народов справедливы и исходят из необходимости сбережения их образа жизни. Однако они могут препятствовать получению этих гарантий тем представителям этноса, кто не живет постоянно на прежних местах, переехал в город (в том числе вынужденно), не может вести исторически сложившийся образ жизни, но при этом сохраняет связь с землей предков, следует их обычаям и передает их будущим поколениям. Такая связь может выражаться в осуществлении традиционной хозяйственной деятельности, к которой, в том числе, относятся  художественные промыслы и народные ремесла, строительство национальных жилищ и пр. Соответственно, жизнь вне мест традиционного проживания и деятельности не свидетельствует о том, что представитель малочисленного народа утратил  данный статус или прервал связь со своим народом и культурой. 

Сложные климатические условия, уязвимость традиционного образа жизни и малочисленность этих народов требуют особой государственной политики, оберегающей культуру, образ жизни и среду их обитания. Необходимо соблюдать интересы населения, для которого охота не может рассматриваться исключительно как средство жизнеобеспечения и основа существования и должна также пониматься как гарантия сохранения самобытности и культуры. Право на охоту на особых условиях должно учитывать контекст вовлеченности лица в иные проявления традиционного образа жизни.

Законодателю надлежит уточнить основы реализации права на охоту в целях ведения традиционного образа жизни и осуществления хозяйственной деятельности представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Обязательным элементом должен быть механизм, позволяющий учесть мнение представителей общин.

КС РФ подчеркнул, что данное право на охоту может быть реализовано надлежащим образом лишь при бережном отношении к природным богатствам и к животным и при условии соблюдения правил охоты.

Дело А.Данилова подлежит пересмотру. 

Пресс-служба Конституционного Суда РФ

Конституционный контроль

Специфическим институтом обеспечения и охраны действия принципа верховенства конституции является конституционный контроль.

Судебный конституционный контроль означает специализированный механизм охраны конституции как нормативного правового акта высшей юридической силы.

Конституционный контроль есть специфическая функция компетентных государственных органов по обеспечению верховенства конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений.

Государственными органами, осуществляющими конституционный контроль, являются: глава государства, парламент, правительство; специализированные органы конституционного контроля в виде органов конституционного надзора (квазисудебные органы); судебные органы.

Конституционный контроль, осуществляемый главой государства, парламентом, правительством, другими государственными органами (исключая судебные) в процессе осществления основных функций либо наряду с другими функциями, в значительной степени испытывает влияние проводимой ими политики.

Этот вид конституционного контроля можно квалифицировать как общий (общеполитический) конституционный контроль.

Для его осуществления указанные государственные органы могут создавать специальные вспомогательные органы и учреждения (комитеты, советы, комиссии и т.п.) либо специализированные органы, подобные парламентскому институту омбудсменов (уполномоченных по правам человека, народных защитников).

Конституционный контроль как самостоятельное направление государственной деятельности начинался собственно с проверки законов, принимаемых парламентом.

Как свидетельствует мировая практика, число объектов конституционного контроля постепенно росло, и для каждого государства этот набор объектов индивидуален.

Объектами конституционного контроля, в том числе осуществляемого судебными органами, являются: законы, их различные разновидности: законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию; законы, принятые референдумом; конституционные, органические законы; обыкновенные законы; регламенты и иные акты, принятые законодательными (представительными) органами; нормативные правовые акты органов исполнительной власти; нормативные правовые акты органов местного самоуправления; внутригосударственные договоры (в федерациях и конфедерациях); акты судебных органов; акты и действия общественных объединений; индивидуальные правоприменительные акты и правоприменительная практика компетентных государственных органов и должностных лиц; международные договоры; действия должностных лиц в порядке их конституционной ответственности (обычно действия высших должностных лиц государства — Президента, членов правительства, судей высших судебных инстанций); организация и проведение, подтверждение итогов референдумов и выборов; создание и деятельность политических партий и других общественных объединений.

Две формы конституционного контроля (абстрактный и конкретный) содействуют правовой охране конституции и служат средством обеспечения ее высшей юридической силы, прямого действия, реализации основных прав и свобод личности и поддержания границ конституционных полномочий органов государственной власти.

Конституционный контроль — это «внутренний цензор» правовой системы, с помощью которого становятся возможными гармонизация различных отраслей права, их согласование с конституционными принципами в процессе реализации конституции.

Форма конкретного конституционного контроля предполагает существование конкретного дела, не обязательно судебного, в ходе которого возникает вопрос о конституционности применяемого правового акта.

В России форма такого контроля используется в двух случаях: когда граждане обращаются с жалобой в Конституционный Суд РФ на нарушение конституционных прав и свобод и когда суды обращаются с запросом о проверке конституционности закона.

Граждане и суды не могут обжаловать закон абстрактно, если они не столкнулись с его реализацией в ходе конкретного дела

Компетенция Конституционного Суда РФ

Таким образом, представленный орган является исключительным ведомством, полномочия которого имеют свою особенность. Чтобы наиболее полно разобраться в компетенции Конституционного Суда, необходимо отметить тот факт, что его возможности делятся на три большие группы. Данная классификация является условной и выведена доктринально. Тем не менее она помогает понять всю суть компетенции упомянутого в статье ведомства. Таким образом, на сегодняшний день существуют следующие группы полномочий:

  • связанные с решением специфических дел;
  • связанные с решение споров о компетенции;
  • иные полномочия.

Полномочия

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде России» Председатель Суда имеет следующие полномочия:

  • руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда России, созывает их и председательствует на них;
  • вносит в Конституционный Суд вопросы для рассмотрения на его заседаниях;
  • представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями и делает заявления от его имени в соответствии с полномочиями Конституционного Суда;
  • обеспечивает общее руководство для аппарата Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуру руководителя аппарата и руководителя Секретариата Конституционного Суда, Секретариат, размер и структуру аппарата.

Председатель Конституционного Суда также приносит присягу Президента России . Но это традиция, а не обязанность председателя суда. Конституция или другое федеральное законодательство не требует, чтобы присяга приносилась кем-либо в частности, а просто ее приносил президент.

Деловое свидание, встреча

Первоначально председатель Конституционного суда избирался судьями суда сроком на три года. Однако в 2009 году такие выборы были отменены, а председатель стал назначаться Советом Федерации . Также до 2020 года председателем суда может быть назначен только судья Конституционного суда. В 2020 году это требование было снято.

В настоящее время председатель Конституционного суда назначается Президентом России и назначается Советом Федерации сроком на шесть лет.

По истечении срока полномочий Председатель Конституционного Суда может быть повторно назначен на свою должность. Максимальное количество сроков, в течение которых председатель может занимать должность, не установлено.

На председателя Конституционного суда не распространяется ограничение, согласно которому лицо, достигшее 70-летнего возраста, не может быть судьей.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ«О Конституционном Суде Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г., 5 февраля 2007 г., 2 июня 2009 г., 3 ноября, 28 декабря 2010 г., 25 декабря 2012 г., 5 апреля 2013 г., 12 марта, 4 июня 2014 г., 8 июня, 14 декабря 2015 г., 28 декабря 2016 г., 29 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 24 июня 1994 года

Одобрен Советом Федерации 12 июля 1994 года

ГАРАНТ:

См. также Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

См. комментарий к настоящему Федеральному конституционному закону

Президент Российской Федерации

21 июля 1994 года

Федеральный конституционный закон определяет правовой статус Конституционного Суда РФ как судебного органа конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Закрепляются полномочия Конституционного Суда РФ, его структура и порядок организации деятельности, а также правила производства в Конституционном Суде РФ.

Особое внимание уделено статусу судьи Конституционного Суда РФ. Регламентируется порядок назначения на должность судьи, порядок приостановления и прекращения его полномочий

В качестве организационных форм конституционного судопроизводства предусматриваются пленарные заседания и заседания палат Конституционного Суда.

Основанием к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального конституционного закона опубликован в «Российской газете» от 23 июля 1994 г. N 138-139, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г. N 13 ст. 1447

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу с 1 августа 2015 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции России от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ»

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона за исключением изменений части первой статьи 115 настоящего Федерального конституционного закона, вступающих в силу с даты начала осуществления Конституционным Судом РФ конституционного судопроизводства в г. Санкт-Петербурге (21 мая 2008 г.)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Список

 Обозначает действующих председателей

Председатель Владение Срок владения Альма-матер Ref.
1 LL.D. Валерий Зорькин (род. 1943) 29 октября 1991 г. — 6 октября 1993 г. 1 год, 342 дня Московский Государственный Университет
LL.D. Николай Витрук (1937–2012) 6 октября 1993 г. — 13 февраля 1995 г. 1 год, 130 дней Томский государственный университет
2 LL.D. Владимир Туманов (1926–2011) 13 февраля 1995 г. — 20 февраля 1997 г. 2 года, 7 дней Институт внешней торговли
3 LL.D. Марат Баглай (род.1931) 20 февраля 1997 г. — 21 февраля 2003 г. 6 лет, 10 дней Ростовский Государственный Университет
4 LL.D. Валерий Зорькин (род. 1943) 21 февраля 2003 г. — действующий президент 17 лет, 290 дней Московский Государственный Университет

Новость подробнее

21 июня 2021 года Конституционный Суд РФ опубликовал Постановление №29-П, принятое в соответствии со статьей 47.1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

21 июня 2021 года Конституционный Суд РФ уточнил механизм обжалования меры пресечения в виде залога. Дело о  проверке конституционности статей 106, 110 и частей второй и третьей статьи 3892 Уголовно-процессуального кодекса РФ рассматривалось  в связи с жалобой гражданина С.А.Филиппова. Постановление основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.

История вопроса
Предприниматель Сергей Филиппов был обвинен в совершении мошенничества в особо крупном размере и фальсификации доказательств. Ему инкриминируют приобретение обманным путём прав на два земельных участка стоимостью свыше 48 млн. руб. – скандальная история, начавшаяся более 10 лет назад, о якобы имевшем место хищении земли в Балашихе у известной компании «Продукты от Палыча».  В марте 2013 года в отношении С.Филиппова мера пресечения в виде заключения под стражу была заменена на залог в размере 15 млн. руб., а через месяц сумма снижена до 8 млн. руб. и внесена защитником заявителя. Неоднократные ходатайства об отмене или изменении залога оставлены без удовлетворения. Доводы о том, что в качестве залога были внесены заемные денежные средства и с апреля 2013 года выплачиваются проценты, размер которых превысил 15 млн

руб., не были приняты во внимание. С.Филиппов не согласен с тем, что мера пресечения в виде залога применяется без установления определенного срока ее действия и порядка ее продления, а также исключает на стадии рассмотрения уголовного дела по существу до вынесения итогового решения возможность обжалования в апелляционном порядке судебного решения, которым было отказано в удовлетворении ходатайства об изменении меры пресечения в виде залога (на более мягкую).

Позиция Суда
Лицо, права и законные интересы которого затронуты в ходе досудебного или судебного производства, в том числе залогодатель, вправе заявить ходатайство об отмене залога дознавателю, следователю либо в суд

Это ходатайство подлежит разрешению при отсутствии на момент его рассмотрения неисполненных обязательств (их нарушения) и удовлетворению, когда сохранение залога существенно затрагивает права залогодателя, а также ввиду существенного превышения ординарных сроков расследования или судебного разбирательства. При отмене залога возможно избрание другой меры пресечения, в рамках применения которой могут быть достигнуты ее цели. 
Исключение возможности обжалования постановления об отказе в удовлетворении ходатайства об отмене или изменении меры пресечения в виде залога ограничивало бы право на судебную защиту. Что применимо и к незамедлительному обжалованию промежуточного судебного решения, т.к. иное приводило бы к нарушению принципа юридического равенства. Однако оспариваемые нормы во взаимосвязи допускают обжалование судебных решений, связанных с продлением срока залога, лишь одновременно с обжалованием итогового судебного решения, исключая возможность их незамедлительного обжалования. В апелляционном порядке допускается незамедлительное обжалование решения суда об обращении залога в доход государства, но не промежуточных судебных решений об отказе в возвращении залога, отмены залога или изменении этой меры пресечения.
Невозможность обжалования в апелляционном порядке такого судебного решения, принятого в ходе рассмотрения уголовного дела до вынесения итогового решения, не соответствует Конституции РФ. Законодателю надлежит внести соответствующие изменения. Дело С. Филиппова подлежит пересмотру. 

Пресс-служба Конституционного Суда РФ

Права Конституционного Суда в сфере решения специфических дел

Ключевым моментом деятельности описанного в статье органа является тот факт, что он является субъектом конституционного производства. В соответствии с данными законом полномочиями, ведомство разрешает дела, в которых ставится вопрос о соответствии положениям основного закона России:

  • высших по своей юридической силе официальных актов;
  • НПА субъектов России;
  • заключенных между РФ и её субъектами договоров;
  • не вступивших в юридическую силу на территории России международных договоров.

Таким образом, представленный орган может признать любой нормативный акт таким, который не отвечает положениям основного закона нашей державы. Это влечет его отмену и потерю всякой юридической силы. Постановление Конституционного Суда в подобных вопросах является окончательным.