Принципы правосудия конституции рф

Оглавление

Другой комментарий к Ст. 5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

В комментируемой статье закреплен принцип осуществления правосудия только судом (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, ст. ст. 1, 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» <1>) и его специфическое выражение применительно к судам общей юрисдикции.
———————————
<1> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

Дела, подведомственные судам общей юрисдикции в соответствии с ГПК РФ и иными федеральными законами, могут рассматриваться только по правилам гражданского судопроизводства, установленным в ГПК. Никакие другие суды и другие органы государственной власти не вправе вмешиваться в компетенцию судов общей юрисдикции.

Принцип осуществления правосудия только судом вытекает из статьи 10 Конституции РФ, в соответствии с которой государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом каждый из органов государственной власти осуществляет свои собственные полномочия, среди которых деятельность по осуществлению правосудия отнесена к компетенции только органов судебной власти.

Комментарий к статье 5 ГПК РФ

1. В комментируемой статье речь идет о принципе осуществления правосудия только судом (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, ст. ст. 1, 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации») и его специфическом выражении применительно к судам общей юрисдикции. Дела, подведомственные судам общей юрисдикции в соответствии с ГПК и иными федеральными законами, могут рассматриваться только в соответствии с правилами гражданского судопроизводства, установленными в ГПК. Никакие другие суды и другие органы государственной власти не вправе вмешиваться в компетенцию судов общей юрисдикции.

Принцип осуществления правосудия только судом вытекает из ст. 10 Конституции РФ, в соответствии с которой государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом каждый из органов государственной власти осуществляет свои собственные полномочия, среди которых деятельность по осуществлению правосудия отнесена к компетенции только органов судебной власти. Так, налоговые органы не вправе требовать в судах гражданские дела для проверки правильности взимания судами государственной пошлины, поскольку органы исполнительной власти, к которым относится налоговая служба, не вправе контролировать деятельность судов по осуществлению правосудия и проводить в них проверки. Проверить правильность взыскания государственной пошлины возможно только путем изучения гражданских дел и оценки законности вынесенных по ним судебных постановлений. Между тем законность судебных постановлений, в том числе и по вопросам взыскания государственной пошлины, может проверить только вышестоящий суд в порядке, установленном гл. 39 — 41 ГПК. Предоставление налоговым органам права проверки деятельности судов, даже по вопросам взыскания государственной пошлины, противоречило бы конституционному принципу независимости суда, установленному ст. 120 Конституции РФ (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2004 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 6 октября 2004 г.).

В то же время органы судебной власти не вправе выполнять полномочия, которые возложены на другие органы государственной власти. Например, в силу принципа разделения властей суд не может обязать законодательный орган субъекта РФ изменить, дополнить, принять или привести какой-либо закон в соответствие с другим нормативным актом, имеющим большую юридическую силу <1>.

———————————
<1> См.: БВС РФ. 2002. N 1. С. 12; N 8. С. 19 — 20.

2. Возникает вопрос о последствиях принятия решения другим органом судебной власти, например арбитражным судом, по делу, по которому имеется так называемый позитивный конфликт подведомственности, когда несколько судов претендуют одновременно на рассмотрение одного и того же спора. Такие ситуации возможны, поскольку принятием новых ГПК и АПК не удалось достичь юридически чистого разграничения предметов ведения между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, например по спорам в сфере исполнительного производства (см. комментарий к разд. VII ГПК). В этом случае, на наш взгляд, до отмены в установленном порядке решения суда, вступившего в законную силу, вынесенного в условиях конфликта подведомственности, в силу правила о его обязательности никто не вправе подвергать сомнению его юридическую силу.

3. Не нарушает принцип осуществления правосудия только судом обращение сторон за разрешением спора по их соглашению к третейскому суду, а также обращение к нотариусу для урегулирования возникших между ними разногласий путем заключения нотариально удостоверенного договора, например о разделе имущества между супругами.

Гласность, состязательность и равноправие сторон

Определение 4

Гласность судебного разбирательства – это форма контроля за деятельностью судов со стороны общественности.

Дела рассматриваются при свободном присутствии всех желающих, исключение составляют дела особой категории. Кроме того открытость судов играет профилактическую, воспитательную роль. Каждый суд стремиться продемонстрировать объективность и беспристрастность, строгое следование процедурам, равное и уважительное отношение ко всем участникам процесса.

Стороны в судебном заседании наделены равными правами для отстаивания перед судом своей позиции.

Замечание 4

Принцип состязательности реализуется при помощи правил, которые способствуют установлению истины.

Суд не инициирует производство, он разрешает поставленные субъектами вопросы.

Перед судом все равны. Дела рассматриваются в одинаковом процессуальном порядке, для сторон не создается преимуществ или ограничений.

В качестве одной из сторон может выступать прокурор, его правозащитная функция заключается в том, что он может возбуждать дела в защиту других лиц. Это делается тогда, когда гражданин не в состоянии себя защитить, то есть выравнивается правовой статус, обретаются равные права на защиту в суде.

Замечание 5

Принцип равенства обеспечивает одинаковые права для свидетелей, переводчиков, экспертов.

Принцип государственного языка судопроизводства

7. Принцип государственного языка
судопроизводства.
Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном
Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, других арбитражных
судах, военных судах ведутся на русском языке. Судопроизводство и
делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись
также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

Судопроизводство и делопроизводство у мировых
судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке
либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком
судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном
языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться
услугами переводчика.

Независимость

Судьи и судебные заседатели должны иметь такие условия, при которых возможно принимать ответственные решения, не испытывая давления извне. Закон запрещает вмешиваться в деятельность правосудия со стороны любых органов и должностных лиц. Судьи обладают неприкосновенностью, имеют материальное обеспечение из федерального бюджета.

Независимость судей обладает внешними и внутренними признаками. К внешним признакам можно отнести то, что судьи не представляют интересы государственных сил или социальных структур. Судья не может находиться на гос. должности, иметь принадлежность к политическим партиям и движениям. Судья должен отстаивать свою личную позицию, сформировавшуюся на основании тщательного независимого рассмотрения всех обстоятельств дела. Судья не может руководствоваться указаниями, запрашивать их, а при получении должен их отвергнуть. Условия, которые созданы для судей, исключают возможность воздействия со стороны. Все судьи имеют равные права, они могут выражать свое мнение, высказываться в ходе совещания судей, существует порядок голосования и тайна совещания судей.

К внутренним признакам можно отнести субъективную независимую позицию судьи, которая должна быть исключительно правовой и основываться на законе.

Неприкосновенность

Судья не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме тех случаев, когда человек был обнаружен непосредственно на месте преступления. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено по решению Председателя Следственного комитета при Прокуратуре РФ с согласия Квалификационной коллегии судей субъекта.

При вынесении решения судья должен иметь гарантии, что не последуют меры агрессивного характера в отношении него или членов его семьи.

Замечание 3

Судейская неприкосновенность – не личная привилегия гражданина, занимающего должность судьи, а средство защиты публичных интересов правосудия.

Если в профессиональной деятельности судьи обнаружены недостатки, судья несет ответственность. ФЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии» определяет назначение единого органа дисциплинарного характера. Судебный орган уполномочен рассматривать дела, связанные с жалобами на решения ВКК и ККС субъектов об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. Дисциплинарное присутствие выносит окончательное решение, которое не обжалуется.

ДСП формируется на конкурсной основе тайным голосованием на Пленумах Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ из трех судей Верховного Суда и трех судей Высшего Арбитражного Суда

Требования для работы в Дисциплинарном присутствии очень высоки. Членом ДСП может стать судья в возрасте 40-65 лет, он должен работать в Верховном или в Высшем Арбитражном суде не менее 5 лет. Два раза подряд членом ДСП судья быть избран не может.

Состязательность и равноправие сторон

     5. Состязательность и равноправие сторон.
Статья 123 Конституции РФ устанавливает, что судопроизводство осуществляется на
основе состязательности и равноправия сторон. Все равны перед законом и судьей
независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и
должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме того,
устанавливается, что заочное разбирательство уголовных дел в судах не
допускается, за исключением случаев, не препятствующих установлению истины по
делу (например, когда подсудимый находится вне пределов России и уклоняется от
явки в суд).

Классификация принципов гражданского процессуального права

Под классификацией принципов понимается деление их состава на отдельные группы по какому-либо признаку, называемому основанием классификации принципов гражданского процесса. В силу органической связи между принципами более важным представляется их сущность — то главное, что имеется в содержании принципа и его влиянии на судопроизводство, а не в их рубрикации.

Традиционно принципы гражданского процессуального права классифицируют по различным основаниям. Часть принципов закреплена в Конституции РФ. Отдельные принципы имеют значение только для отдельных отраслей права и называются в связи с этим отраслевыми принципами. Другие имеют значение для нескольких отраслей права — это межотраслевые принципы; они фиксируются нормами различных отраслей права. Содержание их может быть изложено и в Основном законе РФ — Конституции РФ.

Виды принципов гражданского процессуального права:

  1. по источнику закрепления:

    • закрепленные в Конституции РФ (равенства всех перед законом и судом, осуществления правосудия только судом, независимости судей и т.д.);
    • закрепленные в законодательстве о судопроизводстве и судоустройстве (законности, диспозитивности, устности, непосредственности и т.д.);
  2. по сфере действия:

    • общеправовые;
    • межотраслевые;
    • отраслевые;
    • принципы отдельных правовых институтов;
  3. по объекту правового регулирования (воздействия):

    • организационные (или организационно-функциональные);
    • функциональные.

Классификация по сфере действия (по значению для отдельной отрасли права)

Общеправовые принципы

На сегодняшний день единого мнения относительно перечня общеправовых принципов в современной юридической науке не существует. Большинство ученых выделяют следующие общеправовые принципы:

  • верховенства права,
  • справедливости,
  • законности,
  • взаимной ответственности государства и гражданина,
  • широкой доступности правовой информации,
  • недопустимости произвольного ограничения прав и свобод,
  • уважения прав и свобод человека и гражданина,
  • правосудия,
  • демократизма.

Межотраслевые принципы характерны для нескольких отраслей права, преимущественно смежных, весьма близко соприкасающихся между собой (конституционное и административное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и др.).

На межотраслевые принципы полностью налагаются и общеправовые принципы. В каждой отдельной отрасли права или же в группе отраслей они приобретают свою специфику.

К межотраслевым принципам права относятся:

  • осуществление правосудия только судом;
  • национальный язык судопроизводства;
  • независимость судей и подчинение их только закону и др.

Отраслевые — принципы, сформулированные и закрепленные в нормах отраслевого закона (например, принцип публичности — УПК).

Замечание: В настоящее время в силу наличия общности основных подходов, правил отправления правосудия в целом, взаимопроникновения различных институтов и норм в смежные сферы порой сложно выделить такие принципы, которые были бы строго специфичны для одной отрасли права. В то же время наполнение, реализация того или иного процессуального принципа в той или иной процессуальной отрасли либо отдельном институте могут иметь существенные отличия друг от друга.

Классификация принципов гражданского процесса по объекту правового регулирования

  1. принципы организационно-функциональные, т.е. определяющие устройство судов и процесс одновременно:

    • Принцип осуществления правосудия только судом
    • Принцип назначаемости судей на должность
    • Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении гражданских дел
    • Принцип независимости судей
    • Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом
    • Принцип государственного языка
    • Принцип гласности
  2. принципы функциональные, определяющие только процессуальную деятельность суда и других участников гражданского процесса:

    • Принцип законности
    • Принцип диспозитивности
    • Принцип состязательности и равноправия сторон
    • Принцип сочетания устности и письменности
    • Принцип непосредственности
    • Принцип непрерывности

Эти две группы принципов находятся во взаимной связи, причем нередко один и тот же принцип выступает и как организационно-функциональный, и как функциональный. Деление принципов на две группы до некоторой степени условно.

Литература

  1. Аболонин Г.О. Гражданское процессуальное право США. М.: Волтерс Клувер, 2010.
  2. Арапов Н.Т. Проблемы теории и практики правосудия по гражданским делам. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1984.
  3. Арбитражный процесс в СССР. Понятие, основные принципы / Отв. ред. А.А. Мельников. М.: Наука, 1985.
  4. Беляев И.Д. Лекцiи по исторiи русскаго законодательства. М.: Типо-Лит. С.А. Петровского и Н.П. Панина, 1879.
  5. Великая реформа: К 150-летию Судебных уставов: В 2-х т. / Под ред. Е.А. Борисовой. М.: Юстицинформ, 2014. Т. 1: Устав гражданского судопроизводства.
  6. Давтян А.Г. Гражданское процессуальное право Германии: основные институты: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2002.
  7. Декреты советской власти. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1957.
  8. Кудрявцев В.Н., Трусов А.И. Политическая юстиция в СССР. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002.
  9. Кудрявцева Е.В. Гражданское судопроизводство Англии. М.: Изд. дом «Городец», 2008.
  10. Курс Цивiльного процесу. Пiдручник / За ред. проф. В.В. Комарова. Харкiв: Право, 2011.
  11. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М.: Изд-во полит. лит., 1969. Т. 33.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография «Правосудие в современном мире» (под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой) включена в информационный банк согласно публикации — Норма, Инфра-М, 2012.

  1. Правосудие в современном мире: Монография / Под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. М.: НОРМА; Инфра-М, 2013.
  2. Пучинский В.К. Принципы буржуазного гражданского процессуального права. М.: Изд-во УДН, 1988.
  3. Смыкалин А.С. История судебной системы России: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2013.
  4. Советский гражданский процесс: Учебник / Под ред. А.А. Добровольского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
  5. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М.: Наука, 1968.
  6. Судебные уставы 20 ноября 1864 г. за пятьдесят лет. Петроград: Сенат. тип., 1914. Т. 1.
  7. Судебные уставы 20 ноября 1864 года, с изложением рассуждений, на коих они основаны, изданные Государственной канцелярией. 2-е изд., доп. СПб., 1867. Ч. 1.
  8. Тихиня В.Г. Гражданский процесс: Учебник. 2-е изд., перераб. Минск: ТетраСистемс, 2013.
  9. Филиппов М.А. Судебная реформа в России. СПб., 1871. Т. 1: Судоустройство. Ч. 1.
  10. Шерстюк В.М. Производство в арбитражном суде первой инстанции: Учебное пособие. М.: Проспект, 2014.
  11. Шерстюк В.М. Развитие принципа осуществления правосудия только арбитражным судом // Хозяйство и право. 2004. N 2.
  12. Щеглов В.Н. Гражданское процессуальное правоотношение. М.: Юридическая литература, 1966.
  13. Эндрюс Н. Система гражданского процесса Англии: судеб. разбирательство, медиация и арбитраж / Под ред. Р.М. Ходыкина. М.: Инфотропик Медиа, 2012.

Принципы правосудия

Правосудие осуществляется, сообразуясь с определенными принципами. Иногда их называют конституционными принципами правосудия, иногда – правовыми.

Принципы правосудия – это мировоззренческие идеи высокой степени общности, определяющие должное и сущее в построении и деятельности органов правосудия.

Принципы правосудия обладают рядом признаков.

1.  Принципы – это мировоззренческие идеи

Идеи, с одной стороны, носят объективный характер, диктуются объективными законами развития природы и общества; с другой – на их понимание, формулирование и законодательную интерпретацию огромное внимание оказывает общество. В этой связи можно говорить о национальном характере правосудия

Идея претерпевает внешние изменения (свое проявление в материальном мире) в большей степени под влиянием мировоззрения.

2.  Принципы – это идеи относительно должного и сущего. В основе принципа правосудия должен лежать идеальный вариант структуры или действия, составляющего правосудие, иными словами, – схема того, как оно должно быть устроено. Этой схемой должны руководствоваться и законодатель при написании закона, и практик (судья). Одновременно принцип должен нести в себе информацию о существе правосудия. Таким образом, должное и сущее в принципе тесно переплетаются.

3.  Принципы характеризуют организацию и деятельность судов. В принцип заложена схема как идеального, так и реального (живого) процесса реализации судебной власти.

4.  Принципы правосудия должны проявляться и закрепляться в праве. Только через закон принцип может материализоваться в форме конкретной деятельности по осуществлению правосудия. Таким образом, закрепление принципа в законе обязательно. Однако форма этого закрепления (проявления) может быть различна. Известны следующие формы проявления принципов в праве:

  • закон может только называть принцип. В качестве примера можно привести принцип законности. Название этого принципа весьма популярно в законодательных актах, содержание же не раскрывается;
  • закон может раскрывать содержание принципа, но умалчивать его название. В качестве примера можно назвать закрепленный Конституцией принцип презумпции невиновности (ст. 49);
  • в нормах права может жить дух принципа (принципов). На сегодняшний день российские законы пронизаны духом принципа защиты законных интересов личности.

Принципы правосудия находят закрепление в различных законодательных актах: Конституции, Законе о судебной системе, процессуальных кодексах. Подчеркнем, что в подзаконных нормативных актах принципы не закрепляются, поскольку указанные акты не обладают для этого должной юридической силой.

Комментарий к статье 12 ГПК РФ

1. В комментируемой статье отражены положения трех принципов: состязательности, равноправия сторон и судейского руководства. Если первые два являются так называемыми конституционными нормами-принципами (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), то содержание последнего выводится из содержания целого ряда норм гражданского процессуального права. Значимость данных, как и других принципов, проявляется в их учете в процессе правоприменения <1>.

———————————
<1> См., например: БВС РФ. 2000. N 1. С. 14, 16; 2005. N 4. С. 27.

2. Принцип состязательности представляет собой правило, по которому заинтересованные в исходе дела лица вправе отстаивать свою правоту в споре путем представления доказательств, участия в исследовании доказательств, представленных другими лицами, путем высказывания своего мнения по всем вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании.

Сущность данного принципа состоит в том, что стороны состязаются перед судом, убеждая его при помощи различных доказательств в своей правоте в споре. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу с суда обязанности по сбору доказательств. Состязательное начало процесса отражает действующую его модель, определяет собой мотивацию поведения сторон в суде и заключается в следующем:

1) действия суда зависят от требований истца и возражений ответчика, и суд разрешает дело в объеме заявленных сторонами требований;

2) состязательный порядок вытекает из существа гражданских прав, составляющих частную сферу лица, а поэтому состоящих в его свободном распоряжении;

3) установлена возможность свободного использования средств доказывания;

4) предусмотрена возможность участвовать в рассмотрении дела лично либо через представителя;

5) каждая сторона доказывает факты, лежащие в обосновании ее требований и возражений.

3. Согласно принципу процессуального равноправия сторон законом обеспечивается равенство возможностей для заинтересованных лиц при обращении в суд, а также при использовании процессуальных средств защиты своих интересов в суде. Этот принцип вытекает (помимо Конституции РФ) из содержания целого ряда норм гражданского процессуального права (например, ст. ст. 35, 38 ГПК).

Содержание данного принципа заключается в установлении:

1) равенства сторон при обращении в суд: истец подает иск, а ответчик вправе предъявить встречный иск, истец возбуждает дело, но копия искового заявления предоставляется ответчику, и т.д. <1>;

———————————
<1> См., например: БВС РФ. 2001. N 7. С. 13.

2) равенства возможностей защиты прав в суде: истец может отказаться от иска, а ответчик от встречного иска. Ответчик может признать иск, стороны могут заключить мировое соглашение, договор об изменении подведомственности, подсудности. Стороны также имеют равные права по кассационному обжалованию, постановке вопроса о пересмотре дела в порядке надзора, по заявлению ходатайств перед судом;

3) равных возможностей участия сторон в доказательственной деятельности.

В настоящее время существенное значение имеет обеспечение не только юридического, но и фактического равенства сторон. Практика показывает, что переход к полностью состязательному процессу — конечная цель, которую невозможно обеспечить простым провозглашением.

4. В ч. 2 комментируемой статьи отражен принцип судейского руководства, охватывающий собой основные функциональные обязанности суда в гражданском процессе. Данный принцип представляет собой правило, в соответствии с которым суд обеспечивает руководство ходом судебного заседания, соблюдение порядка, содействует сторонам в осуществлении их прав и исполнении обязанностей.

Принцип судейского руководства включает в себя следующие полномочия: 1) суд руководит ходом процесса, следит за соблюдением гражданского процессуального регламента; 2) суд обеспечивает порядок в судебном заседании, выполнение обязанностей перед судом; 3) суд содействует сторонам в истребовании доказательств, которые они не могут получить самостоятельно, указывает на неисследованность фактических обстоятельств, обосновываемых ими, и предлагает предоставить в их обоснование доказательства; 4) суд разъясняет сторонам и другим участникам процесса их процессуальные права и обязанности, предупреждает о последствиях их ненадлежащего осуществления, а также отказа от их совершения.

Понятие правосудия

Статья 4 Закона о судоустройстве называет правосудием два вида деятельности: 1) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел; 2) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных».

Вместе с тем понятие правосудия не исчерпывается деятельностью по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел. С момента принятия указанного выше Закона судебная система серьезно изменилась. Наряду с судами общей юрисдикции были созданы арбитражные и конституционные (уставные) суды, деятельность которых также связана с осуществлением правосудия. Статья 4 Закона об арбитражных судах, в частности, говорит о том, что арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции соответствующими законами.

Рассмотрение судами дел об административных правонарушениях также можно отнести к правосудию. Для этого есть не только теоретические и эмпирические, но и нормативные основания. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 1) говорит о том, что рассмотрение мировыми судьями административных дел является правосудием.

Остается открытым вопрос о том, является ли правосудием деятельность конституционных судов. Исходя из того что правосудием следует называть лишь деятельность, которая так поименована законом, можно сделать вывод, что деятельность Конституционного Суда РФ понятием правосудия не охватывается.

Итак, прежде чем сформулировать определение правосудия, следует выделить его признаки.

Первый признак правосудия вытекает из Конституции (ст. 118): правосудие осуществляется только судом. Иными словами, это особый вид государственной деятельности, которая составляет компетенцию специального правоохранительного органа – суда.

Второй признак – реализация правосудия в строго определенной процессуальной форме, установленной законом (УПК, АПК, ГПК).

Теперь можно сформулировать определение правосудия.

Правосудие – это деятельность специальных государственных органов – судов – по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении требований закона.

Вместе с тем термин «правосудие» содержит не только формальные характеристики. Понятие правосудия у граждан ассоциируется с такими категориями, как справедливость, объективность, обоснованность. Поэтому приведенное определение правосудия можно уточнить следующим образом: правосудие – это деятельность судов по обоснованному и справедливому рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, арбитражных и административных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении Конституции и законов РФ.

Для того чтобы глубже понять смысл правосудия, необходимо обратить внимание на принципы правосудия