Статья 28.4 коап рф. возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором

Кто такой прокурор?

Прокуратура имеет иерархичную структуру, которая возглавляется генеральным прокурором Российской Федерации.

Само понятие прокурор означает управлять, ведать чем-либо, заботиться.
Наряду с полномочиями, законодательством предусмотрены и некоторые ограничения, касающиеся прокуроров.

Так, например, они не имеют права быть членами органов государственной власти, в том числе и выборных. Также, они не могут быть членами общественных объединений, которые занимаются политической деятельностью.

Каковы полномочия?

Процесс административного производства включает этапы:

  • Возбуждение.
  • Составление протокола.
  • Расследование.
  • Рассмотрение.
  • Обжалование.
  • Исполнение.

Возбуждение и исполнение являются обязательными этапами. Обычно, остальные этапы присутствуют в процедуре производства, но существует два случая, когда после возбуждения дела сразу идет исполнение — это вынесение предупреждения, или штрафа.

На каждом из приведенных этапов прокурор имеет полномочия, позволяющие осуществлять свои задачи.
Являясь защитником прав и свобод, прокурор получает множество жалоб и обращений, которые сообщают о случаях, приведших к нарушению законодательства.

Прокурор рассматривает их, проводит с пострадавшими разъяснительную работу о процедуре их защиты. Далее осуществляется проверка достоверности изложенных фактов, и принимаются меры, которые направлены на недопущение преступлений в отношении прав и свобод гражданина. Нарушившие закон лица несут предусмотренную законом ответственность, или возмещают причиненный ущерб.

Другой комментарий к Ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. При осуществлении возложенных на прокуратуру функций по надзору за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения закона, прокурор согласно ст.22, 25 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» вправе возбудить любое дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта РФ, статьей установлены случаи, когда дела об административных правонарушениях, возбуждаются прокурором.

2. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором в предусмотренные сроки выносится мотивированное постановление. Право вынесения указанного постановления дано только прокурору и его заместителю. При вынесении мотивированного постановления о возбуждении дела об административном правонарушении прокурор должен выяснить: образует ли действие (бездействие) характер административного правонарушения; какое конкретное предписание закона нарушено; установлено ли лицо, совершившее административное правонарушение; истек ли срок привлечения к административной ответственности; какой орган или должностное лицо вправе привлечь виновного к административной ответственности.

3. Если производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора, то протокол в этом случае не составляется.

Комментарий к Ст. 25.12 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в деле может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель. При этом к участию в производстве по делу в качестве защитника и представителя не допускаются: сотрудники государственных органов, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела; лица, ранее выступавшие в качестве иных участников производства по данному делу. Формулируя такой запрет, законодатель исходил из конституционного положения о том, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ). В связи с этим защитник и представитель не вправе принять поручение об оказании юридической помощи, если они каким-либо образом связаны с лицами, интересы которых противоречат интересам лица, обратившегося к ним за юридической помощью. Лицо не должно выступать защитником или представителем и в случае предыдущего участия в деле в ином качестве, так как у него может быть выработано предвзятое, одностороннее мнение по существу дела.

В частности, адвокатам запрещено принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях если он участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного дела, либо оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам обратившегося к нему лица.

2. По смыслу комментируемой статьи к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника не должны допускаться лица, состоящие в родственных отношениях с потерпевшим, его законным представителем, представителем, специалистом, экспертом, переводчиком, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. В качестве представителя не должны допускаться родственники лица, привлекаемого к административной ответственности (его законного представителя, защитника, специалиста, эксперта, переводчика, прокурора, судьи, члена коллегиального органа или должностного лица, в производстве которых находится данное дело). Например, адвокат не вправе принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если он состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица.

3. Согласно ст. ст. 25.8, 25.9 и 25.10 КоАП РФ для участия в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика могут быть привлечены только не заинтересованные в исходе дела лица. В связи с этим комментируемой статьей определено, что к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика не допускаются лица, состоящие в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, а равно если имеются основания считать их лично, прямо или косвенно заинтересованными в исходе данного дела. Участвовать в производстве по делу в качестве специалиста, эксперта и переводчика не могут также лица, если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.

4. Законодатель не указывает в комментируемой статье, что следует понимать под родственными отношениями. В ст. 25.6 КоАП РФ определяются близкие родственники: родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки. Хотя данный перечень для положений комментируемой статьи, безусловно, не является исчерпывающим, видимо, нет нужды в его чрезмерном расширении. Дело в том, что в любой ситуации никакое лицо не может быть допущено к участию в производстве по делу, если имеются основания считать его прямо или косвенно заинтересованным в исходе данного дела.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)

8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

Комментарий к ст. 28.7 КоАП РФ

1. Административное расследование проводится после выявления административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.3 (нарушение законодательства о рекламе), 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52 (нарушение законодательства о выборах и референдумах), ст. 15.27 (нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма), ст. 14.6, 14.9, ч. 2 ст. 19.5, ст. 19.8 (административные правонарушения в области антимонопольного законодательства), 15.3 — 15.13 (административные правонарушения в области налогов и сборов), 15.25 (административные правонарушения в области валютного законодательства), 14.4, 14.5, 14.7, 14.8, 14.15 (административные правонарушения в области законодательства о защите прав потребителей), 16.1 — 16.22 (административные правонарушения в области таможенного дела), 8.1 — 8.23 (административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды), 14.16 — 14.19, 15.13 (административные правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), 12.1 — 12.37 (административные правонарушения в области дорожного движения), 11.1 — 11.29 (административные правонарушения на транспорте), 8.32, 11.16, 20.4 (административные правонарушения в области пожарной безопасности) КоАП.

Административное расследование в указанных случаях может производиться при проведении предусмотренных КоАП процессуальных действий, требующих значительных временных затрат: экспертизы (см. комментарии к ст. 26.4, 26.5), сбора и фиксации вещественных доказательств (см. комментарий к ст. 26.6), истребования сведений и оценки доказательств (см. комментарии соответственно к ст. 26.10, 26.11), а также в указанных случаях при выяснении обстоятельств по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 26.1).

2. При необходимости проведения административного расследования должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении; указанное дело считается возбужденным с момента вынесения определения (см. п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП).

Применительно к ч. 2 комментируемой статьи о должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 2, 3 ст. 28.3, см. п. 2 комментария к указанной статье.

3. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором см. комментарий к ст. 28.4. По смыслу ч. 1 ст. 28.4 КоАП прокурор вправе возбудить дело об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.35 (незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию), 12.36 (воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств) и 15.10 (неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда) КоАП. По факту выявления других административных правонарушений, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, прокурор вправе возбудить дело при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенном прокурором немедленно после выявления факта совершения указанного правонарушения, должно быть указано о проведении административного расследования.

4. Под местом совершения административного правонарушения по смыслу ч. 4 комментируемой статьи подразумевается место выявления факта его совершения, наличие состава административного правонарушения (в том числе и вина лица) должно быть подтверждено или опровергнуто при осуществлении административного расследования и последующих, предусмотренных КоАП, процессуальных действий по делу.

5. По окончании административного расследования должен быть составлен протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. В соответствии со ст. 28.9 КоАП указанное постановление выносится должностным лицом, в производстве которого находится дело, до передачи дела на рассмотрение, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП.

Участие в рассмотрении дела

Поступившие обращения о нарушении законодательства рассматриваются должностными лицами.

Далее прокурор принимает решение:

  • О возбуждении административного дела.
  • Об отказе в возбуждении дела.
  • О направлении материалов дела в государственные органы для проведения расследования и принятия решения по его итогам. Направление материалов может быть осуществлено как после вынесения постановления о возбуждении дела, так и без вынесения постановления.

Вынесение постановления должно быть немедленным, как только выявлен факт административного проступка. Если есть необходимость, выясняются дополнительные обстоятельства, информация о физических и юридических лицах, в отношении которых возбуждается дело, то в таком случае на подготовку постановления выделяется двое суток с того момента, когда было выявлено правонарушение.

Согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно включать информацию, указанную в статье 28.2 КоАП:

  1. число, месяц, год и место вынесения;
  2. должность, классный чин, фамилия и инициалы прокурора, вынесшего постановление;
  3. данные о субъекте о правонарушения;
  4. данные об объекте правонарушения — ФИО, адрес. Если имеются свидетели, то указывается их адрес места жительства;
  5. место, время, в которое было совершено правонарушение, а также действия, относящиеся к правонарушению;
  6. статья законодательства, которой предусмотрена ответственность;
  7. пояснения субъекта правонарушения. Если субъектом является юридическое лицо, пояснения дает его законный представитель;
  8. допустимо внесение и других данных, необходимых для рассмотрения дела.

Если хотя бы одно из этих требований не выполнено, и данные в документе отсутствуют, это может быть основанием для обжалования постановления.

Расследование является необязательным этапом и назначается в случае необходимости. В процессе расследования собираются дополнительные материалы, назначаются и проводятся экспертизы.

Максимальный срок для этого этапа — один месяц. В процессе расследования прокурор запрашивает для изучения необходимые сведения, для получения объективной картины правонарушения. Также он вправе ходатайствовать, предоставлять доказательства, заключения и выводы.

Рассмотрение включает в себя подготовку, следствие и вынесение постановления о наложения административного взыскания. Во время подготовки назначается дата, время и место заседания, на котором будет рассмотрено дело. Чаще всего рассмотрение дел привязывается к месту нарушения законодательства.

Комментарий к Статье 28.4 КоАП РФ

1. В настоящей статье предусмотрен перечень дел об административных правонарушениях, которые возбуждаются прокурором. Согласно Федеральному закону «О прокуратуре РФ» прокурор вправе возбудить любое дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП или законом субъекта РФ.

2. В установленные сроки о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится мотивированное постановление. При вынесении данного постановления прокурор должен выяснить: образует ли действие характер административного правонарушения, какое предписание закона нарушено, истек ли срок привлечения к административной ответственности, установлено ли лицо, совершившее административное правонарушение, и т.д.

Если производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора, то протокол не составляется.

Может ли прокуратура приносить протест на постановление?

Обжаловать или опротестовать административное постановление прокурор может независимо от участия в деле, на основании статьи 25.11 КоАБ РФ.

В статье 29.9 КоАБ РФ определено, что для осуществления протеста выносится постановление о назначении административного наказания, или постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении устанавливается статьей 30.2 КоАБ РФ. Указанный порядок применяется в случае принесения протеста прокурором.

Прокурор может направить протест в орган, принявший постановление, либо оспорить незаконное решение через суд.

На этапе исполнения прокурор осуществляет функцию контроля.

Участвуя в рассмотрении дела прокурор может:

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84
  • инициировать возбуждение производства;
  • запрашивать и знакомиться со сведениями, необходимыми в рамках рассмотрения дела;
  • выносить постановление, снимающее административное наказание с лиц, которые были незаконно задержаны по решению несудебных органов;
  • выносить протесты на правовые акты, принятые в рамках административного производства, в том случае, если они нарушают закон;
  • предоставлять доказательства;
  • предоставлять заключения и выводы;
  • заявлять ходатайства и принимать участие в процессе рассмотрения дела.

Комментарий к ст. 28.4 КоАП РФ

1. О процессуальных действиях, осуществляемых прокурором в соответствии с КоАП, см. комментарий к ст. 25.11.

2. Дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором без составления протокола об административном правонарушении. Дела об административных правонарушениях считаются возбужденными с момента вынесения прокурором соответствующего постановления. По смыслу ч. 2 данной статьи сведения, которые должны быть указаны в вынесенном прокурором постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, идентичны сведениям, указываемым в протоколе об административном правонарушении (см. п. 2 комментария к ст. 28.2).

3. Согласно п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 при возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать положения п. 2 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предоставляющие прокурору и его заместителю право возбуждать производство об административном правонарушении, а также положения ст. 28.4 и 28.8 КоАП, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела.

При этом следует иметь в виду, что в силу упомянутых норм такими правами и полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры.

В указанных случаях производство по делу о привлечении к административной ответственности возбуждается судом на основании заявления прокурора, отвечающего требованиям ст. 204 АПК. К заявлению должно быть приложено постановление прокурора (вместо протокола об административном правонарушении), вынесенное в соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП, а также иные документы, предусмотренные ч. 2 ст. 204 АПК.

При рассмотрении этих дел судам необходимо исходить из того, что в данном случае в арбитражном процессе прокурор пользуется правами и несет обязанности органа, которые предусмотрены гл. 25 и иными нормами АПК.

О корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1.

Судебная практика по статье 28.4 КоАП РФ:

Решение Верховного суда: Постановление N 305-АД16-12101 от 21.09.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Решение N АКПИ15-690 от 04.08.2015 Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
Решение Верховного суда: Постановление N 310-АД15-12578 от 15.12.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N АПЛ14-237 от 19.06.2014 Апелляционная коллегия, апелляция
Решение Верховного суда: Постановление N 301-АД16-1327 от 04.04.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 305-АД16-12105 от 21.09.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 305-АД17-9194 от 21.07.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 18-АД14-73 от 12.01.2014 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 19-АД16-6 от 04.07.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Определение N 306-АД16-9443 от 11.08.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Глава 28 — другие статьи

  • Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении
  • Статья 28.1.1. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения
  • Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении
  • Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
  • Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении
  • Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола
  • Статья 28.7. Административное расследование
  • Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении
  • Статья 28.9. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение

Глава 28 — другие статьи

  • Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении
  • Статья 28.1.1. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения
  • Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении
  • Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
  • Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении
  • Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола
  • Статья 28.7. Административное расследование
  • Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении
  • Статья 28.9. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение

Возбуждение административного дела

Поводом для возбуждения производства является обнаружение факта правонарушения или сообщение об этом.

Основанием для этого могут быть:

  1. результаты проверок прокурорского надзора
  2. поступившие в прокуратуру обращения

В последнем случае это могут быть материалы правоохранительных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, физических и юридических лиц.

Кроме того, поводом, для начала возбуждения производства могут быть сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные об административном правонарушении. (ч. 1 ст. 28.1 КоАП).

Предостерегая дальнейшее нарушение закона, прокурор требует привлечения к ответственности лиц, преступивших закон.