О форменном обмундировании прокурорских работников органов и организаций прокуратуры российской федерации (с изменениями на 18 июня 2020 года)

Оглавление

Форма военной прокуратуры в советский период

Упраздненная Временным правительством в 1917 году прокуратура после Октябрьской революции длительное время не воссоздавалась. На протяжении 5 лет, до мая 1922 года государство жило и его вооруженные силы жили, руководствуясь принципами «революционной законности» — самосудами и применением мер взыскания военными начальниками и комиссарами по своему усмотрению.

После окончания Гражданской войны использовать методы, допустимые в период вооруженного противостояния, стало недопустимым. Поэтому Совнарком принял решение о возрождении прокуратуры, в качестве надзорного органа, призванного повысить соблюдение законности в гражданском обществе и войсках.

На протяжении 21 года «гражданские прокуроры» не имели форменной одежды и довольствовались цивильным платьем. Военные прокуроры в этом отношении находились в более выгодном положении. Они носили форму того рода войск, за законностью в котором надзирали (так же, как во времена царского режима). Отличить прокурора от другого военнослужащего можно было по эмблеме на петлицах. Цвет петлиц указывал на род войск, количество знаков – на звание-должность, а эмблема в виде шита и двух перекрещенных мечей – на принадлежность к деятельности военной юстиции.

РИСУНОК

Знаки различия военных прокуроров с 1935 г.

В 1943 году в связи с реформой в войсках, связанной с введением новой формы одежды, военным прокурорам вместо петлиц было предписано носить на форме погоны. Военно-интендантское управление, по согласованию в Главной военной прокуратурой СССР, которое разрабатывало эскизы погон для Красной Армии, не стало мудрствовать. За образец были взяты погоны военных прокуроров образца 1904-1917 годов.

РИСУНОК

Погоны военных прокуроров с 1943 г.

Был сохранен серебряный фон погон, принцип расположения звезд в одну строчку, без расположение поперек погона. Но был изменен цвет просветов и канта с красного на зеленый. Это вызвало недовольство прокурорских работников, поскольку сближало их с работниками лесного министерства и железнодорожниками.

Военных прокуроров не затронули изменения, предпринятые в 1954 году по инициативе Н.С. Хрущева – ярого противника введения погон в армии в 1943 году. Он добился упразднения этих «буржуазных» с его точки зрения атрибутов формы у гражданских прокуроров, но не смог добиться упразднения их у военных прокуроров, которые по прежнему носили форму рода войск, в которых осуществляли свою деятельность. Серебряные погоны были заменены на погоны рода войск. Отличалась лишь эмблема на погоне и петлицах.

Высший начальствующих состав — государственные советники

Это высшее командное звено прокуратуры, соответствующее генералам в полиции. Государственные советники занимают должности либо в Генпрокуратуре РФ, либо в качестве прокуроров субъектов или их заместителей.

  • Государственный советник юстиции 3 класса — одна большая звезда на погоне без полос;
  • Государственный советник юстиции 2 класса — две звезды;
  • Государственный советник юстиции 1 класса — три звезды;
  • Действительный государственный советник юстиции — одна огромная звезда с гербом РФ.

Последний классный чин имеет только один человек — генеральный прокурор Российской Федерации. Сейчас этот пост занимает И. В. Краснов. Его заместители имеют чины государственных советников первого, второго и третьего класса.

Понятие и виды правовых средств прокурорского надзора

Понятие «правовые средства прокурорского надзора» включает в себя три основных элемента:

  1. полномочия прокурора;
  2. акты прокурорского реагирования;
  3. механизм реализации полномочий прокурора и вынесения актов прокурорского реагирования.

Таким образом, понятие «правовые средства прокурорского надзора» является комплексным и включает в себя три основных элемента: полномочия прокурора, акты прокурорского реагирования и механизм реализации полномочий и вынесения актов реагирования. Иногда в литературе вместо термина «правовые средства» используется понятие «формы прокурорского надзора». Принципиальной разницы между указанными категориями не существует.

Характерной особенностью правовых средств является то, что при их применении между прокуратурой и поднадзорными субъектами всегда возникают правовые отношения, в то время как применение неправовых средств такие отношения может и не вызвать.

Правовые средства могут быть классифицированы по различным основаниям, в частности по цели, характеру, форме и порядку применения.

По цели они делятся на средства, направленные на:

  1. выявление нарушений законов, причин, их порождающих, и условий, им способствующих (истребование актов и документов, требование о выделений специалистов);
  2. устранение нарушений законов и обстоятельств, им способствующих (принесение протестов на противоречащий закону акт; внесение представлений об устранении нарушений закона и т.п.);
  3. предупреждение нарушений закона (предостережение о недопустимости закона, санкционирование некоторых действий администрации исправительного учреждения, дача согласия на совершение определенных следственных и процессуальных действий дознавателем и т.п.).

По форме правовые средства делятся на предусмотренные законодательством:

  1. действия (предъявление и поддержание иска, разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод, проведение прокурорской проверки и т.п.);
  2. акты (протест, представление, предостережение и т.п.).

По характеру правовые средства можно разделить на:

  • обязывающие (требование о выделении специалиста, истребование документов, назначение проверки и т.п.);
  • приостанавливающие (приостановление действия актов администрации исправительного учреждения в случае противоречия действующему законодательству);
  • распорядительные (письменные указания и поручения органу дознания и т.п.).

По порядку применения они делятся на:

  • общие, характерные для всех отраслей прокурорского надзора (принесение протеста, внесение представления, проведение прокурорской проверки);
  • специальные, характерные для отдельных отраслей прокурорского надзора (объявление предостережения возможно только в надзоре за исполнением законов и законностью правовых актов).

Обзор документа

Прокурорские работники в случаях и порядке, определяемых решением Генерального прокурора Российской Федерации, могут получать взамен форменного обмундирования денежную компенсацию.

Приведены размеры компенсации, выплачиваемой прокурорским работникам, имеющим классные чины действительного государственного советника юстиции, государственных советников юстиции 1, 2 и 3 классов.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Постановление Правительства РФ от 4 октября 2018 г. № 1190 “О размерах денежной компенсации, выплачиваемой прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации взамен форменного обмундирования” (не вступило в силу)

11 октября 2018

В соответствии с пунктом 1 статьи 41.3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Прокурорские работники органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в случаях и порядке, определяемых решением Генерального прокурора Российской Федерации, имеют право на получение взамен форменного обмундирования, положенного по нормам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2016 г. N 855 «О форменном обмундировании прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации», денежной компенсации в размерах согласно и .

2. Реализация мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Генеральной прокуратуре Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на указанные цели.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д. Медведев

Приложение N 1к ПравительстваРоссийской Федерацииот 4 октября 2018 г. N 1190

 
 
Наименование предмета Размер компенсации, руб.
 
 
 
 
 
 
1. Папаха из каракуля серого цвета с кокардой 6630
2. Шапка меховая из каракуля серого цвета с кокардой 5100
3. Фуражка парадная белого цвета с околышем черного цвета и кантом темно-зеленого цвета с кокардой и шитьем 19940
4. Фуражка синего цвета с околышем черного цвета и кантами темно-зеленого цвета с кокардой и шитьем 19940
5. Шляпа фетровая синего цвета с кокардой и шитьем 6890
6. Куртка кожаная черного цвета с погонами с отстегивающимся воротником из каракуля серого цвета и съемной утепленной подкладкой 34420
7. Плащ темно-синего цвета с погонами 25950
8. Куртка на молнии из шерстяной ткани синего цвета с погонами 12610
9. Пиджак парадный двубортный из шерстяной ткани белого цвета с шитьем и погонами 30370
10. Жакет парадный двубортный из шерстяной ткани белого цвета с шитьем и погонами 29640
11. Пиджак двубортный из шерстяной ткани синего цвета с шитьем и погонами 28800
12. Жакет двубортный из шерстяной ткани синего цвета с шитьем и погонами 28540
13. Брюки из шерстяной ткани синего цвета с кантом и лампасами темно-зеленого цвета 5790
14. Брюки из шерстяной ткани синего цвета с кантом и лампасами темно-зеленого цвета облегченные 5535
15. Юбка из шерстяной ткани синего цвета 3880
16. Юбка из шерстяной ткани синего цвета облегченная 3450
17. Рубашка голубого (белого) цвета с длинными (короткими) рукавами с погонами 1115
18. Блуза голубого (белого) цвета с длинными (короткими) рукавами с погонами 1055
19. Полуботинки кожаные черного цвета 3100
20. Туфли кожаные черного цвета 3890
21. Полусапоги утепленные кожаные черного цвета 3750
22. Сапоги утепленные кожаные черного цвета 5500
23. Ремень брючный кожаный черного цвета 770
24. Кашне шерстяное серого цвета 190
25. Перчатки кожаные черного цвета 1590
26. Галстук темно-синего цвета 610
27. Галстук-бант темно-синего цвета 310

Приложение N 2к ПравительстваРоссийской Федерацииот 4 октября 2018 г. N 1190

Полномочия прокурора

В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 настоящего Закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

При этом в соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре:

  • требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1);
  • статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно (п. 2);
  • неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную ст. 17.7 КоАП РФ и ст. 294 Уголовного кодекса РФ (п. 3).

Обратите внимание!

Если Федеральным законом № 294-ФЗ все необходимые сроки для проверки юридических лиц и предпринимателей контролирующими органами установлены, в Законе о прокуратуре они не регламентированы. Это означает, что прокурор в порядке надзора может потребовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов в течение очень короткого срока.

Именно такой случай разбирался Конституционным Судом РФ (Постановление от 17.02.2015 № 2-П; далее — Постановление КС РФ № 2-П): в ходе проверки в адрес некоммерческой организации прокуратурой был направлен запрос от 21.03.2014 с требованием в срок до 25 марта того же года представить тексты ряда документов на русском языке, в том числе соглашений с иностранными организациями о пожертвованиях на реализацию соответствующих проектов и отчетов об их реализации за период 2013–2014 гг.

Но если организация достаточно крупная, выполнить это требование за 3 дня затруднительно.

Результатом судебного разбирательства с прокуратурой стало то, что Конституционный суд РФ взаимосвязанные положения п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре признал частично не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в нарушение требования формальной определенности закона не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований.

К сведению

В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (в ред. от 14.12.2015) акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

В связи с этим Конституционный суд обязал Генеральную прокуратуру РФ внести соответствующие изменения, в том числе определить предельные сроки проведения проверочных мероприятий и сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора, вытекающих из его полномочий, о представлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (п. 4 Постановления КС РФ № 2-П).

До внесения в действующее законодательство надлежащих изменений разумность этих сроков подтверждается либо опровергается при рассмотрении соответствующих споров судами, имея в виду, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре.

Особенности профессии

Профессия прокурора сопряжена с трудностями, рисками. Функции правоохранителя включают следующие обязанности:

  • Следственная деятельность. Расследование преступлений, противоправных деяний.
  • Обвинение на судебных заседаниях по уголовным делам.
  • Работа с гражданами, обращениями.
  • Возбуждение административных производств по факту правонарушений.
  • Контроль законности на вверенном уровне. Проведение проверок по факту сообщений о правонарушении.
  • Опротестование решений суда.

Прокуратура работает как надзорный орган. В обязанности сотрудников входит контрольная деятельность. Также правоохранители участвуют и в правотворческой деятельности.

Важные личные качества для девушек

Чтобы реализоваться в прокуратуре, необходима группа личностных качеств:

  • Уравновешенность.
  • Эмоциональная стабильность.
  • Аналитический склад ума.
  • Крепкая память.
  • Способность трудиться по нескольку часов подряд.
  • Готовность к рутинной работе.
  • Устойчивость к стрессам.

Правоохранительная работа подходит для девушек меньше. Даже, если конкретная претендентка обладает необходимыми качествами. Это связано с четырьмя моментами:

  • Характер, уровень нагрузки. Особенности психики, воспитания могут стать препятствием для работы.
  • Малое количество свободного времени. Особенно при восхождении по карьерной лестнице. Такая ситуация может продолжаться неопределенный срок.
  • Опасность, риски.
  • Профессиональная психологическая деформация. Из-за особенностей работы, правоохранители становятся эмоционально нечувствительными. Подобные качества не вяжутся с образом женственности.

Личностные, профессиональные качества играют первостепенную роль. Но есть нюансы. Стоит ли девушке поступить на работу в прокуратуру — вопрос выбора.

Прокурор — опасная работа

Прокуратура работает как бесстрастный надзорный орган. Ключевая опасность касается обвинительной деятельности. Правоохранитель выступает противной стороной по отношению к адвокату, защите. Помогает с квалификацией дел, выдвигает предложения по уголовному наказанию для обвиняемого.

Если прокурор участвует в резонансном деле или выступает против влиятельного преступника, это сопряжено с рисками для здоровья, жизни. У работника прокуратуры может быть много врагов. Возможны попытки подкупа, провокации со стороны внутренних служб безопасности.

Учитывая условия, нужно постоянно быть начеку. Даже тогда вероятность опасности не нулевая. Готова ли девушка так рисковать — зависит от нее самой.

Почему важно знать в каком звании (классном чине) прокурор?

Вряд ли вы читаете эту статью из праздного любопытства. Скорее всего судьба столкнула вас с прокурорским работником и вы пытаетесь понять, насколько сложно ваше положение.

Разумеется, любая ситуация индивидуальна и лучше будет получить консультацию юриста или адвоката. Но если говорить в общих чертах, то здесь будет работать точно такое же правило, как и с званиями полицейских.

Если же вы изучали эту статью, чтобы суметь правильно обратиться к прокурору по званию, то не стоит из-за этого беспокоиться. В отличии от армии и полиции, прокуратура более статская организация. Уместнее будет назвать сотрудника, с которым вы общаетесь, по имени и отчеству. Или как принято было в советское время — товарищ (гражданин) прокурор.

Какими личностными качествами нужно обладать?

В число обязанностей прокурора входит не только выступление в суде в качестве обвинителя. Специалисты данного профиля контролируют соблюдение законопорядка, гражданских прав и свобод на конкретной территории, рассматривают жалобы и обращения граждан, координируют деятельность правоохранительных органов.

Если говорить кратко, то прокурор — это государственный служащий, на котором лежит немалая ответственность за принятые решения, поэтому ему понадобятся следующие личные качества:

  • аналитическое мышление;
  • честность, порядочность, неподкупность;
  • самодисциплина, уравновешенность;
  • вежливость;
  • стрессоустойчивость;
  • упорство, умение отстаивать свою позицию;
  • навыки общения с людьми.

Несмотря на то, что прокуроры работают в охраняемых зданиях и не принимают участия в задержании преступников, профессия относится к разряду опасных, поэтому кандидат должен обладать немалой долей смелости.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Полномочия прокурора

Под полномочиями прокурора принято понимать объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для достижения поставленных перед ним целей и задач.

Конкретные полномочия прокуроров устанавливаются как Законом о прокуратуре (ст. 22, 27, 30, 33), так и другим отраслевым законодательством (например, ст. 37 УПК РФ). Законодательное закрепление полномочий является основным признаком данной правовой категории. Иногда законодательно закрепленные полномочия прокуроров определяют термином «правомочие».

Совокупность существующих полномочий условно можно разделить на две группы

1. Общие полномочия, т.е. полномочия прокуроров, которые применяются во всех отраслях прокурорского надзора. Общие полномочия закрепляются только в Законе о прокуратуре (ст. 22).

Они включают в себя:

  • право по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и помещения поднадзорных объектов;
  • иметь доступ к документам и материалам поднадзорных объектов;
  • проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • вызывать должностных лиц для объяснений по поводу нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных объектов предоставления необходимых документов, статистических и иных сведений;
  • проводить прокурорские проверки и ревизии.

2. Специальные полномочия, т.е. полномочия, которые используются прокурором в отдельных отраслях. Специальные полномочия закрепляются как в Законе о прокуратуре, так и в ином отраслевом законодательстве.

Например, полномочия прокурора в сфере надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, закрепляются в ст. 27 Закона о прокуратуре, а также ст. 37, 124, 221 и 226 УПК РФ.

Совокупность всех полномочий должностных лиц прокуратуры образует компетенцию прокуратуры. Другими словами, компетенция – это совокупность прав и обязанностей прокуратуры как органа государственной власти.

Краткий исторический экскурс

В отличие от фискалов, которые так же по велению Петра I были призваны наблюдать за законностью, но делали это тайно, прокуроры с самого начала появления службы были людьми публичными. Кроме публичности, авторитет первым прокурорам придавали высокие воинские звания-должности, которые ставили их в один ряд с высшим офицерским составом армии и чиновниками гражданской службы.

Возглавлял прокуратуру генерал-прокурор, в ведении которого находился штат обер-прокуроров, коллежских прокуроров, прокуроров губерний и состоящих при надзорных судах (поддерживали обвинение). Как видно из иерархии званий, прокуратура изначально мыслилась как военизированное формирование, служба в котором подразумевала ношение формы и знаков различия, позволявших определять иерархию подчиненности.

Первый генерал-прокурор – граф П.И.Ягужинскийносил придворный камзол с орденами, пожалованными за службу

РИСУНОК

Но уже  1740-1760 генерал-прокурор князь Н.Ю.Трубецкойпредстает на портретах в мундире зеленого сукна, имеющего крой по образцу немецкой военной формы, которым был отмечен период царствования Императрицы АнныИоанновны.

РИСУНОК

В годы последовательно сменявших друг друга императоров династии Романовых, форма военной прокуратуры  эволюционировала, вместе с форменными костюмами чиновников гражданской службы. Начиная со времени царствования Императора Николая I  форма, как элемент одежды, стала обязательной для всех государственных служащих, а так же учащихся гимназий и университетов. До 1867 года не существовало разделения на гражданскую и военную прокуратуру.

Годом основания военной прокуратуры и началом формирования формы и знаков отличия стал 1867 год, в котором по инициативе Императора Александра II была осуществлена военно-судебная реформа. Первым Главным военным прокурором Российской Империи стал В. Д. Философов.

На портрете он предстает в форме гражданского чиновника с генеральскими погонами.

РИСУНОК

Вплоть до февральской революции 1917 года, положившей начало разрушению правоохранительной системы, в том числе – упразднению прокуратуры, военные прокуроры носили военную форму тех родов войск, надзор за законностью в которых они осуществляли. Отличительной особенностью были эмблемы на погонах (связанные в пучок прутья (фасции) с надписью на ленте «Законъ»

РИСУНОК

Погоны военных прокуроров до 1904 года

РИСУНОК

Погоны военных прокуроров 1904-1917 годы

Младший начальствующих состав — юристы

Это первые ступени в карьере прокуроров. Зачастую, это сотрудники на рядовых и младших начальствующих должностях в районных отделениях прокуратуры. Обычно, после выслуги от 10 и более лет сотрудник переходит в старший начальствующий состав.

Младший юрист

Самый низкий классный чин, который ранее присваивался сотрудникам без высшего образования, только поступившим на службу. Но с 2014 года со средне-специальным дипломом в прокуратуру больше не попасть. Поэтому сегодня новым работникам здесь сразу присваивается «юрист третьего класса».

  • Погоны — одна полоска с одной маленькой звездой;
  • Соответствующее армейское звание — младший лейтенант;
  • Срок пребывания в классном чине — 1 год.

Юрист 3 класса

Как уже говорилось выше, сейчас службу в прокуратуре начинают с классного чина «юрист третьего класса».

  • Погоны — одна полоска с двумя маленькими звездами;
  • Соответствующее звание — лейтенант;
  • Срок пребывания в классном чине — 2 года.

Юрист 2 класса

Спустя два года службы, сотрудник прокуратуры может рассчитывать на повышение до звания «юрист второго класса».

  • Погоны — одна полоска с тремя маленькими звездами;
  • Соответствующее звание — старший лейтенант;
  • Срок пребывания в классном чине — 2 года.

Юрист 1 класса

Ещё два года стажа и прокуроры получают чин «юрист первого класса».

  • Погоны — одна полоска с четырьмя маленькими звездами;
  • Соответствующее звание — капитан;
  • Срок пребывания в классном чине — 3 года.