Оглавление
Про права и обязанности милиционера при задержании
При задержании по административному делу сотрудник милиции обязан:
-
Сообщить, совершение какого правонарушения вменяется задержанному в вину.
-
Разъяснить права задержанному, в том числе право не свидетельствовать против себя и своих близких родственников, а также право на защитника; обеспечить участие защитника.
Защитником может быть как адвокат, так и близкий родственник – по просьбе задержанного.
- По просьбе задержанного в течение трех часов с момента задержания уведомить близких задержанного или нанимателя о его месте нахождения.
- Составить протокол об административном задержании, если задержание длилось более 3 часов.
Сотрудник милиции при задержании имеет право:
-
На личный обыск – только для обнаружения на теле или в одежде задержанного орудий и средств правонарушения, предметов, документов и ценностей, имеющих значение для административного процесса. Обыск проводится лицом того же пола, что и задержанный, с участием двух понятых того же пола.
Без понятых обыск может быть проведен только при наличии достаточных оснований полагать, что у задержанного есть оружие или другие предметы, которые могут причинить вред окружающим.
- Наложить арест на имущество – для обеспечения исполнения возможного штрафа. Должен быть составлен протокол описи арестованного имущества.
- Изъять имущество (орудия или средства совершения правонарушения; вещи, изъятые из оборота; имущество, полученное вследствие совершения правонарушения). Должен быть составлен протокол описи изъятого имущества.
Что такое задержание в административном праве?
Что касается формальных терминов, то они установлены в ч.1 ст.27.3 КоАП РФ:
Административное задержание – это временное (краткосрочное) ограничение свободы, применяемое к физическому лицу в исключительных случаях.
Исключительность сформулирована в этой же статье КоАП, и заключается в следующем:
- Если без административного задержания нельзя обеспечить правильность и своевременность рассмотрения произошедшего, рассматриваемого в рамках КоАП.
- Если это необходимо для исполнения уже оформленного постановления.
Из логики этих норм (а также иных законодательных актов) выводятся более точные основания – к ним мы еще вернемся ниже.
Сущность протокола об административном задержании
Такой документ составляется в соответствии с положениями статьи 27.4 Кодекса об административных правонарушениях. В нем должны быть указаны следующие сведения:
- место и дата заполнения;
- сведения о сотруднике, составившем документ (должность, фамилия, имя и отчество);
- сведения о гражданине, подлежащем задержанию;
- место, время и причина произведения ареста.
Вам будет интересно:Как поставить ксенон: инструкции и рекомендации
Подписывает протокол задержания по административному правонарушению должностное лицо, которое произвело задержание и, соответственно, составило документ. Кроме того, здесь должна быть подпись нарушителя. Если он отказывается от этого действия, в документе делается соответствующая пометка. По просьбе гражданина ему вручают копию.
Судебная практика по статье 27.4 КоАП РФ:
Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД13-32 от 03.03.2014 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД11-8 от 12.05.2011 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 310-АД14-6922 от 10.03.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 310-АД14-8061 от 11.02.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 78-АД15-1 от 10.03.2015 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД11-9 от 12.05.2011 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД11-13 от 12.05.2011 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД11-7 от 12.05.2011 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 310-АД14-8550 от 18.02.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Глава 27 — другие статьи
- Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
- Статья 27.2. Доставление
- Статья 27.3. Административное задержание
- Статья 27.5. Сроки административного задержания
- Статья 27.6. Место и порядок содержания задержанных лиц
- Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице
- Статья 27.8. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов
- Статья 27.9. Досмотр транспортного средства
- Статья 27.10. Изъятие вещей и документов
- Статья 27.11. Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей
- Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения
- Статья 27.12.1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения
- Статья 27.13. Задержание транспортного средства
- Статья 27.13.1. Задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации
- Статья 27.14. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей
- Статья 27.14.1. Арест судна, доставленного в порт Российской Федерации
- Статья 27.15. Привод
- Статья 27.16. Временный запрет деятельности
- Статья 27.17. Срок временного запрета деятельности
- Статья 27.18. Залог за арестованное судно
- Статья 27.19. Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации
- Статья 27.20. Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица
Образец документа:
Приложение N 3 к Методическим рекомендациям от 4 июня 2012 г.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ___________________________________________________________________ (территориальный орган Федеральной службы судебных приставов) тел./факс ------------------------------------------------------------------- (почтовый адрес территориального органа) (номер) ПРОТОКОЛ N об административном задержании "__" ______________ 20__ г. ____ час. ____ мин. _____________________ (дата составления) (время составления) (место составления) Я, ___________________________________________________________________, (должность, подразделение, Ф.И.О. должностного лица, составившего протокол) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________, в соответствии со статьями 27.3 - 27.4 КоАП РФ составил(а) настоящий протокол о том, что гражданин(ка) ___________________________________________________________________________ (Ф.И.О.) ___________________________________________________________________________ (дата и место рождения) __________________________________________________________________________, проживающий(ая) ___________________________________________________________ _________________________________________________ тел.: __________________, работающий(ая)/служащий(ая) _______________________________________________ (наименование и адрес организации, телефон) _______________________________________, должность _______________________, доставлен(а) ______________________________________________________________ (кем, куда) в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью _______ статьи ______ КоАП РФ, исполнения постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного ареста (ненужное зачеркнуть) "__" _____________________________ 20__ г. в ___ час. ___ мин. задержан(а). (дата, время административного задержания) Ему (ей) разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации. Протокол составлен в присутствии понятых, которым разъяснены их права и обязанности, предусмотренные статьей 25.7 КоАП РФ, 1. Фамилия _______________ имя __________ отчество ________________________ адрес места жительства ____________________________________________________ ____________________________ телефон _____________ подпись ________________ 2. Фамилия __________________ имя ______________ отчество _________________ адрес места жительства ____________________________________________________ _______________________ телефон _______________ подпись ___________________ К протоколу прилагается __________________________________________________. Объяснения и замечания задержанного(ой) __________________________________. Задержанный(ая) просил(а) уведомить о факте задержания и месте его (ее) нахождения _______________________________________________________________. (кого именно, номер телефона, адрес) О месте нахождения задержанного(ой) сообщено в ___ час. ___ мин. "__" ____________ 20__ г. ________________________________________________. (кому именно, номер телефона) Подпись задержанного лица (запись о его отказе от подписания протокола) ________________________ Подпись должностного лица, составившего протокол __________________________ Копию протокола получил(а) ________________________________________________ (вручается задержанному (подпись задержанного лицу по его просьбе) лица) Прекращение срока задержания "__" _________ 20__ г., в ___ час. ___ мин.
Может ли инспектор составить протокол не сразу?
Может, но только в исключительных случаях. Право выписать протокол потом ему даёт пункт 143 регламента МВД. Причин для написания протокола ГИБДД не сразу в 2021 году может быть только 2:
- неизвестность данных об обстоятельствах дела на данный момент,
- невозможность выяснения личных данных о привлекаемом лице.
В обоих случаях отсрочка выписывания не должна превышать 2 суток.
Нужно ли говорить, что перечисленные причины для отсрочки в принципе не способны иметь место в стандартных схемах нарушений. Например, когда водитель увидел на дороге нарушение ПДД, остановил водителя, чтобы привлечь. В этом случае все данные у сотрудника ГИБДД есть.
Другой комментарий к Ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Данная статья предусматривает применение двух мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации.
2. Под транспортным средством в соответствии со ст.12.1 КоАП следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, также трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.
3. Задержание транспортного средства производится в случаях: управления судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения, а равно передаче управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, а также при уклонении судоводителя или другого лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения — ст.11.9; управления транспортным средством водителем, не имеющем при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца — ч.1 ст.12.3; управления транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) — ст.12.5 КоАП РФ; управления транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), управления транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством, — ч.1, 2 ст.12.7; управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, — ч.1 ст.12.8; нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшего создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановки или стоянки транспортного средства в тоннеле — ч.4 ст.12.19; невыполнения законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения — ст.12.26.
4. Задержание транспортного средства означает, что лицу запрещается его эксплуатировать, а само транспортное средство помещается на специально оборудованную охраняемую стоянку. Порядок хранения и оплаты хранения на таких стоянках определяется органами местного самоуправления. При отсутствии таких стоянок транспортное средство может быть сдано по акту в дежурную часть ГИБДД, горрайоргана внутренних дел или на площадку у стационарного поста ГИБДД.
5. Должностное лицо, задержавшее транспортное средство, несет ответственность за вред, причиненный его владельцу, только в случае неправомерного задержания транспортного средства.
6. Запрещение эксплуатации транспортного средства применяется в случаях: нарушения обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, сохранность имущества, охрану окружающей природной среды правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним, оборудования, надзор за техническим состоянием которых осуществляют органы, которым поручен государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники — ст.9.3; управления транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра — ст.12.1; управления транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) — ч.2 ст.12.5.
Про задержания
- Вас могут задержать на срок до 3 часов при совершении административного правонарушения или для установления личности. Этот срок может быть продлен до 72 часов, если вас задерживают за правонарушение, за которое предусмотрен арест/депортация или если вы в состоянии опьянения либо выраженного психического расстройства и представляете опасность.
- Срок исчисляется с момента задержания, а не с момента доставления в отделение милиции. При доставлении в отделение милиции настаивайте на немедленной фиксации задержания в специальном журнале с указанием времени фактического задержания.
- Задержание может быть применено только для: пресечения противоправной деятельности; составления протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным. То есть, если милиционер предлагает вам проследовать в отделение для составления протокола, настаивайте на составлении протокола на месте (но это только в том случае, если у вас есть с собой документы, удостоверяющие личность); установления личности; обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонарушении; пресечения сокрытия или уничтожения доказательств; обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации.
Ограничение свободы в соответствии с КОАП РФ
Итак, задержание в рамках административного производства регулируется статьями 27.3-27.6 КОАП РФ. Это мера исключительного характера, необходимость которой продиктована особыми причинами:
законное и своевременное рассмотрение дела
Эта цель полностью совпадает с целью доставления – например, когда лицо доставляется в отдел для составления протокола, который по каким-то причинам невозможно составить прямо на месте. Поскольку без протокола привлечение к административной ответственности не может быть признано законным, человек задерживается.
исполнение постановления
Следует отметить, что при личном досмотре и доставлении свобода гражданина тоже ограничивается, и иногда существенно. Вместе с тем, такие меры не являются задержанием в административном смысле. Так, доставление – это всего лишь принудительное препровождение в отдел правонарушителя, тогда как административно задержанным лицо считается строго с определенного времени.
Задержание не допускается, если есть основание для предупреждения или штрафа на месте совершения правонарушения.
В основном, критериями применения столь жесткой меры обеспечения является:
отсутствие документов, удостоверяющих личность. Так, в случае совершения правонарушения человеком для фиксации и составления протокола нужны как минимум паспортные данные правонарушителя. Если паспорта нет, а также отсутствует любой другой документ (водительское удостоверение), возникает необходимость выяснения личности;
документы есть, но они вызывают обоснованные сомнения в подлинности, или они имеют повреждения.Пример №1. Сотрудники полиции остановили Монина А.В. в парке, где он нарушал правила торговли – пытался продавать запчасти на автомобиль. По требованию полицейских Монин А.В. предъявил паспорт, в котором были вырваны две страницы. Для установления личности Монина препроводили в отдел полиции, где был составлен протокол и подтверждены его данные путем опроса родственников, связи с отделом ФМС. По делу были составлены и протокол доставления, и протокол задержания, после установления личности Монина отпустили;
оказание неповиновения сотрудникам правоохранительных органов.Пример №2. По вызову Карповой О.Л. на телефонный номер 02 наряд полиции выехал по месту ее жительства, где женщину избил бывший муж. Для составления протокола о привлечении к административной ответственности за побои у Карпова необходимо было отобрать объяснение. Поскольку Карпов отказался покинуть место жительство пострадавшей, отказался отвечать на вопросы сотрудников и оказал сопротивление, он был подвергнут задержанию;
введение в заблуждение полицейского
К примеру, при составлении протокола лицо даёт явно ложные сведения, имеющие важное значение для административного дела. В этом случае лицо может быть задержано до установления истины и выяснения причины введения в заблуждение должностных лиц.
Приведённые примеры оснований для ограничения свободы людей – следствие практики, поскольку в КОАП РФ не раскрыто понятие «исключительности». То есть, решение вопроса о необходимости задерживать лицо входит в полномочия представителя полиции, который практически всегда действует по своему усмотрению.
Административное задержание как обеспечительная мера может применяться только к физическому лицу. Задержать ООО, ОАО и т.д. невозможно – в отношении юрлиц есть другие способы воздействия (например, изъятие вещей и документов, арест товаров).
Незаконные действия по административному ограничению свободы
На практике далеко не всегда действия полиции соответствуют требованиям закона. Так, в соответствии с КОАП РФ, задержание может иметь место только при совершении лицом административного правонарушения. Из этого следует, что в отсутствие документов при себе, если личность человека нельзя установить на месте, но при этом он не совершил ничего противозаконного, применять обеспечительную меру принуждения нельзя.
Исключение из этого правила касается только особых ситуаций, когда в определенном городе/регионе введен специальный режим безопасности.
Пример №3. Порохов Р.Н. был остановлен сотрудниками ППСП в связи с проверкой документов – именно в такой форме полицейские сообщили Порохову о причине остановки. Порохов, который возвращался с работы и был абсолютно трезв, пояснил, что у него нет документов, кроме пропуска в цех, где он был трудоустроен. В последующем в суде задержание Порохова было признано незаконным, поскольку оснований для него не было.
Незаконными аналогичные действия полиции могут быть признаны при малозначительности административного правонарушения. Многим из нас знакома статья 2.9 КОАП РФ, которая допускает освобождение от ответственности по несущественным проступкам.
Пример №4. 17-летний подросток украл в магазине пачку печенья стоимостью 47 рублей. Вызванные продавцами сотрудники полиции поспешили составить протокол о доставлении, а затем и оформить задержание подростка. При решении вопроса о наказании за содеянное суд освободил виновного от наказания, применив ст. 2.9 КОАП РФ о малозначительности деяния и ограничившись только устным замечанием. Одновременно задержание по жалобе похитителя было признано необоснованным, поскольку ущерб от похищенного был возмещен родителями парня в течение получаса с момента хищения, подросток никуда не пытался скрыться и т.д
Судом в постановлении были учтены обстоятельства содеянного, личность виновного, раскаяние и возмещение ущерба, а также обращено внимание на отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В приведенном примере усматривается явное отсутствие веских оснований для задержания – напомним, такая обеспечительная мера должна применяться в исключительных случаях, к которым столь незначительное правонарушение явно не относится. В этой связи можно выделить другой случай необоснованного ограничения свободы – когда целесообразно применить другую меру принуждения.
Пример №5. Чекалов Е.Н. находился в общественном месте (кафе) в пьяном виде, уснул за столиком. Администратор кафе вызвал полицию, был составлен протокол задержания. Судом действия сотрудников были признаны не соответствующими закону, поскольку в данном случае целесообразно было бы применить одну из обеспечительных мер – медицинское освидетельствование.
Кроме того, действия должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии возможности установить личность на месте происшествия.
Пример №6. Каргин Н.Г. причинил побои дальнему родственнику на свадьбе. О случившемся администрацией банкета было немедленно сообщено по «02». Прибывшие на место происшествия полицейские установили, что у Каргина не оказалось при себе документов, но они были у его супруги, которая в тот момент направилась на кухню, чтобы проконтролировать подачу десерта. Полицейские не стали ожидать жену Каргина с его паспортом и увезли его в отдел. Судом задержание было признано незаконным, поскольку у служителей закона была реальная возможность установить личность виновного прямо на месте.
Довольно редко, но все же встречаются в реальной практике случаи злоупотребления должностными лицами при реальной возможности составить протокол на месте происшествия. Кроме того, встречаются и редкие случаи задержания за проступки, наказание за которые не предусматривает ареста – например, когда лицо задерживается инспектором ГИБДД за правонарушение, за которое назначается наказание в виде предупреждения.
С учетом такой практики, Верховным Судом РФ в разъяснениях было обращено внимание на недопустимость нарушений целей и оснований, предусмотренных в специальных нормах законодательства. По мнению Верховного Суда, произвольность в принятии решений об ограничений свободы граждан должна быть искоренена, поскольку нарушение Конституции РФ и Конвенции о защите прав человека и основных свобод неприемлемо
Кто вправе задержать
В одной из статей КОАП РФ указан четкий перечень тех должностных лиц, которые наделены особыми полномочиями. Так, из содержания ч. 1 ст. 27.3 КОАП РФ следует, что правами ограничить свободу обладают:
- полицейские – по тем делам, которые входят в их компетенцию. Это неповиновение требованиям, мелкое хулиганство, появление в пьяном виде в общественном месте, хищение и т.д.;
- руководитель отряда служащих национальных гвардии или ведомственной охраны – в делах, касающихся причинения ущерба охраняемому объекту. Так, при выявлении хищения имущества с ведомственных складов или при проникновении постороннего на охраняемую зону старший отряда вправе осуществить задержание в рамках КОАП РФ;
- должностные лица пограничных органов – по делам о нарушении законодательства о пересечении Государственной границы РФ;
- должностные лица таможенного органа – в случае, когда установлено нарушение таможенных правил ввоза и вывоза предметов;
- судебные приставы – в отношении лиц, совершивших правонарушения особого характера, связанного с установленным судебным порядком – к примеру, неисполнение распоряжения судьи, воспрепятствование принудительному исполнению и т.д.
Обратите внимание, что конкретно название должности лица, уполномоченного производить задержание, в законе не отражено, но есть отсылка к законодательным актам исполнительной власти – именно в них перечень конкретных должностных лиц имеется: к примеру, Приказ МВД России 2012г. «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию»; Приказ ФТС России от 2014 г
(регламентированы полномочия таможенников) и т.п.
Определение о возбуждении дела, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении
- Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (Приложение N 16 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)
- Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (Приложение N 17 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)