Статья 28.1.1. коап рф. протокол осмотра места совершения административного правонарушения

Основания для обеспечения иска и меры по его обеспечению

Обеспечительные меры (меры по обеспечению иска) предусмотрены гражданским процессуальным законодательством как средство защиты интересов истца, благодаря которому, судебное решение, которое будет вынесено в дальнейшем, могло быть исполнено. Соответственно, главные основания для обеспечения иска, установленные ст. 139 ГПК РФ – это затруднительность или невозможность исполнения решения суда в будущем.

Нередки ситуации, когда должник, узнав о намерении кредитора обратиться в суд, старается скрыть свое имущество от возможного взыскания: переводит денежные средства на чужие счета или переоформляет принадлежащую ему недвижимость в собственность иных лиц. Такие действия указывают на необходимость применения института обеспечения иска, основное назначение которого состоит в его непосредственной защите законных интересов истца на случай недобросовестных действий ответчика, или же, когда непринятие обеспечительных мер может, в целом, повлечь невозможность будущего исполнения вынесенного судебного решения.

Во избежание подобных ситуаций, гражданским процессуальным законодательством предусмотрены различные необходимые меры обеспечения иска, перечень которых подробно раскрывается в ст. 140 ГПК РФ. При его анализе следует отметить, что обеспечительные меры могут, с одной стороны, касаться непосредственно имущества ответчика и напрямую ограничивать возможность распоряжения им (например, наложение ареста на имущество; приостановление его реализации, когда предъявляется иск об исключении из описи), а с другой — сводятся лишь к наложению на ответчика или других лиц запрета совершать определенные действия, нарушение которого наказывается штрафом до одной тысячи рублей, или же, наоборот, к возложению обязанности по совершению определенных действий, если спор касается нарушения авторских и (или) смежных прав. С учетом сложившейся судебной практики следует особо отметить обоснованность применения обеспечительных мер, связанных с запретом совершать определенные действия, как в отношении ответчика, так и в отношении иных лиц. Например, в ходе рассмотрения дела по иску о сносе самовольной постройки, суд применяет обеспечительные меры в виде запрета на производство строительных работ

Для достижения оперативности и эффективности принимаемых мер важно, чтобы запрет распространялся не только на ответчика (заказчика самовольного строительства), но также и на лиц, фактически осуществляющих строительные работы на спорном объекте

Судья или суд может применить несколько мер комплексно или же, в случае необходимости, применить иные специфические меры обеспечения, не указанные в приведенном перечне, если истец в своем заявлении сможет обосновать данную необходимость и доказать наличие существенных оснований.

Следует также отметить, что в законе нет прямого указания на выбор конкретной меры для определенного искового требования, следовательно, судья или суд принимают такое решение самостоятельно, в зависимости от характера требования, предъявленного истцом. О принятых мерах они должны незамедлительно уведомить соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления, регистрирующие имущество или права на него, их ограничения (обременения), переход и прекращение.

Полезные советы при оформлении

Оформление протокола места происшествия — это весьма непростое занятие, особенно когда человек сталкивается с ним впервые

Важно действовать слаженно и руководствоваться здравым смыслом

Приведенные ниже советы, позволят оформить документ без особых сложностей и соблюсти все правила и нормы при аварийной ситуации:

  1. Сразу после аварии необходимо остановить авто, зафиксировать его ручником и установить аварийный знак. Следующим действием — включить световую сигнализацию.
  2. Направиться к другому участнику и проверить, требуется ли кому-то помощь.
  3. Приблизительно определить, действительно ли повреждения столь серьезны, что необходимо вызывать представителя ГИБДД.
  4. Дозвониться до Госавтоинспекции и сообщить о случившемся.
  5. На месте аварии ничего не менять, не трогать и охранять территорию до момента прибытия патруля.
  6. Пока ожидается приезд сотрудников ГИБДД, стоит заснять обстановку на видео или фото, а также опросить свидетелей.
  7. Если возможно, переписать контактные данные свидетелей и другого участника, чтобы иметь возможность, потом найти этих граждан.
  8. Дождаться полицию и действовать в соответствии с требованиями и другими условиями оформления протокола дорожного происшествия.

По завершению мероприятия останется лишь забрать свои копии документа, чтобы в дальнейшем иметь возможность получить компенсацию у страховщика или воспользоваться документом в качестве доказательства своей невиновности при рассмотрении дела в судебной инстанции.

Когда применяется досмотр транспортного средства

Говоря о том, как проводится досмотр автомобиля инспектором ДПС для начала необходимо усвоить, что согласно КоАП РФ (ч. 1 ст. 27.9) досмотром автомобиля называется его обследование для обнаружения предметов административного правонарушения или орудий его совершения. Досмотр проводится без нарушения конструктивной целостности автомобиля.

Досмотр транспортного средства согласно п. 5.10 Регламента применяется при наличии данных о том, что водитель или пассажиры имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения.

То есть досмотр отличается от осмотра транспортного средства тем, что досмотр предполагает проверку груза и содержимого автомобиля. При осмотре проводится только визуальный осмотр автомобиля и проверяется соответствие маркировки на кузове и двигателе с номерами, указанными в документации автомобиля. Также имеются разные основания для проведения осмотра и досмотра автомобиля.

Досмотр автомобиля предполагает более серьезные основания для проведения, поскольку он является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении (см. ст. 27.1 КоАП РФ). Ввиду этого досмотр автомобиля должен проводиться в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи, фотосъемки или других установленных способов фиксации вещественных доказательств (см. ч. 2 ст. 27.9 КоАП РФ и п. п. 156, 159 Регламента).

При досмотре автомобиля обязательно присутствие владельца транспортного средства. Отсутствие владельца, в соответствии с ч. 3 ст. 27.9 КоАП РФ, допускается, только если досмотр проводится в не терпящих отлагательства случаях.

Таким образом, если ваш автомобиль останавливает инспектор ДПС, вы можете не выходить из автомобиля. Но если инспектор собирается провести досмотр автомобиля и предлагает вам покинуть автомобиль, вы должны выполнить его указание.

При проведении досмотра инспектор обязан оформить протокол досмотра или сделать запись о досмотре в протоколе об административном задержании. В протоколе о досмотре автомобиля инспектор указывает дату и место составления протокола, ФИО и должность составившего протокол инспектора, сведения о досмотренном автомобиле, ФИО владельца, данные о понятых, их подписи и результаты проведенного досмотра.

Если во время досмотра автомобиля применялась видеозапись, данные материалы прикладываются к протоколу (см. ч. 5-8 ст. 27.9, ч. 2, 6 ст. 25.7 КоАП РФ).

Согласно ст. 19.1 КоАП РФ, если инспектор проводит досмотр автомобиля без понятых или без применения видеозаписи, это признается самоуправством. Владелец автомобиля или лицо, в отношении которого ведется административное расследование, получают на руки копию протокола о досмотре автотранспортного средства. Владелец автомобиля подписывает протокол. Если владелец отказывается ставить свою подпись, инспектор делает в протоколе запись об этом, согласно ч. 8 ст. 27.9 КоАП РФ.

Это интересно: Исковое заявление на незаконные действия сотрудников ГИБДД

Правила составления протокола

Обычно этот документ составляется только при проведении досмотра, но водители могут настаивать на его формировании даже при простом осмотре, в течение которого автоинспектор заглядывает в салон автомобиля или просит открыть багажник для визуального изучения его содержимого. На основании осмотра ТС в документ вносятся следующие данные:

  • информация о водителе, представленная его ФИО, данными из паспорта, а также сведениями из водительского удостоверения;
  • номер, марка и год выпуска непосредственного автомобиля;
  • дата выполнения процедуры;
  • подпись уполномоченного лица, составившего документ, а также понятых и непосредственного водителя;
  • указывается, были ли выявлены какие-либо нарушения в процессе осмотра авто, например, устанавливается, что в машине перевозится ребенок до 7 лет без специального удерживающего устройства или обнаруживается в салоне оружие или наркотики;
  • информация об имеющемся в автомобиле грузе;
  • ставится отметка об использовании разных видеозаписей или фотографий, причем они должны обязательно применяться, если отсутствует возможность для привлечения понятых;
  • если водитель отказывается подписывать протокол, то ставится в документе соответствующая отметка.

Копия данного документа непременно передается водителю, так как она выступает подтверждением того, что осмотр имущества автоинспектором был произведен на законных основаниях.

Комментарий к статье 27.7. КоАП РФ:

1. В ч. 1 данной статьи раскрывается содержание понятий «личный досмотр», «досмотр вещей, находящихся при физическом лице» как обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. Подчеркивается, что личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, проводятся в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

В связи с этим следует отличать личный досмотр как меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении (процессуальную меру) от принудительных мер, не связанных с административными правонарушениями, осуществляемых на основании положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Так, в соответствии с федеральными законами устанавливаются полномочия ряда должностных лиц по применению принудительных мер в отношении гражданина вне зависимости от совершения последним административного правонарушения либо преступления. Например, в соответствии с Воздушным кодексом РФ к участию в предполетном и послеполетном досмотре пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты привлекаются сотрудники органов внутренних дел на транспорте (ст. 85). Статья 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изм. и доп.) предусматривает право лиц, проводящих контртеррористическую операцию, производить при проходе (проезде) в зону проведения такой операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств. Сходные положения предусматривает ст. 12 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (с изм. и доп.), ст. 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп.) и нормы некоторых других законов. Несмотря на сходство названных принудительных мер с мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении, их отождествление не представляется возможным, поскольку первые призваны обеспечивать немедленную защиту публичных интересов граждан РФ в сфере безопасности, а последние непосредственно связаны с фактами неправомерного поведения.

2. Данной статьей устанавливается исчерпывающий перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение личного досмотра, включающий должностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление (ст. 27.2) и административное задержание (ст. 27.3).

3. С позиций соблюдения законности, защиты прав и свобод человека и гражданина большое значение имеет норма данной статьи о проведении досмотра с участием двух понятых одного пола с досматриваемым. Право проведения в исключительных случаях личного досмотра без участия понятых обусловлено необходимостью обеспечения личной безопасности лиц, уполномоченных на проведение личного досмотра, а также иных граждан. При проведении личного досмотра должны быть обеспечены безопасность и личное достоинство досматриваемого, правила санитарии и гигиены.

4. При применении ч. 5 комментируемой статьи необходимо учитывать положения ст. ст. 26.2, 26.6 — 26.8 Кодекса.

5. Весьма важным для последующего вынесения решения по делу об административном правонарушении является строгое соблюдение положений ч. ч. 6 и 7 данной статьи. В случае изъятия вещей и документов в процессе проведения личного досмотра в протоколе о его проведении необходимо сделать запись о таком изъятии. При составлении протокола о проведении досмотра необходимо учитывать также положения п. 2 ч. 4 ст. 28.1 Кодекса.

Одной из гарантий от неправомерного проведения досмотра служит норма о вручении копии протокола о личном досмотре и досмотре вещей владельцу вещей, подвергнутых досмотру.

6. Положения комментируемой статьи о личном досмотре следует отличать от следственного действия — личного обыска, проводимого в соответствии со ст. 184 УПК РФ.

Структура протокола

До июня 2007, Уголовно-процессуальный кодекс РФ в главе 57 предусматривал перечень бланков, среди которых находился и протокол осмотра места происшествия. В данном законе также давались требования к вышеупомянутым бланкам. В настоящее время, данная глава утратила свою силу и была заменена Федеральным законом No 87.

Однако бланки протоколов до сих пор используются в практической деятельности уполномоченными лицами. Этот документ является единым по своему содержанию, но при этом он не лишен структуры. В нём обязательно должны присутствовать вводная, основная и заключительная часть.

Вводная часть

Вводная часть протокола осмотра призвана придать документу упорядоченность. В ней фиксируются основные детали и характеристики места происшествия, основания для выполнения следственных действий, характер события, а также информация о лицах, проводивших процедуру.

Во вводной части также указывается, что понятым разъяснены их обязанности и права по ст. 60 УПК, а следователю — его полномочия и ответственность за уклонение либо отказ от выполнения вмененных обязанностей. Данная запись должна быть удостоверена подписями всех участников произведенных действий.

Сама вводная часть должна в обязательном порядке содержать следующие сведения:

  • Время выполнения осмотра. Здесь указывается дата, а также точное время начала и завершения процедуры;
  • Звание, ФИО служащего, выполнявшего исследование;
  • Основание для выполнения следственных действий и характер самого происшествия (убийство, пожар, авария и пр.).
  • ФИО понятых или иных лиц, участвовавших в мероприятии. При необходимости следует указать и адрес их проживания;
  • Статьи УПК, согласно которым осуществлялось исследование и составлен протокол;
  • Адрес и координаты обследуемого участка. Также следует указать условия, в которых проходила процедура (освещенность, погода).

Основная часть

Основная или описательная часть протокола является самой объёмной частью документа. В ней даётся подробное описание всех предпринятых процессуальных действий, а также обстоятельств, которые удалось установить. Помимо всего прочего, обстоятельства включают в себя изъятие следов и иных вещественных доказательств.

Данная часть протокола составляется в свободной форме, обусловленной характером обстоятельств и осматриваемого объекта. Впрочем, стоит отметить, что данные необходимо вносить в строгом хронологическом порядке.

При необходимости можно систематизировать и снабдить описания подзаголовками. Например, «осмотр кабинета», «осмотр содержимого сейфа», «осмотр тела». При описании различных объектов и их частей используется общепринятая в специальной литературе терминология. Сами объекты могут быть пронумерованы в соответствии с их обозначениями на плане места происшествия.

При обнаружении вещественных доказательств, помимо их расположения, следует пояснить способы их изъятия и упаковки. Если в ходе процедуры делались перерывы, то поясняется их причина, а также время начала и окончания.

При заполнении описательной части протокола необходимо обращать внимание и фиксировать так называемые негативные следы, то есть те детали, которые не характерны для преступления данного вида

Заключительная часть

В заключительной части протокола следует указать полный перечень всех изъятых предметов, подробная схема места происшествия, фототаблица, слепки и т.д. Помимо этого, в данной части следует указать замечания понятых и других участников осмотра и заявления специалиста, «связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств».

Протокол подписывается всеми участниками процедуры и завершается подписью следователя. При этом, каждая страница протокола должна быть подписана понятыми.

Основания для осмотра

Каждый водитель должен знать, что такое осмотр транспортного средства, а также, чем он отличается от досмотра, при каких основаниях проводится и как правильно оформляется. Обычно автоинспекторы прибегают к осмотру и досмотру только при наличии веских оснований. Они могут быть представлены следующими ситуациями:

  • сотрудник ГИБДД получает соответствующую ориентировку, в которой указывается, что конкретный автомобиль или предметы в нем использовались при административном правонарушении или преступлении;
  • требуется сверить маркировки или другие надписи и обозначения, имеющиеся на автомобиле, с теми сведениями, которые имеются в регистрационных документах ТС;
  • указанный в документации груз частично или полностью не соответствует предметам, имеющимся в грузовике.

Во время проверки документов и машины автоинспекторы могут запрашивать от водителей только свидетельство о регистрации, ПТС и путевые листы. Автовладельцы не могут отказать сотрудникам ГИБДД в осмотре, если у автоинспектора имеется ориентировка. Нередко данный документ находится на посту ГИБДД, поэтому не демонстрируется водителю, но при необходимости можно запросить данную документацию.

Комментарий к статье 28.1.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Нормы комментируемой статьи применяются в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 Кодекса, а именно нарушения Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, и ч. 2 ст

12.30 — нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

Основанием для составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения является выявление указанных выше административных правонарушений.

Протокол осмотра места совершения административного правонарушения составляется сотрудником немедленно после выявления совершения административного правонарушения в присутствии двух понятых.

В соответствии с положениями ст. 28.1.1 Кодекса в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке транспортного средства, а также фамилии, имена, отчества, адреса места жительства понятых, свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

2. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения описываются действия сотрудника в том порядке, в каком они производились, состояние и качество дорожного полотна, наличие или отсутствие дорожной разметки, степень освещенности участка дороги, тип перекрестка (регулируемый или нерегулируемый), на котором совершено административное правонарушение, наличие, исправность или неисправность светофора, наличие или отсутствие знаков приоритета, другие существенные для данного дела обстоятельства.

При составлении протокола осмотра места совершения административного правонарушения лицам, участвующим в осмотре места совершения административного правонарушения, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1, 25.2, 25.3, 25.4, 25.6, 25.7, 25.8, 25.10 Кодекса, о чем делается запись в протоколе. Заявления лиц, участвовавших в производстве осмотра места совершения административного правонарушения, излагаются в протоколе.

3. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при производстве осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к протоколу.

Протокол осмотра места совершения административного правонарушения подписывается составившим его сотрудником, а также лицами, участвовавшими в производстве осмотра. Копии протокола осмотра места совершения административного правонарушения вручаются лицам, непосредственно управлявшим транспортными средствами в момент совершения административного правонарушения.

Комментарий к Статье 28.1.1 КоАП РФ

Статья 28.1.1 является новой, введена Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ и вступает в силу с 1 января 2008 г.

В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 или частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса, то есть при возникновении дорожно-транспортного происшествия, в результате которого был причинен вред здоровью, производится осмотр места совершения административного правонарушения.

Осмотр места совершения административного правонарушения представляет собой процессуальные действия, осуществляемые должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значения для дела об административном правонарушении. Перечень производимых процессуальных действий в статье не указан.

Об осмотре места совершения административного правонарушения составляется протокол, который составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Осмотр места совершения административного правонарушения осуществляется указанными должностными лицами в присутствии двух понятых.

В части 4 настоящей статьи определены требования к протоколу осмотра места совершения административного правонарушения как процессуальному акту. В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке транспортного средства, а также фамилии, имена, отчества, адреса места жительства понятых, свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП, в которой предусмотрена административная ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В части 5 указаны требования к содержанию протокола. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения описываются: действия должностных лиц, производящих осмотр, последовательность производства этих действий; состояние и качество дорожного полотна, наличие или отсутствие дорожной разметки, степень освещенности участка дороги, на котором совершено административное правонарушение; тип перекрестка (регулируемый или нерегулируемый), на котором совершено административное правонарушение, исправность или неисправность светофора, наличие или отсутствие знаков приоритета; другие существенные для данного дела обстоятельства.

В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения излагаются также заявления лиц, участвовавших в производстве осмотра.

Обязательно при составлении протокола осмотра места совершения административного правонарушения лицам, участвующим в осмотре, должны быть разъяснены их процессуальные права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Если при осмотре места совершения административного правонарушения применялись фото- и киносъемка, видеозапись или иные установленные способы фиксации вещественных доказательств, то об этом делается запись в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения. А материалы, которые были получены при производстве осмотра с применением указанных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол осмотра места совершения административного правонарушения подписывается составившим его должностным лицом и лицами, участвовавшими в производстве осмотра. Копии протокола затем вручаются лицам, непосредственно управлявшим транспортными средствами в момент совершения административного правонарушения. Примечательно, что копии протокола вручаются только указанным лицам, а не вручаются еще и потерпевшим.