Проведение психолого-лингвистических экспертиз и исследований

Оглавление

Когда назначается психологическая экспертиза для суда?

Суд назначает психологическую экспертизу в случаях, когда для прояснения обстоятельств судебного дела нужно выяснить психоэмоциональное состояние лиц, являющихся субъектами правовых отношений.

В уголовном процессе помощь эксперта по психологии необходима при решении широкого спектра задач. В частности, чтобы установить, каким образом состояние обвиняемого повлияло на его действия, не было ли оказано на него воздействие третьих лиц, можно ли доверять показаниям свидетелей, насколько адекватно жертва воспринимает ситуацию.

В гражданских делах психолога привлекают с целью подтвердить или опровергнуть право определенных лиц совершать сделки. При решении семейных споров может потребоваться анализ личности каждого из участников процесса, их взаимоотношений и системы ценностей.

Для чего назначается психолого-педагогическая экспертиза

В ходе исследования эксперты могут выявить:

  • наличие и характер привязанности ребенка к родителям, близким родственникам или иным лицам;
  • характер влияния родителей и родственников на воспитание и развитие ребенка, действительное отношение каждого из них к ребенку;
  • личностные характеристики и психологические нюансы личности родителей и близкого окружения ребенка;
  • наличие факта психологической травмы, нанесенной несовершеннолетнему со стороны близкого родственного круга, преподавателей школы;
  • предпочтительное место жительства ребенка в случае развода родителей с одним из них;
  • необходимость ограничения или запрета на общение ребенка с кем-то из родственников с целью ограничения негативного психологического воздействия;
  • желательный режим встреч ребенка с отдельно живущими родителем или родственниками.

Независимая психологическая экспертиза ребенка необходима для суда, если рассматриваемое дело затрагивает права и интересы несовершеннолетнего. В этом случае проведение процедуры направлено на выявление важных аспектов для разрешения судебного дела и связано с такими решениями, как:

  • лишение, ограничение или восстановление родительских прав;
  • установление или ограничение права лица на участие в воспитании ребенка;
  • определение места проживания несовершеннолетнего с одним из родителей;
  • решение вопроса об усыновлении;
  • установление опеки, попечительства.

Подготовительный этап экспертизы

Экспертиза проводится в несколько этапов. Одним из важнейших является подготовительный. Он важен как с точки зрения настроя ребенка и его родителей, так и с точки зрения наблюдения

Приглашение обоих родителей, между которыми существует конфликт, очень важно для того, чтобы стороны доверяли результатам исследования, которое должно проводиться максимально прозрачно

Психолого-педагогическая экспертиза ребенка для суда начинается со сбора фоновой информации. Можно понаблюдать, с кем придет несовершеннолетний, как он отреагирует на второго родителя и как все поприветствуют друг друга. Очень показательна предварительная ознакомительная беседа, в ходе которой имеет значение, как рассядутся ее участники, как они будут взаимодействовать, что скажут по существу спора.

Какие факторы состояния ребенка отражает психолого-педагогическая экспертиза для суда?

  • Привязанности ребенкаК кому из родителей он испытывает большую привязанность и доверие.
  • Отношения к каждому из родителейОпределение стрессовых реакций (тревожность, страх) по отношению к родителям.
  • Психологический фон в семьеОпределение уровня психологического комфорта между ребенком и родителями.
  • Уровень внушаемостиОпределение влияния авторитетных для ребенка лиц на его решения.
  • Уровень психологического развития

Участились случаи, когда недобросовестные работники экспертных центров пользуются тем, что большинство родителей не знает, как проводится психолого-педагогическая экспертиза, и нарушают протокол. В подобных экспертизах за один сеанс тестируются сразу ребенок вместе с двумя родителями. С ними проводят беседы, используют различные проективные методики.

Такая система позволяет вынести заключение, но это заключение не может быть полностью достоверным, так как в присутствии двух родителей невозможно адекватно оценить отношение ребенка к каждому из супругов, а также обратную связь от родителей к ребенку. На основании неполных данных выносится неверное заключение, вследствие чего ребёнок может быть помещен в психотравмирующую среду.

Правильная судебная психолого-педагогическая экспертиза ребенка проводится:

  • С ребенком в присутствии родителя
  • С каждым родителем в отдельности без ребенка
  • С двумя родителями без ребенка

Только всестороннее исследование реакций всех участников судебного разбирательства способно дать объективные данные.

Протокол экспертизы предписывает вести видеонаблюдение за процессом применения методик и бесед.

Последующая оценка записи даст дополнительные штрихи к общей картине.

Центр медицинской экспертизы «СудМед» предлагает свои услуги для организации и проведения экспертизы. Компания на протяжении 10 лет занимает особое место на рынке проведения независимых экспертиз и оценок. Полученный практический опыт, понимание внутренних процессов и знание законных требований к проведению экспертиз делает центр медицинских экспертиз «СудМед» гарантом быстрого и объективного результата.

Если в суде рассматривается дело по определению места жительства несовершеннолетнего, родители которого проживают раздельно, экспертиза не вправе подготовить заключение с окончательным выводом — матери или отцу следует передать ребенка на воспитание. Ибо это не может являться целью исследования.

Суд будет рассматривать все аспекты, многие из которых не находятся в компетенции педагога-психолога. Например, материальное положение сторон. Но в ходе экспертизы методики позволяют выявить:

  • эмоциональную привязанность несовершеннолетнего к каждому из членов семьи;
  • их отношения;
  • личностные особенности родителей и самого несовершеннолетнего.

Возможно экспертное заключение по вопросу, могут ли индивидуальные особенности и стиль воспитания матери или отца оказать негативное влияние на развитие ребенка. Оно делается с учетом возрастных и личностных особенностей несовершеннолетнего.

Важно:

Лицензия на осуществление медицинской деятельности

  • Перед проведением исследования проводится устная консультация с клиентом
  • Все наши экспертизы сертифицированы по ГОСТ Р ИСО 9001-2015
  • Специалисты СИНЭО могут выступать в суде с целью трактовки экспертиз, в том числе выполненных другими экспертными организациями, а также когда в судебных заседаниях требуются специальные познания эксперта-психолога. Цены на юридические услуги
  • Возможно проведение экспертизы по материалам дела, проведение повторных исследований
  • Выполняем рецензирование психологических экспертиз, написание рецензий на медицинские экспертизы любого типа и сложности
  • Вопросы, которые ставятся перед экспертом-психологом для проведения экспертизы —

Телефон для консультаций: 340-00-35.

Какие цели достигаются с помощью психолого-педагогической экспертизы?

В ходе психолого-педагогической экспертизы выявляются отношения детей к сторонам конфликта.

Психолого-педагогической экспертизой называется комплексное исследование состояния психики человека, чтобы получить ответы на важные, имеющие значение для дела, спора или суда вопросы. В этом случае привлекаются специалисты в сферах психологии и педагогики, которые смогут дать объективное заключение в соответствии с целями исследования.

К таким целям относится установление обстоятельств, имеющих принципиальное значение, в данном случае для суда, о следующем:

  1. Установление места жительства детей;
  2. Об усыновлении и его целесообразности;
  3. О принятии решения об ограничении или лишении родительских прав, а также их восстановлении;
  4. О целесообразности назначения опекунов и опеки, порядка участия их, а также родителей в жизни ребенка;
  5. О правах лиц на участие в воспитательном процессе детей.

Перечень целей, которые преследуются при назначении психолого-педагогической экспертизы не исчерпывающий. Стороны могут ставить перед исследованием и другие приоритеты, в зависимости от характера спора.

В ходе психолого-педагогической экспертизы выявляются отношения детей к сторонам конфликта: матери, отцу, близким родственникам, опекунам. При этом удается установить:

  1. Эмоциональную связь детей с этими лицами;
  2. Характерные особенности воспитания, имеющие значение для спора;
  3. Социально-психологический климат в семье;
  4. Случаи применения насильственных действий по отношению к ребенку со стороны родителей и/или близкого окружения.

Но психолого-педагогическая экспертиза ребенка не заключается исключительно в его исследовании. Кроме работы с ним проводится изучение психологического состояния родителей или опекунов.

Где заказать психологическую экспертизу?

Результаты экспертизы будут приняты судом в том случае, если в составе экспертной комиссии присутствует специалист, обладающий сертификатом соответствия по экспертной специальности «Исследование психологии и психофизиологии человека». Такой эксперт, помимо знаний о психологии, должен владеть судебной терминологий и разбираться в соответствующих юридических нормах. Могут также привлекаться педагоги, клинические или социальные психологи, лингвисты, психиатры.

В штате Центра психологической помощи «Инсайт» работают психологи различных специализаций. Свяжитесь с нами, и мы проведем квалифицированную психологическую экспертизу по заключению суда. Поможем оформить ходатайство в суд, если проведение экспертизы является вашей инициативой.

Судебные споры по поводу детей

Все услуги СИНЭО сертифицированы ГОСТ Р ИСО 9001-2015

В ряде случаев родители обращаются за судебной психолого-педагогической экспертизой по поводу детей, но не из-за детей. Их скрытые мотивы могут быть различны, но они часто сводятся к:

  • разделу совместно нажитого в процессе семейной жизни (материального имущества и детей);
  • незаконченным отношениям с бывшим супругом, желанием сохранять контакты, пусть даже в форме обращения в отдел опеки или судебной тяжбы;
  • неудовлетворительным отношениям в браке, обиде, как следствие, желанию унизить, нанести моральную боль другому родителю, а самому «выиграть», получив удовлетворение от унижения другого;
  • оправданию себя, своей жизненной позиции, поступков;
  • желанию вернуть ушедшего супруга, повлиять на него с помощью судебной тяжбы или посредством увещеваний специалистов органа опеки.

На рассмотрение психолого-педагогического эксперта могут быть выставлены вопросы:

  1. индивидуально-психологические особенности ребенка, особенности его эмоционального состояния;
  2. особенности родительской позиции;
  3. особенности детско-родительских отношений: отношения каждого из родителей к ребенку, отношение ребенка к родителям как к паре, к каждому в отдельности;
  4. взаимоотношения ребенка с другими членами семьи и социальным окружением;
  5. содержание конфликта между родителями.

Определяющим фактором в судебной психолого-педагогической экспертизе является необходимость учитывать социально-психологические особенности семейного конфликта, множества психологических, клинико-психологических, социально-психологических факторов, влияющих на психологическое состояние и развитие ребенка.

Важным условием является обеспечение ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать свое мнение по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка

Факторы, которые имеют значение для психолого-педагогической экспертизы

В данной статье мы рассмотрим клинико-психологические факторы, которые влияют на психологические состояние ребенка и имеют непосредственное значение при проведении педагогической экспертизы.

При судебной психолого-педагогической экспертизе родителя, с которым проживает ребенок:

  • индивидуально-психологические особенности родителя, с которым проживает ребенок, которые определяют неадекватность поведения родителя в ситуации семейного конфликта, неспособность родителя к адекватному обеспечению индиви

    дуальных потребностей развития ребенка и оказывают негативное влияние на психологическое состояние несовершеннолетнего;

  • психологическое индуцирование – формирования негативного отношения к отдельно проживающему родителю и общению с ним, которое может осуществляться в форме активного настраивания ребенка взрослым, с которым он проживает, а также некритичного принятия и последующего отражения ребенком мнений и оценок значимого взрослого при идентификации с ним;
  • неадекватность родительской позиции и патологизирующий стиль воспитания на основе определенной экспертом-психологом в ходе исследования взаимосвязи между индивидуально-психологическими особенностями родителя, его мотивационно-смысловой сферы, поведением по отношению к ребенку и особенностям самого ребенка (возраст, индивидуально-психологические особенности, особенности психического состояния и развития).

При судебной психолого-педагогической экспертизе родителя, проживающего отдельно:

  • эмоционально отвергающее или жестокое обращение с ребенком в период совместного проживания с ним с формированием негативного отношения ребенка к родителю;
  • неправильное поведение родителя в отношении ребенка в период раздельного проживания, вызывающее у последнего ухудшение психического и изменение отношения к родителю (угрозы, манипуляция сознанием, конфликт лояльности);
  • отсутствие в течение длительного периода взаимоотношений между родителем и ребенком, несформированность отношения, когда ребенок не включает родителя в состав своей семьи и не знает о его существовании с учетом индивидуально-психологических особенностей родителя и психологических особенностей ребенка (уровня его тревожности, склонности к невротическим реакциям и невротическому развитию).

При судебной психолого-педагогической экспертизе ребенка:

  • наличие у ребенка психологического неблагополучия (невротические реакции, расстройства эмоций и поведения), вызванного проживанием или общением с одним из родителей;
  • наличие у ребенка психологического неблагополучия с высокой степенью вероятностью ухудшения психического состояния вследствие общения с отдельно проживающим родителем;
  • оценка способности каждого из родителей обеспечить психологические потребности ребенка, обусловленные расстройством (невротические реакции, расстройства эмоций и поведения);
  • выявление у ребенка отвергающего (конфликтного) отношения к одному из родителей, сформировавшегося в результате негативного опыта взаимодействия с ним;
  • наличие у ребенка нарушений психического развития, не позволяющих считать его мнение о месте проживания самостоятельным и обоснованным;
  • выявление у ребенка негативного, конфликтного отношения к отдельно проживающему родителю, сформировавшегося в результате психологического индуцирования того родителя, с которым он проживает, или в результате вовлечения ребенка в супружеский конфликт, с отражением механизма формирования негативного отношения. Ситуацию, при которой ребенок утрачивает позитивное отношение к одному из родителей, с клинико-психологической точки зрения следует рассматривать как аномальную и создающую значительный риск нарушений психического развития ребенка.

«С кем останется ребенок: с отцом или мамой?»

Интервью со специалистами Института независимой экспертизы и оценки

Из цикла адвокатского телевидения «Лучшие эксперты и оценщики Санкт-Петербурга»

Судебно-психологическая экспертиза ребенка: особенности

Лицензия на осуществление медицинской деятельности

Один из самых частых случаев в психологической экспертной практике — формирование негативного отношения ребенка к одному из родителей.

Такое возможно, если один из членов семьи часто показывает свои негативные эмоции по отношению к супругу в присутствии ребенка

Это может происходить как преднамеренно (с целью создать более тесную связь с ребенком, или отомстить супругу), так и неосознанно (невнимание взрослых к душевному равновесию своих чад — ссоры и ругань при детях, высказывание обид, обвинений)

Тем не менее, отец или мать ранят психику ребенка, на протяжении долгого времени настраивая ребенка против другого родителя.

Как это скажется при проведении психологической экспертизы ребенка?

Исследование детско-родительских отношений проводят специалисты-психологи в несколько этапов. Задача эксперта — определить истинные привязанности и потребности ребенка. Несомненно, долгое навязывание взрослым своего мнения влияет на решения ребенка. Это может привести к неестественному поведению у несовершеннолетних — диссонанс между желаниями и интересами.

Психолог беседует и наблюдает за поведением обоих родителей, за совместной деятельностью ребенка с отцом и с мамой. На основании исследований, эксперт делает выводы о психологических особенностях матери и отца ребенка, об устойчивости психики и отношении ребенка.

Эксперт должен быть не предвзятым, а потому не иметь знакомства с одним из родителей или со всей семьей до проведения экспертизы — это может повлиять на объектность его оценки.

Любое намеренное воздействие родителя на ребенка, с целью повлиять на его решение относительно общения или проживания с родителем, будет выявлено хорошим специалистом. Это будет отражено в экспертном заключении.

Психологическая экспертиза ребенка: предпосылки и последствия развода

Чаще всего уход одного из супругов влечет за собой ухудшение материальных и бытовых условий. В основном остается женщина с детьми. Без мужа женщина берет на себя несвойственные ей обязанности. Это ведет за собой неорганизованность воспитания. Прежде всего, страдают отношения матери и ребенка, они становятся напряженными и невротическими.

Повседневные трудности сопровождаются отрицательной реакцией ребенка: вспышки гнева, раздражительность, повышенная ранимость, чувства изоляции и отчуждения, фобии, соматовегетативные расстройства, чувства вины, беспокойства.

В таких ситуациях мать считает, что вправе наказать ребенка, унижая, оскорбляя, обвиняя его в непонимании. Нередко родитель прибегает к применению физических наказаний.

Когда родители заняты процессом развода и выяснением отношений, дети остаются одни, воспитание становится материальным. В силу своей незрелости, дети остаются психологически заброшенными. Ограничивая общения с ребенком, мать не задумывается, как и где проводит время ребенок. Это проводит к различным формам девиантного поведения: неумение доброжелательно общаться с ровесниками, агрессивность, вредные привычки.

Острое протекание семейных конфликтов особенно проявляется в подростковом периоде, в период кризиса. Подростки становятся неуверенными, пассивными, присутствует самообвинение. Типичное поведение — это мелкие правонарушения, кражи, эпизодическое употребление алкоголя, самовольное оставление учебы, жестокость, эгоизм, отсутствие интереса к окружающим, увлечение крайностями моды (татуировки, пирсинг и т.п.).

Мать и ребенок, находящиеся в системе разрыва семьи, нуждаются в психологической поддержке. Комплекс психокоррекционных занятий, прежде всего, будет направлен на десоциализацию детей и подростков и оказание эмоциональной поддержки оставшегося родителя.

Психологическая экспертиза ребенка по отношению к отцу, к матери, экспертиза обоих родителей — поможет определить степень невротических и поведенческих расстройств, установить привязанности ребенка, определить порядок общения и проживания ребенка. Консультация психолога-эксперта в Санкт-Петербурге: 340-00-35 

  1. Психологическая экспертиза – от 15 000 руб.
  2. Досудебное психологическое исследование (заключение специалиста) – от 13 000 руб.
  3. Комплексная психолого-педагогическая экспертиза – от 20 000 руб.
  4. Досудебное комплексное психолого-педагогическое исследование (заключение специалистов) – от 17 000 руб.
  5. Психологическое консультирование – от 1000 руб в час.

При рассмотрении каких споров требуется экспертиза

В полной семье в роли законных представителей ребенка выступают оба родителя, между которыми могут возникать разногласия по вопросам воспитания. Если их не удается решить мирным путем, одна из сторон вправе обратиться в суд. Первой инстанцией, куда семейное законодательство рекомендует обращаться, являются органы опеки. Однако их решение можно оспорить в суде, если кто-то из родителей с ним не согласен.

Перечислим наиболее часто рассматриваемые гражданские дела, в которых важно выявить интересы ребенка для вынесения решения:

  • Ст. 59 СК РФ об изменении имени и фамилии несовершеннолетнего. Обязательное согласие ребенка требуется с 10 лет. До этого возраста между супругами могут возникать споры, особенно если они совместно не проживают.
  • Ст. 65 СК РФ об осуществлении родительских прав. В ней говорится о возможных разногласиях по вопросам воспитания и месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании матери и отца.
  • Ст. 66 СК РФ о реализации прав на участие в воспитании несовершеннолетнего одного из родителей, не проживающего совместно с ребенком.
  • Ст 69 СК РФ о лишении родительских прав. Эта исключительная мера применяется к матери и отцу, злоупотребляющим своими правами и жестоко обращающимся с детьми. Факт физического или психологического насилия должен быть установлен с помощью медико-психолого-педагогической экспертизы.

Виды психолого-педагогических экспертиз

Назовем основные разновидности психолого-педагогической экспертизы и сферы, в которых они действуют:

  • прогностическая, педагогическая. Выявляет закономерности воспитания и обучения несовершеннолетнего в их психологических аспектах;
  • психолого-психиатрическая. Рассматривает личностные и поведенческие особенности человека;
  • медико-психологическая. Находит отклонения в развитии психики вследствие заболеваний или особенностей развития;
  • психолого-педагогическая. Объединяет в единую картину особенности психологического и прогностического развития ребенка с целью создания комплексного описания его развития в текущий момент времени;
  • психолого-социальная. Ставит целью нахождение взаимосвязей между психологическими особенностями человека и его существования и взаимодействия в социальной сфере с другими людьми.

К данным разновидностям можно также отнести более частные экспертизы, например, различного типа психологические консультации. К ним часто прибегают родители и педагоги трудных детей с целью наладить отношения с ребенком и выстроить благоприятные условия для его развития. Наиболее распространенными в этой сфере являются:

  • возрастно-психологическое консультирование подростков, которые вступили в переходный возраст, и психологическое консультирование родителей подростков как обратная сторона одной медали. Нередко в этот период отношения детей и родителей выходят из-под контроля и требуют вмешательства и помощи от специалистов;
  • детское психологическое консультирование школьников требуется в случае неуспеваемости ребенка, сложностей при его вхождении в образовательную среду. Специалисты с помощью определенных методик находят истинные причины проблем ребенка в обучении;
  • психологическое консультирование родителей, имеющих детей-инвалидов, направлено на оказание психологической помощи и поддержки для семей с особенными детьми. Воспитание ребенка с отклонениями в здоровье зачастую является тяжелым испытанием для родителей и обращение к специалистам помогает наладить здоровые взаимоотношения в семье.

Таким образом, подбор необходимого вида экспертиз зависит от конкретного случая и целей, которые ставятся перед специалистом. В зависимости от них формируется необходимый методический набор для работы специалистов с ребенком или взрослым. Как правило, это комплексные методики, основанные на объединении двух или трех более узких областей.

Результатом любой психологической экспертизы является нахождение ответов на вопросы, связанные с особенностями личности, поведения и психологического состояния человека, который является объектом исследования.