Статья 103 конституции россии

Госдума выражает недоверие правительству РФ

Moтивированное предложение

 о выражении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации недоверия Правительству Российской Федерации

Мы, нижеподписавшиеся депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, на основании ст. 149 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации вносим на обсуждение Государственной Думы вопрос о недоверии Правительству РФ.

Год работы Правительства Российской Федерации выявил его полную недееспособность.

Правительство не смогло воспользоваться уникально благоприятной для России внешнеторговой конъюнктурой (сальдо торгового баланса в 2004 году составило 87 млрд. долл.) и ускорить экономический рост, придать ему устойчивость, уменьшить пропасть между богатыми и бедными. Напротив действия Правительства привели к замедлению экономического развития, непониманию и неверию граждан и инвесторов в проводимую политику.

Правительство не приняло ни одного принципиального решения для реформирования монополий, тарифы которых душат экономику, провалило пенсионную реформу, создало нестабильность в банковском секторе и на финансовых рынках. Аграрный сектор по итогам года не показал роста производства, ухудшилось финансовое положение сельхозпроизводителей.

Граждане и предприниматели не могут понять, куда идет страна. Капиталы вновь побежали за границу.Инфляция по итогам 2004 года составила I 1,7%, намного превысив правительственные ориентиры, а в январе текущего года подскочила до 2,5 % в месяц, уже опрокинув намеченную на год планку в 8-8,5%. Рост цен бьет по карману наиболее незащищенных социальных слоев — пенсионеров, студентов, матерей-одиночек, молодых семей, усугубляя имущественное неравенство. По официальным данным доходы десяти процентов самых богатых граждан в 14,4 раза превысили доходы десяти процентов самых бедных. В 2003 году это соотношение составляло 13,8 раза.

Подготовка, проведение через парламент и реализация ФЗ № 122 от 22 августа 2004 года показало стране всю глубину некомпетентности Правительства, нежелание слушать иное мнение, просчитывать последствия принимаемых решений, учитывать реальные интересы основных социальных слоев и профессиональных групп российского общества. Особый цинизм этих действий в том, что они проводятся в канун 60-летия Победы и под лозунги о борьбе с бедностью. Результатом стала неразбериха, существенное снижение жизненного уровня миллионов людей, рост социальной напряженности во многих городах страны. Люди вынуждены выйти на улицы и площади для отстаивания своих интересов. В особенно сложном положении оказались военнослужащие, которым дисциплина не позволяет присоединиться к митингующим, и члены их семей. Лишив их льгот, Правительство «забыло» заложить в бюджет адекватную компенсацию.

Вместо признания ошибок и оперативного их исправления Правительство ищет стрелочников — ими стали региональные власти — и подстрекателей.

Правительство Российской Федерации последовательно ведет линию на перенос основных социальных обязательств государства на регионы и местное самоуправление и одновременно перераспределяет налоговые поступления в пользу федерального бюджета. Передав с этого года территориям более 40 новых расходных полномочий, Правительство другой рукой изъяло у них как минимум 80 млрд. руб. доходных источников. Федерализм как система государственного устройства, закрепленная в Конституции России, вновь сменяется стремлением принимать все решения из Москвы, порождая напряженность в отношениях «центр — регионы». Это угрожает самой целостности нашего государства.

Правительство в своих действиях все дальше отходит от статьи 7 Конституции Российской Федерации, провозгласившей Россию социальным государством.

Проведение дальнейших реформ в сфере образования, здравоохранения, ЖКХ, привлечение дополнительных инвестиций в экономику невозможно без консолидации общества, без понимания сути проводимых Правительством и Президентом Российской Федерации реформ. В противном случае раскол между народом и властью лишь углубится,

В сложившейся ситуации мы считаем, что только отставка Правительства Российской Федерации и изменение социально-

экономической, финансовой и федеративной нолитики может спасти страну от новых потрясений.

На основании п. 3 статьи 117 Конституции Российской Федерации предлагаем Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации выразить недоверие Правительству Российской Федерации.

Приложение: подписи депутатов Государственной Думы на 7 листах.

Комментарии чиновников по поводу решения

Вице-премьер Виталий Мутко высказал свое видение этого инцидента: «Правительство ушло в отставку из-за «большого вызова» и «запроса на изменения». «Мы посчитали, что это большой вызов, запрос на изменения, надо выходить с новыми подходами», — заявил чиновник.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы Михаил Емельянов отметил, что для выполнения назначенного президентом России Владимиром Путиным политического курса подобные изменения в составе российского кабмина были необходимы.

Вот как он прокомментировал решение российского правительства уйти в отставку: «Данное решение логично. Первая задача, которую поставил Путин, требует социально-экономического политического курса, социально-экономической политики». По мнению парламентария, стране необходимы «кадровые перемены».

Видео: неожиданное заявление Медведева

Это видео, в котором вице-премьер Дмитрий Медведев объявляет об отставке всего правительства в ходе встречи с президентом России В. Путиным 15 января 2020 года:

Мнение эксперта

После того, как Дмитрий Медведев озвучил решение правительства уйти в отставку, эксперты высказали свое мнение по поводу дальнейших назначений. Владимир Слатинов, представляющий Институт гуманитарно-политических исследований считает, что президент не будет медлить и новые назначения будут произведены в ближайшее время.

Владимир Путин уже предложил на должность премьер-министра главу ФНС РФ Михаила Мишустина. Его кандидатуру будут рассматривать в Госдуме.

Дмитрию Медведеву президент страны предложил должность зампредседателя Совбеза. На новом посту бывший премьер-министр займется вопросами безопасности и обороноспособности.

Эксперт уверен, что правительство достаточно серьезно обновится, причем наибольшие изменения коснуться социально-экономического блока. Учитывая большое количество претензий к здравоохранению, обновлений в этой сфере неизбежны. Также Слатинов добавил, что серьезные преобразования будут произведены в социальном блоке.

Спецэфир об отставке российского правительства смотрите в следующем видео:

Возможно вам также будет интересно узнать о том, что Кадыров назначил исполняющего обязанности главы Чечни

Уходящий состав

Нынешнее Правительство под председательством Дмитрия Медведева было сформировано 18-го мая 2018-го года. Его состав включает 10 заместителей главы Правительства, в том числе одного первого вице-премьера, и 22 министров.

Первым вице-премьером и министром финансов был назначен Антон Силуанов, вице-премьерами — Максим Акимов, Дмитрий Козак, Виталий Мутко, Юрий Борисов, Татьяна Голикова, Ольга Голодец, Алексей Гордеев, а также полномочный представитель Президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев и руководитель аппарата Правительства Константин Чуйченко.

В составе Кабинета были следующие руководители федеральных министерств:

  • МВД возглавлял Владимир Колокольцев;
  • МЧС — Евгений Зиничев;
  • МИД — Сергей Лавров;
  • Министерство обороны — Сергей Шойгу;
  • Министерство юстиции — Александр Коновалов;
  • Министерство здравоохранения — Вероника Скворцова;
  • Министерство культуры — Владимир Мединский;
  • Министерство науки и высшего образования — Михаил Котюков;
  • Министерство природных ресурсов и экологии — Дмитрий Кобылкин;
  • Министерство промышленности и торговли — Денис Мантуров;
  • Министерство просвещения — Ольга Васильева;
  • Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики — Александр Козлов;
  • Министерство РФ по делам Северного Кавказа — Сергей Чеботарев;
  • Министерство сельского хозяйства — Дмитрий Патрушев;
  • Министерство спорта — Павел Колобков;
  • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства — Владимир Якушев;
  • Министерство транспорта — Евгений Дитрих;
  • Министерство труда и социальной защиты — Максим Топилин;
  • Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций — Константин Носков;
  • Министерство экономического развития — Максим Орешкин;
  • Министерство энергетики — Александр Новак.

Дмитрий Медведев стал абсолютным рекордсменом в новейшей истории России по времени работы во главе Кабинета министров — дольше 7лет и 8месяцев: 2тыс. 808дней с момента утверждения на пост председателя Правительства 8-го мая 2012-го года.

Когда случалось подобное в истории России?

Медведев стал абсолютным рекордсменом в новейшей российской истории по времени работы во главе кабинета министров — больше семи лет и восьми месяцев (2 тыс. 808 дней с момента утверждения на пост председателя правительства 8 мая 2012 года).

Нынешнее правительство под председательством Медведева было сформировано 18 мая 2018 года. В этом составе — 10 заместителей председателя правительства, в том числе один первый вице-премьер, и 22 министерства. Таким образом оно работало меньше всех правительств за 20 лет правления Путина.

Для отставки правительства существует несколько оснований:

  1. Добровольно;
  2. В связи с инаугурацией нового президента;
  3. По инициативе главы государства;
  4. В связи с отставкой председателя правительства;
  5. В связи с вотумом недоверия Госдумы, принятым либо по инициативе большинства депутатов, либо в ответ на вопрос о доверии кабинету, поставленный перед Госдумой премьер-министром.

Новый председатель правительства назначается президентом России с согласия Государственной Думы. По его предложению президент назначает заместителей председателя правительства и федеральных министров. Также на основании предложения председателя правительства РФ, направленного в течение недельного срока после его назначения, глава государства утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти.

Конституционная реформа

В ходе ежегодного послания Федеральному собранию 15-го января Президент предложил внести изменения в Конституцию РФ, которые, в итоге, могут несколько сместить баланс ветвей власти.

Что касается исполнительной и законодательной ветвей, то Владимир Путин считает необходимым ввести новый порядок утверждения членов Правительства, расширив тем самым полномочия парламента.

Если сейчас Президент просто получает согласие Государственной Думы на назначение вице-премьера, а затем по представлению главы Правительства назначает также его заместителей и всех министров, то с изменением Конституции Государственная Дума будет утверждать кандидатуру председателя Правительства, а после по представлению премьер-министра — и кандидатуры всех членов Кабинета.

Отклонить утвержденные кандидатуры Президент при этом не сможет. За ним останется только право назначать руководителей силовых ведомств, и то по итогам консультаций с Советом Федерации. Такой же принцип будет введен и для региональных прокуроров (сейчас они назначаются по согласованию с Законодательным собранием субъекта РФ), что должно обеспечить их независимость от местных властей.

Вместе с тем глава государства подчеркнул, что такое изменение не означает, что Российская Федерация станет парламентской республикой.

«Убежден, что наша страна с ее огромной территорией, сложным национально-территориальным устройством, многообразием культурно-исторических традиций не может нормально развиваться и, скажу больше, просто существовать стабильно в форме парламентской республики. Россия должна оставаться сильной президентской республикой», — уточнил Владимир Путин.

Так, измененная Конституция все-таки сохранит за Президентом право отстранять от должности вице-премьера и других членов Правительства в случае ненадлежащего исполнения обязанностей или в связи с утратой доверия.

В отношении судебной ветви власти Владимир Путин предложил расширить поле деятельности Конституционного суда, наделив его возможностью проверять законность принятых законопроектов до их подписания главой государства и вступления в силу.

В то же время он считает, что Федеральное собрание, которое сейчас может отрешить судью Конституционного суда по представлению самого суда, должно делать это по представлению Президента. То же самое касается и членов Верховного суда.

При этом Владимир Путин предложил, по сути, внести в Конституцию новый орган власти — Государственный Совет, который с 2000-го года действует при Президенте и имеет лишь консультативные полномочия.

Кроме того, глава государства считает необходимым закрепить более жесткие требования к тем, кто занимает высшие государственные должности: депутаты, сенаторы, главы регионов, вице-премьер, его заместители и министры, судьи не должны иметь иностранного гражданства, вида на жительства и т.п., что позволяет постоянно проживать на территории иностранного государства.

Такое же требование должно предъявляться к кандидатам в президенты. При этом Владимир Путин подчеркнул, что иностранное гражданство должно отсутствовать не только на момент выборов, но и вообще когда бы то ни было ранее. Президентом страны также сможет стать только тот, кто на протяжении не менее 25лет постоянно проживал на территории России.

Однако самым значительным обещает стать поправка в Конституции, которая ограничит президентство двумя сроками, а не двумя сроками подряд, как сейчас закреплено в главном законе. Владимир Путин не исключил такой возможности.

«Знаю также, что в нашем обществе обсуждается конституционное положение о том, что одно и то же лицо не должно занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Не считаю этот вопрос принципиальным, но согласен с этим», — отметил Владимир Путин, чей срок в должности Президента является уже четвертым по счету.

Новая должность для Дмитрия Медведева

Вместе с тем Владимир Путин сообщил о намерении ввести новую должность заместителя председателя Совета безопасности и назначить на этот пост Дмитрия Медведева. «Считаю возможным и сделаю это в ближайшее время, введу должность заместителя председателя Совета безопасности. Председателем Совета безопасности, как известно, является Президент», — сказал он, подчеркнув, что «Дмитрий Анатольевич всегда занимался этими вопросами (обороноспособности и безопасности – прим.)».

Владимир Путин напомнимл, что Дмитрий Медведев в свое время был Президентом РФ, в течение практически 8лет возглавлял Правительство. «Наверно, это самый длительный срок пребывания на этой должности в новейшей истории», — прокомментировал Президент.

Он заметил, что если для назначения Дмитрия Медведева потребуется внести изменения в действующие законы, нормативные акты, то это будет сделано в ближайшее время. «В ближайшее время я буду просить депутатов также поддержать, но надо, чтобы юристы дали соответствующие оценки», — заключил Владимир Путин.

Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим, в частности, подготовку решений главы государства в вопросах стратегии развития страны, обеспечения защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Председателем Совета безопасности по должности является Президент РФ. В состав этой структуры входят также секретарь (с 2008-го года этот пост занимает Николай Патрушев), постоянные члены и члены, включаемые Президентом РФ.

Исполнение обязанностей

Владимир Путин положительно оценил работу Правительства Дмитрия Медведева. «Я со своей стороны тоже хочу вас поблагодарить за все, что было сделано на этом этапе нашей совместной работы, хочу выразить удовлетворение теми результатами, которые были достигнуты», — сказал Президент на встрече с Кабинетом министров. «Не все удалось сделать, но все никогда не получается в полном объеме», — подчеркнул глава государства.

Владимир Путин поручил уходящему Правительству исполнять свои обязанности до формирования нового Кабинета. «Прошу вас исполнять обязанности в полном объеме до формирования Правительства в новом составе», — сказал глава государства.

Кроме того, Владимир Путин заявил, что намерен провести встречи с каждым министром и вице-премьером нынешнего состава Правительства. «Надеюсь, что мы с вами в ближайшее время увидимся, я встречусь с каждым из вас. Мы увидимся в самое ближайшее время», — сказал он.

Позже Владимир Путин подписал указ об отставке Кабинета министров, а затем во время рабочей встречи с главой ФНС Михаилом Мишустиным предложил ему занять должность премьер-министра. Получив согласие, Президент внес кандидатуру Михаила Мишустина на рассмотрение в Государственную Думу, сообщила пресс-служба Кремля.

Что произошло 15 января 2020 года?

Послание Путина к Совфеду транслировалось во всех крупных городах. ОНФ позаботился, чтобы речь президента показывали в музеях, библиотеках, выставочных центрах, кафе, барах, аэропортах, больницах, на огромных медиаэкранах и даже на Эльбрусе и Международной космической станции. Мало кто догадывался, что это обращение закончится отставкой кабмина.

15 января по время послания Федеральному собранию Владимир Путин внес несколько предложений об изменении Конституции.

Некоторые из них касаются изменения роли премьера. Президент предложил дать Госдуме право утверждать председателя правительства, чью кандидатуру предлагает глава государства.

В случае принятия поправок Госдума также сможет по представлению премьера утверждать всех вице-премьеров и министров. Президент после этого лишится права отклонять утвержденных Госдумой глав министерств и будет обязан их утвердить.

В ходе послания Федеральному глава государства заявил о необходимости внести изменения в Конституцию и запретить чиновникам, депутатам, министрам и судьям иметь иностранное гражданство. Многие спикер Госдумы Вячеслав Володин, заместитель председателя ЦИК России Николай Булаев сообщили о готовности организовать голосование по вопросам поправок в основной закон Российской Федерации.