Оглавление
Введение
На сегодняшний день термины “управление проектами” и “бюджетирование” уже прочно входят в обиход руководителей российских организаций. В условиях ограниченности ресурсов, необходимости достижения поставленных целей в предельно сжатые сроки и в рамках ограниченного бюджета, все в большей степени ощущается жесткая необходимость внедрения современных методов управления.
Во многих организациях уже внедрены и успешно применяются методики бюджетирования и управления проектами. Но использование даже самых передовых методов управления не обеспечивает максимальной эффективности организации, если эти методы используются в отрыве друг от друга.
В принципе, в системах управления проектами и бюджетирования очень много общего: эти системы оперируют одной информацией, но в различных срезах и формах представления. Основная цель применения этих методик ” это постановка эффективной системы управления организацией. Управлять, – значит ставить конкретные цели, планировать, осуществлять контроль на основе утвержденных планов, анализировать результаты, сопоставляя их с плановыми показателями, выявлять причины отклонений и принимать решения, устраняющие эти расхождения .
В контексте построения корпоративной системы управления, с необходимостью возникает вопрос о постановке эффективных систем управления проектами и бюджетирования организации. В настоящее время не существует уникального целостного решения, которое одновременно включало бы в себя эффективные инструменты многопроектного управления и бюджетирования. Традиционная методология бюджетирования не отражает всей специфики проектно-ориентированной организации ” бюджеты отображают состояние финансовых ресурсов компании на определенный момент времени, упуская из вида возможную потерю потребителей или угрозу снижения объемов продаж нового продукта и т.д. Для компаний же с проектной организационной структурой, в которых используются позаказная схема организации бизнес-процессов и отсутствует поточное производство, наиболее целесообразным представляется планирование бюджетов от расчета показателей по отдельным проектам и их последующей консолидации и формирования сводной финансовой отчетности.
Виды бюджета по стадиям проекта
На различных стадиях реализации проекта формируются разные бюджеты с разной степенью точности.
- Стадия определения концепции проекта. Здесь формируется объём бюджетных ожиданий, определяющих потребности в финансах и предварительное планирование потенциальных платежей. Величина погрешности такого планирования самая большая по сравнению с другими стадиями – 25-40%.
- Стадия обоснования. На этой стадии одновременно с технико-экономическим и инвестиционным обоснованием формируется предварительный бюджет проекта с погрешностью в 15-20%. В бюджете обосновываются статьи расходов и необходимость привлечения финансовых ресурсов.
- Стадия переговоров и заключения контрактов. После завершения тендеров, проведения переговоров и заключения контрактов планируется уточнённый бюджет с привлечением поставщиков и подрядчиков. Благодаря этому бюджетная погрешность на стадии составляет не более 10%.
- Стадия разработки документации. В этой фазе принимается окончательный бюджет и вводится директивное ограничение на использование ресурсов. В таком бюджете тоже могут быть отклонения, но они составляют всего порядка 3-5%.
- Стадии реализации проекта и его завершения. На этих стадиях идёт речь о фактическом бюджете, когда происходит практическое управление стоимостью с минимальными погрешностями.
После технико-экономических исследований преждевременно сразу формировать директивные бюджеты. (На этой стадии они носят оценочный характер). И только после согласования с заинтересованными лицами и участниками утверждается официальный эталонный документ, с которым сравнивается фактический процесс. При расхождении ранее запланированных показателей с фактическими отклонения должны своевременно отражаться в бюджетах. А по завершении проекта итоговый документ должен отразить окончательные реальные значения.
Какие бюджеты бывают
Финансовые планы и бюджеты составляют на разные промежутки времени. Они бывают:
- долгосрочные — от 1 года
- краткосрочные — на месяц, квартал, год.
Долгосрочное планирование определяет допустимые темпы расширения предприятия и повышение стоимости бизнеса. А краткосрочное — обеспечивает постоянную платежеспособность предприятия.
В плане последовательности — бюджеты формируют вначале для каждого подразделения, а потом сводят их в основной бюджет по предприятию. В Америке его называют Master Budget.
Схема бюджетирования предприятия
Рассмотрим, что входит в эти бюджеты и для чего они нужны.
- 1. Операционное бюджетирование. Это, по сути, план деятельности предприятия на год. Сюда входят такие бюджеты:
- бюджет продаж — в нем фиксируется, сколько товара предприятие планирует сбыть в течение месяца или квартала. Делается с разбивкой по видам и группам продукции. Помогает составить остальные бюджеты организации.
- бюджет производства — позволяет корректировать объемы сбыта, производства и товарных запасов с учетом плана продаж.
- бюджет затрат предприятия на оплату труда — учитывает как сдельную, так и фиксированную части зарплат.
- бюджет коммерческих расходов — к ним относятся затраты на маркетинг, партнерские выплаты, транспорт и пр.
- бюджет управленческих расходов — сюда входят выплаты налогов, коммунальных услуг, процентов по кредитам, содержание бухгалтерии и пр.
- 2. Балансовый бюджет. Этот документ отражает планируемые суммы активов и пассивов на отчетный период.
- 3. Финансовый бюджет. В нем указывают возможные источники денежных средств и то, как их планирует использовать компания. К нему также относятся:
- инвестиционный бюджет — в документе запланированы вложения в развитие бизнеса, например, расходы на закупку нового оборудования или открытие нового филиала.
- кассовый бюджет — это смета ожидаемых поступлений и расходов финансовых поступлений за отчетный период.
Еще бюджеты делят на фиксированные и гибкие. В первом случае финансовые показатели не пересматривают (фиксированный вид считается классической формой бюджетирования). Гибкие бюджеты можно корректировать.
В условиях неопределенности, компании практикуют средний вариант — «скользящие» бюджеты. Их обновляют каждый квартал. Пересчитывают плановые значения, что позволяет быстро реагировать на изменения экономики.
Система доходов госбюджета
Доходы служат финансовой базой для реализации основополагающих задач в сфере экономики, социальной и оборонной политики страны, состоящей из платежей физических и юридических лиц в пользу государства, а также иных неналоговых доходов, поступающих в распоряжение финансовых распорядителей.
Виды государственных доходов
Все поступающие в распоряжение государства средства можно подразделить на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.
- Налоговые поступления от физических и юридических лиц занимают центральное место в системе государственных доходов, обеспечивая органам государственной власти основной источник денежных средств. Также они являются регулятором всех социальных групп населения страны. Так, для лиц, находящихся за чертой бедности, предусмотрен механизм освобождения от налогового бремени, а для богатых – повышенный уровень налогообложения на сверхприбыль.
- Неналоговыми источниками доходов являются средства от использования или продажи государственного (муниципального) имущества, штрафы, компенсации, а также услуги возмездного характера, которые оказывает государство своим гражданам.
- Безвозмездными перечислениями называют дотации и субсидии как инструмент финансовой помощи бюджетов разных уровней, а также добровольные пожертвования и безвозвратные перечисления от внебюджетных фондов, граждан и организаций.
Разделение налогов по уровню бюджетов
Все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Хотя система налогообложения и имеет трёхуровневый характер, наиболее значимы именно федеральные налоги. К их числу относятся такие налоги, как:
- НДФЛ;
- налог на прибыль организаций;
- НДС;
- все виды акцизов, таможенных и иных пошлин, оплата по системе «Платон».
Региональными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на уровне субъектов государства. К этой категории относят:
- имущественный налог организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог;
- лицензионные сборы и пошлины.
На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы по отдельным видам налога.
Налоги и сборы местного уровня, а также льготы по этим налогам, устанавливаются и принимаются нормативными актами муниципалитетов. Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах определённых законодательством полномочий. К системе местных налогов относят:
- налог на имущество физических лиц;
- налог на землю;
- на содержание жилищного фонда;
- на рекламу.
Прямые и косвенные налоги
По способу изъятия налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги собираются непосредственно, буквально «напрямую» с субъекта налогообложения. Это налог на прибыль, НДФЛ, налог на совокупный доход
Прямые налоги могут взиматься в бюджеты всех уровней в зависимости от географического расположения предприятия и его стратегической важности
Доля косвенных налогов в системе бюджета России занимает ключевую роль и составляет более 70% от общего числа поступлений. Их значение заключается не только в доходности для государства, но и влиянии на ценообразование и общую структуру потребления.
К косвенным налоговым платежам относится, в первую очередь, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и сборы, а также акцизы, которые взимаются с групп товаров с высокой доходностью (природные ресурсы, бензин, спирт и алкогольные напитки, табачные изделия).
Ключевое значение в этой группе налогов занимает именно НДС, приносящий почти половину поступлений в бюджет от всех косвенных налогов.
Как отслеживается соблюдение бюджета
Чтобы вести максимальный контроль над затратами, нужно подготовить бюджет, основанный на времени. Так затраты будут отслеживаться на каждом этапе. Необходимо сопоставить фактические расходы с периодическими целями, установленными в документе. Цели могут быть ежедневными, ежемесячными и даже ежегодными. Это значительно облегчит отслеживание затрат. Будет проще работать, чем с одним полным бюджетом на весь период проекта.
Если необходимо выполнить новую задачу, нужно составить для этого смету расходов и посмотреть, согласуется ли она с ранее окончательно установленной суммой. При обнаружении несоответствия, необходимо будет потрудиться над принятием мер для «Запроса на изменение».
Также нужно эффективно управлять временем, отслеживая сроки выполнения работ. Если они затянутся, то придется понести большие затраты, превышающие ранее установленные. Нужно напоминать своим менеджерам, чтобы они обеспечили своевременное выполнение работ.
Обязательно необходимо контролировать изменения в проекте. Нужно стараться, чтобы по ходу его выполнения их было как можно меньше. Ведь они повлияют на сроки выполнения работ и соответственно, усилий придется прикладывать больше, а значит и стоимость работ окажется выше.
Бюджет локального проекта
От предыдущего аспекта бюджет локального проекта отличается тактическим периодом реализации проектного портфеля. В этом аспекте речь ведётся:
- о модели финансовых операций определённого типа, которые осуществляются параллельно с проектными событиями на протяжении жизненного цикла,
- о реальном финансовом потоке, который включает поступление и исключение денежных средств в ходе реализации длительной уникальной задачи.
Данное планирование осуществляется силами служб управления персоналом, подразделениями капитального строительства, службами закупки и сбыта с привлечением технологов, согласованием с экономистами, специалистами по учёту и налогообложению. Так структура бюджета проекта может быть описана следующими взаимосвязями:
-
На уровне операционной деятельности:
- поступление вырученных от реализации средств соотносится с расчётом производственной программы,
- выбытие средств на операционные расходы – с расчётом текущих издержек,
- внесение процентов за банковские кредиты – с расчётом затрат на обслуживание долга,
- уплата налогов – с расчётом прибыли.
-
На уровне инвестиционной деятельности:
- реализация внеоборотных активов (излишков) – выстраивается по графику выбытия основных средств и соотносится с расчётом потребности в инвестициях для формирования оборотных активов,
- инвестирование в постоянные активы – со сметным расчётом затрат на оборудование и строительно-монтажные работы,
- инвестирование в оборотные активы – с расчётом инвестиционных потребностей, связанных с формированием оборотных активов.
-
На уровне финансовой деятельности:
- поступление акционерного капитала соотносится планированием эмиссии акций (ценных бумаг),
- возврат долга по заёмным средствам – с расчётом затрат на обслуживание и выплату основного долга,
- получение банковских кредитов – с расчётом потребностей в заёмных средствах,
- выплата дивидендов – с планирование дивидендной политики в целом.
Производственная деятельность становится составляющей операционного цикла хозяйственной деятельности. При включении в проектный бюджет она отражает поступление и выбытие денег.
Структура бюджета
В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.
К доходной части относятся:
- федеральные прямые и косвенные налоги;
- акцизные и таможенные пошлины и сборы;
- региональные и местные налоги.
К расходной части относятся:
- финансирование отраслей промышленного сектора экономики;
- финансирование агропромышленного комплекса и сельского хозяйства;
- затраты на оборону и правоохранительную деятельность;
- финансирование социального блока, а также науки, образования, здравоохранения.
ВНИМАНИЕ! При сбалансированном бюджете соотношение доходов и расходов является равным
Профицит и дефицит бюджета
При несбалансированности бюджета возникает его дефицит либо профицит.
Бюджетный дефицит возникает при превышении уровня расходов государства над размером привлечённых в казну финансовых поступлений. Профицит, напротив, предусматривает преобладание суммы доходов над расходной частью.
При бюджетном дефиците государство вынуждено применять меры, направленные на урезание бюджета, а именно, к секвестру — сокращению расходов. Жёсткость принятых мер определяется величиной дефицита.
Причинами дефицита могут послужить:
- военные конфликты, в которых задействовано государство, при которых происходит увеличение расходов на модернизацию армии;
- неустойчивый курс национальной валюты;
- снижение ВВП;
- неэффективное расходование доходной части (например, дотации недоходных отраслей производства);
- недостаточность поступления средств (например, недополучение налогов) в доходную часть бюджета.
Чтобы государство могло выполнять перед своими гражданами и кредиторами обязательства, дефицит бюджета должен быть погашен — профинансирован средствами. Откуда их взять? Для устранения дефицита денежных средств государство занимает их у своих же граждан посредством выпуска облигаций государственного займа либо кредитуется у других стран или межгосударственных образований.
Ещё один способ ликвидировать дефицит государственного бюджета – провести эмиссию, то есть запустить денежный печатный станок страны, но это непопулярная мера, так как всегда негативно сказывается на уровне инфляции.
Обеспечение исполнения федерального бюджета
В соответствии со ст. 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) исполнение федерального бюджета
обеспечивается Правительством Российской Федерации (далее – Правительство РФ).
Согласно ст. 11 БК РФ федеральный бюджет Российской Федерации разрабатывается и утверждается в форме федерального закона.
Закон о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено БК РФ и (или) законом (решением) о бюджете.
Закон о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания в установленном порядке.
Федеральный бюджет на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утвержден Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Меры по обеспечению исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее — федеральный закон о федеральном бюджете) устанавливает постановление Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета» (вместе с «Положением о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета»).
Так же Правительством РФ принято постановление от 25.12.2018 № 1664 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Организация исполнения федерального бюджета возлагается на Министерство финансов РФ. Исполнение федерального бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
При составлении и ведении сводной бюджетной росписи федерального бюджета ее показатели утверждаются по главным распорядителям средств федерального бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета.
Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств.
Главные распорядители средств федерального бюджета, указанные в ведомственной структуре федерального закона о федеральном бюджете, распределяют в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке доведенные до них лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями средств федерального бюджета для принятия и исполнения получателями средств федерального бюджета бюджетных обязательств, а также бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 определено, что при обеспечении исполнения федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской федерации Казначейство России осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств, а также осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.
В соответствии с положениями статьи 269.1 БК РФ Федеральное казначейство наделено полномочиями по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля при санкционировании операций, к которым относятся:
контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств или бюджетными ассигнованиями;
контроль за соответствием содержания проводимой операции коду вида расходов бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;
контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета;
контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному контракту сведениям о данном государственном контракте, содержащемся в предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Комментарий к Ст. 172 Бюджетного кодекса РФ
1. Статья 172 комментируемого Кодекса устанавливает исчерпывающий — по количеству и содержанию — перечень сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, который включает в себя:
— сведения о действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;
— сведения о нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
— сведения о предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
— сведения о видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы Российской Федерации на другой;
— сведения о нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;
— сведения о нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.
Следует отметить, что согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 г. N 159-ФЗ (см. комментарий к ст. 307 Бюджетного кодекса РФ) абзацы шестой и седьмой п. 2 комментируемой статьи вводятся в действие со дня введения в действие федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах.
2. В целях качественного и своевременного составления проектов бюджетов финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы РФ, а также от иных государственных органов и органов местного самоуправления, а также юридических лиц. В то же время механизм реализации этого права — сроки, формы и т.д. — не прописан. Кроме того, за 10 месяцев до начала очередного финансового года (п. 1 ст. 184) указанные в ст. 172 комментируемого Кодекса сведения в принципе не могут быть сформулированы с необходимой степенью объективности.
3. Обратимся к п. 3 комментируемой статьи, где приводятся документы, на которых основывается составление бюджета. В частности, в приведенный перечень включены:
— Бюджетное послание Президента Российской Федерации;
— прогноз социально — экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;
— основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;
— прогноз сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;
— план развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.
Если мы посмотрим ст. 182, то многие из названных в ст. 172 документов обнаружим и там, а статья называется «Документы и материалы, составляемые одновременно с проектом бюджета». Налицо некоторое разночтение в содержании статей. Нельзя осуществлять одну и ту же работу «на основе» и «одновременно». Более уместно говорить о том, что указанные документы не составляются одновременно с проектом бюджета, а представляются на рассмотрение и утверждение одновременно с ним.
Реализация бюджетирования проектов Primavera Enterprise
Бюджетирование сверху вниз
Составление бюджета сверху вниз является ключевым фактором планирования проектов предприятия. Большие компании, как правило, имеют дело с большими бюджетами и множеством проектов, требующих долгосрочного планирования. Детали подобных проектов, как правило, могут быть достаточно подробно определены только по прошествии некоторого времени после формирования первоначального плана.
Применение Р3е существенно облегчает процесс составления бюджета сверху вниз. Финансовые менеджеры, и лица, ответственные за принятие решений, связанных с инициированием проектов, как правило, производят оценку бюджетов на высшем уровне иерархии. Эти оценки определяются для каждого узла структуры проектов предприятия (EPS), после чего руководители проектов могут распределять бюджеты по проектам, за которые они несут ответственность. После определения бюджета на уровне EPS возможна разбивка сумм, выделенных на каждый из проектов, по месяцам.
В следующем примере показано распределение в узле EPS бюджета в 6 миллиардов долларов, выделенных на проекты организации. Затем данная сумма распределяется по всем узлам EPS и проектам.
Рисунок 5. Пример распределения бюджета сверху вниз
Также, при бюджетировании сверху вниз определяются планы финансирования, планы поступления средств и отклонения между этими показателями, позволяющие контролировать финансовую составляющую проекта. Логическая схема бюджетирования сверху вниз, реализованная в пакете Primavera Enterprise, представлена на рисунке 6.
Рисунок 6. Схема бюджетирования сверху вниз, реализованная в пакете Primavera Enterprise
После установки общего бюджета на уровне EPS следует выполнить распределение бюджета каждого узла EPS и проекта по месяцам, то есть, разработать план финансирования. План финансирования позволяет контролировать поток денежных средств и отслеживать отклонения.
Р3е позволяет сравнить ежемесячные суммы узла EPS (планы финансирования и планы поступления средств) с ежемесячными суммами проектов данного узла (распределенный план финансирования и распределенный план поступления средств). В том случае, если план финансирования узла EPS не совпадает с общей суммой планов финансирования отдельных проектов, производится расчет отклонений, как показано на рисунке 6.
Бюджетирование снизу вверх
Определение бюджетов в Primavera Enterprise может производиться и снизу вверх. Ответственные за планирование проектов совместно с руководителями проекта и руководителями отделов оценивают бюджетные суммы и загрузку ресурсов, назначенных на каждую из работ. Подобный процесс требует большего времени и усилий, чем оценка бюджета сверху вниз, но позволяет получить детальную информацию для более точного анализа проектов.
В пакете Primavera Enterprise этот процесс построен следующим образом: для каждого ресурса в справочнике ресурсов указывается цена за единицу (расценка). Затем производится вычисление бюджетных затрат, для чего бюджетное количество умножается на расценку. Суммарные бюджетные затраты на работу включают также все расходы, назначенные на работу. Для объединения затрат на более высоком уровне создаются макеты, такие, как макет по WBS, проекту или EPS.
Например, на следующем рисунке приведен макет, представляющий в обобщенном виде бюджетные затраты по каждой из работ уровня WBS.
Рисунок 7. Пример бюджетирования снизу вверх в пакете Primavera Enterprise
Для просмотра затрат “более высокого уровня” можно создать макет, представляющий затраты на уровне EPS/проекта. Данные бюджеты определяются на основе оценок сверху вниз. Пример такого макета представлен на рисунке 8.
Рисунок 8. Сопоставление оценок бюджета, полученных с применением методик формирования бюджета снизу вверх и сверху вниз
Контроль бюджета проектов
Для осуществления эффективного контроля бюджета, в Primavera Enterprise включены инструменты анализа по методике освоенного объема. Методика освоенного объема и ее реализация в программном обеспечении Primavera более подробно описаны в .
После завершения проектов Р3е позволяет записывать и сохранять данные о прибыли, возврате инвестиций (ROI) и чистой приведенной стоимости (NPV) для каждого проекта. Данное значение облегчает процесс стратегического планирования при принятии решений о реализации схожих проектов в будущем. Пример отображения показателя ROI в Primavera Enterprise приведен на рисунке 9.
Рисунок 9. Пример отображения показателя ROI в Primavera Enterprise
Также анализ ROI применим и на этапах планирования и выполнения проекта, что полностью соответствует модели, описанной выше. В пакете Primavera Enterprise ROI рассчитывается, как:
Порядок составления проекта федерального бюджета.
Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.
Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
В целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы РФ, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.
К сведениям, необходимым для составления проектов бюджетов, относятся сведения о:
– действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;
– нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
– предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
– видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой;
– нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;
– нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.
Составление бюджета основывается на:
– бюджетном послании Президента РФ;
– прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;
– основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;
– прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;
– плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.
Срок предоставления бюджета РФ – не позднее 26 августа. Субъекты РФ устанавливают свои сроки, как и муниципальные образования.
Представительный орган, получив проект бюджета, направляет его в Совет Федерации и Президенту РФ, а также Счетной палате РФ. Аналогично организуется работа по составлению и представлению бюджета в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Перспективный финансовый план — документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.
Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых:
– первый год – это год, на который составляется бюджет;
– следующие два года – плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.
Исходной базой для формирования перспективного финансового плана является бюджет на текущий год.