Срок годности, службы и эксплуатации натурального и синтетического моторного масла

Оглавление

Сроки хранения моторного масла по ГОСТу

Согласно требованиям ГОСТа срок годности 5 лет. Но единого правила нет, много зависит от производителя. Некоторые виды ограничены тремя годам. Компании не спешат создавать долгосрочные продукты, не требующие замены длительное время. Большинство известных европейских, азиатских и отечественных марок старается попадать в установленные сроки.

Срок годности у различных марок моторного масла 3-5 лет. В закрытой герметичной канистре такой же, в двигателе 10-12 месяцев. Расходный материал легко испортить неправильным хранением.

Покупаете ли вы моторное масло на будущие сезоны?

ДаНет

В канистре

Срок годности вскрытой канистры масла совпадает с запечатанной при условии использования герметичной, притертой крышки. Рекомендуем минимизировать контакт наполнения с кислородом. Запечатывание происходит сразу после вскрытия.

Если из канистры использована часть масла, остатки желательно перелить в тару меньшего размера.

В двигателе

Для двигателя выбирают сезонные жидкости. Они контактируют с кислородом, постепенно окисляются, загрязняются, не могут служить пятилетиями

Важно выбирать свежий продукт с хорошим сроком годности. В этом случае можно забыть о замене масла на 10-12 месяцев

Далее требуется ежегодное обновление. При использовании изначально просроченной продукции замена потребуется гораздо раньше.

Зимнее

На канистре данного вида будет значок W. Рядом числовой диапазон минусовых температур с кратностью в 5 градусов. Сроки годности стандартные, если других данных не обозначила компания. Следует ознакомиться с информацией на этикетке. Обладает повышенной устойчивостью к низким температурам. Используется в холодное время года.

Летнее

Стандартные сроки годности. Этот вид обладает большей вязкостью для максимальной защиты деталей во время работы в жаркое время года. Активно используется в южных регионах. С жарким климатом. Иногда применяется в средней полосе при интенсивной работе автотранспорта.

Всесезонное

Имеет средний класс вязкости. Моторная жидкость создает специальную масляную пленку. Она выполняет свои задачи при низких и высоких температурах.

Универсальный вариант со стандартными сроками годности. Производитель вправе устанавливать свои временные рамки без упора на ГОСТ. Всесезонные моторные жидкости активно используется владельцами при легкой, средней степени эксплуатации автотранспорта.

https://youtube.com/watch?v=icl83-heibw

Нельзя смешивать всесезонные, летние и зимние моторные жидкости. Противопоказано соединять масла разных производителей. При активной работе присадки могут вступить в химическую реакцию, это отразится на работе двигателя.

Дизельное

Специальный вид. Он предназначен для работающих на дизеле моторов. Отличается составом, вязкостью, свойствами. Присутствуют модификаторы плотности, вязкости, многокомпонентные присадки. Срок годности в канистре составляет 60, внутри двигателя 18 месяцев.

Минеральное

Этот вид моторного автомасла получают путем переработки нефтепродуктов. Технология простая, продукт радует дешевизной, доступностью. Но имеет небольшой срок годности — 36 месяцев. После вскрытия период хранения сокращают в два раза. Точный срок зависит от производителя, особенностей упаковки, хранения.

Минеральные моторные масла обладают высокой вязкостью, чаще применяются в старых машинах. Владельцы новых, современных авто стараются выбирать другие виды, несмотря на существенную разницу в стоимости.

Синтетическое

Моторные масла данного вида изготавливаются из синтетических продуктов, используются в современных двигателях, радуют характеристиками. Они надежно защищают детали от коррозии, проходят специальную очистку, имеют повышенную износостойкость, применяются в автомобилях с повышенной нагрузкой. Моторные масла из синтетики имеют максимальный срок годности — 5 лет.

В заводской упаковке

Способы хранения моторного масла

При неправильном хранении, заморозке и оттаивании, содержании канистры на свету не стоит ориентироваться на предоставленную информацию. Рекомендуем вскрыть упаковку, проверить цвет, свойства масла. Ниже дана подробная инструкция по выявлению низкокачественного товара.

Сколько хранится масло

Реальность всегда отличается от того, что написано на бумаге или этикетках канистр с маслом. В данном случае, к счастью, в лучшую сторону. Как показывает практика и многочисленные экспериментальные данные, ничего особенного с маслами за долгий срок хранения не происходит.

В двигателе или вскрытой таре

Нахождение масла в картере двигателя уже никак нельзя считать хранением. Если мотор работает, то масло греется, моет детали, переносит тепло и продукты износа, истощает свой запас присадок. Даже если машина простаивает, на масло воздействует активное вещество – кислород воздуха. Поэтому через год оно уже потеряет свои качества, лучше такой продукт заменить.

Вскрытая тара отличается от запечатанной только попаданием туда в момент вскрытия некоторого количества кислорода. Крайне незначительного, поэтому если не держать посуду открытой, а снова загерметизировать, то можно считать, что срок хранения не прерывался.

В закрытой канистре (бутылке)

Ни один эксперимент не показал, что масло даже с двукратным превышением гарантийного срока хранения как-то значительно утратило свои качества. Проверялись простейшие минеральные масла после хранения до двух десятков лет. Отклонения по базовым показателям составляли десяток процентов, что несущественно. Поэтому хранить можно долго, главное – при более-менее постоянной температуре и без доступа солнечных лучей.

Срок годности трансмиссионного масла и моторного масла

Начнем с того, что трансмиссионные масла используются в коробках передач, редукторах, зубчатых передачах, раздаточных коробках (раздатках) и т.д. Основная задача- создание устойчивой масляной пленки на деталях для защиты от сухого трения и прямого контакта сопряженных нагруженных поверхностей.

Что касается масел для АКПП и вариаторов, в этом случае используется особая трансмиссионная жидкость, которая выполняет целый ряд задач (передача момента в ГДТ, рабочее тело в гидроблоке для управления АКПП и т.д.).

В любом случае, как моторные, так и трансмиссионные масла, жидкости ATF, масла для раздаточных коробок, редукторов и других механизмов имеют в своем составе большое количество разных присадок, которые позволяют получить нужные свойства смазочного материала с учетом особенностей и условий его работы.

Если говорить о трансмиссионных маслах, со временем такие продукты после заливки в агрегат загрязняются, а также теряют свои свойства. Жидкость перестает защищать коробку при высоких и низких температурах, активизируются окислительные процессы, старое масло не способно эффективно противостоять коррозии.

Именно по этой причине требуется выполнять регулярную замену трансмиссионного масла. Однако в этом случае все более или менее понято, так как масло «работает» в агрегате и «стареет», присадки активно срабатываются.

Что же касается масла, которое хранится в таре и не используется, в этом случае может показаться, что срок хранения не ограничен, так как жидкость не «работает» в агрегате, на нее не воздействует агрессивная среда и т.д.

На самом деле, производители указывают на таре дату производства масел не зря. Также изготовители отдельно упоминают, что срок хранения составляет не более 5-и лет от даты изготовления. Более того, такой срок определен для герметично закрытой на заводе тары с маслом, которая хранится в рекомендуемых условиях.

Производители указывают, что масло можно хранить при температуре от +10 до +25. Более высокие температуры могут привести к тому, что преждевременно начинаются окислительные процессы. В свою очередь, температура ниже рекомендуемой может стать причиной выпадения осадка и появления отложений.

Получается, трансмиссионное масло можно хранить в сухом месте, температура не должна быть выше + 25 градусов и не ниже +10, также не допускается попадание прямых солнечных лучей. В этом случае срок хранения качественных продуктов известных производителей составляет 5 лет.

Естественно, если тара была вскрыта, помещение влажное или не отапливаемое, происходит сильное колебание температур, тогда такое масло может потерять свойства намного раньше положенного срока (изменить вязкость, «набрать» влаги, окислиться и т.п.).

Вполне очевидно, что если речь идет об использовании небольшого количества «на долив» (например, около 1/10 от общего объема), использовать жидкость при острой необходимости можно. Однако заливать такое масло в коробку, в мосты или в раздатку в полном объеме в рамках замены настоятельно не рекомендуется.

Теперь перейдем к моторному маслу. Как и в случае с трансмиссионными маслами, срок его службы и хранения также ограничен. Присадки и добавки «стареют», что влияет на срок годности моторного масла.

Как правило, срок хранения не отличается от масел для трансмиссии и составляет все те же 5 лет (для закрытой на заводе упаковки). Также температура хранения должна быть не ниже +10 градусов по Цельсию и не выше + 25. Это справедливо как для минеральных масел, так и для синтетических.

Если учесть, что смазка имеет ограниченный срок хранения, заливать просроченное моторное масло можно, однако не рекомендуется, так как производитель в этом случае не гарантирует полного сохранения заявленных свойств продукта. Другими словами, свежее масло должно улучшить работу двигателя или КПП, однако если залить масло с истекшим сроком годности, ожидаемых улучшений может не произойти.

При этом также нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, что использование такого масла обязательно приведет к поломке или значительному сокращению ресурса. Однако постоянно использовать просроченные смазочные материалы все же не рекомендуется.

Как правильно хранить моторное масло

Сколько будет храниться моторное масло, зависит от места, где оно у вас находится, а также от температурного режима и тары, в которую налито.

В гараже. Если выполнять все условия, которые указаны на упаковке (температура, продолжительность хранения), то смазка хранится в гараже без особых проблем на протяжении нескольких лет. Бывает, что вы открыли тару и использовали какой-то объем жидкости. В этом случае необходимо быстро найти применение оставшейся части.Если емкость открытая, то следует хранить ее содержимое не более 6 месяцев. Правда, определенные марки имеют повышенный срок годности в соответствии с гарантией, но тут следует помнить, что по истечении года в смазке начинается процесс окисления. Такой продукт не советуем использовать, потому что он может повредить элементы транспортного средства.
Рекомендуем
«Через сколько менять моторное масло» Подробнее Полусинтетическая жидкость не любит частых изменений температуры. Для такой смазки необходим одинаковый прогрев воздуха, то есть нужно помещение с постоянной температурой и без доступа прямых солнечных лучей.

В канистре. Согласно инструкции, в канистре, которую не открывали, моторное масло можно хранить примерно лет пять, соблюдая температурный режим до +20 °С. Если у вас в наличии значительные запасы смазки и вы собираетесь найти им применение в недалеком будущем, то следует проверить, плотно ли затянуты крышки на емкостях и условия хранения.Есть производители, которые гарантируют, что их синтетический продукт, даже находясь в уже открытой емкости, способен не менять своих свойств на протяжении пяти лет

Тут важно, что входит в состав продукта и были ли соблюдены международные стандарты качества.

Упаковка поможет понять, сколько хранится моторное масло и в каких условиях следует его складировать.
По большей части, смазка из начатой емкости на протяжении года полностью используется. Однако не стоит делать больших запасов данного товара.
Изготовители продукции не рекомендуют переливать ее из «родной» емкости в другую тару, потому что произойдет соединение кислорода со смазкой и срок хранения, который гарантировали производители, уменьшится.

В автомобиле

Держать канистру с жидкостью в машине не следует, потому что довольно проблематично создать те условия, которые необходимы для правильного хранения, то есть с соблюдением необходимой температуры, влажности.В автомобиле обычно теплый воздух, а летом бывает даже горячим. Такой температурный режим негативно сказывается на свойствах моторного масла.
Если машина активно эксплуатируется, то, помимо скачков температуры, наблюдается еще и различный уровень влажности. В дождливую погоду она, естественно, выше. В жаркий день – ниже. Каждый параметр влияет на синтетическое моторное масло, по большей части – негативно.
Старайтесь использовать для хранения наиболее оптимальные места, а ТС оставьте на крайний случай.

Зимой. Автолюбители задаются вопросом, допустимо ли оставлять смазку в зимнее время в гараже, в котором нет отопления, а значит, там достаточно холодно.Специалисты говорят, что так можно делать при соблюдении нескольких несложных правил:
— Температура рядом с емкостью должна быть постоянной, никаких резких перепадов. Нельзя допускать замораживания жидкости, так как после этого она теряет свои свойства.
— Проверить пробки. Воздух не должен попадать внутрь канистры, в противном случае возможен процесс окисления. В идеале тара должна быть запечатанной.
Перед тем как использовать смазку, которая длительное время была в холодном помещении, взболтайте ее. Жидкость перемешается, и осадка не будет.

На складе. Здесь минеральная жидкость хранится в соответствии с требованиями, которые должны неукоснительно выполняться, потому что там находятся большие партии продукции, а не единичный товар.Во-первых, температура должна быть постоянной. Необходимо прочитать рекомендации производителя, указанные на упаковке.
Во-вторых, влажность поддерживается на одном уровне.
В-третьих, старые канистры с жидкостью хранятся в одном месте, а новые в другом. Также надо постоянно проверять срок годности и удалять те, которые уже устарели.
Идеальный склад – это темное и прохладное помещение.

На балконе У вас нет гаража, но есть балкон. Возникает вопрос, сколько там может храниться моторное масло. Ничего нового. Должны быть соблюдены условия, прописанные на упаковке. Тем более, что это такое место в квартире, где в определенный сезон практически всегда стабильное состояние воздуха: и температура, и влажность. Нужно лишь следить за тем, чтобы солнечные лучи не попадали на емкость с жидкостью.

Какой период жизни?

Моторное масло — важный элемент безотказной, правильной работы двигателя, а также залог долгой жизни автомобиля. Оно уменьшает трение между деталями, тем самым снижая их износ.

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию

— обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам: +7 (499) 938 6124 — Москва и обл. +7 (812) 425 6761 — Санкт-Петербург и обл. 8 (800) 350 8362 — Другие регионы РФ Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возьмет решение всех ваших проблем на себя!

Лучше доверять мировым лидерам производства — Zic, Castrol, Mobil, Motul, Shell Helix, Total. Они имеют многолетний опыт производства различных подвидов машинных жидкостей и при условии правильного хранения гарантируют его свойства до истечения срока.

В двигателе

Специалисты рекомендуют производить замену жидкостей в двигателе не реже 1 раза в год. Это связано с изменением свойств добавок, которые постепенно перестают выполнять свои функции, нивелируя эффект смазки. Значит, срок службы масла в двигателе составляет около года.

В канистре

Идеальный вариант хранения — заводская банка с плотно притертой крышкой. При минимизации воздействия внешних факторов содержимое прослужит весь гарантированный производителем период. Стандартно — 3–5 лет.

Канистра также приемлема как тара для хранения. Она защитит от солнечных лучей и резких перепадов температуры. Единственный риск при металлическом или пластиковом каркасе — возможность вступления в химическую реакцию и образование осадка. Но эти процессы не испортят масло в течение 3 лет.

Минерального

Минеральные получают из нефти путем перегона и дистилляции. Различают нафтеновые, парафиновые и ароматические. Этот вид рекомендован к эксплуатации для автомобилей старше 10 лет, так как характеризуется высокой вязкостью по сравнению с синтетическими. Срок хранения меньше других видов, составляет 3 года.

Синтетического

Для производства используют углеводород и эфиры, запуская между ними химические реакции. Это придает средству устойчивость к повышенным температурам. Рекомендуется для автотранспорта с большими нагрузками. Период его хранения до 5 лет.

Зимнее

Характеризуется невысокой вязкостью, которая позволяет при низких температурах оставаться на поверхности деталей двигателя. На этикетке оно обозначается числовым кодом с латинском буквой W посередине. Первая цифра до W означает минусовую допустимую температуру, после W – плюсовую.

Летнее

Летнее не имеет буквенного кода, обозначается цифрой. Чем выше средняя температура в регионе, тем большая цифра должна фигурировать на упаковке.

Всесезонное

Производители стремятся перейти на изготовление всесезонных жидкостей для двигателя. Это удобно, так как не требует замены жидкости, которая еще не потеряла рабочих свойств, в соответствии со временем года. Такая смазка характеризуется большим температурным интервалом, обозначенным на маркировке, например:

  • 5W30 – от -25 до +20 °С;
  • 5W40 – от -25 до +35 °С.

Дизельное

Двигатели, работающие на дизельном топливе, нуждаются в специальном автомасле, так как принцип и режим их работы отличается от бензиновых.

Тип Срок годности (месяцев)
В канистре В двигателе
Минеральное 36 6-12
Синтетические 60 6-12
Полусинтетическое 36-60 6-12
Зимнее 36-60 6-12
Летнее 36-60 6-12
Всесезонное 36-60 6-12
Дизельное 36-60 3-6

Определение качества жидкой смазки

Качественное масло должно быть прозрачным.

Для определения качества жидкости требуется проделать некоторые манипуляции:

Найти на упаковке дату выпуска и срок хранения. Разговор идёт о смазке, находящейся в герметичной таре. Но, даже в том случае, когда время хранения еще не истекло, существует риск того, что при складировании не соблюдались условия хранения и она пришло в негодность.
Кроме того, что некоторые торговцы не соблюдают правил хранения, на полках магазинов можно встретить поддельные продукты. Их применение представляет серьезную опасность для автомобиля. Определить поддельный это продукт или нет, можно в домашних условиях. Для этого требуется сделать следующее. Взять чистый лист бумаги и вылить на него небольшое количество жидкости. Затем надо его наклонить и подождать пока оно стекает с него. Если масло имеет нормальное качество, то на листе не должно оставаться никаких точек

Их наличие говорит о том, что использованы некачественные добавки, которые представляют собой серьезную опасность для силовой установки.
Наличие осадка в таре, сразу говорит о недопустимости его использования.
Обратить внимание на цвет масла. Если он темный, то скорее всего оно получено путём перегонки из отработки , соответственно его использование наносит вред двигателю.

Разумеется, точный ответ о соответствии масла заявленным свойствам может дать только детальный химический анализ.

Последствия при использовании просроченного моторного масла

Если вы выявили явные симптомы старения моторного масла, его использование категорически не рекомендуется. Во-первых, оно не сможет обеспечить оптимальный режим смазки трущихся деталей. Увеличение коэффициента трения приведёт к потере мощности силового агрегата и ускоренному износу его деталей, что в среднесрочной перспективе грозит капитальным ремонтом.

Во-вторых, наличие осадка в смазывающей жидкости приведёт к загрязнению магистрали и образованию твёрдого нагара на важных деталях мотора, а в дальнейшем – к закупорке масляных каналов, что чревато заклиниванием двигателя.

Сколько храниться моторное масло

Моторное масло RIXX 5W-40 в фирменной канистре

Каждый производитель индивидуально указывает, на протяжении какого срока может использоваться его продукция. При этом разница в сроке хранения масел для 4-тактных автомобильных и 2-тактных двигателей мототехники, может быть незначительна.

Срок годности синтетического и полусинтетического моторного масла, например марок RIXX, Mobil 1, Castrol, Motul, Liqui Moly, GM и Лукойл в закрытой канистре в среднем составляет 5 лет с дня розлива. Такие типы масел не сильно окисляются при контакте с воздухом, поэтому и храниться могут дольше. Исключением являются масла Shell — 4 года, и ELF — они могут храниться не более 3 лет. Посмотреть срок годности у этих масел можно на тыльной стороне канистры внизу под этикеткой (маркировка наносится непосредственно на тару).

Если речь идет о минеральных маслах, то в этом случае срок составляет не более 3 лет. При хранении свыше этого срока химический состав минерального масла постепенно разрушается, присадки теряют свои свойства. Именно поэтому минералку чаще хранят меньше двух лет.

Но, выбор моторных масел по способности храниться никто не делает, важны лишь непосредственно рекомендации по применению от производителя авто. Срок годности моторных масел требуется вычислять если не хотите попасть на подделку либо не испортить остатками с прошлой замены. Так как случаев, когда на полке застаивается продукт настолько, что его нельзя использовать почти не бывает.

Как узнать срок годности

Узнать срок годности моторного масла любого типа и любого производителя можно посмотрев на обратную сторону канистры на дату его разлива. Зная сколько хранятся такие масла приплюсуйте от 3 до 5 лет. Однако есть и ряд нюансов, которые значительно могут повлиять на конечную дату его использования. Пригодность сокращается от условий хранения, тары в которой оно залито и возможности контакта с внешней средой (касается вскрытой тары и залитого в двигатель).

Даты розлива масла на обратной стороне канистры масла Лукойл

Отечественные марки зачастую могут обозначать дату производства и розлива масла в тару непосредственно на дне канистры или на крышке. А вот зарубежные бренды могут указывать даты непривычным для всех образом, некоторые “шифруют” ее в серийном номере. В качестве примера:

  • ESSO (США) — у данного бренда год выпуска обозначен цифрой после первой буквы. В серийном номере h4C2584 цифра 4, которая стоит после “h” обозначает 2014 год производства.
  • Idemitsu (Япония) — обозначает год изготовления первой цифрой, а месяц розлива — второй цифрой. Причем месяцы с января по сентябрь указаны цифрами от 1 до 9, а остальные маркируются латинскими буквами (октябрь — X, ноябрь — Y, декабрь — Z). Соответственно, в серийном номере “7ZA2059B7KJ” можно прочитать, что масло изготовлено в декабре 2021 года.

Срок годности может сокращаться в 1,5-2 раза, если не соблюдены основные условия хранения.

Как проверить моторное масло на пригодность

Мы уже рассмотрели, что на сохранность эксплуатационных характеристик смазывающей жидкости влияет множество факторов. Из этого следует, что нельзя полностью доверять тем цифрам, которые производитель указал на упаковке. Второй напрашивающийся вывод – каждый автомобилист должен уметь самостоятельно определять пригодность продукта.

Если вы хотите использовать моторное масло, которое перед этим длительное время лежало в гараже, нужно сначала оценить его состояние:

  • Убедитесь в отсутствии значительного количества осадка в таре с жидкостью. Если она пригодна к эксплуатации, то должна быть прозрачной. Допускается минимальное количество осадков на дне в посуде с полусинтетической жидкостью. В синтетическом масле они могут присутствовать даже в относительно свежем продукте, только что приобретённом. Если после длительного хранения количество осадка увеличилось – откажитесь от заливки такого моторного масла в двигатель.
  • Смазывающая жидкость хорошего качества должна иметь визуально оцениваемую однородную структуру. Если при переливании вязкость изменяется (жидкость то течёт, как вода, то льётся с трудом), лучше отказаться от её применения.
  • Оцените состояние масла на свету – окрас должен быть однородным, как и текстура, наличие пузырьков воздуха не допускается.

Если такая проверка не выявила никаких изъянов, можно смело использовать моторное масло по прямому предназначению, не обращая внимания на указанный на упаковке срок годности, даже если он истёк.

Признаки просроченного моторного масла

Разные причины оказывают влияние на то, сколько хранится моторное масло после вскрытия. При этом временной промежуток может не совпадать с тем, который указан изготовителем. В связи с данным обстоятельством любой водитель должен сам разбираться в том, пригодна к использованию продукция либо нет.

Перед тем как применить смазку по назначению, нужно ее проверить, особенно, если она длительное время находилась в гараже либо в кладовке. Итак, необходимо проконтролировать:

  1. Наличие осадка в масле. Если оно пригодно для применения, то отстоя быть не должно. Однако изредка на дне могут быть осевшие добавки. К примеру, в синтетике вы можете обнаружить осадок в только что купленной смазке. Хотя нужно быть внимательным, если в процессе хранения толщина осадочного слоя возросла, то рекомендуем данную жидкость не применять.
  2. Состав на однородность. Следует перелить моторное масло из одной емкости в другую и оценить состояние смазки. Если течет, как вода, либо тянется, как кисель, то заливать такую субстанцию в транспортное средство не советуем.
  3. Внешний вид. Если смазочная жидкость в хорошем состоянии, то в ней нет пузырьков воздуха, она однородна по структуре и цвету.

Внимание! Моторное масло, залитое в транспортное средство, не должно быть в эксплуатации больше года. По окончании данного периода синтетические и минеральные смазки теряют свои свойства

Такую жидкость не следует применять для заливки в автомобиль, ее необходимо утилизировать. Однако нельзя просто вылить отработанную смазку под куст, потому что она способна нанести вред окружающей среде. В связи с этим юридических лиц обязывают сдавать моторное масло, которое исчерпало свой ресурс, в специализированные фирмы для обезвреживания. К сожалению, частные лица не могут воспользоваться такой схемой утилизации.

Смазка, которая утратила свои характеристики либо у нее истек срок годности, не должна применяться по назначению. Другими словами, если залить такую жидкость в авто, то мотор испытает масляное голодание, потому что не получит необходимых смазывающих компонентов, а потом начнут ломаться и отдельные составляющие двигателя.

Если узлы мотора повредятся, то вам в этом случае придется платить за дорогостоящий ремонт силового агрегата.

Можно ли вернуть в магазин?

Если при покупке в магазине приобретено просроченное масло, то такое действие является существенным нарушением ст. 18 Закона «О защите прав потребителей».

Поэтому в таком случае можно не только смело возвращать покупку обратно в магазин, но и жаловаться в Роспотребнадзор.

Если же срок годности масла истек уже после момента покупки, то в некоторых случаях вернуть масло обратно также возможно.

Покупатель вправе вернуть непродовольственный товар обратно в магазин без объяснения причин до истечения 14-дневного срока с момента покупки. Это утверждение в полной мере относится и к моторному маслу, оно подлежит возврату.

Сроки замены, рекомендации

Если говорить о сроках замены, то «синтетик» в среднем меняется через каждые 10 – 12 тысяч км, «минералки» — 5 – 7 тысяч км. А лучше, если замена масла происходит каждые 7,5 тысяч км — посередине 15-тысячного интервала, установленного для плановых ТО.

Если смазочный материал быстро (через 1 – 2 тысячи км) потемнел, это не значит, что он потерял эксплуатационные свойства, напротив, это может означать, что началась работа — запустился процесс очистки грязи со стенок двигателя моющими присадками.

Если необходимо долить масло, то рекомендуется добавлять уже используемый сорт (тот что уже залит в двигатель) — смешивание с материалами других производителей может привести к ухудшению свойств.

Просроченное масло и последствия его применения

Часто бывает так, что продавцы предлагают покупателям уже просроченное масло, уверяя их, что его срок хранения 5 лет. Кроме того, многие не обращают внимания на дату изготовления. Это, конечно, большая ошибка. Такие автомобилисты не понимают, что просроченный материал может быстро привести двигатель в негодность. Неизвестно также, в каких условиях хранилось моторное масло всё это время. Поэтому чем свежее дата изготовления, тем лучшим будет качество смазки.

Присадки, потеряв за время хранения свои основные свойства, при повышенных температурах в двигателе утратят способность находиться в растворённом состоянии. Такой исход приведёт к загрязнению всей системы смазки силового агрегата, не говоря уже о потере защитных свойств автомобильного смазывающего состава. Последствия такой метаморфозы будут губительными для мотора.

После слива просроченной смазки возникает соблазн промыть мотор специальной жидкостью, чтобы удалить её остатки. На самом деле лучше этого не делать. После каждого слива в моторе всё равно остаётся около 0,5 литра предыдущего «коктейля». Представьте себе, как будет воздействовать на детали двигателя оставшаяся промывка на протяжении 7–8 тысяч километров пробега. Поэтому лучше всего не использовать промывку, а лить такой же смазочный состав от того же изготовителя, только свежий.

Стандартные сроки хранения

Тут важно понимать, что существует понятие хранения в заводской упаковке, а также длительность хранения после вскрытия канистры. Как именно поведет себя лубрикант, если упаковка открыта, зависит от целого ряда факторов

Намного проще сказать о герметичных упаковках. Тут вопрос во многом зависит от конкретного производителя и состава. Думаю, вы знаете, что все лубриканты для моторов делятся на синтетические, минеральные и полусинтетические. Отдельной категорией считают еще и гидрокрекинговые масла. В самом лучшем случае у масла, согласно заводским рекомендациям, срок годности будет составлять около 5 лет. Это актуально для высококачественных синтетических продуктов и некоторых полусинтетических. Минеральные хранятся в упаковке не более 3 лет. Но обычно это даже 2 года. Это связано с составом и его реакцией при контакте с кислородом.

Тут во многом раскрывается вопрос продолжительности службы залитого в двигатель лубриканта. Из-за контакта с кислородом начинаются разного рода окислительные процессы. Это играют далеко не последнюю роль в утрате свойств и характеристик смазки.

Среди производителей масел есть распространенная практика искусственного ограничения периодов хранения. Потому на некоторой синтетике можно встретить срок службы 2-3 года.

Такой шаг вполне оправдан, поскольку моторные смазки должны поспевать за развитием двигателей. Ошибочно считать, что ДВС не развиваются и не модернизируются. Автокомпании используют новые материалы, передовые технологии и инновационные решения. Они заставляют производителей масел создавать более эффективные, стойкие и высококачественные продукты. Им нет смысла делать масла с огромным сроком службы, поскольку буквально через несколько лет они уже теряют свою актуальность. Вот и весь секрет. Если меняется двигатель, то и требования к смазке становятся серьезнее.

Не играет принципиальной роли то, хранится масло в бочке или в обычной канистре на 1-5 литров. Если масло вскрыто, оно вступает во взаимодействие с кислородом. Окислительные процессы необратимы. Большинство масел выдерживают 1-2 года в открытом состоянии и только при условии создания оптимальных условий хранения. Открытое масло, простоявшее в гараже даже несколько недель, порой лучше не заливать.

Конструкционные и технические особенности

С течением продолжительного периода времени произойдет трансформация конструкционных узлов двигателя, порядка эксплуатирования и изменение требований производителя к смазывающему компоненту. Другими словами, за пятилетний период масло для двигательной системы автомобиля просто устаревает.

Химическое строение

Синтетическая база моторного масла способна выдержать долгий срок хранения, так как основа нейтральна к воздействию внешних факторов. У минерального состава срок хранения значительно ниже, чем у синтетического. Даже трехлетний период – необычайно много для этого вида смазочного материала.

Интересен факт, что определить время производства на таре расходного компонента не всегда представляется возможным. Если канистра из металла, то срок годности и изготовления указываются на боковой стороне упаковки. Например, изготовитель Esso печатает время выпуска на серийном номере. Это вторая цифра. Соответственно, если производитель указал серийный номер в виде H6C3792, то это означает, что временем выпуска смазочной жидкости считается 2016 год. Календарный месяц не печатается на упаковке. Если это смазка Шелл, то вся необходимая информация о производстве указывается на тыльной части тары под кодом. Определить период годности не составит труда.

Как правильно хранить моторное масло

Подходящие места для хранения:

  • теплый гараж;
  • кладовка;
  • погреб, подвал.

Не подходят для хранения:

  • балконы, лоджии;
  • холодные помещения;
  • улица;
  • солнечные места.

Идеальная тара для хранения — родная канистра. Заводская упаковка чаще выполнена из непрозрачного и плотного пластика. Он дает дополнительную защиту. Чаще хранят в гараже рядом с зимней резиной, велосипедами, прочими запчастями, автомобильными жидкостями. Закрытая тара переносит любое соседство, другому транспорту, например, моторной лодке, материалам не вредит.

Условия хранения:

  • плюсовая температура от +5 до +40, оптимальный вариант +15-20 градусов. Нельзя держать на морозе, подвергать резким колебаниям;
  • защита от солнечных лучей. Они разрушают химическую формулу. Канистры помещают в затемненное место, накрывают пологом, тряпками;
  • герметичность. Кислород — один из главных врагов. Он провоцирует окисление, снижает сроки годности. По этой причине неиспользованную до конца продукцию переливают в тару меньшего размера;
  • влага. Она не вредит закрытой канистре. Но капля воды внутри масла ведет к разрушению, изменению состава, необратимым процессам.

Нельзя долго держать в пластиковой бутылке или в стеклянной банке, они пропускают свет. Противопоказано использование металлических емкостей со следами ржавчины. Но допускается хранение в специальных жестяных канистрах.

Как определить качество смазочного материала

Если масло накоплено в больших объемах на складах различных организаций уже длительное время, то необходимо провести соответствующие исследования его качества. Для этой цели отлично подойдут специализированные лаборатории. Если результат исследований показал, что оно снизило свое качество, то его утилизируют в специально разработанных условиях.

Если смазочный материал долго стоял в гараже, то самостоятельно определить его качество не представляется возможным. Поэтому тут возникает дилемма либо на страх и риск залить его в агрегат, либо купить новый смазочный материал.


В некоторых редких случаях по наличию кристаллического осадка и явного помутнения жидкости можно прийти к выводу, что масло стало непригодным для применения в качестве смазочного материала.