Ответственность за преступное бездействие

Оглавление

Подача жалобы на должностное лицо в суд

В КАС РФ содержится глава 22, которая подробно регламентирует порядок подачи заявления в отношении должного лица.

Куда можно подать жалобу?

Если гражданин, чьи права были ущемлены, решает обратиться в суд с административным исковым заявлением, то ему потребуется подать иск по месту нахождения органа, в котором должностное лицо работает. Если заявление в суд подается от лица военнослужащего, оспаривающего решение командира или органа военного управления, то его следует направлять в военный суд.

Правила подачи административного искового заявления

Направляя жалобу на должностное лицо в суд, гражданину требуется придерживаться требований КАС РФ о подсудности дел.

Кроме этого, истец должен помнить о соблюдении формы обращения в суд, которая описана в ст. 124 КАС РФ, 220 КАС РФ.

Поданную жалобу судебные органы могут принять, вернуть, оставить без движения или направить истцу отказ в принятии.

Подать заявление в суд можно в течение 3 месяцев с момента, когда гражданин узнал о нарушении своих прав. Если права нарушили судебные приставы, то срок сокращенный — 10 дней. 

Рассмотрение заявления об оспаривании действий должностных лиц

Жалоба рассматривается судом на протяжении 2 месяцев. Судебные органы, принявшие заявление, имеют право приостановить действие решения должностного лица до момента, когда будет принято окончательное решение по гражданскому делу.

Рассмотрение жалобы должно происходить при участии того должностного лица, решения которого подлежат оспариванию. Если извещенное лицо не явится на заседание суда, то дело будет рассмотрено без его присутствия.

Судебное решение по жалобе

После проведения необходимых процессуальных процедур суд принимает решение по административному исковому заявлению.

Судебные органы вправе:

  1. Признать иск обоснованным, приняв решение об обязанности должностного лица полностью устранить допущенные нарушения и ограничения для реализации прав гражданина.
  2. Отказать в удовлетворении иска. Такое решение принимается, когда оспариваемые действия должностных лиц являются:
  •  законными;
  • осуществленными в пределах их полномочий;
  •  принятыми без нарушения прав и свобод гражданина-заявителя.

Принятое судом решение направляется в государственный орган, сотрудником которого является должностное лицо-ответчик.

Полученный государственными служащими документ станет основанием для устранения допущенных нарушений закона.

Таким образом, граждане могут подать жалобу на неправомерные действия должностных лиц для восстановления нарушенных прав. По итогам рассмотрения заявления суд может обязать должностное лицо, или орган, в котором оно трудится, устранить допущенные нарушения.

Еще больше материалов по теме в рубрике: «Жалобы». 

Срок обжалования

Как правило, пропущенное на обжалование время можно восстановить, если имели место уважительные причины пропуска.

Обжалование действий должностных лиц по общему правилу не требуют соблюдения досудебного порядка рассмотрения. Вместе с тем при выборе способа защиты своих прав лучше всего попытаться восстановить свои права в государственной структуре. Это значительно проще с процессуальной точки зрения. Судебное обжалование имеет массу тонкостей и требует привлечения к делу специалиста (юриста). Ошибки формального характера, например, отсутствие информации в исковом заявлении или отсутствие каких либо документов в приложении к заявлению дают судье право оставить иск без рассмотрения либо вернуть его на доработку. Ввиду загруженности судов общей юрисдикции исправления и дополнения могут попасть на стол к судье не ранее чем через месяц.

★ ★ ★

Внутриведомственное обжалование решений госорганов

Данный способ обжалования предусматривает пересмотр принятого решения самим же должностным лицом, его принявшим, либо его руководителем. Внутриведомственное обжалование «неправильного» решения можно осуществить путем повторного визита к должностному лицу либо к его руководству через процедуру приема граждан (устно). Также обращение (жалобу) можно направить в письменном виде.

Все федеральные ведомства имеют иерархическую систему управления (департамент — управление — отдел). Процедура рассмотрения вышестоящим органом жалоб занимает на практике около 1 месяца. Как минус, внутриведомственного обжалования
решений государственных органов необходимо отметить низкую мотивацию к пересмотру уже принятых ими или их подчиненными решений. Как плюс — компетентность и профильность ведомства по рассматриваемому вопросу, а главное — обязательность для исполнения подчиненными нового принятого решения по жалобе.

Вневедомственное обжалование решений государственных органов

Обжалование неправомерных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов возможно прокурору, депутату и Уполномоченному по правам человека.

Прокурор, наделенный полномочиями общего надзора за законностью, по результатам рассмотрения обращения либо жалобы вправе вносить представления в любой государственный орган о необходимости отмены незаконного решения и применении дисциплинарных мер к нарушителям закона. Но прокуратура — сторона обвинения, и при рассмотрении жалоб ее сотрудники в максимальной степени а стороне государства, а не гражданина.

Обращения к депутатам также являются одной из распространенных форм обжалования тех или иных действий должностных лиц. Но не надо забывать, что у депутатов нет реальных возможностей для расследования полученных ими обращений (их проверке), поэтому на практике депутат пересылает жалобу в профильное ведомство, решение которого и обжалуется.

Предметом деятельности института омбудсмена, или Уполномоченного по правам человека, являются случаи именно принятия государственными органами и их должностными лицами ненадлежащих решений, когда человек уходит от чиновника с ощущением, что с ним обошлись несправедливо. Омбудсмен не входит ни в какую властную вертикаль, и не обязан никому подчиняться. Но и его решения никому не обязательны, а носят рекомендательный характер.

Ни один из способов вневедомственного обжалования решений государственных органов не может оцениваться как эффективный.

Судебное обжалование решений госорганов

Если Вы дочитали до данного места, то Вам уже понятно, почему подавляющее большинство пострадавших от незаконных решений госорганов предпочитают обращаться в суд с обжалованием этих решений, несмотря на существенные временные затраты рассмотрения дел судами.

Суд — орган государственной власти, принимающий решения, обязательные для исполнения всеми (кому они предназначены). Конечно, наиболее эффективными способом обжалования неправомерных действий и решений государственных органов является подача жалобы в суд, с целью получения положительного решения суда.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, в результате которого:
— нарушены права и свободы гражданина и/или
— созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод и/или
— на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судебное обжалование решений госорганов

Если Вы дочитали до данного места, то Вам уже понятно, почему подавляющее большинство пострадавших от незаконных решений госорганов предпочитают обращаться в суд с обжалованием этих решений, несмотря на существенные временные затраты рассмотрения дел судами.

Суд — орган государственной власти, принимающий решения, обязательные для исполнения всеми (кому они предназначены). Конечно, наиболее эффективными способом обжалования неправомерных действий и решений государственных органов является подача жалобы в суд, с целью получения положительного решения суда.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, в результате которого:
— нарушены права и свободы гражданина и/или
— созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод и/или
— на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Понятие неправомерных действий

Оспорить можно действия следующего характера:

  • не входящие в область полномочий определенного представителя власти;
  • в результате которых осуществляются незаконные действия;
  • причиняющие гражданину вред материального либо морального характера;
  • имеющие отрицательное влияние на здоровье или жизнь заявителя;
  • ущемляющие его права.

В законодательстве предусмотрено возмещение вреда гражданам, который был нанесен неправомерными действиями представителей власти. Это прописано в статьях и Гражданского кодекса РФ. Согласно этим статьям, средства на эти цели выделяет государственный бюджет.

Действия представителей власти оспариваются по следующим причинам:

  • несоответствие действующему законодательству;
  • отказ принимать законные меры или решения;
  • создание постановления, противоречащего действующему законодательству;
  • осуждение или ограничение свободы, противоречащее действующим правилам и постановлениям;
  • незаконное причинение вреда, например, при проведении следственных процедур.

Представители власти чаще всего допускают незаконные действия, принимая решения, которые не входят в число их полномочий. В ряде случаев правонарушения допускаются при проведении определенных процедур, входящих в их компетенцию.

Комментарий к статье 227 Кодекса Административного Судопроизводства РФ

Комментируемая статья устанавливает порядок принятия решения суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

К принятию решения суда по данной категории дел применяются общие правила.

Судом выносятся следующие решения:

— об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

— об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, вступает в законную силу по общим правилам.

Также в комментируемой статье регламентируются следующие вопросы, связанные с принятием решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями:

— установлены специальные требования к резолютивной части решения суда;

— определены правила составления мотивированного решения суда;

— указаны лица, которым необходимо направить или вручить копии решения суда, а также порядок и сроки совершения указанных действий;

— определены правила приведения решения в исполнение;

— определен порядок опубликования решения суда, если об этом имелось указание суда;

— определены действия, которые необходимо совершить лицам, принявшим оспоренное решение или совершившим оспоренное действие (бездействие).

Так, в соответствии с ч. 9 комментируемой статьи лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), если они признаны незаконными, обязаны:

— устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

— восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок;

— сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Ранее порядок принятия решения суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта был установлен ст. 258 ГПК РФ, однако регламентировался не так полно.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в п. 30 Постановления от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» следует, что, направляя решение суда для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа или лицу, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган или лицу (ч. 2 ст. 258 ГПК РФ), в сопроводительном письме следует указывать на требование ч. 3 ст. 258 ГПК РФ, согласно которому об исполнении решения суда должно быть сообщено в суд и гражданину не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Исполнение решения может производиться по правилам, указанным в ч. 2 ст. 206 ГПК РФ.

Судам необходимо осуществлять контроль за поступлением таких сведений в суд и при их отсутствии направлять в орган или лицу запрос, касающийся исполнения судебного решения <1>.

———————————
<1> БВС РФ. 2009. N 4.

Грозит ли уголовная ответственность за долги

Чаще всего за просрочку по обязательствам и долги грозит гражданская ответственность. Она заключается во взыскании задолженности через суд, начислении неустоек, пени, штрафов. В некоторых случаях у должника могут забрать имущество за долги.

Неуплата долга может повлечь уголовную ответственность только по составам, указанным в УК РФ. При заключении договоров и совершении сделок стороны не могут сами устанавливать основания для возбуждения уголовного дела. Все условия для привлечения к ответственности указаны в Уголовном кодексе РФ. Разъяснения о применении статей УК РФ можно найти в практике Верховного суда РФ.

Несколько важных нюансов, связанных с привлечением к уголовной ответственности за долговые обязательства:

  • уголовное дело за долги могут возбудить только в отношении физического лица — если задолженность возникла у предприятия, то за умышленные виновные действия могут судить руководителя, главного бухгалтера, других должностных лиц;
  • наказание за преступление, связанное с неуплатой долгов, может назначить только суд — при этом дознание или расследование по таким уголовным делам вправе вести МВД, приставы, должностные лица ФНС;
  • привлечение к ответственности по УК РФ не освобождает от обязанности погасить долг — взыскание допускается по гражданскому иску в уголовном деле, который вправе заявить потерпевшая сторона.

Привлечь к ответственности за долги могут по заявлению потерпевшего. Например, это может быть займодавец или кредитор, получатель алиментов. Если ущерб причинен государству, от его имени заявление будут подавать соответствующие ведомства. Например, за умышленное и злостное уклонение от уплаты налогов дело возбуждается по обращению ИФНС. Поэтому в каждом уголовном деле обязательно будет потерпевшая сторона.

За какую сумму долга по алиментам могут возбудить уголовное дело? Закажите звонок юриста

За какие долги могут возбудить уголовное дело

В УК РФ несколько статей, которые предусматривают ответственность за долги. Дело могут возбудить:

  • за уклонение от погашения кредиторской задолженности, подтвержденной решением суда;
  • за систематическую просрочку по алиментам, но если ранее должника уже привлекали к административной ответственности;
  • за долги по налогам физического или юридического лица.

Есть еще несколько составов, которые косвенно связаны с долговыми обязательствами. Например, дело могут возбудить за мошенничество с кредитами. В данном случае речь идет о заведомо незаконном получении кредита без цели его возврата. При этом деньги по незаконно выданному кредиту будут взыскивать по гражданскому иску в уголовном деле.

По каким признакам суд может решить, что заемщик брал средства, заранее понимая, что он их не вернет? Закажите звонок юриста

Условия для привлечения к уголовной ответственности

Для назначения уголовного наказания следствию и стороне обвинения придется доказывать признаки состава преступления. Статьи УК РФ за невозврат долга предусматривают следующие признаки состава преступления и условия для привлечения к ответственности:

  • факт образования задолженности — он подтверждается решениями судов, материалами уголовного дела;
  • размер задолженности — по УК РФ наказание назначат только при крупном размере долга (за исключением алиментов);
  • злостность и умышленность уклонения от возврата долга — это означает, что гражданин имел реальную возможность гасить долг хотя бы по частям, однако умышленно уклонялся от этого;
  • факт привлечения к административной ответственности — этот признак важен только для уголовной ответственности по алиментным долгам.

Уголовная ответственность грозит за долги по кредитам и займам, по налогам и по алиментам
Уголовное дело могут возбудить при задолженности от 2 млн. 250 тыс. руб., а по налоговой недоимке — от 2 млн. 700 тыс. руб. За долги по алиментам уголовное наказание грозит при просрочке от двух месяцев, если неплательщика ранее привлекли к ответственности по КоАП РФ

Размер долга для уголовной ответственности

С какой суммы долга могут привлечь к уголовной ответственности? По этому вопросу в статьях УК РФ сказано следующее:

  • за злостное уклонение от выплаты кредиторской задолженности просрочка должна превышать 2 млн. 250 тыс. руб. (крупный размер);
  • за долги по налогам могут возбудить дело при просрочке от 2 млн. 700 тыс. руб. (в течение трех финансовых лет подряд);
  • для задолженности по алиментам ее размер не имеет значение, так как дело возбуждают по факту систематической неуплаты (более двух месяцев подряд).

Обжалование действий должностных лиц

Что такое должностное лицо

В ст. 2.4 КоАП РФ законодатель устанавливает, что должностным лицом считается гражданин, который постоянно или временно осуществляет функции представителя власти.

Такое лицо наделено специальными распорядительными полномочиями. Должностные лица являются сотрудниками государственных структур или воинских формирований.

Право граждан на судебную защиту и возмещение ущерба

Право на судебное обжалование действий или бездействия должностных лиц отражено в нормах ч. 2 ст. 46 Конституции РФ. При этом законодатель предоставляет гражданам возможность возмещения убытков, которые были причинены незаконными или правомерными действиями государственных органов.

Так, согласно ст. 16 ГК РФ, граждане могут возместить убытки от незаконных действий или бездействия должностных лиц государственных органов за счет государственных средств.

В нормах ст. 16.1 ГК РФ отражено, что власти компенсируют гражданам ущерб личности или имуществу, вызванный правомерными действиями должностных лиц.

Должностные лица государственных структур несут ответственность согласно статьям 1069 и 1070 ГК РФ. Должностные лица возмещают гражданам причиненный ими вред. Денежные средства на возмещение вреда выделяются из государственной казны. 

Административные иски

Для судебного рассмотрения жалоб предусмотрен специальный административно-судебный порядок. И, по сути, речь идет об обычном судебном процессе с участием истца (заявителя) и ответчика (должностного лица), действия которого обжалуются.

При подготовке иска особое внимание следует уделить его содержанию (ст. 125 КАС РФ):

  1. Наименование суда.
  2. Данные об истце и ответчике.
  3. Описание нарушения.
  4. Сведения о решении вопроса в порядке подчиненности, если такая жалоба подавалась.
  5. Сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования, если он обязателен. Например, для урегулирования спорных ситуаций с налоговыми органами и их должностными лицами такой порядок предусмотрен, и, в принципе, он повторяет процедуру обжалования в вышестоящую инстанцию.
  6. Конкретные требования к ответчику и ходатайства перед судом. Требования должны соответствовать характеру заявления и, в частности, могут иметь следующие формулировки (конкретизируются индивидуально):
  • признать изданный акт полностью или в части не действующим;
  • признать полностью или в части действие (решение, бездействие) незаконным;
  • обязать ответчика принять определенное решение (осуществить определенные действия) для устранения нарушений, являющихся предметом обжалования;
  • обязать ответчика воздержаться от определенных действий;
  • установить наличие (отсутствие) у конкретного лица и (или) органа власти полномочий, исходя из которых было осуществлено обжалуемое действие или принято решение.

К заявлению прикладываются документы и другие материалы в подтверждение иска и требований, а также подтверждающие те сведения (факты), на которые истец ссылается.

Скачать административный иск на действия должностного лица (образец)

Решения чиновников, которые можно обжаловать

Во время исполнения должностными лицами своих функций совершается спектр различных действий от приема граждан до издания ненормативных правовых актов (властных распоряжений). При этом решения служащих могут затрагивать права не только граждан, но и организаций.

Виды действий, которые совершают чиновники можно условно разделить на:

  • действия по привлечению к ответственности;
  • выдача обязательных для исполнения предписаний;
  • отказ исполнить требование;
  • нарушение сроков;
  • совершение действий, непредусмотренных законом;
  • злоупотребления при осуществлении властных полномочий и другие.

Вердикт служащего не носит окончательный характер и может быть оспорен.

Подача жалобы на должностное лицо в вышестоящие органы

Гражданин, который считает, что его права и свободы были нарушены решением или действием (бездействием) должностного лица, может оспорить их:

  • в суде,
  • вышестоящем государственном органе.

Государственные органы принимают жалобы в письменной и электронной форме. Подать заявление об оспаривании действий должностных лиц граждане могут лично, через представителя, посредством письменного отправления, с помощью портала государственных услуг или официального сайта государственного органа.

Оставление жалобы без ответа

Сотрудники государственного органа, уполномоченные на рассмотрение жалобы гражданина, вправе оставить ее без ответа, если она включает в себя:

  • нецензурные или оскорбительные выражения;
  • угрозы жизни, здоровью, имуществу должностных лиц;
  • угрозы родственникам государственных служащих;
  • части текста, которые невозможно прочитать, в том числе Ф. И. О. и адрес заявителя.

Образцы административных исковых заявлений в суд

Оспаривание нормативного правового акта

Административное исковое заявление о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ или представительного органа муниципального образования

Оспаривание постановления, действий, бездействия судебного пристава-исполнителя

Административное исковое заявление о признании незаконными действий пристава-исполнителяАдминистративное исковое заявление об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителяАдминистративное исковое заявление о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителяАдминистративное исковое заявление об оспаривании бездействия пристава по отмене ограничения на выезд за границуАдминистративное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об определении задолженности по алиментамАдминистративное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об оценке имуществаАдминистративное исковое заявление об обжаловании постановления пристава об отказе в продлении срока в исполнительном производствеАдминистративное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об отказе в возбуждении исполнительного производств

Оспаривание кадастровой стоимости

Административное исковое заявление об оспаривании решения по определению кадастровой стоимости объекта недвижимостиАдминистративное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимостиАдминистративный иск об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости объекта недвижимости

Оспаривание отказа в согласовании перепланировки, переустройства

Административное исковое заявление об оспаривании решения ОМС об отказе в согласовании перепланировки и (или) переустройстве жилого помещения, находящегося в собственностиАдминистративное исковое заявление об оспаривании (признании незаконным) решения ОМС об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, предоставленного по договору социального найма

Изъятие земельного участка для муниципальных (государственных) нужд

Административное исковое заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нуждАдминистративное исковое заявление о признании незаконным решения об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд

Оспаривание отказа в госрегистрации права

Административное исковое заявление об оспаривании отказа в госрегистрации права на недвижимое имущество и об обязании осуществить государственную регистрацию права

Оспаривание заключения межведомственной комиссии

Административное исковое заявление об оспаривании заключения межведомственной комиссии о пригодности жилого помещения для проживания

Административный надзор

Административное исковое заявление об установлении административного надзораАдминистративное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзораАдминистративное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзораАдминистративное исковое заявление о частичной отмене административных ограничений

Защита избирательных прав

Административное исковое заявление о защите избирательных правАдминистративное исковое заявление об отмене регистрации кандидатаАдминистративное исковое заявление о признании незаконным решения избирательной комиссии

Оспаривание решения призывной комиссии

Административное исковое заявление об оспаривании решения призывной комиссииАдминистративное исковое заявление о признании незаконным решения призывной комиссии субъекта РФАдминистративное исковое заявление об обжаловании решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

Оспаривание решения налогового органа

Административное исковое заявление об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение

Наступление ответственности за преступное бездействие

Как уже писалось выше, не всякое бездействие следует считать преступным и наказуемым. Лицо должно быть обязано совершить конкретное действие в силу прямого указания на это закона или иного нормативного акта, родственных либо других отношений, договорных, служебных или профессиональных обязанностей.

Таким образом, уголовная ответственность за бездействие наступает лишь в том случае, когда на лицо возложены обязанности действовать определенным образом, которые не реализовываются. Эту обязанность могут порождать следующие юридические факты и состояния:

  • законодательный или иной нормативный акт (например, инструкция может возлагать ответсственность совершить конкретные действия);
  • приговор или другое решение суда, которые являются обязательными для исполнения, злостное уклонение от исполнения такого решения является преступным;
  • родственные или другие взаимоотношения родители, опекуны, попечители и другие лица, возложившие на себя добровольно обязанность оказывать помощь человеку, неспособному позаботиться о себе самостоятельно в силу определенных обстоятельств, несут полную ответственность за неисполнение этих обязанностей (например, мать, оставившая своего новорожденного ребенка в закрытой коляске без пищи и воды на несколько дней, в результате чего наступила смерть ребенка, будет нести уголовную ответственность за убийство);
  • договорная, служебная, профессиональная обязанность некоторые профессии предусматривают исполнение лицами своих обязанностей даже во внерабочее время (например, врачи и сотрудники правоохранительных органов), в других случаях ответственность наступает только за бездействие в тот момент, когда лицо находилось на рабочем месте. Кроме того, ответственность наступает за невыполнение обязанностей, которые вытекают из трудового или иного договора, например, за невыплату заработной платы или ненадлежащее хранение имущества.

Комментарий к статье 221 Кодекса Административного Судопроизводства РФ

Комментируемой статьей установлены правила определения состава лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

В состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, с учетом положений ст. 37 Кодекса входят:

— стороны;

— заинтересованные лица;

— прокурор;

— органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.

Особенностью рассмотрения административных дел об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего является то, что к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Заслуживает внимания сложившаяся практика применения ранее действовавшей ст. 257 ГПК РФ, которая закрепляла, что дела данной категории рассматривались с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в п. 18 Постановления от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», следует, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 257 ГПК РФ к заинтересованным лицам по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих относятся соответствующий орган (его структурное подразделение) или лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие).

В необходимых случаях суд вправе по своей инициативе привлечь к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в частности:

— соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления, если оспаривается решение, действие (бездействие) структурного подразделения органа государственной власти или органа местного самоуправления, не являющегося юридическим лицом;

— соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления либо должностное лицо, уполномоченные на решение вопросов в данной сфере государственного управления либо местного самоуправления, если принявший оспариваемое решение, совершивший действие (бездействие) орган не относится к органам государственной власти или органам местного самоуправления, но наделен властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления. Так, при оспаривании решения призывной комиссии к участию в деле может быть привлечен и военный комиссариат, который является территориальным органом Министерства обороны Российской Федерации (п. 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 01.09.2007 N 1132) и организует призыв на военную службу (ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

В случае, когда до рассмотрения дела орган государственной власти или орган местного самоуправления реорганизован либо упразднен, суд привлекает к участию в деле его правопреемника или орган, к компетенции которых относятся восстановление нарушенных прав и свобод заявителя и устранение препятствий к осуществлению его прав и свобод. Если к моменту рассмотрения заявления лицо, решения или действия (бездействие) которого оспариваются, уже не является должностным лицом, суд решает вопрос о привлечении к участию в деле лица, занимающего эту должность, либо соответствующего органа, к компетенции которого относятся восстановление нарушенных прав и свобод заявителя или устранение препятствий к осуществлению его прав и свобод <1>.

———————————
<1> БВС РФ. 2009. N 4.

Каков порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц?

Существуют три основных формы обжалования действий (бездействия) должностных лиц:

  1. В порядке подчиненности. Жалоба подается на имя руководителя должностного лица или в вышестоящую по отношению к нему инстанцию, если обжалуемое действие было санкционировано руководством или согласовано с ним.
  2. В порядке административного искового судопроизводства. В этом случае готовится не жалоба, а административный иск, который рассматривается судом общей юрисдикции или арбитражем – согласно правилам подсудности.
  3. В порядке прокурорского надзора. Жалоба может быть направлена в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования. Это универсальный вариант, и при определенных условиях прокуратура вправе самостоятельно обратиться в суд с иском в защиту гражданина.