Оглавление
П.4 ст.25.13 НК РФ
Лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации, если его участие в этой иностранной организации реализовано одним из следующих способов или их комбинацией:
пп.1 через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями;
пп.2 через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких иностранных организациях, акции которых допущены к обращению на одной или нескольких иностранных фондовых биржах, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (за исключением государств (территорий), включенных в установленный статьей 25.13-1 настоящего Кодекса перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией), и при выполнении одновременно следующих условий:
доля прямого и (или) косвенного участия контролирующего лица в каждой иностранной организации, указанной в настоящем подпункте, не превышает 50 процентов;
доля обыкновенных акций, допущенных к обращению на иностранных фондовых биржах в совокупности по всем указанным иностранным фондовым биржам, превышает 25 процентов уставного капитала, сформированного за счет обыкновенных акций, для каждой иностранной организации, указанной в настоящем подпункте.
Положения настоящего пункта не применяются в период до 1 января 2029 года в отношении иностранных организаций, участие лица в которых реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, признаваемых международными холдинговыми компаниями в соответствии со статьей 24.2 настоящего Кодекса.
(Пункт в редакции Федерального закона от 27.11.2018 № 424-ФЗ)
Другой комментарий к Ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации
В статье 13 Кодекса установлен перечень федеральных налогов и сборов:
1 — 4) налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц и единый социальный налог регулируются соответственно гл. 21, 22, 23 и 24 части второй Кодекса, введенной в действие с 1 января 2001 г. в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» <*>;
———————————
<*> СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3341.
5) налог на прибыль организаций регулируется гл. 25 части второй Кодекса, введенной в действие с 1 января 2002 г. в соответствии с Федеральным законом от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» <*>;
———————————
<*> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3413.
6) налог на добычу полезных ископаемых установлен и регулируется гл. 26 части второй Кодекса, введенной в действие с 1 января 2002 г. в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» <*>;
———————————
<*> СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. 1. Ст. 3429.
7) ранее действующий налог на наследование или дарение был установлен и регулировался Законом РФ от 12 декабря 1991 г. N 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» <*>, введенным в действие с 1 января 2002 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 12 декабря 1991 г. N 2021-1 <**>. В связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, с 1 января 2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2005 г. N 78-ФЗ «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» <***> признаны утратившими силу как п. 7 ст. 13 Кодекса, так и указанный Закон РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения»;
———————————
<*> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 12. Ст. 593.
<**> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 12. Ст. 594.
<***> СЗ РФ. 2005. N 27. Ст. 2717.
8) водный налог установлен и регулируется гл. 25.2 части второй Кодекса, введенной в действие с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 28 июля 2004 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в ст. 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» <*>;
———————————
<*> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3219.
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов установлены и регулируются гл. 25.1 части второй Кодекса, введенной в действие с 1 января 2004 г. в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 148-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» <*>;
———————————
<*> СЗ РФ. 2003. N 46. Ч. 1. Ст. 4444.
10) государственная пошлина регулируется гл. 25.3 части второй Кодекса, введенной в действие с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» <*>.
———————————
<*> СЗ РФ. 2004. N 45. Ст. 4377.
Следует отметить, что указанные в п. 2 ст. 18 Кодекса специальные режимы предусматривают следующие федеральные налоги, не указанные в комментируемой статье (см. комментарий к ст. 18 Кодекса):
1) единый сельскохозяйственный налог;
2) единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
3) единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
П.5 ст.105.13 НК РФ
Распределение между сторонами анализируемой сделки суммы прибыли (убытка) по анализируемой сделке осуществляется в целях обеспечения применения пункта 1 статьи 105.3 настоящего Кодекса. Выбор принципов распределения прибыли зависит от обстоятельств анализируемой сделки (группы однородных анализируемых сделок) и должен приводить к распределению прибыли по анализируемой сделке, соответствующему распределению прибыли между лицами, осуществляющими аналогичную деятельность в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях. При этом распределение прибыли между сторонами анализируемой сделки (группы однородных анализируемых сделок) в соответствии с методом распределения прибыли производится на основании оценки вклада сторон анализируемой сделки (группы однородных анализируемых сделок) в совокупную прибыль по анализируемой сделке (группе однородных анализируемых сделок) в соответствии со следующими критериями или их комбинациями:
пп.1 пропорционально вкладу в совокупную прибыль по анализируемой сделке функций, осуществляемых сторонами анализируемой сделки, используемых ими активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков;
пп.2 пропорционально распределению между сторонами анализируемой сделки доходности, полученной на вложенный капитал, используемый в анализируемой сделке;
пп.3 пропорционально распределению прибыли между сторонами сопоставимой сделки.
П.8 ст.105.13 НК РФ
В целях настоящей статьи остаточная прибыль (убыток) определяется в следующем порядке:
пп.1 на основе методов, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 105.7 настоящего Кодекса, для каждого лица, являющегося стороной анализируемой сделки (группы однородных анализируемых сделок), на основании рыночного интервала цены для этой стороны определяется расчетная прибыль (убыток), которая (который) рассчитывается с учетом осуществляемых этим лицом функций, используемых им активов, принимаемых экономических и коммерческих рисков;
пп.2 остаточная прибыль (убыток) по анализируемой сделке определяется как разница между совокупной прибылью (убытком), полученной (полученным) по анализируемой сделке, и суммой расчетной прибыли (убытка) от продаж для всех сторон анализируемой сделки.
П.13 ст.105.13 НК РФ
В случае, если прибыль, полученная налогоплательщиком, являющимся стороной анализируемой сделки, меньше прибыли, рассчитанной для этой стороны в соответствии с методом распределения прибыли, для целей налогообложения принимается прибыль, рассчитанная для него в соответствии с методом распределения прибыли.
В случае, если убыток, понесенный налогоплательщиком, являющимся стороной анализируемой сделки, превышает убыток, рассчитанный для этой стороны в соответствии с методом распределения прибыли, для целей налогообложения принимается убыток, рассчитанный для него в соответствии с методом распределения прибыли.
На основании сопоставления прибыли или убытка, учтенных в целях налогообложения в соответствии с настоящим пунктом, с фактически полученной налогоплательщиком прибылью или фактически понесенным убытком осуществляется корректировка прибыли налогоплательщика в целях налогообложения налогом на прибыль организаций.
Комментарий к Ст. 333.15 Налогового кодекса
Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Порядок предоставления налоговой декларации, установленный ст. 333.15, устраняет сложности, присущие представлению деклараций по плате за пользование водными объектами в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами».
Согласно комментируемой статье налогоплательщик должен представлять налоговую декларацию за налоговый период только в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения, в то время как ранее, на основании положений Федерального закона «О плате за пользование водными объектами», плательщик платы за пользование водными объектами должен был представлять два документа — собственно налоговую декларацию в налоговый орган по местонахождению организации, осуществляющей пользование водными объектами, и ее копию в налоговый орган по месту пользования водным объектом (т.е. по местонахождению объекта налогообложения).
Налогоплательщики — иностранные лица одновременно с представлением налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения представляют копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование.
Срок подачи налоговой декларации для всех категорий налогоплательщиков совпадает со сроком уплаты водного налога — 20-е число месяца, следующего за отчетным.
Согласно п. 7 ст. 80 НК РФ формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Форма налоговой декларации по водному налогу и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 3 марта 2005 г. N 29н. Данный Приказ зарегистрирован в Минюсте России 24 марта 2005 г. (регистрационный номер 6417) и опубликован 31 марта 2005 г. в «Российской газете».
Пунктом 3 Приказа Минфина России установлено, что Приказ применяется начиная с представления налоговой декларации по водному налогу за I квартал 2005 г., а п. 4 — что Приказ МНС России от 29 декабря 2003 г. N БГ-3-21/726 «Об утверждении формы налоговой декларации по плате за пользование водными объектами и Инструкции по ее заполнению» (зарегистрирован в Минюсте России 11 февраля 2004 г., регистрационный номер 5539) не применяется начиная с представления налоговой декларации по водному налогу за I квартал 2005 г.
Комментарий к статье 346.18 НК РФ
Если объектом налогообложения являются доходы, то в этом случае налоговая база по единому налогу — это денежное выражение доходов организации. Сумма квартального авансового платежа рассчитывается по итогам каждого отчетного периода исходя из ставки налога и фактически полученных доходов. Ставка налога для упрощенцев, которые выбрали доходы в качестве объекта налогообложения, составляет 6 процентов. Доходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания квартала, полугодия, 9 месяцев.
Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то в этом случае налоговая база по единому налогу — это денежное выражение разницы между доходами и расходами. Сумма единого налога за отчетный период рассчитывается исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала года. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на сумму расходов, налог взимается по ставке 15%.
На практике возможна ситуация, когда расходы окажутся больше доходов. Если отрицательный результат будет получен по итогам 1 квартала, 1 полугодия или 9 месяцев, то перечислять квартальные авансовые платежи по единому налогу организации (предпринимателю) не нужно.
Если же такая ситуация сложится по итогам года, то придется заплатить в бюджет минимальный налог. Величина минимального налога составляет 1% от суммы полученных доходов (п. 6 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ). Минимальный налог уплачивается только по итогам налогового периода (календарного) года. Сумма минимального налога, уплаченная организацией за налоговый период, в котором получен убыток, присоединяется к сумме убытков, перенесенных на будущее.
Сумму полученного убытка можно будет учесть при расчете единого налога в следующем году, но только при условии, что налоговая база (разница между доходами и расходами) будет уменьшена не более чем на 30%
Обратите внимание: теперь в Кодексе четко прописано, что убыток уменьшает налоговую базу, рассчитанную по итогам налогового периода. То есть поспорить за свое право уменьшать на сумму убытка авансовые платежи по итогам отчетных периодов не получится
Если за один год списать полученный убыток не удастся, то оставшаяся часть убытка переносится на последующие годы. Учтите, что списывать убыток можно только в течение 10 лет.
Организации и предприниматели, которые рассчитывают единый налог с разницы между доходами и расходами, должны помнить, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, не может быть меньше 1 процента от величины доходов. Иными словами, если единый налог оказался меньше минимального налога, то в бюджет надо уплатить минимальный налог — 1 процент от суммы полученных доходов (п. 6 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ).
В последующих налоговых периодах разницу между суммой уплаченного минимального налога и суммой единого налога, рассчитанного в общем порядке, можно включить в расходы при исчислении налоговой базы.
В случае налоговой проверки необходимо будет подтвердить правомерность уменьшения налоговой базы на сумму убытков, полученных в предыдущие годы применения упрощенной системы налогообложения. Для этого следует хранить документы, которые подтверждают размер этого убытка, в течение всего срока применения «упрощенки». Такими документами являются:
— первичная учетная документация (накладные, счета-фактуры, платежные поручения, чеки ККТ и т.д.);
— Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
— налоговые декларации.
Комментарий к Статье 2 НК РФ
Статья 2 НК РФ говорит о том, какие отношения подпадают под действие налогового законодательства. Согласно данной статье «законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения».
Статья 2 настоящего Кодекса дает определение налоговым отношениям, то есть отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах.
Налоговые отношения — это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, связанные с налогами, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Властные отношения складываются между государством в лице его органов и должностных лиц и налогоплательщиками в лице юридических и физических лиц.
Иными словами, государство создает властные предписания, подлежащие обязательному применению налогоплательщиками: устанавливает, вводит в действие и взимает налоги и сборы, в связи с чем осуществляет налоговый контроль и привлекает к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Однако такие акты налоговых органов, действие (бездействие) их должностных лиц можно обжаловать.
Установить налог можно только единственным способом — внести в настоящий Кодекс соответствующие поправки (ст. 1 НК РФ).
Введением налога и сбора является принятие соответствующего нормативного правового акта, подробно устанавливающего порядок, условия и процедуру взимания того или иного налога и сбора в бюджет, что может проходить на федеральном, региональном и местном уровне. При введении налога должны быть определены существенные элементы налоговых обязательств.
Властные предписания государства о взимании налогов и сборов касаются исполнения обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов по уплате налогов и сборов (общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов содержатся в разд. IV настоящего Кодекса).
Налоговый контроль, то есть проведение налоговых проверок, получение объяснительных, осмотров и т.п., необходим для реализации системы налогов и сборов, установленной настоящим Кодексом, регулирования исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Формы и методы налогового контроля изложены в разд. V НК РФ.
В случае нарушения налогового законодательства (совершения налоговых правонарушений) устанавливаются меры по привлечению к ответственности нарушителей.
К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом; к таким отношениям применяются нормы Таможенного кодекса РФ.
Нормы Таможенного кодекса РФ регулируют установление, введение и взимание таможенных платежей, проведение контроля за уплатой таможенных платежей, регулируют привлечение к ответственности лиц, виновных в уклонении от уплаты таможенных платежей, и обжалование актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц.
Другой комментарий к Ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации
В статье 15 Кодекса установлен перечень местных налогов:
1) земельный налог регулируется гл. 31 части второй Кодекса, введенной в действие с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» <*>;
———————————
<*> СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4840.
2) налог на имущество физических лиц регулируется Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» <*>, введенным в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета от 9 декабря 1991 г. N 2004-1 <**>.
———————————
<*> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 8. Ст. 362.
<**> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 8. Ст. 363.
П.14 ст.25.13 НК РФ
Признание управляющего лица иностранного инвестиционного фонда (паевого фонда или иной формы осуществления коллективных инвестиций) налоговым резидентом Российской Федерации, а равно факт осуществления таким управляющим лицом деятельности по управлению активами такого фонда (компании) на территории Российской Федерации сами по себе не являются основаниями для признания этого фонда (компании) контролируемой иностранной компанией, для которой контролирующим является указанное управляющее лицо.
Для целей настоящего пункта управляющими лицами иностранного инвестиционного фонда (паевого фонда или иной формы осуществления коллективных инвестиций) признаются управляющая компания, являющаяся российской или иностранной организацией, управляющий партнер, являющийся физическим лицом или организацией, а также иные лица, осуществляющие функции по управлению активами, прямо или косвенно принадлежащими такому иностранному инвестиционному фонду (паевому фонду или иной форме осуществления коллективных инвестиций).
(Пункт в редакции Федерального закона от 15.02.2016 № 32-ФЗ)
П.11 ст.105.13 НК РФ
Распределение прибыли между сторонами анализируемой сделки (группы однородных анализируемых сделок) в соответствии с критерием, предусмотренным подпунктом 3 пункта 5 настоящей статьи, осуществляется при наличии информации о распределении суммы прибыли (убытка) от продаж по однородным сделкам, совершенным между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Использование предусмотренного настоящим пунктом порядка распределения прибыли (убытка) по анализируемой сделке допускается при одновременном соблюдении следующих условий:
пп.1 данные бухгалтерского учета сторон анализируемой сделки должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского учета сторон сопоставимых сделок либо приведены к сопоставимому виду путем осуществления необходимых корректировок;
пп.2 совокупная рентабельность активов сторон анализируемой сделки не должна существенно отличаться от совокупной рентабельности активов сторон сопоставимых сделок либо должна быть приведена к сопоставимому виду путем осуществления необходимых корректировок.
Другой комментарий к Ст. 18 Налогового кодекса Российской Федерации
1. Кодексом согласно п. 7 его ст. 12 устанавливаются специальные налоговые режимы. В соответствии с п. 1 ст. 18 Кодекса специальные налоговые режимы устанавливаются Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Исходя из положений п. 7 ст. 12 и п. 1 ст. 18 Кодекса допустимым и возможным содержанием специальных налоговых режимов является:
установление федеральных налогов, не указанных в ст. 13 Кодекса;
установление особого порядка определения элементов налогообложения;
освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13 — 15 Кодекса;
определение порядка введения в действие и применения специальных налоговых режимов.
2. Пунктом 2 ст. 18 Кодекса предусмотрены специальные налоговые режимы:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) установлена гл. 26.1 части второй Кодекса, введенной в действие с 1 января 2002 г. в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. N 187-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» <*> и изложенной с 1 января 2004 г. в новой редакции в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 147-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» <**>;
———————————
<*> СЗ РФ. 2001. N 53. Ч. 1. Ст. 5023.
<**> СЗ РФ. 2003. N 46. Ч. 1. Ст. 4443.
2) упрощенная система налогообложения установлена гл. 26.2 части второй Кодекса, введенной в действие с 1 января 2003 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» <*>;
———————————
<*> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3021.
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности установлена гл. 26.3 части второй Кодекса, введенной в действие одновременно с гл. 26.2 Кодекса с 1 января 2003 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции установлена гл. 26.4 части второй Кодекса, введенной в действие с 10 июня 2003 г. в соответствии с Федеральным законом от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» <*>.
———————————
<*> СЗ РФ. 2003. N 23. Ст. 2174.