Статья 14.26 коап рф. нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения

Комментарий к ст. 297 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Потерпевшим является любой участник судебного разбирательства: судья, присяжный или арбитражный заседатель (ч. 2); подсудимый, потерпевший, истец, ответчик, третьи лица, их представители, прокурор, защитник, эксперт, свидетель, переводчик и др. (ч. 1).

2. Объективная сторона преступления выражается в форме действий по неуважительному отношению к суду в виде оскорбления участника(ов) судебного разбирательства.

Под оскорблением понимаются неприличные высказывания, жесты, действия, направленные на унижение чести и достоинства участников судебного разбирательства и подрыв авторитета судебной власти. Оскорбительные действия должны быть публичными. Преступление может быть совершено как в зале судебного заседания, так и за его пределами (в этом случае оскорбление лица должно быть связано с его ролью в судебном разбирательстве). Признание определенных действий неуважительными по отношению к участникам судебного разбирательства в зале судебного заседания осуществляется с учетом специфики процесса и обстановки судебного разбирательства.

3. Преступление признается оконченным с момента публичного высказывания оскорбления в отношении участника(ов) судебного разбирательства.

4. Оскорбление, в том числе содержащееся в публичном выступлении, не содержащее признаки неуважения к суду, квалифицируется по ст. 5.61 КоАП РФ. Оскорбительные действия судьи в отношении других участников судебного разбирательства квалифицируются по ст. 286 УК.

Комментарий к статье 17.3 КоАП РФ

Комментируемая статья содержит два смежных состава правонарушений, посягающих на установленный порядок деятельности судов. Объективная сторона правонарушения заключается в неисполнении законных требований судьи или судебного пристава о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила. В статье подчеркивается, что требования судьи или судебного пристава должны быть законными, то есть основываться на нормах регламентирующих порядок судебного разбирательства, который установлен различными законодательными актами, в частности ст. 257 УПК, ст. 158 ГПК, ст. 154 АПК и др.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» (с послед. изм.) требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Инструкция о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности (утв. Приказом Минюста РФ от 3 августа 1999 г. N 226) (с послед. изм.) устанавливает, что судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей имеют право:

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом «О судебных приставах»;

удалять из зала судебного заседания по распоряжению председателя суда, судьи или председательствующего лиц, нарушающих порядок судебного заседания;

задерживать лиц, допустивших нарушение общественного порядка в здании суда, составлять протокол об административном правонарушении, а в случае необходимости — передавать их в органы внутренних дел;

при необходимости обращаться за помощью к сотрудникам органов внутренних дел и ФСБ России, военнослужащим внутренних войск, а судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности военных судов — также к военному командованию.

Административная ответственность в соответствии с комментируемой статьей наступает только в случае, если отсутствуют основания привлечения к уголовной ответственности в соответствии со ст. 297 УК «Неуважение к суду» и 298 УК «Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя».

Субъектами рассматриваемых правонарушений могут быть не только участники судебного процесса, но и иные лица, присутствующие в судебном заседании (их родственники, представители СМИ, общественных организаций и т.п.).

Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений может быть только умышленной и характеризуется сознательным противоправным действием лица, участвующего в судебном процессе. Умысел, как правило, является прямым.

Комментарий к статье 297 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. К участникам судебного разбирательства (ч. 1 ст. 297 УК) относятся все лица, участвующие в судебном процессе, за исключением субъектов, названных в ч. 2 ст. 297 УК. Этими участниками судебного разбирательства могут быть: прокурор, судебный пристав, свидетель, эксперт, понятой, специалист, переводчик, защитник, потерпевший, подсудимый, секретарь судебного заседания, гражданские истец и ответчик, заинтересованные лица и т.д. Участниками судебного разбирательства по гражданским делам являются лица, участвующие в деле (ст. 34 ГПК). К участникам арбитражного судебного разбирательства относятся лица, участвующие в деле (ст. 40 АПК), а также их представители и содействующие осуществлению правосудия лица – эксперты, свидетели, переводчики, помощник судьи и секретарь судебного заседания (ст. 54 АПК).

2. В ч. 2 комментируемой статьи потерпевшими от преступления являются судьи, присяжные и арбитражные заседатели.

3. Объективная сторона преступления состоит в оскорблении участника судебного разбирательства, судьи, присяжного или арбитражного заседателя. Оскорбление – это оценка личных качеств какого-либо участника судебного разбирательства, выраженная в непристойной, в не принятой в обществе форме. Оскорбление может выразиться в унизительном неприличном заявлении, например о непрофессионализме защитника, пристрастности судьи, грубости прокурора и др.

4. Преступление совершается путем устных или письменных заявлений, конкретных действий в зале судебного заседания и считается оконченным с момента совершения указанных действий независимо от наступления последствий.

5. Оскорбление перечисленных лиц вне зала судебного заседания, например в театре, хотя и в связи с рассмотрением дела, материалов в суде, квалифицируется по ст. 130 УК. Аналогично оскорбление в суде лиц, не являющихся участниками судебного разбирательства или судьями, например следователя, осуществлявшего предварительное следствие по делу, квалифицируется по ст. 130 УК (см.: Дело Л. // БВС РФ. 1998. N 8).

6. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.

7. Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16 лет.

Другой комментарий к статье 14.26 КоАП РФ

1. Предметом противоправного посягательства, административная ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, является законодательно установленный порядок обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения, а также права собственников и иных лиц на изделия из черных и цветных металлов.

Под ломом и отходами цветных и черных металлов в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ следует понимать пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Требования к обращению с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждению установлены ст. 13.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.

Правила обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения утверждены Постановлениями Правительства РФ от 11.05.2001 N 369 и N 370.

Объективную сторону предусмотренного комментируемой статьей административного правонарушения образует несоблюдение любого из установленных в данной области требований указанных правил.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Субъектом правонарушения могут являться граждане, осуществляющие отчуждение лома и отходов цветных и черных металлов; организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием, учет, хранение, транспортировку и отчуждение лома и отходов цветных и черных металлов, а также их работники.

Контроль за соблюдением рассмотренных правил осуществляют органы федеральных служб по экологическому, технологическому и атомному надзору, по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органы внутренних дел (милиции) и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции. Указанное положение учтено при установлении подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, а также при определении перечня должностных лиц, органов, уполномоченных составлять протоколы об указанных административных правонарушениях.

Необходимо отметить, что за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с ломом и отходами цветных и черных металлов, уничтожение плодородного слоя почвы и порчу земель в результате нарушения правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов, а также загрязнение лесов ломом и отходами цветных и черных металлов административная ответственность наступает по ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6 и ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ.

Ч. 2 ст. 297 УК РФ

То же деяние, выразившееся в оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

Статья 296 УК РФ Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования
Статья 298 УК РФ Утратила силу. – Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ

Другой комментарий к статье 297 Уголовного Кодекса РФ

1. Непосредственным объектом преступления является установленный нормативными актами порядок судебного разбирательства.

Мнение эксперта
Михайлов Игорь Константинович
Консультант в области права с 10-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Имеет опыт в экспертизе документов.

Дополнительный объект преступления — это честь, достоинство и деловая репутация участников судебного разбирательства. Потерпевшими являются указанные в законе лица (участники судебного разбирательства (ч.

1), а также судья, присяжный заседатель, иное лицо, участвующее в отправлении правосудия (арбитражный заседатель, прокурор — ч. 2)).

К участникам судебного разбирательства (ч. 1 ст.

297 УК) относятся все лица, участвующие в судебном процессе, за исключением лиц, названных в ч. 2 рассматриваемой статьи.

Этими участниками судебного разбирательства могут быть: прокурор, судебный пристав, свидетель, эксперт, понятой, специалист, переводчик, защитник, потерпевший, подсудимый, секретарь судебного заседания, гражданский истец, гражданский ответчик, заинтересованные лица и т.д. Участниками судебного разбирательства по гражданским делам являются лица, участвующие в деле (ст.

34 ГПК). К участникам арбитражного судебного разбирательства относятся лица, участвующие в деле (ст.

40 АПК), а также их представители и содействующие осуществлению правосудия лица — эксперт, свидетель, переводчик, помощник судьи и секретарь судебного заседания (ст. 54 АПК).

2. Объективная сторона состава преступления (ч.

ч. 1 и 2) состоит в действиях, выражающих неуважение к суду путем оскорбления участника судебного разбирательства, судьи, присяжного или арбитражного заседателя, прокурора.

Оскорбление — это выраженная в непристойной, в неприличной форме отрицательная оценка личных качеств какого-либо участника судебного разбирательства, высказанная во время судебного заседания или в помещении суда, направленная на унижение его чести, достоинства и деловой репутации. Оскорбление может выразиться, например, в унизительном заявлении о непрофессионализме защитника, пристрастности судьи, грубости прокурора, нецензурной брани в адрес участников судебного заседания либо в циничном высказывании в присутствии потерпевших, направленных на особенности их личности, и т.п.

3. Действия совершаются путем устных или письменных заявлений, конклюдентных действий в зале судебного заседания и считаются оконченными с момента их совершения независимо от наступления последствий. Состав преступления по конструкции — формальный.

4. Оскорбление перечисленных лиц вне зала судебного заседания или после разрешения дела, хотя и в связи с рассмотрением этого дела, материалов в суде, не образует состава преступления.

Поэтому обязательным признаком объективной стороны этого состава преступления является место совершения преступления — зал судебного заседания или иное помещение суда.

5. Субъектом состава преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

6. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.

Комментарии и консультации юристов по ст 297 УК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 297 УК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Неуважение к суду – это поведение участников судебного процесса, которое свидетельствует о пренебрежении ими установленных правил поведения. За такое деяние виновный может понести уголовную ответственность.

Комментарий к Статье 159 ГПК РФ

1. Статья 159 ГПК РФ дополняет и развивает положения ст. 158 ГПК РФ о надлежащем порядке в судебном заседании и еще раз подчеркивает его значимость для правомерности судопроизводства по гражданским делам. В ст. 159 не раскрывается понятие нарушения порядка в судебном заседании. Из содержания данной и предыдущих статей можно сделать вывод, что нарушением порядка, влекущим применение мер воздействия, предусмотренных данной статьей, могут быть действия, мешающие нормальному ходу судебного процесса, выражающие нежелание выполнять распоряжения председательствующего и соблюдать установленный регламент судебного заседания. Это могут быть также действия, свидетельствующие о явном неуважении к суду, например оскорбление, недостойное поведение для окружающих, т.е. содержащие признаки преступления.

К предусмотренным ст. 159 ГПК РФ мерам относятся меры воздействия предупредительного характера или меры процессуального принуждения (ч. 1, 2 и 5 ст. 159 ГПК РФ) и меры ответственности (ч. 3 ст. 159 ГПК РФ).

2. Предупреждение как мера воздействия, имеющая воспитательный характер, может применяться как к участникам процесса, так и к гражданам, присутствующим в судебном заседании и нарушающим установленный законом регламент судебного разбирательства. Предупреждение объявляется от имени суда и имеет властный, обязательный характер (ст. 13 ГПК РФ). Как правило, вынося предупреждение, суд указывает на недопустимость совершенного в будущем и указывает на последствия повторного нарушения — удаление из зала судебного заседания и наложение штрафа (сведения об этом заносятся в протокол судебного заседания).

Повторное нарушение порядка в судебном заседании влечет неодинаковые последствия для лица, участвующего в деле, и его представителя и граждан, присутствующих в судебном заседании. Последние удаляются из зала заседания суда на все время судебного заседания. Лицо, участвующее в деле, либо его представитель в зависимости от характера правонарушения и необходимости их участия в судебном заседании могут быть удалены из зала суда на все время судебного заседания или часть его. В случае его допущения в процесс судья должен ознакомить лицо, участвующее в деле, с процессуальными действиями, совершенными в его отсутствие.

Процессуальное оформление принятия мер к нарушителям порядка в судебном заседании при повторном нарушении также будет иметь неодинаковый характер. В отношении лиц, участвующих в деле, выносится определение. Граждане, присутствующие в судебном заседании, удаляются из зала суда по распоряжению председательствующего.

3. Штраф как мера процессуальной ответственности, применяемая к нарушителям порядка в судебном заседании, может налагаться по усмотрению суда в зависимости от характера правонарушения. Штрафные санкции, как правило, применяются судом при повторном нарушении порядка, когда предупреждение не возымело эффекта. Во всех случаях наложение штрафа оформляется отдельным определением. Порядок наложения судебных штрафов регулируется ст. 105 ГПК. Сложение или уменьшение штрафа производится в порядке, установленном ст. 106 ГПК.

4. Если в действиях нарушителя порядка судебного заседания имеются признаки преступления, например неуважение к суду (ст. 297 УК РФ), дерзкое хулиганство (ст. 213 УК РФ), помимо мер, предусмотренных выше, суд может поставить вопрос о возбуждении уголовного дела, направив в органы дознания или предварительного следствия для возбуждения уголовного дела в отношении нарушителя соответствующие материалы (копию определения о наложении штрафа, выписку из протокола судебного заседания, описание действий нарушителя, список свидетелей-очевидцев, объяснения нарушителя и др.).

5. Массовое нарушение порядка в судебном заседании может вообще привести к невозможности рассмотрения дела. Правовые средства решения этой ситуации — отложение разбирательства дела либо слушание дела в закрытом судебном заседании. И в том, и другом случае действия судьи оформляются определениями, которые обжалованию не подлежат. Часть 4 ст. 159 ГПК РФ, позволяя суду в случае массового нарушения порядка в зале судебного заседания удалить присутствующих в зале граждан и рассмотреть дело в закрытом судебном заседании, по своей сути является вынужденным ограничением принципа гласности судебного разбирательства (ст. 10 ГПК РФ).

Второй комментарий к Ст. 297 УК РФ

1. Понятие участников судебного разбирательства (процесса), признаваемых потерпевшими по ч. 1 ст. 297 УК, дается в уголовном, в гражданском и арбитражном и административном судопроизводстве.

2. Объективная сторона заключается в неуважении к суду, проявившемся в оскорблении указанных в законе лиц в связи с их участием в судебном разбирательстве.

Оскорбление может выражаться в циничной унизительной оценке моральных качеств участников процесса или их квалификации в заявлениях, сделанных в неприличной форме, о заинтересованности в ходе дела, пристрастности и т.п. Оскорбление может быть совершено как в устной и письменной формах, так и путем действия.

3. Преступление окончено с момента совершения указанных в законе действий.

4. Субъективная сторона предполагает прямой умысел.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

6. В ч. 2 ст. 297 предусмотрена ответственность за неуважение к суду, выразившееся в оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия (арбитражного заседателя). Речь, таким образом, идет о лицах, которые непосредственно рассматривают и разрешают дела или материалы по существу.

Комментарий к Ст. 14.26 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом административных правонарушений являются общественные отношения в сфере обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения. Предусмотренные комментируемой статьей административные правонарушения посягают на установленный в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения, а также права собственников и иных лиц на изделия из черных и цветных металлов.

Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 369. Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 370.

2. Объективную сторону рассматриваемых административных правонарушений образует нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6 и ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, а также их отчуждения. Следует иметь в виду, что за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с ломом и отходами цветных и черных металлов, уничтожение плодородного слоя почвы и порчу земель в результате нарушения правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов, а также загрязнение лесов ломом и отходами цветных и черных металлов административная ответственность наступает по ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6 и ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ.

3. Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения может повлечь уголовную ответственность, в частности в соответствии со ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство — например, осуществление деятельности в области оборота лома и отходов цветных и черных металлов без регистрации или с нарушением правил регистрации либо осуществление такой деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением лицензионных требований и условий, если эти деяния причинили существенный ущерб гражданам, организациям или государству) либо со ст. 175 УК РФ (приобретение или сбыт лома и отходов цветных и черных металлов, заведомо добытых преступным путем), а также некоторыми другими статьями УК РФ.

4

Субъективная сторона правонарушений характеризуется умыслом или неосторожностью

5. Субъектами правонарушений являются граждане, должностные лица, а также индивидуальные предприниматели.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)

8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

6. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела о данных правонарушениях, а также должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ч. 1, п. п. 19 и 37 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

7. Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) и органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (ст. ст. 23.3 и 23.31 КоАП РФ). В случае если возникает вопрос о необходимости применить конфискацию предмета административного правонарушения, дело подлежит рассмотрению в судебном порядке (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Комментарий к статье 14.26 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Предметом противоправного посягательства, административная ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, является законодательно установленный порядок обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения, а также права собственников и иных лиц на изделия из черных и цветных металлов.

Под ломом и отходами цветных и черных металлов в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ следует понимать пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Требования к обращению с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждению установлены ст. 13.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.

Правила обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения утверждены Постановлениями Правительства РФ от 11.05.2001 N 369 и N 370.

Объективную сторону предусмотренного комментируемой статьей административного правонарушения образует несоблюдение любого из установленных в данной области требований указанных правил.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Субъектом правонарушения могут являться граждане, осуществляющие отчуждение лома и отходов цветных и черных металлов; организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием, учет, хранение, транспортировку и отчуждение лома и отходов цветных и черных металлов, а также их работники.

Контроль за соблюдением рассмотренных правил осуществляют органы федеральных служб по экологическому, технологическому и атомному надзору, по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органы внутренних дел (милиции) и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции. Указанное положение учтено при установлении подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, а также при определении перечня должностных лиц, органов, уполномоченных составлять протоколы об указанных административных правонарушениях.

Необходимо отметить, что за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с ломом и отходами цветных и черных металлов, уничтожение плодородного слоя почвы и порчу земель в результате нарушения правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов, а также загрязнение лесов ломом и отходами цветных и черных металлов административная ответственность наступает по ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6 и ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ.