Закон об осаго

Контроль над исполнением закона

Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.

В этом году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.

В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.

Причины регресса к виновнику ДТП по ОСАГО

У многих автолюбителей может возникнуть понятный вопрос: для чего необходимо приобретать ОСАГО, если все-равно придется платить страховщику. Но необходимо учесть, что регрессное требование к виновнику ДТП правомочно не во всех случаях, а в детально оговоренных ситуациях.

Различные подпункты ст. 14 №40-ФЗ предусматривают ситуации, когда у страховщика появляется право выдвигать регрессное требование по ОСАГО к виновнику ДТП:

  1. Если вред здоровью или собственности пострадавшего причинен умышленными действиями нарушителя – факт умысла должен быть доказан в судебном порядке.
  2. Произошедшая авария вызвана нетрезвым состоянием лица, по чьей вине случилось ДТП (речь идет о различных формах опьянения) – указанное обстоятельство удостоверяется результатами медицинского освидетельствования, проведенными в соответствующем учреждении.
  3. Нарушитель создал аварийную ситуацию, находясь за рулем, не имея на то законных оснований – он не получил водительских прав или был их лишен по какой-либо причине.
  4. После происшествия нарушитель скрылся в неизвестном направлении, желая избежать ответственности – это должно быть зафиксировано в соответствующем протоколе о ДТП, составленном представителями ГИБДД. В этой ситуации нарушителю особенно сложно отстоять свои права в суде, очень редко такие дела рассматриваются в пользу ответчика.
  5. Если автолюбитель, допустивший аварию, не вписан в число лиц, допущенных к управлению авто, в страховом полисе ОСАГО – не распространяется на разновидности договоров, не ограничивающих количество водителей.
  6. При отсутствии обязательной автостраховки или истечении срока действия договора – если он заключен до определенной даты.
  7. В случае оформления происшествия европротоколом (без участия представителей ГИБДД) – если обе стороны в пятидневный срок (без учета выходных и праздничных дней) не предоставили страховщику протокол о ДТП. Это связано с тем, что если страховая компания виновного, которой придется в итоге выплачивать данные средства, не будет заблаговременно извещена о факте данного случая, она не сможет присутствовать при проведении экспертизы пострадавшего автомобиля, с целью контроля правомерности определения суммы ущерба.
  8. Если в пятнадцатидневный срок (учитываются только будни) виновным приняты меры к утилизации машины, участвовавшей в аварии или авто не предъявлено для проведения независимого экспертного обследования по результатам происшествия.
  9. При просроченном техосмотре на момент ДТП, о чем свидетельствует запись в диагностической карте.

В ситуации с техосмотром может отмечаться наличие косвенной вины представителя организации, выдавшей диагностическую карту, если в данном документе будут содержаться заведомо неверные сведения относительно состояния автомобиля. Однако подобные претензии должны быть доказаны независимой экспертизой – необходимо достоверно подтвердить наличие на момент, непосредственно предшествующий аварии, тех или иных дефектов машины, не отмеченных в диагностической карте по результатам техосмотра.

Если это будет доказано, регрессное требование по ОСАГО может предъявляться к оператору технического осмотра

Как направляют регрессные требования

Как говорит судебная практика, требования от страховщика могут поступить виновнику аварии в судебном или досудебном порядке. Во втором случае владельцу автомобиля выставляется претензия, где указаны обоснованные требования страховщика о возврате денежной суммы, стоимость расходов страховой компании, возникших в процессе рассмотрения страхового случая. Кроме того, указываются банковские реквизиты, срок перечисления предъявленной суммы.

К заявленным требованиям прилагается документальное подтверждение обстоятельств аварии, документы о произведенных компанией выплатах пострадавшему.

Если виновник ДТП не выполняет требования, указанные в претензии, страховщик воспользуется законным правом и подаст в судебные органы исковое заявление о взыскании материального возмещения.

Что нужно учесть, если предъявлен судебный иск:

  1. Существует по регрессу срок исковой давности. Он составляет три года, а его исчисление начинается с момента, когда потерпевшему была перечислена денежная компенсация;
  2. Наличие законных оснований для регресса. К примеру, водителя обвиняют в аварии либо оставлении места происшествия. Чаще всего подозреваемый водитель не является участником аварии, а находится под колпаком у мошенников, занимающихся автомобильными «подставами». Их целью является не водитель, а его страховая фирма. Именно она выплатит мошенникам деньги на ремонт. Но в этом случае водитель также потеряет деньги из-за регресса, если не докажет своей невиновности и не оспорит регрессивное требование.
  3. Всегда можно подать апелляционную жалобу, даже после того, как вынесено решение суда.
  4. Если заявленные страховым учреждением денежные требования слишком завышены, необходимо направить в суд ходатайство о дополнительной экспертизе.

Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

  1. Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру. Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.
  2. Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон. Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.
  3. Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.
  4. С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
  5. С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования. Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика. Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.

Мнение эксперта
Соколов Сергей Игоревич
Юрист-консульт с 6-летним стажем. Специализация — семейное право. Большой опыт в защите в суде.

Дебаты вокруг статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и в настоящее время. Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:

  • недостаточная ответственность страховых компаний за выполнение своих обязательств;
  • возможность двоякого толкования некоторых положений, которые не совсем точно определяют ситуации и понятия;
  • высокая вероятность неадекватных выводов судебных инстанций, которые зачастую оказываются в трудно разрешимых правовых казусах;
  • распространение поддельных полисов ОСАГО;
  • необходимость доплаты за ремонт пострадавшего автомобиля «из кармана» пострадавшей стороны

Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.

Так с 1 января 2017 года приобрести полис ОСАГО можно будет через интернет. Одновременно вступит в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему вред в определённых Законом случаях.

Особыми пунктами выделяется ответственность за умышленное предоставление недостоверных сведений при покупке электронного полиса ОСАГО, которое приводит к занижению стоимости страховки. В этом случае виновная сторона не только оплатит ремонт транспортного средства, но и возместит страховой компании разницу в страховом полисе.

Такая законодательная практика, по мнению экспертов, является нормальным явлением цивилизованного общества, желающего защитить права своих граждан в справедливом правовом поле. Специфика этого закона России заключается в неоднозначном отношении к исполнению положений законодательства, усложняемом многочисленными попытками страховых сообществ занизить или аннулировать свои обязательства.

Принимаемые поправки к закону 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности позволяют повышать эффективность данного законодательного акта.

Правила ОСАГО в 2021 году — действующая редакция правил страхования с последними изменениями

  • Цель ФЗ №40
  • Страховое возмещение в 2021 году
  • Новый порядок рассмотрения требований о возмещении вреда
  • Регресс
  • Стоимость полисов в 2021 году
  • Электронный полис
  • Порядок получения электронного документа
  • «Натурализация» выплат

Закон об ОСАГО является финансовой гарантией возмещения вреда, причиненного имуществу, здоровью, жизни потерпевших владельцами ТС, является социальной мерой, действует как материальный рычаг повышения безопасности дорожного движения. Новая редакция закона об ОСАГО с последними изменениями 2021 года учитывает многолетнюю практику применения не только в России, но и мире, опирается на достижения в сфере высоких технологий.

Основные положения Закона об ОСАГО

  • декларирование обязательного страхования гражданской ответственности как определённой законом обязанности всех водителей;
  • определение объекта обязательного страхования, страховых сумм, коэффициентов выплат, страховых рисков и т.д.;
  • порядок оформления ДТП в рамках действующих полисов ОСАГО;
  • перечень этапов проведения технической экспертизы транспорта;
  • описание процедур возмещения убытков;
  • порядок оспаривания позиций любой из сторон;
  • реестр организаций и мероприятий, необходимых для осуществления контроля над выполнением обязательств всех участников страховых соглашений

Отдельной главой Федерального закона об ОСАГО выделены положения, касающиеся профессиональных объединений страховщиков. В заключительных главах затронуты аспекты страхования гражданской ответственности в рамках Международного права.

Что это такое

Регресс – это взыскание с виновника ДТП его же страховщиком тех денежных сумм, которые были выплачены потерпевшему страховой компанией виновника.

Такой механизм по закону об обязательном страховании автогражданской ответственности в ст.14 называется еще – обратное требование. Когда лицо, выплатившее потерпевшему причиненный ему ущерб виновником ДТП, взымает затем эту же сумму ущерба с самого виновника.

Люди, по невнимательности, часто полагают, что даже если авария произошла по их вине, то ничего страшного, они застрахованы и смогут страховыми выплатами возместить потерпевшим весь причиненный ими ущерб.

Ведь страховая компания уже оплатила причиненный ущерб потерпевшему, а теперь она хочет вернуть эти деньги обратно. Это первая ошибка.

Механизм досудебного урегулирования споров

Выделяют ряд причин, по которым могут быть сделаны досудебные претензии:

  1. Существенное занижение суммы ущерба;
  2. Неаргументированный отказ от выплаты компенсации;
  3. Достаточно часто компания использует в качестве причины неопределенные условия возникновения аварии;
  4. Отказ в покрытии расходов из-за нарушения установленных договором сроков.

На практике крайне редко такие вопросы решаются именно в суде. Ведь страховщики пытаются достичь соглашения с клиентом, а также сохранить хорошую репутацию. Кроме того, судебные процессы часто длятся дольше одного месяца, а иногда затягиваются на несколько лет. Так, досудебное решение вопросов с компенсацией пользуется большой популярностью.

Право регрессного требования страховой компании к виновнику ДТП по договору ОСАГО

Согласно положениям Федерального Закона от 25.04.2002 № 40″Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в ряде случаев страховщик вправе предъявить регрессные требования к причинителю вреда (виновнику ДТП) (далее — Закон об ОСАГО).

Под регрессными требованиями признаются требования страховой компании, которая в рамках исполнения договора ОСАГО выплатила потерпевшему страховое возмещение, к виновнику ДТП в размере произведенной страховой выплаты. Помимо этого, страховая компания вправе требовать от виновника ДТП возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая. При определенных обстоятельствах страховая компания также вправе предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к оператору технического осмотра, выдавшему диагностическую карту в отношении транспортного средства, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства и такая неисправность выявлена или могла быть выявлена в момент проведения технического осмотра этим оператором технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.

Согласно п. 1 ст. 14 ФЗ об ОСАГО страхования компания после выплаты потерпевшему страхового возмещения вправе предъявить регрессные требования к виновнику ДТП в следующих случаях:

  • если виновник умышленно причинил вред жизни или здоровью потерпевшего;

  • виновник причинил вред потерпевшему при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);

  • виновник не имел права управлять транспортным средством, при использовании которого он причинил вред потерпевшему;

  • виновник скрылся с места ДТП;

  • виновник не включен в договор ОСАГО в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора ОСАГО с условием использования транспортного средства только указанными в договоре водителями);

  • страховой случай наступил при использовании виновником транспортного средства в период, не предусмотренный договором ОСАГО (при заключении договора ОСАГО с условием использования транспортного средства только в период, предусмотренный договором);

  • виновник не направил страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о ДТП в течение пяти рабочих дней со дня ДТП (при оформлении документов о ДТП без участия полиции);

  • до истечения 15 календарных дней со дня ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней) виновник приступил к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого он причинил вред потерпевшему, и (или) не представил по требованию страховщика это транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы (при оформлении документов о ДТП без участия полиции);

  • на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты транспортного средства.

Требование страховой компании может поступить к виновнику ДТП в досудебном или судебном порядке. В досудебном порядке в адрес виновника ДТП направляется претензия с требованием  о компенсации суммы страхового возмещения в порядке регресса и суммы расходов страховой компании, возникших при рассмотрении страхового случая, а также платежные реквизиты и сроки перечисления указанной суммы. К претензии, как правило, прилагается комплект документов, подтверждающих, в частности, ДТП, факт выплаты страхового возмещения пострадавшему и факт осуществления страховой компанией расходов, возникших при рассмотрении страхового случая. В случае если виновник ДТП не удовлетворит требования страховой компании в установленный в претензии срок, страховая компания  вправе обратиться с исковым заявлением в суд.

Профессиональное объединение

Это некоммерческая кооперативная организация, которая представляет собой союз всех страховщиков России, созданная на основе обязательного членства для организации их профессиональной предпринимательской деятельности.

Деятельность всех его членов осуществляется на основании устава организации и определена статьей 26 настоящего закона. Уставом может быть предусмотрено коллегиальное управление данным союзом. Управление осуществляется на принципе равенства всех его членов. Этот союз открыт для вступления других членов.

Основные цели деятельности этого союза изложены в статье 25 данного закона:

  1. Представление интересов своих членов перед органами государственной власти.
  2. Взаимодействие его участников между собой и организация членских взносов.
  3. Организация компенсационных выплат в установленных случаях.

Профессиональное объединение имеет право:

  • осуществлять защиту интересов ее членов в суде;
  • создавать и использовать информационные системы;
  • осуществлять возложенные на него функции и требования;
  • коммерческую деятельность, необходимую для осуществления целей ради которых создан этот союз;
  • осуществлять другую деятельность, незапрещенную законом.

Данный союз устанавливает правила, которым обязаны следовать все его участники при осуществлении своей деятельности.

Данным союзом определено соглашение о прямом возмещении между страховщиками виновника и потерпевшего. На основании этого соглашения требование о возмещении вреда может быть компенсировано страховщиком потерпевшего, а после этого он предъявляет данное требование страховщику виновного. Последний компенсирует ему размер этой выплаты.

Союз страховщиков имеет в своих активах имущество, которое формируется за счет:

  • вступительных взносов;
  • членских взносов;
  • добровольных взносов;
  • имущества, переданного учредителями;
  • средства от реализации своих прав требования;
  • платы за проведение аккредитации станций техосмотра транспорта. Когда нужно пройти техосмотр на новую машину читайте тут.

Это имущество может быть использовано строго в целях, которые определены уставом организации. Кроме этого должен быть выделен резервный фонд, который соответствует обеспечению текущих обязательств. На эти резервные средства не может быть обращено взыскание, и они не могут быть использованы на другие цели.

Годовая отчетность о деятельности этого союза подлежит обязательному аудиту. Информация о ней публикуется обязательно в сети Интернет и должна быть доступна любому гражданину.

Как избежать регресса: советы

Чтобы не получить иск о возмещении ущерба, выплаченного страховой компанией, каждому водителю нужно:

  • соблюдать ПДД, снижая не только риск аварии, но и сводя к нулю возможность обвинения в ее возникновении;

  • следить за сроком действия полиса и обращаться за продлением заранее;

  • садиться за руль чужого авто только при наличии полиса, в котором указаны его реквизиты (или неограниченной страховки);

  • в случае аварии оставаться на месте до приезда сотрудников ГИБДД или до окончания оформления Европротокола;

  • не скрывать от страховщика обстоятельства аварии и не заниматься ремонтом авто без его разрешения.

Особенности регресса по ОСАГО

Законодательно предусмотренная возможность реализации регрессных требований компаниями, осуществляющими страхование, — это своеобразный правовой механизм, направленный на сохранение финансового равновесия в этой структуре. Обычно возникает такое право при наступлении ДТП.

Внимание! Узнайте подробности здесь. Многие застрахованные по ОСАГО автолюбители считают, что при любых обстоятельствах, даже если они сами окажутся виновными в ДТП, страховщик покроет убытки пострадавшему лицу

Тем не менее, страховщик после этого принимает указанные выше меры для возврата потраченных средств, направляя соответствующее требование виновному участнику аварии. То есть убытки фактически покрывает виновник

Многие застрахованные по ОСАГО автолюбители считают, что при любых обстоятельствах, даже если они сами окажутся виновными в ДТП, страховщик покроет убытки пострадавшему лицу. Тем не менее, страховщик после этого принимает указанные выше меры для возврата потраченных средств, направляя соответствующее требование виновному участнику аварии. То есть убытки фактически покрывает виновник.

При этом факт наличия у него полиса ОСАГО роли не играет – нарушение правил ПДД влечет за собой возникновение ответственности.

В 2021 были установлены отдельные суммы, покрываемые страховкой:

  • если причинялся имущественный вред – до 400 тыс. рублей;
  • при вреде, нанесенном жизни (здоровью), – до 500 тыс. рублей.

Если отсутствует возможность полного взыскания средств, их истребование через суд можно оформлять частями.

Важно! Право на возврат потраченных при компенсации средств у СК появляется при условии выполнения таких действий:

  • полное возмещение потерпевшему от аварии лицу причиненного ущерба с учетом предъявляемых требований, имеющихся документов, фиксирующих аварию, и результатов оценки экспертов;
  • подано заявление в суд с целью возместить выплаченные за виновника средства для устранения ущерба, нанесенного в результате происшествия.

Это основной список условий, которые СК следует выполнить с целью затребования возврата с виновника аварии средств в порядке регресса, определенном законом. Виновному лицо не рекомендовано упускать из виду разбирательства в суде по данному вопросу и не реагировать на них. С подобными моментами нужно быть крайне внимательным.

Если заинтересованная в исходе дела сторона (виновник) не будет являться в судебное заседание по повестке, решение будет принято в заочном порядке, что не в интересах ответчика. Часто суммы назначают завышенные, а сторона попросту не может об этом заявить и оспорить подобное требование по причине неявки в суд.

Что делать, когда судебное решение принято без присутствия виновной стороны, как не выплачивать регресс, и как опротестовать решение?

При несогласии виновника аварии с суммой, выставляемой СК, он может заявлять иск ответного характера.

В большей части случаев при своевременном вмешательстве можно доказать факт завышения суммы. Обычно основываются на заключении экспертизы, назначенной через суд или при наличии других фактов необоснованности предъявляемых страховщиком требований.

Важно! Кроме уже оплаченного по страховке возмещения СК вправе дополнительно требовать от виновного в ДТП лица возврата сумм, потраченных на:

  • ведения дела по страховке;
  • проведение экспертных исследований.

Судебная практика свидетельствует, что СК требует суммы возмещения и получает их через суд в принудительном в отношении виновника порядке. Количество добровольных выплат минимально.

Как оспорить пункт 14 № 40-ФЗ об ОСАГО

Регресс является законным, то есть, СК имеют право требовать назад выплаченные деньги, если застрахованный нарушил условия договора ОСАГО. Однако регрессный иск будет удовлетворен только тогда, если страховая компания имеет законные основания.

Сразу соглашаться возвращать денежные средства ни в коем случае нельзя. Только вступивший в силу регресс является поводом к возврату денег, а он вступает в силу после оглашения решения суда.

При подаче регрессного иска, СК должна предъявить доказательства, что застрахованный нарушил условия договора. Если их не будет, то регресс аннулируется и платить ничего не придется. Кроме них страховщик обязан подтвердить факт выплаты страховки.

Если человек не согласен с регрессом по ст. 14, ему необходимо написать возражение на поданный иск и подать встречное заявление о неправомерных действиях СК. К документу нужно прикрепить доказательства, например, фото или показания свидетелей.

Не стоит вешать нос. Даже если водитель не уведомил СК в отведенный законом срок о наступлении СС, он все равно может оспорить регресс, если, конечно, у него есть на то уважительные причины, например, проблемы со здоровьем. Суд встанет на сторону потерпевшего и откажет в иске.

Что такое регресс в страховании?

Если говорить простыми словами, это ситуация, при которой виновнику ДТП придется компенсировать убытки из своего кармана, даже если у него есть действующий полис страхования гражданской ответственности.

Регрессу в законодательстве прямо посвящена статья 14 Федерального закона №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее, ФЗ №40), из положений которой можно узнать, что это такое:

Регресс по ОСАГО – это компенсация виновным в ДТП всех затрат страховой компании, которые она понесла в результате выплат пострадавшему по данному ДТП. Регресс возможен только при условиях, указанных в ст.14 ФЗ №40.

Именно в этих условиях и сосредоточены все основные сложности и возможности по делам, связанным с регрессом. Рассмотрим их отдельно.

Цели и задачи Федерального закона об ОСАГО

Основная цель нового закона заключается в защите прав потерпевших с взысканием компенсации за причинённый вред с виновников ДТП, которую будет выплачивать страховая компания. Это правовой механизм позволяет оперативно получать возмещение материального и физического ущерба без долгих судебных разбирательств.

Главная задача страхования ОСАГО – сократить до минимума время между страховым случаем и получением потерпевшей стороной обозначенной компенсации. Одновременно делается акцент на повышении ответственности водителей и страховых компаний, выписывающих полис. В частности, любой страховой случай с виновностью страховщика станет причиной повышения стоимости следующей страховки для конкретного водителя.