Оглавление
Толкование положений статьи 20 Конституции РФ
…из Постановления КС РФ N 3-П от 02.02.1999г.
…Из данной конституционной нормы в ее взаимосвязи со статьями 18 и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации следует, что в этих случаях право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей выступает особой уголовно — процессуальной гарантией судебной защиты права каждого на жизнь (как основного, неотчуждаемого и принадлежащего каждому от рождения), прямо установленной самой Конституцией Российской Федерации; оно является непосредственно действующим и в качестве такового должно определять смысл, содержание и применение соответствующих положений уголовного и уголовно — процессуального законодательства, равно как и деятельность законодательной власти по принятию, изменению и дополнению этого законодательства, и обеспечиваться правосудием.
Согласно статье 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом (часть 1); государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (часть 2). Следовательно, право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации, должно быть обеспечено на равных основаниях и в равной степени всем обвиняемым независимо от места совершения преступления, установленной федеральным законом территориальной и иной подсудности таких дел и прочих подобного рода обстоятельств…
…Согласно статьям 19 и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому равным образом гарантируется судебная защита его прав и свобод. Право на судебную защиту предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
По смыслу статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации и корреспондирующих ей положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, а также статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, каждый при рассмотрении предъявленного ему уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Статья 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Это означает, в частности, что рассмотрение дел должно осуществляться именно законно установленным составом суда…
Приоритет международного законодательства
Конституция (часть 4 статьи 15) предусматривает приоритет международных договоров Российской Федерации над российским законодательством. Однако такие договора не имеют приоритет над Конституцией. Об этом не раз говорилось, в том числе на уровне Конституционного суда и Президента.
Для того, что бы Протокола № 6 мог в полной мере стать частью российского законодательства, его необходимо ратифицировать. Ратификация происходит посредством принятия федерального закона. Такая процедура позволяет ввести международный акт в систему российского законодательства в статусе федерального законно. При этом предусмотрен приоритете международного акта над другими законами. Но, как ни один федеральный закон не может противоречить Конституции, так и международный договор, даже ратифицированный и имплементированный в российское законодательство не может противоречить Конституции.
Протокол № 6 предусматривает необходимость изъятия нормы о возможности использования смертной казни.
Возможность применения смертной казни предусмотрена Конституцией в статье 20 (это первая глава). Вносить изменения в первую главу нельзя, иначе как путем принятия новой Конституции.
Конституционный суд в определении 2009г. неоднократно упоминает, что норма о смертной казне носит временный характер («вплоть до её отмены»). Однако не существует никакого механизма при условии сохранения Конституции изъять эту норму.
При условии ратификации Протокола № 6 возникнет следующая ситуация: Протоколом предусмотрено требование об изъятии норм о самой возможности применения смертной казни. А фактически изъять норму о возможности применения смертной казни невозможно.
Вот, что бы не попадать в такую патовую ситуации и Конституционному суду приходится находить возможность обосновать неприменение смертной казни исторически сложившейся тенденцией.
Я понимаю положение суда и политическое значение такого решения, но я в начале статьи обещал, что мое рассуждение будет носить строго юридический характер.
Другой комментарий к статье 59 УК РФ
1. Смертная казнь — исключительная мера наказания; может быть назначена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.
2. Вступив в Совет Европы, Российская Федерация приняла обязательство отменить смертную казнь. В связи с этим с 1998 г. наложен мораторий на применение данного вида наказания. Кроме того, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 2 февраля 1999 г. N 3-П <1> указал, что до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории РФ каждому обвиняемому право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может.
———————————
<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан» // СЗ РФ. 1999. N 6. Ст. 867.
Несмотря на то что с 1 января 2010 г. суды с участием присяжных заседателей действуют на всей территории РФ, в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. N 1344-О-Р <1> это не дает возможности применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей. Конституционный Суд РФ исходит из того, что в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого — с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, — происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни.
———————————
<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. N 1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» // СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5867.
Оглавление КРФ
-
Раздел первый
-
Глава 1. Основы конституционного строя
- Статья 1 Конституции РФ
- Статья 2 Конституции РФ
- Статья 3 Конституции РФ
- Статья 4 Конституции РФ
- Статья 5 Конституции РФ
- Статья 6 Конституции РФ
- Статья 7 Конституции РФ
- Статья 8 Конституции РФ
- Статья 9 Конституции РФ
- Статья 10 Конституции РФ
- Статья 11 Конституции РФ
- Статья 12 Конституции РФ
- Статья 13 Конституции РФ
- Статья 14 Конституции РФ
- Статья 15 Конституции РФ
- Статья 16 Конституции РФ
-
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- Статья 17 Конституции РФ
- Статья 18 Конституции РФ
- Статья 19 Конституции РФ
- Статья 20 Конституции РФ
- Статья 21 Конституции РФ
- Статья 22 Конституции РФ
- Статья 23 Конституции РФ
- Статья 24 Конституции РФ
- Статья 25 Конституции РФ
- Статья 26 Конституции РФ
- Статья 27 Конституции РФ
- Статья 28 Конституции РФ
- Статья 29 Конституции РФ
- Статья 30 Конституции РФ
- Статья 31 Конституции РФ
- Статья 32 Конституции РФ
- Статья 33 Конституции РФ
- Статья 34 Конституции РФ
- Статья 35 Конституции РФ
- Статья 36 Конституции РФ
- Статья 37 Конституции РФ
- Статья 38 Конституции РФ
- Статья 39 Конституции РФ
- Статья 40 Конституции РФ
- Статья 41 Конституции РФ
- Статья 42 Конституции РФ
- Статья 43 Конституции РФ
- Статья 44 Конституции РФ
- Статья 45 Конституции РФ
- Статья 46 Конституции РФ
- Статья 47 Конституции РФ
- Статья 48 Конституции РФ
- Статья 49 Конституции РФ
- Статья 50 Конституции РФ
- Статья 51 Конституции РФ
- Статья 52 Конституции РФ
- Статья 53 Конституции РФ
- Статья 54 Конституции РФ
- Статья 55 Конституции РФ
- Статья 56 Конституции РФ
- Статья 57 Конституции РФ
- Статья 58 Конституции РФ
- Статья 59 Конституции РФ
- Статья 60 Конституции РФ
- Статья 61 Конституции РФ
- Статья 62 Конституции РФ
- Статья 63 Конституции РФ
- Статья 64 Конституции РФ
-
Глава 3. Федеративное устройство
- Статья 65 Конституции РФ
- Статья 66 Конституции РФ
- Статья 67 Конституции РФ
- Статья 67.1 Конституции РФ
- Статья 68 Конституции РФ
- Статья 69 Конституции РФ
- Статья 70 Конституции РФ
- Статья 71 Конституции РФ
- Статья 72 Конституции РФ
- Статья 73 Конституции РФ
- Статья 74 Конституции РФ
- Статья 75 Конституции РФ
- Статья 75.1 Конституции РФ
- Статья 76 Конституции РФ
- Статья 77 Конституции РФ
- Статья 78 Конституции РФ
- Статья 79 Конституции РФ
- Статья 79.1 Конституции РФ
-
Глава 4. Президент Российской Федерации
- Статья 80 Конституции РФ
- Статья 81 Конституции РФ
- Статья 82 Конституции РФ
- Статья 83 Конституции РФ
- Статья 84 Конституции РФ
- Статья 85 Конституции РФ
- Статья 86 Конституции РФ
- Статья 87 Конституции РФ
- Статья 88 Конституции РФ
- Статья 89 Конституции РФ
- Статья 90 Конституции РФ
- Статья 91 Конституции РФ
- Статья 92 Конституции РФ
- Статья 92.1 Конституции РФ
- Статья 93 Конституции РФ
-
Глава 5. Федеральное Собрание
- Статья 94 Конституции РФ
- Статья 95 Конституции РФ
- Статья 96 Конституции РФ
- Статья 97 Конституции РФ
- Статья 98 Конституции РФ
- Статья 99 Конституции РФ
- Статья 100 Конституции РФ
- Статья 101 Конституции РФ
- Статья 102 Конституции РФ
- Статья 103 Конституции РФ
- Статья 103.1 Конституции РФ
- Статья 104 Конституции РФ
- Статья 105 Конституции РФ
- Статья 106 Конституции РФ
- Статья 107 Конституции РФ
- Статья 108 Конституции РФ
- Статья 109 Конституции РФ
-
Глава 6. Правительство Российской Федерации
- Статья 110 Конституции РФ
- Статья 111 Конституции РФ
- Статья 112 Конституции РФ
- Статья 113 Конституции РФ
- Статья 114 Конституции РФ
- Статья 115 Конституции РФ
- Статья 116 Конституции РФ
- Статья 117 Конституции РФ
-
Глава 7. Судебная власть и прокуратура
- Статья 118 Конституции РФ
- Статья 119 Конституции РФ
- Статья 120 Конституции РФ
- Статья 121 Конституции РФ
- Статья 122 Конституции РФ
- Статья 123 Конституции РФ
- Статья 124 Конституции РФ
- Статья 125 Конституции РФ
- Статья 126 Конституции РФ
- Статья 127 Конституции РФ (исключена)
- Статья 128 Конституции РФ
- Статья 129 Конституции РФ
-
Глава 8. Местное самоуправление
- Статья 130 Конституции РФ
- Статья 131 Конституции РФ
- Статья 132 Конституции РФ
- Статья 133 Конституции РФ
-
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
- Статья 134 Конституции РФ
- Статья 135 Конституции РФ
- Статья 136 Конституции РФ
- Статья 137 Конституции РФ
-
Глава 1. Основы конституционного строя
Раздел второй. Заключительные и переходные положения
137 ук рф судебная практика
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Нарушение права на неприкосновенность частной жизни: нормы и практика
Человеческое бытие имеет много сторон. Частная жизнь – одна из важнейших. Обычно в этом понятие укладывается сфера эмоций и чувств, семейных, дружеских и прочих отношений, связанных с ними поступков.
По своей сути частная жизнь – это всё, что известно либо исключительно самому человеку, либо узкому кругу лиц.
И если человек стремится сохранить что-либо в тайне, такое право гарантируется сразу несколькими нормами.
Приговор по ч
При решении вопроса, касающихся преступности деяния, его наказуемости и иных уголовно-процессуальных последствий, суд исходит из требований ч.3 ст.
1 УПК РФ, положений Конституции РФ, действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, а также требования Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», полагает, что нарушений норм уголовно-процессуального закона, а также положений Конституции Российской Федерации, положений Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о защите прав человека и основных свобод с изменениями, внесенными положениями Протоколов, в отношении Коцоева И.В.1, органами предварительного расследования допущено не было.
Статья 137
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Рекомендуем прочесть: Временная регистрация новосибирск
Статья 137 УК РФ
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
137 статья ук рф судебная практика
5. Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. Элементом субъективной стороны является мотив: корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстная заинтересованность выражается в стремлении приобрести материальную (имущественную) выгоду за счет потерпевшего или в виде вознаграждения от третьей стороны.
Ст 137 ч 2 УК РФ
- Административное взыскание в виде штрафа от 100000 руб. — 300000 руб.
- В размере получаемого основного дохода, оплаты труда сумма от 1 года — 2 лет
- Невозможность руководить на должности, вести любую деятельность от 2 — 5 лет.
- Работы до 4 лет с отсутствием права заниматься деятельностью.
- Арест до 6 месяцев, до 4 лет с лишением права занимать должность
Осужденный Суетов В.Н.
с данным приговором мирового судьи не согласен и подал на него апелляционную жалобу, в которой утверждает, что выводы суда, изложенные в приговоре, содержат существенные противоречия, которые по мнению защиты не позволяют говорить о доказанности его вины по ч.1 ст. 137 УК РФ .
Ответственность
Противозаконное собирание и передача материалов, носящих характер личных и относящихся к конкретному индивиду (который не знал и не давал согласия на публикацию или всеобщее обозрение личных данных) влекут впоследствии применение мер уголовного преследования к злоумышленнику. Популяризация может происходить при публичном выступлении, в СМИ или публикованном произведении.
Перечисленные действия формируют состав преступного деяния, содержащийся в ч.1. ст.137 УК РФ.
К нарушителю применяются меры воздействия следующего характера:
- Штрафная санкция, верхний порог которой 200 тыс. руб. Или же арест доходов виновника сроком до 1,5 лет.
- Обязательный труд, не превышающий 360 часов.
- Исправительные работы не более чем на 12 месяцев.
- Принудительный труд до 2 лет с применением дополнительной репрессии – лишением квалификации по профессии или без такового.
- Заключение под стражу на максимальный промежуток времени – до 4-х месяцев.
- Самое из суровых – лишение свободы до 2-х лет.
Ч.2. зафиксировала в качестве провинившегося индивида должностное лицо. Как правило, речь идет о сотрудниках правоохранительных органов. Реже своими полномочиями злоупотребляют архивные служащие, медработники. Действия таких лиц наказывается более строго. В качестве репрессивных мер используются те же виды наказаний, но с увеличенными сроками и объемами. Так, тюремное заключение возможно до 4 лет. Вполне вероятно назначение в качестве добавочной меры аннулирование прерогативы заниматься конкретным видом деятельности или занимать должность. Этот вид воздействия может быть пролонгирован до 5 лет.
Ч.3. выступает в защиту интересов лиц, не достигших 18летия.
Противоправность деяния заключается в:
- передача сведений, указывающих на личность несовершеннолетнего до 16 лет по криминальному делу;
- опубликование информации разного рода, содержащей материалы о перенесенных подростком страданий физического и морального характера в результате совершения против него преступного деяния.
Исправительные меры по данной части более жесткие, чем по предыдущим двум. Лишение свободы составляет максимум 5 лет с вероятным применением дисквалификации на 6 лет (если совершено служащим).
Если противозаконные действия связаны с вторжением посторонних в личную переписку, телефонные разговоры, сообщения, то ответственность наступает по 138 статье уголовного кодекса. Согласно ее нормам, виновнику не грозит тюремное заключение. Ключевые санкции – штраф не более 80 тыс., обязательный труд, не превышающий 360 часов и исправительный не более года.
Высшая юридическая сила конституции российской федерации
Конституции как нормативному правовому акту присущи следующие юридические свойства:
1. Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции.
Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ.
Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
2. Высшая юридическая сила Конституции. Согласно статье 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.
3. Центральное место во всей правовой системе. Конституция является «ядром» правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.
5. Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 — 137), характеризует её как «жёсткую» (в отличие от «гибких» конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.
Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам: ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.
), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. Верховенство Конституции РФ проявляется и по отношению к прежнему российскому законодательству: в соответствии с ч. 2 разд.
2 Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, ей не противоречащей.
При этом для некоторых положений прежнего законодательства, в частности уголовно-процессуального, не соответствующих Основному Закону, установлен переходный период для приведения в соответствие с Конституцией РФ. О верховенстве Конституции РФ говорится непосредственно в конституционном тексте (ч. 2 ст. 4, ч. 1,2 ст. 15).
Обеспечение юридического верховенства Конституции РФ – задача всех без исключения государственных органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит специализированному органу конституционного контроля – Конституционному Суду РФ.
Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» — закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.
Верховенство Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п.
2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».
Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы
Без конституционных рамок не может нормально функционировать и развиваться никакое современное суверенное демократическое государство. Конституция, в большинстве своем, представляет собой некий правовой акт, который имеет основополагающее юридическое значение в той или иной стране. Предметом рассмотрения настоящей статьи является высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации.
Предыстория: с чего всё начиналось?
Смертная казнь у нас в стране фактически не применяется уже давно, с 1996г.
В те времена Россия хотела участвовать в работе Совета Европы. Европейцы поставили условие вступления России — отмену смертной казни.
Россия согласилась, подписала Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые предусматривает обязательство сторон по изъятию смертной казни из законодательства России. Однако данный Протокол не был ратифицирован, т.е. не прошел предусмотренный законом России порядок включения международного акта в нашу правовую систему.
Намерение России вступить в Совет Европы было велико, поэтому в России был введен запрет на смертную казнь. Европейцев такой подход устроил, Россия вошла в Совет Европы, а Протокол так и не ратифицирован.
Что представляет собой мораторий с юридической точки зрения: фактически это игнорирование президентом России дел о смертной казни, поскольку все дела с приговором к смертной казни проходят через Президента.
В соответствии со ст. 184 Уголовно-исполнительного кодекса, для приведения в исполнение наказания в виде смертной казни необходимы соответствующие основания, к которым относится приговор суда и акт об отклонении Президента ходатайства осуждённого о помиловании или о неприменении помилования, в том случае, если осужденный не обращался с соответствующей просьбой.
Таким образом, участие Президента обязательно в случае назначения наказания в виде смертной казни.
С 1996г. Президент России игнорировал дела о смертной казни. Таким образом, их невозможно было довести до исполнения.Такое игнорирование дел о смертной казни фактически и представляет собой мораторий.
Однако мораторий не гарантировал, что высшая мера наказания не будет впредь применяться и исполняться. Президент мог в любое время дать ход таким делам. Поэтому на арену был вынужден выйти Конституционный суд России.
В 1999г. Конституционный суд (далее — KC) разъяснил, что высшая мера наказания не может применяться до тех пор, пока не будет обеспечено право на возможность на рассмотрение дела судом присяжных. Напомню, что такая возможность не была обеспечена на территории Чеченской Республики.
В настоящее время (с 2010г.) право на возможность рассмотрения дела с участием присяжных заседателей обеспечено на территории все страны.
Возникла ситуация, когда Россия могла вернуться к возможности применения высшей меры наказания. Ситуацию опять пришлось исправлять Конституционному суду.
В это раз KC пошел по пути разъяснения уже имеющегося решения от 1999г.
В 2009г. KC разъяснил (Определение от 19.11.2009 № 1344-О-Р), что в международном нормотворчестве существует устойчивая тенденция к отмене смертной казни. В пример приводится Протокол № 6 и рад других международных актов. KC отметил, что выраженное намерение России отменить смертную казнь было основанием для приглашения нашей страны в Совет Европы. Подписав и присоединившись к уставным документам Совета Европы, Россия подтвердила намерения пойти по намеченному пути. Конституционный суд отмечает, что Россия не ратифицировала Протокол № 6, однако соответствующий закон был внесен на рассмотрение в Государственную Думу и до сих пор находится на рассмотрении. Далее Конституционный суд делает вывод о том, что ратификация Протокола № 6 не препятствует считать этот документ элементом правовой системы России, учитывая отмеченное стремление России отменить смертную казнь.
Конституционный суд ссылается на ст. 18 Венской конвенции от 23.05.1969 года, согласно которой сторона, подписавшая договор под условием ратификации, должна воздержаться от действий, которые лишают этот договор его объекта и цели. При условии, что вступление договора в силу не будет чрезмерно задерживаться.
Согласно Протокола № 6 подписавшая его сторона обязана изъять из своего законодательства нормы о возможности применения смертной казни.
Устройство общества и власти
Данной теме посвящены семь глав, в которых описываются:
- основные принципы устройства общества;
- структура и устройство страны;
- основные нормы реализации президентской власти;
- устройство властных структур;
- принципы деятельности судебной власти;
- основы местного самоуправления.
Россия декларируется как федеративное демократическое государство с республиканской формой правления. Страна состоит из 85 субъектов федерации. Среди ни 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа, 3 города. Главой государства считается президент.
Законодательная власть представлена Федеральным Собранием. Её исполнительная часть сконцентрирована в Правительстве, состоящем из Председателя, его заместителей и министров. Правосудие может быть реализовано только с помощью судов разных инстанций. На местном уровне управление обществом осуществляется органами самоуправления.
Конституцию можно сравнить с портретом страны, описанным в общих чертах, но с максимальной достоверностью. Существует ещё сравнение со скелетом организма. От формы и функций его структурных частей зависит и формирование всех остальных органов. Можно представить ещё немало образных определений, которые способны проиллюстрировать роль конституции в жизни страны. Однако достаточно только назвать этот документ основой все правовой системы страны.
А теперь я опишу возможную ситуацию в рамках действующего законодательства без учета «нормотворческих» актов Конституционного суда
Конституцией предусмотрено, что высшая мера наказания до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в порядке исключения при предоставлении возможности на рассмотрение дела с участием присяжных.
Федеральным законом смертная казнь установлена. Этот федеральный закон называется – Уголовный Кодекс РФ.
Статьей 44 УК РФ, предусмотрен такой вид наказания как смертная казнь.
Смертная казнь предусмотренная за совершение следующих преступлений: квалифицированное убийство (часть 2 ст. 105 УК РФ), посягательство на жизнь особо охраняемы лиц, выполняющих общественные или государственные функции (ст. 277 УК РФ, ст. 295 УК РФ, ст. 317 УК РФ), геноцид (ст. 357 УК РФ).
Суд может вынести приговор с назначением наказания в виде смертной казни. После того, как Президент отклонит ходатайство о помиловании или не применит помилование в связи с отсутствием ходатайства о помиловании, приговор может быть приведен к исполнению.
Учитывая прямое действие Конституции и специальное регулирование вопроса уголовным законодательством применения к отдельным преступлениям возможности назначения высшей меры наказания, при условии назначения вступившим в законную силу приговором суда и отказа президента в помиловании или неприменения помилования, нет никаких препятствия к исполнению смертного приговора.
Однако Конституционный суд своим Определением от 2009г. разъяснил своё же Определение от 1999г., которым в свое время дал разъяснения о том, что смертная казнь не может назначаться до момента обеспечения возможности рассмотрения дела с участием суда присяжных.
Я считаю, что возможно имеет место ситуация, когда Конституционный суд вышел за пределы своей компетенции и немножко «додумал» Конституцию.
Уважаемые читатели, согласитесь, что если бы отменить смертную казнь было бы просто, то не было бы необходимости Конституционному суду наращивать и додумывать смысл конституционной нормы. Но политическое значение необходимости обосновать невозможность применения положения о назначении смертной казни, оказалось сильнее строго юридического смысла и значения конституционной нормы.
Что гарантировано гражданам России
Теме гарантий посвящена Глава вторая, состоящая из 47 статей. В каждой из них содержится перечень прав, которые принадлежат всем гражданам от их рождения при условии, что их реализация не нарушает конституционных прав других людей. На словосочетании «при условии» и построена юридическая система страны. Например, человек, лишивший жизни другого человека, теряет своё право на свободу или даже на жизнь.
Это «условное» наделение граждан правами отражается и в некоторых статьях Конституции. Например, статья 20 каждому человеку (гражданство не уточняется) гарантирует право на жизнь. Это означает, что все государственные структуры обязаны защищать каждого человека, находящегося в зоне юрисдикции России, от посягательств на его жизнь.
Однако это не касается тех, кто за лишение жизни другого человека приговорён к смертной казни. Выходит, что при определённых условиях государство намеренно не выполняет взятых на себя обязанностей. И хоть в России давно действует мораторий на смертную казнь, это не является основанием для отмены второй части статьи 20.
Аналогичное противоречие содержится и в ст. 22, дающей людям право на личную свободу. Однако, если кто-то по отношению к другим людям нарушил это право, то он может быть лишён свободы на 48 часов (без суда) или, если по решению суда, то на длительный срок.
Кроме того Конституция гарантирует людям права на:
- личную тайну;
- свободу слова как выражение мысли;
- неприкосновенность своего жилища;
- свободу передвижения;
- произвольный выбор места проживания;
- произвольный выбор вероисповедания и родного языка;
- передачу информации, за исключением сведений, составляющих гостайну;
- защиту от цензуры;
- свободу экономической деятельности, не нарушающую антимонопольное законодательство;
- частную собственность;
- наследование имущества;
- владение земельными участками;
- труд в безопасных условиях;
- отдых;
- пенсии и соцобеспечение;
- защиту материнства и детства;
- собрания и шествия мирного характера;
- жилище через предоставление квартир по договорам соцнайма;
- охрану здоровья;
- бесплатную медпомощь;
- благоприятную среду;
- участие в управлении обществом и государством;
- возмещение вреда, нанесённого экологической среде;
- информацию о состоянии экологической среды;
- бесплатное образование на дошкольном, основном общем и среднем профессиональном уровне;
- творческую самореализацию;
- охрану интеллектуальной собственности;
- защиту в суде.
Самостоятельно свои права люди могут осуществлять с 18 лет. До этого заботу об обеспечении конституционных гарантий берут на себя родители, опекуны и другие законные представители несовершеннолетних граждан.