Налоговый кодекс рф (ст. 213 и 213.1)

Комментарий к Ст. 213.1 Налогового кодекса

В статье 213.1 НК РФ определены особенности исчисления налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 26.06.2013 N 03-04-05/24124 указывается, что доход в виде пенсии, выплачиваемой физическому лицу по договору негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному организацией, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. Суммы пенсионных взносов по такому договору, производимые организацией, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Анализируя пункт 2 статьи 213.1 НК РФ, налоговый орган указал, что организация — налоговый агент не обязана удерживать налог на доходы физических лиц с сумм денежных средств, причитающихся умершему вкладчику негосударственного пенсионного фонда и выплачиваемых в установленном порядке физическим лицам при наследовании этих сумм (см. письмо от 22.09.2009 N 20-15/3/098375@).

В письме от 23.12.2008 N 03-04-06-01/385 Минфин России пояснил, что при расторжении договора о негосударственном пенсионном обеспечении до окончания налогового периода участнику выплачивается выкупная сумма. При выплате выкупной суммы участнику негосударственный пенсионный фонд должен исчислить и удержать налог на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Как указал налоговый орган, для получения справки налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту жительства письменное заявление о выдаче справки, копии договора (договоров) добровольного пенсионного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения), платежных документов, подтверждающих уплату взносов по данному договору. Кроме того, налогоплательщик должен представить лицензии негосударственного пенсионного фонда, заверенные подписью руководителя и печатью негосударственного пенсионного фонда, за исключением случаев, когда ссылка на реквизиты лицензии содержится в самом договоре негосударственного пенсионного обеспечения, заключенном налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом.

В заявлении указываются реквизиты заключенных налогоплательщиком договоров, а также сведения о налоговом агенте, которому представляется справка (см. письмо от 31.12.2008 N 18-14/4/000039@).

Судебная практика.

На практике между налоговыми органами и налогоплательщиками имеются споры о доначислении налога на доходы физических лиц на суммы пенсий, полученных работниками из негосударственного пенсионного фонда по договорам о негосударственном пенсионном обеспечении.

Согласно официальной позиции, изложенной в письме от 17.06.2008 N 3-5-04/150@, негосударственный пенсионный фонд обязан удерживать налог на доходы физических лиц с сумм пенсий, выплачиваемых физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями с негосударственными пенсионными фондами в пользу физических лиц.

При этом физическому лицу — получателю негосударственной пенсии при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право на соответствующие налоговые вычеты, могут быть предоставлены стандартные налоговые вычеты в размерах и порядке, которые установлены статьей 218 НК РФ. Следует учитывать, что стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика.

Согласно пункту 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Однако в рассматриваемой ситуации организация не является налоговым агентом в отношении сумм, полученных ее работниками из негосударственного пенсионного фонда.

ФАС Центрального округа в Постановлении от 13.05.2009 N А36-2886/2008 пришел к выводу о том, что организация не является налоговым агентом в отношении спорных сумм, в связи с чем у нее отсутствовала обязанность исчислять налог на доходы физических лиц, удерживать его и перечислять в бюджет.

Таким образом, организация не должна исчислять, удерживать, перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц.

Как провести процедуру по ликвидации ИП?

Если срок приостановления деятельности ИП закончился, а вы решили не продолжать деятельность, можно провести процедуру по ликвидации ИП.

Это можно сделать тремя способами:

  • в автоматическом режиме;
  • по упрощенной схеме;
  • в общем порядке.

Каждый вариант заслуживает внимания.

В каком случае ИП закрывается автоматически?

С июня месяца 2020 г. действует автоматическое снятие ИП с регистрационного учета. Эта процедура не требует никаких действий со стороны предпринимателя.

Если выв течение 60 календарных дней не представили расчет очередного патента или не возобновили деятельность после истечения срока приостановления, то УГД МФ РК самостоятельно снимет ИП с учета.

Однако, есть некоторые условия.

Если вы ИП на патенте — у вас не должно быть ККМ и налоговой задолженности.

Если вы ИП на других налоговых режимах, то у вас:

  • не должно быль налоговой задолженности;
  • отсутствует ККМ;
  • в течение 3 лет не состоять на учете по НДС;
  • не иметь высокий риск по системе управления рисками;
  • не осуществлять отдельные виды деятельности;
  • не числиться в плане налоговых проверок.

Соответствие этим критериям и снятие их с учета система проводит автоматически.

На сайте КГД или в приложении E-salyk, в своем Кабинете налогоплательщика, можно уточнить свой статус самостоятельно. На сайте КГД, чтобы система выдала результат с указанием статуса ИП, необходимо выбрать пошагово→ Электронные сервисы → Поиск налогоплательщика → ИП, затем ввести ИИН.

П.3 ст.213 НК РФ

При определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей либо из средств организаций или индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями в отношении тех физических лиц, за которых они вносят страховые взносы, за исключением случаев, когда страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования. (В редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 216-ФЗ)

Общеустановленный порядок ликвидации ИП

Ст.65 НК РК предполагает закрытие ИП по общеустановленной процедуре.

Заявление о проведении налоговой проверки и ликвидационную отчетность нужно предоставить ИП в налоговую службу. Налоговая служба начинает проверку не позднее 20 рабочих дней с даты получения заявления. Срок проверки – 30 — 180 рабочих дней. По ее итогам составляется акт и уведомление о результатах проверки.

Если ИП согласен с результатами проверки то, дополнительно нужно предоставить заявление о согласии с приложением документов, подтверждающих уплату налогов. Срок подачи — 25 рабочих дней с даты получения уведомления.

При несогласии с результатами проверки можно их обжаловать.

Сведения о снятии с учета ИП отображаются на сайте kgd.gov.kz, после того, как ИП прошел проверку и исполнил все налоговые обязательства. Налоговая служба снимает ИП с учета в трехдневный срок. Если сомневаетесь в собственных силах и возможностях — обратитесь к экспертам. Специалисты помогут вам разобраться или же полностью проведут данную процедуру за вас.

Как провести процедуру ликвидации ИП в упрощенном порядке?

С 01.01.2015 г.ст.67 НК РК предусмотрено применение упрощенного порядка ликвидации ИП.

Кто из ИП может воспользоваться упрощенной процедурой:

  • не состоящие на учете по НДС;
  • те, чей вид деятельности не входит в перечень, приведенный в п.1 ст.88 НК РК,
  • кто не включен в план налоговых проверок;
  • не имеющие налоговой задолженности или задолженности по социальным платежам;
  • не являющиеся высокорисковыми.

Шаги, необходимые предпринять,если ваше ИП попадает под возможность ликвидации в упрощенном порядке:

  • подайте заявление о ликвидации в налоговые органы,
  • сдайте ликвидационную отчетность;
  • в течение 10 дней с даты подачи заявления о ликвидации, уплатите налоги, начисленные в соответствии с ликвидационной отчетностью;
  • при наличии ККМ, подайте заявление о снятии ее с учета;
  • Ликвидируйте печать, при ее наличии и получите справку о ликвидации;
  • закройте счета в банках и получите уведомление о закрытии;
  • опубликуйте в СМИ объявление о ликвидации (экземпляр издания или ссылку на электронную версию нужно сохранить).

Все эти документы нужно сдать инспектору в трехдневный срок.

Не подавая заявление могут ИП на патенте. Им достаточно письменного согласия, которое содержится в налоговом заявлении о приостановлении деятельности или расчета стоимости патента.

Но только в том случае, если ИП на патенте не имеют ККМ или в течение 60 календарных дней не предоставили очередной расчет стоимости.

Налоговая служба проведет ликвидацию в течение 3 рабочих дней. Информация о ликвидации будет опубликована на сайте налоговой www.kgd.gov.kz

Если ваше ИП не соответствует критериям для упрощенной процедуры, вы не подали все необходимые документы (отчетность, справки о закрытых счетах, справку о ликвидации печати, опубликованное объявление о ликвидации) в трехдневный срок после подачи заявления или не уплатили налоги в 10-дневный срок с даты подачи заявления вам могут отказать в ликвидации по упрощенному порядку.

Дополнительные вопросы по ликвидации можно задать, обратившись в Call-центр:

  • 1408 (Центр Обслуживания Предпринимателей фонда «Даму»);
  • 1414 (Правительство для граждан).

ВАЖНО! Ф.910 и прочие документы ИП необходимо хранить после ликвидации в течение 5 лет. В течение 5 лет после ликвидации налоговая может провести камеральный контроль форм отчетности

П.4 ст.213 НК РФ

По договору добровольного имущественного страхования (включая страхование гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и (или) страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) при наступлении страхового случая доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению, определяется в случаях:

гибели или уничтожения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) как разница между суммой полученной страховой выплаты и рыночной стоимостью застрахованного имущества на дату заключения указанного договора (на дату наступления страхового случая — по договору страхования гражданской ответственности), увеличенной на сумму уплаченных по страхованию этого имущества страховых взносов;

повреждения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) как разница между суммой полученной страховой выплаты и расходами, необходимыми для проведения ремонта (восстановления) этого имущества (в случае, если ремонт не осуществлялся), или стоимостью ремонта (восстановления) этого имущества (в случае осуществления ремонта), увеличенными на сумму уплаченных по страхованию этого имущества страховых взносов.

Обоснованность расходов, необходимых для проведения ремонта (восстановления) застрахованного имущества в случае, если ремонт (восстановление) не производился, подтверждается документом (калькуляцией, заключением, актом), составленным страховщиком или независимым экспертом (оценщиком).

Обоснованность расходов на произведенный ремонт (восстановление) застрахованного имущества подтверждается следующими документами:

пп.1 договором (копией договора) о выполнении соответствующих работ (об оказании услуг);

пп.2 документами, подтверждающими принятие выполненных работ (оказанных услуг);

пп.3 платежными документами, оформленными в установленном порядке, подтверждающими факт оплаты работ (услуг).

При этом не учитываются в качестве дохода суммы возмещенных страхователю или понесенных страховщиками расходов, произведенных в связи с расследованием обстоятельств наступления страхового случая, установлением размера ущерба, осуществлением судебных расходов, а также иных расходов, осуществленных в соответствии с действующим законодательством и условиями договора имущественного страхования.