Статья 226. особенности исчисления налога налоговыми агентами. порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами

Ст. 226 НК РФ: комментарии

Возникновение обязательств налогового агента связано с выплатой ими дохода физлицам. Отказаться от них субъект не вправе, если он выступает как источник дохода для плательщиков. Между тем, идет спор по вопросу, касающемуся выплат авансов работникам по условиям гражданско-правовых соглашений. По мнению ряда чиновников Минфина и некоторых судей, выплата средств за еще не предоставленные услуги либо не исполненные работы обязывает предприятие удерживать подоходный налог и отчислять его в бюджет. Однако в практике есть ряд решений, в которых определено, что аванс нельзя рассматривать как объект обложения до момента выполнения обязательств физлицом.

Отчетность по-новому

Важные новшества в отчетности по налогу. Они касаются, прежде всего, работы бухгалтеров:

  1. Сроки сдачи годовой отчетности 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Привычный срок до 1 апреля сокращен на месяц. Уже по итогам 2019 года необходимо сдать формы до 1 марта 2020 года.

На заметку! 1/03/2020 года по календарю выходной день. Согласно законодательству срок переносится на следующий после выходного рабочий день – 2/03/2020. Это подтверждает и ФНС (см. документ №БС-4-11/23242@ от 15/11/19).

Чего ждать бухгалтерам? Изменение сроков сдачи отчетности – шаг неслучайный. Конечной целью этой работы является упрощение отчетности по подоходному налогу. Уже в текущем году весной планируется внести соответствующие изменения в законодательство. Формы 2 и 6 по НДФЛ объединят в один документ, предоставляемый по итогам года. Как объясняют чиновники, форма 2-НДФЛ будет «поглощена» формой 6-НДФЛ и окажется ее составной частью. Реальные изменения намечены на 2021 год, но готовиться к ним целесообразно уже сейчас.

Электронная отчетность. Организация, имеющая число работников более 10 человек, обязана сдавать отчетность в электронном виде. Сведения на бумажном носителе будут считаться непредоставленными. Чиновники ФНС обещают применять санкции за неправильный способ составления документа согласно ст. 119.1 НК РФ – 200 рублей за каждый документ (расчет, справка). Напомним, что ранее «порог» применения обязательной электронной отчетности был 25 человек.

Изменение контрольных соотношений. Новшества касаются все тех же форм 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Заложенные в них инструменты контроля будут связаны с данными по МРОТ и региональными средними величинами в разрезе ОКВЭД. Надо сказать, что если требования выплат не ниже МРОТ уже заложены в ТК РФ (ст. 133), то требования, касающиеся отраслевых показателей заработной платы, являются новшеством. Работодатели опасаются, что они станут новым «карательным» инструментом ФНС, ведь специфика ведения бизнеса индивидуальна, по тем или иным причинам может нарушать некие усредненные показатели. Чиновники обещают проявлять гибкость и напоминают, что требование о предоставлении пояснений (ответить на него необходимо в 5-дневный срок) не означает автоматическое признание вины налогового агента. Кроме того, утверждают специалисты ФНС, все расчеты будут вестись по среднеарифметическому за год, чтобы исключить «перепады» начислений за отдельный месяц (например, в случае если сотрудники болеют, только что приняты).

Обособленные подразделения. Если организация имеет несколько обособленных подразделений, территориально находящихся в пределах одного ОКТМО, она сможет перечислять все суммы НДФЛ, сдавать отчетность по месту учета либо самой организации, либо одного из подразделений. О принятом решении необходимо уведомить налоговиков. Напомним, что до этого момента каждым обособленным подразделением и головной организацией сдавались отдельные отчеты по месту учета. В связи с новшеством ФНС обещает продлить на начальном этапе сроки, в которые налоговый агент должен определиться с выбором, однако рекомендуют: если решение уже принято в январе, перечислять налог надо в соответствии с ним. В ином случае, если перечисления сделать «по-старому», отчетность – «по-новому», могут возникнуть сложности у налогового агента.

Важно! На высшем уровне принято решение, и готовится законопроект по снижению ставки налога для нерезидентов. Уже в марте документ должен увидеть свет

Ставка будет снижена до 13%, таким образом доходы резидентов и нерезидентов будут облагаться по умолчанию в равной степени. Подготовленные изменения должны вступить в силу с 2021 года.

Схема расчета, удержания и перечисления

НДФЛ по ставке 13% исчисляют нарастающим итогом от начала периода ежемесячно. Правило распространяется на все облагаемые по этому тарифу поступления. В законодательстве предусмотрены и другие ставки: 9, 30, 15, 35%. Расчет по этим тарифам осуществляется по каждой сумме поступлений, начисленной плательщику, в отдельности. При осуществлении расчетов не учитываются доходы, которые были получены от иных агентов

Соответственно, не принимаются во внимание исчисленные и удержанные с этих поступлений налоги. В расчете могут участвовать только фактически выплачиваемые денежные средства

Они могут перечисляться на счет плательщика или р/с третьих лиц (при наличии соответствующего поручения). При этом законодательство устанавливает ограничение по величине НДФЛ. Сумма налога не может быть больше половины дохода, выплаченного физлицу.

Каков порядок уплаты НДФЛ?

1. Удерживает и перечисляет налог в бюджет сторона, осуществляющая выплаты (например, работодатель или арендатор).

2. Физическое лицо самостоятельно платит налог.

Если сторона, осуществляющая выплаты в пользу физлица, выступает в качестве налогового агента, и сама удерживает и уплачивает НДФЛ в бюджет в полном объеме, никаких дополнительных обязанностей у физлица не возникает.

Однако бывают случаи, когда организация или ИП, осуществляющие выплаты в пользу физлица, не исполняют функции налоговых агентов либо по какой-то причине не смогли удержать налог. В таком случае они обязаны проинформировать и налоговую инспекцию, и самого получателя дохода об этом (п. 5 статьи 226 НК РФ). Извещать гражданина о том, что с выплат, осуществленных в его пользу, в свое время не был удержан и выплачен налог, можно в произвольной форме. К сообщению добавляется копия справки, представленной в налоговую инспекцию с указанием выплаченных сумм, чтобы физлицо имело представление, какой налог потребуется уплатить. Информация о выплаченных суммах, а также неудержанных суммах НДФЛ передается в первом месяце года (до 1 февраля), следующего за отчетным.

Физическое лицо, узнавшее о наличии задолженности перед бюджетом, обязано не позже 30 апреля года, следующего за отчетным периодом, представить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ (п. 1 статьи 229 НК РФ). Если 30 апреля приходится на выходной день, то декларацию необходимо представить не позднее ближайшего рабочего дня, при этом срок подачи декларации не переносится, если указанная дата выпадает на праздничный день. Сдавать декларацию налогоплательщик обязан в налоговую инспекцию по месту своего жительства либо лично, либо через представителя, имеющего доверенность, либо по почте ценным письмом с описью вложения (п.4 статьи 80 НК РФ).

Сам налог следует уплатить не позднее 15 июля года, следующего за отчетным периодом, предварительно уточнив реквизиты для его уплаты (п. 4 статьи 228 НК РФ).

Если сроки представления декларации и уплаты налога будут нарушены, налоговая инспекция имеет право доначислить налог, а также обязать налогоплательщика выплатить пени и штрафы. Штраф за нарушение сроков подачи декларации по НДФЛ взимается в размере 5% неуплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. Минимальная сумма административного наказания в таком случае 1 тысяча рублей, максимальная — 30% суммы налога (п. 1 статьи 119 НК РФ). Штраф за неуплату налога может составить 20% от невыплаченной суммы или 40%, если налоговые органы докажут умышленное неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты НДФЛ в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ.

Если налогоплательщик докажет, что своевременно подал декларацию, правильно рассчитал сумму налога, но не уплатил его в срок, на основании Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 можно будет опротестовать решение о наложении штрафа за неуплату налога. В этом случае налоговики имеют право начислить только пени.

Отчетность налоговых агентов

С 2016 года п. 2 ст. 230 НК РФ устанавливаются два вида налоговой отчетности налогового агента:

1) документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода, в том числе с информацией о суммах исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет НДФЛ по каждому физическому лицу, который представляется в налоговый орган не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (в настоящее время – это справка по форме 2-НДФЛ, представляемая в аналогичный срок);

2) расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (предполагается, что это будет новая форма 6-НДФЛ, не носящая персонифицированного характера).

С названной нормой коррелирует новый п. 1 ст. 80 НК РФ, вступивший в силу с 02.06.2015: расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога (обратите внимание – отсутствует упоминание о перечисленных суммах налога). Такой расчет представляется:

Такой расчет представляется:

  • за первый квартал – не позднее 30 апреля;
  • за полугодие – не позднее 31 июля;
  • за девять месяцев – не позднее 30 ноября;
  • за год – не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

По общему правилу налоговые агенты, как и сейчас, будут представлять указанную отчетность в налоговый орган по месту своего учета. Однако впервые в НК РФ уточняется, что налоговые агенты – российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют такую отчетность в налоговый орган по месту нахождения таких обособленных подразделений.

Отметим, что в данной норме нашла отражение существующая на сегодняшний день позиция официальных инстанций о том, что якобы обязанность налоговых агентов представлять сведения о доходах «корреспондирует» с обязанностью уплачивать совокупную сумму налога по месту учета налогового агента в налоговом органе. А организация, являющаяся налоговым агентом и имеющая обособленное подразделение, сведения о доходах физических лиц (в отношении работников обособленного подразделения) представляет по месту учета организации в ИФНС по месту нахождения обособленного подразделения – письма Минфина РФ от 06.02.2013 № 03-04-06/8-35, от 07.08.2012 № 03-04-06/3-222 и от 05.04.2012 № 03-04-06/8-103, ФНС РФ от 30.05.2012 № ЕД-4-3/8816, от 28.01.2015 № БС-4-11/1208.

В целях выполнения требований п. 5 ст. 226 НК РФ налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, организации – крупнейшие налогоплательщики, индивидуальные предприниматели, применяющие ЕНВД и ПСН, представляют в налоговые органы сведения о суммах дохода, с которого не удержан налог и сумме неудержанного налога.

Отчетность представляется налоговыми агентами по ТКС. При этом определено, что при численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 25 человек (то есть не более чем 24 человека) налоговые агенты могут представлять указанные сведения и расчет сумм налога на бумажных носителях. Формы, форматы и порядок представления отчетности должны быть утверждены ФНС.

При этом могут возникнуть следующие вопросы:

  • по какой форме следует представить сведения о доходах физических лиц по итогам 2015 года (ф. 2-НДФЛ)?
  • если по итогам 2015 года численность физических лиц, получивших доходы от налогового агента, – более 10 человек, но менее 25 человек (например, 15 человек), то возможно ли представление сведений на бумажном носителе?
  • необходимо ли по итогам 2015 года представить расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (ф. 6-НДФЛ)?

На наш взгляд, поскольку новые положения п. 2 ст. 230 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2016, и устанавливают права и обязанности на основании фактов (событий и действий), имевших место после вступления Федерального закона № 113-ФЗ в силу, то:

  • сведения о доходах физических лиц по итогам 2015 года (ф. 2-НДФЛ) надлежит представлять по новой форме (если она будет разработана ФНС);
  • если численность физических лиц, получивших в 2015 года доходы от налогового агента, составляет менее 25 человек, то сведения представляются на бумажном носителе;
  • не позднее 1 апреля 2016 года налоговые агенты будут обязаны направить в налоговый орган отчетную форму 6-НДФЛ по итогам 2015 года.

Комментарий к статье 226 НК РФ:

Налоговый кодекс РФ предусматривает, что налог на доходы физических лиц перечисляется в бюджет в особом порядке.

В большинстве случаев налог в бюджет перечисляют не сами налогоплательщики, а налоговые агенты.

В отношении налога на доходы физических лиц налоговыми агентами признаются (ст. 226 Налогового кодекса РФ):

  • российские организации;
  • коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • постоянные представительства в России иностранных организаций.

С 1 января 2007 года в Налоговом кодексе РФ расширено понятие налоговых агентов.

В новой редакции статьи 226 Налогового кодекса к налоговым агентам добавились нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Это означает, что каждый раз, когда организация или индивидуальный предприниматель (из перечисленных выше) выплачивает физическим лицам доход, эта организация или индивидуальный предприниматель выступает в роли налогового агента. То есть он обязан исчислить налог, удержать его из доходов налогоплательщика — физического лица и перечислить удержанную сумму налога в бюджет.

Из приведенного выше правила есть исключения. В пункте 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ записано, что источник выплаты дохода в некоторых случаях не несет функций налогового агента.

Так, самостоятельно уплачивают налог на доходы физических лиц:

  • индивидуальные предприниматели — по доходам от предпринимательской деятельности;
  • частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой в соответствии с действующим законодательством, — по доходам, полученным от частной практики.

Кроме того, самостоятельно должны заплатить налог физические лица, получающие, в частности, следующие доходы:

  • по договорам гражданско-правового характера, заключенным с другим физическим лицом, которое не является налоговым агентом (например, к таким договорам относятся договоры найма и аренды имущества у другого физического лица);
  • от источников за пределами Российской Федерации;
  • от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;
  • в виде выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов).

Кроме того, обязанность самостоятельно заплатить налог возлагается на тех физических лиц, при выплате доходов которым налоговый агент не имел возможности удержать НДФЛ (например, при выдаче доходов в натуральной форме).

Указанные выше налогоплательщики, самостоятельно уплачивающие налог, обязаны по окончании года представить в налоговую инспекцию по месту своего жительства налоговую декларацию. Налоговый кодекс РФ устанавливает четкие правила исчисления, удержания и перечисления НДФЛ налоговыми агентами.

1. Налог по ставке 13 процентов исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, облагаемым по этой ставке.

2. Налог по ставкам 35, 30 и 9 процентов исчисляется отдельно по каждой сумме дохода, начисленной налогоплательщику.

3. Налог исчисляется без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и соответственно без учета исчисленного и удержанного с этих доходов налога.

4. Удержание исчисленного налога налоговый агент может производить только из фактически выплачиваемых налогоплательщику денежных сумм (перечисляемых на его счет или счета третьих лиц по его поручению). При этом сумма удержания не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

5. Если у налогового агента нет возможности удержать налог из доходов налогоплательщика (например, при выдаче доходов в натуральной форме либо когда заранее известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма исчисленного налога, превысит 12 месяцев), он обязан письменно сообщить об этом в свою налоговую инспекцию. Такое сообщение необходимо направить в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств. Уплата налога за счет собственных средств налогового агента не допускается.

6. Излишне удержанные суммы налога возвращаются налоговым агентом налогоплательщику по его письменному заявлению.

7. Не удержанные (удержанные не полностью) налоговыми агентами налоги взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения задолженности.

Комментарии

На практике в большинстве случаев отчисление НДФЛ осуществляется не самими плательщиками (лицами, получающими доход), а агентами (субъектами, выплачивающими зарплату, например). В качестве обязанных лиц по ст. 226 выступают:

  1. Российские предприятия.
  2. Адвокатские коллегии и бюро, юр. консультации.
  3. Частнопрактикующие адвокаты и нотариусы.
  4. Индивидуальные предприниматели.

Закон устанавливает, что всякий раз, когда указанные лица осуществляют выплату дохода гражданам, они являются налоговыми агентами. Это, в свою очередь, означает, что они обязаны начислить, удержать и направить в бюджет сумму НДФЛ.

Комментарий к статье 226.1 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: общественные отношения, характеризующие безопасность здоровья населения, а также установленный порядок перемещения через таможенную или государственную границу указанных в статье средств и веществ;
2) объективная сторона: выражается в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС:
— сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов;
— огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов;
— оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники;
— материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники;
— стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере;
— особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных;
3) субъект: физическое лицо, достигшее 16 лет, а по п.»а» ч.2 ст. 226.1 УК РФ — должностное лицо;
4) субъективная сторона: характеризуется виной в виде прямого умысла.

Квалифицированными составами преступления являются:
а) деяние, предусмотренное ч.1 комментируемой статьи, совершенное:
— должностным лицом с использованием своего служебного положения (п.»а» ч.2 ст. 226.1 УК РФ);
— с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль (п.»б» ч.2 ст. 226.1 УК РФ);
б) деяния, предусмотренные ч.1 или 2 комментируемой статьи, совершенные организованной группой (ч.3 ст. 226.1 УК РФ).

Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей комментируемой статьи, а также ст. 258.1 УК РФ, утверждается Правительством РФ (по состоянию на 01.08.2013 такой перечень не утвержден).

2. Применимое законодательство:
1) Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ст. 1 — учреждение международной организации; ст. 3 — цели и задачи);
2) Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза;
3) Основы пограничной политики государств-членов Евразийского экономического сообщества (приняты решением Межгоссовета ЕврАзЭс от 13.05.2002 N 55);
4) КоАП РФ (гл.16 — административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил);
5) ФЗ «Об оружии» (ст. 1 — дается определение оружию, огнестрельному оружию, основным частям оружия, холодному оружию, метательному оружию, боеприпасам, обороту оружия, производству оружия и др.; ст. 6 — ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского оружия; ст. 22 — хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему);
5) ФЗ «Об экспортном контроле» (ст. 1 — оружие массового поражения — ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие) и др.;
7) подзаконные акты:
— Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей ст. 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 13.09.2012 N 923);
— Значительный, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 01.10.2012 N 1002).

3. Судебная практика. Постановлением Московского городского суда от 21.12.2012 N 4у/2-10233 отказано в удовлетворении надзорной жалобы адвоката гр.Т. в защиту гр.Ч., осужденного в т.ч. по ч.2 ст. 188 УК РФ (контрабанда), на приговор районного суда. Адвокат гр.Т. Просил в связи с принятием Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ исключить осуждение гр.Ч. по ч.2 ст. 188 УК РФ, как по статье, утратившей силу. Суд установил, что действительно в соответствии с ФЗ от 07.12.2011 N 420-ФЗ ст. 188 УК РФ утратила силу. Однако, преступные действия, ранее указанные в ст. 188 УК РФ, не декриминализированы. Уголовная ответственность за совершенные гр.Ч. действия по контрабанде сильнодействующих веществ предусмотрена ч.1 ст. 226.1 УК РФ. В связи с тем, что ст. 188 УК РФ имела более узкий географический характер действия, чем редакции нового закона, в силу ст. 9, 10 УК РФ применяется закон, в период действия которого совершено преступление, то есть ч.2 ст. 188 УК РФ.

Ст. 226 НК РФ: комментарии

Возникновение обязательств налогового агента связано с выплатой ими дохода физлицам. Отказаться от них субъект не вправе, если он выступает как источник дохода для плательщиков. Между тем, идет спор по вопросу, касающемуся выплат авансов работникам по условиям гражданско-правовых соглашений. По мнению ряда чиновников Минфина и некоторых судей, выплата средств за еще не предоставленные услуги либо не исполненные работы обязывает предприятие удерживать подоходный налог и отчислять его в бюджет. Однако в практике есть ряд решений, в которых определено, что аванс нельзя рассматривать как объект обложения до момента выполнения обязательств физлицом.

Налоговый агент — арендатор: как правильно заполнить налоговую декларацию по НДС

Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели являются налоговыми агентами по НДС в случаях, когда они арендуют:

— федеральное имущество, имущество субъектов РФ у органов государственной власти и управления;

— муниципальное имущество у органов местного самоуправления.

Налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога отдельно по каждому объекту арендованного имущества. Налоговый агент удерживает НДС из доходов, уплачиваемых арендодателю. При удержании налоговым агентом налога из суммы арендной платы (с учетом НДС) применяется ставка 18/118 (п.4 ст. 164 НК РФ).

Налоговым периодом для налоговых агентов является квартал (ст. 163 НК РФ). Налоговые агенты — арендаторы производят уплату суммы налога по месту своего нахождения равными долями не позднее 20-го числа каждого месяца в течение квартала, следующего за истекшим налоговым периодом (п.п. 1 и 3 ст. 174 НК РФ). Налоговую декларацию налоговые агенты представляют по общим правилам – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Налоговый агент, являющийся налогоплательщиком НДС, вправе включить в состав налоговых вычетов суммы НДС, фактически уплаченные им в бюджет в качестве налогового агента (п. 3 ст. 171 НК РФ). Вычет можно заявить при соблюдении стандартных условий:

— арендуемое имущество используется в операциях, облагаемых НДС;

— имеется счет-фактура (налоговый агент составляет ее сам);

— арендная плата начислена в бухгалтерском учете на основании бухгалтерской справки, акта, счета или иного документа, предусмотренного графиком документооборота организации;

— сумма налога перечислена в бюджет, что подтверждается платежным поручением.

Если налоговый агент не является налогоплательщиком НДС (применяет спецрежим или освобожден по ст. 145 НК РФ), то уплаченную в бюджет сумму налога он включает в стоимость арендной платы (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Налоговый агент при перечислении арендодателю предоплаты (аванса) должен исчислить и уплатить в бюджет налог с суммы предоплаты (аванса). Если в последующем арендодатель изменит условия договора или расторгнет договор и вернет сумму предоплаты (аванса), то налоговый агент вправе заявить вычет налога, исчисленного с авансов и уплаченного в бюджет (п. 5 ст. 171 НК РФ).

Лица, исполняющие обязанности налогового агента, представляют в составе налоговой декларации по НДС раздел 2.

При заполнении раздела 2 налоговый агент-арендатор заполняет следующие строки:

1) строку 020 «Наименование налогоплательщика-продавца». По этой строке указывают наименование арендодателя – органа государственной власти и управления, органа местного самоуправления, с которым заключен договор аренды;

2) строку 030 «ИНН налогоплательщика-продавца». По этой строке надо указать ИНН арендодателя;

3) строку 040 «Код бюджетной классификации»;

4) строку 050 «Код по ОКАТО»;

5) строку 060 «Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет»;

6) строку 070 «Код операции». По этой строке надо проставить код 1011703.

Другие строки налоговому агенту-арендатору заполнять не надо.

Пример

Организация на общем режиме арендует объект недвижимости, находящийся в муниципальной собственности. Договор заключен с департаментом муниципального имущества администрации города. Сумма арендной платы в месяц составляет 30 000 рублей плюс НДС 5 400 рублей, итого арендная плата с учетом НДС – 35 400 руб. По условиям договора арендатор должен уплачивать арендную плату ежемесячно не позднее 10-го числа текущего месяца.

Из-за временных финансовых трудностей во 2-м квартале арендатор осуществил только два платежа – в апреле и мае, перечислив всего 60 000 рублей. Июньский платеж арендатор перечислил в 3-м квартале.

Налоговая база определяется арендатором как сумма арендной платы, перечисленной арендодателю, плюс НДС. Таким образом, налоговая база за 2 квартал составит 70 800 руб. (60 000 + 10 800).

При заполнении раздела 2 налоговой декларации по НДС за 2 квартал налоговый агент отразит по строке 060 сумму налога, подлежащую уплате в бюджет – 10 800 руб. (70 800 х 18/118).

Указанную сумму налоговый агент должен перечислить в бюджет тремя равными платежами по 3 600 руб. не позднее 20 июля, 20 августа и 20 сентября.

После уплаты налога в бюджет арендатор вправе заявить его к налоговому вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал. Для этого арендатору надо сумму вычета в размере 10 800 руб. указать по строке 210 раздела 3 декларации.

Заключение

С 1 января 2015 г. пункт второй ст. 226 НК начал действовать в редакции ФЗ № 368. В связи с изменениями, внесенными в статью 227.1, касающихся необходимости осуществлять уплату фиксированного аванса гражданами иностранных государств, работающими на территории России по найму у индивидуальных предпринимателей или в организациях (если для их въезда не требуется получение визы), общая сумма НДФЛ с прибыли плательщиков, которая подлежит удержанию агентами, должна быть уменьшена на величину этих, уже совершенных выплат. Кроме уже внесенных поправок в рассматриваемую норму, обсуждается еще несколько дополнений. В этой связи эксперты рекомендуют налоговым агентам регулярно просматривать обновления в законодательстве для своевременного принятия их к сведению и исполнения предписаний. Дополнительные разъяснения по конкретным вопросам, касающимся исчисления, удержания и выплаты НДФЛ, можно подучить непосредственно в территориальном подразделении ФНС. Своевременно полученная информация предотвратит нарушения налогового законодательства.

Заключение

Налоговый кодекс четко устанавливает обязанности, права и ответственность субъектов, обязанных производить расчет, удержание и перечисление налогов в бюджет. В нормативном акте жестко регламентируются сроки исполнения предписаний. Как правило, на предприятиях действует специальный отдел, ответственный за налоговый учет. Индивидуальные предприниматели обычно самостоятельно осуществляют расчеты, удержания и перечисления. Основные проблемы на практике связаны с ситуациями, когда агент по каким-то причинам не смог выполнить обязательство, установленное Кодексом. Во избежание привлечения к ответственности, он должен своевременно известить контрольный орган о сложившейся ситуации. При этом физлицо, с дохода которого не был исчислен, удержан и направлен в бюджет налог, обязан самостоятельно выполнить необходимые операции. В противном случае ему может вменяться ответственность за нарушение налоговых предписаний. Стоит сказать, что физлицам, с поступлений которых у агента не получилось перечислить НДФЛ, уведолмления о задолженности обычно не отправляются. В этой связи гражданам приходится самостоятельно контролировать ситуацию. Проблемы могут возникать и при получении субъектом дохода в неденежной форме. Как указывает НК, а также Письмо Минфина, исчисление и удержание в таких ситуациях производятся с других поступлений лица, выраженных деньгами. Однако агент должен помнить об ограничении по размеру отчисляемой в бюджет суммы.