Оглавление
Другой комментарий к Ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Данная статья посвящена мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Эти меры представляют собой принудительное воздействие с целью пресечения правонарушения и обеспечения условий для своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления о назначении административного наказания. Основанием применения таких мер является совершение административного правонарушения, а сами меры носят административно-процессуальный характер.
2. Статья закрепляет цели применения указанных мер: а) пресечение правонарушения; б) установление личности правонарушителя; в) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; г) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; д) обеспечение своевременного и правильного исполнения принятого по делу постановления.
3. Меры обеспечения производства применяются только в связи с административным правонарушением, по отношению к лицу, подозреваемому в совершении данного правонарушения, и предшествуют последующим процессуальным действиям — возбуждению производства по делу, рассмотрению дела, вынесению постановления по делу и исполнению постановления.
4. КоАП РФ предусматривает гарантии законности при применении рассматриваемых мер. Гарантии выражаются в том, что применяться могут только меры, предусмотренные КоАП РФ; право принимать решение о применении мер обеспечения производства в пределах установленной компетенции предоставлено уполномоченным лицам. О применении мер пресечения обязательным является составление протокола.
5. Рассматриваемая статья закрепляет следующие меры:
доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод.
Из приведенного перечня видно, что одни меры применяются к физическим лицам, например, административное задержание, личный досмотр, другие, такие как осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, — к юридическим лицам. Кроме того, следует отметить, что ряд мер носит личный характер: доставление, административное задержание, привод, другие — имущественный: досмотр вещей, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов и т.д. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях связано с ограничением прав личности, и КоАП РФ достаточно подробно регламентирует порядок их применения.
Комментарий к Статье 27.5 КоАП РФ
1. Комментируемая статья определяет общий (3 часа) и специальный (48 часов) сроки административного задержания. Максимальный срок задержания основывается на ст. 22 Конституции РФ, согласно которой до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура» отмечено, что по смыслу упомянутой статьи Конституции РФ установленный ею порядок применения соответствующих мер принуждения распространяется и на административное задержание. Административное задержание свыше 48 часов допускается только на основании судебного решения.
2. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления. Учитывая, что понятие «вытрезвление» является не юридической, а медицинской категорией, и к тому же основанной на усмотрении должностных лиц, осуществляющих задержание, такая формулировка закона создает почву для злоупотреблений при определении момента вытрезвления. Представляется необходимым закрепить в законодательстве максимальный срок вытрезвления, а также закрепить право задержанного лица на проведение проверки его состояния с обязательным участием врача-нарколога.
Другой комментарий к Ст. 27.10 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Данная мера административно-процессуального обеспечения производства по делу об административном правонарушении направлена на принудительное ограничение возможности правонарушителя пользоваться и распоряжаться вещами, транспортным средством, документами, явившимися орудием совершения или предметами правонарушения и имеющими значение доказательств по делу.
2. Изъятие вещей и документов, обнаруженных при задержании, личном досмотре или досмотре вещей, находящихся при физическом лице, а также при осмотре принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества и соответствующих документов, явившихся орудием совершения или предметом правонарушения или имеющих доказательственное значение по делу об административном правонарушении, осуществляется уполномоченными должностными лицами (см. ст.27.2, 27.3, 28.3) в присутствии двух понятых.
3. Не подлежат изъятию товары, транспортные средства, документы и иные предметы, не имеющие отношения к делу об административном правонарушении, за исключением предметов, запрещенных к обращению.
4. Изъятые вещи и документы в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте изъятия и хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие, в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным органом исполнительной власти. По результатам рассмотрения дела они в установленном порядке конфискуются либо возвращаются владельцу, либо уничтожаются, а при возмездном изъятии — реализуются.
5. Для отдельных видов изъятых вещей и документов законом устанавливается особый порядок хранения. Так, изъятые огнестрельное и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел; вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленном Правительством РФ, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются; наркотические средства и психотропные вещества, а также этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, подлежат направлению на переработку или уничтожение в порядке, установленном Правительством РФ; образцы этих средств, подлежащих уничтожению, хранятся до вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении.
Другой комментарий к Ст. 27.15 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
Привод как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении состоит в принудительном доставлении физического лица, законного представителя юридического лица, законного представителя несовершеннолетнего, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также свидетеля с целью выполнения ими процессуальных действий, которые нельзя выполнить заочно. Так, привод осуществляется в отношении указанных лиц, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с их неявкой без уважительных причин, а отсутствие указанных лиц препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и его разрешению.
Комментарий к статье 26.11 КоАП РФ
1. По смыслу данной статьи оценка доказательств происходит при осуществлении предусмотренных КоАП процессуальных действий, предшествующих исполнительному производству.
Исчерпывающий перечень органов административной юрисдикции, должностные лица которых осуществляют производство по делу об административном правонарушении, определен ст. 23.2 — 23.63 КоАП.
Доказательства должны быть оценены (исследованы) судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении (см. ч. 2 ст. 29.7 КоАП).
Квалификация заранее установленной силы доказательств несовместима с осуществлением гражданского и уголовного судопроизводства (см. ст. 67 ГПК, ч. 5 ст. 71 АПК, ст. 74, 87, ч. 1 ст. 88 УПК).
2. Доказательства подлежат исследованию при осуществлении следующих процессуальных действий:
— при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП;
— в случае обжалования в районный суд постановления по делу, вынесенного должностным лицом, и (или) решения вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление — при рассмотрении дела в районном суде (ч. 1 ст. 30.1 КоАП);
— при опротестовании прокурором не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и (или) последующих решений вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление (ст. 30.10 КоАП);
— при пересмотре вступивших в законную силу постановлений по делам, решений по результатам жалоб, протестов председателями верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместителями, Председателем Верховного Суда РФ и его заместителями (ст. 30.11 КоАП);
— при пересмотре в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (ч. 4 ст. 30.11 КоАП).
Комментарий к статье 27.7 КоАП РФ
1. В комментируемой статье разъясняется процедура проведения двух мер административного принуждения: личного досмотра (то есть непосредственного досмотра физического лица) и досмотра вещей, находящихся при физическом лице. И в том, и в другом случае целью досмотра является обнаружение орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, следует отличать от обыска, проводимого в соответствии со ст. 184 УПК РФ.
2. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут осуществлять те же должностные лица, которые вправе осуществлять административное задержание и доставление. На практике проведение досмотра обычно сопутствует этим процессуальным мерам.
3 — 4. Гарантией соблюдения законности при проведении досмотра выступает требование об обязательном наличии двух понятых. Личный досмотр и досмотр вещей в отсутствии понятых допустимо проводить только в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия.
5. Поскольку орудия совершения и предметы административного правонарушения являются вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении, при проведении личного досмотра и досмотра вещей допустимо использовать способы фиксации вещественных доказательств, предусмотренные ст. 26.6 КоАП РФ.
6 — 8. Кодекс предусматривает три варианта фиксации факта проведения досмотра: 1) составление протокола досмотра; 2) произведение записи о проведении досмотра в протоколе о доставлении; 3) произведение записи о проведении досмотра в протоколе об административном задержании.
Комментарий к статье 27.7. КоАП РФ:
1. В ч. 1 данной статьи раскрывается содержание понятий «личный досмотр», «досмотр вещей, находящихся при физическом лице» как обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. Подчеркивается, что личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, проводятся в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
В связи с этим следует отличать личный досмотр как меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении (процессуальную меру) от принудительных мер, не связанных с административными правонарушениями, осуществляемых на основании положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Так, в соответствии с федеральными законами устанавливаются полномочия ряда должностных лиц по применению принудительных мер в отношении гражданина вне зависимости от совершения последним административного правонарушения либо преступления. Например, в соответствии с Воздушным кодексом РФ к участию в предполетном и послеполетном досмотре пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты привлекаются сотрудники органов внутренних дел на транспорте (ст. 85). Статья 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изм. и доп.) предусматривает право лиц, проводящих контртеррористическую операцию, производить при проходе (проезде) в зону проведения такой операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств. Сходные положения предусматривает ст. 12 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (с изм. и доп.), ст. 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп.) и нормы некоторых других законов. Несмотря на сходство названных принудительных мер с мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении, их отождествление не представляется возможным, поскольку первые призваны обеспечивать немедленную защиту публичных интересов граждан РФ в сфере безопасности, а последние непосредственно связаны с фактами неправомерного поведения.
2. Данной статьей устанавливается исчерпывающий перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение личного досмотра, включающий должностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление (ст. 27.2) и административное задержание (ст. 27.3).
3. С позиций соблюдения законности, защиты прав и свобод человека и гражданина большое значение имеет норма данной статьи о проведении досмотра с участием двух понятых одного пола с досматриваемым. Право проведения в исключительных случаях личного досмотра без участия понятых обусловлено необходимостью обеспечения личной безопасности лиц, уполномоченных на проведение личного досмотра, а также иных граждан. При проведении личного досмотра должны быть обеспечены безопасность и личное достоинство досматриваемого, правила санитарии и гигиены.
4. При применении ч. 5 комментируемой статьи необходимо учитывать положения ст. ст. 26.2, 26.6 — 26.8 Кодекса.
5. Весьма важным для последующего вынесения решения по делу об административном правонарушении является строгое соблюдение положений ч. ч. 6 и 7 данной статьи. В случае изъятия вещей и документов в процессе проведения личного досмотра в протоколе о его проведении необходимо сделать запись о таком изъятии. При составлении протокола о проведении досмотра необходимо учитывать также положения п. 2 ч. 4 ст. 28.1 Кодекса.
Одной из гарантий от неправомерного проведения досмотра служит норма о вручении копии протокола о личном досмотре и досмотре вещей владельцу вещей, подвергнутых досмотру.
6. Положения комментируемой статьи о личном досмотре следует отличать от следственного действия — личного обыска, проводимого в соответствии со ст. 184 УПК РФ.
Судебная практика по статье 27.3 КоАП РФ:
Решение Верховного суда: Постановление N 81-АД17-13 от 29.05.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Определение N 77-КГ16-2 от 13.09.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД11-8 от 12.05.2011 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД11-11 от 12.05.2011 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 18-АД17-14 от 01.06.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Определение N 14-О10-44 от 26.10.2010 Судебная коллегия по уголовным делам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД11-13 от 12.05.2011 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 18-АД15-21 от 03.07.2015 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 57-АД17-2 от 01.03.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 18-АД16-159 от 01.11.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Глава 27 — другие статьи
- Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
- Статья 27.2. Доставление
- Статья 27.4. Протокол об административном задержании
- Статья 27.5. Сроки административного задержания
- Статья 27.6. Место и порядок содержания задержанных лиц
- Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице
- Статья 27.8. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов
- Статья 27.9. Досмотр транспортного средства
- Статья 27.10. Изъятие вещей и документов
- Статья 27.11. Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей
- Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения
- Статья 27.12.1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения
- Статья 27.13. Задержание транспортного средства
- Статья 27.13.1. Задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации
- Статья 27.14. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей
- Статья 27.14.1. Арест судна, доставленного в порт Российской Федерации
- Статья 27.15. Привод
- Статья 27.16. Временный запрет деятельности
- Статья 27.17. Срок временного запрета деятельности
- Статья 27.18. Залог за арестованное судно
- Статья 27.19. Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации
- Статья 27.20. Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица
Другой комментарий к Ст. 27.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Административное задержание — это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может применяться только в исключительных случаях и если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
2. Цель административного задержания как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении — установление личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении, когда его составление является обязательным, но на месте составить протокол невозможно. Основанием применения административного задержания является только совершение лицом административного правонарушения.
3. Не подлежат административному задержанию иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом и предъявившие в подтверждение этого соответствующий документ (дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку и т.д.).
4. В соответствии с Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей Российской Федерации» не могут быть подвергнуты задержанию судьи. Пункт 5 ст.16 названного Закона устанавливает: «Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях». Аналогичное положение о недопустимости задержания прокурора и следователя содержится в п.2 ст.42 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации».
5. Как правило, не применяется административное задержание к военнослужащим. В случае совершения ими серьезного административного правонарушения в общественном месте, где нет военных патрулей, они могут быть задержаны и немедленно вместе с материалами о правонарушении переданы военным комендантам, командирам воинских частей, военным комиссарам.
6. Действующее законодательство предусматривает особенности задержания несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение. Они доставляются в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, которые обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений. В центры могут быть помещены несовершеннолетние, совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение.
7. Рассматриваемая статья содержит перечень лиц, уполномоченных в пределах установленной компетенции осуществлять административное задержание. К ним относятся: должностные лица органов внутренних дел, старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, должностные лица военной автомобильной инспекции, военнослужащие органов и войск пограничной службы, должностные лица федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов, военнослужащие и должностные лица уголовно-исполнительной системы.
8. В связи с тем, что административное задержание представляет собой кратковременное ограничение свободы, то признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина при применении данной меры — обязанность государственных органов и должностных лиц. Это означает, что никто не может быть подвергнут задержанию, кроме случаев, предусмотренных законом.
Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Он может обжаловать административное задержание в вышестоящий орган или прокурору. Лица, применившие данную меру, обязаны предоставить задержанному возможность обратиться с жалобой как в устной, так и в письменной форме.
Глава 27 — другие статьи
- Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
- Статья 27.2. Доставление
- Статья 27.4. Протокол об административном задержании
- Статья 27.5. Сроки административного задержания
- Статья 27.6. Место и порядок содержания задержанных лиц
- Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице
- Статья 27.8. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов
- Статья 27.9. Досмотр транспортного средства
- Статья 27.10. Изъятие вещей и документов
- Статья 27.11. Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей
- Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения
- Статья 27.12.1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения
- Статья 27.13. Задержание транспортного средства
- Статья 27.13.1. Задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации
- Статья 27.14. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей
- Статья 27.14.1. Арест судна, доставленного в порт Российской Федерации
- Статья 27.15. Привод
- Статья 27.16. Временный запрет деятельности
- Статья 27.17. Срок временного запрета деятельности
- Статья 27.18. Залог за арестованное судно
- Статья 27.19. Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации
- Статья 27.20. Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица
Комментарий к Статье 27.7 КоАП РФ
1. В комментируемой статье разъясняется процедура проведения двух мер административного принуждения: личного досмотра (то есть непосредственного досмотра физического лица) и досмотра вещей, находящихся при физическом лице. И в том, и в другом случае целью досмотра является обнаружение орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, следует отличать от обыска, проводимого в соответствии со ст. 184 УПК РФ.
2. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут осуществлять те же должностные лица, которые вправе осуществлять административное задержание и доставление. На практике проведение досмотра обычно сопутствует этим процессуальным мерам.
3 — 4. Гарантией соблюдения законности при проведении досмотра выступает требование об обязательном наличии двух понятых. Личный досмотр и досмотр вещей в отсутствии понятых допустимо проводить только в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия.
5. Поскольку орудия совершения и предметы административного правонарушения являются вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении, при проведении личного досмотра и досмотра вещей допустимо использовать способы фиксации вещественных доказательств, предусмотренные ст. 26.6 КоАП.
6 — 8. Кодекс предусматривает три варианта фиксации факта проведения досмотра: 1) составление протокола досмотра; 2) произведение записи о проведении досмотра в протоколе о доставлении; 3) произведение записи о проведении досмотра в протоколе об административном задержании.