Оглавление
Содержание права собственности
После приобретения имущества владелец наделяется исключительным правом собственности, которое представляет собой целый спектр дополнительных правомочий. Главными из них считаются: право владения, пользования и распоряжения. Именно собственник обладает комплексом таких гражданских правомочий, тогда как остальные лица по его решению могут быть наделены лишь некоторыми из них. Следует также помнить, что право собственности распространяется лишь на то имущество, которое может принадлежать физическому (юридическому) лицу или государственному предприятию согласно законодательству.
Права владения и пользования позволяют фактически обладать имуществом и применять его в собственных целях (в т. ч. получать доход). Однако без соблюдения прав владения последующие привилегии недоступны. Право распоряжения предоставляет возможность совершать юридические сделки с имуществом: продавать, обменивать, приносить в дар, передавать по наследству, сдавать в аренду или залог.
Содержание права собственности
Субъекты права частной собственности: граждане и юридические лица. Граждане могут быть субъектами права собственности в любом возрасте. Причем это касается также иностранных граждан и лиц без гражданства. Для того чтобы быть собственником специальной регистрации не требуется. Однако принадлежность отдельных объектов (недвижимость) гражданину требует регистрации.
Если же гражданин, выступая в гражданском обороте, занимается предпринимательской деятельностью, то регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя необходима.
Круг объектов, которые гражданин может иметь в собственности, зависит от их оборотоспособности.
Гражданин владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом по своему усмотрению, своей властью, но в пределах, установленным законом (например, нельзя использовать имущество с намерением причинить вред другим либо в целях ограничения конкуренции и др.).
За несколькими исключениями, юридическое лицо – единый собственник принадлежащего ему имущества. Участники юридического лица имеют либо обязательственные права, либо вообще не имеют имущественных прав по отношению к его имуществу.
Собственность юридического лица состоит из имущества, переданного в качестве вклада и приобретенного (произведенного) в результате деятельности. Юридические лица как собственники вправе совершать любые действия в отношении принадлежащего им имущества, но при этом надо помнить о специальной правоспособности некоторых юридических лиц (например, некоммерческие организации ограничены в осуществлении правомочий собственника).
РФ, субъекты РФ и муниципальные образования как субъекты права государственной и муниципальной собственности.
Государственная собственность: собственность РФ и собственность субъектов РФ.
Муниципальная собственность принадлежит муниципальным образованиям (городские, сельские поселения и др. территориальным образованиям).
Круг объектов права государственной собственности неограничен. Есть объекты, которые могут находиться исключительно в государственной собственности, – недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, объекты исторического и культурного наследия и др. Следовательно, они не могут быть переданы в частную собственность.
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности должно осуществляться соответствующим законом. До его принятия действует постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. «О разграничении государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Часть государственного и муниципального имущества закреплена за государственными и муниципальными предприятиями, а также учреждениями, которые приобретают на него ограниченное вещное право.
Правомочия собственника от имени РФ, субъектов и муниципальных образований осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Комментарий к статье 274 ГК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает такой вид вещного права, который не предусматривало законодательство России советского периода, а также ЗК РСФСР. По смыслу данной статьи сервитут может быть установлен только в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности, но в интересах как собственника соседнего участка, так и его пользователя или владельца. Указанная статья не предусматривает возможности установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании и в пожизненном наследуемом владении.
ЗК (ст. 23) определяет данный сервитут как частный (поскольку он устанавливается в интересах одного лица) и предусматривает наряду с ним также публичный сервитут, устанавливаемый для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. При этом публичный сервитут может быть установлен как в отношении земельных участков, находящихся в собственности, так и в отношении земельных участков, предоставленных соответствующим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения (п. 7 ст. 23)
Концепция публичного сервитута оставляет без ответа вопрос, кто конкретно является субъектом данного вещного права, принимая во внимание весьма расплывчатый круг субъектов, в чьих интересах он устанавливается. А это, в свою очередь, делает затруднительным регистрацию данного права, что предусмотрено ст
131 ГК и п. 9 ст. 23 ЗК.
2. В п. 2 комментируемой статьи установлено, что обременение земельного участка сервитутом не лишает его собственника прав владения, пользования и распоряжения. Однако хотя установление сервитута юридически не лишает лицо права пользования земельным участком, но оно может быть практически прекращено применительно к части земельного участка, например по которой проходят дороги и проезды, либо существенно ограничено, например в отношении тех земельных участков, по которым проходят те или иные линии коммуникаций.
3. Установление частного сервитута производится по соглашению, которое должно заключаться с собственником земельного участка. В данном соглашении помимо платности сервитута, устанавливаемой в соответствии с п. 5 комментируемой статьи, целесообразно зафиксировать и иные условия пользования данным участком: конкретный вид сервитута, конкретную часть земельного участка, на которую распространяется сервитут, возможные ограничения использования земельного участка, который обременен сервитутом, ответственность сторон за невыполнение условий данного соглашения.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК).
4. Комментируемая статья и п. 6 ст. 23 ЗК предусматривают возможность установления собственником земельного участка, обремененного частным сервитутом, соразмерности платы от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законом. При обременении земельного участка собственника публичным сервитутом он вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших сервитут, соразмерной платы только в том случае, если установление такого сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка (ч. 2 п. 7 ст. 23 ЗК).
В случае если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, его собственник, землепользователь и землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе выкупа, данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (ч. 1 п. 7 ст. 23 ЗК).
Право общей собственности
Общая собственность – принадлежность одной и той же вещи нескольким лицам.
Содержание права общей собственности – охраняемая законом возможность нескольких лиц сообща владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом.
Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
В момент возникновения общей долевой собственности доли участников известны. Доли признаются равными, если они не определены ни законом, ни соглашением.
Владение и пользование осуществляется по соглашению всех, а при отсутствии соглашения спор решается судом.
Распоряжение осуществляется по соглашению всех собственников. Сделка подписывается всеми либо одним по доверенности других. Споры о распоряжении объектом в целом судам неподведомственны.
Каждый участник общей долевой собственности может распоряжаться своей долей, но при этом действует преимущественное право приобретения доли другим участником общей долевой собственности.
Если объект общей долевой собственности неделим (т. е. получение доли в натуре невозможно), то другие собственники могут выплатить стоимость доли при согласии выделяющегося.
Совместная собственность может быть образована лишь в случаях, предусмотренных законом.
В ГК РФ предусмотрены два вида общей совместной собственности:
- собственность супругов;
- собственность членов крестьянско-фермерского хозяйства.
Указанные субъекты владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом сообща.
Сделки по распоряжению имуществом осуществляться как сообща, так и каждым в отдельности. Согласие при этом предполагается, следовательно, доверенности не требуется.
Совместная собственность не имеет заранее определенных долей. Они определяются при разделе совместной собственности. При этом доли равные, если иное не установлено соглашением или законом.
Порядок и срок установления сервитута. Договор об установлении сервитута
Сервитут устанавливается в любом порядке: в соответствии с добровольным договором, по закону, в соответствии с завещанием, а также по решению суда. Срок действия данного режима устанавливается субъектами договора, но законодательством предусматривается и бессрочный сервитут.
Договор об установлении территориального сервитута должен включать в себя следующие данные:
- данные о целях использования и месте расположения земель;
- кадастровые данные участка;
- срок действия договора;
- сумма платы за использование территории;
- ответственность сторон пользователя и собственника.
Регистрация сервитута
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (п. 3 ст. 274 ГК РФ).
Основанием для государственной регистрации сервитута при наличии спора между собственником недвижимости и лицом, претендующим на получение права ограниченного пользования этим имуществом, является решение суда, принятое в соответствии с пунктом 3 статьи 274 ГК РФ. По этой причине в резолютивной части соответствующего судебного акта должны быть приведены все условия, на которых суд устанавливает сервитут. (п 10 Обзора ВС РФ).
В п. 11 Обзора ВС РФ суд отмечает, что отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости (до 1 января 2017 г. — в государственном кадастре недвижимости) сведений о части земельного участка, обременяемого сервитутом, не препятствует государственной регистрации сервитута, кроме случаев, установленных законом. Когда закон прямо не устанавливает обязанность поставить на кадастровый учет часть земельного участка, для государственной регистрации сервитута достаточно представления документов, отражающих сферу действия сервитута и его содержание, необходимых для внесения информации в публичный реестр.
Согласно п. 1–2 ст. 275 ГК РФ, если иное не предусмотрено непосредственно ГК РФ, сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Также сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.
Сервитут может быть срочным или постоянным (п. 4 ст. 23 ЗК РФ). Срок будет зависеть от того, для каких целей устанавливался сервитут, при их достижении (например, при проведении работ по реконструкции) обременение сервитутом должно быть прекращено.
Так, по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен (п. 1 ст. 276 ГК РФ). Однако, как отмечает Верховный Суд РФ в Обзоре ВС РФ, такая формулировка не означает, что сервитут не может быть прекращен по требованию собственника земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут, в случае, когда объективно потребность в использовании чужого земельного участка отпала. То есть, если основания, по которым установлен сервитут, отпали, с требованием о прекращении сервитута вправе обратиться в суд как собственник земельного участка, обремененного сервитутом, так и собственник земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут.
Отметим, что срок действия сервитута (в том числе и бессрочность) должны быть указаны при его регистрации.
Статья 281 ГК РФ. Выкупная цена земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд
- Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
- При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
- По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Статья 280 ГК РФ. Права собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд
Собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (статья 281) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.
Статья 212. Приобретение владения
1.
Владение приобретается установлением фактического господства над вещью, в
частности, в результате ее вручения приобретателю или поступления вещи во
владение приобретателя иным способом.
2.
Владение может быть приобретено односторонними действиями приобретателя, если
лицо, передающее владение, создало условия для свободного доступа приобретателя
к объекту владения.
В
случаях, предусмотренных законом, доступ приобретателя к объекту владения может
быть обеспечен судом или иным уполномоченным государственным органом.
3.
Приобретение владения может подтверждаться составлением передаточного акта или
иного документа, подтверждающего приобретение владения.
Лицо,
названное в таком акте или документе, считается владельцем, пока судом не
установлено иное.
4. В
случаях, предусмотренных законом или соглашением либо вытекающих из существа
отношений сторон, приобретение владения может подтверждаться обладанием знаком
(символом) объекта владения.
5.
Факт приобретения или утраты владения может быть установлен судом.
Собственность и собственник
Иметь что-то в собственности – это владеть рядом исключительных прав, которые определяют контроль, ограничение доступа и ответственность за то, чем обладает собственник. Лицо, имеющее такие гражданские права, автоматически наделяется и способностью пользовать и распоряжаться. Это позволяет совершать действия с имуществом любого характера, в соответствии с буквой закона, конечно. При этом собственник может передавать другим лицам права владения и пользования, оставаясь при этом единственным хозяином.
Имея достаточный набор прав, собственник ответственен и за содержание своего имущества, в том числе по оплате налогов, если таковое предусмотрено законом. Риски в связи с порчей вещей в общем порядке также несет владелец.
Другой комментарий к статье 274 ГК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает такой вид вещного права, который не предусматривало законодательство России советского периода, а также ЗК РСФСР. По смыслу данной статьи сервитут может быть установлен только в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности, но в интересах как собственника соседнего участка, так и его пользователя или владельца. Указанная статья не предусматривает возможности установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании и в пожизненном наследуемом владении.
ЗК (ст. 23) определяет данный сервитут как частный (поскольку он устанавливается в интересах одного лица) и предусматривает наряду с ним также публичный сервитут, устанавливаемый для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. При этом публичный сервитут может быть установлен как в отношении земельных участков, находящихся в собственности, так и в отношении земельных участков, предоставленных соответствующим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения (п. 7 ст. 23)
Концепция публичного сервитута оставляет без ответа вопрос, кто конкретно является субъектом данного вещного права, принимая во внимание весьма расплывчатый круг субъектов, в чьих интересах он устанавливается. А это, в свою очередь, делает затруднительным регистрацию данного права, что предусмотрено ст. 131 ГК и п
9 ст. 23 ЗК
131 ГК и п. 9 ст. 23 ЗК.
2. В п. 2 комментируемой статьи установлено, что обременение земельного участка сервитутом не лишает его собственника прав владения, пользования и распоряжения. Однако хотя установление сервитута юридически не лишает лицо права пользования земельным участком, но оно может быть практически прекращено применительно к части земельного участка, например по которой проходят дороги и проезды, либо существенно ограничено, например в отношении тех земельных участков, по которым проходят те или иные линии коммуникаций.
3. Установление частного сервитута производится по соглашению, которое должно заключаться с собственником земельного участка. В данном соглашении помимо платности сервитута, устанавливаемой в соответствии с п. 5 комментируемой статьи, целесообразно зафиксировать и иные условия пользования данным участком: конкретный вид сервитута, конкретную часть земельного участка, на которую распространяется сервитут, возможные ограничения использования земельного участка, который обременен сервитутом, ответственность сторон за невыполнение условий данного соглашения.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК).
4. Комментируемая статья и п. 6 ст. 23 ЗК предусматривают возможность установления собственником земельного участка, обремененного частным сервитутом, соразмерности платы от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законом. При обременении земельного участка собственника публичным сервитутом он вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших сервитут, соразмерной платы только в том случае, если установление такого сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка (ч. 2 п. 7 ст. 23 ЗК).
В случае если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, его собственник, землепользователь и землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе выкупа, данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (ч. 1 п. 7 ст. 23 ЗК).
Право постоянного (бессрочного) пользования
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком означает право осуществлять без указания сроков владение и пользование этим участком в пределах, установленных законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в ГК РФ относится к вещным правам лиц, не являющихся его собственниками (ст. 216 ГК РФ). Земельные участки в нашей стране пока в значительной мере находятся в государственной и муниципальной собственности.
Участки земли в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (ст. 268 ГК РФ).
В ЗК РФ не дается определение понятия «бессрочное пользование», является ли оно безвозмездным или платным. На этот вопрос дается ответ в Законе РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю»1. Под постоянным (бессрочным)
пользованием понимается бесплатное предоставление земельных участков.
В отличие от ЗК РСФСР в ЗК РФ значительно сужен субъектный состав пользователей, обладающих правом на постоянное бессрочное пользование. В ст. 39.9 ЗК РФ дан исчерпывающий перечень юридических лиц, которым земельные участки могут предоставляться на праве постоянного бессрочного пользования, а именно:
- органам государственной власти и органам местного самоуправления;
- государственные и муниципальные учреждения (бюджетным, казенным, автономным);
- казенным предприятиям;
- центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий;
Таким образом, в составе субъектов постоянного пользования земельными участками остаются лишь государственные и муниципальные предприятия, которые будут либо выражать специфические государственные или муниципальные интересы, либо будут в дальнейшем приватизированы. Остальные юридические лица могут по своему выбору арендовать земельные участки либо выкупить их.
Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. При этом данное право, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Данные граждане имеют право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»1 юридические лица (за исключением государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий) обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести эти участки в собственность (по своему желанию) до 1 июля 2012 г. Для граждан такие сроки не устанавливаются.
Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведения для этих целей на участке здания, сооружения и другого недвижимого имущества. Недвижимое имущество, возведенное этим лицом, является его собственностью. В ЗК РФ определено, что граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не могут распоряжаться ими (ст. 20 ЗК РФ).
Статья 271 ГК РФ. Право пользования земельным участком собственником недвижимости
-
Собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Абзац утратил силу. - При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости. Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком.
- Собственник недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, в том числе сносить соответствующие здания и сооружения, постольку, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором.
Кто является собственником сервитута
Собственник сервитута – это владелец земельного участка, в отношении которого установлены обременения. Обычно сервитут предполагает ограниченное пользование только частью земли, а не всего принадлежащего собственнику участка.
Земля должна находиться в собственности владельца или принадлежать ему на правах бессрочного владения.
Арендатор земли не может принимать решения об установке сервитута.
Собственник может добровольно согласиться на установку сервитута и подписать с другим лицом письменное соглашение. Но возможно, что обременения будут введены в принудительном порядке: путем принятия резолюции местной администрацией или по решению суда.
Если право на ограниченное пользование участком хотело бы получить частное лицо, то ему нужно договориться об условиях установки сервитута с собственником.
Собственник может согласиться на установку обременения в следующих случаях:
- другое лицо (группа лиц) вынуждены пользоваться участком земли;
- собственнику логичнее оформить пользование землей в правовом русле, чем позволить развиваться этому процессу бесконтрольно;
- чтобы избавиться от судебных тяжб;
- он получает вознаграждение за установку сервитута.
Если сторонам прийти к взаимовыгодному решению не удалось, то лицо может обратиться в суд для принудительного наложения обременений.
Здесь ему необходимо доказать, что без установки сервитута невозможно выполнять поставленные задачи. Суд будет учитывать законные интересы собственника и рассматривать альтернативные пути решения задач истца. Для защиты своих законных прав собственник участка может привлекать независимых экспертов, которые смогут доказать, что установка сервитута не обязательна или сделает невозможной дальнейшую эксплуатацию земель.
Если же речь идет об установке публичного сервитута, который имеет целью удовлетворение общественных интересов, то согласие собственника не требуется. Публичные сервитуты могут устанавливаться для обеспечения водоотведения, с/х задач, прохода и проезда. Решение о необходимости установки ограничений принимается в ходе публичных слушаний и затем оформляется в виде административной резолюции.
Другой комментарий к статье 274 ГК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает такой вид вещного права, который не предусматривало законодательство России советского периода, а также ЗК РСФСР. По смыслу данной статьи сервитут может быть установлен только в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности, но в интересах как собственника соседнего участка, так и его пользователя или владельца. Указанная статья не предусматривает возможности установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании и в пожизненном наследуемом владении.
ЗК (ст. 23) определяет данный сервитут как частный (поскольку он устанавливается в интересах одного лица) и предусматривает наряду с ним также публичный сервитут, устанавливаемый для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. При этом публичный сервитут может быть установлен как в отношении земельных участков, находящихся в собственности, так и в отношении земельных участков, предоставленных соответствующим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения (п. 7 ст. 23)
Концепция публичного сервитута оставляет без ответа вопрос, кто конкретно является субъектом данного вещного права, принимая во внимание весьма расплывчатый круг субъектов, в чьих интересах он устанавливается. А это, в свою очередь, делает затруднительным регистрацию данного права, что предусмотрено ст
131 ГК и п. 9 ст. 23 ЗК.
2. В п. 2 комментируемой статьи установлено, что обременение земельного участка сервитутом не лишает его собственника прав владения, пользования и распоряжения. Однако хотя установление сервитута юридически не лишает лицо права пользования земельным участком, но оно может быть практически прекращено применительно к части земельного участка, например по которой проходят дороги и проезды, либо существенно ограничено, например в отношении тех земельных участков, по которым проходят те или иные линии коммуникаций.
3. Установление частного сервитута производится по соглашению, которое должно заключаться с собственником земельного участка. В данном соглашении помимо платности сервитута, устанавливаемой в соответствии с п. 5 комментируемой статьи, целесообразно зафиксировать и иные условия пользования данным участком: конкретный вид сервитута, конкретную часть земельного участка, на которую распространяется сервитут, возможные ограничения использования земельного участка, который обременен сервитутом, ответственность сторон за невыполнение условий данного соглашения.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК).
4. Комментируемая статья и п. 6 ст. 23 ЗК предусматривают возможность установления собственником земельного участка, обремененного частным сервитутом, соразмерности платы от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законом. При обременении земельного участка собственника публичным сервитутом он вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших сервитут, соразмерной платы только в том случае, если установление такого сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка (ч. 2 п. 7 ст. 23 ЗК).
В случае если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, его собственник, землепользователь и землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе выкупа, данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (ч. 1 п. 7 ст. 23 ЗК).
Статья 260 ГК РФ. Общие положения о праве собственности на землю
- Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
-
На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Сноска исключена.
Комментарий к Ст. 274 ГК РФ
1. Под сервитутом (от лат. servitus — служение вещи) следует понимать право пользования чужой вещью в известном ограниченном отношении. Сервитут может быть срочным или постоянным. Различаются сервитуты частные и публичные.
2. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством в пользу конкретного субъекта на основе договора либо судебного решения. Лицо, в пользу которого устанавливается частный сервитут (сервитуарий), может быть как собственником господствующего земельного участка, так и обладателем иного вещного права на данный участок: пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. В качестве лица, обременяемого сервитутом, может выступать только собственник земельного участка, но не субъект иного вещного права.
3. Публичный сервитут, согласно ст. 23 ЗК, устанавливается законом или иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления в целях обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения с учетом результатов общественных слушаний, без изъятия земельных участков. Круг правообладателей публичного сервитута, в отличие от сервитута частного, не является определенным, поскольку публичные сервитуты устанавливаются не в пользу конкретного субъекта, а в пользу всех лиц вообще, т.е. для обеспечения не частных, а общественных (публичных) нужд.
4. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке. Сервитуарий также имеет возможность защиты уже возникшего сервитутного права от нарушений со стороны собственника служащей земли или третьих лиц путем предъявления негаторного иска (если признать возможным владение объектом сервитутного права), обязательственно-правового иска к собственнику служащего земельного участка (при наличии договора) либо внедоговорного иска о возмещении причиненного вреда.
5. Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут, утв. Росземкадастром 17.03.2004, определяют величину соразмерной платы за сервитут, исходя из размера убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.