Статья 22. недопустимость лишения и ограничения правоспособности и дееспособности гражданина

Оглавление

Комментарий к статье 34 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена органам опеки и попечительства — прежде органам местного самоуправления, а с 1 января 2008 г. — органам исполнительной власти субъекта РФ (абз. 1 п. 1). Данные органы устанавливают опеку и попечительство, решают связанные с этим вопросы (см. п. 3 ст. 34, п. 2 ст. 37, ст. ст. 38, 39 ГК), а также другие вопросы, отнесенные к их компетенции законом в целях защиты прав и интересов отдельных категорий граждан (см. абз. 2 п. 1 ст. 28 в связи с п. 2 ст. 37, ст. 41 ГК) (подробнее об этих органах, их задачах и полномочиях см. ст. ст. 6 — 8 Закона об опеке). В абз. 2 п. 1 ст. 34 сформулирован триединый принцип целостности системы органов опеки и попечительства, территориальности их деятельности и преемственности в осуществлении функций: полномочия органа опеки и попечительства осуществляет орган, установивший опеку (попечительство), а при перемене места жительства подопечного — орган по новому месту жительства подопечного согласно ст. 9 Закона об опеке. Наряду с органами опеки и попечительства в осуществлении деятельности по опеке и попечительству могут участвовать органы местного самоуправления поселения (ст. 14.1 Закона о местном самоуправлении).

2. Опека и попечительство устанавливаются при наличии решения суда о признании гражданина недееспособным или ограничении его дееспособности, а в отношении несовершеннолетних — обстоятельств, указанных в законе (п. 3 ст. 31 ГК, ст. 62 СК, ст. 13 Закона об опеке). Правило п. 2 ст. 34 касается только случаев установления опеки и попечительства по решению суда. Оно формулирует обязанность суда, принявшего указанное решение, — в течение 3 дней со времени вступления его в законную силу сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства недееспособного (ограниченно дееспособного) гражданина для установления над ним опеки (попечительства). Суды обязаны оперативно взаимодействовать с органами опеки и попечительства, последние же (а также другие органы, например прокуратуры) имеют в отношении судов право требования исполнения данной обязанности. Однако независимо от этого органы опеки и попечительства должны установить опеку (попечительство) в течение одного месяца с того момента, когда им стало известно о необходимости этого, а также осуществлять надзор за деятельностью назначенных опекунов и попечителей (п. 3 ст. 34, п. 1 ст. 35 ГК).

Комментарий к статье 34 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена органам опеки и попечительства — прежде органам местного самоуправления, а с 1 января 2008 г. — органам исполнительной власти субъекта РФ (абз. 1 п. 1). Данные органы устанавливают опеку и попечительство, решают связанные с этим вопросы (см. п. 3 ст. 34, п. 2 ст. 37, ст. ст. 38, 39 ГК), а также другие вопросы, отнесенные к их компетенции законом в целях защиты прав и интересов отдельных категорий граждан (см. абз. 2 п. 1 ст. 28 в связи с п. 2 ст. 37, ст. 41 ГК) (подробнее об этих органах, их задачах и полномочиях см. ст. ст. 6 — 8 Закона об опеке). В абз. 2 п. 1 ст. 34 сформулирован триединый принцип целостности системы органов опеки и попечительства, территориальности их деятельности и преемственности в осуществлении функций: полномочия органа опеки и попечительства осуществляет орган, установивший опеку (попечительство), а при перемене места жительства подопечного — орган по новому месту жительства подопечного согласно ст. 9 Закона об опеке. Наряду с органами опеки и попечительства в осуществлении деятельности по опеке и попечительству могут участвовать органы местного самоуправления поселения (ст. 14.1 Закона о местном самоуправлении).

2. Опека и попечительство устанавливаются при наличии решения суда о признании гражданина недееспособным или ограничении его дееспособности, а в отношении несовершеннолетних — обстоятельств, указанных в законе (п. 3 ст. 31 ГК, ст. 62 СК, ст. 13 Закона об опеке). Правило п. 2 ст. 34 касается только случаев установления опеки и попечительства по решению суда. Оно формулирует обязанность суда, принявшего указанное решение, — в течение 3 дней со времени вступления его в законную силу сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства недееспособного (ограниченно дееспособного) гражданина для установления над ним опеки (попечительства). Суды обязаны оперативно взаимодействовать с органами опеки и попечительства, последние же (а также другие органы, например прокуратуры) имеют в отношении судов право требования исполнения данной обязанности. Однако независимо от этого органы опеки и попечительства должны установить опеку (попечительство) в течение одного месяца с того момента, когда им стало известно о необходимости этого, а также осуществлять надзор за деятельностью назначенных опекунов и попечителей (п. 3 ст. 34, п. 1 ст. 35 ГК).

Другой комментарий к статье 34 ГК РФ

1. Органы местного самоуправления (районная, городская, районная в городе, поселковая и сельская администрация) осуществляют возложенные на них государственные полномочия по опеке и попечительству (ст. 132 Конституции, п. 4 ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, ст. 53, 64, 75 Закона РФ от 06.07.91 N 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» — Ведомости РСФСР, 1991, N 29, ст. 1010). Это особая функция, которая в сфере гражданско-правовых отношений определяется непосредственно в ГК (ст. 31 — 41). Полномочия органов опеки и попечительства по защите прав и интересов несовершеннолетних детей определены также в Семейном кодексе (ст. 8, 28, 48, 54, 56, 58, 59, 62, 64 — 67, 71, 74, 75, 77 — 79, 121 — 125, 129, 132, 140 — 142, 145, 147, 150, 155).

При осуществлении своих функций органы опеки и попечительства принимают решения, которые являются обязательными для всех организаций и граждан.

Организация работы органов местного самоуправления в этой сфере определяется уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (ст. 8 Закона об общих принципах организации местного самоуправления). В ряде субъектов Российской Федерации приняты специальные законы об организации работы по опеке и попечительству (например, в Москве, Архангельской, Владимирской, Нижегородской, Костромской, Ленинградской, Мурманской, Ростовской, Тамбовской, Ярославской областях, Красноярском крае, Республике Башкортостан, Республике Чувашия и ряде других).

2. Установление опеки и попечительства, выбор формы устройства нуждающихся в этом лиц относятся к исключительной компетенции органов опеки и попечительства (см. ст. 35 и коммент. к ней). Поэтому в целях своевременного установления опеки (попечительства) п. 2 комментируемой статьи обязывает суд сообщать этим органам о вынесенном им решении о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности.

В этих же целях обязанность сообщать органам опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей (см. коммент. к ст. 31), возлагается ст. 122 Семейного кодекса на должностных лиц учреждений (дошкольных, образовательных, лечебных и др.) и иных граждан, которые располагают сведениями о таких детях.

Предусмотренная ст. 122 Семейного кодекса обязанность не обеспечена прямыми юридическими санкциями, и ее следует рассматривать как закрепление должного поведения в интересах защиты прав и интересов детей, а также в интересах общества. В ряде случаев сами родители, временно не имеющие возможности воспитывать своих детей (болезнь, отъезд в длительную командировку и др.), могут обратиться с просьбой об установлении опеки (попечительства) над ребенком.

3. Назначенные опекуны (попечители) подотчетны и подконтрольны органам опеки и попечительства. Последние осуществляют надзор за их деятельностью, который предполагает обязательное и систематическое наблюдение за условиями жизни подопечных, исполнением опекунами (попечителями) своих обязанностей, в т.ч. по управлению имуществом, а также оказание опекунам (попечителям) необходимой помощи и содействия. Порядок и формы надзора определяются с учетом особенностей каждого вида опеки или попечительства (над недееспособными, несовершеннолетними и т.д.).

Действия (бездействие) опекунов и попечителей могут быть обжалованы любым заинтересованным лицом (в т.ч. самим подопечным) в соответствующий орган опеки и попечительства. При выявлении любого неблагополучия в жизни подопечного, нарушения его интересов органы опеки и попечительства должны незамедлительно принять меры к охране его прав, а при необходимости — отстранить опекуна (попечителя) (см. ст. 39 и коммент. к ней).

Комментарий к статье 38 Гражданского Кодекса РФ

1. Доверительное управление имуществом (далее — управление) — универсальное юридическое средство, применяемое и самостоятельно (гл. 53 ГК), и в связи с применением других правовых средств (см. ст. 38, абз. 1 п. 1 ст. 43, ст. 1173 ГК). Управление имуществом, которому посвящена ст. 38, не отменяя и не заменяя опеку (попечительство), выступает параллельным и дополнительным средством обеспечения интересов подопечных. В п. 1 ст. 38 названы два совокупных условия его применения: а) наличие у подопечного недвижимого и ценного движимого имущества (например, предприятия, земельного участка, доли в капитале коммерческой организации, ценных бумаг) (ст. 130 ГК) и б) необходимость постоянного управления им. Отсутствие необходимости постоянного управления таким имуществом или отсутствие самого имущества исключают вопрос об управлении в принципе. Однако при наличии этих двух условий орган опеки и попечительства должен определить кандидатуру управляющего и заключить с ним договор об управлении таким имуществом (гл. 53 ГК), в котором орган опеки и попечительства — учредитель управления, а подопечный — выгодоприобретатель. Поскольку имеет место управление имуществом по основанию, предусмотренному законом (п. 1 ст. 1026 ГК), управляющим может быть любое лицо с соблюдением требований п. п. 1, 2 ст. 1015 ГК. Управление имуществом подопечного, основанное на возмездном договоре, является возмездным (п. 1 ст. 1016, ст. 1023 ГК). Необходимость постоянного управления означает разнообразные ситуации, когда имущество требует регулярного (и даже каждодневного) управления, причем такого, которое сложно или невозможно обеспечить в рамках обычной опеки (попечительства), например из-за отсутствия у опекуна (попечителя) специальных знаний или удаленности имущества. По этой причине данное имущество и требует обособления от прочего имущества подопечного для установления в отношении его управления; и именно поэтому опекуны (попечители) сохраняют свои полномочия только в отношении: а) доходов от управления имуществом (абз. 1 п. 1 ст. 37 ГК); б) той части имущества подопечного, которая не передана в управление (абз. 1 п. 1 ст. 38).

2. В целях защиты имущественных прав и интересов подопечного на управляющего распространяются правила п. п. 2 и 3 ст. 37 ГК, а значит, все сделки, способные уменьшить имущество подопечного, он должен согласовывать с органом опеки и попечительства (п. 2). Кроме того, ни он сам, ни его близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, представлять его при заключении сделок или при ведении судебных дел между подопечным и супругом доверительного управляющего и их близкими родственниками (п. 3). Порядок управления имуществом подопечного согласно абз. 2 п. 2 ст. 37 ГК определяет Закон об опеке, который, в частности, запрещает: а) инвестирование денежных средств подопечного в кредитные организации (если Российской Федерации принадлежит менее половины акций (долей) последних); б) передачу имущества подопечного в заем (кроме случаев его обеспечения ипотекой) и в пользование на срок более пяти лет (как правило); в) отчуждение недвижимого имущества подопечного (кроме случаев, установленных законом) (подробнее — ст. ст. 19, 20 в связи со ст. 23 Закона об опеке).

3. Управление имуществом подопечного прекращается по основаниям, предусмотренным в ст. 1024 ГК, и при прекращении самой опеки (попечительства) (п. 2 ст. 38). Речь идет о случаях, когда опека (попечительство) прекращается в связи с переходом к другой форме устройства гражданина (абз. 1 п. 1 ст. 39 ГК) или в принципе (п. п. 1, 3 ст. 40 ГК). Однако управление имуществом сохраняется при переходе к опеке (попечительству) по закону (п. 4 ст. 35, абз. 2 п. 1 ст. 39 ГК), при освобождении (отстранении) конкретного опекуна (попечителя) (п. п. 2, 3 ст. 39 ГК), при переходе от опеки к попечительству (п. 2 ст. 40 ГК), в случае смерти опекуна (попечителя) (подп. 1 п. 1 ст. 29 Закона об опеке).

Комментарий к статье 34 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена органам опеки и попечительства — прежде органам местного самоуправления, а с 1 января 2008 г. — органам исполнительной власти субъекта РФ (абз. 1 п. 1). Данные органы устанавливают опеку и попечительство, решают связанные с этим вопросы (см. п. 3 ст. 34, п. 2 ст. 37, ст. ст. 38, 39 ГК), а также другие вопросы, отнесенные к их компетенции законом в целях защиты прав и интересов отдельных категорий граждан (см. абз. 2 п. 1 ст. 28 в связи с п. 2 ст. 37, ст. 41 ГК) (подробнее об этих органах, их задачах и полномочиях см. ст. ст. 6 — 8 Закона об опеке). В абз. 2 п. 1 ст. 34 сформулирован триединый принцип целостности системы органов опеки и попечительства, территориальности их деятельности и преемственности в осуществлении функций: полномочия органа опеки и попечительства осуществляет орган, установивший опеку (попечительство), а при перемене места жительства подопечного — орган по новому месту жительства подопечного согласно ст. 9 Закона об опеке. Наряду с органами опеки и попечительства в осуществлении деятельности по опеке и попечительству могут участвовать органы местного самоуправления поселения (ст. 14.1 Закона о местном самоуправлении).

2. Опека и попечительство устанавливаются при наличии решения суда о признании гражданина недееспособным или ограничении его дееспособности, а в отношении несовершеннолетних — обстоятельств, указанных в законе (п. 3 ст. 31 ГК, ст. 62 СК, ст. 13 Закона об опеке). Правило п. 2 ст. 34 касается только случаев установления опеки и попечительства по решению суда. Оно формулирует обязанность суда, принявшего указанное решение, — в течение 3 дней со времени вступления его в законную силу сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства недееспособного (ограниченно дееспособного) гражданина для установления над ним опеки (попечительства). Суды обязаны оперативно взаимодействовать с органами опеки и попечительства, последние же (а также другие органы, например прокуратуры) имеют в отношении судов право требования исполнения данной обязанности. Однако независимо от этого органы опеки и попечительства должны установить опеку (попечительство) в течение одного месяца с того момента, когда им стало известно о необходимости этого, а также осуществлять надзор за деятельностью назначенных опекунов и попечителей (п. 3 ст. 34, п. 1 ст. 35 ГК).

Комментарий к статье 36 Гражданского Кодекса РФ

1. Обычно опекуны и попечители исполняют свои обязанности на основании административного акта (п. 6 ст. 11 Закона об опеке) и безвозмездно (п. 1 ст. 36 ГК, п. 1 ст. 16 Закона об опеке), иногда — на основании административного акта и возмездного договора об осуществлении опеки (попечительства), предусматривающего выплату опекуну (попечителю) вознаграждения. Такой договор может быть заключен между органом опеки и попечительства и опекуном (попечителем) исходя из интересов подопечного, выплата вознаграждения возможна за счет: а) доходов от имущества подопечного (размер такого вознаграждения ограничивает Правительство РФ); б) средств бюджета субъекта РФ (случаи и порядок выплаты такого вознаграждения устанавливают законы субъектов РФ); в) средств третьих лиц; г) безвозмездного пользования опекуном (попечителем) имуществом подопечного, например жильем (п. 2 ст. 14, п. п. 2 — 4 ст. 16 Закона об опеке). Так, устройство несовершеннолетнего возможно по договору об осуществлении опеки (попечительства), в том числе по срочному договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (родителем). Последние по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) осуществляют права и исполняют обязанности опекуна (попечителя). Размер их вознаграждения и денежных средств на содержание каждого ребенка, меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье согласно законам субъектов РФ. В случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, возможно заключение договора о патронатной семье (п. 6 ст. 145, гл. 21 СК, ст. 14 Закона об опеке).

2. Опекуны (попечители) совершеннолетних не обязаны, а опекуны (попечители) несовершеннолетних обязаны проживать совместно с ними (абз. 1 п. 2 ст. 36). Исключение — случай, когда подопечный достиг возраста 16 лет и есть разрешение органа опеки и попечительства на его раздельное проживание с попечителем. Отсюда возникают две взаимосвязанные обязанности: а) подопечный и (или) его попечитель при желании или по иным причинам проживать раздельно (например, из-за учебы или работы) должны уведомить об этом орган опеки и попечительства; б) последний должен решить этот вопрос по существу, учитывая, не отразится ли их раздельное проживание неблагоприятно на воспитании и защите прав подопечного. Опекуны (попечители) должны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства. Правило абз. 2 п. 2 ст. 36 (и аналогичное правило п. 5 ст. 15 Закона об опеке) имеет в отличие от предыдущего более общий смысл и связано с правилами о значении места жительства гражданина при установлении опеки и попечительства (абз. 1 п. 1 ст. 35 ГК).

3. Обязанности опекунов и попечителей неоднозначны. Все опекуны и попечители, кроме попечителей граждан, ограниченных судом в дееспособности, должны заботиться о содержании подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы, а опекуны и попечители несовершеннолетних — также заботиться об их обучении и воспитании (п. 3 ст. 36). В то же время основная задача опекунов душевнобольных — забота об их здоровье и обеспечение их необходимой медицинской помощью, тогда как основная задача опекунов (попечителей) несовершеннолетних — их воспитание и обеспечение полноценного их развития (питание, лечение, образование, отдых и др.). Попечители граждан, ограниченных судом в дееспособности, в отличие от опекунов и прочих попечителей лишь контролируют их доходы и иное имущество (см. абз. 3 п. 1 ст. 30 в связи с п. 4 ст. 36 ГК). Наконец, опекуны душевнобольных и попечители граждан, ограниченных судом в дееспособности, в отличие от всех прочих опекунов и попечителей должны также ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки (попечительства), если основания для признания недееспособным и ограничения дееспособности отпали (п. 5 ст. 36).

Как досрочно расторгнуть договор возмездного оказания услуг

Качество любой услуги трудно оценить первоначально, со стороны, поэтому у заказчика может в любой момент появится желание расторгнуть договор на оказание услуг конкретным исполнителем — из-за низкого качества услуги, нарушения сроков ее оказания или просто утраты интереса к услуге. Исполнитель тоже может иметь причины для расторжения договора услуг, например, из-за несвоевременной оплаты услуг заказчиком или изменения ситуации на рынке, когда оговоренная стоимость услуги не покрывает расходов исполнителя на ее оказание.

Досрочно расторгнуть договор услуг можно в следующем порядке:

  • по соглашению сторон;
  • из-за одностороннего отказа от дальнейшего исполнения договора;
  • в судебном порядке.

Проще всего расторгнуть договор услуг по соглашению сторон. Причина, по которой стороны согласились расторгнуть договор, не имеет значения, главное, чтобы текст договора не содержал запрета на это. Обычно соглашение о расторжении договора услуг оформляется письменно и подписывается обеими сторонами, но даже если одна из сторон его не подпишет, она может своими действиями показать, что выполняет условия соглашения (например, вернет аванс).

Верно и обратное – если стороны подписали соглашение о расторжении договора, но при этом продолжают исполнять договорные условия (подписывать акты приемки услуг, делать новые заявки на их оказание, вносить аванс), то договор услуг будет считаться действующим.

Расторжение договора в одностороннем порядке может быть мотивированным или немотивированным. При мотивированном отказе заказчик может отказаться от договора услуг и потребовать возмещения убытков от исполнителя в следующих случаях:

  • исполнитель не приступил своевременно к оказанию услуг;
  • во время оказания услуг становится очевидным, что они не будут предоставлены надлежащим образом (при этом исполнитель не устранил недостатки в назначенный заказчиком срок);
  • услуги были оказаны с существенными или неустранимыми недостатками;

Мотивы отказа исполнителя от оказания услуг могут быть следующими:

  • заказчик, несмотря на предупреждение исполнителя, не заменил предоставленные им непригодные или некачественные материалы/оборудование, необходимые для оказания услуги;
  • заказчик не представил своевременно техническую документацию или другие документы, из-за чего исполнитель не может приступить к оказанию услуги;
  • действия заказчика препятствуют исполнению договора услуг исполнителем (например, ограничивают его доступ на территорию заказчика);
  • заказчик нарушает сроки оплаты услуг или неоднократно допускает просрочку оплаты и др.

Факты нарушения сторонами своих договорных обязанностей должны быть доказаны документально, иначе контрагент может обжаловать односторонний отказ в суде и признать договор услуг действующим.

Но у каждой стороны договора услуг есть право и немотивированного (без каких-либо уважительных причин) отказа от договора, и она может это сделать в любое время — до начала оказания услуг или в процессе их оказания. Сообщить об одностороннем отказе от договора услуг одна сторона другой должна письменно. При этом заказчик должен оплатить исполнителю все фактически понесенные им до момента одностороннего отказа расходы, а исполнитель — полностью возместить заказчику убытки (если заказчик сможет доказать их наличие).

Для расторжения договора услуг в судебном порядке надо обратиться в арбитражный суд с иском о признании договора расторгнутым. Основания для такого порядка расторжения применимы для любых видов договоров, и обратиться в суд может как заказчик, так и исполнитель. Это могут быть:

  • существенное нарушение договора другой стороной, из-за которого сторона в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (например, исполнитель нарушил срок оказания услуги, а ее более позднее оказание для заказчика невозможно);
  • существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора (это может быть значительный рост стоимости материалов и оборудования, которые исполнитель применяет при оказании услуги);
  • другие причины, предусмотренные законом или договором.

Перед тем, как подать иск в суд, сторона должна обратиться к другой стороне с предложением о расторжении договора услуг и получить отказ от этого или дождаться истечения срока, за который должен был быть получен ответ (обычно это 30 дней, но в договоре может быть указан другой срок).

Комментарий к статье 33 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена попечительству, устанавливает круг подопечных (п. 1) и дифференцирует функции попечителей разных подопечных (п. 2). Попечительство — форма устройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (при условии наличия обстоятельств, указанных в законе, — п. 3 ст. 31 ГК, п. 1 ст. 13 Закона об опеке) и граждан, злоупотребляющих спиртным (наркотиками) и ставящих свою семью в тяжелое материальное положение (при условии если их дееспособность ограничена судом — ст. 30 ГК), при которой им назначается попечитель, осуществляющий установленные законом функции (п. 1 ст. 33 ГК, п. 2 ст. 2 Закона об опеке). Все прочие категории граждан (в том числе названные при отсутствии указанного условия) под попечительством находиться не могут.

2. В абз. 1 п. 2 ст. 33 сформулирована общая функция всякого попечителя — согласование тех сделок, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно (п. 1 ст. 26, абз. 3 п. 1 ст. 30 ГК). Поскольку всякий попечитель (в отличие от опекуна) не заменяет подопечного в гражданском обороте, а лишь помогает ему самостоятельно и полноценно выступать в нем, он не является его законным представителем в гражданских правоотношениях. Не случайно попечители не отвечают по сделкам подопечных, и только попечители несовершеннолетних субсидиарно отвечают за причиненный последними вред (ср. п. 3 ст. 26 и п. 2 ст. 1074 с абз. 3 п. 1 ст. 30 и ст. 1077 ГК). В абз. 2 п. 2 ст. 33 сформулирована специальная функция попечителя несовершеннолетних: помимо согласования сделок (п. 1 ст. 26 ГК) они также помогают подопечным осуществлять права и исполнять обязанности, охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Такая дифференциация функций попечителей разных подопечных в рамках п. 2 ст. 33 соответствует правилам п. п. 3, 4 ст. 36 ГК, согласно которым попечители несовершеннолетних должны заботиться об их содержании, обеспечивать их уходом и лечением, защищать их права и интересы, обучать и воспитывать их, тогда как обязанность попечителей граждан, дееспособность которых ограничена судом, сводится к контролю за распоряжением их заработком и имуществом (см. также ст. ст. 18, 22 Закона об опеке). Поэтому согласно п. 2 ст. 31 ГК речь может идти только о процессуальном представительстве попечителей, а согласно абз. 2 п. 2 ст. 33, п. 4 ст. 36 ГК и подп. 2 ст. 2 Закона об опеке — и вовсе только о процессуальном представительстве попечителей несовершеннолетних. Согласно п. 3 ст. 15 Закона об опеке попечитель может выступать в качестве законного представителя подопечного только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Комментарий к Ст. 33 ГК РФ

1. Попечительство устанавливается в случаях:

— отсутствия родительского попечения в отношении лица в возрасте от 14 до 18 лет;

— ограничения дееспособности совершеннолетнего гражданина по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК РФ.

2. Если опекун совершает сделки от имени подопечного, то попечитель лишь дает согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Тем самым попечители дополняют волю своих подопечных.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

В отличие от опекунов попечители выступают в качестве законных представителей своих подопечных лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Так, например, в соответствии со ст. 25.3 КоАП в число законных представителей физического лица входят его попечители. Статья 20 ТК РФ относит попечителей несовершеннолетних граждан к числу их законных представителей, имеющих право давать согласие на заключение несовершеннолетними трудовых договоров.

На основании ст. 55 Закона об исполнительном производстве права и законные интересы несовершеннолетних, недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности, в исполнительном производстве представляют их законные представители — родители, усыновители, опекуны или попечители. Таким образом, несмотря на то, что несовершеннолетние граждане и граждане, ограниченные в дееспособности, вправе совершать сделки от своего имени (хотя и в необходимых случаях с согласия попечителя, см. ст. ст. 26, 30 ГК), участвовать от своего имени в исполнительном производстве они не вправе.

3. Попечители несовершеннолетних граждан также несут обязанность оказывать подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей и охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Таким образом, попечители несовершеннолетних обязаны обращаться в суд и иные органы государственной власти с разного рода заявлениями в защиту подопечных (например, с иском об истребовании имущества подопечного из чужого незаконного владения) во всех случаях, когда того требуют интересы подопечных.

4. Следует заметить, что положение попечителя ограниченно дееспособного гражданина существенно отличается от положения попечителей несовершеннолетних. Специфика попечительства над ограниченно дееспособным лицом обусловлена тем, что его психическая деятельность не имеет таких недостатков, которые сделали бы его абсолютно беспомощным перед внешними факторами. Поэтому и содержание попечительства в данном случае состоит только в контроле за расходованием имущества, что в конечном счете может повлиять на правильное формирование поведенческой ориентации (во всяком случае, послужит одной из превентивных мер).

По сути дела, на попечителя возлагается лишь обязанность обращаться в суд с заявлением о признании подопечного дееспособным. Попечитель такого лица дает согласие на совершение подопечным сделок и вправе требовать признания недействительными сделок, совершенных его подопечным без согласия попечителя, в соответствии со ст. 176 ГК РФ. Попечитель ограниченно дееспособного гражданина не обязан содействовать ему в осуществлении прав и исполнении обязанностей, охранять его от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также принимать меры по охране его имущества. Эта особенность связана с причиной ограничения дееспособности совершеннолетнего гражданина — злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами, в результате чего семья такого лица попадает в тяжелое материальное положение (ст. 30 ГК).