Статья 363. порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

Патентная система налогообложения

В статье расширен перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, а также изменены наименования некоторых ранее разрешенных видов деятельности.

Изменился перечень видов деятельности, в отношении которых нельзя применять патентную систему налогообложения, в него, в том числе, вошли:

  • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 150 кв. метров;
  • оптовая торговля, а также торговля, осуществляемая по договорам поставки;
  • деятельность в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
  • деятельность по производству подакцизных товаров, а также по добыче и реализации полезных ископаемых;
  • услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 кв. метров;
  • услуги по перевозке грузов и пассажиров ИП, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) более 20 автотранспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
  • деятельность по совершению сделок с ценными бумагами и (или) производными финансовыми инструментами, а также по оказанию кредитных и иных финансовых услуг.

Исключены положения, предусматривающие ограничение размеров потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности. Установлены особенности определения размера потенциально возможного годового дохода до дня вступления в силу закона субъекта РФ, устанавливающего указанные размеры.

П.2 ст.362 НК РФ

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода. (В редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ)

Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента: (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 214-ФЗ)

1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет; (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 214-ФЗ; в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ)

(Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 214-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ)

(Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 214-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ)

2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет; (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 214-ФЗ)

3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет; (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 214-ФЗ)

3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет. (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 214-ФЗ)

При этом исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 214-ФЗ)

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей настоящей главы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 214-ФЗ; в редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 327-ФЗ)

Сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде. (Абзац введен — Федеральный закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ, положения абзаца применяются до 1 января 2019 года)

В случае, если при применении налогового вычета, предусмотренного настоящим пунктом, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, принимает отрицательное значение, сумма налога принимается равной нулю. (Абзац введен — Федеральный закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ, положения абзаца применяются до 1 января 2019 года)

Сведения из реестра представляются в налоговые органы ежегодно до 15 февраля в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (Абзац введен — Федеральный закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ, положения абзаца применяются до 1 января 2019 года)

(Пункт в редакции Федерального закона от 20.10.2005 № 131-ФЗ)

Комментарий к ст. 363 НК РФ

Федеральный закон от 20 октября 2005 г. N 131-ФЗ внес в главу 28 Налогового кодекса РФ такое понятие, как авансовые платежи. При этом при установлении транспортного налога субъекты РФ для отдельных категорий налогоплательщиков могут предусмотреть право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи. Ранее напрямую возможность установления субъектами РФ авансовых платежей по транспортному налогу Налогового кодекса РФ предусмотрена не была, однако такие платежи вводились — соответствующие разъяснения о правомерности этого были даны в письме МНС России от 6 ноября 2002 г. N НА-6-21/1704. В нем указывалось, что главой 28 Налогового кодекса РФ в части порядка уплаты транспортного налога определено только место его уплаты, а остальные элементы порядка уплаты транспортного налога должны быть определены законами субъектов РФ (в частности — возможно было предусмотреть уплату авансовых (авансового) платежей в течение налогового периода с окончательным перерасчетом налога по окончании налогового периода).

В связи с внесенными изменениями Минфин России в своем письме от 13 февраля 2006 г. N 03-06-04-02/02 разъяснил: начиная с 2006 года при пропуске установленных статьей 363 Налогового кодекса РФ сроков уплаты авансовых платежей за каждый день просрочки подлежат уплате пени. До внесения в Налоговый кодекс РФ поправок, устанавливающих отчетные периоды по транспортному налогу и уплату авансовых платежей (то есть до 1 января 2006 года), правовых оснований начислять и взыскивать с налогоплательщиков пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу не было.

Изменениями предусмотрено, что налогоплательщики-организации должны представлять в налоговые органы налоговую декларацию (по итогам налогового периода, до 1 февраля следующего года), а также налоговый расчет по авансовым платежам (по итогам отчетного периода, не позднее последнего числа следующего месяца) (ст. 363.1 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, следует обратить внимание еще на одно изменение, внесенное в данную статью с 1 января 2006 года. Так Федеральным законом от 18 июня 2005 г

N 62-ФЗ уточнен срок направления налогового уведомления физическому лицу — плательщику транспортного налога. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. При этом снято имевшееся ранее ограничение по сроку вручения налогового уведомления (налоговые органы должны были вручить налогоплательщику налоговое уведомление до 1 июня года налогового периода), следовательно, налоговые органы будут направлять уведомления исходя из тех сроков, которые установлены для уплаты транспортного налога в субъекте РФ.

Форма налогового уведомления утверждена Приказом ФНС России от 31 октября 2005 г. N САЭ-3-21/551@ «Об утверждении форм налоговых уведомлений».

Другой комментарий к Ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации

Согласно пункту 4 статьи 57 НК если расчет базы налога производится инспекцией, то обязанность по уплате этого налога возникает не ранее даты получения соответствующего уведомления.

Налоговый орган может направить налогоплательщику уведомления об уплате транспортного налога только за три налоговых периода, предшествующих календарному году их направления.

При этом физические лица обязаны уплатить налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления уведомлений.

Приказом ФНС России от 31.10.2005 N САЭ-3-21/551@ утверждена форма налогового уведомления.