Статья 37. порядок ведения коллективных переговоров

Виды толкований

Мы считаем своим долгом предупредить наших читателей, что подавляющее большинство комментариев к ТК РФ, имеющихся в свободном Интернет-доступе, не может служить безусловным основанием для их использования в конкретном трудовом правоотношении.

Дело в том, что комментировать и толковать ТК РФ вправе абсолютно все. Однако руководством к действию могут служить только толкования, данные на официальном уровне.

Инкорпорирование существующих толкований — это технически сложная задача, поэтому на настоящий момент не существует единого сборника нормативных и казуальных толкований к ТК. Имеющиеся на настоящий момент толкования статей ТК разрознены и содержатся во множестве бюллетеней и ведомостей, относящихся к практике Верховного и Конституционного судов РФ.

Дифференциация толкований находится в прямой зависимости от их правовых последствий.

Так, толкования и комментарии различных министерств и ведомств относительно статей ТК РФ не порождают правовых последствий, поскольку не являются обязательными к применению.

В то же время официальные толкования, данные компетентным органом и опубликованные в специальном акте, приравниваются по юридической силе к самому нормативному акту и, как следствие, становятся обязательными к применению. По сути, подобные толкования — это данная государством директива, объясняющая, как именно следует применять ту или иную норму права.

В свою очередь, компетентные официальные толкования и комментарии подразделяются на два вида: нормативные и казуальные.

Нормативное толкование — это эквивалент закона, которое обязывает любые органы, применяющие право, действовать определенным образом при обращении к той или иной статье ТК РФ в случае, если сама статья содержит в себе нарушения логики или дает возможность двоякого понимания.

Как правило, нормативные толкования дает орган, разработавший и утвердивший закон. В условиях Российской Федерации этими органами являются:

  • Государственная Дума РФ;
  • Президент РФ;
  • законодательные органы на региональном уровне;
  • Конституционный Суд РФ относительно положений Конституции;
  • Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего арбитражного суда РФ. Толкования нормативных актов в свете их применения в судебной практике оформляются в виде Постановлений Пленума ВС и ВАС РФ. В первую очередь эти постановления обязательны для судебных органов.

К казуальному толкованию можно отнести то или иное решение судебного органа, дающее толкование нормы права по конкретному правоотношению. Обязательность исполнения казуального толкования применительна только к этому конкретному правоотношению.

Подвидом казуального толкования является административное толкование. К примеру, административное толкование статьям ТК РФ дает Минтруд РФ, а статьям НК РФ — ФНС РФ. Сфера распространения этих толкований — это подведомственные органы. Например, для суда толкования, данные Минтрудом РФ, обязательными не будут.

Что касается различных толкований ТК, даваемых общественными организациями, Интернет-сайтами или практическими работниками, то все они будут неофициальными и носящими исключительно рекомендационный или научный характер.

По источнику происхождения неофициальные толкования и комментарии можно, в свою очередь, дифференцировать по признаку их компетентности или некомпетентности.

Рекомендуем осторожно относиться к толкованиям из некомпетентных источников. Их почти всегда можно отличить от компетентных источников по отсутствию юридической терминологии

Другой комментарий к статье 43 ТК РФ

§ 1. В ст. 43 внесены редакционные и некоторые существенные изменения.

Часть 3 этой статьи редакционно уточнена. Дополнительно в ней указано на индивидуального предпринимателя, у которого также в соответствии со ст. 40 могут заключаться коллективные договоры.

Реорганизация организации в форме преобразования влияет на действие коллективного договора иначе, нежели слияние, присоединение, разделение, выделение или смена формы собственности организации. И это теперь отражено в ст. 43 ТК.

§ 2. Статья 43 ТК определяет:

срок действия коллективного договора и позволяет продлевать его на определенный срок;

сферу действия коллективного договора;

судьбу коллективного договора в различных ситуациях.

§ 3. Что касается срока, на который заключается коллективный договор, то он, как и прежде, не превышает трех лет, но может быть продлен сторонами на новый срок, который также не превышает трех лет.

§ 4. Дата вступления коллективного договора в силу определяется днем его подписания или указывается в тексте договора.

§ 5. В связи с тем что в организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации заключается единый коллективный договор, а при его заключении участвуют представители всех работников, действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения.

§ 6. В случае изменения наименования организации, ее реорганизации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации коллективный договор сохраняет свое действие.

При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.

Реорганизация или смена формы собственности организации могут привести к заключению нового коллективного договора или продлению действия прежнего на срок до трех лет по предложению любой стороны.

При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

§ 7. Кодекс не отвечает на вопрос о судьбе коллективного договора при смене собственника.

В случае если организация, являющаяся частной собственностью, переходит к другому собственнику (например, по договору купли-продажи), то, представляется, в этих случаях судьба коллективного договора должна быть аналогична судьбе коллективного договора в случае изменения формы собственности организации.

Видимо, также по аналогии надо решать вопрос о действии коллективного договора, заключенного с индивидуальным предпринимателем, если прежний предприниматель передал (продал) свое дело другому предпринимателю или индивидуальный предприниматель стал юридическим лицом.

Другой комментарий к статье 54 Трудового Кодекса РФ

В комментируемой статье перечислены виды правонарушений в сфере социального партнерства, круг субъектов, которыми они могут быть совершены, и меры их юридической ответственности, установленные федеральным законом.

В числе правонарушений данная статья указывает:

а) уклонение работодателя или его представителя от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения (ст. 5.28 КоАП);

б) неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора (ст. 5.30 КоАП);

в) непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП).

Согласно ч. 1 комментируемой статьи за нарушения, указанные в подп. «а» и «б» настоящего комментария, ответственность несут представители сторон, т.е. и работников, и работодателей.

В настоящее время указанная юридическая ответственность законодательно определена лишь в отношении одной стороны — работодателя. Она предусмотрена в гл. 5 КоАП «Административные правонарушения, посягающие на права граждан». Привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрено в ст. 5.27 КоАП. Оно влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Согласно ст. 5.28 КоАП уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб. Ответственность для представителей работников законодательством об административных правонарушениях не предусмотрена.

За нарушение, указанное в ч. 2 комментируемой статьи, — виновное непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, — ответственность несет работодатель или лицо, его представляющее, в форме предупреждения или административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб. (ст. 5.29 КоАП).

Возможно также применение международно-правовых форм воздействия на работодателя в связи с нарушением им положений Конвенции МОТ N 98 о праве на организацию и ведение коллективных переговоров (1949 г.), Рекомендации МОТ N 91 о коллективных договорах (1951 г.) и Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (1998 г.) <1>.

———————————
<1> РГ. 1998. 16 дек.

Теория

Сущность заемного труда полностью соответствует его названию. То есть заемный труд — это временное заимствование работников у их официального работодателя для осуществления тех или иных действий в интересах заемщика рабочей силы. При этом позаимствованные работники будут осуществлять работы не только в интересах заемщика, но и под его контролем и на его территории.

Таким образом, субъектный состав трудового правоотношения расширяется, включая в себя:

  • работника;
  • работодателя, принимающего на себя договорную роль посредника;
  • заемщика (заказчика), нуждающегося во временной рабочей силе.

В конечном итоге складывается ситуация, при которой работник работает в интересах заемщика, не будучи связанным с ними договорными отношениями, в то время как между его работодателем и заемщиком заключается договор. То есть в данном случае мы имеем классические варианты аутстаффинга и аутсорсинга, то есть использование работников, находящихся вне штата конкретного предпринимателя.

Различия между аутстаффингом и аутсорсингом будут проявляться не в самом факте заемного труда, а в его конечном результате. Для аутсорсинга характерно целевое использование труда с четко поставленной целью, которую работник, работающий на аутсорсинговой основе, должен достичь в установленное время.

Аутстаффинг подразумевает работу без конкретно поставленной цели, но на четко обговоренное между официальным работодателем и заемщиком время.

Комментарий к Ст. 43 Трудового кодекса РФ

1. Общие правила действия коллективного договора определяются Рекомендацией N 91 МОТ «О коллективных договорах» (принята в г. Женеве 29 июня 1951 г.), в соответствии с которой: 1) всякий коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен (работодатели и трудящиеся, связанные коллективным договором, не должны включать в трудовые договоры условия, противоречащие положениям коллективного договора); 2) положения трудовых договоров, противоречащие коллективному договору, должны считаться недействительными и автоматически заменяться соответствующими положениями коллективного договора; 3) положения трудовых договоров, наиболее благоприятные для трудящихся по сравнению с положениями коллективного договора, не должны считаться противоречащими коллективному договору.

2. Срок действия коллективного договора определяется сторонами, но не может превышать трех лет. По общему правилу коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами, но может вступать в силу и со дня, установленного в самом коллективном договоре. По истечении срока, на который заключен коллективный договор, его действие прекращается.

Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет. Такое продление действия коллективного договора осуществляется по соглашению сторон, для чего сторонам необходимо провести коллективные переговоры. Количество продлений действия коллективного договора ТК РФ не установлено.

3. Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении, — на всех работников, занятых в соответствующем подразделении.

4. Обязательства по коллективному договору возникают непосредственно у работодателя, и факт расторжения трудового договора с руководителем организации, подписавшим коллективный договор, не влияет на действие последнего. Коллективный договор сохраняет свое действие также в случаях изменения типа государственного или муниципального учреждения, изменения наименования организации, ее реорганизации в форме преобразования.

5. По-иному решается вопрос о действии коллективного договора при реорганизации в иных формах и смене формы собственности организации. В этих случаях коллективный договор продолжает действовать лишь на протяжении ограниченного времени, по истечении которого он прекращается досрочно.

При осуществлении реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

В случае смены формы собственности организации действие коллективного договора ограничено трехмесячным сроком со дня перехода прав собственности. Момент перехода права собственности определяется моментом его государственной регистрации (ст. 223 ГК РФ).

6. При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон вправе инициировать процедуру проведения коллективных переговоров о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего. Но продление действия прежнего коллективного договора при осуществлении реорганизации в формах слияния и присоединения представляется бесперспективным, поскольку в этих случаях неизбежно происходит расширение сферы действия коллективного договора, его распространение на работников, ранее охваченных иным коллективным договором либо находившихся вне коллективно-договорного регулирования. При осуществлении реорганизации в указанных формах целесообразно вести речь о заключении нового коллективного договора.

7. Если организация ликвидируется, то коллективный договор действует в течение всего срока проведения ликвидации. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 63 ГК РФ). Очередность удовлетворения претензий работников определяется гражданским законодательством. В соответствии со ст. 64 ГК РФ претензии работников по оплате труда и выплате выходных пособий удовлетворяются во вторую очередь, их претензии по осуществлению иных выплат (дополнительных компенсаций, социальных выплат) — в четвертую.

Комментарий к статье 54 ТК РФ

В комментируемой статье перечислены виды правонарушений в сфере социального партнерства, круг субъектов, которыми они могут быть совершены, и меры их юридической ответственности, установленные федеральным законом.

В числе правонарушений данная статья указывает:

а) уклонение работодателя или его представителя от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения (ст. 5.28 КоАП);

б) неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора (ст. 5.30 КоАП);

в) непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП).

Согласно ч. 1 комментируемой статьи за нарушения, указанные в подп. «а» и «б» настоящего комментария, ответственность несут представители сторон, т.е. и работников, и работодателей.

В настоящее время указанная юридическая ответственность законодательно определена лишь в отношении одной стороны — работодателя. Она предусмотрена в гл. 5 КоАП «Административные правонарушения, посягающие на права граждан». Привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрено в ст. 5.27 КоАП. Оно влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Согласно ст. 5.28 КоАП уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб. Ответственность для представителей работников законодательством об административных правонарушениях не предусмотрена.

За нарушение, указанное в ч. 2 комментируемой статьи, — виновное непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, — ответственность несет работодатель или лицо, его представляющее, в форме предупреждения или административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб. (ст. 5.29 КоАП).

Возможно также применение международно-правовых форм воздействия на работодателя в связи с нарушением им положений Конвенции МОТ N 98 о праве на организацию и ведение коллективных переговоров (1949 г.), Рекомендации МОТ N 91 о коллективных договорах (1951 г.) и Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (1998 г.) <1>.

———————————
<1> РГ. 1998. 16 дек.

Статья 68 ТК РФ

Трудовой кодекс четко регулирует положения приема на работу новых сотрудников, порядок прямо отражен в статье 68, поэтому ею кадровая служба должна руководствоваться в первую очередь. Норма не двусмысленна и трактуется однозначно, но при появлении сомнений стоит ознакомиться с принятыми комментариями. Основные положения ст. 68 ТК РФ:

  • Оформление на работу персонала происходит благодаря составленному приказу, на основании уже подписанного трудового соглашения. Содержание распоряжения не должно ему противоречить, а напротив отражать основные условия.
  • С документом знакомят гражданина под подпись, сделать это необходимо в течение 3-х дней с момента принятия. По требованию работнику может быть выдана копия приказа, но такое действие не является обязанностью, кадровикам достаточно лицо с ним ознакомить.
  • Перед подписанием контракта работодатель знакомит будущего сотрудника с должностной инструкцией, внутренним распорядком, другими правилами, которые будут непосредственно влиять на его трудовую деятельность.

Оформление на работу граждан

Трудоустройство полностью регулируется положениями действующего законодательства. Оно определяет порядок и сроки приема, составления распоряжений. Соблюдение его необходимо для оптимизации документооборота и защиты прав работников. Прием на работу на любом предприятии, независимо от формы деятельности, осуществляется по следующему алгоритму:

  • Получение пакета документов от сотрудника, предусмотренных для поступления на должность.
  • Составление приказа, где указывается полные ФИО гражданина, должность, которую он будет занимать, другие важные сведения.
  • Ознакомление с ним и другими нормативными актами будущего сотрудника.
  • Заключение трудового договора или соглашения, если предполагается испытательный срок.
  • Оформление личного дела по карточке унифицированной формы.
  • Запись в трудовую книжку, принятие самого документа на хранение.

Прием на работу по статье ТК РФ подразумевает оформление приказа строго установленной формы №Т-1, которая была установлена Постановлением Госкомстата РФ № 26 от 6 апреля 2001 года. Именно он является основанием для зачисления гражданина в штат.

Условия при приеме на работу

Устройство на работу граждан осуществляется на основании заявления, где указывается конкретная должность, на которую претендует соискатель. Если замещение вакантного места производится по результатам конкурса, то к нему прикладывается соответствующее решение комиссии. На самом заявлении кадровая служба или руководитель организации ставит свою подпись и принятую резолюцию. Кроме подачи соблюдаются также следующие условия:

  • Если работа временная, то в договоре должна быть указана причина и срок окончания его действия. Без такого пункта соглашение считается бессрочным.
  • При приеме гражданина по совместительству, это должно прямо отражаться в трудовой книжке, при этом допускается труд не более чем на 1/2 штатной единицы в таком случае.
  • Трудовой договор оформляется в письменном виде в течение трех дней после выхода гражданина на работу.

Особые нюансы должна соблюсти кадровая служба при приеме пенсионеров и несовершеннолетних граждан. Если работа подразумевает сложность или ограничение по возрасту, это должен обязательно уточняться еще на стадии собеседования. Затребовать компания вправе только тот список документов, который определен ТК РФ (паспорт, СНИЛС, диплом или аттестат о среднем образовании, медосмотр), но в некоторых случаях потребуется дополнительные сведения о присвоении квалификации, без них прием на должность невозможен по объективным причинам.

Другой комментарий к статье 54 ТК РФ

Комментируемая статья предусматривает общие условия ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения и предоставления информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения.

Части 1 и 2 комментируемой статьи являются основанием для привлечения к ответственности за:
— уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения;
— неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора, соглашения;
— непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения.

В случае совершения вышеназванных деяний представители сторон подвергаются штрафу. Данная норма является бланкетной и отсылает нас к положениям КоАП РФ. Так, согласно ст.ст.5.28 и 5.29 КоАП РФ уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей. Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Другой комментарий к ст. 54 ТК РФ

1. Трудовой кодекс установил принцип равной юридической ответственности представителей всех сторон социального партнерства, виновных в нарушении законодательства о социальном партнерстве, а не только лиц, представляющих работодателя. Лица, представляющие в рассматриваемых отношениях как работников, так и работодателей, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

О дисциплинарной ответственности см. гл. 30 ТК и комментарий к ней.

Нормы, включенные в настоящую главу, конкретизируются в КоАП РФ. Однако в отличие от комментируемой статьи КоАП предусматривает возможность привлечения к административной ответственности лишь работодателя или лица, представляющего работодателя; представители работников, уклоняющиеся от участия в переговорах, не могут привлекаться к административной ответственности. Это противоречит основным положениям ТК.

Дела о соответствующих правонарушениях рассматривают федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда (ст. 23.12 КоАП).

2. Ответственность за уклонение от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения предусматривается ст. 5.28 КоАП. Данная статья расширяет состав соответствующего правонарушения, предусматривая также ответственность за нарушение установленного законом срока проведения переговоров и необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки. Административная ответственность за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (отказ от подписания согласованного проекта коллективного договора, соглашения) предусмотрена ст. 5.30 КоАП.

3. Ответственность за непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров, а также для последующего осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, установлена ст. 5.29 КоАП.

Статья 50 ТК РФ. Регистрация коллективного договора, соглашения

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения — соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.
Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.
При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Второй комментарий к Статье 43 Трудового кодекса

1. В ст. 43 внесены редакционные и некоторые существенные изменения.

Часть 3 этой статьи редакционно уточнена. Дополнительно в ней указано на индивидуального предпринимателя, у которого также в соответствии со ст. 40 могут заключаться коллективные договоры.

Реорганизация организации в форме преобразования влияет на действие коллективного договора иначе, нежели слияние, присоединение, разделение, выделение или смена формы собственности организации. И это теперь отражено в ст. 43 ТК РФ.

2. Статья 43 ТК РФ определяет:

срок действия коллективного договора и позволяет продлевать его на определенный срок;

сферу действия коллективного договора;

судьбу коллективного договора в различных ситуациях.

3. Что касается срока, на который заключается коллективный договор, то он, как и прежде, не превышает трех лет, но может быть продлен сторонами на новый срок, который также не превышает трех лет.

4. Дата вступления коллективного договора в силу определяется днем его подписания или указывается в тексте договора.

5. В связи с тем что в организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации заключается единый коллективный договор, а при его заключении участвуют представители всех работников, действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения.

6. В случае изменения наименования организации, ее реорганизации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации коллективный договор сохраняет свое действие.

При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.

Реорганизация или смена формы собственности организации могут привести к заключению нового коллективного договора или продлению действия прежнего на срок до трех лет по предложению любой стороны.

При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

7. Кодекс не отвечает на вопрос о судьбе коллективного договора при смене собственника.

В случае если организация, являющаяся частной собственностью, переходит к другому собственнику (например, по договору купли-продажи), то, представляется, в этих случаях судьба коллективного договора должна быть аналогична судьбе коллективного договора в случае изменения формы собственности организации.

Видимо, также по аналогии надо решать вопрос о действии коллективного договора, заключенного с индивидуальным предпринимателем, если прежний предприниматель передал (продал) свое дело другому предпринимателю или индивидуальный предприниматель стал юридическим лицом.

Глава 53.1 ТК РФ

Как мы уже говорили выше, заемный труд в РФ запрещен в случае, если он не разрешен. То есть стороны трудовых правоотношений могут вступать в правоотношения, связанные с заемным трудом, если это разрешено ТК РФ и иными нормативными актами.

Таким образом, при формальном запрете заемного труда в ст. 56.1 ТК РФ у заинтересованных лиц есть возможность обратиться к главе 53.1 ТК РФ, регламентирующей особенности трудовых правоотношений, возникающих в связи с передачей работодателем своих работников по соответствующему договору к другим субъектам предпринимательской деятельности или физическим лицам.

Статья 341.1 главы 53.1 ТК РФ является отсылочной к Закону РФ «О занятости населения». В силу положений указанного закона правом работать на условиях фактического аутстаффинга обладают:

  • частные агентства занятости, обладающие соответствующей аккредитацией на деятельность, связанную с передачей персонала на временную работу;
  • иные юридические лица (в том числе и иностранные) в случае, если они направляют своих работников либо к аффилированному лицу, либо к стороне акционерного соглашения.