Оглавление
Обязанность по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей
Несмотря на то, что защита интересов детей в случаях смерти родителей или иной ситуации потери их опеки — обязанность государства, граждане и организации (образовательные, лечебные и пр.) не должны отказываться от предоставления им помощи в такой ситуации. П. 1 ст. 122 СК РФ установлено, что любой гражданин или организация должны информировать попечительные органы об обнаружении малыша, оставшегося без родительской опеки.
Кто должен сообщать информацию в органы опеки
Организация или гражданин, нашедшие несовершеннолетнего, обязаны информировать о произошедшем событии ОВД или по месту обнаружения малыша в течение 2-х суток.
Дети, оказавшиеся без попечения родных, помещаются в различные учреждения, органы и организации:
- ОВД;
- медицинские учреждения;
- воспитательные и образовательные организации;
- органы и учреждения социальной защиты и др.
О произведении регистрации найденного несовершеннолетнего они обязаны заявлять в срок до 7 суток со дня обнаружения малыша.
Порядок выявления и учета
Порядок выявления и учета детей, оставшихся в России без попечения родителей, регламентирован законодательством. Статьей 122 СК РФ закреплена обязанность информирования государственный орган о ставшем известным случае.
С целью определения обстоятельств, доказывающих отсутствие у несовершеннолетнего гражданина родительской опеки, попечительский орган в течение 3-х дней должен осуществить обследование, включающее:
- проверку истинности поступивших сведений;
- рассмотрение условий его проживания;
- нахождение родственников, способных к обеспечению временного ухода за ним.
Основания и порядок проведения обследования, а также форма акта, составляемого по его результатам, установлены в Приказе Минобрнауки РФ № 334. При отсутствии у найденного малыша родственников, он сразу определяется в воспитательное учреждение, предусматривающее соответствующие формы содержания и воспитания несовершеннолетних граждан.
Учет детей ведется исполнительными органами власти. Для его осуществления предусмотрены специальные информационные базы местного, регионального и федерального уровня, в которые включаются данные о детях до нахождения им новых семей.
Ответственность за неисполнение обязанностей
В определенных российским законодательством случаях предусмотрена ответственность за несообщение информации об обнаружении несовершеннолетнего, утратившего родительскую опеку, и иные нарушения в этой сфере:
- дисциплинарная;
- административная;
- уголовная.
Статьей 125 УК РФ установлена ответственность лица за оставление без помощи человека, который находится в опасности и лишен возможности самосохранения в связи со своим малолетством, если оно:
- было обязано позаботиться о гражданине и имело на это возможность;
- само поставило его в опасное положение.
В случае небрежного или недобросовестного отношения к работе служащий может быть наказан за халатность, т.е. если он не осуществляет или осуществляет ненадлежащим образом свои должностные функции (ст. 293 УК РФ). Обвинить его можно только, если в результате бездействия наступили вредные последствия.
Если должностные лица неправильно осуществляют выявление и учет детей, нарушают сроки сообщения о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, руководство юридического лица, в котором пребывают такие малыши может быть привлечено к ответственности по ст. 5.36 КоАП РФ.
Комментарий к статье 123 СК РФ:
Следующим этапом за установлением факта утраты ребенком родительского попечения является его устройство — процесс весьма сложный.
В Кодексе установлен приоритет семейного воспитания детей. Право ребенка жить и воспитываться в семье является одним из важнейших прав каждого ребенка, получившим свое закрепление в ст. 54 СК (см. комментарий к ней). Обычно речь идет о проживании и воспитании ребенка в семье своих родителей.
В отношении детей, оставшихся по каким-либо причинам без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе органами опеки и попечительства форм воспитания таких детей преимущество отдается семейным формам воспитания: передача на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью. Существуют и другие формы такого воспитания, установленные законами субъектов Российской Федерации.
Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети помещаются в соответствующие учреждения (в зависимости от возраста и состояния здоровья) на полное государственное обеспечение: в детские дома всех типов, дома детства, дома ребенка, реабилитационные центры и другие аналогичные учреждения. Администрация этих учреждений осуществляет права и обязанности опекуна (попечителя) в отношении помещенных в них детей без специального назначения. При этом форму такого устройства следует рассматривать как временную меру, не исключающую необходимости поиска ребенку приемной семьи.
Избрание формы устройства ребенка определяется исходя из интересов ребенка с учетом конкретных обстоятельств утраты родительского попечения и с обязательным соблюдением требований, установленных законом для каждой формы устройства ребенка в семью.
Субъекты Российской Федерации своими законами могут определять и другие (кроме форм, установленных в СК) формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с соблюдением основополагающих принципов семейного законодательства, касающихся приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей. Во многих регионах РФ ведется активный поиск таких форм: это — мини-детские дома, детские деревни SOS и др.
Органы опеки и попечительства сами могут временно осуществлять функции опекунов или попечителей, если не удалось в срок, установленный законом, подобрать ребенку семью или поместить его в соответствующее учреждение.
Другой комментарий к Ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации
1. Под интересами детей имеются в виду не сиюминутные капризы и не любые желания ребенка. Под интересами детей следует понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития. При этом интересы ребенка нельзя понимать только в узком материальном смысле — как обеспечение определенного уровня жизни, или как просто не приносящую вреда психологическую атмосферу. Ребенок должен ощущать родительскую любовь и заботу, между ними должно быть взаимопонимание. Все вышеперечисленное итак является основным предметом заботы хороших родителей, но поскольку далеко не все родители в должной мере выполняют свои функции, закон еще раз констатирует, что же должно быть приоритетным в их жизни. Это нужно для того, чтобы при разрешении спорных и сложных ситуаций, в том числе и в судебном порядке, можно было апеллировать к данной норме и обеспечивать приоритет интересов ребенка законным образом. В тех же случаях, когда нарушение прав и интересов ребенка очевидно, родители несут ответственность в виде: лишения родительских прав (ст. 69 СК РФ); ограничения родительских прав (ст. 73 СК РФ); привлечения к административной или уголовной ответственности по установленным КоАП РФ и УК РФ основаниям (например, ст. 5.35 КоАП РФ — неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних; ст. 6.10 КоАП РФ — вовлечение родителями несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ; ст. 151 УК РФ — вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, систематическое употребление спиртных напитков, бродяжничество или попрошайничество; ст. 156 УК РФ — неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним).
При осуществлении родительских прав родители не только не должны нарушать права и интересы ребенка, но и не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
2. Норма комментируемого пункта о том, что все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей, по сути, дублирует положения п. 1 ст. 61 СК РФ о равенстве прав и обязанностей родителей и ст. 57 СК РФ о праве ребенка выражать свое мнение
Законодатель, собирая воедино эти положения и еще раз их повторяя, тем самым фиксирует важность настоящих положений, их основополагающий характер
Родители (один из них) при наличии разногласий между ними (например, если один из родителей считает, что другой применяет недопустимые методы воспитания) вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.
3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает порядок определения места жительства ребенка при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке). Такой порядок устанавливается ими самостоятельно по обоюдному согласию. Однако при отсутствии согласия и невозможности самостоятельно договориться, спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
При этом суд должен учитывать:
- привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам и другим членам семьи;
- возраст ребенка;
- нравственные и иные личные качества родителей;
- отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком;
- возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя);
- другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей
Если вам нужна помощь Адвоката
Другой комментарий к Ст. 57 Семейного кодекса Российской Федерации
Согласно ст
12 Конвенции о правах ребенка, ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, должно быть обеспечено право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. Таким образом, комментируемая статья развивает положение ст
12 Конвенции о правах ребенка.
Право выражать свое мнение предоставлено ребенку, поскольку он, так же как и родители, имеет право принимать активное участие в решении вопросов, касающихся непосредственно его жизни и интересов. Ребенок правомочен довести до сведения родителей и других членов семьи свое мнение по любому вопросу, связанному с его интересами, в любой доступной для него форме. Семейный кодекс РФ в комментируемой статье не устанавливает, с какого именно возраста с мнением ребенка надлежит считаться, однако, как было сказано выше, в Конвенции о правах ребенка закреплено, что такое право предоставляется человеку, способному сформулировать свои собственные взгляды
Причем взглядам ребенка должно уделяться подобающее внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. Следовательно, ребенок вправе выражать свое мнение тогда, когда он достигает определенного уровня развития, позволяющего ему выразить собственную точку зрения на тот или иной вопрос, непосредственно касающийся его интересов (выбор образовательного учреждения, спортивной секции и т.п.)
Свое мнение с этого момента ребенок вправе выражать не только в кругу семьи, но он вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Например, ребенок вправе выражать свое мнение при рассмотрении в суде дела о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (см. комментарий к ст. 65 СК РФ).
В зависимости от возраста ребенка его мнению законом придается различное правовое значение. Согласно комментируемой статье, учет мнения ребенка, достигшего десяти лет, является обязательным
Принятие во внимание или отклонение мнения детей, не достигших десяти лет, является прерогативой родителей. Ребенок в этом возрасте еще не обладает достаточной зрелостью и способностью осознавать свои интересы, хотя бывает и способен сформулировать свое мнение, поэтому родители, а в установленных законом случаях — опекуны и должностные лица, не обязаны мотивировать свое несогласие с мнением ребенка
Вместе с тем это не означает, что если ребенок достиг десяти лет, с его мнением обязательно следует соглашаться, поскольку и в этом возрасте ребенок хотя и может формулировать свое мнение, но может и не сознавать своих интересов в должной степени. Например, ребенок вполне может просить позволить ему жить с родителем-алкоголиком, который не запрещает ему пить пиво. В этой связи учет мнения ребенка означает, что оно будет заслушано и, в случае если оно противоречит интересам ребенка, мотивированно отклонено.
Комментируемая статья содержит исчерпывающий перечень вопросов, по которым суд, органы опеки и попечительства могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего десятилетнего возраста, даже если это и не соответствует его интересам. К таким вопросам относятся следующие: а) об изменении имени и фамилии ребенка (ст. 59 СК РФ); б) о восстановлении отца или матери ребенка в родительских правах (ст. 72 СК РФ); в) об усыновлении ребенка (ст. 132 СК РФ); г) об изменении фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка (ст. 134 СК РФ); д) о записи усыновителей в качестве родителей (ст. 136 СК РФ); е) об изменении фамилии, имени и отчества ребенка при отмене усыновления (ст. 143 СК РФ); ж) о передаче ребенка на воспитание в приемную семью (ст. 154 СК РФ).
Следует иметь в виду и разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, который поясняет в п. 20, что если при разрешении спора, связанного с воспитанием ребенка, судом будет признано необходимым опросить ребенка в судебном заседании в целях выяснения его мнения по рассматриваемому вопросу, то следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятное воздействие на ребенка его присутствие в суде. Опрос ребенка производится судом с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц. При опросе ребенка суду необходимо выяснить, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении своего мнения, как он его обосновывает и тому подобные обстоятельства (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10).
Если вам нужна помощь Адвоката
Другой комментарий к Ст. 89 Семейного кодекса Российской Федерации
1. Семейное законодательство предусматривает обязанность супругов материально поддерживать друг друга в течение брака. При нормальных отношениях в семье никаких проблем с предоставлением друг другу средств у супругов не возникает. Нередко супруги добровольно оказывают друг другу помощь не только в случаях, когда один из них является нуждающимся и нетрудоспособным, но и при отсутствии этих обстоятельств.
Обычно супруги не заключают никаких специальных соглашений о предоставлении средств. Однако при возникновении такой необходимости супруги вправе заключить соглашение об уплате алиментов. Такое соглашение может быть включено в брачный договор или существовать в качестве самостоятельного алиментного соглашения. Значение этих соглашений определяется тем, что с их помощью можно предусмотреть право на алименты супруга, который не правомочен требовать алименты в судебном порядке. Алименты по соглашению могут выплачиваться трудоспособному супругу, например, в случае, когда он оставил работу или не завершил образование, для того чтобы целиком посвятить себя семье.
При уплате алиментов по соглашению между супругами необязательно и наличие нуждаемости в материальной помощи. Более высоким, чем при взыскании алиментов в судебном порядке, может быть и размер алиментов. В частности, в соглашении может быть оговорено право супруга на сохранение того уровня жизни, который он имел до развода.
Исходя из буквального толкования норм СК РФ, фактические супруги не имеют права на заключение алиментного соглашения, однако представляется, что если такое соглашение будет ими заключено, его следует признать действительным и применять к нему нормы семейного законодательства в порядке аналогии закона.
Если супруги не предоставляют друг другу помощь и между ними не заключено соглашение об уплате алиментов, при наличии предусмотренных законом оснований супруг вправе обратиться в суд с иском о взыскании алиментов. «Для взыскания алиментов в судебном порядке необходимо наличие следующих юридических фактов: супруги должны состоять в зарегистрированном браке; по общему правилу, супруг, требующий алименты, должен быть нетрудоспособным и нуждаться в материальной помощи; супруг, уплачивающий алименты, должен обладать необходимыми средствами для их предоставления» <1>.
———————————
<1> Симонян С.Л. Имущественные отношения между супругами. М.: Контур, 1998.
2. Наличие зарегистрированного брака — необходимое основание для взыскания алиментов. Фактические супруги независимо от продолжительности совместной жизни не имеют права требовать предоставления алиментов в судебном порядке. Супруги имеют право на получение содержания друг от друга, потому что брак влечет возникновение между ними личных отношений, нередко делающих их более близкими друг другу людьми, чем кровные родственники. Эта семейная близость и является моральным и юридическим основанием их права на алименты.
Именно в силу личного характера связи между супругами их право на получение содержания должно быть поставлено в более тесную зависимость от их поведения в отношении друг друга. Так, недостойное поведение супруга, требующего алименты, служит основанием для отказа от их взыскания или ограничения обязанности по предоставлению содержания определенным сроком. Под недостойным поведением следует понимать любые действия, не соответствующие общепризнанным моральным нормам. Не имеет значения, противоправны они или нет. Примерами недостойного поведения является злоупотребление спиртными напитками или наркотическими веществами, оскорбление другого супруга, хулиганские действия.
Нуждаемость и нетрудоспособность супруга, требующего алименты, определяется так же, как и во всех иных алиментных обязательствах. Не имеет значения, стал супруг нуждающимся и нетрудоспособным в период брака или до его заключения. Однако, в соответствии со ст. 92 СК РФ, если нетрудоспособность возникла в результате злоупотребления супругом, претендующим на алименты, спиртными напитками, наркотическими веществами или в результате совершения им умышленного преступления, это может послужить основанием для освобождения другого супруга от обязанности по содержанию такого лица. Суд вправе также ограничить в данном случае выплату алиментов определенным сроком.
Необходимость наличия достаточных средств у супруга-плательщика указывает на то, что супруги, в отличие от родителей и детей, обязаны содержать друг друга, если они в состоянии это делать. Супруги не связаны между собой узами родства, их близость, как уже отмечалось, определяется только личными отношениями между ними.
Если вам нужна помощь Адвоката
Комментарий к статье.
1. В п. 1 комментируемой статьи установлен перечень форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. На федеральном уровне этот перечень носит исчерпывающий характер, однако на уровне субъектов Федерации может быть использована такая форма, как патронатная семья.
Патронатное воспитание является новой, современной формой семейного устройства детей. При такой форме законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства. Это является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостерные семьи, благодаря которой во всем мире дети получили возможность воспитываться в семье, а не в детском доме. Фостерная семья — альтернативная форма устройства, применяемая в случаях, когда ввиду объективных причин невозможно применение таких приоритетных форм устройства детей, как усыновление или опека. В фостерную семью ребенок передается на основании гражданско-правового договора, в некоторых странах дополнительно заключается и трудовой договор между фостерным воспитателем и службой по устройству детей. Патронатное воспитание пока что не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов.
При выборе формы для защиты интересов конкретного ребенка необходимо учитывать ряд обстоятельств, таких как причина утраты родительского попечения, состояние физического и духовного развития ребенка, наличие лица, желающего взять ребенка в семью на воспитание.
До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Согласно ст. 4 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Так, Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 172 утверждена федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 — 2010 годы.
Кроме того, абзац 4 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (см. комментарий к п. 1 ст. 54 СК РФ), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет.
2. Пока не избрана форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности опекуна (попечителя) возложены на эти органы. При этом они вправе поместить ребенка (временно) в социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, другие специализированные учреждения для детей, нуждающихся в социальной реабилитации.
В тех случаях, когда не соблюдается установленный порядок возникает ответственность. В частности, ответственность в виде административного штрафа, накладываемого на граждан, установлена ст. 5.37 КоАП РФ за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью. Согласно указанной статье незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью —
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Поделиться с друзьями
Ссылки по теме: