Статья 77. отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

Оглавление

Как происходит отобрание ребенка у родителей

Процедура изъятия ребенка из семьи состоит из нескольких этапов:

ООиП становится известно, что несовершеннолетнему угрожает опасность. Информация может поступить из прокуратуры, полиции, образовательного учреждения, от третьих лиц.
Создается специальная комиссия, которая будет проводить проверку. В ее состав входят сотрудники ООиП и инспектор по делам несовершеннолетних (далее – ИПДН).
Комиссия направляется по адресу проживания несовершеннолетнего.
Проверяются условия проживания ребенка

Сотрудники проводят беседу с ним и его родителями, обращают внимание на состояние жилья, одежды несовершеннолетнего, продукты питания. Если в доме, где живет ребенок, совершено преступление, в ходе проверки присутствуют сотрудники правоохранительных органов

Могут привлекаться медики или психологи, если детям нужна медицинская помощь.
По результатам проверки составляется акт, отражающий реальную обстановку.
Если присутствует угроза жизни несовершеннолетнего и ее нельзя устранить, ООиП просят родителей составить письменное заявление о помещении ребенка в учреждение временного содержания. Чаще всего такое заявление отказываются оформлять, и комиссии приходится подавать в муниципалитет ходатайство об изъятии. Это делается в течение суток после оформления проверочного акта.
Уполномоченным сотрудником администрации составляется акт об отобрании в течение суток с момента получения ходатайства.
ООиП составляет и подает ходатайство о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания. Ребенок передается туда до разрешения всех вопросов с родителями.

Как составляется акт об отобрании

Акт составляется ООиП и направляется главе администрации и в прокуратуру. В нем указываются сведения о родителях и несовершеннолетнем, а также обстоятельства, на основании которых он был изъят из семьи.

Как составляется ходатайство о направлении ребенка в специализированное учреждение

Ходатайство подписывается руководителем ООиП. В нем указывается дата составления, сведения о ребенка и информация об обстоятельствах, при которых он был изъят из семьи.

Как составляется акт обследования жилищных условий

Акт проверки жилищных условий оформляется комиссией ООиП в момент изъятия несовершеннолетнего. В нем указывается адрес, по которому проводилась проверка, информация о семье и жилье, а также выявленные недостатки.

Комментарий к Статье 74 СК РФ

1. Настоящая статья определяет правовые последствия ограничения родительских прав как для родителей, так и для ребенка, в отношении которого родители ограничены в родительских правах. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает правовые последствия ограничения родительских прав в отношении родителей. Указанные последствия во многом схожи с правовыми последствиями лишения родительских прав (см. комментарий к ст. 71 СК РФ). Так, родители (или один из них) утрачивают право на личное воспитание ребенка (ст. 63 СК РФ), защиту прав и интересов ребенка (ст. 64 СК РФ), возможность быть законными представителями своих детей. Родители (один из них) также лишаются права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей, предусмотренные трудовым законодательством и законодательством о социальном обеспечении (см. комментарий к ст. 71 СК РФ). Однако следует иметь в виду, что правовые последствия ограничения родительских прав в отличие от лишения имеют и определенные особенности.

В отличие от последствий лишения родительских прав, при котором родительские права прекращаются на бессрочный период, главной особенностью правовых последствий ограничения родительских прав является то, что права и обязанности родителей не прекращаются, а лишь ограничиваются, как правило, на определенный срок. В этой связи за родителями, ограниченными в родительских правах, сохраняются некоторые имущественные права, основанные на факте родства с ребенком, например, право на получение алиментов от совершеннолетнего ребенка, право наследовать по закону после его смерти или право на пенсию по случаю потери кормильца.

Что касается личного общения родителей (одного из них), ограниченных в родительских правах, с ребенком, то оно допускается с согласия органа опеки и попечительства (либо опекуна, попечителя, приемных родителей, администрации учреждения, где находится ребенок) при условии, что это на ребенка не оказывает вредного влияния (см. комментарий к ст. 75 СК РФ).

    Лица, ограниченные судом в родительских правах, также не могут быть усыновителями (п. 1 ст. 127 СК РФ), опекунами или попечителями (п. 3 ст. 146 СК РФ), приемными родителями (п. 1 ст. 153 СК РФ).

2. Пункт 2 комментируемой статьи императивно устанавливает, что ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка. Согласно п. 1 ст. 80 СК РФ, родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Данную обязанность родители должны нести практически при любых жизненных обстоятельствах. Исключений из данного правила в отношении родителей, ограниченных в своих правах, не установлено ни настоящим пунктом комментируемой статьи, ни п. 5 ст. 73 СК РФ (см. комментарий к ст. 73 СК РФ). Поэтому суд одновременно с требованием об ограничении родительских прав также должен решить вопрос и о взыскании алиментов на ребенка с родителей, ограниченных в родительских правах.

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает правовые последствия для ребенка, родители которого ограничены в родительских правах. Так, как и в случае лишения родителей родительских прав, за ребенком сохраняется право на получение содержания от своих родителей, право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, право наследования, а также все иные имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками (см. комментарий к ст. 71 СК РФ).

4. Поскольку ограничение родительских прав направлено на отобрание ребенка у родителей (одного из них), п. 4 комментируемой статьи предусмотрено, что в случае, когда решение об ограничении родительских прав принято судом в отношении обоих родителей, ребенок должен быть передан на попечение органа опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства должен определить дальнейшее устройство ребенка в установленном законом порядке (см. комментарий к ст. 123 СК РФ). На этот же орган возлагается защита прав и интересов ребенка (см. комментарий к ст. 121 СК РФ).

Комментарий к Статье 75 СК РФ

Комментируемая статья определяет условия, при которых родители, ограниченные в своих правах, не утрачивают право на общение со своими детьми. Нормы данной статьи основаны на следующих положениях. Во-первых, ограниченные в правах родители утрачивают право на личное воспитание ребенка, однако право на общение с ним, если это не противоречит интересам ребенка, они не теряют (ст. 74 СК РФ). Во-вторых, исходя из смысла п. 2 ст. 73 СК РФ ограничение родительских прав является временной мерой, применяемой к родителям, которая может быть впоследствии отменена. Поэтому, охраняя права и интересы несовершеннолетнего, комментируемая статья допускает контакты ребенка с родителем, ограниченным в своих правах, с целью сохранения связи между ними. Если ребенка лишить возможности общения с родителем, то в случае дальнейшего совместного их проживания контакт между ними будет утерян, между ними может возникнуть психологический барьер. Данные обстоятельства могут негативно сказаться на осуществлении права ребенка знать своих родителей, жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (см. комментарий к ст. 54 СК РФ). В-третьих, основанием ограничения родительских прав не всегда является виновное поведение родителей, ограничение может быть связано с иными независящими от родителя обстоятельствами, поэтому общение ребенка с родителем может и не иметь вредного влияния на воспитание и развитие несовершеннолетнего.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что главным условием общения родителей, ограниченных в своих правах, со своим ребенком является то, что такого рода контакты могут осуществляться исключительно в интересах ребенка и «не могут рассматриваться в качестве права, подлежащего обязательной реализации» <1>. Поэтому, согласно комментируемой статье, возможность общения родителей (одного из них) и несовершеннолетнего законодателем допускается лишь в том случае, если: а) это не оказывает на ребенка вредного влияния, хотя самого понятия «вредное влияние» комментируемая статья не раскрывает; б) дано согласие органа опеки и попечительства либо того лица, у которого находится ребенок на воспитании: опекуна, попечителя, приемных родителей или администрации организации, в которой находится ребенок. Отметим, что настоящая статья не указывает в качестве лица, имеющего право дать согласие на контакт ребенка с ограниченным в правах родителем, другого родителя, с кем остается проживать ребенок. Считаем, что данное обстоятельство не следует рассматривать с позиции существующего противоречия в законе, поскольку, как показывает практика, другой родитель не всегда может объективно оценить, оказывает на ребенка контакт с ограниченным родителем вредное влияние или нет. Как правило, такая оценка является субъективной оценкой второго родителя, совместно проживающего с ребенком. Причем не в пользу родителя, ограниченного в родительских правах. Поэтому с целью ненарушения прав ребенка и родителя, ограниченного в родительских правах, именно орган опеки и попечительства наделен полномочием, объективно оценив ситуацию с позиции охраны прав несовершеннолетнего, дать согласие на контакт родителя, ограниченного в правах, с ребенком, проживающим отдельно с другим родителем, или отказать.

———————————

<1> Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 1999. С. 348.

Комментируемая статья прямо указывает, что общение ребенка и родителя, ограниченного в родительских правах, допускается в форме контакта, не раскрывая способов такого контакта <1>. Очевидно, такие контакты могут быть в виде свиданий, встреч, телефонных звонков, электронной переписки и т.п. Регулярность таких контактов должна быть определена в каждом случае самостоятельно, в зависимости от конкретной ситуации. Выбор способа и периодичность контакта ребенка и родителя, ограниченного в своих правах, допускаются только с согласия лиц, несущих ответственность за воспитание ребенка.

Другой комментарий к Ст. 78 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Как отметил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении N 10, к спорам, связанным с воспитанием детей, относятся: споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п.3 ст.65 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п.2 ст.66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п.3 ст.67 СК РФ); о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п.1 ст.68 СК РФ); о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (п.2 ст.150 СК РФ); о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п.3 ст.153 СК РФ); о лишении родительских прав (п.1 ст.70 СК РФ); о восстановлении в родительских правах (п.2 ст.72 СК РФ); об ограничении родительских прав (п.1 ст.73 СК РФ); об отмене ограничения родительских прав (ст.76 СК РФ) и др.

2

При подготовке дел данной категории к судебному разбирательству судья должен правильно определить обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора и подлежащие доказыванию сторонами, обратив особое внимание на те из них, которые характеризуют личные качества родителей либо иных лиц, воспитывающих ребенка, а также сложившиеся взаимоотношения этих лиц с ребенком. Такие дела назначаются к разбирательству в судебном заседании только после получения от органов опеки и попечительства составленных и утвержденных в установленном порядке актов обследования условий жизни лиц, претендующих на воспитание ребенка

3. В случае вынесения решения о расторжении брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд, исходя из п.2 ст.24 СК РФ, должен принимать меры к защите интересов несовершеннолетних детей независимо от того, возбужден ли спор о детях. В этих целях следует разъяснять сторонам, что отдельно проживающий родитель имеет право и обязан принимать участие в воспитании ребенка, а родитель, с которым проживает несовершеннолетний, не вправе препятствовать этому. В резолютивной части решения необходимо указать на право и обязанность родителя, проживающего отдельно от ребенка, участвовать в его воспитании и после расторжения брака.

4. В соответствии со ст.42 ГПК и ст.78 СК РФ к участию в деле независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Заключение органа опеки и попечительства, исходя из п.1 ст.34 ГК РФ и п.2 ст.121 СК РФ, должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей.

В соответствии со ст.41 ГПК, п.4 ст.73, п.2 ст.70, п.2 ст.72 СК РФ в рассмотрении дел об ограничении либо лишении родительских прав, а также о восстановлении в родительских правах участвует прокурор.

5. Суды не должны оставлять без внимания выявленные при рассмотрении дел данной категории факты несвоевременного принятия органами опеки и попечительства мер к защите прав и охраняемых законом интересов детей, неправильного отношения к несовершеннолетним со стороны работников детских воспитательных учреждений, школ и других учебных заведений, а также родителей; суды обязаны реагировать на эти нарушения путем вынесения частных определений в адрес соответствующих органов и организаций.

Если при рассмотрении дел данной категории в деяниях родителей, иных лиц, на воспитании которых находятся дети, будут установлены признаки преступления, посягающего на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность несовершеннолетних, либо действия по вовлечению несовершеннолетних в преступную деятельность, суд должен уведомить об этом прокурора (ч.З ст.225 ГПК). О правонарушениях и других антиобщественных поступках, допущенных несовершеннолетними, следует доводить до сведения комиссий по делам несовершеннолетних органов местного самоуправления.

Другой комментарий к Ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Под интересами детей имеются в виду не сиюминутные капризы и не любые желания ребенка. Под интересами детей следует понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития. При этом интересы ребенка нельзя понимать только в узком материальном смысле — как обеспечение определенного уровня жизни, или как просто не приносящую вреда психологическую атмосферу. Ребенок должен ощущать родительскую любовь и заботу, между ними должно быть взаимопонимание. Все вышеперечисленное итак является основным предметом заботы хороших родителей, но поскольку далеко не все родители в должной мере выполняют свои функции, закон еще раз констатирует, что же должно быть приоритетным в их жизни. Это нужно для того, чтобы при разрешении спорных и сложных ситуаций, в том числе и в судебном порядке, можно было апеллировать к данной норме и обеспечивать приоритет интересов ребенка законным образом. В тех же случаях, когда нарушение прав и интересов ребенка очевидно, родители несут ответственность в виде: лишения родительских прав (ст. 69 СК РФ); ограничения родительских прав (ст. 73 СК РФ); привлечения к административной или уголовной ответственности по установленным КоАП РФ и УК РФ основаниям (например, ст. 5.35 КоАП РФ — неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних; ст. 6.10 КоАП РФ — вовлечение родителями несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ; ст. 151 УК РФ — вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, систематическое употребление спиртных напитков, бродяжничество или попрошайничество; ст. 156 УК РФ — неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним).

При осуществлении родительских прав родители не только не должны нарушать права и интересы ребенка, но и не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

2. Норма комментируемого пункта о том, что все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей, по сути, дублирует положения п. 1 ст. 61 СК РФ о равенстве прав и обязанностей родителей и ст. 57 СК РФ о праве ребенка выражать свое мнение

Законодатель, собирая воедино эти положения и еще раз их повторяя, тем самым фиксирует важность настоящих положений, их основополагающий характер

Родители (один из них) при наличии разногласий между ними (например, если один из родителей считает, что другой применяет недопустимые методы воспитания) вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает порядок определения места жительства ребенка при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке). Такой порядок устанавливается ими самостоятельно по обоюдному согласию. Однако при отсутствии согласия и невозможности самостоятельно договориться, спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

При этом суд должен учитывать:

  • привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам и другим членам семьи;
  • возраст ребенка;
  • нравственные и иные личные качества родителей;
  • отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком;
  • возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя);
  • другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей

Если вам нужна помощь Адвоката

Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

2.

При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Скачать PDF

Печать страницы

Предлагаем ознакомиться со статьей 77 СК РФ Главы 12 «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью». Информация актуальна на 2016 год. Если Вы считаете, что статья 77 СК РФ устарела и не является актуальной, просим Вас написать об этом в редакцию сайта через форму форму обратной связи.

Сохраните страницу в соц. сетях:

Комментарий к Ст. 77 Семейного кодекса РФ

1. Немедленное отобрание ребенка необходимо в тех ситуациях, когда «промедление смерти подобно» и очевидность данного факта не вызывает сомнения. Решение о немедленном отобрании ребенка принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на издание соответствующего акта. Исполнение решения возлагается на орган опеки и попечительства, который в необходимых случаях привлекает к исполнению данного решения сотрудников органов внутренних дел (п. 2 ст. 79 СК РФ).

2. Орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, осуществляющего надзор за соблюдением прав и свобод человека (в том числе за законностью отобрания детей у родителей) и контроль над своевременным последующим обращением органа опеки и попечительства в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав, об отобрании ребенка.

Прокурор (или его заместитель) наделен правом принесения протеста на решение органа местного самоуправления об отобрании ребенка (если оно незаконно или необоснованно) или на внесение представления органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации об устранении допущенных нарушений закона при принятии такого решения.

3. При немедленном отобрании ребенка у родителей (или лиц, их заменяющих) ребенок, как правило, нуждается в оказании ему медицинской и психологической помощи, поэтому он направляется в учреждение здравоохранения (социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, социальный центр помощи детям либо другое специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации).

Исходя из конкретных обстоятельств, орган опеки и попечительства с учетом мнения специалистов может обеспечить ребенку временное устройство к близким родственникам.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)

8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

В соответствии с п. 4 ст. 65 СК РФ лица, заменяющие ребенку родителей, имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Судебная практика.

…Из материалов дела следует, что содержащиеся в детском доме 25 детей, на которых израсходованы средства субвенций, фактически находились без попечения родителей и были помещены в детский дом на основании постановления главы администрации Краснокамского муниципального образования. При этом администрация руководствовалась интересами детей, которых следовало незамедлительно изолировать из выявленной неблагополучной среды их нахождения, так как принятие решения о лишении родительских прав занимает длительное время. Кроме того, выявленное количество детей, фактически оставшихся без попечения родителей, и необходимость создания для них длительных и стабильных условий существования не позволило администрации использовать для размещения детей до определения их правового статуса социальный приют. Социальный приют является учреждением временного содержания и рассчитан на 20 койко-мест.

Таким образом, в целях исполнения требований законодательства, направленного на защиту детей, и в целях устранения опасности, угрожающей их личности и здоровью, администрация действовала в условиях крайней необходимости и в силу ст. 2.7 КоАП такие действия не являются административным правонарушением (Постановление ФАС Уральского округа от 04.09.2006 N Ф09-7718/06-С1 по делу N А50-8596/06).

Комментарий к Ст. 77 СК РФ

1. Предусмотренная комментируемой статьей мера является оперативной мерой административного воздействия и одновременно защиты прав несовершеннолетнего. Данная мера имеет следующие особенности:

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

1) основанием является непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью, что выражается в физическом, психическом воздействии на ребенка, оставлении ребенка в опасности, без присмотра, одежды, питания. При этом учитывается возраст ребенка;

2) необходимо оперативное устранение угрозы для спасения ребенка;

3) данная мера может быть применена не только к родителям, но и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок;

4) решение об отобрании ребенка носит административный характер; отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

5) осуществление данной меры производится органом опеки и попечительства;

6) о применении данной меры должен быть уведомлен прокурор. В том случае, если прокурор не согласен с данной мерой, он вправе в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ) принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение;
———————————
СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

7) в течение семи дней после вынесения административного акта орган опеки и попечительства обязан обратиться в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав;

8) как и любые действия административных органов, действия органов опеки и попечительства могут быть обжалованы родителями в суд.

Отобрание ребенка является крайней и оперативной мерой, для применения которой необходимо установление факта угрозы жизни или здоровью ребенка. Как следует из правовой позиции Европейского суда по правам человека, изложенной в п. 95 Постановления от 8 апреля 2004 г. по делу «Хазе (Haase) против Германии», сам по себе тот факт, что ребенок может быть помещен в более благоприятную для его воспитания среду, не оправдывает принудительные меры по отобранию его у биологических родителей; требуется наличие иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости такого вмешательства в право родителей на семейную жизнь вместе с их ребенком, закрепленное ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод .
———————————
Постановление Европейского суда по правам человека от 8 апреля 2004 г. N 11057/02 // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2004. N 9.

2. Ребенок может быть передан другому родителю, родственникам, а при отсутствии таковых — в детский дом. В дальнейшем вопрос об устройстве ребенка будет решен либо в судебном (вопросы об определении места жительства ребенка, о возврате ребенка и др.) либо в административном порядке (вопросы о передаче под опеку или попечительство, в том числе в приемную семью, о патронатном воспитании и др.). В том случае, если ребенок был отобран у лиц, заменяющих родителей (усыновителей, опекуна, попечителя), для них возникают соответствующие правовые последствия, а именно отмена усыновления, отстранение от обязанностей опекуна (попечителя), расторжение договора о передаче ребенка в приемную семью, договора о патронатном воспитании.