Штрафы и наказания за незаконную охоту в 2021 году

Кто принимает решение об административной ответственности

В контроле над охотой в РФ участвует множество структур. Это и исполнительная власть субъектов, муниципалитетов, Министерство природных ресурсов, а также сами природоохранные организации.

Решение об административной ответственности может быть вынесено в суде. Все «споры в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов размешаются в судебном порядке». Об этом гласит статья 56 ФЗ-№209 «Об охоте».

Заметьте, что на месте правонарушения инспектор вправе оформить акт и соответствующие документы, собрать доказательства, обыскать вещи или транспортное средство браконьеров, но выписать квитанцию на штраф он не может.

Собрав все сведения, он направляет документацию в правоохранительные органы, в суд с просьбой привлечь нарушителя к административной или уголовной ответственности. Далее вопрос будет решаться на другом уровне.

Наказание за охоту без путевки


При отсутствии специального договора на охоту налагается штраф Частная охота всегда подразумевает заключение специального договора. В этом документе прописано, на что охотник имеет право, а на что нет. Нужно еще получить необходимое разрешение на выход в лес с ружьем. В противном случае такого гражданина ожидают серьезные санкции. Перед тем, как начинать свою деятельность, рекомендуется тщательным образом ознакомиться с действующими правилами и положениями.

Штраф за охоту без путевки налагается в размере от пятисот рублей до четырех-пяти тысяч. Вряд ли имеет смысл рисковать собственными деньгами и получать административное правонарушение.

Особенности наказания за незаконную охоту

Перед тем, как пойти на охоту, охотник должен помнить о правилах. Нарушение Правил охоты и действующих законов может повлечь непоправимые последствия. Вид и мера наказания в России определяется судом.

Как правило, суд обращает внимание на такие нюансы:

  1. Серьезность правонарушения.
  2. Особенности последствий, которые наступили в результате действий гражданина. Например, в какой мере был нанесен вред природе.
  3. Размер причиненного ущерба.

Что касается конфискации, то конфискация оружия или орудий охоты — первое дело инспекторов. У них есть полное право конфисковать у вас их за нарушенные Правила.

Штрафы и прочие виды наказания введены для того, чтобы у граждан не было желаний стать браконьером или незаконно поохотиться.

Поэтому, отправляясь на охоту, рекомендуем иметь все необходимые разрешения и лицензии, и не отстреливать животных, занесенных в Красную книгу, какими бы привлекательными они не казались.

Что называется браконьерством

Под браконьерством понимают намеренное причинение вреда природе с целью получения личной материальной выгоды. Редкие растения и животные гибнут ради прихоти человека, приносятся в жертву сиюминутному желанию. Браконьеры ставят перед собой цель заработать деньги за счет незаконного отстрела животных, рыбной ловли или рубки леса. В результате природные ресурсы истощаются.


Отстрел животных на территории заповедника является браконьерством

Что можно отнести к нарушениям подобного плана?

  1. Отсутствие охотничьего билета для отстрела дичи. Когда отсутствует разрешение, человек не имеет права охотиться. За незаконную охоту предусмотрены увесистые штрафы.
  2. Осуществление охоты в неподходящее время года. Оказывается, если выйти в лес с ружьем наперевес не в то время, можно получить серьезное наказание. Штраф за нарушение правил охоты будет весьма немаленьким.
  3. Отстрел диких животных и ловля рыб, которые запрещены законом. Некоторые представители фауны занесены в красную книгу. Охота на них может повлечь за собой полное исчезновение конкретных видов. Во избежание таких нежелательных последствий предусмотрен штраф на нарушение правил охоты.
  4. Превышение нормы отстрела или отлова животных тоже называется браконьерством. Необходимо четко следовать установленным правилам и не допускать самоуправства. Недостаточно иметь специальную лицензию, нужно обязательно руководствоваться существующими положениями для того, чтобы не выходить за рамки принятого закона.

Кроме всего прочего стоит отметить, что браконьеры часто используют варварский подход. Обычно такие люди не тяготятся никакими моральными принципами и не переживают за состояние природы. Они руководствуются только личными соображениями, намереваясь заработать большие деньги на незаконной охотничьей деятельности. Если удается оштрафовать хотя бы малую часть бесцеремонных вредителей природы, то можно считать спасенными сотни и тысячи представителей животного мира.

О штрафе за несданные разрешения на охоту

С данным вопросом в редакцию обратился Николай Григорьев. Он написал, что хотел бы услышать юридическую оценку применения на практике ст. 7.11 ч. 1 КоАП РФ. При этом уточнил, что также хотел бы получить конкретные сведения о составлении протоколов на лиц, не сдавших разрешения по окончании охоты, и наложении на них штрафа по формулировке «Нарушение условий, предусмотренных разрешением».

Фото Антона Журавкова

Это, по его мнению, дает повод, не выходя из кабинета, ленивым госохотинспекторам улучшать показатели своей бездеятельности.

Он считает, что охотника могут привлечь к ответственности по статье 7.11 КоАП РФ за невозврат разрешения на охоту. Сразу хочу пояснить, ни в Законе «Об охоте», ни в «Правилах охоты» нет такого понятия «условия, предусмотренные разрешением», нет и требования, и порядка сдачи разрешений.

Есть иные параметры охоты, требования к продукции охоты, транспортировка, порядок выдачи разрешений, содержание разрешений на добычу, т.е. данные об охотнике, нормах, сроках, и видах охоты. А вот условий нет! А то, что на обороте мелким шрифтом напечатали, это уже отсебятина МПР, и об этом нет упоминания в НПА, а по КоАП РФ инкриминируют.

Что вы на это скажете, господа юристы?

Ответ. Уважаемый Николай!

Вы, к сожалению, невнимательно читаете законодательство в сфере охоты.

Статья 7.11 КоАП РФ действительно предполагает административную ответственность за пользование объектами животного мира или водными биологическими ресурсами без разрешения, если разрешение обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением, а равно самовольная уступка права пользования объектами животного мира или права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса.

Статья 1 ФЗ «О животном мире» определила, что пользование животным миром — это юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира. Юридическое определение условий пользования животным миром дано в статье 35 названного закона. Статьей 36 этого же закона определены положения о предоставление животного мира в пользование.

Условия пользования животным миром указаны в получаемом охотниками разрешении, порядок выдачи которого и его бланк утверждены Приказом МПР РФ от 23 апреля 2010 г. № 121 (в ред. от 04.10.2011 г. № 807; от 19.06.2012 г. № 161; от 19.08.2013 г. № 36).

3 августа 2013 г. вступили в действия изменения, внесенные ФЗ от 23.07.2013 г. № 201-ФЗ в статью 7.11 КоАП РФ. Была усилена ответственность за нарушения добычи охотничьих ресурсов без разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением. К сожалению, вы не увидели того, что объектом правонарушения по статье 7.11 КоАП РФ является право собственности на объекты животного мира. Поэтому охотник не может быть привлечен к ответственности по этой статье за то, о чем вы написали в своем обращении.

Охотника по статье 7.11 КоАП РФ, к примеру, вправе привлечь к ответственности, если он превысил допустимые нормы добычи. Это одно из условий добычи охотничьих ресурсов. Условия пользования объектами животного мира, которые указываются в разрешении, названы в пункте 16 Приложения к Приказу МПР РФ от 23.04.2010 г. № 121. Этот приказ, как вышеуказанные нормы законодательства, имеется в свободном доступе в интернете и в публичных библиотеках. Повторять их не буду.

Практика привлечения охотников к ответственности по статье 7.11 КоАП РФ не является секретом, с ней возможно ознакомиться на местах в органах, имеющих на это государственные полномочия.

Протоколы о нарушении по названной статье составляют должностные лица, перечисленные в статье 28.3 КоАП РФ. Со статистикой рассмотрения таких правонарушений лучше познакомиться в государственных органах, указанных в статьях: 23.10, 23.25 – 23. 27 и 23.29 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Изменения 2021 года

Охота является довольно широким понятием, которое подразумевает выслеживание, наблюдение, добычу диких птиц и животных, обитающих в дикой природе. Те звери, на которых открывается охота, признаются составной частью охотничьего фонда. К охоте приравнивают нахождение человека с огнестрельным оружием на территории угодья. Что изменилось в текущем году? В 2021 году в силу вступил приказ Минприроды РФ, в результате существенно выросли штрафы за незаконную охоту.

Незаконная добыча лося карается штрафом в 80 тысяч рублей. При отстреле самки сумма возрастает до 400000 рублей. Незаконный отстрел на ООТ (особо охраняемых территориях) увеличен до 560000 рублей. При добыче нескольких птиц или животных штраф возрастает.

Уничтожение особи дикого северного оленя карается штрафом 30000 рублей, сурка, куницы, бобра — по 6000 рублей за особь. Нелегальная добыча норки, зайца предполагает штраф 1000 рублей.

Такса за уничтожение без лицензии глухаря составляет 6000 рублей. При незаконной охоте на улара, тетерева, саджи, фазана придется заплатить 2000 рублей.

Для утки, рябчика, лысухи, голубя, куропатки «базовый» размер штрафа составляет 600 рублей, а добыча без лицензии перепела, камышницы карается 200 рублями за каждую особь. Повторное нарушение предполагает увеличение штрафа на размер повышающего коэффициента.

Штрафы за нарушения предусмотрены КоАП РФ в статье 8.37.

Штрафы за нарушение правил охоты

Сумма штрафа за нарушение правил охоты зависит от обстоятельств. Так, для физического лица штраф составляет около 4 тыс. рублей. При этом оружие обязательно будет конфисковано. Это распространяется и на охоту ловушками и капканами. Помимо денежного наказания, нарушитель также получит запрет на ведение охотничьей деятельности сроком в 24 месяца.

Для должностных лиц штраф за нарушения правил охоты серьезнее. Придется попрощаться не только с внушительной суммой (35 тыс. рублей), охотничьей лицензией, но и с оружием.

Повторное нарушение правил охоты


Если человек продолжает заниматься браконьерством, его лишают охотничьих прав на несколько лет Некоторых людей жизнь ничему не учит, поэтому предусмотрен штраф за нарушение охоты во второй раз. Под повторным нарушением правил понимается несоблюдение правил охоты в течение 12 месяцев. Так, если человек получил один штраф и повторно в течение этого же календарного года нарушил правила, наказание возрастает в несколько раз. В случае браконьерства, сумма штрафа может увеличиться в 10 раз, однако точные суммы устанавливаются в индивидуальном порядке и зависят от тяжести нарушения правил.

Если говорить о сроке запрета на охоту, повторное нарушение правил может привести к тому, что человек не сможет заниматься промыслом в течение целых трех лет.

Наказания и ограничения нарушителям

Несмотря на многочисленные предупреждения специалистов, часть охотников продолжает нарушать принятые правила. Их волнует штраф за охоту без путевки. Что будет, если отправляться на зверя без официального разрешения (лицензии)?

Такое поведение чревато серьезными последствиями. Злостным нарушителям не только придется заплатить штраф за охоту без путевки, им грозит и уголовное наказание

Отметим, что причиной наказания может стать не только отсутствие разрешающих охоту документов, но и иные пункты, которые важно предварительно внимательно изучить

К примеру, существуют определенные правила охоты на некоторых животных, их соблюдение является обязательным. Нарушение сроков, норм отстрела, указанных в путевке, карается штрафом.

По жалобе ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ. Решение от 19 апреля 2011 года № . Кемеровская область.

и его имущественное положение.

В качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства было учтено непризнание Филипповым *.*. вины. Однако, ст. 4.3 КоАП РФ, предусматривающая исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, такого обстоятельства не предусматривает.

Санкция ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ предусматривает возможность назначения гражданам дополнительного наказания в виде конфискации судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, однако в постановлении по делу об административном правонарушении не мотивировано не применение данного дополнительного наказания Филиппову *.*.

Кроме того, в постановлении по делу об административном правонарушении в отношении Филиппова *.*. указано, что данное Постановление может быть обжаловано в десятидневный срок с момента его вынесения, тогда как согласно ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на Постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

При таких обстоятельствах суд считает, что Постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ начальником Кемеровского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания в отношении Филиппова *.*. с существенным нарушением норм КоАП РФ и данные нарушения не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и установить виновность Филиппова *.*. в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения. Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения в настоящее время суд не усматривает.

Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 30.7. КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на Постановление по делу об административном правонарушении, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело суд выносит Решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, правомочный рассматривать дело.

При таких обстоятельствах, в связи с существенным нарушением процессуальных требований предусмотренных КоАП РФ, Постановление начальника Кемеровского отдела государственного контроля, надзора и охраны биоресурсов и среды их обитания от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Филиппова *.*. , подлежит отмене, а дело об административном правонарушении возвращению на новое рассмотрение в Кемеровский отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания. При новом рассмотрении дела необходимо устранить допущенные процессуальные нарушения, исследовать все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, учесть доводы, изложенные в жалобе, и принять мотивированное Решение.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Решил:

Жалобу Филиппова *.*. удовлетворить частично.

Постановление начальника Кемеровского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных ресурсов и среды их обитания от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении Филиппова ФИО7 ФИО5 отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении Филиппова ФИО6 направить на новое рассмотрение в Кемеровский отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья

копия верна

Судья *.*. Лопатина

Статья 8.37.

Наказание за незаконную охоту и действующие ограничения

Несмотря на все предупреждения специалистов, многие продолжают нарушать установленные правила, и часто их интересует вопрос – какое будет наказание за охоту без путевки. Ответ на этот вопрос всегда однозначный – охота без разрешающих документов чревата серьезными последствиями, до уголовного наказания. Однако нужно помнить, что причиной наказания может стать не только отсутствие регламентированных законодательством разрешительных документов, правила охоты предусматривают и другие пункты, которые необходимо предварительно изучить. В частности, нельзя нарушать сроки охоты, указываемые в путевке, как и нормы отстрела, существуют и особые нормы охоты на отдельные виды животных.

Охота без документов и нарушение сроков

Согласно установленным правилам КОАП, пресекается охота без путевки, причем, кроме административного наказания в форме штрафа, суд вправе отобрать у охотника его оружие и лишить охотничьего билета, однако самым серьезным наказанием для нарушителя правил охоты является лишение его самого права на охоту. Это лишний раз подтверждает, что, отправляясь на охоту, необходимо понимать все возможные последствия допущенных нарушений.

Существуют следующие наказания:

  1. Нарушение правил охоты карается штрафом до 5 тысяч руб. с конфискацией орудий охоты либо без нее или лишением права охотиться до двух лет.
  2. За охоту вне охотничьего сезона – штраф от 35 до 50 тысяч руб., запрет на охоту сроком до 2 лет.
  3. За отказ предъявить разрешающие документы (охотничий билет, путевка, разрешение на охотничье оружие, добычу охотничьих ресурсов и др.) накладывается запрет на охоту сроком до 2 лет и назначается штраф от 25 до 40 тысяч рублей.
  4. За охоту без разрешения/с нарушением условий охоты на медведей и копытных животных, отнесенных к охотничьим ресурсам – запрет на охоту сроком до 3 лет.

Распространено мнение, согласно которому разрешена охота на утку без путевки, однако это не так. Хоть охота на утку без путевки и не подпадает под само понятие браконьерства, согласно его определению, отсутствие разрешающих документов все же влечет наказание. При этом, как правило, оружие не подлежит изъятию, хотя оно может быть конфисковано на определенное время – до предоставления соответствующих документов.

Злостные нарушения охоты

Учитывая высокую общественную опасность браконьерства, в результате которого часто уничтожаются редкие виды животных, контролирующие органы наделены широкими полномочиями, включая видео и аудио фиксацию допущенных правонарушений, составление соответствующих актов.

Размер штрафа за нарушение правил определяется степенью причиненного ущерба, причем учитывается использование транспорта

Особое внимание уделяется случаям нелегальной охоты в зонах с чрезвычайным состоянием экологии и на особо охраняемых территориях

Так, охота признается незаконной, если деяние было совершено:

  1. С причинением ущерба.
  2. С использованием транспортного средства, взрывчатых веществ, газов или других способов массового уничтожения животных.
  3. В отношении птиц/зверей, охота на которых находится под запретом.
  4. На особо охраняемой территории, в зоне с чрезвычайной экологической ситуацией либо в зоне экологического бедствия.

Такая охота наказывается штрафом в размере до 200 тыс. рублей, в размере з/п за период менее 18 месяцев, или обязательными работами до 480 ч., или исправительными работами до двух лет, или арестом на время до 6 месяцев.

Деяния, совершенные организованной группой, подлежат наказанию в виде лишения свободы на период от 5 до 7 лет со штрафом до двух миллионов рублей либо в размере з/п либо другого дохода за время до пяти лет либо без него, с ограничением свободы до двух лет или без него.

Пристрелка охотничьего оружия

Также охотников интересует, где можно охотиться, не имея путевки, однако это не так просто, особенно учитывая, что используется огнестрельное оружие. Даже пристрелка оружия возможна только после уплаты государственной пошлины и получения соответствующего разрешения. Не стоит испытывать судьбу и пристреливать ружье, находясь на собственной даче, поскольку правила охоты предусматривают несение ответственности за ведение стрельбы в радиусе менее 200 метров от жилья. Если было зафиксировано именно такое нарушение, то стрелок получает штраф не за применение огнестрельного оружия в населенном пункте, как могло бы показаться, а за нарушение правил.

Статья КоАП РФ

Закон о браконьерстве в 2021 году будет суровее к браконьерам. Так президентом подписан закон, который ужесточает наказание в 2021 году за незаконную добычу водных биоресурсов. Штрафы за браконьерство в 2021 году при незаконном вылове или добыче, в результате которого отмечен крупный ущерб, вырастут до 300-500 тысяч рублей. К тому же осужденный будет лишен дохода, который равен 2-3 годам трудовой деятельности. Может быть применена и статья УК РФ за браконьерство, в результате осужденного лишат свободы на 2 года или отправят на исправительные работы.

22 мая 2021 klasterlaw 19 Поделитесь записью

Охота штрафы 2021

Отличные новости для лучников — хоть они по прежнему остаются в серой зоне, новое законодательство позаботилось о преференциях для них, когда луки все же станут полностью легальны. Сроки охоты на копытных животных, медведей и пушных животных могут устанавливаться на две недели раньше федеральных сроков охоты.

Если представить общую картину санкций за невыполнение основных правил ношения оружия или правил охоты, то их перечень достаточно разнообразный. С одной стороны, за незаконную охоту могут наказать штрафом от 20 до 35 тыс. рублей. Однако такое наказание последует, если преступление совершило должностное лицо. Что же касается гражданского, то сумма штрафа для него варьируется от 500 рублей до 4000 рублей, но в этом случае может предусматриваться конфискация ружья или даже лишение лицензии.

Для большинства регионов, скорее всего, ничего не изменится, но вероятно, будут и такие, в которых сроки и правила будут сильно отличаться от федеральных. Вы могли видеть что-то подобное в некоторых республиках в составе Российской Федерации, ну а теперь подобный законодательный опыт масштабирован на все регионы.

То же самое касается входа в охотугодья с ловчими птицами и собаками охотничьих пород — даже если вы просто вывезли собаку побегать в лесополосу или поля, то в глазах охотинспектора это будет браконьерством, причем совершенно неважно, охотник вы, или обычный любитель домашних животных. Имейте это в виду, так как некоторые угодья вплотную примыкают к населенным пунктам и дорогам общего пользования

Рекомендуем прочесть: Сколько получают пенсионеры в москве продовольственной помощи

Другой комментарий к Ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Статья 13 ЗК предусматривает обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков по проведению мероприятий по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот, а также сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. Соответственно данная норма права также обеспечивает принцип охраны земель, который рассматривался в комментарии к ст.8.6.

2. Правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, заключены в нескольких составах: невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ; несвоевременное выполнение указанных обязанностей.

Следует отметить, что ответственность по указанной статье Кодекса распространяется на противоправные действия только относительно разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, перечень которых утвержден Госгортехнадзором 12 апреля 1977 г.

3. Рекультивация нарушенных земель, в соответствии с Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденного Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г., осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивация осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.

Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).

Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

4. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при: разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземных способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.

5

Субъективная сторона комментируемых правонарушений может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности

6. Субъектами правонарушения, предусмотренного ст.8.7, могут быть физические лица, должностные и юридические лица.